Версия от 2 апреля 2016 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Валютное регулирование и валютный контроль
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Интеллектуальные права
Антимонопольное законодательство
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Транспорт и связь
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Основы государственно-правового устройства
Бюджетная система
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Административные правонарушения, административная ответственность
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Федеральный закон от 30 марта 2016 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области"
Завершение процедуры свободной таможенной зоны в Калининградской области: поправки к НК РФ.
Скорректирован НК РФ. Изменения направлены на создание благоприятных условий для осуществления деятельности в ОЭЗ в Калининградской области и касаются завершения процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ) в данном регионе.
Предусмотрено совмещение механизмов уплаты НДС, исчисленного таможенным органом при завершении процедуры СТЗ на территории ОЭЗ при выпуске товаров в процедуре для внутреннего потребления, и НДС, подлежащего уплате при реализации данных товаров в России, организациями, применяющими общую систему налогообложения. Для этого установлено освобождение от указанного налога, подлежащего уплате таможенным органам при помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления, при условии их реализации не позднее налогового периода, на который приходится 180-дневный срок с даты помещения товаров под указанную процедуру.
Закреплено, что если налогоплательщик НДС в течение указанного срока не реализовал освобожденные при ввозе в Россию от налогообложения товары либо реализовал их без предъявления покупателю сумм налога, то НДС подлежит уплате таможенным органам.
При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы либо при отправке уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налога суммы налога, исчисленные при выпуске товаров в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия процедуры СТЗ на территории ОЭЗ, уплачиваются в следующем порядке. Они вносятся за налоговый период, предшествующий переходу на указанные специальные налоговые режимы, либо за последний налоговый период перед отправкой указанного уведомления в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Приказ Минфина России от 1 марта 2016 г. N 16н "О внесении изменении в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
Изменения в порядке ведения бухучета органами власти и организациями госсектора.
Скорректирован единый план счетов бухучета для органов власти и организаций госсектора.
Группа счетов "Расчеты по авансам по прочим расходам" балансового счета "Расчеты по выданным авансам" дополнена новым видом счета "Расчеты по оплате труда" (20611). Также введен новый забалансовый счет 40 "Активы в управляющих компаниях". Он предназначен для учета активов, находящихся в доверительном управлении в управляющих компаниях.
Внесены изменения в порядок применения планов счетов. Установлены особенности отражения бюджетными и автономными учреждениями хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов.
Уточнен порядок забалансового учета задолженности неплатежеспособных дебиторов, поступлений денежных средств на счета учреждений, выбытий денежных средств с указанных счетов, а также невыясненных поступлений бюджета прошлых лет.
Приказ применяется при формировании показателей объектов учета в 2016 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 марта 2016 г. Регистрационный N 41570.
Приказ Федеральной налоговой службы от 4 марта 2016 г. N ММВ-7-17/117@ "Об утверждении Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией"
"Черный список" ФНС России: какие государства не предоставляют информацию России о деятельности КИК?
Составлен перечень государств и территорий, не обеспечивающих должный обмен налоговой информацией с Россией. Он используется для того, чтобы возложить обязанность по уплате в нашей стране налога с прибыли иностранных компаний (КИК), контролируемых российскими налогоплательщиками и зарегистрированных в соответствующих юрисдикциях.
Стоит напомнить, что согласно НК РФ прибыль КИК освобождается от налогов, если постоянным ее местонахождением является государство (территория), с которым имеется международный договор России по вопросам налогообложения. В вышеназванный перечень включены 111 государств и 22 территории, с которыми у нашей страны отсутствуют указанные договоры или они заключены, но не вступили в силу.
ФНС России ежегодно, не позднее 1 октября текущего года, пересматривает перечень. Изменения применяются в отношении налоговых периодов, начинающихся с 1 января года, следущего за годом внесения изменений.
Приказ вступает в силу с 1 апреля 2016 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 марта 2016 г. Регистрационный N 41486.
Банковская деятельность
Информация Банка России от 28 марта 2016 г. "Об отзыве у кредитной организации "СМАРТБАНК" лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
"СМАРТБАНК" лишен лицензии.
Пресс-служба Банка России сообщает, что с 28 марта 2016 г. отозвана лицензия на банковские операции у кредитной организации АО "СМАРТБАНК" (г. Москва).
Причины этой крайней меры - неисполнение законодательства о банковской деятельности, неоднократное нарушение в течение года требований "антиотмывочного" законодательства, снижение достаточности собственных средств (капитала) до критических значений.
В банк назначена временная администрация. Полномочия исполнительных органов банка приостановлены.
"СМАРТБАНК" - участник системы страхования вкладов населения. Вкладчикам, в том числе ИП, полагается страховое возмещение в размере 100% остатка средств, но не более 1,4 млн руб. в совокупности на одного вкладчика.
По величине активов банк на 1 марта 2016 г. занимал 378-е место в банковской системе страны.
Информация Банка России от 28 марта 2016 г. "Об отзыве у кредитной организации "Мосводоканалбанк" лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
Коммерческий Банк "Мосводоканалбанк" остался без лицензии.
С 28 марта 2016 г. отозвана лицензия у ОАО "Коммерческий Банк "Мосводоканалбанк".
Организация, в частности, размещала денежные средства в низкокачественные активы и не создавала адекватных принятым рискам резервов на возможные потери по ссудам и прочим активам. В уполномоченный орган направлялась недостоверная информация по операциям, подлежащим обязательному контролю.
