Версия от 26 октября 2013 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Интеллектуальные права
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Транспорт и связь
Основы государственно-правового устройства
Выборы, избирательная система, референдум
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Административные правонарушения, административная ответственность
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Приказ Федеральной налоговой службы от 27 августа 2013 г. N ММВ-7-13/292@ "О внесении изменений в приказы ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@, от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@"
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий: обновленные формы.
Скорректирован ряд документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Приведена новая форма решения об отложении рассмотрения материалов проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в связи с неявкой лица (лиц), участие которого (которых) необходимо для их рассмотрения.
Обновлена форма решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В новой редакции изложены формы требования о представлении документов (информации), постановления о назначении экспертизы.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 октября 2013 г. Регистрационный N 30166.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 октября 2013 г. N 03-11-11/41098
За разъяснением, как заполнять декларацию, надо обращаться не в Минфин России, а в свою налоговую инспекцию.
Налогоплательщик вправе получать от инспекции по месту постановки на учет бесплатную информацию (в т. ч. письменно) о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, налоговом законодательстве и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах, своих правах и обязанностях, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Там же он может получить формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
В свою очередь налоговые органы обязаны бесплатно предоставлять плательщикам налогов и сборов и налоговым агентам перечисленные выше сведения (в т. ч. письменно) и формы налоговых деклараций (расчетов), разъяснять порядок их заполнения.
Минфин России не рассматривает обращения граждан и организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Письмо Федеральной налоговой службы от 21 октября 2013 г. N ММВ-20-3/96 "Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе счета-фактуры"
ФНС России предложила использовать единый отгрузочный документ.
Разработаны рекомендации по оценке налоговыми органами документов, которые одновременно содержат все обязательные реквизиты, предусмотренные и для счетов-фактур, и для первичных учетных документов.
В силу НК РФ счет-фактура позволяет принять НДС к вычету. При этом не запрещено вводить дополнительные реквизиты. Указание дополнительных сведений не должно повлечь отказ в вычете.
Расходами признаются обоснованные и подтвержденные затраты. В частности, заполняются первичные учетные документы.
Действующее законодательство разрешает выбирать формы документирования фактов хозяйственной жизни. Определен лишь перечень обязательных реквизитов.
Таким образом, с 2013 г. любой субъект может объединить информацию ранее обязательных форм по передаче материальных ценностей (ТОРГ-12, М-15, ОС-1, товарный раздел ТТН) с дублирующими по большинству позиций реквизитами и данные счетов-фактур.
ФНС России рекомендует применять форму универсального передаточного документа (УПД) на основе формы счета-фактуры.
В УПД можно отражать факты отгрузки товаров с транспортировкой или без нее (кроме недвижимости); передачи имущественных прав, результатов выполненных работ; оказания услуг и некоторые другие.
Приведены рекомендации по заполнению некоторых реквизитов УПД. Перечислены обязательные показатели.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. N 69 "Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов органических химических соединений"
Ввоз каких органических химических соединений решено постоянно облагать по нулевой ставке?
На постоянной основе устанавливается нулевая ставка ввозной пошлины в отношении отдельных видов органических химических соединений.
В частности, речь идет о пропиленгликоле, аминоспиртофенолах, аминокислотофенолах и аминосоединениях прочих с кислородсодержащими функциональными группами, об уреинах и их производных, о тетрасульфидах, моноазепинах и диазепинах.
Изначально нулевую ставку планировалось применять с 15.04.2013 по 14.04.2014 включительно.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 октября 2013 г. N 233 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении отдельных видов компрессоров"
ТН ВЭД ТС: выделены отдельные виды компрессоров.
Внесены коррективы в ТН ВЭД ТС в отношении отдельных видов компрессоров.
Отдельно отмечены следующие используемые в холодильном оборудовании компрессоры мощностью не более 0,2 кВт. Это линейные (с линейным электрическим двигателем) (присвоен код 8414 30 200 3) и прочие. К последним отнесены компрессоры номинальной мощностью охлаждения (холодопроизводительностью) не более 0,16 кВт, определенной по методу ASHRAE (8414 30 200 4), и остальные (8414 30 200 5).
Ставка ввозной таможенной пошлины в отношении компрессоров номинальной мощностью охлаждения не более 0,16 кВт (8414 30 200 4) - 11,7%, в отношении других (8414 30 200 3 и 8414 30 200 5) - 5%.
Решение вступает в силу с 1 января 2014 г.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 октября 2013 г. N 232 "О внесении изменения в дополнительное примечание Таможенного союза 1 к группе 27 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза"
ТН ВЭД ТС: новое определение мазута.
Уточнено, что в ТН ВЭД ТС понимается под мазутом.
Так, введено требование к количеству керосино-газойлевых фракций, перегоняющихся до 350 С по методу ASTM D 1160. Их должно быть не более 17 об.%, а для флотского мазута марки Ф5 (ГОСТ 10585) - не более 22 об.%.
