Вы можете подписаться на рассылку "Самые важные документы недели" и еженедельно, каждый понедельник, получать перечень изменений прошедшей недели в виде аннотаций с прямыми ссылками на полные версии документов. Данная услуга предоставляется бесплатно.
Узнать обо всех федеральных документах, появившихся за последнюю неделю, можно в разделе Федеральный мониторинг.
Версия от 26 апреля 2014 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Строительство, градостроительство и архитектура
Транспорт и связь
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Основы государственно-правового устройства
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Административные правонарушения, административная ответственность
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 81-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Учет убытков от уступки права требования долга и стоимости малоценного имущества упростили.
Цель поправок - упростить налоговый учет по некоторым операциям.
В частности, закреплены нормы о моменте определения налоговой базы по НДС при реализации недвижимости. Это день предоставления объекта покупателю по передаточному акту или иному подобному документу.
Что касается налога на прибыль, то уточнен порядок учета суммовых разниц по доходам и расходам, выраженным в иностранной валюте. Предусмотрена возможность списать стоимость малоценного имущества в течение более одного отчетного периода в зависимости от учетной политики.
Скорректирована процедура учета убытка от уступки права требования долга третьему лицу. Соответствующая сумма признается полностью на дату уступки (ранее 50% включались во внереализационные расходы по истечении 45 календарных дней с даты уступки).
Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Для некоторых положений установлены иные сроки.
Письмо Федеральной налоговой службы от 17 апреля 2014 г. N СА-4-14/7403@ "Об организации учета организаций и физических лиц в налоговых органах Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Республика Крым и г. Севастополь: о постановке на налоговый учет.
Речь идет об организации учета юрлиц и физлиц в налоговых органах России на территориях Республики Крым и г. Севастополя. В частности, разъяснено следующее.
На территории Республики российские организации, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ, ставятся на учет в налоговых органах России по месту своего нахождения, нахождения филиалов (представительств), иных обособленных подразделений в соответствии с положениями НК РФ.
Российские организации представляют в налоговые органы по месту своего нахождения сообщения по форме N С-09-3-1 (утверждена приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. N ММВ-7-6/362@) в отношении обособленных подразделений (кроме филиалов и представительств), созданных на территории Республики Крым после 18 марта 2014 г. Отмечено, как заполнить данное сообщение.
Постановка организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется в течение 5 рабочих дней с даты получения сообщения. В этот же срок выдается соответствующее уведомление по форме N 1-3-Учет (утверждена приказом ФНС России от 11 августа 2001 г. N ЯК-7-6/488@). Датой постановки на учет является дата создания обособленного подразделения, указанная в сообщении.
Однако если в сообщении отмечена дата создания обособленного подразделения в период с 18 марта по 8 апреля 2014 г. включительно, датой постановки на учет считается 9 апреля 2014 г. - день создания Инспекции ФНС России по г. Симферополю.
Если физлицо, проживающее на территории Республики Крым, регистрируется в качестве ИП в соответствии с российским законодательством, он ставится на учет в инспекции ФНС России одновременно с регистрацией.
Свидетельство о постановке на учет (форма утверждена приказом ФНС России от 11 августа 2001 г. N ЯК-7-6/488@), оформленное на бланке, образец которого утвержден приказом Службы от 23 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/123@, с указанием ИНН выдается одновременно с документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРИП.
В иных случаях постановка физлиц на налоговый учет будет осуществляться после истечения переходного периода либо принятия соответствующих нормативно-правовых актов.
Письмо Федеральной налоговой службы от 17 апреля 2014 г. N ГД-4-3/7415@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за март 2014 года"
Нефть: данные для расчета НДПИ за март 2014 г.
Приведены данные, применяемые для расчета НДПИ в отношении нефти за март 2014 г. При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 106,76 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 36,2124 значение Кц определено как 12,7312 (в предыдущем налоговом периоде Кц составил 12,5140).
Напомним, что ставка НДПИ в отношении нефти рассчитывается исходя из базовой ставки (с 1 января по 31 декабря 2014 г. включительно она составляет 493 руб. за 1 т) с применением ряда коэффициентов. В их числе - коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц).
Данные, применяемые для расчета НДПИ за февраль 2014 г., приведены в письме ФНС России от 25 марта 2014 г. N ГД-4-3/5369@.
Банковская деятельность
Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 78-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Крымские банки временно освободили от уплаты госпошлины.
