Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Лицензирование отдельных видов деятельности
Тарифы и цены
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Сельское хозяйство
Информация, реклама и СМИ
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Основы государственно-правового устройства
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Административные правонарушения, административная ответственность
Международные отношения
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 349-ФЗ "О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Права на недвижимость Союзного государства регистрируются без уплаты госпошлины.
Установлено, что за госрегистрацию прав на недвижимое имущество Союзного государства и сделок с ним госпошлина не уплачивается.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Для некоторых экономических субъектов изменили порядок ведения бухучета.
Согласно изменениям ряд законов, в т. ч. о банках, об организации страхового дела, приведен в соответствие с Законом о бухучете.
Так, по требованию физического или юридического лица кредитная организация обязана предоставить в т. ч. не бухгалтерские балансы, а бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Для госрегистрации кредитной организации с иностранными инвестициями ей нужно предоставить также бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением по ней за 3 предыдущих года.
Пересмотрены требования к ведению бухучета.
Важно отметить изменения в Закон о валютном регулировании. Расширен перечень случаев, при которых резиденты вправе не зачислять на свои счета в уполномоченных банках иностранную или российскую валюту. Речь идет о проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами, экспортирующими природный газ в газообразном состоянии, и нерезидентами договоров о купле-продаже таких ресурсов и сделок, предусматривающих обязательства нерезидентов перед резидентами в связи с транзитом газа через территории зарубежных государств.
Уточнен порядок составления консолидированной финансовой отчетности. Введено требование об отражении ее показателей в российской валюте.
Внесены изменения и в Закон о бухучете. Так, закреплен перечень экономических субъектов, которые не вправе применять упрощенные способы ведения бухучета. Среди них - ЖСК, организации госсектора, политические партии, коллегии адвокатов, юридические консультации, нотариальные палаты, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента.
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 325-ФЗ "О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам"
Налоговое администрирование: Россия будет сотрудничать с другими странами, но с оговорками.
Ратифицирована Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 г.
Россия подписала Конвенцию в Каннах 3 ноября 2011 г. Данный документ был разработан совместно Советом Европы и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Страны, присоединившиеся к конвенции, оказывают друг другу административную помощь в обмене информацией, проведении одновременных налоговых проверок, взыскании налоговой задолженности и принятии обеспечительных мер.
Ратификация предусматривает несколько оговорок. Так, наша страна ограничивает список налогов, в отношении которых российской стороной будет оказываться какая-либо помощь другим государствам, подписавшим конвенцию.
Еще одна оговорка касается трансграничного взыскания задолженности.
В ряде государств, подписавших конвенцию, национальным законодательством установлен порядок, при котором налоговые органы имеют право запрашивать информацию об открытии (закрытии) физическими лицами счетов в кредитных организациях. В России такой порядок не предусмотрен. В связи с этим введена оговорка, исключающая необходимость оказания правовой помощи по вопросам налоговых требований в этой части.
Установлен трехлетний период правовой помощи в отношении дел, которые подлежат преследованию в соответствии с нормами уголовного права.
Информация Министерства экономического развития РФ от 29 октября 2014 г.
Добыча угля: коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ на IV квартал 2014 г.
Установлены коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля на IV квартал 2014 г.
На антрацит - 0,995, на уголь коксующийся - 0,973, на уголь бурый - 1,004, иные виды - 0,977.
Напомним, что ставки НДПИ при добыче угля применяются с коэффициентами-дефляторами, устанавливаемыми по каждому виду ресурсов ежеквартально на каждый следующий период и учитывающими изменение цен на товары в стране за предыдущий квартал, а также с коэффициентами-дефляторами, которые применялись ранее. Показатели публикуются в "Российской газете".
Банковская деятельность
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Кредитная организация теперь обязана раскрывать информацию о руководстве.
Поправками введена обязанность кредитной организации раскрывать на своем сайте информацию о квалификации и опыте работы членов совета директоров (наблюдательного совета), лиц, занимающих должности единоличного исполнительного органа, заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, его заместителя, а также руководителя, главного бухгалтера филиала.
К таким сведениям отнесены фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), наименование должности, данные о профобразовании, о трудовой деятельности за 5 лет, предшествующих назначению на должность, и др.
Порядок раскрытия информации установит ЦБ РФ.
Если член совета директоров (наблюдательного совета) не передал нужных сведений, то кредитная организация в том же порядке должна раскрыть информацию об их непредставлении лицом.
Закреплены положения об актуализации данных.
