Мониторинг федерального законодательства
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Валютное регулирование и валютный контроль
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Транспорт и связь
Страховая деятельность
Основы государственно-правового устройства
Бюджетная система
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Административные правонарушения, административная ответственность
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Сообщение Министерства экономического развития РФ от 15 декабря 2015 г. "О средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья на период с 1 по 30 ноября 2015 г.”
Льготы по НДПИ для новых морских месторождений: средние цены на отдельные виды углеводородного сырья за ноябрь 2015 г.
Приведены средние цены на отдельные виды углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении, за ноябрь 2015 г.
Указаны средние мировые цены на обезвоженную, обессоленную и стабилизированную нефть и газовый конденсат. Также приведены средние цены на горючий природный газ при поставках за пределы ТС и средняя оптовая цена на указанный газ при поставках на внутренний рынок.
Названные цены используются при определении стоимости углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении, в целях применения льгот по НДПИ. Показатели рассчитываются Минэкономразвития России и публикуются на сайте Министерства.
Письмо Минфина России от 7 декабря 2015 г. № 03-11-09/71357
Минфин признал фиксированной сумму страховых взносов, уплачиваемых в размере 1% от доходов, превышающих 300 тыс. руб.
Минфин России изменил свою позицию по вопросу отнесения страховых взносов, уплачиваемых ИП в ПФР в размере 1% от суммы доходов, превышающих 300 тыс. руб., к взносам в фиксированном размере.
Законом о страховых взносах ограничен максимальный размер взноса по обязательному пенсионному страхованию (8 МРОТ х тариф страховых взносов в ПФР х 12). Таким образом, по мнению Министерства, установлен фиксированный размер минимальной и максимальной суммы страхового взноса.
Поэтому сумма страховых взносов, уплачиваемых ИП в ПФР в размере 1% от суммы доходов, превышающих 300 тыс. руб., может считаться фиксированным размером страховых взносов. ИП, не производящие выплаты и иные вознаграждения физлицам, вправе уменьшать на нее сумму налога по УСН и ЕНВД.
Ранее финансовое ведомство придерживалось противоположной позиции (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 06.10.2015 N 03-11-09/57011). Названное письмо отозвано.
Банковская деятельность
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 372-ФЗ “О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”
Предельный размер иностранного участия в совокупном капитале российских банков ограничили 50%, но при этом ряд инвестиций не учитывают.
Поправки касаются создания и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями (инвестициями нерезидентов).
Уточнен порядок расчета размера участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций. Ряд инвестиций при расчете не учитывается (например, инвестиции за счет прибыли кредитных организаций, полученной в России или репатриированной в нашу страну из-за рубежа).
Размер участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций рассчитывается Банком России в установленном им порядке по состоянию на 1 января каждого года и публикуется в "Вестнике Банка России", а также размещается на сайте ЦБ РФ. Предельный размер участия ограничен 50%.
Прописан порядок применения мер в случае достижения квоты (отказ в регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и выдаче ей лицензии на банковские операции; запрет на увеличение уставного капитала за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов). В отношении ряда иностранных инвестиций такие меры не применяются.
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 360-ФЗ "О ратификации Статей Соглашения Азиатского банка инфраструктурных инвестиций"
Россия стала третьим крупнейшим акционером в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций.
Ратифицированы Статьи Соглашения Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ, Банк), подписанные в Пекине 29 июня 2015 г.
В соответствии с соглашением Банк финансирует проекты в сфере инфраструктуры (энергетика, транспорт, телекоммуникации и пр.) с использованием кредитования, участия в капитале, предоставления финансовых гарантий и т.д.
Владение капиталом Банка распределено между региональными акционерами (37 стран, включая Россию, доля 75% капитала) и нерегиональными (20 стран, включая Бразилию, Германию, Францию, Великобританию, доля 25%). Китай, Россия и Индия выступят крупнейшими акционерами АБИИ, располагая, соответственно, первой, третьей и второй долями в его капитале (29,78%, 6,54%, 8,37%).
Установлена трехуровневая система корпоративного управления: Совет управляющих (ключевые вопросы), Совет директоров (утверждение наиболее значимых проектов, стратегии, годового бюджета, нормативных документов, назначение вице-президентов). Президент Банка председательствует на заседаниях Совета директоров (с правом решающего голоса при равенстве голосов), а также возглавляет менеджмент АБИИ.
Официальным языком Банка является английский язык. Штаб-квартира располагается в Пекине.
Соглашение подлежало ратификации, потому что документ содержит правила иные, чем предусмотрены внутренним законодательством (освобождение активов и прибыли от налогов, иммунитет от суда, обыска, реквизиции, конфискации и т.д.).
Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1363 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. № 1092”
Компенсации по "советским" вкладам в Сбербанке решено выплачивать и в 2016 г.
В 2016 г. решено продолжить выплачивать компенсации по "советским" вкладам в Сбербанке.
Напомним, что они предоставляются гражданам по 1945 год рождения включительно в 3-кратном размере остатка вкладов по состоянию на 20 июня 1991 г., а гражданам 1946-1991 годов рождения - в 2-кратном. Компенсация положена и наследникам, относящимся к указанным категориям лиц.
Размеры компенсаций зависят от срока хранения вкладов и уменьшаются на сумму ранее полученной предварительной компенсации (компенсации) и дополнительной.
В случае смерти владельца вкладов предоставляется компенсация на оплату ритуальных услуг наследникам либо лицам, их оплатившим.
Постановление вступает в силу с 1 января 2016 г.
Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2015 г. № 1340 “О применении с 1 января 2016 г. ключевой ставки Банка России”
С 1 января 2016 г. ставку рефинансирования заменит ключевая ставка Банка России.
С 1 января 2016 г. в отношениях, урегулированных актами Правительства РФ, вместо понятия "ставка рефинансирования" применяется понятие "ключевая ставка Банка России", если иное не предусмотрено федеральным законом.