Изменения касаются налогообложения некоторых операций на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь.
Закреплено, что в отношении кредитных и некредитных финансовых организаций в случаях, предусмотренных Законом об особенностях функционирования финансовой системы Крыма и Севастополя на переходный период, госпошлина не взимается. В частности, при регистрации, выдаче лицензии (разрешения), эмиссии ценных бумаг.
Ряд изменений обусловлен в т. ч. подписанием закона, регулирующего деятельность АНО "Фонд защиты вкладчиков". Цели создания - приобретать права (требования) физлиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях иностранных кредитных организаций, действующих на территории Крыма и Севастополя; выплачивать компенсации.
Фонд освобожден от НДС при реализации имущества и имущественных прав, при представлении интересов вкладчиков.
При налогообложении прибыли не учитываются следующие доходы. Имущественный взнос ЦБ РФ в имущество Агентства по страхованию вкладов, используемый для образования Фонда. Средства, оставшиеся по окончании ликвидации последнего, зачисляемые в фонд обязательного страхования вкладов. Доходы Фонда.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Информация Банка России от 21 апреля 2014 г. "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
ОАО Банк "Западный" лишился лицензии.
С 21.04.2014 у ОАО Банк "Западный" отозвана лицензия на банковские операции.
Причина - несоблюдение банковского законодательства и нормативных актов ЦБ РФ. Кредитная организация представляла недостоверные отчетные данные. Она проводила высокорискованную кредитную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы. Банком не исполнено требование надзорного органа о создании необходимых резервов на возможные потери. Не приняты меры по финансовому оздоровлению.
В ОАО Банк "Западный" назначена временная администрация. Она просуществует до прихода конкурсного управляющего либо ликвидатора. Полномочия исполнительных органов кредитной организации приостановлены.
ОАО Банк "Западный" является участником системы страхования вкладов. По величине активов на 01.04.2014 он занимал 142 место в банковской системе России.
Информация Банка России от 17 апреля 2014 г. "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
ЦБ РФ: ООО КБ "Каспий" лишилось лицензии на осуществление банковских операций.
Сообщается, что с 17.04.2014 у ООО КБ "Каспий" (г. Махачкала) отозвана лицензия на осуществление банковских операций (приказ Банка России от 17.04.2014 N ОД-700).
Решение принято в связи с неисполнением кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России.
ООО КБ "Каспий" проводилась высокорискованная кредитная политика и не создавались адекватные принятым рискам резервы на возможные потери по ссудной задолженности.
Банк не соблюдал требования законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.
При этом кредитная организация была вовлечена в проведение в крупных объемах сомнительных операций с наличными денежными средствами. Общий объем таких операций за 2013 г. составил более 550 млн руб. Руководители и собственники кредитной организации не предприняли необходимых мер, направленных на нормализацию ее деятельности.
В ООО КБ "Каспий" назначена временная администрация (приказ Банка России от 17.04.2014 N ОД-701). Срок ее действия - до момента назначения конкурсного управляющего либо ликвидатора.
Полномочия исполнительных органов кредитной организации приостановлены.
ООО КБ "Каспий" не являлось участником системы страхования вкладов.
По величине активов ООО КБ "Каспий" на 01.04.2014 занимало 856 место в банковской системе России.
Информация Банка России от 17 апреля 2014 г. "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
С 17 апреля 2014 г. отозвана лицензия у ОАО "АФ Банк".
С 17 апреля 2014 г. у ОАО "АФ Банк" отозвана лицензия Банка России.
Причины - неисполнение законодательства о банковской деятельности, достаточность капитала ниже 2%, снижение собственных средств ниже минимального значения уставного капитала, неспособность удовлетворить требования кредиторов. Отмечается, что в течение года к ОАО "АФ Банк" неоднократно применялись санкции ЦБ РФ.
Кроме того, ОАО "АФ Банк" проводило высокорискованную кредитную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы. После исполнения требований надзорного органа о формировании резервов, адекватных принятым рискам, банк лишился собственных средств. В связи с потерей ликвидности своевременно не исполнялись обязательства перед кредиторами и вкладчиками. Руководство и собственники банка не приняли мер по его финансовому оздоровлению. Привлечь для финансового оздоровления АСВ на разумных экономических условиях было невозможно.
В ОАО "АФ Банк" назначена временная администрация. Она действует до назначения конкурсного управляющего или ликвидатора. Полномочия исполнительных органов кредитной организации приостановлены.
