Версия от 30 марта 2013 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Гражданское право, приватизация
Интеллектуальные права
Стандартизация, сертификация, качество продукции
Транспорт и связь
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Приказ Федеральной налоговой службы от 27 декабря 2012 г. N ММВ-7-3/1014@ "Об утверждении формы патента на право применения патентной системы налогообложения"
Патент на право применения патентной системы налогообложения: форма.
В силу НК РФ документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление соответствующего вида предпринимательской деятельности.
Утверждена его форма. Это "Патент на право применения патентной системы налогообложения (форма N 26.5-П)".
В этом документе указываются, в частности, следующие сведения. ФИО ИП, ОГРНИП, ИНН. Вид деятельности со ссылкой на норму регионального закона, которым он предусмотрен. Средняя численность привлекаемых наемных работников за налоговый период. Сумма налога, уплачиваемая в связи с применением данной системы. Кроме того, здесь приводится расчет налога.
Формы документов, необходимых для применения УСН на основе патента, утвержденные в 2005 г., утратили силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 марта 2013 г. Регистрационный N 27630.
Приказ Федеральной налоговой службы от 26 ноября 2012 г. N ММВ-7-13/907@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении результатов проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, оснований и порядка продления срока проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, требований к составлению акта проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами"
Сделки между взаимозависимыми лицами: определены основания, при которых можно продлить проверку полноты исчисления и уплаты налогов.
ФНС России проверяет полноту исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Утверждены формы документов, связанных с такой проверкой.
Это решения о проведении проверки, о продлении ее срока, о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение по результатам проверки (об отказе в этом). Акт проверки и справка о ней.
Проверка проводится в срок, не превышающий 6 месяцев. В исключительных случаях он может быть продлен до 12 месяцев по решению руководителя ФНС России (его заместителя).
Закреплены основания и порядок продления срока проверки.
Если нужна информация от зарубежных госорганов, требуются экспертизы и (или) перевод документов с иностранного языка на русский, то проверку можно продлить на период, не превышающий 6 месяцев. Если она была продлена для получения сведений от иностранных госорганов и в течение 6 месяцев в распоряжение налогового органа они не поступили, то срок продления этой проверки разрешается увеличить на 3 месяца.
Срок проверки может продлеваться до 12 месяцев по следующим основаниям. Если она проводится в отношении организации из категории крупнейших налогоплательщиков. Если возникли обстоятельства непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и т. п.). Если налогоплательщик не представил в установленный срок документы, необходимые для проверки.
Также установлены требования к оформлению акта проверки.
Акт составляется, если по результатам проверки были выявлены факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной, которые привели к занижению суммы налога.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 марта 2013 г. Регистрационной N 27589.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 марта 2013 г. N 47 "Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011)"
По какой продукции вместе с таможенной декларацией подается декларация о соответствии требованиям техрегламента ТС "О безопасности упаковки"?
Утвержден перечень продукции, в отношении которой вместе с таможенной декларацией подается документ об оценке (подтверждении) соответствия требованиям техрегламента ТС "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011).
Перечень содержит 2 раздела: упаковка (металлическая, полимерная, бумажная и картонная, стеклянная, из комбинированных материалов, деревянная, текстильная, керамическая) и укупорочные средства (металлические, корковые, полимерные, комбинированные, из картона).
По каждой позиции приведен код ТН ВЭД ТС. Во всех случаях необходима декларация о соответствии.
Решение вступает в силу по истечении 30 дней с даты его официального опубликования.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 марта 2013 г. N 46 "О Порядке рассмотрения обращений хозяйствующих субъектов об оспаривании решений (актов) Евразийской экономической комиссии, Комиссии Таможенного союза, их отдельных положений или действий (бездействия) Евразийской экономической комиссии"
Как Евразийская экономическая комиссия рассматривает обращения хозяйствующих субъектов об оспаривании ее решений и действий (бездействия)?
Утвержден порядок, в соответствии с которым Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) рассматривает некоторые обращения хозяйствующих субъектов. А именно: требования о признании решений (актов) ЕЭК, Комиссии Таможенного союза (ТС), их отдельных положений и (или) действий (бездействия) ЕЭК не соответствующими международным договорам, заключенным в рамках ТС и Единого экономического пространства. О нарушении прав, предоставленных заявителю такими договорами, и его законных интересов в сфере экономической деятельности. Следует отметить, что предварительное обращение в ЕЭК - обязательное условие, при котором Суд Евразийского экономического сообщества принимает заявление к рассмотрению.