Тем самым ключевая ставка ЦБ РФ будет использоваться как индикатор стоимости заемных средств.
Указание Банка России от 11 декабря 2015 г. № 3894-У “О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России”
С нового года ставку рефинансирования уравняют с ключевой ставкой Банка России.
С 1 января 2016 г. значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки ЦБ РФ, определённому на соответствующую дату. Самостоятельное значение ставки рефинансирования с 1 января 2016 г. не устанавливается.
Указание вступает в силу со дня его подписания.
Информация Банка России от 14 декабря 2015 г. "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации»
Коммерческий банк развития остался без лицензии.
С 14.12.2015 у Коммерческого банка развития (Москва) отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
При неудовлетворительном качестве активов банк неадекватно оценивал принятые в связи с этим риски. Кроме того, он не соблюдал требования нормативных актов ЦБ РФ в области противодействия легализации преступных доходов в части достоверного представления в уполномоченный орган сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю. При этом кредитная организация была вовлечена в проведение сомнительных транзитных операций. Руководство и собственники банка не предприняли необходимых мер по нормализации его деятельности.
В банк назначена временная администрация сроком действия до момента назначения конкурсного управляющего либо ликвидатора. Полномочия исполнительных органов приостановлены.
Банк участвует в системе страхования вкладов. Отзыв лицензии является страховым случаем в отношении обязательств по вкладам населения. Законодательством предусмотрена выплата вкладчикам страхового возмещения в размере 100% остатка средств, но не более 1,4 млн руб. в совокупности на одного вкладчика.
По величине активов на 01.12.2015 банк занимал 566 место в банковской системе России.
Информация Банка России от 14 декабря 2015 г. “Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации”
Отозвана лицензия у ООО "Дил-банк".
14 декабря 2015 г. Банком России отозвана лицензия на осуществление банковских операций у кредитной организации ООО "Дил-банк".
Причины такой крайней меры связаны с высокорискованной кредитной политикой, размещением денежных средств в низкокачественные активы, сомнительными транзитными операциями. В результате банк полностью утратил собственные средства (капитал).
В банк назначена временная администрация до назначения конкурсного управляющего либо ликвидатора. Полномочия исполнительных органов приостановлены.
Дил-банк - участник системы страхования вкладов. Отзыв лицензии - страховой случай. Страховое возмещение должно выплачиваться в размере не более 1,4 млн рублей в совокупности на одного вкладчика.
Согласно данным отчетности по величине активов указанный банк на 1 декабря 2015 г. занимал 222 место в банковской системе страны.
Информация Банка России от 14 декабря 2015 г. “Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации”
У ООО КБ "Ренессанс" отозвана лицензия.
С 14 декабря 2015 г. отозвана лицензия у ООО КБ "Ренессанс".
Дело в том, что общество проводило высокорискованную кредитную политику и не создавало адекватных принятым рискам резервов на возможные потери по ссудам. Кроме того, организация была вовлечена в сомнительные операции по выводу денежных средств за рубеж. В крупных объемах совершались транзитные операции.
В банк назначена временная администрация до определения конкурсного управляющего либо ликвидатора. Полномочия исполнительных органов приостановлены.
Информация Банка России от 11 декабря 2015 г. "Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 11,00% годовых"
Банк России решил пока не снижать ключевую ставку.
Совет директоров Банка России решил оставить ключевую ставку на уровне 11% годовых.
ЦБ РФ прогнозирует снижение инфляции до 6% к концу 2016 г. и до 4% в 2017 г. По мере замедления инфляции в соответствии с прогнозом и при условии ослабления инфляционных рисков Банк России планирует возобновить снижение ключевой ставки на одном из ближайших заседаний Совета директоров.
Следующее заседание Совета директоров ЦБ РФ, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 29 января 2016 г.
Валютное регулирование и валютный контроль
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 361-ФЗ “О ратификации Соглашения о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств - участников Содружества Независимых Государств”
СНГ: интегрированному валютному рынку - быть!
Ратифицировано Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств - участников СНГ.
Оно предусматривает прямой допуск банков-резидентов сторон на внутренние валютные рынки друг друга для проведения межбанковских конверсионных операций на условиях, не менее благоприятных, чем те, которые предоставлены национальным коммерческим банкам.
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 октября 2015 г. № 795 “Об утверждении Порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей”
Госзаказы на сумму от 1 млрд руб. не останутся без внимания общественности!
Закупки для государственных (муниципальных) нужд на сумму более 1 млрд руб. проходят обязательное общественное обсуждение. Урегулирована процедура.
Для участия в нем нужно зарегистрироваться в единой информсистеме в сфере закупок. На данном ресурсе создан специальный раздел для проведения общественных обсуждений закупок. Также они могут проходить в виде очных публичных слушаний.
Все поступившие в раздел замечания и предложения (кроме тех, которые содержат ненормативную лексику) размещаются в единой информсистеме не позднее 1 дня с даты их получения. На ресурсе в открытом доступе также публикуются ответы заказчиков.
По результатам общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы-графики, извещения об осуществлении закупок, документацию о них. Кроме того, закупки могут быть отменены.
Общественное обсуждение не проводится, если применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или закупается вооружение, военная и спецтехника в рамках гособоронзаказа. Исключение также составляют случаи, когда единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) назначается Президентом РФ или Правительством РФ. Предусмотрены и другие изъятия.
Приказ действует в течение 2016 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2015 г. Регистрационный № 40029.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 ноября 2015 г. № Д28и-3295
Если сведения о стране происхождения товара указаны в первой части заявки на участие в закупке...
Неправомерно отклонять заявку на участие в электронном аукционе по причине непредоставления сведений (направления недостоверной информации) из-за того, что информация о стране происхождения товара отражена в первой части.
К такому выводу пришло Минэкономразвития России, проанализировав положения Закона о контрактной системе.