Отмечается, что ОАО "АФ Банк" является участником системы страхования вкладов. По величине активов по состоянию на 1 апреля 2014 г. оно занимало 336 место.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 337 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 846"
Экспорт нефти: о применении особых формул расчета ставок пошлин.
Скорректирован порядок подготовки предложений о применении особых формул расчета ставок вывозных пошлин на нефть сырую.
Данный порядок теперь также применяется в отношении нефти сырой с особыми физико-химическими характеристиками, добытой на определенных месторождениях.
Речь идет о тех, на которых соотношение начальных извлекаемых запасов нефти в залежах углеводородного сырья, расположенных в границах месторождения и отнесенных к продуктивным отложениям тюменской свиты в соответствии с данными госбаланса запасов полезных ископаемых, утвержденного на 1 января года, предшествующего году установления особых формул для данного месторождения, к начальным извлекаемым запасам нефти месторождения углеводородного сырья составляет не менее 0,8.
Уточнен перечень документов, прилагаемых к заявлению о применении особой формулы. Так, чтобы подтвердить прогнозные и фактические капитальные и операционные (эксплуатационные) затраты, понесенные пользователем недр и связанные с деятельностью по разведке и (или) разработке месторождения, нужно представить соответствующие регистры бухучета.
Исключен критерий степени выработанности из перечня оснований для отказа пользователю недр в применении особой формулы для месторождений, указанных в примечании 8 к ТН ВЭД ТС по состоянию на 26 мая 2013 г. Данные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Информация Министерства экономического развития РФ от 16 апреля 2014 г. "О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 мая 2014 г."
Уменьшение мировых цен на нефть привело к снижению в мае ставок экспортных пошлин на нее.
Определены ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанные из нее, на май 2014 г.
При их расчете учтена средняя цена на нефть марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. По результатам мониторинга за период с 15 марта 2014 г. по 14 апреля 2014 г. она составила 770,5 долл. США за тонну.
В мае ставка пошлины на сырую нефть равняется 376,1 долл. США за тонну (в апреле 2014 г. - 387 долл.). Льготная ставка понизилась со 190,8 долл. до 182,4 долл. США. Ставка на сверхвязкую нефть составляет 37,6 долл. США (против 38,7 долл. США в апреле).
Ставка на легкие и средние дистилляты, бензол, толуол, ксилолы, мазут, смазочные масла, отработанные нефтепродукты, вазелин и парафин (за исключением озокерита, воска буроугольного или торфяного), нефтяные кокс (кроме кальцинированного) и битум снизилась с 255,4 долл. до 248,2 долл. США. В отношении приведенных исключений сохраняется нулевая ставка. Ставка на дизельное топливо составляет 244,4 долл. США (в апреле - 251,5 долл. США).
Экспорт бензина в мае облагается по ставке 338,4 долл. США (в апреле - 348,3 долл. США).
Ставка на тримеры и тетрамеры пропилена составляет 24,4 долл. США (против прежних 25,1 долл. США). На сжиженные углеводородные газы - 88,3 долл. США (ранее - 129,1 долл. США).
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона "Об электроэнергетике"
Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям: нюансы.
Закон расширяет особенности госрегулирования цен (тарифов) на услуги естественных монополистов в электроэнергетике и платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
С 1 октября 2015 г. в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт затраты на строительство объектов электросетевого хозяйства (от существующих объектов до присоединяемых устройств и (или) объектов электроэнергетики ("последняя миля")) включаются в размере максимум 50%.
С 1 октября 2017 г. учитываются исключительно затраты на организационно-технические мероприятия по технологическому присоединению, проводимые сетевой организацией (без инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство "последней мили").
При этом расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства "последней мили", не отраженные с 1 октября 2015 г. в составе платы за технологическое присоединение вышеназванных энергопринимающих устройств, в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике включаются в затраты сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Уточнено, что особенности определения размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке устройств) по III категории надежности (по 1 источнику электроснабжения) и применения этой платы устанавливает Правительство РФ.
Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 75-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу создания ведомственной охраны для обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"
Газпрому, Транснефти и Роснефти разрешено создать ведомственную охрану.
Поправки касаются создания ведомственной охраны для обеспечения безопасности объектов ТЭК.
Дело в том, что ранее у таких ОАО, как "Газпром", АК "Транснефть" и НК "Роснефть" не было достаточных полномочий в области защиты производственных и технологических комплексов, а также имущества, участвующего в поставках продукции для госнужд.
