Версия от 29 июля 2017 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Ценные бумаги, фондовый рынок
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Строительство, градостроительство и архитектура
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Решение Верховного Суда РФ от 19 июня 2017 г. N АКПИ17-283
Признано незаконным правило об учете предпринимателем материальных расходов, осуществленных при изготовлении товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Верховный Суд РФ признал недействующим отдельное правило, касающееся учета индивидуальным предпринимателем (ИП) расходов в целях налогообложения.
Согласно ему материальные расходы, осуществленные при изготовлении товаров, выполнении работ, оказании услуг, списываются полностью на затраты в части реализованных товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
Эта норма не соответствует НК РФ, поскольку устанавливает для ИП, избравших кассовый метод учета доходов и расходов, дополнительное условие для признания указанных затрат в целях налогообложения.
По НК РФ при кассовом методе ИП вправе учесть понесенные расходы после их фактической оплаты. Таким образом, момент учета расходов не связывается с датой получения дохода от реализации товаров (работ, услуг), для изготовления (выполнения, оказания) которых эти затраты были понесены.
Письмо Федеральной налоговой службы от 14 июля 2017 г. N БС-18-11/645@ "Об интернет-сервисе ЛК ФЛ"
Отражение сведений о страховых взносах в личном кабинете налогоплательщика для физлиц: разъяснения ФНС России.
Личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте ФНС России.
Физлица используют личный кабинет для обмена документами с налоговым органом.
Отмечается, что налогоплательщики - пользователи личного кабинета для физлиц одновременно могут являться и застрахованными лицами в системе ОСС.
С помощью сервиса физлица могут получить как информацию, связанную с самостоятельной уплатой налогов, сборов, страховых взносов, так и сведения, представляемые в налоговые органы в отношении указанного физлица третьими лицами.
В частности, отражение в личном кабинете для физлиц сведений о страховых взносах, исчисленных работодателем, носит информативный характер и не противоречит назначению сервиса.
Банковская деятельность
Приказ Фонда социального страхования РФ от 17 мая 2017 г. N 242 "Об утверждении Порядка направления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации запросов в банк (иную кредитную организацию) о наличии счетов в банке (иной кредитной организации) и (или) об остатках денежных средств на счетах, о представлении выписок по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей, а также форм соответствующих запросов"
Справки о банковских счетах организаций и ИП: новый порядок направления запросов территориальными органами ФСС России.
Банки обязаны выдавать справки о наличии счетов и (или) об остатках средств на них, выписки по операциям на счетах организаций, ИП в течение 3 дней с даты получения мотивированного запроса.
Определен новый порядок направления запросов территориальными органами ФСС России. Уточнен ссылочный аппарат. Напомним, что налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов. С 1 января 2017 г. признан утратившим силу Закон о страховых взносах.
Приведены новые формы запросов.
Как и ранее, запросы передаются лично под расписку уполномоченному представителю банка либо направляются по почте с уведомлением о вручении.
Прежний порядок признан утратившим силу.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 июля 2017 г. Регистрационный N 47488.
Указание Банка России от 05 июля 2017 г. N 4450-У "О внесении изменений в пункт 4.70 части II приложения к Положению Банка России от 27 февраля 2017 года N 579-П "О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения"
Бухучет в кредитных организациях: поправки в части балансового счета N 47416.
Скорректирован План счетов бухучета для кредитных организаций.
Поправки касаются балансового счета N 47416 "Суммы, поступившие на корреспондентские счета, до выяснения".
В частности, уточнено, что по дебету этого счета отражается в т. ч. списание сумм выплат по распоряжениям получателей средств - физических лиц об их выдаче (зачислении).
Указание вступает в силу со дня его официального опубликования.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 июля 2017 г. Регистрационный N 47474.
Инструкция Банка России от 28 июня 2017 г. N 180-И "Об обязательных нормативах банков"
Инструкция об обязательных нормативах банков: новая редакция.
Приведена Инструкция об обязательных нормативах банков. Она заменит одноименную Инструкцию 2012 г.
Новая Инструкция предусматривает механизм, позволяющий банкам учитывать величину кредитного риска с использованием подхода на основе внутренних рейтингов для целей включения в нормативы достаточности капитала.
Уточнены критерии, которым должны удовлетворять кредитные требования к малым предприятиям в целях применения к ним пониженного коэффициента риска 75% при расчете обязательных нормативов.