Ранее температура вспышки в закрытом тигле составляла 80 C или более по методу ASTM D 93. Теперь это касается только флотского мазута. Для прочих - не ниже 90 С по методу ASTM D 92 в открытом тигле. Температура начала кипения тяжелых дистилляторов не изменилась - 200 C или более по методу ASTM D 86.
Отменено требование к содержанию хлористых солей (не более 3 мг/дм3 по методу ASTM D 3230).
Напомним, что мазуты в зависимости от целей использования и количества содержания серы классифицируются в следующих подсубпозициях: 2710 19 510 1, 2710 19 550 1, 2710 19 620 1, 2710 19 640 1, 2710 19 660 1, 2710 19 680 1, 2710 20 310 1, 2710 20 350 1, 2710 20 370 1, 2710 20 390 1.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15 октября 2013 г. N 224 "О внесении изменения в Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 375"
Что еще нельзя помещать под процедуру переработки на таможенной территории?
Дополнен список товаров, которые запрещено помещать под процедуру переработки на таможенной территории.
Внесены спирты ациклические и их галогенированные, сульфированные, нитрованные и нитрозированные производные. Запрет также распространяется на биодизель и его смеси, не содержащие (включающие не менее 70 мас.%) нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15 октября 2013 г. N 223 "О внесении изменений в некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии"
Импорт зерноуборочных комбайнов ограничат квотой.
Вместо специальной пошлины вводится квота на ввоз в ТС зерноуборочных комбайнов и их модулей (коды 8433 51 000 1, 8433 51 000 9 и 8433 90 000 0 ТН ВЭД ТС).
Она устанавливается на период с 1 января 2014 г. по 21 августа 2016 г. в отношении комбайнов (модулей), помещаемых под таможенные процедуры выпуска и переработки для внутреннего потребления.
Объем импортной квоты составляет на 2014 г. 774 единицы, на 2015 г. - 798 штук, на 2016 г. (по 21 августа включительно) - 526 штук. Установлено распределение квоты между Беларусью, Казахстаном и Россией. Ввоз зерноуборочных комбайнов (модулей) сверх квоты на территорию стран ТС на время действия защитной меры не допускается.
Уполномоченные органы стран-членов ТС распределят квоты между участниками ВЭД и будут выдавать лицензии на импорт комбайнов (модулей).
Приведена методика распределения объемов квоты. Определен список документов, представляемых участниками ВЭД для ее получения. Прописаны сроки подачи заявок на квоту.
Если совокупное количество товара, указанное во всех заявках, превысит установленный объем квоты, она распределяется между импортерами пропорционально доле ввоза ими комбайнов (модулей) в предшествующие 3 года.
Напомним, что с 25 февраля 2013 г. на указанный товар была введена предварительная спецпошлина в размере 27,5%. Затем была установлена окончательная в несколько меньшем размере. Импортерам, уплатившим предварительную пошлину, зачтут эту сумму в счет окончательной.
Решение вступает в силу через 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15 октября 2013 г. N 219 "Об установлении ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении фосфатов кальция природных, фосфатов алюминиево-кальциевых природных и мела фосфатного размолотых"
Для размолотых фосфатов кальция природных, а также алюминиево-кальциевых природных и мела фосфатного временно действует нулевая ставка ввозной таможенной пошлины
С 20 ноября 2013 г. по 19 ноября 2014 г. ставка ввозной таможенной пошлины в отношении фосфатов кальция природных, а также алюминиево-кальциевых природных и мела фосфатного размолотых (код 2510 20 000 0 ТН ВЭД ТС) составляет 0% (а не 5%, как обычно).
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с официального опубликования.
Интеллектуальные права
Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 15 октября 2013 г. N СП-23/3 "Об утверждении справки о некоторых вопросах, связанных с процессуальным порядком применения обеспечительных мер по доменному спору"
Какова специфика применения обеспечительных мер по доменному спору?
В 2006 г. Пленум ВАС РФ разъяснил общие вопросы применения судами обеспечительных мер.
С учетом некоторых из этих разъяснений рассмотрена специфика применения подобных мер по такой категории дел, как доменные споры.
Это дела о правомерности использования доменного имени, которое сходно с результатом интеллектуальной деятельности или средством индивидуализации, принадлежащим заявителю.
В подобных спорах заявляется требование о понуждении к совершению либо о воспрещении каких-либо действий, подлежащее принудительному исполнению.
Указывается, что суд отказывает в применении такой меры в случае, когда ее нельзя фактически реализовать. При этом суд не может установить, какую меру на самом деле истребует заявитель.
Отказ должен быть мотивирован с учетом возможности уточнить заявление.
Если суд все же может установить, какая именно мера требуется, он вправе самостоятельно скорректировать ее формулировку (если при этом применяемая мера будет связана с предметом требования, соразмерна ему и обеспечит фактическую реализацию необходимых целей).
