Версия от 14 октября 2017 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Транспорт и связь
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Приказ Федеральной налоговой службы от 16 июня 2017 г. N ММВ-7-15/509@ "Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля"
О системе внутреннего контроля налогоплательщиков.
Согласно НК РФ организации должны применять систему внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
Установлены требования к организации такой системы.
Последняя должна отвечать специфике финансово-хозяйственной деятельности организации, функционировать на постоянной основе.
Закреплено, что в организации должны быть утверждены и доведены до сведения каждого сотрудника профессиональные, этические и поведенческие стандарты. Кроме того, необходимо разработать стандарты (правила) найма, мотивации, оценки, продвижения, увольнения работников, а также требования к их профессиональным знаниям и навыкам.
Прописаны положения о системе управления рисками организации, об их выявлении и оценке. Установлены правила раскрытия и представления информации о рисках.
Юрлицо представляет в налоговый орган на бумажном носителе и в электронной форме (по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота) информацию об организации системы внутреннего контроля.
Не реже 1 раза в квартал должна оцениваться необходимость внесения изменений в систему внутреннего контроля.
Организация направляет в налоговый орган актуальную информацию о системе внутреннего контроля не позднее 5 рабочих дней с даты внесения изменений.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 04 октября 2017 г. Регистрационный N 48424.
Банковская деятельность
Указание Банка России от 3 октября 2017 г. N 4560-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 25 февраля 2014 года N 149-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)"
Проверки кредитных организаций теперь будут планироваться на очередное полугодие, а не на год.
Скорректирована инструкция об организации инспекционной деятельности ЦБ РФ (Банка России).
В частности, пересмотрены правила согласования предложений о проведении проверок.
Сводный план проверок кредитных организаций (их филиалов) теперь составляется на полугодие (ранее - на очередной календарный год). Уточнена процедура его формирования и корректировки.
Прописаны основания для обязательного проведения внеплановых проверок кредитных организаций. Например, если необходимо проконтролировать правомерность оплаты приобретателями акций (долей) кредитной организации.
Обновлена форма задания на проведение проверки.
Указание вступает в силу со дня его официального опубликования.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2017 г. N 1198 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. N 774"
Продовольственное эмбарго: правила уничтожения незаконно ввезенных товаров будут действовать до конца 2018 г.
До конца 2018 г. был продлен запрет на ввоз в нашу страну отдельных видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны ЕС, Канада, Австралия, Норвегия, Украина, Албания, Черногория, Исландия и Лихтенштейн. Это было сделано в ответ на продление санкционного режима против России.
Соответствующие поправки внесены в правила уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в вышеуказанный перечень.
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Постановление Правительства РФ от 7 октября 2017 г. N 1226 "О внесении изменений в типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций"
Уточнено, на каких условиях к исполнению контракта в рамках 44-ФЗ привлекаются субподрядчики, соисполнители из числа субъектов малого бизнеса.
В силу 44-ФЗ заказчик вправе установить в извещении о закупке требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого бизнеса, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Скорректированы типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение таких субподрядчиков, соисполнителей.
Предусмотрено, что объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей устанавливается заказчиком в виде фиксированных процентов и должен составлять не менее 5% от цены контракта.
Оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы нужно в течение 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке. Ранее этот срок был больше - 30 дней.
Транспорт и связь
Постановление Правительства РФ от 6 октября 2017 г. N 1215 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
Об оформлении электронных паспортов ТС.
Скорректировано Постановление Правительства РФ о госрегистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории России.
В действующей редакции регистрация ТС, кроме зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории России сроком до 6 месяцев, осуществляется с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных знаков (ГРН) в порядке очередности возрастания их цифровых значений без резервирования за юридическими или физическими лицами отдельных серий или сочетаний символов.
Поправками взамен оговорена регистрация ТС, кроме зарегистрированных на территории стран ЕАЭС или временно ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС на срок не более 6 месяцев.
Такая регистрация будет осуществляться с выдачей соответствующих документов и ГРН без резервирования за юридическими или физическими лицами их отдельных серий или сочетаний символов. Порядки выдачи таких знаков устанавливаются МВД, Минсельхозом России, а также федеральными органами власти, в которых предусмотрена военная служба.
Закреплено, что если в электронном паспорте ТС со статусом "действующий" отсутствуют сведения об уплате утилизационного сбора в России или об основании неуплаты утилизационного сбора, то регистрация и изменение регистрационных данных ТС не осуществляются.
