Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Валютное регулирование и валютный контроль
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 348-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
В России появится институт налогового мониторинга.
Скорректирован НК РФ. Поправки предусматривают введение института налогового мониторинга.
Между налогоплательщиками, удовлетворяющими определенным критериям, и налоговыми органами будут заключаться соглашения о расширенном информационном взаимодействии. В результате налоговые органы получат доступ к данным налогового и бухгалтерского учета налогоплательщика с целью контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов и сборов.
Выделяют 3 критерия.
Первый - совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате в бюджетную систему за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении мониторинга, должна составлять не менее 300 млн руб. Это сумма без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу ТС.
Второй - суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за тот же год должен составлять не менее 3 млрд руб.
Третий - совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на 31 декабря того же года должна составлять не менее 3 млрд руб.
Налогоплательщик при этом сможет обращаться в налоговый орган за его мотивированным мнением по неоднозначным вопросам налогообложения. Выполнение такого мотивированного мнения исключит вину налогоплательщика в нарушении налогового законодательства.
Заявление представляется в налоговый орган по месту нахождения не позднее 1 июля. Проведение мониторинга начинается с 1 января соответствующего года и оканчивается 1 октября следующего.
В период действия соглашения будет ограничена возможность проведения выездных налоговых проверок.
Закон вступает в силу с 01.01.2015, но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования.
Положения о налоговом мониторинге применяются в отношении участников КГН с 01.01.2016.
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Пересмотрены некоторые процедуры налогового администрирования.
Изменения касаются налогового администрирования.
Вводится статья о личном кабинете налогоплательщика. Он размещается на сайте ФНС России и может быть использован для реализации налоговых прав и обязанностей.
Гражданин вправе подать в налоговую уведомление о том, чтобы все необходимые документы передавались ему только через личный кабинет. Кроме того, он может воспользоваться данным ресурсом для отправки в инспекцию различных налоговых документов. Последние заверяются усиленной неквалифицированной электронной подписью.
Отменен обязательный судебный порядок взыскания налогов на сумму до 5 млн руб. с организаций, которым открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства или в финансовых органах регионов (муниципалитетов).
Уточнены основания для признания налоговой недоимки безнадежной ко взысканию, а также порядок постановки на налоговый учет.
При рассмотрении материалов налоговой проверки теперь будут вести протокол.
ИП освобождены от обязанности самостоятельно исчислять земельный налог в отношении участков, используемых в предпринимательской деятельности, и представлять соответствующие декларации. Таким образом, ИП будут уплачивать этот налог так же, как и физлица (1 раз в год по налоговым уведомлениям).
Отдельные поправки затрагивают налог на имущество организаций.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 29 октября 2014 г. N 686 "О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля"
Ставка НДПИ при добыче угля: коэффициенты-дефляторы на IV квартал 2014 г.
Установлены коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля на IV квартал 2014 г.
На антрацит - 0,995, на уголь коксующийся - 0,973, на уголь бурый - 1,004, иные виды - 0,977.
Напомним, что ставки НДПИ при добыче угля применяются с коэффициентами-дефляторами, устанавливаемыми по каждому виду ресурсов ежеквартально на каждый следующий период и учитывающими изменение цен на товары в стране за предыдущий квартал, а также с коэффициентами-дефляторами, которые применялись ранее. Коэффициенты публикуются в "Российской газете".
Банковская деятельность
Перечень банков, соответствующих требованиям статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2014 г.
Актуализирован перечень банков, чьими гарантиями обеспечивается обязанность уплатить налоги.
Сформирован перечень банков, гарантиями которых обеспечивается обязанность уплатить налоги, по состоянию на 01.10.2014.
В него вошли 353 организации (на 1 сентября - 356).
Напомним, что банковские гарантии применяются при заявительном порядке возмещения НДС, а также при освобождении от авансового платежа акциза по алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Информация Банка России от 11 ноября 2014 г. "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
Банк "Европейский экспресс" лишили лицензии.
С 11.11.2014 у ООО Коммерческий Банк "Европейский экспресс" отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
ООО не соблюдало требования законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма в части своевременного направления в уполномоченный орган сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю. Кроме того, оно не предпринимало меры, направленные на получение информации о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиентов с банком, а также целей их финансово-хозяйственной деятельности и деловой репутации. При этом ООО было вовлечено в проведение сомнительных операций по выводу денежных средств за рубеж в крупных объемах.
В ООО назначена временная администрация сроком действия до момента назначения конкурсного управляющего либо ликвидатора. Полномочия исполнительных органов ООО приостановлены.
ООО является участником системы страхования вкладов. Отзыв лицензии является страховым случаем в отношении обязательств по вкладам населения.
