Версия от 22 апреля 2017 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Интеллектуальные права
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Сельское хозяйство
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Транспорт и связь
Основы государственно-правового устройства
Бюджетная система
Выборы, избирательная система, референдум
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Административные правонарушения, административная ответственность
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Приказ Фонда социального страхования РФ от 28 марта 2017 г. N 114 "Об утверждении особенностей заполнения страхователями, зарегистрированными в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4 - ФСС), форма которого утверждена приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 381"
Новые особенности заполнения формы 4-ФСС для страхователей регионов - участников пилотного проекта.
С I квартала 2017 г. применяется новая форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС).
Кроме того, был продлен на 2017-2019 гг. срок реализации пилотного проекта, направленного на распространение прямых выплат страхового обеспечения по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний территориальными органами ФСС РФ. Каждый год в течение указанного периода к проекту будет присоединяться по 13 регионов. Также был уточнен порядок уплаты страховых взносов в ФСС РФ в субъектах Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.
В связи с этим пересмотрены особенности заполнения формы 4-ФСС в названных регионах.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 апреля 2017 г. Регистрационный N 46387.
Приказ Минфина России от 5 апреля 2017 г. N 58н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н"
Урегулированы вопросы внесения налогов иными лицами за плательщика.
Скорректирован порядок указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему.
Так, реализуются положения НК РФ, согласно которым налогоплательщикам разрешена уплата налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджет иными лицами. При этом последние не вправе требовать возврата внесенных сумм.
Согласно поправкам при уплате налогов иным лицом в полях "ИНН" и "КПП" плательщика указывается значение ИНН и КПП лица, за которого вносится налог.
Если у такого плательщика-физлица ИНН отсутствует, то в этом поле следует указать ноль ("0"), а в поле "Код" - Уникальный идентификатор начисления (индекс документа).
Поле "КПП" плательщика заполняется при уплате налога за юрлицо. В случае исполнения обязанности по уплате налога за физлицо в этом поле указывается ноль "0".
При заполнении поля "Плательщик" необходимо указать информацию о лице, оформившем платежное поручение.
Определены особенности заполнения распоряжений при переводе без открытия счета денежных средств, принятых от законных и уполномоченных представителей или иных лиц, исполняющих обязанности плательщика.
Также внесены изменения в правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей. Расширен перечень оснований платежа, указываемых в реквизите "106" распоряжения о переводе. Включена пассажирская таможенная декларация, квитанция получателя международного почтового отправления. Скорректированы особенности перечисления сумм кредитными организациями.
Уточнен ссылочный аппарат.
Урегулированы вопросы применения новых правил.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 апреля 2017 г. Регистрационный N 46369.
Приказ Федеральной налоговой службы от 31 марта 2017 г. NММВ-7-21/271@ "Об утверждении форм и форматов представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядков их заполнения"
Налог на имущество организаций: новые формы декларации и налогового расчета по авансовому платежу.
Установлены новые форма и электронный формат декларации по налогу на имущество организаций.
В новой форме декларации отражены изменения, внесенные в законодательство по вопросу исчисления указанного налога. Так, появился раздел для отражения информации об объектах недвижимости, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости. Организации, на балансе которых учитываются ж/д пути общего пользования и сооружения, являющиеся их неотъемлемой частью, получили возможность применять коэффициент Кжд при исчислении налога начиная с налогового периода 2017 г.
Приведен порядок заполнения новой формы.
Также обновлены форма, порядок заполнения и электронный формат налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций.
Приказ вступает в силу через 2 месяца со дня его официального опубликования и применяется с представления декларации по налогу на имущество организаций за 2017 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 апреля 2017 г. Регистрационный N 46348.
Приказ Федеральной налоговой службы от 20 марта 2017 г. N ММВ-7-14/222@ "Об утверждении формы и формата представления заявления российской организации о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе в качестве налогового агента, указанного в пункте 7.1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, в электронной форме"
Организации, перечисляющие выплаты служащим и работникам ВС РФ, признаны налоговыми агентами: форма и формат представления заявления о постановке на учет.