Постановление Правительства РФ от 28 октября 2014 г. N 1107 "О требованиях к финансовой устойчивости банков, в которых оператором электронной площадки открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, порядке ведения перечня таких банков и требованиях к условиям договоров о ведении счетов для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, заключаемых оператором электронной площадки с банком"
Как составляется перечень банков, в которых оператор электронной площадки открывает счета для учета средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок?
Определен порядок ведения перечня банков, в которых оператор электронной площадки открывает счета для учета средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок.
Этим занимается Федеральное казначейство. Список размещается в единой информационной системе в сфере закупок.
Установлены новые требования к финансовой устойчивости таких банков. Теперь их 3. Организация должна участвовать в системе обязательного страхования вкладов физлиц. Нет запрета ЦБ РФ на привлечение банком во вклады средств физлиц и на открытие им счетов. Наличие собственных средств (капитала) в размере не менее 15 млрд руб. на последнюю отчетную дату. Ранее учитывалось также отсутствие требования Банка России о применении мер по финансовому оздоровлению.
Если организация перестала удовлетворять одному из требований, то она исключается из перечня.
Обновлены требования к условиям договоров о ведении счетов для учета средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, заключаемых оператором электронной площадки с банком.
До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок перечень банков можно найти на сайте для опубликования сведений о размещении заказов.
Прежние требования к финансовой устойчивости указанных банков и к договорам с оператором электронной площадки признаны утратившими силу.
Информация Банка России от 31 октября 2014 г. "О ключевой ставке Банка России"
Ключевая ставка Банка России продолжает расти! Почему?
С 31 октября 2014 г. решено повысить ключевую ставку до 9,5% годовых (ранее - 8%).
В сентябре-октябре цены на нефть значительно снизились. При этом ужесточились санкции, введенные отдельными странами, в отношении ряда крупных российских компаний. В этих условиях происходило ослабление рубля, что наряду с введенными в августе ограничениями на импорт отдельных продовольственных товаров привело к дальнейшему ускорению роста потребительских цен.
По оценкам Банка России, до конца I квартала 2015 г. инфляция останется на уровне выше 8%. Темпы экономического роста будут близкими к нулю. На фоне повышения процентных ставок по кредитам и требований банков к качеству заемщиков и обеспечения наблюдается некоторое замедление темпов роста кредитования экономики (с поправкой на валютную переоценку).
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 11 декабря 2014 г.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2014 г. N 1137 "О ставках вывозных таможенных пошлин при поставках газа с территории Российской Федерации на территорию Украины"
Поставки газа на Украину: ставки экспортных пошлин рассчитают в особом порядке.
Временно установлен особый порядок расчёта ставок вывозных таможенных пошлин в отношении природного газа, поставляемого из России на Украину.
Ставки экспортных пошлин зависят от уровня контрактной цены газа. Как указано в справке к данному постановлению, пошлина рассчитывается по следующей формуле: при цене в 333,3 долл. США и выше за 1 тыс. куб. м газа снижение составляет 100 долл. США, при цене ниже 333,3 долл. США снижение равно 30% такой цены.
Указанный порядок применяется с 1 ноября 2014 г. до 31 марта 2015 г.
Лицензирование отдельных видов деятельности
Постановление Правительства РФ от 28 октября 2014 г. N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами"
Как получить лицензию на управление многоквартирным домом?
Утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами. Напомним, что данная процедура была введена с 1 сентября 2014 г.
Лицензии выдают региональные органы государственного жилищного надзора.
Перечислены лицензионные требования. Среди них - соблюдение правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядка предоставления коммунальных услуг.
К заявлению о получении лицензии помимо прочего прилагается копия квалификационного аттестата должностного лица (единоличного исполнительного органа) соискателя лицензии. У такого лица не должно быть неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
До конца 2015 г. региональные органы должны обеспечить возможность подачи и получения необходимых документов в электронной форме, в т. ч. через Единый портал госуслуг.
Решение о выдаче лицензии (об отказе в этом) принимается в течение 45 рабочих дней с даты обращения.
Установлен порядок лицензионного контроля. В данном случае должен соблюдаться Закон о защите прав юрлиц и ИП при проведении проверок.
Минстрой России ведет сводный федеральный реестр лицензий на своем сайте, а с 1 мая 2015 г. - в государственной информсистеме ЖКХ.
Прописан порядок формирования реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций. Этим занимается Министерство. Основанием для внесения сведений в реестр является вступившее в законную силу решение суда об аннулировании лицензии или о применении административного наказания в виде дисквалификации.
