Вы можете подписаться на рассылку "Самые важные документы недели" и еженедельно, каждый понедельник, получать перечень изменений прошедшей недели в виде аннотаций с прямыми ссылками на полные версии документов. Данная услуга предоставляется бесплатно.
Узнать обо всех федеральных документах, появившихся за последнюю неделю, можно в разделе Федеральный мониторинг.
Версия от 31 мая 2014 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Гражданское право, приватизация
Лицензирование отдельных видов деятельности
Транспорт и связь
Основы государственно-правового устройства
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 31 марта 2014 г. N 220 "Об утверждении Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности"
Представляем в органы статистики обязательный экземпляр годовой бухотчетности по новым правилам.
Установлен новый порядок представления в органы государственной статистики обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
По новым правилам, если годовая отчетность подлежит обязательному аудиту, то в органы статистики также представляется аудиторское заключение о ней. Оно подается вместе с отчетностью либо представляется не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
В состав обязательного экземпляра годовой отчетности некоммерческой организации включаются бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним.
Отчетность должна сопровождаться контактной информацией (номер телефона, адрес электронной почты при наличии), чтобы органы статистики могли оперативно связаться с представителями экономического субъекта.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 мая 2014 г. Регистрационный N 32340.
Письмо Федеральной налоговой службы от 21 мая 2014 г. N ГД-4-3/9873@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за апрель 2014 года"
Добыча нефти: апрельские данные для расчета НДПИ.
Приведены данные, применяемые для расчета НДПИ в отношении нефти за апрель 2014 г. При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 106,7 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 35,6625 значение Кц определено как 12,5297 (в предыдущем налоговом периоде Кц составил 12,7312).
Напомним, что ставка НДПИ в отношении нефти рассчитывается исходя из базовой ставки (с 1 января по 31 декабря 2014 г. включительно она составляет 493 руб. за 1 т) с применением ряда коэффициентов. В их числе - коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц).
Данные, применяемые для расчета НДПИ за март 2014 г., приведены в письме ФНС России от 17 апреля 2014 г. N ГД-4-3/7415@.
Банковская деятельность
Постановление Правительства РФ от 21 мая 2014 г. N 476 "О предоставлении согласия на уступку прав требований"
Передача прав требования по кредитам, обеспеченным госгарантиями: в каких случаях требуется согласие Минфина России?
Закрепляются положения о предоставлении Минфином России согласий на передачу другому лицу прав требования к государству.
Речь идет о передаче российскими банками и Внешэкономбанком (бенефициары) в залог ЦБ РФ прав требований банков к заемщикам по кредитным договорам, исполнение обязательств по которым обеспечены госгарантиями, и прав требований банков по соответствующим госгарантиям в обеспечение исполнения обязательств по кредитам ЦБ РФ.
Также оформляется согласие на уступку прав требований, являющихся предметом залога по кредитам ЦБ РФ, в случаях обращения последним взыскания путем приобретения у банков (оставления за ЦБ РФ) либо путем продажи на торгах или по договору комиссии прав требований. Предоставляется согласие и на последующую уступку Банком России другим лицам перешедших к нему прав требований.
При этом должны соблюдаться определенные требования. В частности, по госгарантиям, предоставленным организациям ОПК для выполнения контрактов с Минобороны России и на реализацию проектов в рамках ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы", уступка возможна одновременно с заключением Банком России или новым кредитором с заемщиком (принципалом) договора банковского счета со специальным режимом операций. Причем величина собственных средств (капитала) новых кредиторов должна быть более 100 млрд руб.
Кроме того, новым кредиторам нужно соответствовать установленным требованиям к бенефициарам по госгарантиям.
Предусмотрены еще несколько видов госгарантий, в отношении которых оформляются согласия. Речь идет о кредитах, привлеченных ОАО "РОСНАНО" (в т. ч. по тем, которые были привлечены Российской корпорацией нанотехнологий). О кредитах, привлеченных юрлицами на реализацию инвестпроектов, ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" на строительство новых заводов, ОАО "Киностудия "Ленфильм" на модернизацию киностудии.