Закреплено право указанных компаний на создание ведомственной охраны для защиты объектов ТЭК.
Предусмотрено, что ведомственная охрана организации - собственника Единой системы газоснабжения осуществляет защиту объектов ТЭК, находящихся в собственности данной организации, ее дочерних обществ, и продукции, поставляемой по госконтракту.
Ведомственная охрана стратегического АО, управляющего системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, отвечает за следующие объекты. Это объекты, находящиеся в собственности самого общества, его дочерних обществ и АО, более 50% голосующих акций (долей в уставном капитале) которых принадлежат этому (стратегическому) ОАО. Кроме того, ведомственная охрана защищает продукцию, поставляемую по госконтракту.
Ведомственная охрана стратегического АО, ведущего деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья, охраняет объекты ТЭК, находящиеся в собственности данного юрлица, его дочерних обществ, а также продукцию, поставляемую по госконтракту.
Закон вступает в силу через 90 дней после официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 342 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам ценообразования на газ и подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения"
Ценообразование на газ и подключение к газораспределительным сетям: что нового?
Переходный период, в течение которого предполагается достичь равной доходности поставок газа на внутренний и внешние рынки, продлен по 2017 г. включительно (изначально предполагалось по 2014 г.)
Уточнено, что государством также регулируется размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками.
В определенных случаях плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям также устанавливается исходя из стоимости мероприятий по указанному присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы.
К этим случаям отнесены те, когда названные мероприятия предусматривают проведение врезки не просто под давлением, а в газопроводы наружным диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 МПа.
Часть изменений обусловлена отказом от ежеквартальных расчетов оптовых цен на газ по формуле цены с возможностью их колебания в коридоре от -3% до +3% относительно параметров, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития России.
Устранены внутренние противоречия в части измерения расстояния от точки подключения до сети газораспределения, а также обязательства по согласованию строительства сети газораспределения с собственниками земельных участков, на которых планируется такое строительство.
Большинство изменений вступают в силу со дня официального опубликования постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 марта 2014 г.
Информационное сообщение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 16 апреля 2014 г. "О порядке представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за I квартал 2014 года"
О сроках представления деклараций по алкоголю за 1 квартал текущего года.
Даны разъяснения по вопросу представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за 1 квартал 2014 г.
Правительством РФ с 08.04.2014 изменены формы деклараций NN 3, 5 и раздел I декларации 11 в части отражения на конец отчетного периода остатков продукции, маркированной федеральными специальными и (или) акцизными марками, требования к которым утратили силу. Росалкогольрегулирование, в свою очередь, скорректировало электронные форматы деклараций.
Кроме того, с 1 января 2014 г. пересмотрены сроки подачи деклараций.
В связи с этим декларации за 1 квартал 2014 г. должны быть поданы не позднее 21 апреля 2014 г. (20 апреля - выходной день) по формам и в формате с учетом внесенных изменений.
Корректирующие декларации за 1 квартал 2014 г. при обнаружении в текущем отчетном периоде фактов не отражения или неполноты отражения необходимых сведений могут быть представлены до 1 июля 2014 г.
Если до 08.04.2014 декларации были поданы по формам и в формате без учета изменений, необходимо представить корректирующие декларации. Срок - не позднее 21 апреля 2014 г.
Строительство, градостроительство и архитектура
Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принцип законодательства о градостроительной деятельности - единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений.
Внесены поправки в Градостроительный кодекс.
К основным принципам законодательства о градостроительной деятельности отнесли помимо прочего единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений.
Расширены полномочия органов госвласти России в области градостроительной деятельности. Они утверждают исчерпывающие перечни процедур, установленных соответствующим законодательством и осуществляемых в отношении физических и юридических лиц - субъектов градостроительных отношений в следующих целях. Речь идет о подготовке последними документации по планировке территории, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капстроительства.
Вышеназванные органы госвласти определяют и порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в отмеченных перечнях.
Правительство РФ утверждает исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях регионов и муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, а также ведения сопутствующего реестра.
Поправки вступают в силу со дня официального опубликования.
Транспорт и связь
Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 79-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
В Воздушном кодексе РФ пропишут нормы о безвозвратных билетах.
Скорректирован Воздушный кодекс РФ. Поправки касаются заключения договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего условие о возврате провозной платы при расторжении договора.