По величине активов ООО на 01.10.2014 занимало 715 место в банковской системе России.
Информация Банка России от 11 ноября 2014 г. "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
ОАО "Платежный сервисный банк" лишился лицензии.
Банк России сообщает, что с 11 ноября 2014 г. отозвана лицензия на банковские операции у кредитной организации ОАО "Платежный сервисный банк" (ОАО Банк "ПСБ", г. Уфа).
Причины этой крайней меры - неисполнение кредитной организацией законодательства о банковской деятельности и неспособность удовлетворить требования кредиторов. Банк проводил высокорискованную кредитную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы, и не создавал адекватных принятым рискам резервов.
В банк назначена временная администрация. Полномочия исполнительных органов банка приостановлены.
Банк "ПСБ" является участником системы страхования вкладов. Отзыв лицензии у него - страховой случай.
По величине активов банк на 1 октября 2014 г. занимал 703-е место в банковской системе России.
Информация Банка России от 11 ноября 2014 г. "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
ОАО Губернский Банк "Симбирск" остался без лицензии.
Сообщается, что с 11 ноября 2014 г. отозвана лицензия у ОАО Губернский Банк "Симбирск".
Общество в т. ч. проводило высокорискованную кредитную политику и не создавало адекватных резервов на возможные потери по ссудам. Начиная с октября текущего года, компания систематически допускала случаи несвоевременного исполнения обязательств перед кредиторами и вкладчиками. Руководство и собственники не предприняли мер по нормализации ее деятельности.
В банк назначена временная администрация до определения конкурсного управляющего либо ликвидатора. Полномочия исполнительных органов общества приостановлены.
Информация Банка России от 10 ноября 2014 г. "О параметрах курсовой политики Банка России"
Рубль пустили в "свободное плавание".
С 10 ноября 2014 г. упразднен действовавший механизм курсовой политики. Банк России отменил интервал допустимых значений стоимости бивалютной корзины (операционный интервал) и регулярные интервенции на границах указанного интервала и за его пределами.
При этом не планируется полностью отказаться от валютных интервенций. Они возможны, если возникают угрозы для финансовой стабильности. В то же время в рамках нового режима валютного курса операции на внутреннем валютном рынке будут преимущественно осуществляться на возвратной основе.
В результате курс рубля будет формироваться под влиянием рыночных факторов. Это должно усилить действенность денежно-кредитной политики Банка России и обеспечить ценовую стабильность. Кроме того, принятое решение способствует более быстрой адаптации экономики к изменениям внешних условий и увеличивает ее устойчивость к негативным шокам.
Валютное регулирование и валютный контроль
Информация Банка России от 7 ноября 2014 г. "О ситуации на валютном рынке"
Банк России о ситуации на валютном рынке.
Банк России пояснил, что наблюдаемое ослабление рубля вызвано рядом фундаментальных факторов, в первую очередь, снижением цен на нефть и ограниченным доступом к внешним рынкам капитала.
Чтобы обеспечить финансовую и ценовую стабильность, ЦБ РФ предпринят ряд мер. В течение октября проведены интервенции на сумму 30 млрд. долл. США. Повышена ключевая ставка. Введены операции валютного РЕПО. Изменен механизм курсовой политики.
Банк России отмечает, что курс начал корректироваться. Процесс адаптации валютного рынка к новому механизму курсовой политики займет еще некоторое время, в ходе которого могут наблюдаться разнонаправленные движения курса.
По оценке ЦБ РФ, для достижения равновесия платежного баланса дальнейшего ослабления рубля не требуется.
В последние дни наблюдаются признаки ажиотажного спроса, что создает предпосылки для формирования рисков для финансовой стабильности. В этих условиях Банк России готов увеличить валютные интервенции в любой момент, а также задействовать иные имеющиеся в его распоряжении инструменты финансового рынка.
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Постановление Правительства РФ от 31 октября 2014 г. N 1132 "О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки"
Ведение реестра договоров в сфере госзакупок: правила.
Утверждены Правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки.
Реестр включает информацию и документы о закупках по договору, которые подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок. Речь идет о договорах, заключенных после 01.01.2015.
До ввода единой информсистемы в эксплуатацию реестр ведется на сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг.
За обеспечение ведения реестра в единой информсистеме отвечает Федеральное казначейство. Информация и документы направляются заказчиками данному органу в течение 3 рабочих дней с даты заключения договора.
Информация и документы, включенные в реестр, являются общедоступными, за исключением некоторых документов, доступ к которым предоставляется ФАС России (ее территориальным подразделениям).
