Версия от 14 сентября 2013 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Ценные бумаги, фондовый рынок
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Транспорт и связь
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Постановление Правительства РФ от 31 августа 2013 г. N 761 "Об утверждении перечня услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость"
Фондовый, товарный и валютный рынки: какие услуги не облагаются НДС?
Установлен перечень освобождаемых от НДС услуг, непосредственно связанных с теми, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности регистраторами, депозитариями, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями ИФ, ПИФ и НПФ, клиринговыми организациями, организаторами торговли.
Так, в него включены услуги по признанию лица квалифицированным инвестором, по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и товаром, по организации выпуска, размещения (предложения) ценных бумаг, по консультированию в области инвестиций. Кроме того, это услуги трансфер-агента, по ведению реестров ипотечного покрытия, владельцев инвестпаев и требований кредиторов, по обработке документов участников клиринга и др.
Указанные выше меры призваны уменьшить финансовую нагрузку на участников торговли при совершении сделок на рынке ценных бумаг, валютном и товарном рынках.
Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Постановление Правительства РФ от 31 августа 2013 г. N 757 "О применении ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретаемых для целей организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи организациями, являющимися иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, в том числе официальными вещательными компаниями, а также филиалами, представительствами в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, в том числе официальными вещательными компаниями"
Олимпийские игры в Сочи: как иностранным организаторам вернуть уплаченный НДС?
Иностранным организаторам XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, зарубежным маркетинговым партнерам МОК (в т. ч. официальным вещательным компаниям), их филиалам и представительствам в России возмещается НДС, уплаченный ими при покупке товаров (работ, услуг), имущественных прав для организации и проведения игр.
Для этого указанные субъекты должны обратиться с заявлением в налоговый орган по месту постановки на учет.
К заявлению нужно приложить договор на приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав (при его наличии), счета-фактуры и платежные документы. При приобретении гостиничных услуг представляется особый пакет документов.
Обратиться в налоговый орган нужно не позднее чем через 3 года с наиболее поздней из следующих дат: выставления счета-фактуры; фактической оплаты товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Обоснованность заявленной к возмещению суммы НДС проверяется налоговым органом в течение 3 месяцев со дня поступления заявления и документов. Не позднее 7 рабочих дней после проверки принимается мотивированное решение.
Поручение на возврат НДС направляется налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства.
Сумма возмещения НДС перечисляется на счета, указанные в заявлении, открытые организациями в уполномоченных банках на территории России.
Постановление вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1 числа очередного налогового периода по НДС.
Приказ Федеральной налоговой службы от 3 сентября 2013 г. N ММВ-7-6/313@ "Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме"
Подача бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме: обновленный формат.
Заново утвержден формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме.
В частности, это связано с письмом ФНС России о передаче полномочий руководителя экономического субъекта по подписанию бухгалтерской (финансовой) отчетности иному лицу на основании доверенности.
В соответствии с ним руководитель вправе передать свои полномочия на основе доверенности без сообщения об этом органам управления экономическим субъектом (если иное не предусмотрено уставом).
Новый формат вступает в силу для отчетности за период 2013 г. Приказ об утверждении прежнего признан утратившим силу.
Приказ Федеральной налоговой службы от 3 сентября 2013 г. N ММВ-7-6/311@ "Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме"
Бухгалтерская (финансовая) отчетность субъектов малого бизнеса в электронной форме: новый формат.
Утвержден новый формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме (часть CXXXVI, версия 5.03).
Приказ вступает в силу для бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого бизнеса за период 2013 г. Прежний формат, утвержденный в начале 2013 г., утратил силу.
Дело в том, что руководитель экономического субъекта вправе (если иное не предусмотрено уставом) передать свои полномочия (в т. ч. на подписание бухгалтерской (финансовой) отчетности) на основе доверенности (без сообщения об этом органам управления экономическим субъектом).
Банковская деятельность
Распоряжение Банка России от 30 августа 2013 г. N Р-578 "О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных некредитными финансовыми организациями, их должностными лицами, гражданами"
Кто в Банке России и в его Службе по финансовым рынкам рассматривает административные дела?
Установлены должностные лица Банка России и его Службы по финансовым рынкам, уполномоченные рассматривать дела об отдельных административных правонарушениях.