По общему правилу, если договор предусматривает такое условие, то при его расторжении по инициативе перевозчика пассажиру возвращается провозная плата с взысканием 25% неустойки и суммы расходов перевозчика, связанных с исполнением обязательств по договору.
Если же указанного условия нет, то плата не возвращается (кроме неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, на территории, с территорий или через территории которых осуществляется перевозка).
До внесения изменений при расторжении договора по инициативе пассажира не менее чем за 24 часа до вылета данному лицу возвращалась уплаченная за перевозку сумма. Поправками установлено, что в этом случае по возвратному авиабилету из его стоимости вычитаются расходы перевозчика, связанные с исполнением обязательств по договору.
Независимо от авиабилета (возвратного или безвозвратного), если пассажир отказывается от полета по уважительным причинам (болезнь пассажира или близкого родственника, смерть члена семьи или близкого родственника), провозная плата возвращается полностью при уведомлении до окончания регистрации. То же касается отказа в связи с задержкой отправления.
Закон вступает в силу по истечении 60 дней после официального опубликования.
Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 73-ФЗ "О внесении изменений в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Летные экипажи судов гражданской авиации пополнятся иностранными пилотами, но лишь на время.
Предусмотрена возможность включения иностранцев в члены экипажей воздушных судов гражданской авиации. Это обусловлено дефицитом подготовленных летных кадров.
Согласно поправкам иностранцы могут замещать должность командира воздушного судна коммерческой гражданской авиации (осуществляющего перевозки или выполняющего авиационные работы). Однако это разрешено лишь временно, в течение 5 лет с момента вступления данных поправок в силу. С иностранцем заключается трудовой договор для замещения должности командира гражданского воздушного судна.
Также иностранцев разрешено включать в состав летного экипажа для их подготовки в целях получения ими допуска к профессиональной деятельности в качестве члена летного экипажа при условии, что иные члены летного экипажа судна - граждане России.
При этом Правительство РФ должно определить максимальную численность иностранных пилотов, принимаемых на работу, порядок ее распределения между российскими авиапредприятиями и условия заключения трудовых договоров с иностранными пилотами.
Отметим, что ранее иностранец мог входить в состав летного экипажа судна коммерческой авиации только как стажер при условии, что он не исполняет обязанностей командира судна.
Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования.
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Приказ Федеральной налоговой службы от 13 февраля 2014 г. N ММВ-7-2/48@ "Об утверждении формы и порядка направления налоговым органом запроса оператору по приему платежей физических лиц"
Как направляются запросы налоговых органов операторам по приему платежей?
Операторы по приему платежей по запросу налоговых органов обязаны представлять сведения об осуществленных расчетах. Срок - в течение 3-х дней после получения запроса. Утверждена его форма.
Запрос может направляться в бумажном и электронном виде.
Бумажный запрос составляется на бланке налогового органа. Он подписывается начальником налогового органа (или его заместителем) и заверяется гербовой печатью. Такой запрос вручается должностным лицом под расписку уполномоченному представителю оператора или направляется оператору по почте заказным отправлением с уведомлением о вручении.
Электронные запросы направляются по телекоммуникационным каналам связи. Приведен перечень технологических электронных документов, которые используются при направлении таких запросов. Это, например, извещение о получении электронного документа, квитанция о приеме и др. Участники информационного обмена каждый рабочий день проверяют поступление запросов и технологических документов.
Отметим, что электронные запросы направляются в зашифрованном виде с использованием сертифицированных средств усиленной квалифицированной электронной подписи. Они считаются принятыми, если от оператора поступила квитанция о приеме, подписанная его квалифицированной электронной подписью.
Детально прописана процедура направления электронных запросов.
Приведен перечень расчетов, в отношении которых применяется данный порядок.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 апреля 2014 г. Регистрационный N 31873.
Основы государственно-правового устройства
Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 82-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации"
В составе Общественной палаты РФ будут представлены общественные палаты Крыма и Севастополя.
В состав Общественной палаты РФ включены представители от региональных общественных палат 2 новых субъектов Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Таким образом, в Общественную палату РФ теперь входит 168 членов: 85 из них делегируются общественными палатами субъектов Федерации, 40 утверждаются Президентом страны и 43 определяются по итогам рейтингового интернет-голосования.
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 27 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Уточнен порядок приема в гражданство детей, находящихся под опекой и попечительством.
Поправки обусловлены противоречиями в некоторых нормах законодательства.