Отмечено, что при формировании сведений о контракте достаточно указать одну страну из списка стран происхождения товаров, которые участник упомянул в составе заявки на участие в определении поставщика.
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2015 г. № 1314 "Об определении соответствия производителей лекарственных средств требованиям правил надлежащей производственной практики"
Соответствуют производители лекарственных средств требованиям надлежащей производственной практики или нет - покажет инспектирование.
Урегулированы вопросы организации и проведения инспектирования производителей лекарственных средств на соответствие требованиям правил надлежащей производственной практики. Речь также идет о выдаче заключений по итогам мероприятия.
Минпромторг России выдает заключения в отношении лекарств для медицинского применения, Россельхознадзор - в отношении лекарств для ветеринарного применения.
Заключение действует 3 года.
Предусмотрено бесплатное инспектирование отечественных производителей уполномоченным органом в рамках лицензионного контроля.
Установлены требования к инспекторам.
Определен размер платы за выдачу заключения. Он составляет 7 500 руб.
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 12 ноября 2015 г. № 359 "О форме лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Новая "алкогольная" лицензия требует более определенного указания на места производства и оборота продукции.
Утверждена форма лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Новая форма содержит не только срок действия лицензии, но и срок, на который ее действие продлевается. Упорядочена и расширена информация о местах нахождения обособленных подразделений организации, осуществляющих лицензируемые виды деятельности. Теперь требуется указывать эти виды, а также адрес и иные сведения, позволяющие определенно установить места нахождения, где осуществляется лицензируемый вид деятельности.
Прежняя форма утратила силу.
Приказ вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 декабря 2015 г. Регистрационный № 40051.
Транспорт и связь
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Закон о Государственной компании "Автодор": что изменилось?
Скорректирован Закон о Государственной компании "Автодор".
К иной деятельности компании, направленной на достижение целей ее создания, поправками отнесено осуществление инвестиционной деятельности совместно с владельцами автодорог общего пользования в целях развития таких дорог и улучшения их технического состояния.
Регламент компании может содержать дополнительные разделы.
Предусмотрено, что предложения по внесению таких разделов в регламент формируются и вносятся в Правительство РФ федеральным органом власти в сфере транспорта. Это делается по предложению наблюдательного совета или председателя правления компании.
Ранее дополнительные разделы включались в регламент по предложению наблюдательного совета, председателя правления или правления компании.
Исключена норма о том, что регламенты исполнения компанией ее полномочий утверждаются федеральным органом власти в сфере транспорта на основании Регламента компании, утвержденного Правительством РФ.
Закреплено, что доверительное управление автодорогами общего пользования федерального значения, переданными компании, прекращается на основании решения Правительства РФ.
Указано, что права на РИД, которые используются для проектирования, строительства, реконструкции, капремонта, ремонта и содержания автодорог, передаваемых в доверительное управление компании, их участков, а также соответствующие материальные носители передаются компании федеральным органом власти в сфере дорожного хозяйства в доверительное управление по передаточному акту. То же устанавливается для РИД касательно автодорог, деятельность по организации строительства и реконструкции которых осуществляется компанией, их участков.
Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2015 г. № 1350 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291”
Утилизационный сбор на новые автомобили вырастет на 65%.
С 1 января 2016 г. ставку утилизационного сбора на новые автомобили решено проиндексировать на 65%.
Как сообщается на сайте Правительства, с 2012 г. таможенная стоимость импортируемых новых транспортных средств увеличилась в среднем в 1,5 раза. Величина утилизационного сбора при этом осталась прежней, поскольку он взимается в абсолютных величинах, зависящих только от категории транспортного средства.
Коэффициенты утилизационного сбора для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, в основном, оставлены без изменений. Их значения находятся на достаточно высоком уровне и превышают коэффициенты на новый транспорт в среднем в 2,7 раза. Однако с учетом индексации последних для сохранения указанного соотношения увеличены коэффициенты по некоторым позициям транспортных средств, выпущенных более 3 лет назад. В частности, речь идет о самосвалах, предназначенных для эксплуатации в условиях бездорожья, о транспортных средствах, ввозимых физлицами для личного пользования (вне зависимости от объема двигателя).
Приказ Министерства транспорта РФ от 6 ноября 2015 г. № 329 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования"
Ж/д перевозчикам, операторам и владельцам инфраструктуры: повышаем доступность услуг для инвалидов.
Урегулированы вопросы обеспечения условий доступности для инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и оказываемых услуг.
Необходимые действия совершают перевозчики, операторы ж/д подвижного состава, владельцы пассажирской инфраструктуры вокзала. Речь идет, в частности, об обучении и проведении инструктажа работников, о сопровождении инвалидов, о допуске собаки-проводника, о предоставлении вспомогательных устройств. Определены требования к информированию об услугах.
Личный уход за пассажиром из числа инвалидов (медицинские процедуры, помощь в принятии пищи и лекарств, в выполнении санитарно-гигиенических процедур) обеспечивается им самостоятельно либо сопровождающим.
Закреплены правила составления паспорта доступности объектов и оказываемых услуг. Предусмотрена процедура оценки последних.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 декабря 2015 г. Регистрационный № 40063.
Приказ Министерства транспорта РФ от 19 августа 2015 г. № 248 "Об утверждении Критериев и порядка определения вида выполняемой международной автомобильной перевозки груза"
Контроль за международными автоперевозками: как определить вид перемещения грузов?
Действующим законодательством предусмотрены следующие виды международных автомобильных перевозок грузов: двусторонние; транзитные; перемещение с территории третьего государства или на нее.
Установлены критерии отнесения перевозки к тому или иному виду.
Вид перевозки определяют должностные лица уполномоченных органов госконтроля (надзора). Водители грузовых транспортных средств предъявляют международные товарно-транспортные накладные и другие необходимые документы. Должностные лица проверяют материалы на предмет их соответствия критериям.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2015 г. Регистрационный № 40043.