Данный порядок не распространяется на обращения консультационного и (или) информационного характера, не содержащие указанных требований. На обращения по поводу решений, действий (бездействия), принятых, совершенных в рамках контроля за соблюдением единых правил конкуренции, а также в соответствии с Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Обращения передаются на рассмотрение в правовой департамент ЕЭК. Соисполнителями по ним являются департаменты ЕЭК, к компетенции которых относятся затронутые вопросы.
Правовой департамент, соисполнители не связаны доводами заявителя и могут проверить оспариваемые решения, их отдельные положения или действия (бездействие) в полном объеме.
Перечислены вопросы, которые изучаются (анализируются) при рассмотрении обращения.
Обращение рассматривается не более 2 месяцев с даты его регистрации.
Если есть основания признать требования заявителя обоснованными, заключение по обращению и другие материалы передаются члену Коллегии ЕЭК, к компетенции которого относятся поставленные вопросы.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14 марта 2013 г. N 17 "Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов органических химических соединений"
С 15 апреля ставки ввозных пошлин на отдельные виды органических соединений для производства пестицидов временно снижаются до нуля.
На период с 15 апреля 2013 г. по 14 апреля 2014 г. включительно с 5 до 0% от таможенной стоимости снижаются ставки ввозных пошлин на отдельные виды органических химических соединений. Речь идет о сырье для производства пестицидов (средств защиты растений). Это, в частности, пропиленгликоль. Уреины и их производные, соли данных соединений. Циклоалкановые, циклоалкеновые или циклотерпеновые монокарбоновые кислоты, их ангидриды, галогенангидриды, пероксиды, пероксикислоты и их производные. Аминоспиртофенолы, аминокислотофенолы и прочие аминосоединения с кислородсодержащими функциональными группами. Тиурам моно-, ди- или тетрасульфиды. Соединения, содержащие в структуре неконденсированное тиазольное кольцо.
Коллегия Евразийской экономической комиссии должна провести мониторинг ситуации на рынке указанных товаров и не позднее 1 ноября 2013 г. представить предложения о возможном введении нулевых ставок на постоянной основе.
Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 27 февраля 2013 г. N 10 "Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении сливочного масла, молочных паст, прочих жиров и масел, изготовленных из молока, а также в отношении творога и отдельных видов сыров"
С 1 апреля по 30 июня 2013 г. вырастут ставки ввозных таможенных пошлин на творог, сливочное масло, молочные пасты и некоторые сыры.
Установлены новые ставки ввозной таможенной пошлины в отношении творога, отдельных видов сыров, сливочного масла, молочных паст, прочих жиров и масел, изготовленных из молока. Они применяются с 1 апреля по 30 июня 2013 г.
Так, ставка на натуральное сливочное масло (коды 0405 10 110 0 и 0405 10 190 0) выросла до 18,3%, но не менее 0,29 евро за 1 кг (ранее - 15%, но не менее той же величины). Такая же ставка предусмотрена для рекомбинированного и сывороточного масел (0405 10 300 0 и 0405 10 500 0) и молочных паст (0405 20 100 0, 0405 20 300 0, 0405 20 900 0, 0405 90 100 0). Молочные пасты жирностью более 80% (код 0405 90 900 0) с 1 апреля по 30 июня 2013 г. облагаются по ставке 18,3%, но не менее 0,16 евро за 1 кг (ранее - 15%, но не менее той же величины).
Ставка на творог жирностью до 40% (коды 0406 10 200 2 и 0406 10 200 3) повышена до 18,3%, но не менее 0,25 евро за 1 кг (ранее - 15%, но не менее той же величины). Это же касается прочих молодых сыров с жирностью не более 40% (0406 10 200 9).
Ставка на творог и молодые сыры жирностью более 40% (0406 10 800 0) увеличена до 18,3%, но не менее 0,4 евро за 1 кг (ранее - 15%, но не менее 0,3 евро за 1 кг).
Решение вступает в силу с 1 апреля 2013 г.