За предоставление и переоформление лицензии, выдачу ее дубликата уплачивается госпошлина.
Закреплено, как Минстрой России следит за работой региональных органов государственного жилищного надзора.
Тарифы и цены
Постановление Правительства РФ от 29 октября 2014 г. N 1116 "О внесении изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"
Электроэнергетика: "последнюю милю" включили в тариф на технологическое присоединение.
Скорректированы Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
Так, с 1 октября 2015 г. в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 150 кВт, включаются затраты на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих до присоединяемых устройств ("последняя миля") в размере не более 50% от величины расходов, рассчитанных на основании выданных конкретному лицу технических условий.
С 1 октября 2017 г. - исключительно затраты на организационно-технологические мероприятия по технологическому присоединению, проводимые сетевой организацией, без инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с мероприятиями по строительству "последней мили".
При этом расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства "последней мили", не учитываемые с 1 октября 2015 г. в составе платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 150 кВт, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии.
Уточнены положения о предоставлении отдельным субъектам беспроцентной рассрочки платежа за технологическое присоединение.
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 339-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Энергоэффективность региональной и муниципальной экономики: список альтернативных видов топлива более не ограничен.
Внесены изменения в Закон об энергосбережении.
Им определяется значение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергоэффективности экономики регионов и муниципалитетов. Речь идет в т. ч. о замещении бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом и электроэнергией.
В большинстве развитых стран приняты программы по замене традиционных видов моторного топлива иными - биодизелем, биоэтанолом, источниками кинетической энергии, топливными элементами. Важно отметить, что биотопливо производится из возобновляемого экологически чистого растительного сырья.
Решено не ограничивать список альтернативных видов топлива, которыми можно заменить традиционные (бензин и дизтопливо).
Поправки помогут перевести муниципальный транспорт на альтернативные виды топлива. Это позволит снизить стоимость проезда и улучшить экологическую обстановку в городах России.
Сельское хозяйство
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 323-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Соглашению о создании Международного фонда сельскохозяйственного развития"
Россия присоединилась к Соглашению о создании Международного фонда с/х развития.
Решено от имени России присоединиться к Соглашению о создании Международного фонда с/х развития. Оно предусматривает следующее.
Цель Фонда состоит в мобилизации дополнительных ресурсов, предоставляемых на льготных условиях на цели развития сельского хозяйства в развивающихся государствах-членах.
В первую очередь Фонд предоставляет финансирование на проекты и программы, специально разработанные для внедрения, расширения или совершенствования систем производства продовольствия, и укрепления соответствующих мер политики и органов в рамках национальных приоритетов и стратегий. Это делается с учетом необходимости наращивания производства продовольствия в беднейших странах, испытывающих дефицит продовольствия; возможностей наращивания производства продовольствия в других развивающихся странах; важности повышения уровня потребления продуктов питания среди беднейших групп населения в развивающихся странах и улучшения условий их жизни.
Сумма первоначальных взносов в Фонд устанавливается в размере и валюте, которые будут указаны членом в его документе о ратификации, принятии, одобрении или присоединении.
Информация, реклама и СМИ
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 338-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О рекламе"
Чтобы реклама не оглушала ...
Поправки касаются уровня громкости рекламы в теле- и радиопередачах.
Согласно действующему законодательству при трансляции рекламы уровень ее звука (а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы) не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой программы или передачи. Согласно поправкам определять соотношение уровня громкости звука рекламы и прерываемой ею программы (передачи) будут на основании методики измерения уровня громкости звука рекламы в телерадиопрограммах. Ее разработает ФАС России исходя из рекомендаций Минкомсвязи России в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании.
Следить за соответствием уровня громкости рекламы поручено ФАС России.
Федеральный закон вступает в силу через 200 дней после его официального опубликования.
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Федеральный конституционный закон от 4 ноября 2014 г. N 15-ФКЗ "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
О регулировании региональным законодательством корпоративных отношений в организациях Крыма и Севастополя.
Внесены изменения в Закон о принятии Крыма и Севастополя.
Речь идет о регулировании региональным законодательством корпоративных отношений в организациях, которые имели место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (иного органа или лица, уполномоченного действовать от имени компании без доверенности) на территории Республики или города на день их принятия в состав России. Предусмотрено следующее.