Постановление вступает в силу с 01.01.2015 (кроме отдельных норм в части включения документов в реестр договоров, заключенных по результатам закупки, вступающих в силу с 01.01.2016).
Постановление Правительства РФ от 29 октября 2014 г. N 1113 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. N 1043"
Обновлены требования к формированию планов закупок для нужд региона, муниципалитета.
В новой редакции изложены требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для региональных (муниципальных) нужд.
В частности, расширен перечень оснований для внесения изменений в утвержденные планы (при необходимости). Речь идет о выдаче предписания органами контроля, в т. ч. об аннулировании процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В план дополнительно включается информация о закупках, извещение о которых планируется разместить либо приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) предполагается направить в очередном финансовом году и (или) плановом периоде, а также данные о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), контракты с которым будут заключены.
Пересмотрены требования к форме плана. Необходимо, чтобы он содержал также коды по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций, по Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм.
Расширен перечень оснований для указания информации о закупках одной строкой по каждому включенному в состав идентификационного кода закупки КБК в размере годового объема финансового обеспечения. Речь также идет, например, о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.; о закупках государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным учреждением, государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. При этом учитываются ограничения по годовому объему закупок.
Постановление вступает в силу с 1 января 2015 г.
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 10 сентября 2014 г. N 1776 "Об утверждении Правил выдачи заключения об отсутствии на территории Российской Федерации производства товаров, указанных в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г N 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд"
Госзакупки товаров легкой промышленности: получаем заключение об отсутствии производства товаров в России.
Для федеральных госнужд запрещено закупать ряд товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (кроме Белоруссии и Казахстана). Это, в частности, ткани, одежда, белье, меха, кожа, обувь, чемоданы.
Запрет не распространяется на случай, когда указанные товары на территории Таможенного союза не производятся. Заключение об отсутствии производства товаров на территории нашей страны выдает Минпромторг России. Прописан порядок его получения.
Госзаказчику следует обратиться в Министерство с заявлением о выдаче заключения не позднее 5 числа текущего месяца (до опубликования извещения о проведении закупки на сайте http://zakupki.gov.ru). Заявление оформляется на бланке госзаказчика. К нему прикладывается информация о технических и эксплуатационных характеристиках товара.
Для рассмотрения поступающих документов в Министерстве образуется специальная комиссия. Решение о возможности выдать заключение принимается не позднее 27 числа текущего месяца.
При изменении экономических условий госзаказчик вправе повторно обратиться с заявлением о выдаче нового заключения.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 октября 2014 г. Регистрационный N 34479.
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 2 октября 2014 г. N 1970 "Об утверждении Методики оценки интегральной эффективности инвестиционных проектов в рамках программы "Индустриальные парки" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
Оценка интегральной эффективности инвестпроектов в рамках подпрограммы "Индустриальные парки": методика.
Утверждена Методика оценки интегральной эффективности инвестпроектов в рамках подпрограммы "Индустриальные парки" федеральной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Методика применяется Комиссией по проведению конкурсного отбора в соответствии с Правилами предоставления субсидий российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и Внешэкономбанке в 2013-2016 гг. на капстроительство объектов инфраструктуры и промышленности индустриальных парков.
Для расчета параметров окупаемости инвестпроектов парков учитываются средства, получаемые организациями из бюджетов, включая обязательства регионов по субсидированию инвестпроектов, внесению средств в уставный фонд организаций.
Рейтинги, рассчитываемые на основе абсолютных показателей, нормируются по максимальному значению показателя, содержащемуся в заявках, допущенных к отбору.
В целях выявления победителей отбора заявки ранжируются с учетом оценок членов комиссии. Победителями признаются организации, набравшие максимальное количество баллов.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 октября 2014 г. Регистрационный N 34518.
Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 26 августа 2014 г. N 258 "Об утверждении Требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию"
Ввод сетей электросвязи в эксплуатацию: требования.
Требования распространяются на сети электросвязи, входящие в сеть связи общего пользования. Исключение - физические цепи и сооружения связи, включая линейно-кабельные.
Сеть вводится в эксплуатацию в целом или фрагментами. Состав определяет оператор. Также он 1 раз в год не позднее 1 марта обязан представить в Россвязь информацию о технологических возможностях сетей, перспективах их развития, средствах и линиях связи по состоянию на 31 декабря истекшего периода. Перечень сведений приводится. Доступ к данным предоставляется Минкомсвязи России, Роскомнадзору, а также госорганам, занимающимся оперативно-розыскной деятельностью.
При создании сети (фрагмента) в нескольких регионах оператор направляет в Роскомнадзор уведомление о начале работ. Перечислены указываемые сведения.
Для ввода сети в эксплуатацию образуется специальная комиссия. По результатам мероприятия оформляется акт.