Гражданское право, приватизация
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2013 г. N 13 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды»
ВАС РФ дополнил свои разъяснения по отдельным вопросам, касающимся договора аренды.
В постановление Пленума ВАС РФ об аренде внесены дополнения, разъясняющие некоторые вопросы, связанные с арендой части вещи, будущей вещи и с госрегистрацией договора аренды недвижимости.
В частности, разъяснено следующее.
Судам следует иметь в виду, что ГК РФ не ограничивает право сторон заключить такой договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть.
При этом если по договору аренды, заключенному на год и более, допускается пользование частью участка, здания, сооружения или помещения, то он подлежит госрегистрации. Обременение устанавливается на всю недвижимую вещь в целом.
Заключать договор аренды государственного или муниципального участка, предусматривающий, что арендатору будет предоставлена в пользование только его часть, без предварительного проведения кадастрового учета не допускается.
Однако судам надлежит принять во внимание, что арендаторы таких участков вправе передавать их в субаренду с условием о том, что субарендатор будет пользоваться только согласованной сторонами частью данного участка.
Отмечено, что арендодатель, заключивший договор аренды и принявший на себя обязательство по передаче имущества арендатору, должен обладать правом собственности на него в момент передачи.
В связи с этим договор аренды, заключенный лицом, не обладающим в момент его заключения правом собственности на объект аренды (договор аренды будущей вещи), не является недействительным.
При этом судам следует иметь в виду следующее. Является ничтожным договор аренды будущего земельного участка, заключенный лицом, которое обладает правом постоянного (бессрочного) пользования указанным участком, намеревается выкупить его и впоследствии сдать в аренду.
Интеллектуальные права
Приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 10 декабря 2012 г. N 157 "Об утверждении Порядка взимания лицензионных платежей за предоставление права использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, их предельных размеров, сроков уплаты, а также оснований для освобождения от уплаты платежей, уменьшения их размеров или возврата"
Как платят за предоставление права использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат стране?
Утвержден порядок взимания лицензионных платежей при заключении госзаказчиками (выступающими от имени России) с организациями-разработчиками и производителями продукции военного, специального и двойного назначения договоров о предоставлении им права использовать результаты интеллектуальной деятельности (РИД), права на которые принадлежат РФ, при выполнении контрактных обязательств.
Платежи вносят организации-разработчики и производители соответствующих товаров, указанные в решении об их экспорте, при осуществлении ими военно-технического сотрудничества, внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции при использовании при ее производстве РИД.
Организации, заключившие лицензионные договоры (договоры), перечисляют платежи в российской валюте на определенные счета, открытые Федеральному казначейству.
Внесенные платежи возвращаются полностью в случае ошибочной уплаты.
Если платеж внесен в размере, превышающем установленный договором, он возвращается частично.
Решение о возврате платежа (об отказе) принимает госзаказчик, заключивший с организацией договор, на основании соответствующего заявления и ряда документов.
Приведена формула, по которой госзаказчик рассчитывает предельный размер платежа за предоставление права использовать РИД, созданные за счет ассигнований федерального бюджета.
Перечислены документы, которые требуются от организаций для определения размера платежа.
Срок внесения платежа устанавливается договором. Он не должен превышать 30 дней с момента получения организацией средств.
В некоторых случаях права России на РИД могут передаваться для безвозмездного использования по лицензионному договору.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 марта 2013 г. Регистрационный N 27450.
Стандартизация, сертификация, качество продукции
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 3 октября 2012 г. N 1409 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов"
Как Росстандарт проводит проверки на соответствие требованиям госстандартов и техрегламентов?
Регламентировано, как Росстандарт и его межрегиональные территориальные управления следят за исполнением обязательных требований госстандартов и техрегламентов. Контроль осуществляется в отношении продукции и сопутствующих процессов производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Так, плановая проверка проводится 1 раз в 3 года (с планом можно ознакомиться на сайте Росстандарта). Внеплановая проверка, в частности, осуществляется при поступлении информации о возникновении угрозы жизни и здоровью граждан, животным, окружающей среде, а также о ЧС.
Общий срок проверки не может превышать 20 рабочих дней. В отношении малого предприятия - не более 50 ч в год, микропредприятия - 15 ч в год. В исключительных случаях срок может быть продлен.