Применение обеспечительных мер в подобного рода спорах направлено на сохранение существующего состояния отношений.
Указывается, что такая цель может быть достигнута путем запрета администратору совершать какие-либо действия с доменным именем включая отчуждение, отказ, смену регистратора, а также запрет регистратору аннулировать доменное имя и передавать права его администрирования другому лицу.
Все перечисленные запреты должны быть отражены в резолютивной части определения о применении обеспечительных мер.
Заявителю не требуется предоставлять отдельные доказательства того, что непринятие перечисленных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта по существу спора.
В целом для того, чтобы обосновать применение обеспечительных мер, заявителя достаточно доказать наличие у него права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, его нарушение, а также обосновать причины обращения с требованием об обеспечительных мерах.
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 5 сентября 2013 г. N 567/13 "О внесении изменений в Порядок предоставления бирже списка аффилированных лиц хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, аккредитованным и (или) участвующим в торгах (в том числе путем подачи заявок на участие в торгах брокеру, брокерам), утвержденный приказом ФАС России от 26.06.2012 N 409"
Список аффилированных лиц доминирующего хозяйствующего субъекта: состав сведений.
Хозяйствующий субъект, аккредитованный и (или) участвующий в торгах (в т. ч. путем подачи заявок на участие в торгах брокеру, брокерам), направляет бирже список аффилированных лиц. Это касается субъектов, которые занимают доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.
Устанавливается перечень указываемых в списке сведений.
Отражаются полное фирменное наименование (наименование для некоммерческой организации) или фамилия, имя, отчество аффилированного лица, ИНН, место нахождения юрлица (жительства физлица с его согласия). Перечисляются основания, по которым лицо признано аффилированным, и дата их наступления. Указываются доли участия в уставном капитале капитале хозяйствующего субъекта и принадлежащих обыкновенных акций.
В новой редакции изложена форма списка.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 октября 2013 г. Регистрационный N 30184.
Транспорт и связь
Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
Закон о связи: что нового?
Скорректирован Закон о связи.
Введен термин "международно-правовая защита присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов".
Под ним понимаются правовые, технические, организационные и научно-исследовательские мероприятия, осуществляемые для обеспечения международного признания присвоения (назначения) частот или каналов для радиоэлектронных средств различных радиослужб России.
Порядок проведения в России работ по международно-правовой защите присвоения (назначения) определит Правительство РФ. В частности, речь идет о работах по заявлению, координации и регистрации в Международном союзе электросвязи частот или каналов и соответствующих позиций спутников на геостационарной орбите либо соответствующих характеристик спутников на других орбитах.
Для оказания услуг связи в пределах мировых информационно-телекоммуникационных сетей на территории России должен соблюдаться ряд условий.
Одно из них - создание российских сегментов мировых сетей связи, обеспечивающих взаимодействие с единой сетью связи России.
Уточнено, что речь идет о создании сегментов глобальных, региональных спутниковых сетей.
Введено дополнительное условие об обеспечении управления такими сегментами с территории России.
Правительству РФ даны полномочия по установлению порядка использования на территории России иностранных спутниковых систем (сетей связи), находящихся под юрисдикцией иных стран.
Поправки вступают в силу со дня их официального опубликования.
Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 278-ФЗ "О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления""
В связи со вступлением в ВТО отменены некоторые послабления по уплате утилизационного сбора.
Внесены поправки в Закон об отходах производства и потребления. Они обусловлены вступлением России в ВТО.
Исключены некоторые основания для освобождения от уплаты утилизационного сбора.
Ранее производители (изготовители) колесных транспортных средств могли не вносить указанный сбор, если они обязались обеспечить последующее безопасное обращение с отходами в виде отработавших свой век машин.
Возможность принять на себя такое обязательство отменено. Таким образом, соответствующим производителям (изготовителям) придется уплачивать утилизационный сбор.
Правила ВТО запрещают делать какие-либо исключения для третьих стран или отдельных категорий лиц. В связи с этим отменено освобождение от уплаты сбора в отношении транспорта, ввозимого в Россию с территорий государств-членов ТС в рамках ЕврАзЭС и имеющего статус товаров ТС. Это также касается транспортных средств, помещенных в Калининградской области (ОЭЗ) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Правила оформления и выдачи паспортов транспортных средств (шасси) должно определить Правительство РФ. Прежде для их получения требовалось уплатить сбор (за исключением случаев освобождения от него).
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г.
Приказ Министерства транспорта РФ от 7 мая 2013 г. N 178 "Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности"
Утверждаем в Росавтодоре результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Чтобы определить степень защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, проводится оценка их уязвимости. Она осуществляется специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности. Результаты такой оценки утверждаются компетентными органами и служат основой для разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов и транспортных средств.
Регламентирована процедура утверждения Росавтодором результатов оценки уязвимости в сфере автотранспорта и дорожного хозяйства.