Определен перечень документов, представляемых в Министерство для предоставления согласий.
Информация Банка России от 26 мая 2014 г. "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
КБ "Кредитимпэкс Банк" лишился лицензии.
С 26 мая 2014 г. у КБ "Кредитимпэкс Банк" (ООО) решено отозвать лицензию.
Организация не формировала адекватные принятым рискам резервы на возможные потери по ссудам. Нарушала порядок и сроки составления отчетности, передаваемой в ЦБ РФ. На протяжении 2013 г. была вовлечена в сомнительные операции, объем которых превысил 13,5 млрд руб. Руководители и собственники не предприняли необходимых мер, направленных на нормализацию деятельности юрлица.
В ООО назначена временная администрация. Она действует до определения конкурсного управляющего либо ликвидатора.
Полномочия исполнительных органов компании приостановлены.
Информация Банка России от 26 мая 2014 г. "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
Коммерческий Банк "Кутузовский" лишился лицензии.
ЦБ РФ сообщает, что с 26 мая 2014 г. отозвана лицензия на банковские операции у ООО Коммерческий Банк "Кутузовский".
Причины этой крайней меры - неисполнение кредитной организацией законодательства о банковской деятельности и неспособность удовлетворить требования кредиторов. Банк проводил высокорискованную кредитную политику и не создавал резервы на возможные потери соразмерно принятым рискам.
В банк назначена временная администрация. Полномочия исполнительных органов банка приостановлены.
По величине активов КБ "Кутузовский" на 1 мая 2014 г. занимал 804-е место в банковской системе России.
Гражданское право, приватизация
Федеральный закон от 27 мая 2014 г. N 137-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Какие отношения исключаются из сферы действия Закона о приватизации госимущества?
Скорректирован Закон о приватизации государственного и муниципального имущества.
Установлено, что действие закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении движимого имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством или поступившего в такую собственность в порядке наследования.
Исключение - акции (доли) в уставных (складочных) капиталах хозобществ и товариществ.
Лицензирование отдельных видов деятельности
Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 480 "О торгах (аукционах, конкурсах) на получение лицензии на оказание услуг связи"
Лицензии на оказание услуг связи будут распределять преимущественно через аукционы.
Установлены новые правила проведения торгов на получение лицензии на оказание услуг связи.
Речь идет о выдаче лицензий на территориях с ограниченными ресурсами сети связи общего пользования, а также территориях, где количество операторов связи ограничено возможностью использования доступного для оказания услуг связи радиочастотного спектра.
По новым правилам торги будут проводиться преимущественно в форме аукциона. Исключительно этот способ применяется при получении лицензии на оказание услуг связи на территории, где количество операторов связи ограничено возможностью использования доступного радиочастотного спектра.
На территории с ограниченным ресурсом нумерации сети связи общего пользования лицензии распределяются через аукцион при следующих условиях (в совокупности). Во-первых, если территорией, на которой может использоваться ресурс нумерации, является вся территория России. Во-вторых, ресурс нумерации предназначен для однозначного определения (идентификации) сети связи в пределах российского сегмента соответствующей международной сети связи. В остальных случаях торги проводят в форме конкурса.
Отметим, по прежним правилам преимущественной формой проведения торгов был именно конкурс.
Решение о проведении торгов и их форме принимает Минкомсвязи России. Организатором торгов является Роскомнадзор.
Требования к участникам торгов не изменились. Уточнено содержание подаваемой заявки. Сокращен перечень прилагаемых к ней документов (не нужны копии учредительных документов).
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 апреля 2014 г. N 536 "Об утверждении формы заявления о предоставлении временной лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также перечня документов, прилагаемых к нему"
Образовательная деятельность: как составить заявление о предоставлении временной лицензии и какие документы нужно приложить?
Если образовательная организация возникла в результате реорганизации другой в форме разделения или выделения, то ей могут предоставить временную лицензию на соответствующую деятельность по лицензии прежней.