В отдельных случаях в комиссию должны входить представители Роскомнадзора. Речь идет, например, о вводе сетей междугородной и международной телефонной связи, подвижной спутниковой радиосвязи, систем распределения программ телевидения (MMDS), узлов обслуживания вызовов экстренных оперативных служб, телевизионных и радиовещательных передающих станций мощностью 500 Вт и выше.
Перечислены документы, которые рассматривает комиссия.
Дата ввода сетей в эксплуатацию - это день утверждения акта.
Если собственник ранее введенной сети электросвязи (фрагмента) изменился, но место размещения средств и линий связи, их состав и характеристики остались прежними, то повторного ввода не требуется.
Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденные Минсвязи России, признаны утратившими силу.
Приказ вступает в силу с 1 января 2015 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 октября 2014 г. Регистрационный N 33913.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 10 октября 2014 г. N 225-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2015 год"
С 1 июля 2015 г. ожидается рост тарифов на электроэнергию.
Установлены минимальные и максимальные уровни тарифов на электроэнергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2015 г.
Больше всех за электроэнергию будут платить в Чукотском автономном округе: с 1 января 2015 г. - 726-727 коп/кВтч, с 1 июля - 780-781 коп/кВтч. Минимальный "ценник" в Иркутской области: 83,6-84 и 90-92 соответственно.
В среднем с 1 июля 2015 г. тарифы поднимутся на 8%.
Для 6 регионов (Владимирская, Орловская, Ростовская, Нижегородская области, Красноярский и Забайкальский края) предельные уровни тарифов определены в зависимости от социальной нормы потребления электроэнергии.
Тарифы, дифференцированные по зонам суток, могут иметь величину, отличную от предельных уровней тарифов, как в большую, так и в меньшую сторону.
Предельные уровни тарифов на электроэнергию (мощность), поставляемую сельским жителям, а также горожанам, проживающим в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, определяются с учетом понижающих коэффициентов от 0,7 до 1 (по усмотрению региональных властей).
Отдельные уровни тарифов установлены для территорий, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, а также для Республики Крым и г. Севастополь. В названных субъектах Федерации предельные уровни тарифов дифференцируются в зависимости от количества потребленной электроэнергии и категории потребителей.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 октября 2014 г. Регистрационный N 34488.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 24 октября 2014 г. N АГ/43256/14 "Рекомендации по принятию мер антимонопольного реагирования в случае взимания платы за перепрограммирование приборов учета электрической энергии"
Брать с потребителей плату за перепрограммирование электросчетчиков незаконно.
С 26 октября 2014 г. возникла необходимость перепрограммировать приборы учета электроэнергии.
Дело в том, что до этого момента все двухтарифные электросчетчики были автоматически запрограммированы разделять сутки на 2 тарифные зоны - с 7.00 до 23.00 (день) и с 23.00 до 7.00 (ночь). Однако после перевода стрелок на 1 час назад счетчики учитывают электроэнергию неправильно и, следовательно, полученные данные некорректны.
ФАС России разъясняет, что законом не установлена обязанность потребителя перепрограммировать приборы учета электроэнергии. Перепрограммирование электросчетчиков должно производиться гарантирующим поставщиком без взимания платы с потребителей. Стоимость перепрограммирования может быть включена в тарифы на электроэнергию (в качестве экономически обоснованных расходов).
Навязывание гарантирующими поставщиками потребителям платы за перепрограммирование может рассматриваться как нарушение законодательства о защите конкуренции.
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Постановление Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2014 г. N 27-П "По делу о проверке конституционности статьи 21 и статьи 21.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" в связи с жалобой гражданина О.А. Лаптева"
Отказ в возбуждении уголовного дела по факту смерти родственника: ознакомить с материалами надо так, чтобы сохранить гостайну.
Оспаривались нормы, касающиеся доступа к гостайне в т. ч. адвокатов по уголовным делам.
По мнению заявителя, положения неконституционны при их применении в определенной ситуации.
Это случай, когда по результатам проверки сообщения о преступлении принимается постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту смерти гражданина.
В такой ситуации адвокату близкого родственника такого погибшего отказывают в ознакомлении с материалами указанной проверки со ссылкой на то, что они содержат гостайну.
Дело в том, что такое заинтересованное лицо официально не имеет статуса потерпевшего на данной стадии производства. Таковым он может быть признан только уже после возбуждения уголовного дела.
Согласно же нормам доступ к подобным сведениям возможен лишь для адвоката, который является защитником того, кто уже участвует в деле.
КС РФ счел положения конституционным.