Результат оценки представляется в Росавтодор в 3-х экземплярах: 2 на бумаге в виде текстового документа с графическими планами-схемами и 1 на магнитном носителе. Подать их можно только лично или по почте.
Решение об утверждении результатов оценки (отказе в этом) принимается в течение 30 дней с момента их поступления. Плата за эту услугу не взимается.
Отказать в утверждении могут, если нарушен порядок проведения оценки или результат не соответствует требованиям по обеспечению транспортной безопасности.
Решение оформляют в виде заключения и вручают (направляют) заявителю.
Урегулирован порядок досудебного обжалования решений и действий Росавтодора и его должностных лиц. Жалобу можно направить в том числе через официальный сайт Агентства или Единый портал госуслуг.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 октября 2013 г. Регистрационный N 30145.
Основы государственно-правового устройства
Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 279-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
Минюст России освободили от антикоррупционной экспертизы некоторых материалов.
Скорректирован Закон об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов.
Из числа материалов, за антикоррупционную экспертизу которых отвечает федеральный орган исполнительной власти в области юстиции, исключены проекты концепций и техзаданий на разработку проектов федеральных законов.
Выборы, избирательная система, референдум
Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 283-ФЗ "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Выборы: где должны размещаться списки избирательных объединений?
Поправки касаются обнародования информации об избирательных объединениях (в т. ч. политических партиях), участвующих в выборах.
Уточнено, что список избирательных объединений размещается на официальном сайте Минюста или его территориальных органов, а также публикуется в периодических печатных изданиях.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г. и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после этой даты.
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Постановление Конституционного Суда РФ от 15 октября 2013 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации"
Служба в УИС: одиноких матерей, воспитывающих малолетних детей, нельзя уволить по сокращению!
Предметом проверки стали нормы, касающиеся соцгарантий, предоставляемых сотрудникам УИС (со спецзваниями).
Этими нормами было отменено правило о том, что на данных лиц распространяются отдельные требования, ранее введенные для сотрудников ОВД.
Так, было отменено применение к сотрудникам УИС правила, в силу которого беременные женщины и матери из числа подобных служащих (а также в отдельных случаях отцы, воспитывающие детей без матери) пользуются правовыми и социальными гарантиями, установленными для этой категории населения.
Причина отмены - с 01.01.2013 вступил в силу специальный Закон о соцгарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов власти (касается и УИС).
КС РФ пришел к выводу, что данные нормы, отменяющие действие подобных правил для сотрудников УИС, в отдельной части неконституционны.
Они являются таковыми в той мере, в какой позволяют увольнять со службы из УИС в связи с сокращением штатов одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет.
Как пояснил КС РФ, до 01.01.2013 данным одиноким матерям предоставлялись гарантии от увольнения, после этой даты - нет.
Между тем подобная гарантия имеется у сотрудниц, проходящих иные виды госслужбы.
Подобная ситуация ставит в неравное положение указанных одиноких матерей, проходящих службу в УИС, по сравнению с теми, кто работает по трудовому договору либо проходит госслужбу иного вида или службу в органах муниципальной власти.
Как подчеркнул КС РФ, специфика службы в УИС не может оправдать подобные различия правового положения лиц, относящихся к одной и той же категории.
Законодатель должен принять необходимые поправки с тем, чтобы установить гарантии для таких сотрудников - одиноких матерей.
Эти гарантии должны обеспечивать защиту от увольнения в связи с сокращением замещаемой должности вследствие реорганизации учреждений и органов, входящих в состав УИС.
До того, как будут внесены такие изменения, подобным одиноким матерям предоставляются социальные и правовые гарантии, которые они, как лица с семейными обязанностями, получали ранее (т. е. по правилам, предусмотренным для сотрудников ОВД).
Федеральный закон от 22 октября 2013 г. N 284-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений"
Беспорядки на национальной почве как основание для отставки главы муниципалитета.
Прописаны полномочия региональных и местных властей в сфере межнациональных отношений.
Так, высший исполнительный орган региона должен обеспечивать госгарантии равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств. Предотвращать ограничение прав и дискриминацию по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Сохранять и развивать этнокультурное многообразие народов России, проживающих в регионе, их языков и культуры. Защищать права национальных меньшинств. Кроме того, он отвечает за социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов, обеспечение межнационального и межконфессионального согласия.
Вышеперечисленное относится к полномочиям по предметам совместного ведения. Они реализуются высшим исполнительным органом самостоятельно за счет регионального бюджета.
Также расширены перечни вопросов местного значения в указанной сфере.
Закреплены требования к служебному поведению муниципального служащего. В частности, они должны соблюдать нейтральность, чтобы исключить влияние на свою профессиональную деятельность решений политических партий, других общественных и религиозных объединений и иных организаций. Проявлять корректность в обращении с гражданами. Уважать нравственные обычаи и традиции народов страны.