В частности, речь идет о следующих правонарушениях, которые совершены некредитными финансовыми организациями, их должностными лицами, гражданами. Незаконное получение и (или) распространение информации из кредитной истории. Непредоставление кредитного отчета. Неправомерная аккредитация операторов техосмотра ТС. Недобросовестная эмиссия ценных бумаг. Нарушение законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
К указанным должностным лицам относятся председатель Банка России, директор Юридического департамента, руководитель Службы и его заместители. Это также начальники межрегиональных управлений Службы, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков (за исключением банковской деятельности).
Определена территориальная подведомственность дел.
Протоколы об административных правонарушениях по делам, которые были возбуждены до 1 сентября 2013 г. уполномоченными должностными лицами ФСФР России и по которым не вынесены постановления, передаются на рассмотрение начальников Межрегиональных управлений Службы по территориальной подведомственности.
Ценные бумаги, фондовый рынок
Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 июля 2013 г. N 13-58/пз-н "Об утверждении Требований к содержанию спецификаций договоров, являющихся производными финансовыми инструментами"
Спецификации договоров, являющихся производными финансовыми инструментами: требования к содержанию.
Утверждены Требования к содержанию спецификаций договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.
Спецификация должна содержать указание на вид договоров, правила формирования кода таких соглашений, указание на базисный актив, порядок определения первого и последнего дней торгов, на которых может быть заключен договор, порядок определения суммы, подлежащей уплате при изменении цены (значения) актива, порядок исполнения и прекращения обязательств по договору.
Актив и правила определения первого и последнего дней торгов могут устанавливаться решением организатора торговли, порядок исчисления суммы, исполнения и прекращения обязательств - правилами клиринга.
Спецификация опционного договора (контракта) также должна содержать порядок определения даты или периода времени, в течение которого одна из сторон может предъявить требование об исполнении предусмотренной в нем обязанности.
Организатор торговли вправе включать в спецификации условия, не предусмотренные требованиями.
Приказ ФСФР России о порядке оказания услуг, способствующих заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, утрачивает силу с 01.01.2014.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 августа 2013 г. Регистрационный N 29775.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2013 г. N 53 "Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении кремния"
Для кремния ставки ввозных таможенных пошлин временно понижены до 0.
С 1 октября 2013 г. по 30 сентября 2014 г. ставки ввозных таможенных пошлин в отношении кремния (коды 2804 61 000 0 и 2804 69 000 0 ТН ВЭД ТС) составляют 0% (а не 5%) от таможенной стоимости.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 3 сентября 2013 г. N 187 "О внесении изменений в некоторые решения Евразийской экономической комиссии в отношении отдельных видов моторных транспортных средств"
ТН ВЭД ТС: поправки в части отдельных видов моторных транспортных средств.
Скорректирована ТН ВЭД ТС.
В примечаниях ТС уточнено, что в товарной позиции 8703 понимается под автомобилем повышенной проходимости.
Внутреннее пространство такого автомобиля состоит из 2 зон: для водителя и пассажиров и для транспортировки как людей, так и грузов.
Уточнено, что в первой зоне места располагаются в ряд, а зоны не должны быть разделены перегородкой.
Закреплено, что в подсубпозиции 8703 21 109 1 термин "моторные транспортные средства повышенной проходимости" применяется к ТС, не предназначенным для движения по дорогам общего пользования. Термин "шины для бездорожья" при этом означает шины с номинальным давлением при движении вне дорог не более 100 кПа, имеющие рисунок протектора, состоящий из грунтозацепов, разделенных выемками.
Подсубпозиция 8703 21 109 1 ТН ВЭД ТС касается транспортных средств повышенной проходимости. Исключено упоминание о том, что их масса нетто составляет более 100 кг, но менее 420 кг.
Соответствующие изменения внесены в перечень товаров и ставок, в отношении которых Белоруссией и Казахстаном применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ЕТТ ТС.
Решение вступает в силу по истечении 30 дней с даты его официального опубликования.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 3 сентября 2013 г. N 183 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза"
В ТН ВЭД ТС внесены технические коррективы.