Как указал КС РФ, если речь идет об адвокате, который является представителем упомянутого родственника, требующего возбудить дело из-за гибели близкого родственника, нужно учитывать следующее.
Не допускается ограничивать права такого адвоката знакомиться с постановлением об отказе в возбуждении дела и материалами проверки.
Т. е. не допускается отказ в ознакомлении со ссылкой на то, что в перечисленных материалах содержатся сведения по оперативно-разыскной деятельности (далее - ОРД), составляющие гостайну.
Как подчеркнул КС РФ, причины подобной трактовки норм таковы.
Вопрос о возбуждении дела разрешается уполномоченными должностными лицами с использованием сведений, полученных в результате ОРД.
Причем это лишь сведения о наличии или отсутствии признаков преступления и о других юридически значимых фактах, которые проверяются для того, чтобы подтвердить обоснованность процессуальных решений, принятых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.
При этом уполномоченные должностные лица обязаны предпринять меры с тем, чтобы в материалах проверки, направляемых для решения вопроса о возбуждении дела, содержались лишь те сведения, которые необходимы для принятия соответствующего процессуального решения.
Может требоваться защита гостайны применительно к сведениям о применяемых или использованных при проведении негласных мероприятий в рамках ОРД силах, средствах, источниках, методах, планах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и тех, кто оказывает им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения мероприятий в рамках ОРД.
Поэтому должны приниматься меры с тем, чтобы не допускать коллизию между требованиями защиты гостайны по подобным сведениям и гарантиями прав лица, требующего возбудить дело (из-за гибели своего близкого родственника), а также адвоката, являющегося его представителем.
Федеральный закон РФ от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Денежное довольствие силовиков: что изменилось?
Внесены изменения в ряд законов. Это акты о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, ГПС РФ, органах наркоконтроля, учреждениях и органах УИС; статусе военнослужащих; денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов власти, а также военнослужащих и др.
Так, в Законе о соцгарантиях сотрудникам ОВД России закреплено следующее. Членами семьи сотрудника и гражданина России, уволенного со службы, считаются в т. ч. супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти).
Уточнены положения о денежном довольствии сотрудников, а также о единовременной соцвыплате для приобретения или строительства жилья. Так, порядок выплаты и предельные размеры надбавок к должностному окладу за особые условия службы, а также за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, установит Правительство РФ. Конкретные размеры надбавки определят руководители федерального органа власти в сфере внутренних дел, иных федеральных органов власти, в которых служат сотрудники.
Особое внимание уделено фонду денежного довольствия сотрудников. Согласно изменениям он состоит из фонда денежного довольствия сотрудников центрального аппарата федерального органа власти в сфере внутренних дел, иного органа, где проходят службу сотрудники. Сюда входит и фонд денежного довольствия сотрудников, служащих в территориальных органах и учреждениях (организациях) соответствующего федерального органа.
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2014 г. N 1159 "О внесении изменений в Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации"
Информированность о причинах изменения платы за услуги ЖКХ повысится.
Скорректированы правила формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Предусмотрено, что решение об установлении предельных индексов должно содержать обоснование их величины. В нем должны быть приведены причины и факторы, повлиявшие на величину установленных предельных индексов по каждому муниципальному образованию субъекта Федерации (в городах федерального значения - в целом).
В обоснование, в частности, включаются сведения о степени благоустройства, темпах изменения тарифов на услуги ЖКХ и численности населения, в отношении которого изменение размера платы за коммунальные услуги является определяющим при установлении предельного индекса.
Решение об установлении предельных индексов вместе с обоснованием публикуется на сайте региона, а также в официальном печатном издании субъекта Федерации.
Постановление Правительства РФ от 29 октября 2014 г. N 1115 "Об осуществлении мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности"
Мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности: правила.
Утверждено Положение о мониторинге использования жилищного фонда и обеспечении его сохранности.
Под мониторингом понимается систематическое наблюдение за использованием жилищного фонда и обеспечением его сохранности, осуществляемое посредством сбора, систематизации и анализа информации в соответствии с установленном перечнем показателей.
Перечень должен быть утвержден Минстроем России в 2-месячный срок.
В целях мониторинга органы местного самоуправления ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляют в уполномоченный орган власти региона информацию, содержащуюся в электронных паспортах многоквартирных, жилых домов.
Орган государственного жилищного надзора ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляет информацию, полученную в результате жилищного госнадзора и лицензионного контроля, а также в результате взаимодействия с органами муниципального жилищного контроля, в уполномоченный орган власти региона.
Последний до 1 марта представляет в федеральный орган власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление мониторинга, результаты обобщения и систематизации указанной информации.
Порядок и форма предоставления информации также должны быть утверждены Минстроем России в 2-месячный срок.