С 1 января 2017 г. в целях НДФЛ налоговыми агентами признаются также российские организации, перечисляющие денежное довольствие и содержание, зарплату, иное вознаграждение (иные выплаты) военнослужащим и гражданскому персоналу (госслужащим и работникам) ВС РФ.
Для постановки на учет (снятия с него) в качестве налогового агента такая организация направляет в налоговый орган по месту своего нахождения заявление в электронном виде.
Утверждены форма заявления и формат его представления.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 апреля 2017 г. Регистрационный N 46333.
Сообщение Министерства экономического развития РФ от 13 апреля 2017 г. "О средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья на период с 1 по 31 марта 2017 г."
Льготы по НДПИ: средние цены на некоторые виды углеводородного сырья за март 2017 г.
Приведены средние цены на некоторые виды углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении, за март 2017 г.
Речь идет о средних мировых ценах на обезвоженную, обессоленную и стабилизированную нефть и газовый конденсат, а также о средних ценах на горючий природный газ при поставках за пределы ТС и средней оптовой цене на него при поставках на внутренний рынок.
Показатели используются при расчете стоимости сырья в целях применения льгот по НДПИ. Цены рассчитываются Минэкономразвития России и публикуются на его сайте.
Банковская деятельность
Информационное письмо Банка России от 14 апреля 2017 г. N ИН-06-14/17 "О размещении реквизитов для перевода денежных средств в уплату задолженности по кредиту, выданному кредитной организацией до отзыва лицензии"
Где узнать реквизиты для перевода средств в уплату задолженности по кредиту, выданному банком до отзыва лицензии?
Сообщается, где можно узнать реквизиты для перевода денежных средств в уплату задолженности по кредиту, выданному кредитной организацией до отзыва лицензии.
Если кредит выдан банком, лицензия у которого отозвана после 30 января 2017 г., то указанные реквизиты можно узнать на официальном сайте банка либо на официальном сайте ЦБР в подразделе "Ликвидация кредитных организаций"/"Объявления временных администраций" раздела "Информация по кредитным организациям".
Если кредит выдан банком, лицензия у которого отозвана до 30 января 2017 г., то реквизиты для перевода средств в уплату задолженности по нему можно узнать на официальном сайте банка либо на официальном сайте АСВ в разделе "Ликвидация банков" (со дня возложения на АСВ функции конкурсного управляющего или ликвидатора).
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Москва, 11 апреля 2017 г.)
Таможенному кодексу ЕАЭС быть!
Подписан Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС.
Таким образом, на территории союза вводится единое таможенное регулирование.
Оговорки к договору не допускаются. В него могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами. Для этого требуется взаимное согласие стран ЕАЭС.
Договор вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении странами ЕАЭС необходимых внутригосударственных процедур, но не ранее 1 июля 2017 г.
Кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС) "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)"
Таможенный кодекс ЕАЭС: основные новшества.
Принят Таможенный кодекс ЕАЭС. Он направлен на обеспечение единого таможенного регулирования на территории Союза.
ТК ЕАЭС придет на смену ТК ТС. Также в него инкорпорированы нормы ряда международных договоров, входящих в право ЕАЭС.
Среди основных новшеств ТК ЕАЭС можно выделить преимущественно электронное таможенное декларирование, наделение ЕЭК правом устанавливать нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования.
Кроме того, новый кодекс содержит раздел, где урегулированы правовое положение таможенных органов и вопросы их взаимодействия в рамках Союза. Отдельный раздел кодекса посвящен деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченным экономическим операторам.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2017 г. N 14 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, а также в перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины принимается Советом Евразийской экономической комиссии, в отношении отдельных видов эфироспиртов для кожевенно-обувной промышленности"
Ввоз некоторых эфироспиртов для кожевенно-обувной промышленности: временно введена нулевая ставка пошлины.