Вводится новое основание для отставки главы муниципалитета.
Поводом является допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами МСУ и подведомственными организациями действий, которые повлекли нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Постановление Правительства РФ от 16 октября 2013 г. N 927 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
Порядок ведения ЕГРП, утвержденный Правительством РФ, утрачивает силу.
Признаются утратившими силу некоторые решения Правительства РФ по вопросам госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней.
Это постановления, утвердившие порядок ведения ЕГРП, процедуру принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, а также изменения к ним.
Согласно действующей редакции Закона о госрегистрации прав устанавливать соответствующие правила может орган нормативно-правового регулирования в сфере госрегистрации прав (Росреестр).
Постановление вступает в силу с 30 июня 2014 г.
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Режим использования затапливаемых территорий и водоохранных зон: поправки.
Приняты поправки по вопросу предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий.
В Водном кодексе РФ появилась отдельная статья, посвященная обозначенной проблеме. Она предусматривает, в частности, следующее.
Новые населенные пункты и объекты капстроительства могут возводиться в границах зон затопления, подтопления только при условии проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод. На этих территориях запрещается размещать кладбища, скотомогильники, места захоронения отходов, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ. Нельзя использовать сточные воды для регулирования плодородия почв, применять авиационные меры по борьбе с вредными организмами. Указанные местности определяет уполномоченный федеральный орган с участием региональных и местных властей. Проведение названных мероприятий возлагается на собственников водных объектов.
Кроме того, чтобы своевременно выявлять и прогнозировать негативное воздействие вод, в рамках госмониторинга водных объектов регулярно наблюдают за режимом использования затапливаемых (подтапливаемых) зон. Сведения о таких территориях включаются в государственный водный реестр.
В водоохранных зонах запрещено размещать АЗС и склады ГСМ. Это не касается тех, которые располагаются на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей). Под запретом оказались применение пестицидов и агрохимикатов, их специализированные хранилища, сброс сточных (в т. ч. дренажных) вод, разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых, станции ТО и автомойки.
Введена административная ответственность за ограничение свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, а также за нарушение режима зон затопления (подтопления). Кроме того, предусмотрено наказание за отсутствие на объектах, расположенных в водоохранных зонах, сооружений, защищающих воды от загрязнения, засорения, заиления и истощения.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Указ Президента РФ от 17 октября 2013 г. N 781 "О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы"
Оклады госслужащих повысили на 5,5%.
Решено с 01.10.2013 повысить оклады денежного содержания федеральных госслужащих в 1,055 раза.
Во-первых, повысят размеры окладов дипломатических работников МИДа России, диппредставительств и консульских учреждений России, территориальных органов - представительств Министерства на территории России в соответствии с дипломатическими рангами.
Во-вторых - размеры окладов федеральных госслужащих в соответствии с должностями и классными чинами госслужбы.
В-третьих, - размеры окладов федеральных госслужащих в соответствии с классными чинами юстиции.
При повышении размеры выплат округляются до целого рубля в сторону увеличения.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Приказ Федеральной миграционной службы от 5 сентября 2013 г. N 372 "О внесении изменений в приказ ФМС России от 28 июня 2010 г. N 147"
Как сообщить сведения о высококвалифицированных специалистах в миграционный орган?
Работодатели и заказчики работ (услуг) обязаны передавать в миграционный орган отдельные сведения, касающиеся высококвалифицированных специалистов - иностранцев. Так, необходимо сообщать о выплате им зарплаты (вознаграждения). О случаях расторжения трудовых или гражданско-правовых договоров. О предоставлении отпусков без сохранения зарплаты продолжительностью более 1 календарного месяца в течение года. Установлен порядок такого уведомления.
Информация по зарплате направляется ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным периодом. Сведения о расторжении договора и о предоставлении отпуска передаются не позднее 3 рабочих дней с даты наступления соответствующего события.
Данные представляются в ФМС России или ее уполномоченный территориальный орган, выдавший разрешение на работу высококвалифицированному специалисту.
Бланк уведомления заполняется разборчиво от руки или с использованием техсредств на русском языке. Нельзя использовать сокращенные слова и аббревиатуры. Недопустимы исправления.
Уведомление подается на бумажном носителе непосредственно в орган либо направляется по почте. Его можно представить и в электронном виде через Интернет, в т. ч. через единый портал госуслуг.
Уполномоченное должностное лицо органа вносит запись о приеме уведомления в специальный журнал учета. Приведена его форма.
На бланке уведомления проставляются регистрационный номер и дата приема.
Представителю уведомителя выдается справка о приеме документа. Установлена ее форма.
О приеме электронного уведомления сообщается не позднее рабочего дня, следующего за датой его подачи.