Устранены неточности при классификации мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы; мяса с приправами; перца; плодов рожкового дерева; пальмового масла; шоколада и прочих готовых пищевых продуктов, содержащих какао; концентрированных натуральных фруктовых соков; бесшовных емкостей для сжатого или сжиженного газа из черных металлов.
Так, кодом 0207 11 100 ТН ВЭД ТС классифицируются куры ощипанные и без кишок, с головой и плюснами ног, представленные как "83%-ные цыплята". Печени цесарок соответствует подсубпозиция 0207 60 910.
Кодом 7311 00 130 0 классифицируются бесшовные емкости для сжатого или сжиженного газа из черных металлов, рассчитанные на давление 165 бар или более, вместимостью 20-50 л (включительно). При этом указано, что данный цифровой код использовался в предыдущей редакции ТН ВЭД, но имел другой охват товаров.
Решение вступает в силу через 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. N 772 "О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость"
Ввоз отдельного оборудования для предприятий ТЭК, строительного комплекса, химической и медицинской промышленности освободили от обложения НДС.
Расширен перечень технологического оборудования (в т. ч. комплектующих и запчастей к нему), аналоги которого не производятся в нашей стране и ввоз которого в Россию не облагается НДС.
В него включается следующее оборудование для предприятий топливно-энергетического и строительного комплексов, химической и медицинской промышленности.
Это комплектная установка по производству полистирола общего назначения мощностью 50 000 т в год, комплектная реакционная установка для получения (синтеза) линейных альфа-олефинов из этилена (код ТН ВЭД ТС 8419 89 989 0); специализированный портовый углеперегрузочный комплекс максимальной производительностью 7 млн т в год при условии работы 6 000 часов в год, состоящий из вагоноопрокидывателя, трансбордера, складского оборудования, судопогрузочной машины, конвейерной системы, вспомогательного оборудования, общего электрооборудования, системы пылеудаления, системы аспирации (код ТН ВЭД ТС 8428 33 000 0).
Также в перечень включены установка по производству цемента производительностью 3 500 т клинкера в сутки (код ТН ВЭД ТС 8474 20 000 0); ряд технологических линий по производству инъекционных и инфузионных лекарственных препаратов, суппозиториев, мазей (код ТН ВЭД ТС 8479 82 000 0).
Данная мера позволит создать новые высокотехнологичные производства.
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию"
При какой начальной цене контракта участник закупки обязан предоставить заказчику определенную информацию?
Установлены размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в нем должна быть указана обязанность участника закупки, с которым заключается контракт, предоставить заказчику определенную информацию.
Это сведения о выгодоприобретателях, органах управления участников закупки, а также обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), общая цена которых которых составляет более 10% стоимости контракта.
Участник закупки для федеральных нужд представляет указанную информацию, если начальная цена контракта превышает 1 млрд руб., для региональных и муниципальных нужд - 100 млн руб.
Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
Транспорт и связь
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 9 августа 2013 г. N 906 "Об утверждении формы заявления правообладателя о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим с нарушением исключительных прав фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы, или информацию, необходимую для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей"
Защита исключительных прав на фильмы: форма заявления правообладателя, подаваемого в Роскомнадзор.
Летом 2013 г. в Закон об информации, информационных технологиях были внесены поправки, касающиеся защиты исключительных прав на фильмы.
Так, правообладатель получил право обращаться в Роскомнадзор с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим с нарушением исключительных прав фильмы или информацию для их получения с использованием ИТС, на основании вступившего в силу судебного акта.
Утверждена форма такого заявления.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 августа 2013 г. Регистрационный N 29869.
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2013 г. N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения"
Схемы водоснабжения и водоотведения: разработка, утверждение, актуализация.
Установлено, как разрабатываются и утверждаются схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Схемы принимаются органами местного самоуправления, а в Москве и Санкт-Петербурге - органами власти субъектов Федерации (если их законами полномочия по утверждению схем не отнесены к вопросам местного значения).
Проекты схем разрабатываются уполномоченными органами в соответствии с документами территориального планирования. Для этого могут привлекаться юрлица, в т. ч. иностранные, ИП и граждане.
Схемы составляются на срок не менее 10 лет. При этом они должны соответствовать схемам энерго-, тепло- и газоснабжения.