В общество назначена временная администрация до определения конкурсного управляющего либо ликвидатора. Полномочия исполнительных органов приостановлены.
Информация Банка России от 24 марта 2016 г. "Об отзыве у кредитной организации "Богородский" лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
Банк "Богородский" остался без лицензии.
С 24.03.2016 у Банка "Богородский" (ООО) отозвана лицензия.
Причиной стало падение значения нормативов достаточности собственных средств (капитала) ниже 2 процентов. Размер собственных средств (капитала) оказался меньше минимального значения уставного капитала, установленного на дату госрегистрации кредитной организации.
Кроме того, банк проводил высокорискованную кредитную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы. В результате формирования резервов, адекватных принятым рискам, организация полностью утратила собственные средства (капитал).
До назначения конкурсного управляющего или ликвидатора в кредитной организации будет работать временная администрация. Полномочия исполнительных органов банка приостановлены.
Вкладчикам банка, в том числе ИП, полагается страховое возмещение в размере 100% остатка средств, но не более 1,4 млн руб. в совокупности на 1 человека.
Согласно данным отчетности по величине активов Банк "Богородский" на 01.03.2016 занимал 476 место в банковской системе страны.
Информация Банка России от 24 марта 2016 г. "Об отзыве у кредитной организации "МИКО-БАНК" лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
У КБ "МИКО-БАНК" ООО отозвали лицензию на осуществление банковских операций.
С 24 марта 2016 г. у КБ "МИКО-БАНК" ООО (г. Москва) отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
При неудовлетворительном качестве активов КБ "МИКО-БАНК" ООО неадекватно оценивал принятые риски. Надлежащая оценка кредитного риска и достоверное отражение стоимости активов банка привели к возникновению у него оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства). Кроме того, в середине марта 2016 г., банк фактически прекратил свою операционную деятельность.
В КБ "МИКО-БАНК" назначена временная администрация сроком действия до момента назначения конкурсного управляющего либо ликвидатора. Полномочия исполнительных органов приостановлены.
Банк участвует в системе страхования вкладов. Отзыв лицензии является страховым случаем в отношении обязательств по вкладам населения. Законодательством предусмотрена выплата вкладчикам страхового возмещения в размере 100% остатка средств, но не более 1,4 млн руб. в совокупности на одного вкладчика.
По величине активов на 1 марта 2016 г. банк занимал 392 место в банковской системе России.
Валютное регулирование и валютный контроль
Федеральный закон от 30 марта 2016 г. N 82-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Правительство РФ больше не будет контролировать валютные займы госкомпаний и госкорпораций?
Внесены изменения в Закон о некоммерческих организациях.
Исключены положения об установлении Правительством РФ порядка принятия решений госкорпораций и госкомпаний о заимствованиях в иностранной валюте.
При подготовке данных изменений было выявлено следующее. Мониторинг состояния долговой устойчивости корпоративного сектора, в т. ч. в части обязательств этих организаций, целесообразно проводить с использованием иных подходов.
Госкорпорации и госкомпании не являются основными российскими участниками внешних рынков заемного капитала. В структуре внешнего долга российского корпоративного сектора на таких заемщиков приходится лишь незначительная доля обязательств, выраженных в иностранной валюте (осуществляет внешние заимствования только Внешэкономбанк).
Информация Банка России от 28 марта 2016 г. "О приостановке проведения аукционов репо в иностранной валюте на срок 12 месяцев"
ЦБ РФ перестает проводить аукционы репо в инвалюте на срок 12 месяцев.
С 01.04.2016 ЦБ РФ приостанавливает проведение аукционов репо в инвалюте на срок 12 месяцев. Это связано с невостребованностью данных операций российскими кредитными организациями и перераспределением их спроса в пользу сделок репо в инвалюте на срок 28 дней.
ЦБ РФ продолжит определять параметры аукционов по предоставлению инвалюты на возвратной основе с учетом потребности российского банковского сектора в валютной ликвидности, прогноза платежного баланса и ситуации на внутреннем валютном рынке.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 марта 2016 г. N 25 "Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров"
Некоторые сорта винограда, цветную капусту и брокколи можно ввозить по сниженным ставкам пошлин.
Временно снижаются ставки ввозных пошлин на некоторую сельхозпродукцию.
По 31 мая 2017 г. включительно действует ставка 5% в отношении цветной капусты и брокколи. Для брюссельской капусты - по 31 мая 2019 г. включительно.
Вводится нулевая ставка пошлины в отношении фисташек в скорлупе и очищенных от нее, фиников, ряда сортов винограда (коринка, султан, прочий). Она применяется по 31 мая 2019 г. включительно.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Информация Министерства экономического развития РФ от 23 марта 2016 г. "О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 30 апреля 2016 г."
О ставках вывозных таможенных пошлин на нефть на апрель 2016 г.
Определены ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров из нее на апрель 2016 г.
При их расчете учтена средняя цена на сырую нефть марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. По результатам мониторинга за период с 15 февраля по 14 марта 2016 г. она составила 243,7 долл. США за тонну.
Ставка пошлины на сырую нефть увеличивается с 39,5 до 54,9 долл. США за тонну. Льготная ставка остается на нулевом уровне. Ставка на сверхвязкую нефть составляет 6,2 долл. США.
Ставка на легкие и средние дистилляты, бензол, толуол, ксилолы, смазочные масла увеличивается с 15,8 до 21,9 долл. США.