Порядок вступает в силу с 1 января 2014 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 октября 2013 г. Регистрационный N 30200.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 сентября 2013 г. N 457н "Об установлении продолжительности сокращенного рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда ветеринарным и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, а также работникам организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающим больных туберкулезом сельскохозяйственных животных"
Сколько могут отдыхать ветеринары, оказывающие противотуберкулезную помощь?
Установлена продолжительность сокращенного рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда следующим категориям лиц. Это ветеринарные и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, а также сотрудники организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающие больных туберкулезом с/х животных (в т. ч. и те, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза).
Сокращенная продолжительность рабочего времени - 30 часов в неделю. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - 14 календарных дней.
Это касается ветеринарных станций по борьбе с болезнями животных, противоэпизоотических экспедиций и отрядов, ветеринарно-санитарных и дезинфекционных отрядов. Ветеринарных лабораторий и лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы. Ветеринарно-эпизоотических отрядов, организаций, занимающихся разведением и откормом животных, производством и хранением продукции животноводства.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 октября 2013 г. Регистрационный N 30137.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 274-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О рекламе" в связи с принятием Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака""
За курение в неположенном месте, рекламу табака, а также его продажу несовершеннолетним установлены существенные штрафы.
Вводится административная ответственность за нарушение правил продажи табачных изделий, курение в неустановленных местах, рекламу и спонсорство табака.
С 1 июня 2013 г. вступила в силу основная часть положений Закона об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. В частности, введен запрет на курение на рабочих местах в помещениях и большинстве общественных мест. Запрещены реклама и стимулирование продажи табачных изделий, спонсорство табака. Вводится запрет на потребление табака несовершеннолетними. Ограничиваются демонстрация курения с телеэкрана и торговля табачными изделиями.
В связи с этим определены виды и размеры административных наказаний за нарушение указанных запретов и ограничений. Так, за курение в неположенных местах будут штрафовать на сумму от 500 руб. до 1,5 тыс. руб. Более строго накажут за курение на детских площадках. Штраф составит 2-3 тыс. руб.
За вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака предусмотрен штраф 1-2 тыс. руб. Если в этом уличат родителей, штраф для них увеличен до 2-3 тыс. руб.
Также предусмотрены штрафы за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения.
Определены размеры штрафов за спонсорство, рекламу табака, стимулирование его продажи, демонстрацию курения с телеэкрана, нарушение правил продажи табачных изделий. В частности, за продажу табака несовершеннолетнему граждан оштрафуют на 3-5 тыс. руб., должностных лиц - на 30-50 тыс. руб., организации - на 100-150 тыс. руб.
Предусмотрены штрафы за оптовую и розничную продажу насвая.
Определена подведомственность дел об указанных правонарушениях. В частности, штрафовать граждан за курение в неположенных местах поручено сотрудникам полиции, инспекторам госпожнадзора, санитарным врачам, транспортным, жилищным инспекторам.
Одновременно в Законе о рекламе прописан запрет на рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги и зажигалок.
Федеральный закон вступает в силу с 15 ноября 2013 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.
Постановление Правительства РФ от 18 октября 2013 г. N 932 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Бесплатная медпомощь: госгарантии в 2014-2016 гг.
Утверждена Программа госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.
Она устанавливает перечень видов, форм и условий ее предоставления, перечень заболеваний и состояний. Предусматриваются основные нормативы оказания таких услуг. В их числе - финансовые затраты, тарифы, объемы работ. Установлены требования к территориальным программам госгарантий в части определения порядка, условий предоставления медпомощи, критериев доступности и качества.
Целесообразно сравнить Программу с утвержденной на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг.
Так, медпомощь оказывается бесплатно при всех инфекционных и паразитарных болезнях. Отдельной строкой выделены психические расстройства и расстройства поведения, симптомы, признаки и отклонения от нормы, не отнесенные к заболеваниям и состояниям.
Пересмотрено финансовое обеспечение проведения осмотров врачами и диагностических исследований для медосвидетельствования лиц, желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей. Это происходит в рамках территориальной программы за счет ассигнований соответствующих бюджетов и средств ОМС.
В качестве норматива объема помощи в стационарных условиях вместо одного койко-дня вводится один случай госпитализации. В 2014 г. - 0,197 случаев госпитализации на одного жителя, в том числе 0,176 - за счет средств ОМС. В 2015 г. - 0,193 и 0,172, в 2016 г. - 0,193 и 0,172 соответственно.
Установлен средний норматив объема медицинской реабилитации в рамках базовой программы ОМС. На одно застрахованное лицо в 2014 г. 0,03 койко-дня, в 2015 г. - 0,033 койко-дня, в 2016 г. - 0,039 койко-дня.
Увеличены нормативы финансовых затрат в рамках базовой программы ОМС на один пациенто-день в условиях дневных стационаров. В 2014 г. они составят 1 227,9 руб. (вместо 590 руб.). В 2015 г. - 1 309,1 руб. (ранее - 620 руб.). В 2016 г. нормативы составят 1 323,4 руб.