До 31.03.2019 включительно решено применять нулевую ставку ввозной пошлины на отдельные виды эфироспиртов для кожевенно-обувной промышленности.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Интеллектуальные права
Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. N 76-ФЗ "О внесении изменения в статью 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
Порядок опубликования решений Суда по интеллектуальным правам по делам об оспаривании нормативных правовых актов изменился.
Уточнен порядок опубликования решений Суда по интеллектуальным правам по делам об оспаривании нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативными свойствами.
Исключено указание на обязательное направление решений для опубликования в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения - издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ.
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Постановление Правительства РФ от 13 апреля 2017 г. N 442 "Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок, по установлению порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 996"
За функционирование ЕИС в сфере закупок отвечает только Федеральное казначейство.
Федеральное казначейство наделено полномочиями по выработке функциональных требований к ЕИС в сфере закупок; по созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС; по установлению порядка регистрации в системе и правил пользования ею.
До 1 января 2018 г. приостановлено действие положений о ведении в ЕИС реестра единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории России.
До указанной даты информация, подлежащая включению в реестр, размещается федеральным органом исполнительной власти, заключившим специальный инвестиционный контракт, и региональным органом исполнительной власти, заключившим госконтракт, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта, на своих сайтах.
Признано утратившим силу постановление Правительства РФ, посвященное распределению полномочий между Минэкономразвития России и Федеральным казначейством при создании ЕИС.
Скорректированы правила функционирования ЕИС в части определения Федерального казначейства единственным уполномоченным органом в данной области.
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2017 г. N 450 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1222"
Скорректирован перечень товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергоэффективности в технической документации к ним.
Внесены изменения в перечень видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке.
В частности, уточнены наименования видов товаров и исключено указание их подвидов.
Установлена возможность применения дополнительного класса энергоэффективности А+++. Введен принцип применения унифицированной формы этикетки, используемой для указания класса энергоэффективности товаров.
Также введено единообразное применение наименования показателей, используемых производителями и импортерами при определении класса энергоэффективности.
Постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.
Сельское хозяйство
Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 9 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"
Закон о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами: что изменилось?
Внесены изменения в Закон о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами.
Закреплено, что такое неклинические (доклинические) лабораторные исследования пестицида; исследования пестицида, проводимые в тепличных и (или) полевых условиях (полевая фаза исследований); остаточное количество действующего вещества пестицида.
Установлено, что еще признается в качестве результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов по оценке опасности их негативного воздействия на здоровье людей и (или) окружающую среду.
Во-первых - это результаты регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов, полученные в российских испытательных лабораториях (центрах). Во-вторых - результаты неклинических (доклинических) лабораторных исследований пестицида, полученные в российских испытательных лабораториях (центрах), признанных соответствующими принципам надлежащей лабораторной практики. В-третьих - результаты неклинических (доклинических) лабораторных исследований об остаточном количестве действующих веществ пестицидов в сельскохозяйственной продукции, полученные в иностранных испытательных лабораториях (центрах).
Норма о признании результатов неклинических лабораторных исследований зарубежных лабораторий будет действовать со дня вступления в силу международного договора о присоединении России к Конвенции об учреждении ОЭСР.
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Приказ Федеральной налоговой службы от 21 марта 2017 г. N ММВ-7-20/229@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию"
Онлайн-кассы: определены форматы кассового чека в электронном виде и фискальных документов.
Установлены обязательные к применению форматы фискальных документов, отпечатанных (сформированных) ККТ на бумажном носителе либо сформированных и передаваемых ККТ в электронном виде.
Также установлен формат кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронном виде, направляемого покупателю (клиенту) на указанный им абонентский номер либо адрес электронной почты. Кроме того, определен формат подтверждения оператора, формируемого оператором фискальных данных, и реквизитов подтверждения оператора, хранимого фискальным накопителем.
Установлены дополнительные реквизиты фискальных документов. Они обязательны к использованию в случаях, предусмотренных форматами. Необходимость указания дополнительных реквизитов определяется версией форматов.
Версия формата 1.0 применяется до 1 января 2019 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 апреля 2017 г. Регистрационный N 46361.