Установлено, в каких случаях схемы актуализируются (корректируются). Например, если изменились природные условия, которые повлияли на процесс водоснабжения.
Схемы водоснабжения и водоотведения подлежат официальному опубликованию в течение 15 дней с даты их утверждения или изменения.
Для поселений, городских округов с населением более 150 тыс. человек разрабатывается электронная модель систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Органам местного самоуправления рекомендовано утвердить схемы водоснабжения и водоотведения до 31 декабря 2013 г.
Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод"
Подсчитаем, сколько воды утекло из крана.
Установлен порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета или расчетным способом. Он применяется для определения размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам водоснабжения (водоотведения, транспортировки воды или сточных вод).
Прописаны требования к размещению приборов учета. Определено, кто должен вести коммерческий учет. По общему правилу это абоненты и транзитные организации. Установлены сроки и способы представления показаний приборов учета. Ресурсоснабжающая организация вправе проводить сверки показаний и использовать контрольные (параллельные) приборы учета (уведомив другую сторону).
Прописаны требования к проектированию узлов учета, а также порядок их установки, эксплуатации, поверки, ремонта и замены. Все приборы учета, установленные абонентам, пломбируются бесплатно, в том числе после поверки. Исключение - повторное пломбирование из-за нарушения пломбы.
Определены случаи, когда коммерческий учет воды (сточных вод) осуществляется расчетным способом. Это отсутствие приборов учета, их неисправность, нарушение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 июля 2013 г. N 41-КГ13-16
Отозвать свое заявление об увольнении не поздно, даже если запись уже внесена в трудовую книжку.
Сотрудник подал заявление об увольнении по собственному желанию.
В этот же день работодатель внес в трудовую книжку запись об увольнении данного лица по собственному желанию (с даты подачи заявления).
Однако в тот же день сотрудник забрал свое заявление.
В связи с этим работодатель издал приказ о признании недействительной указанной записи об увольнении из-за отсутствия заявления.
Через некоторое время работодатель издал приказ об увольнении этого сотрудника в связи с отсутствием на рабочем месте без уважительных причин более 4 часов подряд в течение дня.
Считая такие действия незаконными, сотрудник обратился в суд.
Суды двух инстанций разошлись во мнениях.
СК по гражданским делам ВС РФ поддержала позицию истца и указала следующее.
Вывод о том, что приказ об увольнении в связи с прогулами не нарушает прав истца (поскольку такая запись в трудовую книжку не вносилась), ошибочен.
В силу ТК РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, письменно предупредив об этом не позднее, чем за 2 недели, если иной срок не установлен законом.
Трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении, но исключительно по соглашению между работником и работодателем.
Право работника отозвать заявление об увольнении по собственному желанию в любое время в течение двухнедельного срока установлено законодательством.
В данном случае такое право было реализовано истцом путем отказа от передачи указанного заявления работодателю. Доказательств того, что между сторонами имелось соглашение об увольнении ранее срока предупреждения, не представлено.
В связи с этим необоснованны выводы о том, что сотрудник злоупотребил своим правом, допустив несанкционированное изъятие у работодателя ранее поданного им заявления об увольнении.
Приказ ответчика об увольнении истца за прогул также незаконен. Сотрудник узнал о нем лишь после обращения в суд.
С учетом этого сотрудник подлежит восстановлению на работе.
Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2013 г. N 784 "О внесении изменений в Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации"
Как формируются квоты на выдачу иностранцам приглашений на въезд в Россию для трудовой деятельности, а также разрешений на работу, определит Минтруд России.
Скорректировано положение о Минтруде России. Речь идет о его полномочиях.
Прописано, что Министерство определяет (по согласованию с Минэкономразвития России, Минрегионом России и ФМС России) правила формирования квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Россию в целях осуществления трудовой деятельности, а также разрешений на работу, распределения указанных квот по субъектам Федерации, изменения их размера, установления резерва. В отношении квоты на выдачу иностранцам разрешений на работу - распределения и по профессионально-квалификационным группам.
Кроме того, Минтруд России (также по согласованию с Минэкономразвития России, Минрегионом России и ФМС России) готовит предложения по определению потребности в привлечении иностранных работников (в т. ч. по приоритетным профессионально-квалификационным группам), утверждению вышеназванных квот.