Если лицо имеет обособленные структурные подразделения в нескольких регионах России, срок проверки устанавливается по каждому из них отдельно.
Закреплены обязанности должностных лиц и проверяемых. Регламентированы действия служащих Росстандарта (упомянутых управлений). Например, в ходе выездной проверки рассматриваются документы юрлица/ИП, обследуются используемые в деятельности объекты, отбираются образцы продукции для исследований, проводится идентификация продукции и т. д.
Предусмотрены особенности документарной проверки.
По итогам проверки составляется акт. Лицу может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений, или составляется протокол.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 марта 2013 г. Регистрационный N 27596.
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 10 октября 2012 г. N 1440 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по ведению единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации"
Регистрация систем добровольной сертификации: новый порядок.
Правительством РФ пересматривались правила разработки и утверждения административных регламентов.
В связи с этим утвержден новый административный регламент, регулирующий процедуру ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации.
Данную госуслугу (ранее - госфункция) оказывает Росстандарт. Общий срок ее предоставления - не более 5 дней.
Для госрегистрации системы добровольной сертификации в ведомство подаются заявление и правила ее функционирования. Также представляется документ, утверждающий изображение знака соответствия системы и порядок его применения (при наличии). Остальные сведения Росстандарт запрашивает самостоятельно через систему межведомственного электронного взаимодействия.
Указанные документы можно подать в письменной форме (лично или по почте) либо в электронном виде (через официальный сайт ведомства, электронный ящик или единый портал госуслуг).
Плата за госрегистрацию составляет 1 тыс. руб.
Регламентирован порядок получения сведений из реестра. Они предоставляются по запросу заинтересованного лица безвозмездно.
Прежний административный регламент признан утратившим силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 марта 2013 г. Регистрационный N 27594.
Транспорт и связь
Постановление Правительства РФ от 18 марта 2013 г. N 229 "Об утверждении изменений в Правила распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации"
Скорректированы правила распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи.
С 1 декабря 2013 г. вступают в силу поправки к Закону о связи, позволяющие сохранять абонентский номер при смене сотового оператора.
В связи с этим вносятся соответствующие изменения в правила распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи.
Уточняется, что госпошлина уплачивается за выделение (а не за получение) ресурса нумерации.
Согласно правилам использовать ресурс нумерации, не выделенный в установленном порядке, нельзя. Органы Роскомнадзора обязаны принять меры по незамедлительному прекращению такого использования.
В соответствии с изменениями эти требования не распространяются на использование одним сотовым оператором ресурса нумерации, выделенного другому, если абонент сохраняет номер. В подобных случаях не действует и правило, обязывающее оператора не допускать использование выделенного ему ресурса нумерации в целях оказания услуг связи другими операторами. Также не требуется согласие Роскомнадзора на передачу сохраняемого номера сотовому оператору на срок действия договора об оказании услуг связи.
Постановление вступает в силу с 1 декабря 2013 г.
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Постановление Правительства РФ от 16 марта 2013 г. N 223 "О федеральной целевой программе "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы"
Единый номер вызова экстренных служб "112" заработает по всей стране в 2017 г.
Утверждена ФЦП "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы". Напомним, что, набрав этот номер, можно будет вызвать пожарных, полицию, скорую медицинскую помощь, аварийную газовую службу, спасателей и сотрудников службы "Антитеррор".
Программа предполагает формирование телекоммуникационной и информационно-технической инфраструктуры системы-112. Станции скорой медицинской помощи будут оснащены современными автоматизированными системами обмена информацией, обработки вызовов и управления мобильными бригадами (с применением технологий ГЛОНАСС).
Кроме того, чтобы система-112 заработала, потребуется обучить персонал и провести информационную работу среди населения.
Внедрять систему-112 будут поэтапно: в 2013 г. - в 3 субъектах Федерации, в 2014 г. - еще в 6, в 2015 г. - в 2 регионах, в 2016 г. - еще в 5 и в 2017 г. - в остальных 67.
Общий объем финансирования ФЦП составит 40,4 млрд руб.