Соответствующие изменения вносятся в Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных ТС (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.
Так, информация об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора будет вноситься в электронный паспорт ТС на основании сведений ФТС или ФНС России.
Установлены сроки представления импортерами необходимых документов в ФТС России.
Указано, какие сведения и документы крупнейший производитель представляет в налоговый орган по месту своего нахождения в случае оформления на колесные ТС (шасси) или прицепы к ним электронных паспортов.
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения"
Надзор за безопасностью дорожного движения: новый регламент МВД России.
Заново регламентировано исполнение МВД России госфункции по госнадзору за соблюдением требований в области безопасности дорожного движения его участниками.
Скорректирован перечень административных процедур. К ним отнесены надзор за дорожным движением; остановка т/с; остановка пешехода; проверка документов, номеров, техсостояния т/с; применение мер административного воздействия; выезд на место ДТП.
Актуализированы правила информирования об исполнении госфункции, оказания первой помощи участникам дорожного движения, защиты их от преступных и иных противоправных посягательств, проверки документов иностранцев и лиц без гражданства, освидетельствования на алкогольное опьянение и др. Исключены нормы, связанные с изъятием в/у и запрещением эксплуатации т/с как мер обеспечения производства по административному делу.
Закреплено право сотрудников ГИБДД использовать для видеозаписи процессуальных действий, проводимых без участия понятых, цифровые устройства, позволяющие снимать видео. По возможности сотрудник должен проводить административные процедуры в поле обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных т/с и на стационарных постах, либо носимых видеорегистраторов. Разрешено использовать измерительные приборы, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям.
Закреплены нормы об оформлении ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции, а также возможность предъявить для проверки бумажную копию информации о заключении договора ОСАГО в электронном виде.
Участники дорожного движения предъявляют документы для проверки не только без обложек, но и без удерживающих устройств.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 октября 2017 г. Регистрационный N 48459.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 сентября 2017 г. N 678н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению и выплате единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, в случае невозможности его выплаты страхователем"
Как получить пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности, если страхователь не может его выплатить?
Регламентировано, как ФСС России назначает и выплачивает единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медорганизациях в ранние сроки беременности, если страхователь не может его выплатить.
Речь идет о выплате пособия, если на день обращения застрахованного лица за пособием страхователь прекратил деятельность или в его отношении проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве; если на банковских счетах страхователя недостаточно денег для выплаты и применяется предусмотренная ГК РФ очередность списания средств со счета; если невозможно установить местонахождение страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда.
Определен круг заявителей. Закреплено, что они могут действовать через представителя. Перечислены документы, которые нужно представить, чтобы получить пособие. Среди них, помимо заявления, - справка из медорганизации, поставившей женщину на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель). В определенных случаях нужно также представить вступившее в законную силу судебное решение об установлении факта невыплаты страхователем пособия либо о взыскании с него невыплаченной суммы.
Госуслуга может быть предоставлена посредством Единого портала или в МФЦ. Плата за нее не взимается.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 октября 2017 г. Регистрационный N 48446.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 сентября 2017 г. N 677н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению и выплате застрахованным лицам единовременного пособия при рождении ребенка в случае невозможности его выплаты страхователем"
Если работодатель не может выплатить пособие при рождении ребенка, за его получением следует обращаться в ФСС РФ.
Регламентирована процедура назначения и выплаты ФСС РФ единовременного пособия при рождении ребенка в случае невозможности его выплаты работодателем. Речь идет о ситуациях, когда работодатель прекратил свою деятельность, находится в процедуре банкротства либо на его счетах недостаточно денежных средств для выплаты пособия, а также если местонахождение работодателя и его имущества не установлено.
Обратиться за назначением и выплатой пособия могут не только лица, работавшие по трудовому договору, и государственные (муниципальные) служащие, но также члены производственного кооператива, принимавшие личное трудовое участие в его деятельности, священнослужители, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
Обращаться за назначением и выплатой пособия следует в территориальный орган ФСС РФ, в котором состоит на учете работодатель, не выплативший пособие. Определен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить для получения пособия. Их можно подать лично, по почте, через МФЦ либо направить в электронном виде через Единый портал госуслуг.
Пособие назначается и выплачивается в течение 10 календарных дней с момента поступления необходимых документов. Деньги перечисляются через почтовое отделение или банк.