Особенности принятия решений о внесении изменений в учредительные документы или иных, являющихся основанием для таких процедур, для приведения учредительных документов в соответствие с законодательством нашей страны могут быть установлены нормативными правовыми актами этих субъектов. Они будут действовать до 1 января 2015 г.
При этом должны быть гарантированы права всех участников (акционеров) таких юрлиц.
Организации, имущество которых находится в собственности публично-правового образования или участником которых является последнее, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством России и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в ЕГРЮЛ до 1 марта 2015 г.
Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 346-ФЗ "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Крымские организации с госучастием до конца года также могут перерегистрироваться по российским правилам.
Снято ограничение на перерегистрацию в соответствии с российским законодательством для крымских юрлиц, имущество которых находится в собственности публично-правового образования или участником которых является такое образование.
Указанные лица могут до 1 января 2015 г. привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в ЕГРЮЛ.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Для иностранных инвесторов в российские стратегические компании введен ряд послаблений.
Цель поправок - усовершенствовать контроль за иностранными инвестициями в российские стратегические компании.
В частности, контроль теперь не распространяется на иностранные инвестиции в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющие пользование участками недр федерального значения, если до совершения сделок Россия вправе прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы обществ, и сохраняет его и далее.
Речь также идет о совершении сделок в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, если приобретателем является организация, находящаяся под контролем Российской Федерации, либо ее субъекта, либо под контролем гражданина-налогового резидента нашей страны (кроме лиц, имеющих также иное гражданство).
Ряд изменений касается установления льгот по согласованию сделок.
Уточнен список видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. В частности, включено оказание доминирующим субъектом услуг в морских портах по утверждаемому Правительством РФ перечню.
Введена обязанность уведомлять ФАС России об осуществлении сделок, получивших предварительное согласование.
В Законе о рыболовстве закреплены в т. ч. признаки нахождения юрлица под контролем иностранного инвестора.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования.
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 329-ФЗ "О внесении изменения в статью 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях"
Какие еще НКО смогут рассчитывать на поддержку властей как социально ориентированные?
Скорректирован Закон об НКО.
Органы власти могут поддерживать социально ориентированные НКО при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами определенных видов деятельности.
Поправками к такой деятельности отнесено участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 327-ФЗ "О меценатской деятельности"
Меценатство урегулировали отдельным законом.
Установлены правовые основы регулирования меценатской деятельности.
Речь идет о деятельности по безвозмездной передаче имущества, в т. ч. денежных средств, или прав владения, пользования, распоряжения имуществом и (или) безвозмездные выполнение работ и оказание услуг в сфере культуры и образования в области культуры и искусства, направленные на сохранение культурных ценностей и развитие деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства.
Меценатами могут быть как физические, так и юридические лица, получателями - НКО культуры, образовательные организации, реализующие программы в области культуры и искусства.
Меценатская деятельность осуществляется на основании договора. Им определяются цели, направления, форма и содержание такой деятельности.
Госгарантиями стимулирования меценатской деятельности являются меры экономической поддержки меценатов и получателей, установление и присуждение меценатам наград и почетных званий.
Меценатская поддержка не является основанием для сокращения бюджетного финансирования получателей.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Основы государственно-правового устройства
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 341-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации"
У Счетной палаты появятся новые функции.
Скорректирован Закон о Счетной палате РФ.
Установлено, какие субъекты понимаются под инспекторами Палаты. Это лица, замещающие в аппарате Палаты должности федеральной госслужбы инспекторов (включая старшего, ведущего, главного), начальника инспекции, его заместителя, директора департамента в составе направления деятельности Палаты, а также департамента, имеющего в своей структуре инспекции.
За Палатой закреплены 2 новые функции.
Первая - экспертиза законопроектов, приводящих к изменению бюджетных доходов (расходов), доклада об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции.
Вторая - аудит (контроль) деятельности юрлиц, получающих средства из бюджетов ГВБФ на основании федеральных законов в части аккумулирования и инвестирования страховых взносов ПФР, учета средств пенсионных накоплений, передачи таких средств от одного страховщика другому либо в ПФР, расходов на инвестирование, выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также получающих такие средства по договорам о финансовом обеспечении ОМС.
Введена статья о ведомственных наградах и знаках отличия Палаты.
Уточняется, что все должностные оклады сотрудников аппарата Палаты устанавливаются на уровне должностных окладов соответствующих работников Аппарата Правительства РФ.
В настоящее время оклады инспекторов Палаты устанавливаются на 20% выше окладов работников Аппарата Правительства РФ.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 331-ФЗ "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
Муниципальная служба: где еще можно найти сведения о вакансиях?