По действующим нормам решение об изменении гражданства ребенка принимается без согласия родителей, только если они лишены родительских прав. В то же время существует возможность временной опеки, при которой родители прав не лишаются.
С другой стороны, согласно действующему законодательству ребенок, над которым установлены опека или попечительство, принимается в гражданство по заявлению опекуна или попечителя - граждан России. Таким образом, в отношении детей, находящихся под временной опекой, имеется противоречие двух норм.
В связи с этим уточняется, что в отношении детей, находящихся под временной опекой или попечительством, порядок приема в гражданство по заявлению опекуна не применяется.
Также установлено, что ребенок, помещенный в российскую организацию для детей-сирот, принимается в российское гражданство по заявлению руководителя этой организации. То же касается и недееспособного лица, помещенного в медицинскую, социальную или иную российскую организацию.
Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Для носителей русского языка введен упрощенный порядок получения гражданства нашей страны.
Согласно изменениям в упрощенном порядке россиянами могут стать проживающие в нашей стране иностранцы и апатриды, являющиеся носителями русского языка. Это означает, что они владеют им и регулярно используют его в семейно-бытовой, общественной, культурной и иных сферах. Родственники данных лиц по прямой восходящей линии либо они сами ранее постоянно проживали в России, в т. ч. на территории, относившейся к Российской империи и СССР.
Решение признать иностранца или апатрида носителем русского языка (отказать в этом) будет принимать специальная комиссия по результатам собеседования. Заявление в нее нужно подать не позднее чем за 3 месяца до истечения срока проживания в нашей стране (за 15 суток до окончания срока временного пребывания).
Упрощенный порядок применяется при условии отказа от имеющегося зарубежного гражданства. В целях реализации этого требования лицу, признанному носителем русского языка, будет выдаваться уведомление о возможности приема в гражданство Российской Федерации. Оно понадобится для обращения в полномочный орган иностранного государства с соответствующим заявлением об отказе.
Упрощен порядок въезда указанных лиц в нашу страну и получения вида на жительство.
С 6 до 3 месяцев сокращен срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство участников Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом.
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Распоряжение Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. N 645-р
Введение соцнормы по водоснабжению откладывается.
Скорректирован комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг.
Исключены положения о введении социальных норм по газо- и водоснабжению, а также отоплению.
Согласно разъяснениям, приведенным на сайте Правительства РФ, это объясняется следующим.
Для эффективного перехода на социальные нормы требуется оснащенность приборами учета большинства потребителей. По данным Росстата индивидуальные счетчики на холодную и горячую воду имеют всего 57,5% потребителей. Кроме того, в системе водоснабжения практически отсутствует перекрестное субсидирование. В свою очередь, его снижение является целью перехода на соцнормы потребления коммунальных услуг.
Относительно счетчиков на газ и тепловую энергию разъяснено следующее. Без существенных затрат их можно установить только в домах с горизонтальной разводкой системы теплоснабжения (т. е. в новостройках). В старых домах действует вертикальная разводка системы теплоснабжения. Установка поквартирных приборов учёта в таких домах потребует неразумных затрат.
Напомним, что соцнорму по водоснабжению планировалось ввести с 2015 г. Вопрос об установлении соцнормы на отопление и газоснабжение должны были решить в конце 2014 г.
Вместе с тем предусмотрено следующее. К 1 января 2015 г. в Правительство РФ нужно внести доклад с согласованными предложениями о возможности введения соцнормы на водоснабжению с учетом применения соцнормы по электроснабжению в регионах и темпов оснащения домов приборами учёта воды. В этот же срок в Правительство РФ нужно представить доклад с согласованными предложениями о внесении изменений в нормативные правовые акты, определяющие порядок оказания соцподдержки по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2014 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 - 6 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в связи с жалобой граждан В.Л. Герасименко и Л.Н. Герасименко"
Нормы, регулирующие выдел земельных участков в счет земельных долей из земель сельхозназначения, признаны конституционными.
С 1 июля 2011 г. вступили в силу поправки к Закону об обороте земель сельхозназначения. Так, изменился порядок образования земельных участков, выделяемых из земельного участка, находящегося в долевой собственности.
Прежде сособственник мог самостоятельно определить местоположение участка, выделяемого в счет своей земельной доли, опубликовав сообщение в СМИ. Но лишь при условии, что решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок не было утверждено местоположение его части, предназначенной для выдела участков в счет земельных долей в первоочередном порядке.
