Чтобы быть в курсе всех важных изменений законодательства за неделю, подпишитесь на еженедельную рассылку.
Версия от 30 января 2016 года:
Мониторинг федерального законодательства
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Строительство, градостроительство и архитектура
Транспорт и связь
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Бюджетная система
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Информационное сообщение Минфина России от 20 января 2016 г. № ИС-аудит-1 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"
Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности: что нового?
Сообщается, что на сайте Минфина России размещен перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 г. (рубрика "Аудиторская деятельность - Общая информация - Обязательный аудит").
Для удобства пользования перечнем случаи обязательного аудита объединены в следующие группы: по организационно-правовой форме юрлиц; по виду деятельности; конкретные компании; субъекты, имеющие определенные финансовые показатели; организации, составляющие консолидированную отчетность.
По сравнению с аналогичным перечнем за 2014 г. в список за 2015 г. внесен ряд изменений. Так, увеличилось число случаев обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности. Мероприятия проводятся также в отношении Госкорпорации "Роскосмос", единого института развития в жилищной сфере, саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка. Сократилось число случаев обязательного аудита отчетности, который могут проводить индивидуальные аудиторы.
Начиная с отчетности за 2016 г. обязательному аудиту подлежит годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность политической партии, ее региональных отделений, иных зарегистрированных структурных подразделений.
Введена обязанность микрофинансовых компаний предоставлять в Банк России аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в порядке и сроки, установленные нормативным актом ЦБ РФ.
Письмо Федеральной налоговой службы от 30 декабря 2015 г. № СД-4-3/23251@ "О заполнении налоговой декларации по акцизам"
Акцизы на средние дистилляты: заполняем декларацию с учетом изменений, внесенных в НК РФ.
В ноябре 2015 г. в НК РФ были внесены изменения, предусматривающие в т. ч. новый порядок исчисления и уплаты акциза по вновь введенным в перечень подакцизных товаров средних дистиллятов.
Закреплены положения о выдаче нового свидетельства, прописаны новые объекты налогообложения, вычеты, виды алкогольной продукции.
Указанный порядок вступает в силу с 1 января 2016 г. Его положения необходимо учитывать при заполнении действующей декларации по акцизам до утверждения новой формы.
При этом рекомендуется применять справочники кодов видов подакцизных товаров, кодов показателей с учетом дополнений и кодов признака налогоплательщика (прилагаются).
Приводятся временные рекомендации по заполнению декларации на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, в целях отражения сведений о суммах, начисленных по средним дистиллятам.
Письмо Федеральной налоговой службы от 20 января 2016 г. № СД-4-3/558@ “О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за декабрь 2015 года”
Рассчитываем НДПИ в отношении нефти за декабрь 2015 г.
Приводятся данные, применяемые для расчета НДПИ в отношении нефти за декабрь 2015 г. При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 36,24 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 69,6801 значение Кц определено как 5,6705 (в предыдущем налоговом периоде Кц составил 6,6579).
Напомним, что ставка НДПИ в отношении нефти рассчитывается исходя из базовой ставки с применением ряда коэффициентов. В их числе коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц).
Данные для расчета НДПИ за ноябрь 2015 г. приведены в письме ФНС России от 18.12.2015 г. N СД-4-3/22222@.
Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 год (приложение к письму Минфина России от 22 января 2016 г. № 07-04-09/2355)
Аудит годовой бухгалтерской отчетности: на что обратить особое внимание?
Подготовлены рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 г.
Они составлены на основе обзора практики применения законодательства об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете.
В частности, затронуты вопросы влияния экономической ситуации. Названы подлежащие применению стандарты аудиторской деятельности. Перечислены меры по осуществлению внутреннего контроля качества проведения аудита. Раскрыты аудиторские процедуры в отношении информации о связанных сторонах.
Отдельные положения посвящены соблюдению аудируемым лицом "антиотмывочного" и противокоррупционного законодательства.
Даны рекомендации по оформлению аудиторского заключения.
В части составления бухгалтерской отчетности рассмотрены вопросы создания резерва сомнительных долгов по займам, отражения операций хеджирования финансовых рисков, определения степени завершенности работ, услуг, продукции с длительным циклом изготовления, учета наличия и движения отходов производства и пр.
Обозначены нюансы составления годовой бухгалтерской отчетности кредитными организациями, страховщиками и НПФ.
Банковская деятельность
Информация Банка России от 21 января 2016 г. “Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций”
Внешпромбанк лишен лицензии.
Банк России сообщает, что с 21 января 2016 г. отозвана лицензия на банковские операции у кредитной организации Внешнеэкономический промышленный банк (ООО "Внешпромбанк", г. Москва).