Утверждена форма заявления о предоставлении временной лицензии. Приведен перечень прилагаемых к нему материалов. Это копии учредительных документов соискателя. Копия положения о филиале (если лицо намерено заниматься деятельностью в нем). Копия положения о структурном подразделении (если в качестве соискателя выступает организация, осуществляющая обучение, подразделение которой реализует образовательные программы). Опись документов.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 мая 2014 г. Регистрационный N 32339.
Транспорт и связь
Приказ Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2014 г. N 114 "О внесении изменений в Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82"
Общие правила воздушных перевозок: что нового?
Скорректированы Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей".
Закреплено, что перевозчик принимает все возможные меры по совместному размещению на борту совершеннолетнего пассажира (пассажира, который приобрел дееспособность в полном объеме до достижения 18 лет) и следующего(их) вместе с ним ребенка (детей) в возрасте до 12 лет.
При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки, отмены рейса, изменения маршрута перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах определенные услуги.
Одна из них - размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более 8 часов - в дневное время и более 6 часов - в ночное.
Уточнено, что речь идет об ожидании отправления рейса. При этом время ожидания начинается со времени отправления, указанного в билете.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2014 г. Регистрационный N 32421.
Основы государственно-правового устройства
Федеральный конституционный закон от 27 мая 2014 г. N 7-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Крым и Севастополь: с 1 июня 2014 г. гривна - иностранная валюта.
Уточнен порядок формирования органов госвласти Крыма и Севастополя. Речь также идет о денежном обращении на этих территориях.
Выборы в Государственный Совет - парламент Республики и Законодательное Собрание города федерального значения будут проведены во второе воскресенье сентября 2014 г.
Глава Республики и губернатор города избираются соответственно депутатами Государственного Совета и Законодательного Собрания новых созывов не позднее декабря 2014 г.
Ранее выборы в органы госвласти этих субъектов Федерации планировались во второе воскресенье сентября 2015 г.
С 1 июня 2014 г. отменяется обращение в Крыму и Севастополе гривны как национальной валюты. Это касается и расчетов в ней в наличной и безналичной формах. Прежде предусматривалось, что гривна может использоваться до 1 января 2016 г. Таким образом, она станет иностранной валютой с начала лета. С этого же дня расчеты между организациями, а также с участием физлиц, связанные с предпринимательской деятельностью, должны будут производиться наличными деньгами по российскому законодательству.
С 1 июня 2014 г. признаются утратившими силу положения о том, что на территориях субъектов со дня их принятия в состав нашего государства налоги, сборы, платежи в государственные внебюджетные фонды, выплаты работникам бюджетных организаций, соцвыплаты должны перечисляться в рублях. Речь также идет об иных суммах, если одной из сторон является организация, зарегистрированная в другом регионе. Исключения составляют платежи в рамках банковских операций между кредитными организациями.
До 1 июня 2014 г. обмен гривен на рубли в кредитных организациях, работающих в Крыму и Севастополе, а также указанные платежи производятся по официальному курсу, установленному ЦБ РФ. В дальнейшем обмен гривен на рубли в кредитных организациях будет возможен по курсу, определенному этими банками.
Дополнительно введен ряд положений об актах ЦБ РФ, регулирующих отношения, связанные с принятием в состав России новых субъектов.
Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки.
Федеральный закон от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Реформа местного самоуправления: законодательные поправки.
Вводятся 2 новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Они могут образовываться в соответствии с законами субъектов Федерации.
Полномочия органов МСУ указанных округа и района по решению вопросов последнего могут разграничиваться региональным законом между ними. Состав муниципального имущества районов определяется законами субъектов Федерации, уставами округов и районов.
Представительный орган района избирается на муниципальных выборах.
Представительные органы округов формируются 2 способами. Первый - из состава представительных органов районов (при этом законом региона может быть установлена норма представительства районов, входящих в состав округа, исходя из численности населения районов). Второй - избрание на муниципальных выборах.