Приказ Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. № 287 "Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"
Профессиональные водители: требования к знаниям, умениям, образованию и стажу работы.
Установлены профессиональные и квалификационные требования к работникам автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Речь идет о водителях легкового такси, автобуса, троллейбуса, трамвая, грузового автомобиля (в том числе перевозящего опасные, крупногабаритные или тяжеловесные грузы), транспортного средства со спецсигналами, автомобиля международной перевозки. Также установлены требования к диспетчерам, контролерам техсостояния транспортных средств, консультантам по вопросам безопасности перевозки опасных грузов, специалистам, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения.
Требования содержат необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников.
Приказ вступает в силу через 6 месяцев со дня его официального опубликования. Исключение составляет требование к водителям, занимающимся международной перевозкой, о наличии свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика. Оно вводится в действие через 3 года со дня официального опубликования приказа.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2015 г. Регистрационный № 40032.
Страховая деятельность
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 362-ФЗ “О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год”
Соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний: в 2016 г. тарифы сохранятся на прежнем уровне.
Определены страховые тарифы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2016 г. Взносы будут уплачиваться в порядке и по тарифам, которые были установлены на 2006 г.
Сохраняются тарифы, действовавшие в 2015 г. Речь идет о 32 тарифах (исчисляемых в пределах от 0,2 до 8,5%), дифференцированных по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска.
Средний тариф по видам экономической деятельности составит 0,5% к выплатам и иным вознаграждениям, начисленным в пользу застрахованных по трудовым и гражданско-правовым договорам.
Кроме того, сохраняется льгота по уплате страховых взносов для ИП, применяющих труд инвалидов.
Тарифы рассчитываются с использованием параметров прогноза социально-экономического развития России до 2018 г.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 г.
Основы государственно-правового устройства
Федеральный конституционный закон от 14 декабря 2015 г. № 6-ФКЗ “О внесении изменений в статьи 12 и 26 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»
Уточнен порядок назначения заместителей руководителей служб и агентств, которые находятся в ведении федеральных министерств.
Скорректирован порядок назначения заместителей руководителей служб и агентств, которые находятся в ведении федеральных министерств.
Установлено, что они назначаются на должности (освобождаются от них) Правительством РФ по представлению федеральных министров.
Ранее процедуры совершались соответствующими министрами, что исключено из их полномочий.
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 369-ФЗ “О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О парламентском контроле"
Парламентский контроль за инвестрасходами: изменения.
Согласно изменениям в рамках предварительного парламентского контроля при проверке проектов законов о бюджете на очередной или текущий финансовый год решено рассматривать данные по объектам капстроительства, вновь включаемым в проект ФАИП на соответствующий год, с указанием сроков их возведения, сметной стоимости, наличия проектно-сметной документации с положительным заключением госэкспертизы, положительным заключением о достоверности определения сметной стоимости объекта, решений о предоставлении земельных участков под строительство.
Информацию об изменениях ФАИП на текущий финансовый год в Госдуму будет предоставлять Минэкономразвития России. Оно будет делать это ежеквартально.
Кроме того, федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку и реализацию госпрограммы (ФЦП), обязан предоставлять в Госдуму отчет об ее исполнении в случае досрочного прекращения программы.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 г.
Бюджетная система
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 381-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации”
Президент РФ подписал очередные поправки к Бюджетному кодексу.
Уточнен перечень единых разделов и подразделов классификации расходов бюджетов.
Вместо подраздела "начальное профессиональное образование" упомянут подраздел "дополнительное образование детей". Исключены положения о послевузовском профобразовании, об оздоровлении детей.
С 30 до 50 дней продлен срок предоставления бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах региональных (местных) бюджетов.
Определены особенности планирования ассигнований на функционирование Президента РФ и его администрации, судов, Госдумы и Совета Федерации, Счетной палаты РФ.
Дополнен перечень материалов, предоставляемых в Госдуму на рассмотрение вместе с проектом закона о федеральном бюджете.
Потребуются перечень и оценка объемов расходных обязательств регионов, возникающих при выполнении переданных Российской Федерацией полномочий. Речь также идет о порядке расчета указанных объемов.
Уточнено, что необходимы также данные по ФАИП, по объектам капстроительства, вновь включаемым в проект ФАИП, с указанием сроков их возведения, сметной стоимости, наличия проектно-сметной документации с положительными заключениями госэкспертизы, достоверности определения сметной стоимости, решений о предоставлении земельных участков под строительство.
С 1 января 2016 г. до 1 января 2017 г. приостановлено действие положений в части зачисления в федеральный бюджет и бюджет Магаданской области доходов от НДПИ, уплаченного с коэффициентом 0,6 участниками ОЭЗ в отношении полезных ископаемых, добытых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории региона. Они будут полностью передаваться в бюджет области.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ “О федеральном бюджете на 2016 год”
"Кризисный" бюджет - 2016: основные ресурсы сосредоточены на национальной обороне, поддержке экономики и социальной политике.
Принят Закон о федеральном бюджете на 2016 г.
Доходы бюджета в следующем году должны составить 13,7 трлн руб., расходы - 16 трлн руб. Дефицит бюджета составит 2,3 трлн руб. Указанные параметры рассчитаны на основе "консервативного" ("базового") варианта прогноза социально-экономического развития России исходя из цены на нефть 50 долл. США за баррель и уровня инфляции 6,4%.
При подготовке бюджета учтена необходимость сосредоточения ресурсов на поддержке наиболее уязвимых слоев населения, стимулировании процессов импортозамещения, развитии негосударственного сектора экономики.
Основные статьи расходов федерального бюджета на 2016 г. - национальная оборона и безопасность, национальная экономика, социальная политика.
Предусмотрено сокращение расходов на содержание государственного аппарата.