Ставка на мазут, отработанные нефтепродукты, вазелин и парафин (кроме сырых и прочих), нефтяной битум увеличилась до 45 долл. США.
Для нефтяного кальцинированного кокса сохраняется нулевая ставка. Для некальцинированного - увеличивается с 2,5 до 3,5 долл. США.
Для товарных бензинов ставка составляет 33,4 долл. США, для прямогонного - 38,9 долл. США. Ставка на дизельное топливо - 21,9 долл. США.
Ставка на тримеры и тетрамеры пропилена равна 3,5 долл. США.
На сжиженные углеводородные газы, этан, бутан и изобутан сохраняется нулевая ставка.
Приказ Минфина России от 10 марта 2016 г. N 22н "Об утверждении Порядка проведения таможенными органами идентификации иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны"
Свободная таможенная зона: порядок идентификации отдельных товаров.
Установлено, как таможенные органы проводят идентификацию иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (СТЗ), в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ.
Она осуществляется по заявлению декларанта.
Если декларантом готовой продукции, помещаемой под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, и декларантом товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ и использованных при изготовлении декларируемых товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, является одно и то же лицо, то в качестве заявления используется декларация на товары. Последняя представляется в уполномоченный таможенный орган для помещения готовой продукции под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Если речь идет о разных лицах, то подается заявление об идентификации иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру СТЗ, в готовой продукции на бумажном носителе (с электронной копией) или в электронном виде. В последнем случае заявление направляется по Интернету. Приведена форма заявления. К нему прилагаются подтверждающие документы.
Предусмотрен ряд особенностей для особой экономической зоны, созданной в Калининградской области.
При идентификации также используются сведения, содержащиеся в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов, о товарах, помещенных под таможенную процедуру СТЗ.
Уполномоченный таможенный орган ведет учет выданных заключений, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и готовой продукции, помещенной под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в целях контроля за завершением действия таможенной процедуры СТЗ.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 2016 г. Регистрационный N 41524.
Интеллектуальные права
Постановление Правительства РФ от 22 марта 2016 г. N 227 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 941"
Пошлины в области патентования: что нового?
Скорректировано Положение, определяющее размеры и порядок уплаты пошлин за совершение юридически значимых действий, связанных с патентованием, а также с регистрацией товарного знака и знака обслуживания, наименования места происхождения товара, перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами.
Теперь данное положение применяется также в связи с регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора. При этом о регистрации перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами речи не идет. Установлены размеры пошлин за вышеперечисленные действия.
Расширен перечень действий, за совершение которых взимаются пошлины. В него включено рассмотрение ходатайства об ознакомлении с документами заявки на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания и принятие соответствующего решения, ознакомление заявителя с запрошенными документами (если он явился в согласованные дату и время). Пошлина составляет 800 руб.
Антимонопольное законодательство
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 февраля 2016 г. N 187/16 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов"
Кто и как следит за экономической концентрацией в области использования водных объектов?
На ФАС России возложен госконтроль за экономической концентрацией в области использования водных объектов. Установлено, как исполняется данная госфункция.
Ведомство следит за соблюдением требований антимонопольного законодательства при совершении сделок, иных действий, в результате которых лицо (группа лиц) получает право пользования водными объектами (их частями), находящимися в федеральной, региональной или муниципальной собственности.
Перечислены сделки (действия), о которых необходимо уведомлять антимонопольный орган. В частности, лицо должно сообщить о предоставлении ему в пользование более 100 тыс. кв. м акватории водного объекта.
Уведомление нужно представить в орган не позднее 45 дней после даты совершения сделки. Его можно подать лично, направить по почте или через Единый портал госуслуг. Приведен перечень документов, прилагаемых к уведомлению.
По результатам рассмотрения уведомления заявителю могут выдать предписание об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Срок исполнения госфункции - 30 дней. В некоторых случаях он может быть продлен. Госпошлина и иная плата не взимается.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 2016 г. Регистрационный N 41540.
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Распоряжение Правительства РФ от 21 марта 2016 г. N 475-р
Перечень юрлиц, которые обязаны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию у малого и среднего бизнеса.
Ранее Правительство РФ было уполномочено определять конкретных заказчиков, которые обязаны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию, в т. ч. у субъектов малого и среднего бизнеса. Речь идет об АО с госучастием, госкорпорациях и компаниях, ФГУПах, реализующих программы инновационного развития.
Утвержден перечень таких юрлиц. В него вошло 90 организаций. В их числе 12 крупнейших заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, а также проекты изменений в такие планы оцениваются на предмет соответствия законодательству в части участия малого и среднего бизнеса в закупке.
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Федеральный закон от 30 марта 2016 г. N 74-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии"
Атомная энергетика: законодательные поправки.
Внесены изменения в Законы об использовании атомной энергии, о промышленной безопасности опасных производственных объектов, о Госкорпорации "Росатом".
Расширен перечень объектов, в отношении которых должны применяться нормы Закона об использовании атомной энергии. В него включены "ядерное топливо" (ядерный материал, предназначенный для получения тепловой энергии и (или) потоков излучения в ядерной установке за счет осуществления контролируемой ядерной реакции деления), а также "отработавшее ядерное топливо" (ядерное топливо, облученное в активной зоне реактора и окончательно удаленное из нее).
К полномочиям Правительства РФ отнесено утверждение порядка лицензирования деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях.