Кроме того, прописаны следующие нормы в отношении главы муниципального образования (МО). В соответствии с законом региона и уставом МО он избирается на муниципальных выборах либо представительным органом МО из своего состава. В первом случае глава МО входит в состав представительного органа МО с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию. Во втором - исполняет полномочия председателя представительного органа МО.
В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации заключается на срок от 2 до 5 лет. При этом с 1/3 до 1/2 увеличено число представителей региона в конкурсной комиссии. Теперь они назначаются губернатором (ранее - законодательным собранием по представлению губернатора).
Из 39 вопросов местного значения, предусмотренных для сельских поселений, последние решают только 13. Остальными вопросами занимаются муниципальные районы. Законами регионов за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы местного значения.
Установлено, что региональными законами могут перераспределяться полномочия между МСУ и органами субъектов Федерации. Такое перераспределение допускается на период не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа региона.
При этом к компетенции госорганов регионов нельзя относить полномочия органов МСУ в сферах управления муниципальной собственностью, местного бюджета, охраны общественного порядка, установления структуры органов МСУ, изменения границ МО и некоторые другие.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. При этом предусматривается 6-месячный срок для принятия регионами соответствующих законов о порядке формирования МСУ.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Федеральный закон от 27 мая 2014 г. N 134-ФЗ "О ратификации Конвенции об оплачиваемых учебных отпусках (Конвенции N 140)"
Конвенция МОТ об оплачиваемых учебных отпусках прошла ратификацию.
Ратифицирована Конвенция об оплачиваемых учебных отпусках. Она разработана МОТ и предусматривает следующее.
Речь идет об отпусках для целей профессиональной подготовки на любом уровне; общего, социального или гражданского образования; профсоюзной учебы. Периоды таких отпусков приравниваются к периодам фактической работы.
В 2 случаях устанавливаются особые положения относительно отпусков.
Первый - когда особым категориям трудящихся (работники мелких предприятий, сельские или другие трудящиеся, проживающие в отдаленных районах, лица, работающие по сменам, или трудящиеся с семейными обязанностями) трудно воспользоваться общими положениями.
Второй - когда особым категориям предприятий, таким как мелкие или сезонные, трудно применять общие положения (при условии, что их работники не лишаются возможности получать указанные отпуска).
Средства предоставления отпусков могут включать национальное законодательство и правила, коллективные договоры, арбитражные решения и другие средства, которые соответствуют национальной практике.
Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"
Для детей-сирот должны быть созданы условия, приближенные к семейным.
Разработано Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них последних.
К таким организациям относятся образовательные, медицинские и те, которые оказывают соцуслуги. Определены перечни конкретных видов деятельности юрлиц. Предусмотрена обязанность размещать в Интернете ежегодный отчет о своей деятельности.
Дети помещаются в организации под надзор до их устройства на воспитание в семью. Оформляется акт органа опеки и попечительства. Процедура совершается в течение 1 месяца со дня выявления детей. Оформляются 2 документа: личное дело ребенка и направление органа или юрлица, реализующих функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, или уполномоченного органа исполнительной власти региона. Далее детей направляют на медобследование.
Организации следует составить индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка. Его утверждает орган опеки и попечительства. План пересматривают не реже 1 раза в полгода.
Определены особенности помещения детей, чьи законные представители не могут исполнять свои обязанности.
Дети, являющиеся членами одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одну организацию и размещаются в одной группе, если это не противоречит их интересам. Численность групп приближена к "домашней": до 8 человек. Целесообразно выбрать учреждение, которое ближе всего расположено к месту жительства (пребывания) ребенка. Это поможет сохранить привычную социальную среду (если она положительная), родственные и дружеские связи.
Требования к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденные в 2011 г., признаны утратившими силу.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2015 г.
Постановление Правительства РФ от 17 мая 2014 г. N 458 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления социальных гарантий Героям Труда Российской Федерации"
Какие соцгарантии полагаются Героям Труда России?
Указом Президента РФ было учреждено звание Героя Труда России. Оно является высшей степенью отличия за особые трудовые заслуги перед государством и народом.