Регламентирован порядок досудебного обжалования решений и действий территориальных органов ФСС РФ и их должностных лиц.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 04 октября 2017 г. Регистрационный N 48412.
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Постановление Конституционного Суда РФ от 6 октября 2017 г. N 23-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 115 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Р.К. Костяшкина"
Неустойка, взыскиваемая из-за просрочки уплаты алиментов, может быть снижена судом ввиду ее несоразмерности!
СК РФ предусматривает ответственность за несвоевременную уплату алиментов.
Так, при образовании задолженности по вине того, кто обязан уплачивать алименты по решению суда, он обязан внести неустойку их получателю. Размер - одна вторая процента от этой суммы за каждый день просрочки.
Согласно позиции КС РФ, при взыскании такой неустойки суд вправе уменьшить ее величину по правилам ГК РФ о ее снижении ввиду несоразмерности последствиям нарушения обязательства.
КС РФ пришел к выводу о том, что приведенные оспариваемые нормы СК РФ и ГК РФ в их взаимосвязи конституционны, т. к. по своему смыслу они не препятствуют упомянутому снижению судом неустойки.
Такое возможно при наличии заслуживающих внимания обстоятельств (в частности, связанных с оценкой реальных доходов алиментнообязанного лица в период образования задолженности и с учетом его обязанности содержать самого себя и других членов своей семьи, находящихся на его иждивении).
Как пояснил КС РФ, иное понимание данных положений приводило бы к отступлению от требования, согласно которому осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и интересы других членов семьи и иных граждан. Кроме того, это привело бы к снижению гарантий госзащиты семьи, материнства, отцовства и детства, а также противоречило бы общепризнанным принципам и нормам международного права.
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 3 октября 2017 г. N 33 "О ходе выполнения судами Российской Федерации постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2016 года N 48 "О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности"
Суды должны усилить контроль за возбуждением уголовных дел в сфере экономической деятельности и за производством по ним!
Проверено выполнение судами разъяснений, которые ранее были даны по вопросам привлечения к ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В этих разъяснений подчеркивалось, что нужно строго соблюдать права лиц, привлекаемых к такой ответственности, а также четко выполнять требования процессуальных норм.
Отмечено, что суды не всегда выясняют, относится ли преступление к упомянутой сфере. Выявлены факты чрезмерно длительного содержания обвиняемых под стражей без достаточных к тому оснований, в т. ч. когда в этот период не производятся следственные и иные процессуальные действия.
Суды недостаточно активно контролируют законность возбуждения и расследования уголовных дел в отношении предпринимателей.
В связи с этим судьям указывается на необходимость повысить уровень требовательности к представляемым ходатайствам о заключении под стражу (продлении срока применения такой меры) по подобным преступлениям.
Нужно проводить постоянный мониторинг практики по рассмотрению подобных ходатайств, по даче разрешений на производство следственных действий по этой категории дел, а также по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) органов, осуществляющих предварительное расследование.
Результаты должны обсуждаться на совещаниях судей, а областные и приравненные к ним суды обязаны направлять информацию каждые 6 мес. в ВС РФ.
Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве (утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов РФ от 5 октября 2017 г. (Протокол N 5))
Адвокат по назначению: определены основные принципы и способы распределения поручений на защиту.
Установлен порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве.
Основными принципами назначения адвокатов являются независимость (исключение влияния органов дознания, предварительного следствия или суда на распределение поручений на защиту по назначению между конкретными адвокатами), территориальность (невозможность участия в уголовных делах по назначению на территории одного субъекта Федерации адвокатов, сведения о которых внесены в реестр адвокатов другого субъекта Федерации), приоритетность (назначение на стадии судебного разбирательства того же адвоката, который осуществлял защиту по назначению на стадии предварительного расследования).
Установлены требования к региональным правилам назначения адвокатов. Недопустимо принятие поручений на защиту с использованием внепроцессуального взаимодействия адвокатов с дознавателями, следователями или судьями, а также знакомства и/или иной личной заинтересованности адвоката и лица, распределяющего поручения.
Определены основные способы распределения поручений на защиту по назначению. Это распределение поручений на основании графиков дежурств адвокатов, координаторами (кураторами), сотрудниками организованного адвокатской палатой субъекта Федерации центра, а также с использованием специализированных компьютерных программ.
Порядок вступает в силу с 5 октября 2017 г. Для приведения региональных правил назначения адвокатов в соответствие с порядком предусмотрен переходный период до 5 апреля 2018 г.