Поправки касаются размещения в Интернете сведений о кадровом обеспечении органа местного самоуправления.
Речь идет об опубликовании данных о вакантных должностях, об условиях и результатах конкурсов, о квалификационных требованиях и др.
Такую информацию (помимо сайтов органов местного самоуправления) можно будет найти также на сайте государственной информационной системы в области госслужбы (http://www.rezerv.gov.ru).
Если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию на указанном сайте, то этим будет заниматься орган госвласти региона, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2015 г.
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 330-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О парламентском контроле"
Проект основных направлений таможенно-тарифной политики России решено выносить на обсуждение парламента.
Уточнен порядок осуществления палатами Федерального Собрания РФ парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений.
В рамках предварительного контроля дополнительно будут обсуждать проект основных направлений таможенно-тарифной политики России. Минэкономразвития России должно вносить его одновременно в Правительство РФ и в Госдуму для рассмотрения Комитетом по бюджету и налогам.
Также будет обсуждаться проект бюджетного прогноза (изменений в него) на долгосрочный период.
К объектам парламентского контроля отнесены не только госпрограммы, но и ФЦП. При внесении в Госдуму предложений об их изменении в состав документов нужно включать обоснования необходимости уточнения объемов финансирования в разрезе основных мероприятий подпрограмм и источников их финансирования.
Ряд изменений касается направления Правительством РФ заключения на законопроект. При обращении субъекта права законодательной инициативы в Госдуму о непредставлении его в течение месяца Совет нижней палаты обращается в Правительство РФ с запросом о причинах отсутствия документа и предложением представить заключение в течение 30 дней.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 328-ФЗ "О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Уточнены полномочия регионов в части разработки программ развития субъектов малого и среднего бизнеса.
Уточнен перечень полномочий органов власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств региональных бюджетов.
Из этого перечня исключены вопросы организации и осуществления межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Также исключены нормы о наличии в собственности регионов имущества, необходимого для реализации данных программ.
Дело в том, что из компетенции регионов ранее были исключены полномочия по разработке и реализации таких программ.
Указ Президента РФ от 4 ноября 2014 г. N 705 "О внесении изменения в перечень направлений для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 1276"
При оценке работы глав регионов по созданию благоприятных условий ведения бизнеса будут учитывать показатели содействия развитию конкуренции.
Расширен перечень направлений для оценки эффективности работы глав регионов по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.
В него включено содействие развитию конкуренции на основе стандарта развития конкуренции в субъектах Федерации.
Указ вступает в силу с 1 января 2015 г.
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 322-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о передаче лиц, осужденных к лишению свободы"
Россия ратифицировала договор с Вьетнамом о передаче лиц, осужденных к лишению свободы.
Ратифицирован Договор между Россией и Вьетнамом о передаче лиц, осужденных к лишению свободы. Он подписан в Ханое 12 ноября 2013 г.
Отметим условия передачи. Осужденный должен являться гражданином государства исполнения приговора. Есть его письменное согласие на передачу. Приговор является окончательным. Часть наказания, которая подлежит дальнейшему отбыванию, на момент получения запроса о передаче составляет не менее 1 года. Важно, чтобы в государстве исполнения приговора за совершенное преступление также предусматривалось лишение свободы.
Прописана процедура направления запросов о передаче.
Центральным органом со стороны России выступает Минюст России. Со стороны Вьетнама - Министерство общественной безопасности.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов"
Работники получили право менять банк для перечисления их зарплаты.
Работникам предоставлено право менять кредитную организацию, куда должна быть переведена их зарплата. Для этого необходимо письменно сообщить работодателю об изменении реквизитов соответствующего счета не позднее чем за 5 рабочих дней до даты перечисления зарплаты.
Исключаются нормы о предоставлении необоснованных преимуществ отдельным банкам (как правило, с госучастием).
Дело в том, что ранее некоторые средства можно было зачислять на счета только определенных банков. Так, при оставлении ребенка без попечения родителей в воспитательных, лечебных, социальных и иных аналогичных учреждениях полученные на него алименты и половина дохода от их обращения могли переводиться только на счет, открытый на имя несовершеннолетнего в ОАО "Сбербанк России".
Это же касалось и перечисления денежной компенсации выпускникам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Кроме того, опекун был вправе вносить денежные средства подопечного (попечитель - давать согласие на это) только в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации.