Расширена сфера компетенции Госкорпорации "Росатом". На нее возложены выбор головных научных, конструкторских и проектных организаций, утверждение положений о них, согласование решения о выводе из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения подведомственных учреждений. Она проводит экспертизу документов, необходимых для получения лицензии на использование ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, а также выдает сертификат-разрешение на транспортирование (перевозку) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них.
В Законе об электроэнергетике закреплено, что инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии и соответствующих критериям, определенным Правительством РФ, утверждаются уполномоченным ФОИС совместно с Госкорпорацией "Росатом" в порядке, установленном Правительством РФ.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Постановление Правительства России от 24 марта 2016 г. N 235 "О проведении эксперимента по маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха""
О маркировке меховых изделий.
Решено в период с 01.04.2016 по 31.12.2016 провести в России эксперимент по маркировке продукции товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" (код ТН ВЭД ЕАЭС 4303) контрольными (идентификационными) знаками. Это позволит оценить эффективность системы маркировки, планируемой к внедрению на территории ЕАЭС.
Утверждены Положение о проведении эксперимента и Правила маркировки.
Уполномоченными органами власти по проведению эксперимента определены Роспотребнадзор, ФТС и ФНС России. Кроме того, на последнюю возложены функции оператора информсистемы, используемой при проведении эксперимента.
При проведении эксперимента на добровольной основе будут привлекаться юрлица и ИП, которые занимаются производством и оборотом указанных товаров. Заявки на участие можно будет направить через сайт ФНС России.
Для покупки контрольных (идентификационных) знаков участники эксперимента должны будут разместить в системе заявление об изготовлении и о выдаче знаков. Они будут направляться в течение 5 дней с даты оплаты.
Транспорт и связь
Приказ Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. N 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности"
Как проводится досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности?
Установлено, как проводится досмотр, в т. ч. дополнительный и повторный, в целях обеспечения транспортной безопасности.
Досмотр проводится на КПП, постах, расположенных на границах зоны транспортной безопасности или ее частей, а также в зоне транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. Его цель - выявить лиц, не имеющих права на проход (проезд) в зону транспортной безопасности, а также обнаружить предметы, устройства и вещества, запрещенные или ограниченные для перемещения. В ходе дополнительного досмотра идентифицируются предметы и вещества, выявленные при досмотре. Повторный досмотр проводится, если субъектами транспортной инфраструктуры или перевозчиком получена информация об угрозе совершения актов незаконного вмешательства. Кроме того, в рамках досмотра ведутся наблюдение и собеседование. По их результатам принимается решение о дополнительном досмотре.
Досмотр проводят аттестованные работники подразделений транспортной безопасности. Они же решают, допустить или нет объекты досмотра в зону транспортной безопасности (ее часть). Досмотр организуют субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики (в т. ч. застройщики объектов транспортной инфраструктуры). Они же устанавливают количество КПП, постов, численность работников досмотра.
Определены особенности проведения досмотра при перемещении объектов в границах зоны транспортной безопасности. Регламентировано, как проводится досмотр отдельных предметов и лиц (официальная корреспонденция, конвоируемые лица).
При проведении досмотра могут использоваться специальные техсредства. Речь идет о рентгенотелевизионных, радиоскопических установках, стационарных, переносных и ручных металлодетекторах, газоаналитической и химической аппаратуре, средствах, обеспечивающих аудио- и видеозапись.
Определены права и обязанности работников досмотра.
Установлены особенности досмотра на объектах автомобильного, городского наземного электрического, воздушного, ж/д, морского и речного транспорта, метрополитенов, дорожного хозяйства. КПП на таких объектах оборудуются аварийным освещением и электроснабжением, на некоторых - еще и средствами связи и сигнализации. Результаты досмотра заносятся в специальный журнал учета. К досмотру могут привлекаться члены экипажей судов и поездных бригад, инженерно-технический персонал.
В связи с принятием данного порядка внесены соответствующие изменения в правила проведения предполетного и послеполетного досмотров.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 2016 г. Регистрационный N 41529.
Приказ Министерства транспорта РФ от 15 февраля 2016 г. N 24 "Об утверждении Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах"
Особенности обслуживания инвалидов в аэропортах и на воздушных судах.
Определен порядок предоставления инвалидам и лицам с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах.
Так, при бронировании указанные пассажиры могут обратиться к перевозчику непосредственно в пункты продажи либо по телефону или электронной почте, а также забронировать пассажирское место самостоятельно через информсистемы.
Услуги инвалидам оказываются по запросу о потребности в услугах. Такой запрос предоставляется инвалидами при заключении договора перевозки или договора о реализации турпродукта. Приведен перечень услуг, которые оказываются по указанному запросу без взимания платы. Среди них сопровождение и помощь в регистрации и оформлении багажа, обеспечение посадки на воздушное судно и высадки из него, персональная встреча в аэропорту и др.
Места прибытия в аэропорт должны быть оборудованы кнопкой вызова. Пассажиры могут оставаться в собственном кресле-коляске (кроме коляски с электроприводом) до выхода на посадку на борт судна. Урегулированы вопросы выдачи кресел-колясок в аэропорту назначения, аэропорту остановки, трансфера. Приведен перечень последовательных действий по обслуживанию пассажиров, которые выполняются по вылету, по прилету, на привокзальных площадях.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 марта 2016 г. Регистрационный N 41488.