Зарезервированы средства на поддержку малого и среднего предпринимательства, несырьевого экспорта, производства высокотехнологичной продукции, ипотечного жилищного кредитования, соцподдержку граждан, реконструкцию школ (в том числе для ликвидации в них третьих смен).
Предусмотрен ряд мер по обеспечению сбалансированности федерального бюджета (снижение зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов от трансфертов из федерального бюджета, ограничение уровня долга и дефицитов региональных и местных бюджетов).
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 375-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
Россиянам разрешили иметь по два загранпаспорта.
Согласно поправкам каждому гражданину разрешено иметь второй загранпаспорт в период действия ранее оформленного. Причем он должен быть биометрическим.
Ранее наличие второго паспорта было возможно в исключительных случаях.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2015 г. № 31-П “По делу о проверке конституционности пункта «м» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Л. Алборова”
Наличие у пожарного судимости, погашенной к моменту поступления на службу, не является безусловным основанием для его увольнения.
Согласно Положению о службе в органах внутренних дел (ОВД) сотрудник может быть уволен со службы в связи с осуждением за преступление после вступления в законную силу обвинительного приговора.
Данное положение в отношении сотрудников ОВД более не применяется. Но оно по-прежнему действует в отношении сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России.
Гражданин был уволен с должности старшего пожарного по указанному основанию, предусмотренному Положением о службе в ОВД (из-за судимости, которая к моменту поступления на службу была погашена).
Конституционный Суд РФ, проверив данную норму по жалобе этого гражданина, пришел к следующим выводам.
Указанная норма не противоречит Конституции РФ, поскольку не предполагает безусловное увольнение сотрудников, судимость которых была снята или погашена до поступления на службу, замещающих должности пожарных в подразделениях федеральной противопожарной службы.
Надлежащее исполнение пожарными обязанностей по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в определенной степени зависит от их морально-нравственных качеств. А значит, факт осуждения за преступление обоснованно учитывается законодателем при определении возможности продолжения такими сотрудниками госслужбы.
Вместе с тем морально-нравственные качества такого сотрудника, оцениваемые в т. ч. исходя из имевшейся у него судимости, не могут иметь определяющего значения при решении вопроса о возможности осуществления им своих должностных обязанностей. Наряду с этими качествами существенное значение имеют характер и условия его деятельности.
Соответственно, при увольнении этих сотрудников по данному основанию должны учитываться факторы, позволяющие оценить риски наступления неблагоприятных последствий при продолжении ими службы. А именно: уголовно-правовые характеристики преступления; срок, прошедший с момента его совершения, а также с момента снятия или погашения судимости; поведение сотрудника в этот период, включая отношение к исполнению своих обязанностей; другие значимые обстоятельства.
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 г.)
Изъятие земли для размещения объектов транспорта: что принимать во внимание, учитывая поправки?
Проанализирована практика по спорам об изъятии земли для государственных или муниципальных нужд для размещения объектов транспорта.
Проведение такого обобщения обусловлено тем, что с 1 апреля 2015 г. вступил в силу целый ряд поправок, уточнивших регулирование в данной сфере.
Приведены нормативные положения, которыми необходимо руководствоваться при таком изъятии (с учетом упомянутых поправок), и наиболее существенные изменения.
В частности, отмечено, что до 1 апреля 2015 г. при изъятии выкупная цена выплачивалась соответствующим публично-правовым образованием. После этой даты подобное возможно также и за счет организации, на основании ходатайства которой было принято решение об изъятии.
Также с 1 апреля 2015 г. подробно регламентирован порядок выявления лиц, участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости которых подлежат изъятию, и их уведомления.
Подчеркивается, что к подобным уведомлениям применяются правила ГК РФ о юридически значимом сообщении.
Кроме того, согласно поправкам установлена обязанность не только по такому уведомлению, но и по направлению соответствующих документов (проекта соглашения об изъятии, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых участков и т. п.).
Изменения коснулись и сроков принудительного изъятия земли.
Указывается, что независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе земли были произведены до 1 апреля 2015 г., после этой даты должна быть полностью соблюдена новая процедура подготовки и заключения такого соглашения.
Примеры практики приведены с учетом регулирования, действовавшего до апреля 2015 г. Однако к некоторым из дел размещены разъяснения по применения поправок.
Кроме того, отдельные моменты остаются актуальными несмотря на изменение регулирования.
Среди выводов можно выделить следующие.
В случае спора суд принимает решение о выкупе участка, а не о понуждении к заключению соглашения о выкупе.
В требовании органа власти о выкупе будет отказано, если не соблюдена процедура изъятия участка, в частности, правообладатель не уведомлен о таком решении.
Выделены моменты, которые должны учитываться в отношении такого уведомления.
Затронуты вопросы, связанные с возмещением убытков, расчетом выкупной цены.
В числе прочего, поясняется, что выкупная цена должна включать в себя не только рыночную стоимость земли и недвижимости на ней, но все убытки.
Причем к последним относятся и убытки, которые лицо несет из-за невозможности исполнить свои обязательства перед третьими лицами, в т. ч. упущенная выгода.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2015 г. № 32-П “По делу о проверке конституционности положения пункта 5 части 1 статьи 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки С.И. Федоровой”
Право муниципального служащего на пенсию за выслугу лет не может связываться с его постоянным проживанием в соответствующем регионе.
Согласно Закону о муниципальной службе муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.
По мнению заявительницы, данная норма неконституционна. Она позволяет прекращать выплату пенсии за выслугу лет, если человек выехал на постоянное место жительства за пределы региона, в котором он проходил муниципальную службу. Именно это и случилось с заявительницей.
Конституционный Суд РФ решил, что оспариваемое положение не противоречит Конституции РФ.
По своему конституционно-правовому смыслу эта норма не предполагает возможность вводить такое регулирование, при котором правовое положение лиц, проходивших муниципальную службу в одном и том же муниципальном образовании, дифференцируется только лишь в зависимости от избранного места жительства.