Согласно поправкам указанные средства разрешено зачислять в любые банки, но при следующих условиях. Во-первых, соответствующие суммы должны быть застрахованы в системе обязательного страхования вкладов граждан. Во-вторых, их общий размер в одном банке не должен превышать лимита возмещения по вкладам (в настоящее время - 700 тыс. руб.).
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, кроме отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 321-ФЗ "О ратификации Соглашения о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с гражданами одного государства - члена Евразийского экономического сообщества при осуществлении трудовой деятельности на территории другого государства - члена Евразийского экономического сообщества"
Соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве в рамках ЕврАзЭС прошло ратификацию.
Ратифицировано Соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с гражданами одной страны ЕврАзЭС при осуществлении трудовой деятельности на территории другой. Оно предусматривает следующее.
Для расследуемых случаев Стороны устанавливают форму акта о несчастном случае на производстве Н-1Е (приводится).
Акт оформляется на русском языке и при необходимости на языке страны, где произошел несчастный случай.
По окончании расследования работодатель обязан выдать акт пострадавшему работнику или его доверенному лицу. При этом один экземпляр направляется в госинспекцию труда государства трудоустройства.
По окончании расследования группового несчастного случая, несчастного случая с тяжелым или со смертельным исходом акт вместе с материалами расследования направляется уполномоченному органу государства, гражданином которого является пострадавший. За это отвечает уполномоченный орган государства трудоустройства.
Документы, выданные в связи с расследованием несчастного случая по установленной форме, или их заверенные копии принимаются другими Сторонами без легализации.
Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2014 г. "Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда"
Спецоценка условий труда: ответы на вопросы.
Подготовлены ответы на часто задаваемые вопросы, специальной оценки условий труда.
В частности, указано, что работодатель вправе, а не обязан снизить класс (подкласс) условий труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты.
Исследования (испытания) и измерения по фактору "Световая среда" следует проводить только в том случае, если он идентифицирован как вредный. Например, если освещенность рабочей поверхности недостаточна, поступают жалобы сотрудников на ее недостаточность или избыточность, либо если на рабочем месте имеются слепящие или отражающие поверхности.
Если работник не согласен с результатами спецоценки условий труда, он может обратиться в региональный орган по охране труда для проведения экспертизы качества спецоценки.
В качестве нормативных актов, содержащих ПДУ для лазерного и ультрафиолетового излучений, следует использовать "Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 31 июля 1991 г. N 5804-91) и "Санитарные нормы ультрафиолетового излучения в производственных помещениях" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 23 февраля 1988 г. N 4557-88).
Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей спецоценку условий труда. Разъяснено, что к этим работникам могут быть отнесены, например, сотрудники организации, не являющиеся экспертами, но имеющие квалификацию, позволяющую им провести необходимые испытания (измерения).
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России"
В России появится День Неизвестного Солдата.
Скорректирован Закон о днях воинской славы и памятных датах.
Предусматривается новая памятная дата - День Неизвестного Солдата (3 декабря).
Поясняется, что 03.12.1966, в ознаменование 25 годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесен из братской могилы советских воинов, расположенной на 41-м километре Ленинградского шоссе и торжественно захоронен в Александровском саду у стен Кремля.
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 337-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 9 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и статью 5 Федерального закона "Об автономных учреждениях" в связи с принятием Федерального закона "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского"
Институт имени Н.Е. Жуковского отметят в Законах об унитарных предприятиях и автономных учреждениях.
В связи с принятием Закона о Национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского" внесены поправки в Законы об унитарных предприятиях и об автономных учреждениях.
Закреплено, что Центр может осуществлять от имени России права собственника имущества федерального унитарного предприятия.
Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, путем его учреждения, полномочия учредителя которого возлагаются на Центр, будет принимать Правительство РФ на основании предложений Центра, внесенных федеральными органами власти.
Центру предоставляется право принимать решение о создании автономного учреждения путем изменения типа государственного учреждения, полномочия учредителя которого он осуществляет.
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 336-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 4 Федерального закона "О национально-культурной автономии"
Расширен перечень целей национально-культурных автономий.
Скорректирован Закон о национально-культурной автономии.
Национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан России, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в определенных целях.
Поправками к таким целям отнесены укрепление единства российской нации, гармонизация межэтнических отношений, содействие межрелигиозному диалогу, а также осуществление деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 47 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"
Строительство объектов для ЧМ-2018 решено ускорить.
Цель поправок - быстрее и без лишних проволочек подготовиться к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 г., Кубку конфедераций FIFA 2017 г.