Внедрение системы-112 позволит сократить время реагирования экстренных служб на обращения граждан, снизить число погибших в чрезвычайных ситуациях и происшествиях, уменьшить экономический ущерб от них.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Постановление Правительства РФ от 21 марта 2013 г. N 250 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 628"
Положения об удостоверении личности моряка и о мореходной книжке: что изменилось?
В перечень материалов, подаваемых для оформления удостоверения, включили основной документ, удостоверяющий личность гражданина, по которому он выезжает из России и въезжает в нее.
Также дополнен список документов, подтверждающих, что заявитель трудится по найму, занят или работает в любом качестве на борту судна.
В него включили трудовой договор о работе на судне, плавающем под иностранным флагом, заключенный заявителем непосредственно с судовладельцем.
Учреждение, в которое поступило заявление, направляет его в соответствующий орган ФСБ России.
Закреплено, что орган рассматривает заявление в течение 7 дней. Если за это время в учреждение не поступил отказ в согласовании выдачи (замены) удостоверения или уведомление о его направлении, то указанное действие считается согласованным.
Срок оформления удостоверения теперь един и составляет 15 дней с момента поступления заявления в учреждение.
Ранее для учреждений по месту жительства заявителя срок равнялся 1 месяцу, для учреждений по месту пребывания заявителя - 3 месяцам.
Также скорректировано Положение о мореходной книжке.
Закреплено, что при выдаче книжки с соискателя взимается плата в размере расходов на приобретение соответствующего бланка.
Порядок обеспечения бланками установит Минтранс России.
Кроме того, скорректированы образец и описание бланка.
Постановление Правительства РФ от 18 марта 2013 г. N 227 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2012 г."
Прожиточный минимум в IV квартале 2012 г. стал немного больше.
Прожиточный минимум в целом по России за IV квартал 2012 г. на душу населения составляет 6 705 руб., для трудоспособного населения - 7 263 руб., пенсионеров - 5 281 руб., детей - 6 432 руб. В предыдущем квартале - 6 643 руб., 7 191 руб., 5 229 руб.,6 387 руб. соответственно.
Таким образом, прожиточный минимум вырос.
Он представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. В него также включены обязательные платежи и сборы.
С помощью прожиточного минимума оценивается уровень жизни населения при реализации социальной политики и федеральных соцпрограмм. Он нужен для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, а также для иных целей, определенных законом.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2012 г. N 345н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал"
Подать заявление о предоставлении сертификата на материнский капитал можно и через Единый портал госуслуг.
Регламентирована процедура выдачи органами ПФР госсертификата на материнский (семейный) капитал.
За его получением необходимо обращаться в территориальный орган ПФР по месту жительства, а тем, кто постоянно проживает за рубежом и не имеет регистрации в нашей стране, - непосредственно в ПФР.
Чтобы получить сертификат, надо подать соответствующее заявление. Установлена его форма. Вместе с ним предъявляются необходимые документы (в частности, удостоверение личности, свидетельства о рождении детей).
Подать заявление и документы можно лично, по почте, через Единый портал госуслуг или многофункциональный центр. В отдельных случаях к гражданам, не имеющим возможности обратиться в территориальный орган ПФР, сотрудник ПФР может приехать на дом.
Документы рассматриваются в месячный срок с даты их приема. Органы ПФР в межведомственном порядке выясняют, не лишен ли гражданин родительских прав (не ограничен ли в них), не отменено ли усыновление, не отобран ли у него ребенок, не совершал ли он в отношении своих детей умышленного преступления против личности.
О принятом решении уведомляют заявителя. Сертификат вручают лично или направляют по почте. Его выдают бесплатно.
Если сертификат утрачен (испорчен), можно получить его дубликат.
Прописан порядок обжалования решений и действий органов ПФР и их сотрудников.
Приведены адреса и справочные телефоны ПФР и его территориальных органов. График приема граждан, образцы необходимых заявлений и иную информацию о порядке получения сертификата можно найти на Едином портале госуслуг, а также на сайте ПФР.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 марта 2013 г. Регистрационный N 27615.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012 г. N 354н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"
Роструд и его территориальные органы проверяют, как соблюдается трудовое законодательство.
Роструд и его территориальные органы (государственные инспекции труда в регионах) надзирают за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Закреплено, как исполняется эта функция.