Само по себе право муниципального служащего на пенсию за выслугу лет производно от его предшествующей трудовой деятельности на должностях муниципальной службы. Поэтому оно не может связываться с таким условием, как постоянное проживание получателя пенсии на территории соответствующего региона. В противном случае гражданин, получающий пенсию за выслугу лет, фактически оказывается в ситуации вынужденного выбора. Желая сохранить за собой данную выплату, он должен отказываться от реализации конституционного права на выбор места пребывания и жительства.
Кроме того, лишение гражданина права на получение назначенной ему пенсии за выслугу лет по указанному основанию приводит к необоснованным различиям между лицами, проходившими муниципальную службу в одном и том же муниципальном образовании. Такая дифференциация в правовом положении граждан, относящихся к одной и той же категории, не имеет объективного и разумного оправдания. Она не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
МРОТ поднимут на 4%.
Скорректирован Закон о МРОТ.
С 01.01.2016 МРОТ решено увеличить на 4% - с 5 965 до 6 204 руб. в месяц.
При таком повышении соотношение МРОТ с прогнозируемой величиной прожиточного минимума трудоспособного населения оценивается в 53,6%.
Повышение МРОТ коснется порядка 700 тыс. работников. Из них 43% составляют занятые в государственных и муниципальных учреждениях, 57% - в реальном секторе экономики.
Поправки вступают в силу с 01.01.2016.
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 373-ФЗ “О внесении изменений в статью 33.3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения"
Мораторий на формирование накопительной части пенсии в 2015 г. продлится еще на год.
Внесены поправки в отдельные законодательные акты по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения.
Продлена обязанность Пенсионного фонда в 2016 г. направлять полный размер индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой пенсии. При этом пенсионные накопления за счет страховых взносов формироваться не будут. Их начисление приостановлено с 2014 г.
Реализация нового закона не уменьшает объем пенсионных прав застрахованных лиц, поскольку размер в 16% индивидуальной части тарифа страховых взносов сохраняется, а определение величины индивидуального пенсионного коэффициента будет проводиться исходя из направления полного размера индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой пенсии.
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 371-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Какие выплаты гражданам не будут индексировать в следующем году?
До 1 января 2017 г. приостановлена индексация отдельных выплат гражданам.
В частности, заморожены оклады федеральных госслужащих, военных и судей, а также материнский (семейный) капитал.
Кроме того, в 2016 г. не будут индексироваться размеры стипендиального фонда, накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, ежегодной выплаты почетным донорам России, пособия на погребение.
Также речь идет о страховых суммах, выплачиваемых в случае гибели или получения увечья военнослужащим, сотрудником ОВД, ГПС, наркоконтроля или УИС, о ежемесячной денежной компенсации инвалидам вследствие поствакцинального осложнения.
Что касается детских пособий, выплат чернобыльцам, Героям Советского Союза, Российской Федерации и труда, ветеранам, мер соцподдержки инвалидов, то в 2016 г. их проиндексируют единожды с 1 февраля с учетом фактической инфляции за 2015 г., а также с 1 февраля 2017 г. исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2016 г.
Кроме того, с 1 февраля 2017 г. пересмотрят пособие на погребение, страховые выплаты военнослужащим, сотрудникам ОВД, ГПС, УИС и наркоконтроля, накопительный взнос для жилищного обеспечения военных, стипендиальный фонд.
Оклады региональных госслужащих также не индексируются в 2016 г., если иное не предусмотрено бюджетом субъекта Федерации.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 368-ФЗ «О приостановлении действия Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год»
Действие Закона о базовой стоимости необходимого социального набора приостанавливается еще на год.
В очередной раз приостанавливается до 1 января 2017 г. (еще на год) действие Закона о базовой стоимости необходимого социального набора. Это связано с отсутствием источников финансирования.
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 367-ФЗ “О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год"
Об учете денежного довольствия для расчета пенсий силовикам.
Решено приостановить действие одной из норм Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, Государственной противопожарной службе, органах наркоконтроля, учреждениях и органах УИС, и их семей в связи с Законом о федеральном бюджете на 2016 г.
Речь идет об учете денежного довольствия для расчета пенсии. Напомним, что с 01.01.2012 применяются 54%. С 01.01.2013 производится ежегодное увеличение на 2% до достижения 100%. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) Законом о федеральном бюджете такое повышение может быть установлено в большем объеме.
Действующее приостановление (до 01.01.2016) поправками продлено на один год до 01.01.2017.
При этом с 01.01.2016 при исчислении пенсии будет применяться величина в 69,45% размера указанного денежного довольствия.
Поправки вступают в силу с 01.01.2016.
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 364-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год”
Бюджет ПФР на 2016 г. будет дефицитным.
Сформирован бюджет ПФР на 2016 г.
Доходы определены в сумме 7 528,8 млрд руб., расходы - 7 703,9 млрд руб. Дефицит бюджета составит 175,1 млрд руб.
Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2016 г. определен в сумме 7 315,2 млрд руб.
В 2016 г. не планируется создавать резерв бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии.
Расходные обязательства на выплату страховых пенсий на 2016 г. определены с учетом установления стоимости пенсионного коэффициента с 1 февраля 2016 г. в размере 74 руб. 27 коп.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии установлен с 1 февраля 2016 г. в сумме 4 558 руб. 93 коп. в месяц.
Экономия расходов в связи с отказом от ежегодной индексации пенсии работающим пенсионерам, получающим страховые пенсии, учтена в объеме 87,14 млрд руб.
В 2016 г. среднегодовой размер страховой пенсии составит 12 603 руб., пенсии по старости - 13 132 руб., накопительной - 670 руб., срочной пенсионной выплаты - 874 руб., социальной пенсии - 8 562 руб.
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 363-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год»
Бюджет ФСС РФ на 2016 г. будет дефицитным.
Принят Закон о бюджете ФСС РФ на 2016 г.