Транспорт и связь
Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. N 75-ФЗ "О внесении изменений в статьи 60 и 68 Федерального закона "О связи"и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Несвоевременная или неполная уплата отчислений в резерв универсального обслуживания грозит пенями и штрафом.
Установлена ответственность операторов связи за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания.
Во-первых, введены пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по своевременной и полной уплате обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания. Пеня составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Взысканные через суд пени направляются на формирование резерва универсального обслуживания.
Во-вторых, введена административная ответственность за несвоевременную или неполную уплату оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания. Штраф составляет от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
Федеральный закон вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования.
Основы государственно-правового устройства
Указ Президента РФ от 17 апреля 2017 г. N 171 "О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций"
Администрация Президента РФ возьмет на контроль результаты рассмотрения обращений граждан и организаций.
Администрации Президента РФ поручено обеспечить мониторинг и анализ результатов рассмотрения обращений граждан и организаций, направленных в органы власти и государственные (муниципальные) учреждения, общественных инициатив, размещенных на интернет-ресурсе "Российская общественная инициатива", а также анализ принятых по ним мер.
Органы власти и государственные (муниципальные) учреждения должны разместить на своих сайтах счетчики обращений и ежемесячно представлять в Администрацию Президента РФ сведения о результатах рассмотрения обращений и принятых по ним мерах.
Непосредственно заниматься мониторингом и анализом результатов рассмотрения обращений будет некоммерческая организация "Фонд информационной демократии".
Указ вступает в силу с 1 июля 2017 г.
Бюджетная система
Приказ Федерального казначейства от 20 марта 2017 г. N 10н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении операций по казначейскому обеспечению обязательств при казначейском сопровождении целевых средств, и порядка их заполнения"
Казначейское сопровождение целевых средств: формы документов.
Утверждены формы документов, применяемых при осуществлении операций по казначейскому обеспечению обязательств при казначейском сопровождении целевых средств.
К ним относятся заявление на выдачу (перевод, изменение, отзыв) казначейского аккредитива; казначейский аккредитив; запрос на исполнение казначейского аккредитива.
Установлены правила заполнения форм.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 апреля 2017 г. Регистрационный N 46363.
Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 7 апреля 2017 г. NN 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308 "О составлении и представлении месячной и квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета в 2017 году"
О финансовой отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений.
Установлены особенности составления и представления месячной, квартальной бюджетной отчетности, квартальной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений в 2017 г.
Они касаются Сведений об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178), Отчета о движении денежных средств (ф. 0503123), Сведений об исполнении бюджета (ф. 0503164), Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), Пояснительной записки (ф. 0503160), Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128). Также сюда входит Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127).
Выборы, избирательная система, референдум
Постановление Конституционного Суда РФ от 13 апреля 2017 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40, частей 10 и 11 статьи 42 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктов 2 и 3 части 1 статьи 128 и части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой граждан И.Л. Трунова и М.В. Юревича"
Конституционный Суд РФ обозначил, когда нельзя отказывать в заверении списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам.
Конституционный Суд РФ проверил отдельные нормы Закона о выборах депутатов Государственной Думы и Кодекса административного судопроизводства РФ.
В итоге некоторые положения названного закона признаны неконституционными. Дело в том, что они позволяют отказывать в заверении списка кандидатов, выдвинутых политической партией по одномандатным избирательным округам, если представленные ею документы содержат сведения о выдвижении в некоторых округах более одного кандидата. Речь идет о случае, когда решения о выдвижении кандидатов по другим одномандатным округам приняты в рамках установленных правил и позволяют достоверно определить поименный состав кандидатов и их распределение по соответствующим одномандатным округам.
Остальные нормы не противоречат Конституции РФ. Они не препятствуют кандидату, выдвинутому политической партией по одномандатному округу, участвовать в качестве заинтересованного лица в возбужденном по ее заявлению деле об оспаривании отказа в заверении списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным округам. И эти нормы не исключают возможность самостоятельного судебного оспаривания им такого решения в части, непосредственно затрагивающей его пассивное избирательное право.