Унифицированы подходы по применению повышенных коэффициентов риска. Уточнены правила расчета коэффициента рублевого фондирования и норматива Н12.
Прописан порядок учета кредитными организациями при расчете обязательных нормативов клиринговых сертификатов участия, полученных при внесении активов в имущественный пул, формируемый клиринговой организацией - центральным контрагентом.
На период с даты вступления новой Инструкции в силу и по 31.12.2018 предусмотрен пониженный коэффициент риска 75% в отношении кредитных требований и требований по получению начисленных (накопленных) процентов к корпоративным заемщикам, зарегистрированным на территории КФО.
Прописан порядок применения для целей расчета обязательных нормативов рейтинговых оценок, присвоенных рейтинговыми агентствами.
Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 12 июля 2017 г. Регистрационный N 47383.
Информация Банка России от 21 июля 2017 г. "Об отзыве у кредитной организации "Спурт" лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
У казанского банка "Спурт" отозвана лицензия.
С 21 июля 2017 г. отозвана лицензия на осуществление банковских операций у ПАО АКБ "Спурт" (г. Казань).
При неудовлетворительном качестве активов банк неадекватно оценивал принятые риски - финансировал крупный инвестпроект подконтрольных бенефициару банка предприятий с критическим финансовым положением. При объективном отражении стоимости активов в отчетности выявлена полная утрата собственных средств (капитала) банка. Руководство и собственники банка не предприняли эффективных действий, направленных на нормализацию его деятельности.
В банк назначена временная администрация до назначения конкурсного управляющего либо ликвидатора. Полномочия исполнительных органов приостановлены.
АКБ "Спурт" - участник системы страхования вкладов. Предусматривается выплата страхового возмещения по вкладам.
Согласно данным отчетности по величине активов кредитная организация на 1 июля 2017 г. занимала 183 место в банковской системе России.
Информация Банка России от 20 июля 2017 г. "Об отзыве у кредитной организации "Межтопэнергобанк" лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
Межтопэнергобанк потерял лицензию.
С 20 июля 2017 г. у кредитной организации "Межтопэнергобанк" отозвана лицензия.
Одна из причин - размещение денежных средств в низкокачественные активы, в том числе в строительной и инвестиционной сферах, неадекватная оценка принимаемых кредитных рисков. При этом банк кредитовал компании, не ведущие реальную хозяйственную деятельность. Кроме того, кредитная организация не соблюдала требования в части выявления операций, подлежащих обязательному контролю.
До назначения конкурсного управляющего или ликвидатора в кредитной организации будет работать временная администрация. Полномочия исполнительных органов банка приостановлены.
"Межтопэнергобанк" - участник системы страхования вкладов.
По величине активов на 01.07.2017 он занимал 108 место в банковской системе страны.
Ценные бумаги, фондовый рынок
Информационное сообщение Банка России "О новых требованиях к порядку представления отчетности в связи с вступлением в силу Указания Банка России от 21.06.2017 N 4425-У"
Новые требования к порядку представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг уже действуют.
С 24.07.2017 вступают в силу изменения в сроки и порядок представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг в ЦБ РФ.
В связи с этим разъяснено следующее.
Месячная отчетность составляется начиная с отчетности по состоянию на 31 июля 2017 г. и представляется начиная с отчетности за июль 2017 г.
Квартальная отчетность составляется начиная с отчетности по состоянию на 30 сентября 2017 г. включительно и представляется начиная с отчетности за III квартал 2017 г.
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется начиная с отчетности по состоянию на 30 сентября 2017 г. и представляется за 9 месяцев 2017 г. не позднее 31 октября 2017 г., годовая - с отчетности по состоянию на 31 декабря 2017 г. и подается за 2017 г. не позднее 30 января 2018 г.
Отчетность на нерегулярной основе представляется начиная с событий, требующих уведомления, наступивших после 31 июля 2017 г.
Отчетность профессиональных участников, отчетная дата по которой наступила до вступления в силу изменений, должна представляться в Банк России в соответствии с прежним порядком.
Форма отчетности 0420401 "Общие сведения о профессиональном участнике" была изложена в новой редакции. Поэтому рекомендуется (независимо от наступления обязанности представить эту форму) первично направить ее до конца III квартала 2017 г.
Актуальная версия программы-анкеты подготовки электронных документов, а также соответствующие им XSD-схемы размещаются на официальном сайте Банка России до начала срока представления отчетности.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 июля 2017 г. N 91 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары"
В декларации на вывозимые товары, подлежащие маркировке, надо указывать идентификаторы нанесенных контрольных знаков.