Средние подушевые нормативы финансирования установлены в следующих размерах: в 2014 г. - 10 294,4 руб., в 2015 г. - 12 096,7 руб., в 2016 г. - 12 642,1 руб.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования"
Специальности и направления подготовки высшего образования: перечни.
Закреплены перечни направлений подготовки высшего образования: бакалавриата, магистратуры, подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и в адъюнктуре.
Утверждены перечни специальностей высшего образования: специалитета, подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры и ассистентуры-стажировки.
Перечни, утвержденные в 2009 г. Правительством РФ и Минобрнауки России, можно применять до завершения обучения лиц, ранее принятых на направления подготовки (специальности), указанные в них.
Это перечни направлений подготовки (специальностей) высшего профобразования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист", а также "бакалавр" и "магистр".
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 октября 2013 г. Регистрационный N 30163.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 сентября 2013 г. N 1074 "О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации"
Минобрнауки России упорядочивает ведомственную правовую базу.
Признаны утратившими силу некоторые нормативные правовые акты в сфере образования.
Во-первых, это акты Государственного комитета РФ по высшему образованию. К ним относятся постановления об утверждении форм документов о повышении квалификации и переподготовке специалистов, положений о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования и об экстернате в госссузах, типовых положений о Совете директоров ссузов и о структурных подразделениях дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов, организуемых в вузах и ссузах.
Во-вторых, это акты Министерства общего и профессионального образования РФ. К ним относятся приказы об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ и Положения об экстернате в государственных, муниципальных вузах.
В-третьих, это акты Минобразования России. К ним относятся приказы об утверждении формы диплома о дополнительном (к высшему) образовании, Типового положения о филиалах госссузов, Положений о получении общего образования в форме экстерната, о порядке и условиях переподготовки специалистов, о госаккредитации ссуза, Порядка реализации сокращенных и ускоренных основных программ среднего профобразования, Условий освоения основных программ высшего образования в сокращенные сроки.
В-четвертых, это акты Минобрнауки России. К ним относятся приказы об утверждении Типового положения о филиалах федеральных вузов, Положения о медалях "За особые успехи в учении", федеральных требований к образовательным учреждениям, перечней показателей деятельности образовательных учреждений, необходимых для установления их госстатуса, Административного регламента Министерства по открытию аспирантур и докторантур и др.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 октября 2013 г. Регистрационный N 30161.
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 277-ФЗ "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Бывшие военные, не обеспеченные жильем, могут получать ежемесячную компенсацию независимо от даты включения в списки "очередников".
Внесены коррективы в Закон о статусе военнослужащих.
Раньше гражданам, уволенным с военной службы, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет как нуждающиеся в жилье, и совместно проживающим с ними членам их семей ежемесячно выплачивалась компенсация из федерального бюджета при невозможности обеспечить их жилыми помещениями.
Такая формулировка связывала право на компенсацию с датой принятия на учет, что ставило в неравное положение граждан, поступивших на службу до 1 января 2005 г. и вставших на учет после этой даты, с теми, кого приняли на учет ранее.
Кроме того, право на указанную меру соцподдержки было связано с принятием на учет только органами местного самоуправления.
Теперь ежемесячная компенсация полагается гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилье, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 280-ФЗ "Об образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Камчатского края"
Где в Камчатском крае откроют постоянные судебные присутствия?
Решено образовать постоянные судебные присутствия в составе некоторых районных судов Камчатского края.
В составе Усть-Камчатского районного суда образуется присутствие в поселке Ключи, в составе Мильковского районного суда - в селе Эссо, в составе Усть-Большерецкого районного суда - в селе Соболево, в составе Тигильского районного суда - в пгт Палана.
Напомним, что постоянное судебное присутствие может создаваться для того, чтобы приблизить правосудие к месту нахождения или жительства лиц, участвующих в деле, если это место располагается на отдаленной территории.
Предлагаемые меры позволят оптимизировать процесс отправления правосудия в указанном регионе.
Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления порядка ознакомления с особым мнением судьи"
В УПК РФ прописали порядок ознакомления с особым мнением судьи.
Цель поправок - реализовать определение Конституционного Суда РФ, согласно которому федеральный законодатель вправе урегулировать вопрос о допуске осужденного (его защитника) к ознакомлению с особым мнением судьи по делу - подобно тому, как данный аспект регламентирован в законодательстве о конституционном, гражданском и административном судопроизводстве.
В связи с этим в УПК РФ устанавливается следующее. При провозглашении приговора председательствующий объявляет, что есть особое мнение судьи, и разъясняет право в течение 3 суток заявить ходатайство об ознакомлении с ним и срок ознакомления. Заявить ходатайство вправе осужденный (оправданный), его защитник, законный представитель, прокурор, потерпевший, его представитель. Если особое мнение связано с разрешением гражданского иска - ответчик, истец и их представители.