Лицам, которым присвоено данное звание, установлены социальные гарантии.
Так, им полагается ежемесячная денежная выплата в размере 26 847 руб. (указанная сумма ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции). Она назначается территориальным органом ПФР по заявлению Героя Труда.
Кроме того, названной категории граждан компенсируются расходы на оплату пользования домашним телефоном.
За счет федерального бюджета на могиле умершего (погибшего) Героя Труда сооружается надгробие. Образец последнего устанавливает Минтруд России.
Если Герой Труда работал в оборонно-промышленном комплексе, его могут захоронить на Федеральном военном мемориальном кладбище (если это не противоречит волеизъявлению умершего (погибшего) или пожеланию его родственников либо законного представителя).
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 февраля 2014 г. N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда"
О декларациях соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.
Утверждены форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и порядок ее подачи, а также порядок формирования и ведения реестра таких деклараций.
Декларации оформляются в отношении рабочих мест, на которых по результатам идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса не выявлены.
Они подаются в территориальный орган Роструда по месту нахождения (лично или почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении) либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной ЭП (посредством заполнения формы на сайте Службы).
Это делается не позднее 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.
Реестр формируется и ведется Службой и ее территориальными органами.
В него вносятся сведения о декларациях, о продлении их действия, прекращении их действия. Последнее касается рабочих мест, на которых с сотрудниками произошли несчастные случаи на производстве (кроме произошедших по вине третьих лиц), случаев выявления заболеваний по причине воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и др.
Это делается в течение 15 рабочих дней.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 мая 2014 г. Регистрационный N 32387.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 20 февраля 2014 г. N 104н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по приему отчета (расчета), представляемого лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (форма - 4а ФСС РФ)"
Подать форму - 4а ФСС РФ можно через многофункциональный центр предоставления госуслуг.
Установлен новый порядок представления в ФСС РФ отчета (расчета) лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (форма - 4а ФСС РФ).
Основные новшества сводятся к следующему. Во-первых, отчет (расчет) можно подать через представителя или многофункциональный центр предоставления госуслуг.
Во-вторых, при направлении отчета в электронном виде требуется скрепить его усиленной квалифицированной электронной подписью.
Максимальный срок ожидания в очереди при подаче отчета лично сокращен с 30 до 15 минут.
Также сокращен срок рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) Фонда и его должностных лиц. Он составляет 15 рабочих дней со дня регистрации жалобы, а по фактам отказа принять документы или исправить допущенные ошибки - 5 рабочих дней. Ранее жалобы рассматривались в течение 30 календарных дней. Кроме того, жалобу можно подать через многофункциональный центр предоставления госуслуг.
Приведены актуальные адреса и телефоны территориальных органов ФСС РФ.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 мая 2014 г. Регистрационный N 32315.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Федеральный закон от 27 мая 2014 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в статьи 28 и 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Успехи в учебной, спортивной и инновационной деятельности решено поощрять.
Закрепляются положения о поощрении обучающихся за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности.
Виды и условия поощрения установит образовательная организация.
Лицам, освоившим программы среднего общего образования, успешно прошедшим итоговую аттестацию и имеющим оценки "отлично" по всем предметам, одновременно с документом об образовании вручается медаль "За особые успехи в учении". Ее образец, описание и порядок выдачи устанавливает федеральный орган исполнительной власти, реализующий функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В 2014 г. лицам, имеющим право на медаль, последняя вручается не позднее 1 октября 2014 г.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"
Аттестация педагогов по новым правилам.
Установлен новый порядок аттестации педагогических работников образовательных организаций. Он не касается профессорско-преподавательского состава.
Аттестации подлежат все педагогические работники, включая совместителей.
Аттестационные комиссии в целях подтверждения соответствия работников занимаемой должности теперь самостоятельно формируются образовательными организациями. Периодичность проведения аттестации не изменилась - 1 раз в 5 лет. При этом работники, отсутствовавшие на работе по болезни более 4 месяцев подряд, проходят аттестацию не ранее чем через год после выхода на работу.