В итоге федеральный орган до 1 июля готовит доклад о результатах анализа использования жилфонда и обеспечения его сохранности, представляет его в Правительство РФ и размещает на сайте Минстроя России.
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Постановление Правительства РФ от 30 октября 2014 г. N 1120 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582"
Правила определения размера арендной платы за государственные земли: что изменилось?
Скорректированы Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности государства.
Согласно поправкам, ставки платы для случаев предоставления участка в аренду без проведения торгов могут составлять 0,01%, 0,6%, 1,5% и 2%.
Плата может рассчитываться на основании рыночной стоимости участка. Уточнено, что речь идет об участках, на которых расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Закреплено, что в случае уточнения условий, в соответствии с которыми определяется размер платы, плата подлежит перерасчету, но не чаще 1 раза в год.
Постановление вступает в силу с 01.03.2015.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 345-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Продлена программа государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений.
Скорректированы Законы о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС.
Основная задача поправок - продлить срок вступления застрахованных лиц в программу государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений.
До внесения изменений срок вступления был ограничен 01.10.2013.
Поправки предусматривают, что заявление о вступлении можно подать по 31.12.2014, а начать платить взносы - по 31.01.2015.
Поддержка будет предоставляться гражданам, если на день подачи заявления они не являются получателями ни одного из видов пенсии, а также ежемесячного пожизненного содержания, выплачиваемого отставному судье (за некоторым исключением).
В Закон о дополнительных страховых взносах вводится статья о корректировке средств пенсионных накоплений.
Она будет проводиться ПФР по результатам проверки достоверности сведений, представленных работодателями, застрахованными лицами, уплачивающими дополнительные взносы на накопительную пенсию, а также сведений, представленных кредитными организациями при приеме платежей физлиц по таким взносам.
Поправки вступают в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. N 520н "Об утверждении перечней сведений о государственной регистрации рождения и смерти, подлежащих передаче органами записи актов гражданского состояния органам социальной защиты населения, и форм их передачи"
Какие сведения о рождении и смерти ЗАГСы должны передавать органам соцзащиты?
Утвержден перечень сведений о госрегистрации рождения, передаваемых органом ЗАГСа органу соцзащиты населения.
В отношении родившегося подаются ФИО, пол, дата и место рождения, количество родившихся, живорожденный/мертворожденный, сведения о документе, подтверждающем факт рождения, сведения о записи акта о рождении.
В отношении матери и отца представляются ФИО, дата и место рождения, гражданство, место жительства.
Подаются сведения о документе, являющемся основанием для внесения сведений об отце.
Также утвержден аналогичный перечень сведений о госрегистрации смерти.
Он включает в себя данные об умершем. Это ФИО, дата и место рождения, пол, гражданство, дата и место смерти, последнее место жительства, сведения о записи акта о смерти.
Сведения передаются органом ЗАГСа органу соцзащиты по месту нахождения. Возможны 3 формы: электронный документ, подписанный уполномоченным должностным лицом органа ЗАГСа усиленной квалифицированной ЭП; электронный документ с использованием единой и региональных СМЭВ; документ на бумажном носителе.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 ноября 2014 г. Регистрационный N 34564.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 августа 2014 г. N 549н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда"
Государственная экспертиза условий труда: основания, порядок и сроки проведения.
Регламентирована процедура проведения государственной экспертизы условий труда.
Этим занимаются Роструд и региональные органы в области охраны труда.
Цель такой экспертизы - оценить качество проведения спецоценки условий труда, правильность предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактические условия труда работников.
Она проводится по обращениям органов исполнительной власти, работодателей, их объединений, работников, профсоюзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов ФСС РФ, а также иных страховщиков. Кроме того, основанием могут являться определения судов, представления территориальных органов Роструда в связи с госконтролем (надзором) за соблюдением Закона о спецоценке условий труда. В последних случаях, а также когда заявителем выступает орган исполнительной власти, плата за госэкспертизу в целях оценки качества спецоценки условий труда не взимается. Остальные виды госэкспертизы тоже являются безвозмездными.
Если заявителем является сотрудник, то госэкспертиза проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте.
Госэксперт обязан обеспечивать объективность и обоснованность своих выводов, сохранность материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений. Он не вправе участвовать в проведении экспертизы, если это может повлечь конфликт интересов или создать угрозу его возникновения.
Прописан порядок оформления заявления о проведении госэкспертизы, приведен перечень прилагаемых документов. Они могут быть представлены в уполномоченный орган на бумажном носителе лично или переданы заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа по Интернету (в т. ч. через Единый портал госуслуг).