В ГПК РФ закрепляется, что после того, как объявлено решение суда, председательствующий в т. ч. объявляет о наличии особого мнения судьи и разъясняет право и срок ознакомления с ним.
В УПК РФ и ГПК РФ вводится норма, запрещающая при изложении особого мнения указывать в нем сведения о суждениях, имевших место при обсуждении и принятии решения, о позиции отдельных судей, входивших в состав суда, или иным способом раскрывать тайну их совещания.
Особое мнение изготавливается не позднее 5 суток со дня провозглашения приговора. А в рамках гражданского процесса - в срок не более чем 5 дней с даты принятия судом решения.
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 271-ФЗ "О внесении изменений в статьи 32 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Где должны расследоваться и рассматриваться уголовные дела по преступлениям, совершенным за пределами России?
Определена территориальная подследственность и подсудность уголовных дел по преступлениям, совершенным за пределами России.
Если преступление совершено вне пределов нашей страны, а предварительное расследование уголовного дела велось на ее территории, оно рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на российское место жительства (пребывания) потерпевшего. Если последний живет или пребывает за рубежом, то дело передается в суд по российскому месту жительства (пребывания) обвиняемого.
Уголовное дело частного обвинения или заявление потерпевшего о преступлении, совершенном гражданином нашей страны вне ее пределов в отношении россиянина, рассматривается мировым судьей, чья юрисдикция распространяется на территорию, на которой проживает потерпевший или обвиняемый.
При этом в определенных случаях территориальную подсудность можно изменить. Например, если не все участники уголовного судопроизводства проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция суда.
Если преступление совершено вне пределов России, уголовное дело расследуется по месту жительства (пребывания) в ней потерпевшего или по месту нахождения большинства свидетелей. Если потерпевший находится за рубежом, то - по российскому месту жительства (пребывания) обвиняемого.
Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 270-ФЗ "О внесении изменения в статью 63 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Суды смогут признавать совершение любых преступлений в состоянии опьянения отягчающим обстоятельством
Согласно поправкам статья УК об обстоятельствах, отягчающих наказание, дополнена совершением преступления в состоянии опьянения (как алкогольного, так и наркотического).
Вопрос о том, признавать ли опьянение отягчающим обстоятельством, решается судьей (судом). При этом учитываются характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения и личность виновного.
Подобный подход соответствует механизму, закрепленному в КоАП РФ. Следует также отметить, что данный подход был предусмотрен в УК РСФСР от 27 октября 1960 г., а в отношении ряда преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта состояние опьянения и сейчас считается отягчающим обстоятельством независимо от усмотрения судьи.
Административные правонарушения, административная ответственность
Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 276-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Грубое нарушение правил ведения бухучета и представления бухотчетности: пересмотрены случаи освобождения от ответственности.
Скорректирован КоАП РФ. Поправки касаются грубого нарушения правил ведения бухучета и представления бухотчетности.
Под грубым нарушением понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов или любой статьи (строки) формы отчетности не менее чем на 10%.
Уточнено, что в первом случае речь идет о занижении сумм из-за искажения данных бухучета.
Также установлено, что должностные лица освобождаются от ответственности за данное правонарушение в 2 случаях.
Первый - представлена уточненная налоговая декларация (расчет) и на основании нее уплачены невнесенные суммы налогов и сборов, а также соответствующие пени.
Второй - ошибка исправлена (включая представление пересмотренной отчетности) до утверждения отчетности в установленном порядке.
Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 275-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Ответственность за самовольное занятие водных объектов и пользование ими с нарушением установленных условий ужесточат.
Скорректирован КоАП РФ.
Увеличиваются штрафы за самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий.
Для физлиц штраф составит от 1 до 3 тыс. руб., для должностных лиц и ПБОЮЛ - от 10 до 30 тыс. руб., для юрлиц - от 50 до 100 тыс. руб. (до внесения изменений - 300-500, 500-1 000, 5 000-10 000 руб. соответственно).
Для юрлиц и ПБОЮЛ предусмотрена возможность замены штрафа на административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 273-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
За нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых территориях будут наказывать строже.
Ужесточена ответственность за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ООПТ).
Увеличены штрафы за это нарушение. Для граждан - с 1-2 тыс. руб. до 3-4 тыс. руб. Для должностных лиц - с 2-4 тыс. руб. до 15-20 тыс. руб. Для организаций - с 30-60 тыс. руб. до 300-500 тыс. руб.
Органы по контролю в области организации и функционирования ООПТ федерального значения вправе рассматривать дела о таких правонарушениях, совершенных не только на указанных ООПТ, но и в их охранных зонах (округах).
Госинспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков уполномочены составлять протоколы о нарушении правил охраны и использования природных ресурсов, совершенном на ООПТ федерального значения либо в их охранных зонах (округах). Ранее - только на территориях природных заповедников и национальных парков.