Квалификационные категории (первая или высшая) устанавливаются педагогическим работникам по их желанию. Работники, имеющие квалификационную категорию, не проходят аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.
Заявление на присвоение категории можно направить по почте или в электронном виде. Его также можно подать в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Уточнены основания присвоения квалификационных категорий. При отказе в установлении категории работник может повторно обратиться за ее присвоением только через год.
Ранее присвоенные квалификационные категории сохраняются в течение срока, на который они были установлены.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2014 г. Регистрационный N 32408.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 мая 2014 г. N 529 "О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1400"
О ГИА по программам среднего общего образования для Крыма и Севастополя.
Скорректирован Порядок государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования.
Закреплено, что для обучающихся, освоивших в 2014 и 2015 гг. программы среднего общего образования в организациях, расположенных на территориях Крыма и Севастополя, аттестация проводится в форме государственного выпускного экзамена с использованием текстов, тем, заданий, билетов.
При этом по отдельным учебным предметам по желанию таких обучающихся аттестация проводится в форме ЕГЭ.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 мая 2014 г. Регистрационный N 32381.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 6 сентября 2013 г. N 633н "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по программам ординатуры"
Прием в ординатуру: правила.
Утвержден Порядок приема на обучение по программам ординатуры.
К освоению программ допускаются лица, получившие высшее медицинское и (или) фармацевтическое образование. Это делается с учетом квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам, утверждаемых Минздравом России.
Состав экзаменационных и апелляционных комиссий формируется из числа наиболее опытных и квалифицированных научно-педагогических работников организации по специальности (доктора и кандидаты наук). Допускается включение в состав научно-педагогических работников других организаций.
Приемная комиссия обеспечивает функционирование специальных телефонных линий и раздела сайта организации для ответов на обращения, связанные с приемом.
Прием документов начинается не позднее 1 июля и завершается не позднее 20 июля включительно.
Расписание вступительных испытаний утверждается председателем приемной комиссии и доводится до сведения поступающих не позднее чем за 10 рабочих дней до начала таких испытаний.
Все испытания завершаются не позднее 15 августа.
Испытания могут проводиться в форме письменного, устного экзаменов или иной форме, устанавливаемой организацией самостоятельно.
Заявление об апелляции подается не позднее дня, следующего за датой объявления результатов испытания. Приемная комиссия обеспечивает прием заявлений в течение всего рабочего дня.
Заявление рассматривается не позднее 2 рабочих дней после даты подачи.
Процедуре зачисления предшествует объявление 15 августа на сайте организации и на стенде приемной комиссии полных пофамильных перечней лиц, зачисление которых может рассматриваться по каждой специальности по различным условиям приема с указанием суммы набранных баллов.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 мая 2014 г. Регистрационный N 32255.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Обзор Постановлений Президиума ВАС РФ по вопросам частного права за апрель 2014 года (правовые позиции ВАС РФ)
Обзор судебной практики ВАС РФ по вопросам частного права за апрель 2014 г.
Обзор Постановлений Президиума ВАС РФ по актуальным вопросам частного права включает в себя выдержки из решений, опубликованных на официальном сайте ВАС РФ в апреле 2014 г.
С кратким содержанием рассмотренных в обзоре Постановлений можно ознакомиться в аннотациях к соответствующим документам.
Обзор Постановлений Президиума ВАС РФ по вопросам частного права за март 2014 года (правовые позиции ВАС РФ)
Обзор судебной практики ВАС РФ по вопросам частного права за март 2014 г.
Обзор Постановлений Президиума ВАС РФ по актуальным вопросам частного права включает в себя выдержки из решений, опубликованных на официальном сайте ВАС РФ в марте 2014 г.
С кратким содержанием рассмотренных в обзоре Постановлений можно ознакомиться в аннотациях к соответствующим документам.
Обзор Постановлений Президиума ВАС РФ по вопросам частного права за февраль 2014 года (правовые позиции ВАС РФ)
Обзор судебной практики ВАС РФ по вопросам частного права за февраль 2014 г.