Предмет надзора - соблюдение работодателями норм трудового права; соответствие сведений, содержащихся в представляемых ими уведомлениях о начале отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям; проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью работников и нарушения их трудовых прав.
Указаны права и обязанности должностных лиц Службы и ее территориальных органов. В частности, они могут беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений проводить проверки. Запрашивать и получать документы, объяснения, информацию. Расследовать несчастные случаи на производстве. Изымать для анализа образцы материалов и веществ. Выдавать предписания, обязательные для исполнения. Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.
Перечислены права и обязанности работодателя (его уполномоченного представителя) при проверке.
Определено, как предоставляется информация об исполнении функции.
Каждая проверка не может продолжаться более 20 рабочих дней. Общий срок плановой выездной проверки не должен превышать 50 часов для малого и 15 часов для микропредприятия в год. В некоторых случаях такая проверка может продлеваться.
Установлено, как планируются надзорные мероприятия, организуются и проводятся плановые и внеплановые проверки, оформляются их результаты.
Решения и действия (бездействие) надзирающего органа (его должностных лиц) можно обжаловать во внесудебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда России - только в суде.
Приведены перечень территориальных органов Роструда, а также блок-схема исполнения функции.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 марта 2013 г. Регистрационный N 27533.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Постановление Правительства РФ от 23 марта 2013 г. N 254 "О внесении изменений в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта"
О том, как получить экстренную помощь в случае проблем с туроператором, туристов должны информировать еще до приобретения путевки.
Правила реализации туристского продукта приведены в соответствие с Законом об основах туристской деятельности.
Поправки касаются выездного туризма. Предусмотрена обязанность туроператора (турагента) информировать потребителя до заключения договора об оказании ему экстренной помощи в случае невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору. Такая помощь предоставляется за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма. Потребителю должны разъяснить порядок обращения в указанное объединение за получением экстренной помощи.
При заключении договора туриста письменно информируют о членстве туроператора в названном объединении, сообщают ему сведения об объединении и способах связи с ним (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и др.). Также письменно разъясняют, что в случае оказания экстренной помощи к объединению переходят права туриста на выплату страхового возмещения или суммы по банковской гарантии в пределах понесенных объединением расходов.
При заключении договора с турагентом в нем обязательно указывают способы связи с туроператором (номера телефонов, факсов, адрес сайта, электронной почты).
Постановление Правительства РФ от 18 марта 2013 г. N 232 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности объектов, расположенных в г. Сочи, в связи с проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи"
Правительство РФ определило объекты, подлежащие усиленной охране в связи с Олимпиадой в Сочи.
Сочи является столицей ХХII Олимпийских и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 г. В связи с этим предусматриваются дополнительные меры по обеспечению безопасности объектов, находящихся там.
С 1 июня 2013 г. до 7 января 2014 г. усиленной охране подлежат расположенные в Сочи производственные, социально-культурные, спортивные и коммунально-бытовые здания и сооружения. Земельные участки, предназначенные для размещения этих объектов, и иные территории, в отношении которых нужно принять специальные меры по антитеррористической защищенности.
Определены 2 перечня объектов, подлежащих усиленной охране.
Первый включает 95 объектов. Требования к их усиленной охране вводятся с 1 июня 2013 г. Это олимпийские объекты, аммиачно-холодильные установки, нефтебазы, склады хлора, городские площади, парк отдыха, киноконцертный зал, ГЭС, ТЭС, мосты и тоннели, морской торговый порт, ж/д станция и вокзал, аэропорт, стадион и др. Во второй перечень входят 523 объекта. Требования к их усиленной охране вводятся с 1 сентября 2013 г. Это места массового пребывания людей (аквапарки, детсады, школы, гимназии, училища, вузы, больницы, гостиницы и отели, базы и парки отдыха, санатории, пансионаты, детские оздоровительные лагеря, кафе, рестораны, столовые, клубы, музеи, дома культуры, магазины, торговые центры, рынки и т. д.).
Правообладатели объектов, включенных в перечни, организуют их охрану за свой счет.
По объектам, предусмотренным первым перечнем, расчет сил и средств, привлекаемых для охраны, а также список инженерно-технических средств охраны, схема ее организации и правила пропускного режима утверждаются правообладателями по согласованию с МВД России, МЧС России, ФСБ России и ФСО России. А по второму перечню - по согласованию с МВД России.