В частности, упорядочено распространение рекламы вдоль протокольных маршрутов. Это те, которые утверждены в связи с подготовкой и проведением мероприятий, связывают объекты инфраструктуры между собой. По ним передвигаются лица, включенные в списки FIFA.
Уточнены правила утверждения документации по планировке территории. Правительству РФ даны полномочия определять особенности предоставления техусловий, а также технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к объектам электросетевого хозяйства.
Прописаны полномочия субъектов Федерации по подготовке участков, необходимых для строительства и (или) реконструкции стадионов и для размещения временных сооружений. При этом закреплены правила прекращения существования недвижимости, расположенной на изъятых землях.
Пересмотрены особенности предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов инфраструктуры.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 326-ФЗ "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского"
В России появится Институт имени Н.Е. Жуковского.
Установлены особенности правового положения, правовые основы создания и деятельности Национального исследовательского центра "Институт имени Н.Е. Жуковского".
Центр создается в форме ФГБУ.
Цели деятельности - организация и выполнение научно-исследовательских работ, разработка новых технологий по приоритетным направлениям развития авиатехники, ускоренное внедрение в производство научных разработок, использование научных достижений в области авиастроения.
Его деятельность будет направлена на расширение научно-технологического взаимодействия авиационных организаций и организаций других отраслей по созданию и использованию инноваций для повышения конкурентоспособности продукции и услуг российских организаций.
Выделены 9 основных функций Центра. Это осуществление научно-исследовательской деятельности, разработка и научное сопровождение внедрения новых технологий, участие в подготовке научных кадров, оценка уровня исследований и разработок в области авиастроения, участие в формировании научно-технической политики развития авиационной промышленности и др.
Органами управления Центра являются наблюдательный совет (высший орган), генеральный директор (единоличный исполнительный орган) и правление (коллегиальный исполнительный орган). Для научно-методического, информационно-аналитического и экспертного обеспечения его деятельности создается консультативный и совещательный орган - экспертный совет. Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью является ревизионная комиссия.
Прописаны полномочия Правительства РФ как учредителя Центра. Уделено внимание плану деятельности Центра по развитию науки и технологий в авиастроении.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2014 г. N 13-4139 "О подтверждении результатов кандидатских экзаменов"
Результаты кандидатских экзаменов подтверждаются удостоверением или справкой.
13 июля 2014 г. вступил в силу приказ Минобрнауки России, которым установлены порядок прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, процедура самого испытания, перечень таких экзаменов.
Результаты кандидатских экзаменов, прошедших до указанной даты, должны быть подтверждены удостоверением об их сдаче. Если указанный документ не был получен, лицо вправе его востребовать по месту сдачи экзамена.
В случае уничтожения длительно невостребованных удостоверений либо в случае утраты ранее полученных, организация, по письменному заявлению соискателей ученых степеней, вправе изготовить дубликаты требуемых удостоверений. Они могут быть выданы текущей датой на момент востребования и действуют неограниченный срок.
Лицам, сдавшим хотя бы 1 кандидатский экзамен 13 июля 2014 г. и позднее, выдается справка об обучении (периоде обучения) по образцу, установленному организацией, принимающей экзамены.
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики"
Запрет для уклонистов поступать на гражданскую госслужбу не должен быть бессрочным!
Проверена конституционность поправок, установивших запрет для уклонистов поступать на гражданскую госслужбу (или продолжать ее проходить).
Под т. н. "уклонистами" закон понимает тех, кто не прошел военную службу по призыву, не имея на то правомерных оснований.
Подобный факт подтверждается заключением призывной комиссии.
КС РФ озвучил следующие выводы.
Поправки конституционны в той мере, в какой они устанавливают подобное ограничение для тех, кто незаконно не исполнил возложенную на них конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Т. е. конституционная обязанность не была ими исполнена без законных оснований для освобождения от ее исполнения, от призыва на военную службу или без отсрочки от призыва.
Как пояснил КС РФ, сам по себе подобный запрет - дисквалифицирующее препятствие для доступа к государственной гражданской службе.
Это сопряжено с повышенными репутационными требованиями к госслужащим как лицам, осуществляющим соответствующую деятельность в публичных интересах.
Тем самым данный запрет преследует конституционно значимую цель - сохранение и надлежащее функционирование публичного правопорядка.
Кроме того, КС РФ подчеркнул, что не предполагается возможность применять данное ограничение к тем гражданам, которые не прошли службу по призыву, однако по состоянию на 01.01.2014 были зачислены в запас.