Обзор Постановлений Президиума ВАС РФ по актуальным вопросам частного права включает в себя выдержки из решений, опубликованных на официальном сайте ВАС РФ в феврале 2014 г.
С кратким содержанием рассмотренных в обзоре Постановлений можно ознакомиться в аннотациях к соответствующим документам.
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Постановление Конституционного Суда РФ от 20 мая 2014 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части третьей статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.А. Филимонова"
Конституционный Суд РФ подтвердил, что несовершеннолетние не могут рассчитывать на суд присяжных.
Уголовные дела могут рассматриваться с участием присяжных заседателей только в областных и равных им по уровню судах. С 1 августа 2013 г. вступили в силу поправки к УПК РФ. Дела о некоторых преступлениях, которые ранее рассматривались в первой инстанции указанными судами, перешли в юрисдикцию районных судов. Исключение - преступления, за которые в качестве наиболее строгого наказания могут назначить пожизненное лишение свободы или смертную казнь. При этом УК РФ прямо запрещает назначать пожизненное лишение свободы или смертную казнь несовершеннолетним преступникам.
Заявитель оспаривал конституционность нормы, определяющей подсудность уголовных дел областным и равным им по уровню судам. По его мнению, она дискриминационна, поскольку лишает несовершеннолетних обвиняемых права на рассмотрение их уголовных дел с участием присяжных.
Между тем норма признана конституционной.
Как пояснил Конституционный Суд РФ, в России действует комплексный мораторий на смертную казнь. Фактически она замещается пожизненным лишением свободы.
Решения, вынесенные с участием присяжных, могут обжаловаться лишь с точки зрения правильности применения норм права, но не фактических обстоятельств дела. Поэтому обвиняемый должен иметь возможность предвидеть и взвесить последствия своего решения. А для несовершеннолетних подобный выбор будет весьма затруднительным.
Право обвиняемого на рассмотрение дела с участием присяжных является хотя и особой, но не единственной гарантией обеспечения эффективной судебной защиты. Несовершеннолетние вправе ходатайствовать о рассмотрении дела в первой инстанции коллегией из 3-х профессиональных судей. Кроме того, законодателем были расширены возможности обжалования приговора в апелляционном порядке.
Таким образом, изъятие подобных дел из юрисдикции суда присяжных не может расцениваться как ухудшающее положение несовершеннолетних и вводящее дискриминирующие различия.
Вместе с тем федеральный законодатель вправе предусмотреть иные, более дифференцированные способы обеспечения права на законный суд. В частности, он может предоставить обвиняемым по определенным категориям дел право ходатайствовать о его передаче из районного суда в вышестоящую инстанцию для рассмотрения с участием присяжных.
Федеральный закон от 27 мая 2014 г. N 133-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы"
Россия и Египет договорились о передаче осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в стране их гражданства.
Договор подписан в Каире 23 июня 2009 г. В соответствии с ним стороны оказывают друг другу максимальное содействие в вопросах передачи осужденных в государство их гражданства для отбывания оставшейся части наказания.
Передача осужденного может происходить по запросу государства вынесения приговора либо государства исполнения приговора. Кроме того, осужденный или его законный представитель вправе обратиться в компетентный орган любой из сторон с соответствующим ходатайством.
Передача осужденного может иметь место только в случае согласия обеих сторон и при согласии осужденного. Причем государство вынесения приговора обеспечивает возможность государству исполнения приговора убедиться в том, что согласие осужденного на передачу или отказ от нее были даны добровольно.
После передачи осужденный продолжает отбывать назначенное ему наказание в соответствии с правовыми нормами государства исполнения приговора. При этом каждая из сторон может осуществлять помилование и амнистию.
Переданный осужденный не может быть вновь привлечен к уголовной ответственности за то же деяние, за которое был осужден в государстве вынесения приговора.
В Договоре закреплены основания отказа в передаче. Так, передача не производится, если она может нанести ущерб суверенитету, безопасности или другим существенным интересам запрашиваемой стороны либо противоречит ее законодательству.