Скорректирован порядок заполнения декларации на товары.
Установлены правила указания в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" декларации идентификационных номеров (идентификаторов) нанесенных контрольных (идентификационных) знаков для вывозимых товаров, подлежащих маркировке.
Решение вступает в силу через 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 г. N 42 "Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО"
Снижены ставки импортных пошлин на некоторые виды грузовых транспортных средств и шин для легковых автомобилей.
До конца 2017 г. продлено применение комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин в отношении ряда товаров. Речь идет о некоторых видах соков, изделий из пластмассы, бытовых холодильников и морозильников, седельных тягачей, автобусов, транспортных средств повышенной проходимости, грузовых транспортных средств, автомобилей для перекачки бетонного раствора.
Временно (до конца 2017 г.) снижены ставки импортных пошлин на некоторые виды грузовых транспортных средств, шин для легковых автомобилей.
Кроме того, уточнены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных предметов одежды.
Решение обусловлено обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО. Оно вступает в силу через 10 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее 1 сентября 2017 г.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 г. N 41 "Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО"
Снижены ставки ввозных таможенных пошлин на многие виды товаров.
В соответствии с обязательствами России в рамках ВТО продолжается снижение импортных пошлин в отношении широкого круга товаров. Это касается рыбы, морепродуктов, полимеров, одежды, целлюлозы, текстиля, холодильников, ламп, транспортных средств, мебели и др.
Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее 1 сентября 2017 г.
Информация Министерства экономического развития РФ от 19 июля 2017 г. "О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 августа 2017 г."
Ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты на август 2017 г.
Приведены ставки вывозных пошлин на нефть и отдельные категории товаров из нее на август 2017 г.
При их расчете учтена средняя цена на сырую нефть марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. По результатам мониторинга за период с 15 июня по 14 июля 2017 г. она составила 333,3 долл. США за тонну.
Ставка пошлины на сырую нефть снижена до 74,4 долл. США за тонну (в июле - 80,9 долл.). Льготная ставка остается на нулевом уровне. Ставка на сверхвязкую нефть снизилась до 11,2 долл. США за тонну (в июне - 12,4 долл.).
Ставка на легкие и средние дистилляты, бензол, толуол, ксилолы, смазочные масла, дизельное топливо снижена с 24,2 до 22,3 долл. США.
Ставка на мазут, отработанные нефтепродукты, вазелин и парафин (кроме сырых и прочих), нефтяной битум снижена с 80,9 до 74,4 долл. США.
Для нефтяного кальцинированного кокса сохраняется нулевая ставка. Для некальцинированного кокса, а также тримеров и тетрамеров пропилена ставка снижена с 5,2 до 4,8 долл. США.
Для товарных бензинов ставка снизилась с 24,2 до 22,3 долл. США, для прямогонного - с 44,4 до 40,9 долл. США.
На сжиженные углеводородные газы, этан, бутан и изобутан сохраняется нулевая ставка.
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 г. N 40 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения""
Требования к средствам пожарной безопасности и пожаротушения: техрегламент ЕАЭС.
Принят технический регламент ЕАЭС "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения". Требования обязательны для применения и исполнения в странах Союза. Речь идет также о требованиях к маркировке указанных средств.
Установлены правила идентификации средств, их обращения на рынке Союза, порядок обеспечения соответствия средств требованиям безопасности и оценки их соответствия.
Прилагается перечень объектов, на которые распространяются требования. Он среди прочего включает огнетушащие вещества; средства огнезащиты; огнетушители; специальную защитную одежду пожарного. Указаны схемы подтверждения соответствия.
Закреплено, что если в отношении средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения приняты и вступили в силу другие техрегламенты Союза (Таможенного союза) с требованиями к ним, то такие средства должны соответствовать требованиям всех вступивших в силу регламентов, действие которых на них распространяется.
Регламент вступает в силу с 1 января 2020 г.
Решение вступает в силу через 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Приказ Минфина России от 1 июня 2017 г. N 83н "О порядке заполнения формы расчета потребности в федеральных специальных марках"
Заполняем расчет потребности в федеральных спецмарках на алкоголь по новым правилам.
Определены новые правила заполнения формы расчета потребности в федеральных спецмарках. Они утверждены Минфином России. Ранее соответствующими полномочиями было наделено Росалкогольрегуирование.