Приказ Министерства транспорта РФ от 15 февраля 2016 г. N 25 "О внесении изменений в нормативные правовые акты Министерства транспорта Российской Федерации в части предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах"
Авиаперелеты станут доступнее для инвалидов.
Изменения в правилах воздушных перевозок направлены на обеспечение доступности для инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах.
Так, при бронировании отменена необходимость согласовывать с перевозчиком перевозку пассажира, лишенного слуха, без сопровождающего, а также несопровождаемого пассажира, лишенного слуха или зрения, который будет перевозиться под наблюдением перевозчика. Пассажир из числа инвалидов, лишенный слуха или зрения, может перевозиться без сопровождающего. Также не обязателен сопровождающий для перевозки пассажира в кресле-коляске или больного на носилках.
Сопровождающий требуется для перевозки пассажира из числа инвалидов по слуху и зрению одновременно.
Не требуется согласие перевозчика на перевозку пассажира, лишенного зрения, в сопровождении собаки-проводника.
Ребенок-инвалид в возрасте до 12 лет должен перевозиться только в сопровождении совершеннолетнего пассажира.
Предусмотрена бесплатная перевозка кресла-коляски, используемого пассажиром из числа инвалидов. Вес кресла-коляски не учитывается при расчете зарегистрированного багажа.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2016 г. Регистрационный N 41479.
Приказ МВД России от 20 октября 2015 г. N 995 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений"
С 1 сентября сдаем экзамен на водительские права по новым правилам.
С 1 сентября 2016 г. вводится новый порядок проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.
В целом процедура сдачи экзаменов на водительские права усложняется. Так, для сдачи теоретического экзамена необходимо в течение 20 минут правильно ответить на все 20 вопросов билета. В случае ошибки (их можно допустить всего 2) надо правильно ответить еще на 5 вопросов, на что отводится еще 5 минут.
Также более сложным стал экзамен по первоначальным навыкам управления на площадке. В частности, для получения прав категории B назначается 5 вариантов упражнений вместо 3. Расширен список возможных тестов.
Пересмотрена шкала штрафных баллов за ошибки при сдаче экзамена на вождение в условиях дорожного движения.
Всю необходимую информацию о порядке сдачи экзамена можно найти на официальном сайте Госавтоинспекции и Едином портале госуслуг.
Предусмотрена возможность обжалования решений и действий экзаменационного подразделения и его должностных лиц.
В связи с изменениями в законодательстве актуализирован порядок оформления водительских удостоверений.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2016 г. Регистрационный N 41477.
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Приказ Минфина России от 18 декабря 2015 г. N 203н "Об утверждении Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля"
О внешнем контроле качества работы аудиторов.
Утверждено Положение о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля.
Контроль проводится СРО аудиторов и Минфином России.
Принципы контроля - осуществление в отношении всех аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, независимость, обеспеченность финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, надлежащий уровень профессиональной компетентности контролеров, прозрачность процедуры назначения контролеров, отчетность о состоянии и результатах, публичность результатов, обеспечение устранения проверенным объектом выявленных нарушений и недостатков.
План контроля составляется на основе циклического и (или) риск-ориентированного подхода и размещается субъектом контроля на его сайте не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок.
Годовой отчет о состоянии контроля размещается субъектом контроля на его сайте не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.
Приказ об утверждении федерального стандарта аудиторской деятельности "Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля. ФСАД 4/2010" признан утратившим силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 марта 2016 г. Регистрационный N 41502.
Основы государственно-правового устройства
Постановление Правительства РФ от 26 марта 2016 г. N 236 "О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг"
Требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Установлены требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Они распространяются на федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, госкорпорации "Росатом" и "Роскосмос", а также органы власти субъектов Федерации и местного самоуправления.
Так, при предоставлении услуг посредством Единого портала, региональных порталов, официальных сайтов заявитель должен иметь возможность получить информацию о порядке и сроках процедуры, записаться на прием в орган (организацию), МФЦ, сформировать запрос, оплатить услугу, получить ее результат или сведения о ходе выполнения запроса. Кроме того, необходимо обеспечить прием и регистрацию запроса и иных требуемых документов. Также заявителю должна быть предоставлена возможность оценить качество услуги и подать жалобу на решения, действия (бездействие) чиновников.
Целесообразность перевода отдельных процедур в электронную форму устанавливают органы власти и организации. Состав действий, которые заявитель вправе совершить в электронной форме, определяется в административном регламенте предоставления услуги. При этом он должен быть одобрен Правительственной комиссией по использованию информтехнологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности либо уполномоченными органами власти региона.
Федеральным органам исполнительной власти, органам государственных внебюджетных фондов, госкорпорациям рекомендовано обеспечить предоставление госуслуг в электронной форме посредством Единого портала не позднее 1 июля 2017 г. Региональным органам власти рекомендовано обеспечить предоставление услуг в электронной форме в соответствии с данными требованиями не позднее 31 декабря 2018 г.
Бюджетная система
Федеральный закон от 30 марта 2016 г. N 71-ФЗ "О приостановлении действия абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Изменен срок приведения в текущем году государственных (муниципальных) программ в соответствие с законом (решением) о бюджете.
Закон касается срока приведения государственных (муниципальных) программ в соответствие с законом (решением) о бюджете.
Согласно БК РФ это необходимо сделать не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу закона (решения) о бюджете (т. е. до 1 апреля 2016 г.).