Причины этой крайней меры - неисполнение законодательства о банковской деятельности, неоднократное нарушение законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов, фальсификация отчетности, существенный дисбаланс между активами и обязательствами.
На протяжении длительного времени руководством банка проводились разнообразные операции по выводу активов.
ООО "Внешпромбанк" - участник системы страхования вкладов населения. Вкладчикам, в том числе ИП, полагается страховое возмещение в размере 100% остатка средств, но не более 1,4 млн руб. в совокупности на одного вкладчика.
По величине активов банк на 1 января 2016 г. занимал 40-е место в банковской системе страны.
Информация Банка России от 21 января 2016 г. “Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации”
АО АКБ "Турбобанк" осталось без лицензии.
С 21 января 2016 г. отозвана лицензия у АО АКБ "Турбобанк".
Общество не соблюдало требования законодательства и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. Кроме того, организация была вовлечена в сомнительные транзитные операции в крупных объемах.
В банк назначена временная администрация до определения конкурсного управляющего либо ликвидатора. Полномочия исполнительных органов приостановлены.
Информация Банка России от 21 января 2016 г. “Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации”
У АО "Мираф-Банк" отозвана лицензия.
С 21 января 2016 г. у АО "Мираф-Банк" (Омск) отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Банк размещал денежные средства в низкокачественные активы и не создавал адекватных принятым рискам резервов. В связи с неудовлетворительным качеством активов, он не обеспечил своевременное исполнение обязательств перед кредиторами. При этом АО "Мираф-Банк" представляло в надзорный орган существенно недостоверную отчетность, скрывающую наличие оснований для отзыва лицензии. Кроме того, банк несвоевременно направлял в уполномоченный орган сообщения по операциям, подлежащим обязательному контролю.
В АО "Мираф-Банк" назначена временная администрация сроком действия до момента назначения конкурсного управляющего либо ликвидатора. Полномочия исполнительных органов приостановлены.
Банк участвует в системе страхования вкладов. Отзыв у него лицензии является страховым случаем в отношении обязательств по вкладам населения. Законодательством предусмотрена выплата вкладчикам страхового возмещения в размере 100% остатка средств, но не более 1,4 млн руб. в совокупности на одного вкладчика.
По величине активов на 01.01.2016 банк занимал 358 место в банковской системе России.
Приказ Федеральной налоговой службы от 14 декабря 2015 г. № ММВ-7-15/574@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 25 октября 2010 года № ММВ-7-3/515@"
О каких еще гарантиях банк уведомляет инспекцию?
Скорректирован порядок уведомления налогового органа о факте выдачи банковской гарантии.
Уточнены категории налогоплательщиков, которым может быть выдана гарантия. В их число включены лица, имеющие свидетельство на переработку прямогонного бензина и (или) совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, и (или) включенные в Реестр эксплуатантов российской гражданской авиации и имеющие соответствующий сертификат. Выданная указанным налогоплательщикам гарантия предусматривает обязательство банка по требованию инспекции уплатить в бюджет акциз, излишне полученный ими в результате возмещения (зачета) в заявительном порядке, если решение о возмещении налога будет отменено.
Теперь уведомление направляется исключительно по ТКС. Ранее его можно было отправить также по почте.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 января 2016 г. Регистрационный № 40647.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Постановление Правительства РФ от 21 января 2016 г. № 22 “О внесении изменений в перечень видов (групп) товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), внешнеэкономические сделки с которыми подлежат учету для целей экспортного контроля”
Экспортный контроль: уточнен список товаров, внешнеэкономические сделки с которыми подлежат учету.
Скорректирован перечень видов (групп) товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), внешнеэкономические сделки с которыми подлежат учету для целей экспортного контроля.
Это связано с поправками, внесенными в ТН ВЭД ЕАЭС в части классификации разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов (код 8802 20 000 2), авиационных двигателей для них (код 8407 10 000 2), радиоаппаратуры дистанционного управления этими аппаратами (код 8526 92 000 2).
Определено, с какой даты применяются изменения.
Информация Министерства экономического развития РФ от 20 января 2016 г. "О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 29 февраля 2016 г."
Ставки вывозной пошлины на нефть на февраль 2016 г.
Определены ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров из нее на февраль 2016 г.
При их расчете учтена средняя цена на сырую нефть марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. По результатам мониторинга за период с 15 декабря 2015 г. по 14 января 2016 г. она составила 237 долл. США за тонну.