Доходы бюджета Фонда должны составить 614,5 млрд руб, расходы - 648 млрд руб., дефицит - 33,5 млрд руб.
Основные статьи расходов бюджета фонда - выплаты на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством, по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Запланирована индексация с 1 февраля 2016 г. на 6,4% установленных в фиксированном размере пособий лицам, имеющим детей, и выплат по соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Предусмотрено право Правительства РФ направить средства ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в сумме до 9,38 млрд руб. на обеспечение инвалидов и ветеранов техсредствами реабилитации и протезами.
Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2015 г. № 1327 “Об утверждении Правил определения срока приведения хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации, численности используемых ими иностранных работников в соответствие с запретом на привлечение такими хозяйствующими субъектами иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности, установленным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)”
О региональных запретах на привлечение хозяйствующими субъектами иностранцев, работающих на основании патентов.
Регионы вправе устанавливать запрет на привлечение хозяйствующими субъектами иностранцев, работающих на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности. Утверждены Правила определения срока приведения такими субъектами численности используемых ими иностранных работников в соответствие с запретом.
Срок запрета определяется в нормативном правовом акте, утверждающем запрет. Это делается с учетом срока окончания действия патентов на дату вступления запрета в силу, численности иностранных работников в виде деятельности, в котором устанавливается запрет, возможностей удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов и перераспределения трудовых ресурсов внутри региона, мнения 3-сторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений региона.
Срок исчисляется со дня вступления в силу указанного акта и не должен превышать 1 год.
При установлении запрета для 2 или более видов деятельности срок определяется для каждого вида.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 ноября 2015 г. № 860н "Об утверждении Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению”
Об опубликовании федеральных отраслевых соглашений.
Установлены правила опубликования заключенных на федеральном уровне социального партнерства отраслевых соглашений (изменений и дополнений к ним) и предложения о присоединении к соглашению.
После уведомительной регистрации соглашения Роструд в течение 3 рабочих дней направляет текст соглашения и сведения о его уведомительной регистрации в Минтруд России. Министерство в течение 5 рабочих дней размещает его на своем сайте и направляет для опубликования в журналах "Охрана и экономика труда", "Бизнес России" и газете "Солидарность".
После размещения текста и сведений о регистрации на сайте стороны соглашения вправе предложить Министру обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему.
Предложение составляется в соответствии с рекомендуемым образцом (приводится) и в течение 5 рабочих дней со дня получения направляется Министерством в "Российскую газету" для официального опубликования.
Одновременно с опубликованием в "Российской газете" предложение публикуется на сайте Министерства.
Приказ, устанавливавший прежние правила, признан утратившим силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 декабря 2015 г. Регистрационный № 40020.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 374-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Сельские врачи могут рассчитывать на подъемные и в 2016 г.
Закон затрагивает отдельные вопросы обязательного медицинского страхования и производства лекарственных средств.
Так, ряд поправок касается внесения изменений в территориальную программу ОМС и персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах.
В связи с завершением в 2016 г. реализации мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров установлены механизм и сроки возврата регионами в бюджет ФОМС неиспользованных субсидий, предоставленных на указанные цели.
Продлено на 2016 г. осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим или переехавшим на работу в село. При этом возрастной критерий увеличен до 50 лет, а доля софинансирования указанных выплат из бюджета ФОМС повышена до 60%.
Установлен механизм финансового обеспечения на 2016 г. высокотехнологичной медицинской помощи.
Также продлено на 2016 г. применение особого порядка определения размера страховых взносов на ОМС неработающего населения в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.
Ряд поправок касается установления требований к объему тары, упаковке и комплектности лекарственных препаратов.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 366-ФЗ “О приостановлении действия абзаца первого пункта 3 статьи 14 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год»”
Выплату владельцам памятников истории и культуры федерального значения компенсации расходов по их сохранению в очередной раз заморозили.
До 1 января 2017 г. приостановлена выплата владельцам памятников истории и культуры федерального значения компенсации расходов по их сохранению.
Напомним, что подобная мера принимается не впервые.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 365-ФЗ “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год”
Какой бюджет ФФОМС запланирован на следующий год?
Утвержден бюджет ФФОМС на 2016 г.
Общий объем доходов - 1 661,7 млрд руб., расходов - 1 688,5 млрд, дефицит - 26,8 млрд.
98,5% доходов - это поступления страховых взносов на ОМС.
В целях финансирования расходных обязательств регионов, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС, в бюджете Фонда предусмотрены субвенции в сумме 1 458,6 млрд руб.
Определены, в частности, источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда, распределены бюджетные ассигнования бюджета Фонда на предстоящий год, межбюджетные трансферты и направления их использования. Также детализированы особенности отдельных расходов Фонда.
Коэффициент удорожания стоимости медуслуг для определения размера страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2016 г. составит 1,0.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 г.
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 370-ФЗ “О внесении изменений в статьи 11 и 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 86 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
О предоставлении права на бесплатный проезд срочникам, кадетам, суворовцам, нахимовцам и курсантам военных учебных заведений.
С 1 января 2016 г. срочникам и курсантам военных учебных заведений до заключения с ними контракта о прохождении военной службы предоставят право на бесплатный проезд к местам использования дополнительных отпусков (кроме зимнего каникулярного отпуска) и обратно. Данная льгота распространяется на все виды транспорта, кроме такси.
Что касается обучающихся в президентском кадетском, суворовском военном, нахимовском военно-морском и военно-музыкальном училищах, а также в кадетском (морском кадетском) корпусе, то случаи и порядок предоставления им права на бесплатный проезд определяются органом, в ведении которого находится соответствующее учебное заведение. Данное положение вступает в силу со дня официального опубликования федерального закона.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Федеральный конституционный закон от 14 декабря 2015 г. № 7-ФКЗ “О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"
Конституционный суд может отвергать решения Страсбургского суда, противоречащие Основному закону России.