В то же время не исключается применение этих поправок к тем, кто уже поступил на гражданскую службу до 01.01.2014 (и кто на эту дату подлежал призыву), в случае, если они будут признаны уклонистами, т. е. призывная комиссия вынесет такое заключение.
Само по себе данное ограничение связывается с наличием соответствующего заключения призывной комиссии. Оно выносится в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств.
Причем это заключение можно оспорить в судебном порядке.
Между тем поправки неконституционны в ином аспекте.
Они признаются таковыми в той мере, в какой предполагают, что предусмотренный нормами запрет для уклонистов поступать на госслужбу является бессрочным.
Законодатель должен внести уточнения с тем, чтобы исключить возможность подобного несоразмерного ограничения прав.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Федеральный конституционный закон от 4 ноября 2014 г. N 16-ФКЗ "О внесении изменений в статью 9 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" и статьи 2 и 24 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации"
У Верховного Суда РФ и Судебной коллегии по делам военнослужащих прибавилось работы.
Расширены полномочия Верховного Суда РФ и его Судебной коллегии по делам военнослужащих.
Последняя также рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Комитета.
Рассмотрение в первой инстанции административных дел об оспаривании вышеуказанных актов отнесено к компетенции Верховного Суда РФ.
Кроме того, он будет рассматривать в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании ненормативных правовых актов Минобороны России, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы.
Уточнены особенности материального обеспечения судей, досрочно прекративших полномочия в связи с формированием первоначального состава Верховного Суда РФ.
Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 353-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
В Ленинградской области увеличили число мировых судей.
С 81 до 85 единиц увеличены число мировых судей и соответствующее количество судебных участков в Ленинградской области.
Дело в том, что судебные участки мировых судей должны создаваться из расчета численности населения на одном из них от 15 тыс. до 23 тыс. человек. Но в ряде административно-территориальных образований области численность населения на судебных участках превышала максимально допустимую или приближалась к ней.
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 352-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
В Орловской области увеличили число мировых судей.
С 45 до 48 единиц решено увеличить число мировых судей в Орловской области. Речь также идет о количестве судебных участков.
Необходимость этого обусловлена увеличением численности населения в ряде муниципальных образований области. На некоторых судебных участках она превышает установленные нормативы.
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 350-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре мировых судей стало больше.
На 2 единицы увеличены число мировых судей и количество судебных участков в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Теперь их 78.
Необходимость изменений обусловлена следующим. Участки создаются из расчета численности населения на одном из них от 15 до 23 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек формируется 1 участок.
Однако при определении числа мировых судей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре за единицу расчета были приняты не предельные показатели, а средняя численность населения на одном судебном участке.
Административные правонарушения, административная ответственность
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 332-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" и статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Символика и атрибутика организаций, оправдывающих преступления фашистов, - под запретом.
Запрещена пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, которые были признаны преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Нюрнбергского трибунала либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Нюрнбергского трибунала или вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
Также запрещена пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций (в т. ч. иностранных или международных), отрицающих факты и выводы, установленные вышеуказанными приговорами.
За нарушение этих запретов предусмотрена административная ответственность в виде штрафа с конфискацией атрибутики (символики).
Правительство РФ должно установить порядок, в соответствии с которым будет определяться перечень вышеназванных организаций, их атрибутики и символики.
Международные отношения
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 324-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях"
Соглашение России и Кубы о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства прошло ратификацию.
Ратифицировано Соглашение России и Кубы о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Оно предусматривает следующее.
Сотрудничество возможно в 12 областях. При этом в первую очередь реализуются программы и проекты, связанные с 4 сферами. Это космическая геодезия и метеорология; дистанционное зондирование Земли из космоса; спутниковая связь, спутниковое теле- и радиовещание и использование информационных технологий и услуг, связанных с ними; спутниковая навигация и связанные с ней технологии и услуги.
От России за сотрудничество отвечает Роскосмос, от Кубы - Министерство вооруженных революционных сил.
Стороны обеспечивают совершение таможенных операций с товарами, перемещаемыми через их границы в рамках сотрудничества, без уплаты ввозных (вывозных) таможенных пошлин и налогов.
Освобождение от таможенных платежей не распространяется на сборы за конкретные услуги, предоставляемые в связи с совершением таможенных операций с товарами, такие, как услуги по хранению и консультированию; товары, подлежащие обложению акцизными налогами.