В феврале ставка пошлины на сырую нефть понижается с 73,3 до 52 долл. США за тонну. Льготная ставка остается на нулевом уровне. Ставка на сверхвязкую нефть составляет 5,9 долл. США.
Ставка на легкие и средние дистилляты, бензол, толуол, ксилолы, смазочные масла понижается с 29,3 до 20,8 долл. США.
Ставка на мазут, отработанные нефтепродукты, вазелин и парафин (кроме сырых и прочих), нефтяной битум снизилась до 42,6 долл. США.
Для нефтяного кальцинированного кокса сохраняется нулевая ставка. Для некальцинированного - 3,3 долл. США.
В феврале для товарных бензинов ставка составляет 31,7 долл. США, для прямогонного - 36,9 долл. США. Ставка на дизельное топливо - 20,8 долл. США.
Ставка на тримеры и тетрамеры пропилена равна 3,3 долл. США.
На сжиженные углеводородные газы, этан, бутан и изобутан сохраняется нулевая ставка.
Строительство, градостроительство и архитектура
Постановление Правительства РФ от 23 января 2016 г. № 29 “Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства и требований по обеспечению транспортной безопасности объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесенных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта, и о внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию”
Обеспечиваем безопасность строящихся объектов транспортной инфраструктуры.
Установлены требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры на этапе их проектирования и строительства. Они касаются воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного, городского наземного электрического, автомобильного транспорта, дорожного хозяйства, метрополитена.
Застройщик обязан установить предварительную категорию строящегося объекта. Разрабатываемая проектная документация должна содержать проектные решения, обеспечивающие транспортную безопасность.
Застройщик должен организовать на строящемся объекте досмотр, пропускной и внутриобъектовый режимы. Кроме того, необходимо утвердить и направить в Ространснадзор план обеспечения транспортной безопасности строящегося объекта.
Также прописаны требования по обеспечению транспортной безопасности зданий, строений и сооружений, расположенных на прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры земельных участках охранной зоны. В частности, владелец здания обязан организовать контроль за входом физлиц, въездом транспортных средств, ввозом грузов на объект.
Транспорт и связь
Приказ Министерства транспорта РФ от 16 декабря 2015 г. № 365 "О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации о порядке осуществления международных автомобильных перевозок, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 229”
Уточнена процедура контроля за соблюдением законодательства о международных автоперевозках.
Ространснадзор уполномочен следить за соблюдением законодательства (включая международные договоры России) о международных автоперевозках.
Скорректирована процедура.
В частности, уточнено, где осуществляется контроль. Это делается в стационарных и передвижных пунктах на российских автодорогах общего пользования, а также в передвижных пунктах на обозначенных дорожными знаками стоянках (парковках) транспорта на территории нашей страны.
Расширены права должностных лиц по контролю. Теперь они, помимо прочего, могут задерживать транспортное средство до устранения причин задержания или уплаты административного штрафа. Это делается, если перевозка осуществляется без разрешения либо учетного талона, а также если разрешение не заполнено, заполнено неправильно или не соответствует виду перевозки.
Установлены обязанности перевозчика через белорусский или казахстанский участок внешней границы ТС.
Дополнен перечень документов, подлежащих проверке в рамках контроля грузового автотранспорта.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 января 2016 г. Регистрационный № 40681.
Приказ Министерства транспорта РФ от 16 декабря 2015 г. № 368 “Об установлении значений разницы в расписаниях между временем отправления транспортных средств, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ”
О межрегиональных маршрутах регулярных перевозок.
Один или несколько участков устанавливаемого или изменяемого межрегионального маршрута регулярных перевозок могут совпадать с участками ранее установленных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок.
В таких случаях разница в расписаниях между временем отправления по устанавливаемому или изменяемому маршруту и временем отправления по каждому из ранее установленных маршрутов должна соответствовать значениям, установленным федеральным органом власти в сфере транспорта. Решено установить такие значения.
Значения зависят от протяженности устанавливаемого или изменяемого маршрута, общей протяженности его участков, совпадающих с участками каждого из ранее установленных маршрутов, и протяженности ранее установленных маршрутов.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 января 2016 г. Регистрационный № 40609.
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Постановление Правительства РФ от 20 января 2016 г. № 17 “О внесении изменений в Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”
Банкротство: уточнены правила предъявления требований по обязательствам перед государством.
Скорректирован порядок предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в рамках процедуры банкротства.
Заявление о признании должника банкротом должно быть направлено в арбитражный суд в течение 5 дней с момента возникновения соответствующего основания. Уточнено, что этот срок исчисляется в рабочих днях.