Должна быть образована комиссия, которая с 1 июня 2013 г. до проведения игр будет периодически проверять объекты, включенные в перечни. При выявлении нарушений она выдает правообладателям предписания, обязательные для исполнения.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. N 1342н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи"
Программа госгарантий бесплатного оказания медпомощи: как гражданину выбрать медорганизацию за пределами региона, где он проживает?
Установлено, как гражданин выбирает медорганизацию (кроме случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами региона, где он проживает, при предоставлении ему медпомощи в рамках программы госгарантий бесплатного оказания таковой.
Для этого следует обратиться в выбранную медорганизацию с письменным заявлением и рядом документов.
При выборе организации, предоставляющей первичную медико-санитарную помощь, она знакомит гражданина с определенной информацией (в т. ч. с перечнем врачей (общей практики, терапевтов, педиатров), фельдшеров, со сведениями о территориях обслуживания (врачебных участках) указанных медработников при оказании ими медпомощи на дому).
Медорганизация, в которой гражданин находится на обслуживании на момент подачи заявления, должна подтвердить информацию, указанную в нем. В течение 2 рабочих дней после этого уполномоченный представитель выбранной организации информирует обратившегося о принятии его на медобслуживание с учетом согласия врача и соблюдения сроков ожидания медпомощи, установленных территориальной программой госгарантий бесплатного оказания гражданам таковой.
Медорганизация при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме выбирается по соответствующему направлению, которое выдает лечащий врач отобранной гражданином медорганизации.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 марта 2013 г. Регистрационный N 27617.
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 2013 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с жалобами граждан Р.В. Боскачева, И.В. Овсянникова и Д.А. Савельева"
Срок, в течение которого возможно досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, должен быть определен законодательно!
Предметом оспаривания стало отдельное положение Закона о воинской обязанности и военной службе, согласно которому военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
КС РФ пояснил следующее.
Недобросовестное отношение военнослужащего к своим обязанностям, о чем могут свидетельствовать, в частности, характер ранее совершенных им дисциплинарных проступков, наличие неснятых дисциплинарных взысканий и иные юридически значимые обстоятельства, может служить основанием для его досрочного увольнения.
Решение об увольнении должно быть основано на проведенной в установленном порядке аттестации военнослужащего. Такая аттестация должна быть обязательным элементом порядка досрочного увольнения.
При этом специальные основания увольнения военнослужащих за уголовные преступления с осуждением к лишению свободы, лишению воинского звания или права замещать воинские должности не препятствуют командованию досрочно уволить военнослужащего, которому по приговору суда назначено иное наказание.
Между тем оспариваемое положение не соответствует Конституции РФ в той мере, в какой не устанавливает срок, в течение которого после вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего из дисциплинарных взысканий может быть произведено досрочное увольнение военнослужащего.
Поэтому законодателю надлежит определить срок, в течение которого может производиться досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
До внесения соответствующих изменений досрочное увольнение военнослужащих с военной службы в таких случаях не может производиться за пределами срока погашения или снятия судимости либо срока, по истечении которого последнее из дисциплинарных взысканий, наложенных на военнослужащего, считается снятым.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Обзор Постановлений Президиума ВАС РФ по актуальным вопросам частного права за февраль 2013 года (правовые позиции ВАС РФ)
Обзор судебной практики ВАС РФ по вопросам частного права за февраль 2013 г.
Обзор Постановлений Президиума ВАС РФ по актуальным вопросам частного права включает в себя выдержки из решений, опубликованных на официальном сайте ВАС РФ в феврале 2013 г.
С кратким содержанием рассмотренных в обзоре Постановлений можно ознакомиться в аннотациях к соответствующим документам.
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 марта 2013 г. N 155 «О порядке выдачи копий документов»
ВАС РФ дал разъяснения, касающиеся порядка выдачи судами копий документов.
ВАС РФ разъяснил следующее.
С 1 января 2013 г. не уплачивается госпошлина при подаче заявления о предоставлении копий судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа, а также ходатайства об изготовлении копии протокола судебного заседания.
В связи с этим соответствующие копии выдаются без уплаты госпошлины. Копии таких документов должны предоставляться в разумный срок.