В федеральное законодательство надлежит внести соответствующие изменения.
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. N 77-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Депортированным крымчанам упрощен путь на родину.
Внесены поправки в Закон о правовом положении иностранных граждан в России. Установлен льготный порядок получения вида на жительство рядом лиц. Речь идет об иностранцах, которые сами либо родственники которых (бабушка, дедушка, отец, мать, супруг, супруга, дети, внуки, брат, сестра, усыновитель) были незаконно депортированы из Крыма.
Указанной категории граждан в качестве преференции предоставлена возможность получить вид на жительство без оформления разрешения на временное проживание. Главное - предоставить справку о реабилитации, выданную органами внутренних дел, прокуратуры либо судом.
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Постановление Конституционного Суда РФ от 18 апреля 2017 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта "м" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и пункта 7 части 3 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки О.И. Гуровой"
Осуждение сотрудника уголовно-исполнительной системы не является основанием для увольнения, если совершенное им деяние декриминализировано.
На сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) распространяется Положение о службе в органах внутренних дел (ОВД). Согласно ему сотрудник может быть уволен со службы в связи с осуждением за преступление после вступления в законную силу обвинительного приговора суда.
Эта норма признается неконституционной в той мере, в какой она предполагает увольнение сотрудника УИС в случае, когда на момент решения данного вопроса совершенное им деяние уже декриминализировано.
Принимая такое решение, Конституционный Суд РФ опирался на свои ранее выраженные позиции.
А из них следует, что воля законодателя, устранившего преступность деяния, должна учитываться и при применении общеправовых последствий совершения лицом уголовно наказуемого деяния.
В противном случае лица, осужденные до принятия закона, устраняющего уголовную ответственность, находились бы в неравном положении с теми, кто совершил аналогичные деяния после его вступления в силу.
В действующее правовое регулирование надлежит внести соответствующие изменения.
Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)"
Исправлен Закон о денежном довольствии сотрудников ряда правоохранительных органов.
Поправки касаются денежного довольствия сотрудников ряда правоохранительных органов. Они обусловлены упразднением ФСКН России и ФМС России и передачей их полномочий МВД России.
В связи с этим исключено распространение Закона о денежном довольствии сотрудников ряда правоохранительных органов на сотрудников упраздненных служб.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. N 78-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отдельных вопросов обеспечения правопорядка при проведении официальных спортивных соревнований"
Зарубежным болельщикам - дебоширам запретили въезд в Россию в период проведения ЧМ по футболу 2018 г.
Усилена ответственность за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований.
Так, за грубое нарушение указанных правил максимальный размер штрафа увеличен с 15 до 20 тыс. руб., а при назначении административного ареста обязательно применение дополнительного наказания в виде запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от 1 года до 7 лет.
При этом под грубыми нарушениями понимаются нарушения, повлекшие за собой приостановление либо прекращение соревнования, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни или здоровью самого нарушителя либо иных лиц, находящихся в месте проведения соревнования или на прилегающей к нему территории.
Иностранцев, допустивших повторное или грубое нарушение правил поведения зрителей на соревнованиях, будут штрафовать или подвергать административному аресту и выдворять из страны. Арест с выдворением назначают только за нарушения при проведении международных официальных спортивных соревнований. Однако суд с учетом личности иностранца может заменить выдворение на повышенный штраф или запрет посещения мест соревнований.
Также ужесточена ответственность за нарушение запрета на посещение мест соревнований.
Определен срок административного задержания лиц, к которым может быть применено выдворение из страны.
Кроме того, введен запрет на въезд в Россию в период проведения международных спортивных мероприятий зарубежных болельщиков - дебоширов.
Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2017 г. N 426 "Об утверждении Правил ведения Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом"
О ведении федеральных регистров инфицированных ВИЧ и больных туберкулезом.
Утверждены Правила ведения Федеральных регистров лиц, инфицированных ВИЧ, и лиц, больных туберкулезом.