По действующей редакции закона земельный участок может быть образован путем принятия общим собранием сособственников решения, которым утверждаются проект межевания участков, перечень собственников образуемых участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые участки. При отсутствии такого решения - путем определения отдельными сособственниками размеров и местоположения границ участков, выделяемых в счет их земельных долей. Во этом случае проект межевания, подготовленный кадастровым инженером, подлежит обязательному согласованию с остальными сособственниками посредством их извещения или размещения необходимых сведений в СМИ.
Заявители оспаривали конституционность новых правил, ссылаясь на правовую неопределенность. А именно: нужно ли при выделе участка учитывать решение общего собрания участников долевой собственности, принятое ранее в порядке, действовавшем до 1 июля 2011 г. Речь идет о решении, которым было утверждено местоположение части земельного участка, предназначенной для выдела земельных участков в счет земельных долей в первоочередном порядке.
Оспариваемые нормы признаются конституционными, поскольку они допускают выдел земельного участка в счет земельной доли без учета такого решения, принятого до 1 июля 2011 г. Подобные решения утрачивают юридическую силу применительно к процедуре выдела земельного участка, начатой по инициативе конкретного собственника земельной доли после этой даты. При ином подходе ограничивались бы права лиц, претендующих на выдел земельных участков в счет своих земельных долей. Они бы ставились в неравное положение с сособственниками тех участков, в которых предназначенная для выдела в первоочередном порядке часть не была определена ранее и, соответственно, не может быть определена впредь.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 74-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Трудовых мигрантов обязали сдавать экзамены по русскому языку, истории и основам законодательства России.
Согласно изменениям при обращении за получением разрешений на временное проживание, на работу, вида на жительство либо патента (для работы у физлиц) иностранцы должны подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства нашей страны.
Для этого необходимо представить сертификат или документ о получении образования в СССР до 1 сентября 1991 г. либо документ об образовании и (или) о квалификации, выданный лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории России с 1 сентября 1991 г.
Закреплен порядок выдачи сертификата. Срок его действия - 5 лет.
Перечислены категории иностранцев, освобождаемых от указанной обязанности при получении разрешения на временное проживание или вида на жительство. Это недееспособные (ограниченные в дееспособности) лица. Мужчины и женщины, достигшие соответственно 65 и 60 лет. Лица до 18 лет. Участники госпрограммы по содействию добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, а также переезжающие совместно с ними члены их семей. Высококвалифицированные специалисты и члены их семей (при оформлении вида на жительство, разрешения на работу). Речь также идет об иностранцах, обучающихся по очной форме в профессиональных образовательных организациях или в вузах по аккредитованным программам (при получении разрешения на работу).
Ранее в определенных случаях предусматривался экзамен по русскому языку для тех, кто планирует работать в сфере ЖКХ, розничной торговли и бытового обслуживания.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2014 г. N 244 "О внесении изменений в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513"
Водители автомобилей, трамвая и троллейбуса снова в перечне профессий рабочих.
Скорректирован перечень профессий рабочих, по которым осуществляется профобучение.
Часть изменений направлена на устранение технической ошибки, допущенной при подготовке перечня. Так, из него были исключены водители автомобиля, трамвая и троллейбуса. Теперь эта группа профессий восстановлена.
Кроме того, к профессиям рабочих, общим для всех отраслей экономики, добавлены следующие. Водители аэросаней и мототранспортных средств. Аппаратчик химчистки спецодежды. Бригадир на участках основного производства. Герпетолог. Гидрометнаблюдатель. Егерь. Инструктор спортивного рыболовства. Раздатчик нефтепродуктов. Ремонтировщик высотных частей зданий и др.
Расширен перечень профессий в сфере черной металлургии, лесозаготовительных работ, транспорта, эксплуатации и летных испытаний летательных аппаратов (воздушных судов), бытовых услуг.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 апреля 2014 г. Регистрационный N 31953.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. N 353 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований"
Какие требования безопасности должны соблюдаться при проведении спортивных соревнований?
Утверждены правила обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований. Речь идет о мероприятиях, включенных в Единый календарный план соревнований, а также в планы субъектов Федерации и муниципальных образований.
За общественный порядок и безопасность отвечают организаторы совместно с собственниками (пользователями) объектов спорта. При этом они взаимодействуют с госорганами и органами местного самоуправления.