Учитывая сложную экономическую ситуацию, решено приостановить до 1 января 2017 г. действие данной нормы. В текущем году регионы и муниципальные образования могут самостоятельно определить случаи и сроки приведения государственных (муниципальных) программ в соответствие с законом (решением) о бюджете.
Что касается федеральных госпрограмм, то они будут уточняться в ходе формирования федерального бюджета на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 гг. Их планируется утвердить после обсуждения с депутатами Госдумы в I квартале 2017 г.
Отметим, что действие указанной нормы уже было приостановлено до 1 января 2016 г.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Приказ Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н "Об утверждении Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок"
Как пользоваться сайтом единой информационной системы в сфере закупок?
С 1 января 2016 г. действует сайт единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок (new.zakupki.gov.ru).
Приказом Казначейства России определены правила пользования сайтом единой информсистемы (ЕИС) участниками контрактной системы, а также иными лицами, использующими ЕИС для реализации своих функций и полномочий.
Субъекты системы смогут пользоваться ЕИС после прохождения процедуры регистрации и авторизации на сайте системы. При этом им будут доступны следующие функции: поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на сайте системы; формирование и размещение (в том числе, во взаимодействии с иными информсистемами) информации и документов, предусмотренных законодательством о закупках; обмен электронными документами; просмотр электронного журнала учета действий и операций в системе, получение выписок из него. Системой также могут пользоваться лица, участвующие в обязательном общественном обсуждении закупок, после прохождения самостоятельной регистрации и авторизации. Они смогут размещать на сайте системы свои замечания и предложения. При этом возможно без регистрации получать доступ к информации и документам, размещенным на сайте системы.
Кроме того, определены требования к электронному обмену информацией между ЕИС и региональными и муниципальными информсистемами в сфере закупок. В частности, такой обмен должен осуществляться по защищенным каналам связи с использованием сертифицированных средств защиты информации.
Приказ вступает в силу с 1 января 2016 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2016 г. Регистрационный N 41476.
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Федеральный закон от 30 марта 2016 г. N 73-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Отложен срок включения в плату за содержание жилья расходов на оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Перенесен срок включения расходов на оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды в состав платы за содержание жилого помещения.
Указанные расходы должны включаться в состав платы за содержание жилья не с 1 апреля 2016 г., а с 1 января 2017 г. Дело в том, что еще не все регионы установили нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Одновременно поправки предусматривают, что при первоначальном включении в плату за содержание жилья расходов на оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный регионом по состоянию на 1 ноября 2016 г.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Информация Пенсионного фонда России от 22 марта 2016 г. "О праве выбора варианта пенсионного обеспечения"
Накопительная пенсия: разъяснения для "молчунов" и остальных.
ПФР сообщает, что 31 декабря 2015 г. истек срок для принятия гражданами решения о выборе варианта пенсионного обеспечения - продолжать формировать накопительную пенсию или нет.
У граждан, формирующих пенсионные накопления в ПФР, которые ранее не выбирали инвестиционный портфель (управляющую компанию) и не меняли страховщика, а также у граждан, ранее отказавшихся от формирования накопительной пенсии, в дальнейшем формируется только страховая пенсия. Если у данных лиц уже есть пенсионные накопления, то они продолжат инвестироваться и будут выплачены им после выхода на пенсию.
Исключение составляют граждане 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 г. впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Они вправе выбрать вариант пенсионного обеспечения в течение 5 лет с момента первого начисления взносов. Для этого им необходимо подать заявление о переходе в НПФ или выборе инвестиционного портфеля.
ПФР отражает пенсионные накопления на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица по состоянию на 31 декабря года, в котором истекает 5-летний срок с года начала формирования накоплений у текущего страховщика.
Разъяснены способы формирования пенсионных накоплений. Допускается переход не чаще 1 раза в год из НПФ в ПФР и наоборот, а также из одного НПФ в другой. Приведен порядок расчета пенсионных накоплений, подлежащих передаче при указанном переходе. Обращается внимание на то, что менять фонд чаще 1 раза в 5 лет невыгодно. Это повлечет уменьшение суммы пенсионных накоплений гражданина.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Федеральный закон от 30 марта 2016 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"
Имущество религиозного назначения: поправки к законодательству.
Скорректированы ГК РФ и Закон о свободе совести и о религиозных объединениях.
В Закон введена статья о распоряжении имуществом, находящимся в собственности религиозных организаций.
В соответствии с ней сделки по распоряжению недвижимостью, а также договоры займа и кредитные договоры совершаются религиозной организацией с письменного согласия ее органа, уполномоченного уставом.
Недвижимое имущество богослужебного назначения, находящееся в собственности религиозной организации, при этом может отчуждаться только в случаях, предусмотренных уставом, и исключительно в государственную или муниципальную собственность либо в собственность религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности.
В отношении имущества религиозного назначения и связанного с ним имущества решено не применять правила о внесудебном порядке сноса.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24 марта 2016 г. N 02-133 "О наличии и использовании средств связи в пункте проведения экзаменов"
Вниманию участников ГИА-9 и ГИА-11! Пользоваться средствами связи и иметь их при себе на экзамене запрещено!
Даны разъяснения о наличии и использовании средств связи в пункте проведения экзаменов (ППЭ). Цель - предупреждение нарушений в ходе государственной итоговой аттестации по программам основного и среднего общего образования.