Внесены поправки в Закон о Конституционном суде (КС РФ).
Теперь КС РФ может разрешать вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека (например, ЕСПЧ), вынесенного по жалобе, поданной против России, на основании международного договора. Исполнение таких решений может быть признано невозможным, если оно противоречит Основному закону страны. Решения не должны также противоречить истолкованию Конституции, которое дано КС РФ.
Установлено 2 способа разрешения КС РФ такого рода дел.
Во-первых, федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ), наделенный компетенцией по защите интересов России, может направить в суд запрос о проверке конституционности законодательных норм, в которых международный суд обнаружил изъяны. При этом ФОИВ должен дать заключение о невозможности исполнить решение вследствие его расхождения с Конституцией. Такие дела могут рассматриваться без проведения слушания, если вопрос может быть разрешен на основании ранее принятых КС РФ постановлений.
Во-вторых, Президент России или Правительство РФ вправе обратиться с запросом о рассмотрении выявившегося противоречия между положениями международного договора в истолковании, данном межгосударственным органом, и положениями Конституции применительно к возможности исполнения решения соответствующего межгосударственного органа.
Если суд примет постановление о невозможности исполнения решения межгосударственного органа, какие-либо действия (акты), направленные на исполнение этого решения, не могут осуществляться (приниматься).
Обзор практики рассмотрения судами в 2012-2014 годах дел о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), за счет казны субъекта Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 г.)
Содержание детей под опекой (попечительством): практика по взысканию долгов за счет бюджета.
Обобщена практика по спорам о взыскании средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), за счет казны региона.
Анализируемый период - 2012-2014 гг..
Приведены нормативные положения, составляющие основу регулирования в данной сфере.
На примере материалов дел проиллюстрированы отдельные выводы судов.
Среди них можно выделить следующие.
Спор о праве несовершеннолетнего, находящегося под опекой (попечительством), на назначение и выплату денег на его содержание, рассматривает районный суд, а не мировой судья.
При рассмотрении дела о взыскании опекунского пособия надо, в-первую очередь, установить, назначался ли опекун (попечитель).
Кроме того, нужно учитывать, что реализация опекуном (попечителем) права на получение денег на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), носит заявительный характер.
Т. е. если средства не были выплачены из-за того, что опекун (попечитель) не обращался за ними, оснований для взыскания сумм нет.
Установление опеки или попечительства не всегда свидетельствует о том, что ребенок утратил родительское попечение и в связи с этим вправе получать меры господдержки.
Так, по закону деньги не выплачиваются, если родители подали в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя (на период, когда они по уважительным причинам не смогут исполнять свои родительские обязанности).
Опекуном могут в общем порядке назначить того, кто был им ранее временно. В таком случае пособие должно выплачиваться с момента установления предварительной опеки.
Отмена решения суда о признании родителя, ребенок которого находится под опекой, безвестно отсутствующим сама по себе не свидетельствует о том, что несовершеннолетний из-за этого утратил статус оставшегося без попечения.
После того, как суд вынесет решение об ограничении родительских прав, спустя 6 мес. должно быть предъявлено требование о лишении родительских прав. Этот иск обязаны предъявлять органы опеки и попечительства.
Разъясняется, что невыполнение данной обязанности и истечение указанного срока - не основание для прекращения выплаты денег на содержание ребенка, находящегося под опекой из-за ограничения его матери и (или) отца в родительских правах.
Кроме того, таковым основанием само по себе не признается и освобождение из мест лишения свободы родителя, в отношении которого имеется вступившее в силу решение об ограничении упомянутых прав.
Вопрос о том, как должно выплачиваться вознаграждение приемным родителям, которые являются супругами, регулируют регионы. Даны пояснения по этому вопросу.
Отмечено, что правила ГК РФ о процентах за пользование чужими деньгами не применяются к отношениям, возникшим в связи с невыплатой средств на содержание сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взятых под опеку (попечительство).
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 380-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения дознавателя правом обжалования некоторых решений прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным постановлением»
В УПК РФ закрепили дополнительные полномочия дознавателей.
Скорректирован УПК РФ.
Установлено, что дознаватель вправе с согласия начальника органа дознания обжаловать некоторые постановления прокурора вышестоящему прокурору.
Это постановления о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания, пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке.
Постановление о возвращении для дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта может быть обжаловано в течение 48 часов, прочие постановления - в течение 24 часов.
Административные правонарушения, административная ответственность
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 379-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”
В КоАП России внесены технические поправки.
Для приведения КоАП России в соответствие с законодательством в него внесены корректирующие изменения.
Предлагается из нескольких статей кодекса удалить ссылки на статью, которая устанавливала ответственность за нарушение требования законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Указанная норма утратила силу в связи с принятием закона о государственной информсистеме ЖКХ.
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 378-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
ПЛАТОНовские штрафы: поправки к КоАП РФ.
Скорректированы КоАП РФ и Закон об автомобильных дорогах.
Расширен перечень статей, дела по которым рассматриваются начальниками дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте и начальниками линейных отделений (пунктов) полиции. В него внесена статья 20.21 Появление в общественных местах в состоянии опьянения.
Указанные лица вправе назначать штрафы в размере до 2 тыс. руб. Однако статьи перечня предусматривают и более высокие штрафы. В связи с этим верхний предел повышен до 5 тыс. руб.
Пересмотрены штрафы за движение ТС с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн по автодорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого таким дорогам. Напомним, что она взимается посредством системы "Платон".
В настоящее время водителя штрафуют на 5 тыс. руб., должностных лиц, ответственных за движение ТС, и ИП - на 40 тыс. руб., юрлиц - 450 тыс. руб.
Взамен прописан штраф в 5 тыс. руб. для водителей ТС, принадлежащих иностранным перевозчикам, и для собственников (владельцев) ТС, кроме принадлежащих иностранным перевозчикам.
Поправки вступают в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.