Установлены требования к местам соревнований. В частности, предусмотрено, что должна включать инфраструктура мест проведения соревнований. Это, например, парковочные места, медицинский пункт, санитарные узлы, зоны для осмотра входящих граждан и въезжающего транспорта. Установлены требования и к объектам спорта. Так, они должны быть снабжены информационными табло и (или) стендами, системами экстренной связи, охранного освещения, сигнализации и т. д.
Предусмотрено, какую документацию должен иметь собственник (пользователь) спортивного объекта. Это, в частности, паспорт безопасности объекта, схемы расположения медицинских пунктов, эвакуационных знаков безопасности, нестационарных торговых объектов и др.
Общественный порядок и безопасность во время соревнований обеспечиваются в соответствии с инструкцией и планом мероприятий. Инструкция разрабатывается собственниками (пользователями) объектов спорта (на основе типовой инструкции) не реже 1 раза в 3 года. План составляется организатором соревнований совместно с собственником (пользователем) спортивного объекта.
Закреплены права и обязанности собственников (пользователей) объектов спорта и организатора соревнований.
Приведен перечень территорий, на которых соревнования не проводятся. Среди них - пограничные зоны (если нет специального разрешения), полосы отвода газо-, нефте- и продуктопроводов и др.
Отдельные требования вступают в силу с 1 сентября 2014 г.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 апреля 2014 г. N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта"
Пленум ВАС РФ разъяснил, как взыскиваются проценты за неисполнение судебного акта.
Даются разъяснения по вопросу присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта. В частности, необходимо руководствоваться следующим.
Законодательство позволяет начислять проценты за пользование чужими денежными средствами в т. ч. на присужденную судом сумму. Удовлетворяя требование о взыскании денежных средств, суд присуждает истцу указанные проценты на всю взыскиваемую сумму с момента вступления судебного акта в силу и до его фактического исполнения. При этом в резолютивной части судебного акта указывается, что проценты взыскиваются по ставке рефинансирования Банка России, если стороны не представят достаточных доводов, обосновывающих увеличение ставки на определенный размер.
Если суд не рассмотрел вопрос о присуждении указанных процентов, взыскатель вправе обратиться с заявлением о принятии судом дополнительного решения по данному вопросу.
Даже если требование истца является неденежным, суд вправе в резолютивной части решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия или воздержаться от этого, присудить денежные средства на случай неисполнения судебного акта. Причем исполнение судебного акта должно для ответчика оказаться более выгодным, чем его неисполнение.
Денежные средства, присуждаемые на случай неисполнения судебного акта, определяются в твердой сумме, взыскиваемой единовременно, либо в сумме, начисляемой периодически. Может также устанавливаться прогрессивная шкала. Например, за первую неделю одна сумма, за вторую - больше и т. д.
Если истец не требовал присуждения денежных средств на случай неисполнения судебного акта и, следовательно, суд их не присудил, а судебное решение по существу спора не исполняется, взыскатель вправе подать в суд, принявший это решение, заявление об их взыскании.
Ответчик вправе ходатайствовать о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта по уважительным причинам. Такое ходатайство может быть заявлено на любой стадии процесса, в т. ч. до принятия судебного решения.
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 76-ФЗ "О внесении изменения в статью 162 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
О сроке предварительного следствия, когда необходимость его возобновления возникает неоднократно.
Поправки касаются срока предварительного следствия при возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия.
Закреплено, что в указанных случаях руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, вправе устанавливать срок предварительного следствия в пределах 1 месяца со дня поступления уголовного дела к следователю независимо от того, сколько раз оно до этого возобновлялось, прекращалось либо возвращалось для производства дополнительного следствия, и вне зависимости от общей продолжительности срока предварительного следствия.
Это позволит устранить неопределенность в порядке установления срока выполнения следственных действий, когда необходимость возобновления предварительного следствия возникает неоднократно.
Административные правонарушения, административная ответственность
Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 77-ФЗ "О внесении изменения в статью 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Водителя "тихохода", не пропустившего следующий за ним транспорт, теперь ждет штраф
В КоАП РФ внесены поправки, касающиеся водителей отдельных транспортных средств, двигающихся вне населенного пункта.
Речь идет о тихоходных транспортных средствах, а также о тех, которые перевозят крупногабаритный груз либо едут со скоростью до 30 км/ч.
Указанных водителей теперь будут штрафовать на сумму от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб. за невыполнение требования пропустить следующее за ним транспортное средство для обгона или опережения.
Данная мера должна улучшить дорожную обстановку.