Экспертиза занимает не более 30 рабочих дней. При необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на 60 рабочих дней.
Разногласия по вопросам проведения госэкспертизы в целях оценки качества спецоценки условий труда рассматриваются Минтрудом России бесплатно. В остальных случаях они разрешаются судом, а также в досудебном порядке в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 октября 2014 г. Регистрационный N 34545.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 сентября 2014 г. N 662н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации"
О пенсионном обеспечении граждан, выехавших за рубеж на ПМЖ.
Разработан Административный регламент оказания ПФР госуслуги по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за рубеж.
По результатам рассмотрения того или иного заявления производятся назначение пенсии (отказ в этом); перевод с одного вида пенсии на другой (отказ в этом); перерасчет пенсии (отказ в этом); внесение информации в выплатное (пенсионное) дело гражданина об отказе от корректировки суммы пенсии; вынесение решения о прекращении выплаты установленной страховой части трудовой пенсии по старости.
Установлены сроки рассмотрения заявлений. Например, о назначении пенсии (о переводе на другую) - не позднее 10 дней с даты приема.
Определены перечни документов, прилагаемых к заявлениям. Максимальное время ожидания в очереди при обращении - 15 минут.
Госуслуга оказывается бесплатно. Ее можно получить, обратившись лично или через Единый портал.
Прописаны конкретные действия должностных лиц, ответственных за предоставление госуслуги. Предусмотрен контроль за ее оказанием.
Урегулирован досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и его территориальных органов ПФР.
Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены регламентом, то применяется первый.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 октября 2014 г. Регистрационный N 34541.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Постановление Правительства РФ от 31 октября 2014 г. N 1134 "Об оказании в 2014 году медицинской помощи на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, вынужденно покинувшим территорию Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, и компенсации за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с оказанием им в 2014 году медицинской помощи, а также затрат по проведению указанным лицам профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям"
Украинцы, вынужденно покинувшие родину, в 2014 г. вправе получить бесплатную медпомощь.
Гражданам Украины и постоянно проживавшим на данной территории апатридам, вынужденно покинувшим страну и прибывшим в Россию в массовом порядке, оказывается медпомощь по правилам, установленным для иностранцев, с учетом некоторых особенностей.
В 2014 г. бесплатно предоставляются первичная медико-санитарная помощь и специализированная, в т. ч. высокотехнологичная, медпомощь в неотложной форме при заболеваниях и состояниях, включенных в программу госгарантий. Также проводятся профилактические прививки по специальному календарю.
Услуги можно получить у госучреждений Минздрава России и ФМБА России, а также у медорганизаций, подведомственных органам исполнительной власти регионов и местного самоуправления.
В связи с возникающими затратами регионам выделяются межбюджетные трансферты, госучреждениям Министерства и Агентства - субсидии. Урегулирован порядок предоставления средств.
Поддержка будет оказана за счет ассигнований, предусмотренных ФМС России на временное социально-бытовое обустройство лиц, вынужденно покинувших Украину и находящихся в пунктах временного размещения. Выделяются 1 466 млн руб. Из них: Минздраву России - 1 385,9 млн руб., ФМБА России - 80,1 млн руб.
Положения о предоставлении медуслуг указанным лицам, правила выделения необходимых средств распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июня 2014 г.
Рассмотренные положения не касаются беженцев, которые вправе получать медпомощь наравне с россиянами.
Приказ Министерства культуры РФ от 3 октября 2014 г. N 1703 "О максимальном размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство культуры Российской Федерации"
Ограничен размер платы за наем в студенческих общежитиях Минкультуры России.
Установлен максимальный размер платы за наем в общежитии для учащихся образовательных организаций Минкультуры России.
Он ограничен платой за пользование жилым помещением по договорам социального найма, установленной местными властями, с учетом следующих коэффициентов (в зависимости от планировки жилых помещений в общежитии). Для общежитий коридорного типа - 0,5; гостиничного и секционного типов - 0,75; квартирного типа - 1.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 ноября 2014 г. Регистрационный N 34592.
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2014 г. N 1156 "О порядке реализации права офицеров, проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения"
Обучение офицеров-контрактников в гражданских ссузах и вузах: как предоставляются учебные отпуска и другие соцгарантии?
Утверждены Правила реализации права офицеров-контрактников на обучение в гражданских ссузах или вузах и на подготовительных отделениях последних с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной формам обучения.
Документом, подтверждающим право офицеров на учебные отпуска и другие социальные гарантии для прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение и в период обучения, является справка-вызов.
Гарантии предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые, а также офицерам, направленным на обучение федеральным органом власти, в котором предусмотрена военная служба.