Расчет заполняется на дату составления отчета об использовании выданных федеральных спецмарок на начало текущих суток отчетной даты (00 часов 00 минут). Он составляется в целом по организации. При наличии обособленных подразделений расчет формируется отдельно по каждому из них.
При заполнении расчета используются данные, зафиксированные в ЕГАИС, а также сведения, указанные в последнем расчете, по которому было принято решение об изготовлении марок.
Расчет может быть заполнен с использованием программных средств ЕГАИС.
Предусмотрен перечень документов, используемых при составлении расчета. Разъяснен порядок заполнения отдельных граф.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июля 2017 г. Регистрационный N 47463.
Строительство, градостроительство и архитектура
Обзор судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19 июля 2017 г.)
Верховный Суд РФ обозначил подходы к разрешению споров, связанных с долевым строительством.
Президиум Верховного Суда РФ утвердил обзор судебной практики по спорам, связанным с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иной недвижимости.
В нем освещены вопросы заключения, исполнения и расторжения договора долевого участия, а также ответственности застройщика, в т. ч. взыскания с него неустоек, административных штрафов.
В частности, отмечается, что Закон о долевом строительстве применяется и к предварительному договору купли-продажи квартиры, если в действительности имелся в виду договор долевого участия.
Чтобы перенести сроки строительства, застройщику нужно заключить с дольщиком соглашение, подлежащее госрегистрации. Неоплата дольщиком договора позволяет застройщику расторгнуть его, только если это не противоречит требованиям добросовестности и разумности.
С застройщика, нарушившего срок устранения недостатков, можно взыскать неустойку, предусмотренную Законом о защите прав потребителей.
В случае, когда право дольщика на неустойку перешло к новому кредитору, она исчисляется за период с момента нарушения застройщиком своих обязанностей перед предыдущим кредитором, если иное не установлено договором.
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Постановление Конституционного Суда РФ от 19 июля 2017 г. N 22-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан США Н.Д. Вордена и П.Д. Олдхэма"
Конституционный Суд РФ разобрался в правилах миграционного учета временно пребывающих в России иностранцев.
Признаются неконституционными отдельные положения Закона о миграционном учете.
Дело в том, что они содержат неопределенность в вопросе о месте пребывания, по которому временно пребывающий в России иностранец (лицо без гражданства) обязан встать на учет. А именно: допустима ли и в каком случае постановка на учет по месту нахождения (адресу) принимающей стороны.
Нет определенности и в вопросе о том, каким образом соотносятся обязанности указанного лица и принимающей стороны в части постановки его на учет именно по адресу, по которому он должен быть в соответствии с установленным порядком поставлен на учет по месту пребывания. Притом что нарушение этого порядка может повлечь привлечение иностранца (лица без гражданства) к ответственности.
Законодатель должен незамедлительно принять меры по устранению этой неопределенности.
Пока необходимые поправки не внесены, нужно исходить из следующего.
Оспоренные нормы не могут рассматриваться как обязывающие иностранца (лица без гражданства), поставленного на учет по месту нахождения пригласившей его организации, вставать на учет по адресу предоставленного ею жилого помещения.
Во всех иных случаях иностранцы и лица без гражданства должны, если в законе прямо не указано иное, вставать на учет по месту пребывания в месте их фактического проживания.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Информация Фонда социального страхования РФ от 7 июля 2017 г. "Электронный листок нетрудоспособности"
Об электронном листке нетрудоспособности.
С 1 июля 2017 г. с письменного согласия пациента листок нетрудоспособности может быть сформирован в форме электронного документа.
Для реализации нововведений требуется, чтобы и медицинская организация, и работодатель застрахованного лица (нетрудоспособного) являлись участниками системы информационного взаимодействия, а застрахованное лицо в письменном виде изъявило согласие на формирование электронного листка нетрудоспособности.
Сведения, содержащиеся в электронном "больничном", подписываются квалифицированными электронными подписями медработника и медорганизации.
Получить информацию о сформированных электронных листках нетрудоспособности работник и работодатель могут в Личных кабинетах, размещенных на сайте ФСС России.
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Указ Президента РФ от 20 июля 2017 г. N 327 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года"
Государственная политика в области военно-морской деятельности до 2030 г.: обновлены цели, задачи и приоритеты.
Утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года.