Регистры являются федеральными информресурсами и ведутся Минздравом России в электронном виде. Региональные сегменты регистров при этом ведутся органами власти регионов в сфере охраны здоровья.
В регистрах содержатся паспортные данные пациента, адрес места жительства, диагноз, сведения об инвалидности, результаты диспансерного наблюдения и сведения об оказанной медицинской помощи, информация об отпуске лекарств и др.
Организации, оказывающие медпомощь, подают эти данные в уполномоченный орган региона, на территории которого проживают пациенты (организации, находящиеся в ведении федеральных органов власти, - в соответствующий федеральный орган власти). Это делается посредством ФГИС "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". Сведения представляются в течение 3 рабочих дней с даты установления врачом диагноза или получения им актуализированных данных о пациенте.
Орган власти размещает полученные сведения в региональном или федеральном сегменте не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем их представления.
Региональные сегменты должны быть сформированы до 01.07.2017.
Приказ Министерства культуры РФ от 31 октября 2016 г. N 2386 "Об утверждении типовых форм договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком"
Договор для покупки туристической путевки: типовые формы.
Туристский продукт реализуется по договору, который заключается в письменной форме (в т. ч. в виде электронного документа) между туроператором/турагентом и туристом/иным заказчиком.
Утверждены типовая форма договора с туроператором и типовая форма договора с турагентом.
В них указываются общая цена и порядок оплаты продукта; регламентируются вопросы взаимодействия и ответственности сторон; определяются срок и правила изменения/расторжения договора; прописывается порядок разрешения споров.
К договору прилагается заявка на бронирование, куда вносятся сведения о туристе, информация о потребительских свойствах продукта; общая цена; сведения о договоре добровольного страхования в пользу туриста. К заявке прилагается список информации, которая должна быть доведена до заказчика.
Также неотъемлемыми частями договора являются информация о туроператоре/турагенте и опись принятых от заказчика документов.
Примерная форма договора о реализации туристского продукта, утвержденная летом 2016 г., утратила силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 апреля 2017 г. Регистрационный N 46358.
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. N 67-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о развитии военно-технического сотрудничества"
Россия и Узбекистан: договор о развитии военно-технического сотрудничества ратифицирован Президентом РФ.
Ратифицирован Договор между Россией и Узбекистаном о развитии военно-технического сотрудничества, подписанный в Москве 29 ноября 2016 г.
Договором определен порядок взаимных поставок продукции военного назначения, а также установлен благоприятный режим сотрудничества сторон в области разработки, производства, эксплуатации, ремонта, модернизации и утилизации вооружения и военной техники.
Согласно Договору указанная продукция перемещается из одного государства в другое по выпискам из перечней, выдаваемым уполномоченными органами сторон. Выдача лицензий не требуется. Контракты могут заключать как федеральные органы исполнительной власти (заказчики гособоронзаказа), так и организации, которые имеют право на один или несколько видов деятельности в отношении продукции военного назначения.
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 апреля 2017 г. N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве"
Верховный Суд РФ разъяснил порядок упрощенного производства.
Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснения по применению положений ГПК РФ и АПК РФ об упрощенном производстве.
Он в т. ч. указал, на какие дела распространяется такой порядок, каковы особенности их рассмотрения, а также раскрыл порядок принятия и обжалования судебных актов по таким делам.
В частности, поскольку арбитражный суд составляет мотивированное решение только по заявлению лица, участвующего в деле, при отсутствии соответствующего заявления обжалованию подлежит решение, принятое путем подписания резолютивной части.
Суд общей юрисдикции, арбитражный суд вправе изготовить мотивированное решение по своей инициативе. В этом случае решение вступает в законную силу и срок на его обжалование исчисляется со дня принятия решения путем вынесения (подписания) резолютивной части.
Отдельный блок разъяснений касается перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Разъяснения Пленума ВАС РФ по вопросам упрощенного производства более не применяются.
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в статью 303 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Введена ответственность за фальсификацию доказательств по административным делам и делам об административных правонарушениях.