Согласно действующим нормам в день экзамена запрещено иметь при себе средства связи следующим лицам: обучающимся, выпускникам прошлых лет; организаторам в аудитории и вне аудиторий; ассистентам, оказывающим необходимую техническую помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья; техническим специалистам; медработникам; специалистам по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ при проведении ГИА-9.
В здании (комплексе зданий), где расположен ППЭ, выделяются места для хранения личных вещей указанных выше лиц.
Запрет не распространяется на руководителя ППЭ, членов государственной экзаменационной комиссии региона при проведении ГИА-11; уполномоченных представителей комиссии при проведении ГИА-9; сотрудников полиции; представителей СМИ и на некоторых других категорий лиц. Они вправе использовать средства связи только в штабе ППЭ и только в связи со служебной необходимостью.
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Федеральный закон от 30 марта 2016 г. N 75-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"
Закон о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих: что изменилось?
Скорректирован Закон о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.
Поправками отдельные полномочия ЦБ РФ в сфере инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих переданы Правительству РФ.
Это, в частности, касается установления порядка, условий и сроков проведения конкурсов на заключение договора об оказании услуг специализированного депозитария уполномоченному федеральному органу и договоров доверительного управления, критериев и порядка определения совокупной взвешенной оценки (рейтинга) специализированного депозитария и УК; правил продления договора доверительного управления накоплениями; правил передачи активов, в которые инвестированы накопления, в доверительное управление в случае прекращения договора доверительного управления.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Федеральный закон от 30 марта 2016 г. N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В вопросах наследования будут учитывать не день, а момент смерти.
Ранее нормы ГК РФ при определении круга лиц, имеющих право наследовать друг за другом, исходили из следующего. Граждане, умершие в один и тот же день, считаются в целях наследственного правопреемства умершими одновременно и не наследуют друг после друга.
Между тем Закон об основах охраны здоровья граждан для целей определения правовых последствий смерти требует фиксировать не день, а момент кончины человека, что во многих случаях позволяет такие последствия установить более точно, а значит, более справедливо.
Время смерти наряду с ее датой подлежит отражению и в медицинских документах.
Принятые поправки заменяют понятие "день смерти" на "момент смерти" для случаев, когда есть возможность такой момент установить.
Таким образом, если граждане умерли в один и тот же день и есть возможность установить момент смерти каждого, то один из них будет считаться умершим ранее, что даст другому возможность унаследовать за первым.
Для случаев объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, поправки предусматривают возможность указания в судебном решении об объявлении гражданина умершим не только дня, но и момента его смерти.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2016 г. Предусмотрены переходные положения.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
Новые разъяснения по вопросам присуждения компенсации за судебную волокиту.
Пленум Верховного Суда РФ дает новые разъяснения по вопросам присуждения компенсации за нарушение прав на судопроизводство и на исполнение судебного акта в разумный срок.
Прежние разъяснения по данному вопросу содержались в постановлении Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, выпущенном в 2010 г. Они более не применяются.
В частности, обращается внимание, что присуждение такой компенсации лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения.
Перечислены категории требований, подпадающие под действие Закона о названной компенсации, а также случаи, на которые он не распространяется.
Подчеркивается, что права на судопроизводство и на исполнение судебного акта в разумный срок неотчуждаемы и непередаваемы, в т. ч. в порядке уступки требования. Поэтому право на компенсацию имеет только лицо, участвовавшее в судебном разбирательстве, или лицо, в пользу которого выдан исполнительный документ. В случае процессуальной замены лица его правопреемником в спорном материальном правоотношении обстоятельства, связанные с нарушением указанных прав, имевшие место до перехода прав к правопреемнику, не могут являться основанием для удовлетворения его требования о компенсации.
Согласно прежним разъяснениям в случае смерти гражданина или реорганизации юрлица, обратившихся с заявлением о присуждении компенсации, допускалась замена указанных лиц их правопреемниками на любой стадии процесса и на стадии исполнения судебного решения.
Подробно разъяснен порядок подачи заявления о присуждении компенсации (форма, срок, основания для возврата и т. д.).
Указано, что необходимо учитывать при подготовке дела к судебному разбирательству, рассмотрении заявления, вынесении и исполнении решения о присуждении компенсации.
В каждом конкретном случае нужно обеспечивать индивидуальный подход к определению ее размера.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 8 "О внесении изменений в Положение о Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ, утв. постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 7 августа 2014 года N 5"
Уточнен порядок деятельности Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ.
С 15 сентября 2015 г. действует Кодекс административного судопроизводства РФ.
В связи с этим уточнен ссылочный аппарат Положения о Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ.
Скорректирован порядок обжалования решений Коллегии, принятых по жалобам или обращениям.
Изменен срок, в течение которого должен быть подписан протокол заседания Коллегии. Речь также идет о направлении замечаний лиц, участвующих в деле.
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств"
Новые разъяснения по ответственности за нарушение обязательств!
Даны разъяснения по отдельным вопросам об ответственности за нарушение обязательств.
Их подготовка обусловлена в т. ч. неоднократной корректировкой норм ГК РФ за последнее время.
В частности, речь идет о поправках, вступивших в силу относительно недавно, - с 1 июня 2015 г.
Среди прочего, в ГК РФ отдельно были включены положения о возмещении убытков при прекращении договора.
Имеются в виду в т. ч. случаи, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение должником договора повлекло его досрочное прекращение и кредитор заключил взамен аналогичную сделку. Убытки составляют разницу между ценами таких соглашений.
Поясняется, что кредитор может заключить не одну сделку взамен замещаемой. Его добросовестность предполагается. Однако должник не лишен возможности ее опровергнуть.