Этим документом определены цели, задачи, приоритетные направления и механизмы реализации государственной политики РФ в области военно-морской деятельности, а также роль и место Военно-Морского Флота, сил и средств органов ФСБ РФ в военной составляющей морского потенциала России.
Среди существующих и новых опасностей в документе выделяется стремление ряда государств, прежде всего США и их союзников, доминировать в Мировом океане, в том числе в Арктике. Ряд государств стремятся ограничить доступ России к ресурсам Мирового океана, ее выход на жизненно важные морские транспортные коммуникации. Среди опасностей указано давление на Россию для снижения эффективности ее деятельности в Мировом океане и ослабления контроля над Северным морским путем - исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией РФ.
С учетом негативных изменений среди основных целей указаны поддержание военно-морского потенциала на уровне, обеспечивающем гарантированное сдерживание агрессии против России с океанских и морских направлений; поддержание стратегической стабильности и международного правопорядка в Мировом океане, в том числе путем эффективного использования ВМФ; обеспечение благоприятных условий для освоения и рационального использования природных ресурсов Мирового океана.
Приведены стратегические требования к ВМФ, задачи и приоритеты в области его строительства и развития. Закреплены основные мероприятия по реализации Основ. Отмечено, что Россия продолжает стремиться закрепить ВМФ на втором месте в мире по боевым возможностям.
Утратили силу Основы государственной политики на период до 2020 г.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Решение Верховного Суда России от 24 мая 2017 г. N АКПИ17-103
Обосновывать в адвокатском запросе необходимость получения сведений больше не нужно!
ВС РФ пришел к выводу о незаконности некоторых требований, предъявляемых к оформлению адвокатского запроса.
Согласно оспариваемым нормам ведомственного акта в таком запросе, помимо прочего, должны быть сведения о соглашении (ордере или доверенности) на оказание юрпомощи, данные о том, в чьих интересах действует адвокат, а при необходимости и обоснование получения запрашиваемой информации.
Как пояснил ВС РФ, само требование об указании реквизитов упомянутого соглашения (ордера, доверенности) законно. Оно не нарушает принцип сохранности адвокатской тайны, т. к. такие сведения не рассматриваются в качестве персональных данных.
Однако это же нельзя сказать о Ф.И.О. физлица, в чьих интересах действует адвокат. Подобная информация относится к персональным данным. Поэтому указывать ее в запросе можно лишь с согласия самого человека, если иное не установлено федеральным законом.
С учетом этого нормы, требующие указывать во всех случаях Ф.И.О., признаются недействующими как незаконные.
Аналогичное же требование об указании в запросе данных доверителя-юрлица правомерно.
Кроме того, признаются недействующими положения, требующие при необходимости приводить в запросе обоснование получения запрашиваемых сведений.
Данные нормы противоречат Закону об информации, по которому лицо, желающее получить доступ к сведениям госорганов и органов местного самоуправления, не обязано обосновывать необходимость в этом.
Также оспариваемые требования вызывают неоднозначное толкование, т. к. неясно, кем устанавливается необходимость такого обоснования - адвокатом, оформляющим запрос, либо тем, кому он адресуется.
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2017 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 260 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Савченко"
Конституционный Суд РФ внес ясность в вопрос рассмотрения замечаний на протокол судебного заседания.
Конституционный Суд РФ разъяснил смысл нормы УПК РФ, согласно которой в течение 3 суток со дня ознакомления с протоколом судебного заседания стороны могут подать на него замечания.
Так, она допускает рассмотрение замечаний на протокол заседания первой инстанции и в том случае, когда сторона, прежде ознакомленная с ним, пропустила этот срок. Но лишь при условии, что перед этим в мотивированном постановлении было разрешено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
После направления уголовного дела в апелляционную инстанцию исключается восстановление данного срока и подача замечаний на протокол заседания первой инстанции. Однако стороны могут ходатайствовать о подтверждении или опровержении значимых для дела обстоятельств, относящихся к заседанию первой инстанции, не отраженных или неверно отраженных в протоколе. Апелляционная инстанция не может произвольно отклонить такие ходатайства. При этом она самостоятельно оценивает содержание протокола.
Первая инстанция обязана уведомить другую сторону об удостоверении правильности замечаний, поданных прежде ознакомленной с протоколом стороной после истечения установленного срока.
Кроме того, Конституционный Суд РФ обратил внимание на необходимость скорейшего внедрения во всех судах аудио-, видеозаписи хода и результатов судебного заседания.