Остальные поправки касаются банкротства граждан. В частности, согласно поправкам уполномоченный орган вправе отложить подачу заявления о признании должника банкротом, если отсутствует подтвержденная информация и (или) иные доказательства, обосновывающие возможность обнаружения имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве в отношении гражданина, в т. ч. ИП, а также в отношении отсутствующего должника. Подача заявления откладывается до получения соответствующей информации и (или) доказательств, но не более чем на 1,5 года.
Признаны утратившими силу правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего (с учетом вносимых изменений).
Информация Банка России от 25 января 2016 г. "Комментарий к пресс-релизу Банка России от 18.12.2015 в части уточнения видов НФО, осуществляющих переход на новый порядок ведения бухгалтерского учета с 01.01.2018"
Для каких некредитных финансовых организаций изменится дата начала применения плана счетов и отраслевых стандартов бухгалтерского учета?
Сообщается, что 18 декабря 2015 г. размещен пресс-релиз, касающийся переноса даты начала применения некоторыми видами некредитных финансовых организаций (НФО) плана счетов и отраслевых стандартов бухучета с 1 января 2017 г. на 1 января 2018 г.
Дата перехода на новый порядок ведения бухучета изменяется для следующих НФО: профессиональных участников рынка ценных бумаг; реестра владельцев ценных бумаг; организаторов торговли; центральных контрагентов; клиринговых организаций; управляющих компаний ИФ, ПИФ и НПФ.
Так, дата начала применения Плана счетов и ОСБУ для субъектов страхового дела, включая страховых брокеров, НПФ, АИФ, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств остается прежней - 1 января 2017 г.
Управляющие компании в части отражения операций по договору доверительного управления средствами НПФ и СО, а также специализированные депозитарии в части учета имущества, в которое размещены средства пенсионных резервов и накоплений, активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств страховщика, переходят на План счетов и ОСБУ с 1 января 2017 г. В части отражения остальных операций - с 1 января 2018 г.
Бюджетная система
Приказ Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. № 395 "О внесении изменений в Порядок управления операциями со средствами на едином счете федерального бюджета, утвержденный приказом Федерального казначейства от 14 сентября 2009 г. № 210"
Скорректирован порядок управления операциями со средствами на едином счете федерального бюджета.
Полномочия по управлению операциями со средствами на едином счете федерального бюджета возложены на Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства.
В связи с этим уточнены режим единого счета федерального бюджета и порядок обеспечения территориальных органов Федерального казначейства средствами федерального бюджета при кассовом обслуживании исполнения федерального бюджета.
Приказ вступает в силу с 1 января 2016 г.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Приказ Министерства спорта РФ от 17 декабря 2015 г. № 1194 "Об утверждении перечней субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте”
Перечни субстанций и (или) методов, запрещенных в спорте: внесены дополнения.
Обновлены перечни субстанций и (или) методов, запрещенных в спорте.
Эти перечни соответствуют списку, содержащемуся в приложении 1 к Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, и изменяются с учетом вносимых в него поправок.
Так, в перечень запрещенных эндогенных стероидов дополнительно отнесены андростерон, эпи-дигидротестостерон, эпитестостерон, этиохоланолон.
В число исключений среди стимуляторов, относящихся к "особым" субстанциям, включен клонид. Среди гормонов и модуляторов метаболизма список пополнился мельдонием.
Прежние перечни запрещенных субстанций (методов) признаны утратившими силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 января 2016 г. Регистрационный № 40637.
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 14 января 2016 г. N 25/25-4
Рецептурные бланки старого образца разрешено использовать до 1 июля 2016 г.
Сообщается о продлении срока использования рецептурных бланков старого образца.
С 1 января 2016 г. все медицинские организации должны быть обеспечены рецептурными бланками форм N 107-1/у, N 148-1/у-88, N 148-1/у-04(л) нового образца и выписывать рецепты на них. Однако в ряде регионов имеются запасы рецептурных бланков старого образца. Поэтому разрешено их использовать до 1 июля 2016 г. При этом на обороте рецепта указывается новый срок его действия - 15 дней (форма N 148-1/у-88), 60 дней (форма N 107-1/у), 15 дней, 30 дней или 60 дней (форма N 148-1/у-04(л)).
Рецепты на наркотические средства и психотропные вещества также можно выписывать на рецептурных бланках старого образца (форма N 107/у-НП) с указанием на обороте рецепта нового срока его действия - 15 дней. Централизованное изготовление рецептурных бланков указанной формы нового образца будет осуществлено Минздравом России не позднее III квартала 2016 г.
Обращается внимание, что рецепты на бланках старого образца оформляются по новым правилам.