Разобраны также иные новые правила, закрепленные в ГК РФ согласно упомянутым поправкам.
Например, это возмещение потерь, возникших в случае наступления обстоятельств, определенных сторонами в соглашении. Подчеркивается, что подобная договоренность должна быть явной.
Относительно ответственности за недобросовестное ведение переговоров при заключении сделки указывается, что само по себе их прекращение без обозначения мотивов отказа не свидетельствует о недобросовестности. Бремя опровержения этого лежит на истце.
Юрлицо (гражданин) возмещает вред, причиненный недобросовестным поведением его работника при проведении переговоров.
Даны указания, касающиеся ответственности за неисполнение обязательства в натуре.
Так, рассмотрены отдельные нюансы, связанные с применением судебной неустойки, - суммы, присуждаемой по требованию кредитора на случай неисполнения соответствующего судебного акта.
Подчеркивается, что уплата такой неустойки не учитывается при определении размера убытков, причиненных неисполнением обязательства в натуре.
Правила о ней не применимы к случаям неисполнения денежных обязательств. Также она не может быть установлена по спорам административного характера.
Проценты за пользование чужими деньгами на такую неустойку не начисляются.
Данным процентам посвящен отдельный блок разъяснений. Согласно поправкам к ГК РФ нормы о них также подверглись серьезной редактуре. В частности, наконец был законодательно закреплен запрет на начисление сложных процентов. Ранее о нем говорилось лишь в разъяснениях.
Указывается, что такие проценты не начисляются на суммы экономических (финансовых) санкций, которые были необоснованно взысканы с юридических и физических лиц налоговыми, таможенными органами, органами ценообразования и другими госорганами и подлежат возврату из бюджета.
В таком случае можно предъявить требования о возмещении убытков, вызванных в т. ч. необоснованным взиманием сумм экономических (финансовых) санкций, если законом не предусмотрено иное.
Уделено внимание порядку начисления и расчета таких процентов.
Также выделены некоторые моменты, касающиеся применения законной и договорной неустойки, а также правил ее уменьшения судом.
Признаны не подлежащими применению отдельные разъяснения. Они касаются начисления процентов за пользование чужими деньгами, уменьшения неустойки, а также присуждения взыскателю денег за неисполнение судебного акта.
Федеральный закон от 30 марта 2016 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в статью 86 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Закон об исполнительном производстве поправили в части хранения арестованного имущества.
Скорректирован Закон об исполнительном производстве.
В действующей редакции имущество должника, на которое наложен арест, может передаваться на хранение лицу, с которым территориальным органом ФССП России заключен договор.
Поправками уточнено, что договор может заключаться не только территориальным органом, но и самой Службой.
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Федеральный закон от 30 марта 2016 г. N 78-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
В УК РФ появилась статья о финансовых пирамидах.
УК РФ дополнен статьей, направленной на борьбу с финансовыми пирамидами.
Поправки определяют указанную деятельность как привлечение денег и (или) иного имущества граждан и компаний в крупном размере, при котором выплата дохода производится за счет привлеченных денежных средств новых участников при отсутствии инвестиционной или другой законной предпринимательской деятельности в сопоставимых объемах.
Организаторам пирамид грозит штраф до 1 млн руб. или в размере зарплаты либо иного дохода осужденного за 2 года, или принудительными работами на срок до 4 лет, или лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы до года или без него.
Если средства привлекаются в особо крупном размере, санкции более суровы: штраф - до 1,5 млн руб., принудительные работы - до 5 лет, тюремный срок - до 6 лет.
В связи с данными изменениями в УК РФ следователи ОВД и органов наркоконтроля уполномочены проводить предварительное следствие по уголовным делам о таких преступлениях.
Административные правонарушения, административная ответственность
Федеральный закон от 30 марта 2016 г. N 81-ФЗ "О внесении изменений в статьи 22.2 и 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Уточнен список должностных лиц органов государственного экологического надзора, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Поправки касаются перечня должностных лиц органов государственного экологического надзора, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
В этот перечень включены государственные инспектора в области охраны окружающей среды (федерального, зонального и регионального уровней).
Одновременно из перечня исключены главные государственные инспектора в области охраны окружающей среды в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов Росприроднадзора и их заместители. Дело в том, что в настоящее время должностные лица городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов Росприроднадзора отсутствуют.
Кроме того, компетенцией рассматривать дела о нарушениях правил проведения ресурсных или морских научных исследований и правил захоронения отходов во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне России наделены только госинспектора в области охраны окружающей среды федерального и зонального уровней.
Федеральный закон от 30 марта 2016 г. N 77-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
За повторное грубое нарушение требований к бухучету может грозить дисквалификация.
Усилена административная ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в т. ч. к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Размер штрафа для должностных лиц теперь составляет от 5 до 10 тыс. руб. (ранее - 2-3 тыс. руб.).
Еще строже накажут за повторное правонарушение: предусмотрен штраф от 10 до 20 тыс. руб. либо дисквалификация на срок от 1 до 2 лет.
При этом расширен перечень грубых нарушений. К ним также отнесены искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%; регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухучета в регистрах; ведение счетов бухучета вне применяемых регистров; составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров; отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов и (или) регистров бухучета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение установленных сроков хранения таких документов.
Закреплен срок давности привлечения к административной ответственности по данным правонарушениям - 2 года со дня их совершения.