Внесены поправки в статью УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за фальсификацию доказательств по гражданскому или уголовному делу, а также за фальсификацию результатов оперативно-разыскной деятельности.
Соответствующая норма дополнена установлением ответственности за фальсификацию доказательств по административным делам и делам об административных правонарушениях. Речь идет о лицах, участвующих в административном деле (представителях), участниках производства об административном правонарушении (представителях), должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях. При этом санкции статьи, содержащей указанные положения, не изменены.
Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. N 73-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Адвокат должен вступать в уголовное дело, а не допускаться к участию в нем.
Решено создать дополнительные гарантии независимости адвокатов при оказании ими квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве.
Адвокат вступает в уголовное дело, а не допускается к участию в нем и обладает всеми процессуальными правами с момента вступления в дело, а не с момента допуска.
Органы предварительного расследования и суд обязаны учитывать принятый советом Федеральной палаты адвокатов порядок участия адвоката в уголовных делах в качестве защитника по назначению.
Не подлежит допросу в качестве свидетеля в том числе адвокат (об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи). Исключение - о допросе в качестве свидетеля ходатайствует сам адвокат с согласия лица, которому он оказывал юридическую помощь.
Стороне защиты не может быть отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в производстве по уголовному делу специалиста для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. Исключение составляют случаи, когда специалисту дается отвод.
К недопустимым доказательствам относятся те, что входят в производство адвоката по делам его доверителей, получены в ходе оперативно-разыскных мероприятий или следственных действий (за исключением вещественных доказательств).
Участникам уголовного судопроизводства не смогут отказать в удовлетворении ходатайства не только о производстве следственных действий, но и о приобщении к материалам дела доказательств, если обстоятельства, об установлении которых ходатайствуют указанные лица, имеют значение для данного дела и подтверждаются этими доказательствами.
Конкретизированы правила сохранения тайны следствия.
Прописаны особенности производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката.
Административные правонарушения, административная ответственность
Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. N 74-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Антиконкурентные соглашения: по мере снижения общественной опасности сокращается размер административной ответственности.
Размер административной ответственности за различные антиконкурентные соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий и координацию экономической деятельности уменьшается по мере снижения их общественной опасности.
В частности, для соглашений в виде картеля установлен наибольший размер административной ответственности в виде штрафа для должностных лиц от 40 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет, для юрлиц - штраф от 0,03 до 0,15 размера выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги) либо суммы расходов на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 тыс. руб.
Для соглашений, если они приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, а также для соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, установлена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц от 20 до 50 тыс. руб. либо дисквалификация на срок до 3 лет, для юрлиц - от 0,1 до 1/2 начальной стоимости предмета торгов, но не более 1/25 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 тыс. руб.
В отношении такого правонарушения, как недопустимая координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, установлена административная ответственность в виде штрафа для граждан и должностных лиц в размере от 40 до 50 тыс. руб. (или дисквалификация для должностных лиц на срок до 3 лет), для юрлиц - от 1 до 5 млн. руб.
Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. N 69-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
КоАП РФ оградят от несистемной правки.
Скорректирован Закон о введении в действие КоАП РФ.
Предусмотрено, что внесение изменений в Кодекс, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляются отдельными федеральными законами.
Положения, предусматривающие внесение изменений в Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
Указанные нормы позволят предотвратить случаи внесения изменений и дополнений несистемного, фрагментарного характера.
Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. N68-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Расширен перечень случаев прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания.
Дополнен перечень обстоятельств, исключающих производство по делам об административных правонарушениях, и случаев прекращения исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.
В этот перечень включено внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юрлица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (привлеченного к административной ответственности), на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Также перечень случаев прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания дополнен внесением в ЕГРЮЛ записи об исключении юрлица, привлеченного к административной ответственности, из ЕГРЮЛ.
Ранее уполномоченные органы в указанных обстоятельствах не могли прекратить исполнение постановления о назначении административного наказания и были вынуждены администрировать безнадежную к взысканию задолженность до истечения срока давности исполнения указанного постановления.