Для прохождения вступительных испытаний при поступлении в ссузы дается отпуск в 10 дней, при поступлении в вузы - 15 дней.
Для итоговой аттестации на подготовительных отделениях дается отпуск в 15 дней.
При получении среднего профессионального образования предоставляются отпуска для промежуточной аттестации (на 1 и 2 курсах - по 30 дней, на каждом последующем - по 40 дней), для ГИА (до 2 месяцев в соответствии с учебным планом).
При получении высшего образования указанные отпуска составляют 40 дней, 50 дней, до 4 месяцев.
Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2014 г. N 1155 "О порядке реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения"
Новый порядок реализации права на образование военнослужащими-контрактниками.
В связи со вступлением в силу нового Закона об образовании внесен ряд поправок к Закону о статусе военнослужащих.
Контрактники (если непрерывная продолжительность службы - не менее 3 лет) имеют право на обучение по аккредитованным программам среднего профессионального и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных вузов за счет федерального бюджета с освоением программ по очно-заочной или заочной форме. Исключены положения о внеконкурсном поступлении при успешном прохождении испытаний.
В связи с этим утвержден новый порядок реализации права на обучение указанных военнослужащих-контрактников (кроме офицеров).
Такое право подтверждается специальной справкой. Ее выдает командир воинской части.
Военнослужащим, отчисленным за невыполнение учебного плана по неуважительным причинам, за нарушение устава и (или) правил внутреннего распорядка образовательной организации, новая справка выдается не ранее чем через 3 года.
Военнослужащим предоставляются в т. ч. учебные отпуска для сдачи вступительных экзаменов, итоговой аттестации.
Если обучающегося военнослужащего направили в служебную командировку продолжительностью свыше 3 месяцев, например, для участия в миротворческих и контртеррористических операциях, то ему предоставляется академический отпуск.
Ранее изданные постановления Правительства РФ по данным вопросам, признаны утратившими силу.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 351-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
В Удмуртии мировых судей станет больше.
Скорректирован Закон об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в регионах.
Число мировых судей (и соответствующее ему количество судебных участков) в Удмуртии увеличивается с 81 до 85.
Дело в том, что в ряде административно-территориальных образований Удмуртии численность населения, проживающего на одном судебном участке, превышает максимальную расчетную численность населения (23 тыс. человек).
Постановление Правительства РФ от 30 октября 2014 г. N 1122 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Уточнен порядок возмещения расходов граждан при их участии в судопроизводстве.
Скорректирован порядок возмещения расходов граждан при их участии в административном, уголовном, конституционном, исполнительном производстве, парламентском расследовании, работе Общественной палаты страны.
Речь идет о расходах на проезд, наем жилья и суточных. Указанные расходы возмещаются в порядке и размерах, предусмотренных для компенсации затрат на служебные командировки по территории России работникам федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов, федеральных госучреждений.
Временный порядок подачи документов в электронном виде в Верховный Суд Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 5 ноября 2014 г.)
Как подать жалобу в ВС РФ через Интернет?
Разработан временный порядок подачи документов в электронном виде по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ (ВС РФ).
Лица, участвующие в деле, а также те, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт, вправе направлять в ВС РФ документы в электронном виде, заполнять формы, размещенные на сайте Суда. Для этого нужно зарегистрироваться в системе "Мой Арбитр", создать учетную запись, образующую "личный кабинет".
Порядок предусматривает, какие сведения должны быть указаны при подаче обращений, апелляционных, кассационных и надзорных жалоб, представлений и ходатайств. Урегулированы процедуры регистрации и отправки материалов.
Так, документы следует отсканировать в формате Adobe PDF в черно-белом либо сером цвете. При этом должны сохраниться все аутентичные признаки подлинности, такие как подписи, печати, исходящие номер и дата заявления. Максимальный размер файла - 10 Мб. Для обеспечения свободного прочтения подаваемых жалоб и ходатайств их рекомендуется загружать дополнительно в текстовом формате.
После подачи документов в "личный кабинет" пользователю приходит уведомление, содержащее дату и время их поступления. Эти данные фиксируются автоматически и учитываются ВС РФ при рассмотрении вопроса о соблюдении срока для направления материалов.
Если документы отклонены, то в уведомлении также указываются причины, в силу которых документы не признаются поступившими. Например, страницы перевернуты, отсутствует нумерация, все материалы отсканированы одним файлом (нет разбивки на отдельные).
Заявления о принятии обеспечительных мер, об обеспечении доказательств, ходатайство о приостановлении исполнения судебных актов можно подать только на бумажном носителе. Это касается и обращений по делам об административных правонарушениях.
Все документы, поданные в ВС РФ в электронном виде, открыты для просмотра другим судам.