Версия от 9 марта 2013 года:
Банковская деятельность
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Гражданское право, приватизация
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Основы государственно-правового устройства
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Банковская деятельность
Положение Банка России от 28 декабря 2012 г. N 395-П "О методике определения величины и оценке достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций ("Базель III")"
Базель III: порядок применения в России.
Установлена методика определения величины и оценки достаточности капитала кредитных организаций с учетом международных подходов к повышению устойчивости банковского сектора (Базель III).
Величина собственных средств кредитных организаций определяется как сумма основного и дополнительного капиталов. Закреплено, из чего складывается каждый из них.
Определение субординированного кредита (депозита, займа) дополнено условием его конвертации в обыкновенные акции в критичных случаях (если достаточность базового капитала окажется ниже 2% и/или осуществляются меры по предупреждению банкротства).
Субординированные займы, привлеченные до 1 марта 2013 г. (вне зависимости от наличия условия о конвертации), будут поэтапно (10% ежегодно) исключаться из расчета собственного капитала, начиная с 1 апреля 2013 г. В таком же порядке исключаются привилегированные акции и эмиссионный доход от них. Субординированные инструменты, не содержащие условия конвертации в критичных случаях, размещенные после 1 марта 2013 г., не принимаются в расчет собственных средств. Исключить из капитала стабилизационные субординированные кредиты можно лишь с 1 января 2018 г.
Определено, как в расчет величины собственных средств включить сумму показателей, уменьшающих базовый, добавочный, дополнительный капиталы, а также сумму основного и дополнительного капиталов.
Кредитные организации должны отчитаться перед Банком России о расчете показателей достаточности собственных средств.
Методика вступает в силу с 1 марта 2013 г., за исключением некоторых положений, и применяется начиная с отчетности по состоянию на 1 апреля 2013 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 февраля 2013 г. Регистрационный N 27259.
Указание Банка России от 24 декабря 2012 г. N 2945-У "О порядке составления и применения банковского ордера"
Банковский ордер: новые правила составления и применения.
Установлен новый порядок составления и применения банковского ордера.
Он представляет собой распоряжение о переводе денежных средств. Ордер применяется для проведения операций по счету, вкладу (депозиту) как в рублях, так и в иностранной валюте в случаях, когда сама кредитная организация является получателем средств. Кроме того, теперь его можно использовать при проведении операций по счетам одного клиента (владельца счета), открытым в банке, составляющем ордер.
Форма ордера (код 0401067) осталась прежней. При этом изменились требования к указанию ряда реквизитов. Так, все даты пишут цифрами в формате ДД.ММ.ГГГГ. Ранее в бумажном варианте ордера также допускалось указывать число месяца цифрами, месяц словом, год цифрами (полностью). Цифровой формат дат в электронном варианте ордера определяла сама кредитная организация.
Уточнены правила написания сумм.
Кредитная организация определяет процедуры приема банковского ордера к исполнению при осуществлении операций в рублях с учетом установленных ЦБ РФ правил перевода денежных средств.
Указание вступает в силу со дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России". До 1 апреля 2013 г. разрешено писать даты и суммы в порядке, установленном банком.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 февраля 2013 г. Регистрационный N 27163.
Информация Банка России от 28 февраля 2013 г.
Открывать "электронные кошельки" могут только кредитные организации.
Банк России разъясняет, что операторами электронных денежных средств (ЭДС) могут выступать только кредитные организации. Иные субъекты не вправе осуществлять переводы ЭДС.
По мнению ЦБ РФ, лица, не являющиеся кредитными организациями, не вправе производить расчеты с поставщиками товаров (работ, услуг) на основании электронных распоряжений граждан за счет предварительно предоставленных ими денежных средств, учитываемых без открытия банковского счета.
Приведены используемые на практике схемы расчетов за товары (работы, услуги), признаваемые ЦБ РФ незаконными. Это различные "подарочные", "накопительные", "дисконтные" или "бонусные" карты, выпускаемые не банками, а иными организациями и предназначенные для расчетов граждан с третьими лицами. Открытие "электронных кошельков" на интернет-сайтах субъектами, не являющимися кредитными организациями. Расчеты с помощью мобильных телефонов за счет внесенных гражданами авансов по оплате услуг мобильной связи.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 17-ФЗ "О ратификации Соглашения об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза"
Россия, Беларусь и Казахстан будут обмениваться информацией, полученной в результате транспортного (автомобильного) контроля.
Ратифицировано Соглашение о транспортном (автомобильном) контроле на внешней границе Таможенного союза (ТС). Оно подписано 22 июня 2011 г. в Москве. Его сторонами выступают Россия, Беларусь и Казахстан.
Соглашение формирует условия для переноса такого контроля с российско-белорусской и российско-казахстанской границ на внешнюю границу ТС. Создает правовую основу для информационного обмена между контролирующими органами указанных стран.
В частности, соглашение определяет, какие проверочные действия совершаются в контрольных пунктах при въезде и выезде транспорта. Стороны должны принимать взаимные меры по гармонизации законодательства, методов и технологий транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе ТС.
Вводятся понятия, не закрепленные российским законодательством. А именно: внешняя граница ТС, весовые и габаритные параметры транспортного средства. Отдельные понятия (транспортный (автомобильный) контроль, перевозчик и транспортное средство) определяются иначе, чем российским законодательством.
Предусматривается обмен информацией между органами транспортного (автомобильного) контроля сторон. Устанавливается право контролирующего органа одного государства запрашивать в оперативном порядке от контролирующего органа другой страны подтверждение действительности разрешений в некоторых случаях. Речь идет о ситуациях, когда параметры (характеристики) транспортного средства не соответствуют разрешению. В российском законодательстве аналогичные положения отсутствуют.
Для выполнения положений соглашения стороны создают совместную комиссию.
Соглашение заключается на неопределенный срок.
Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2013 г. N 150 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе"
С 1 марта экспорт нефти подорожает, а сжиженных газов, наоборот, подешевеет.
Пересмотрены ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и некоторые нефтепродукты, экспортируемые за пределы стран ТС.
Так, ставка на нефть повышается с 403,3 до 420,6 долл. США. Льготная ставка на нефть для ряда месторождений Восточной Сибири и Северного Каспия увеличивается со 198,5 до 211,4 долл. США за тонну. Исключение - нефть с Талаканского (Восточный блок), Западно-Аянского, Ярактинского, Марковского, Дулисьминского нефтегазоконденсатных, Алинского и Даниловского газонефтяных месторождений. Она облагается пошлиной в общем порядке по ставке 420,6 долл. США.
Возросла и ставка на высоковязкую нефть (с 40,3 до 42 долл. США за тонну).
Экспорт бензина с 1 марта 2013 г. будет облагаться по ставке 378,6 долл. США (вместо 363).
С 26,2 до 27,3 долл. США повышена ставка на тримеры и тетрамеры пропилена.
Увеличены ставки на легкие и средние дистилляты, газойли, жидкие топлива, масла, отработанные нефтепродукты, нефтяной вазелин, минеральные воски (за исключением озокерита, воска буроугольного или торфяного) и аналогичные продукты, нефтяные кокс и битум, прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород (кроме нефтяного кальцинированного кокса), бензол, толуол, ксилолы. Они составляют 277,6 долл. США вместо 266,2. В отношении приведенных исключений по-прежнему действует нулевая ставка пошлины.
Вместе с тем снижена ставка пошлины на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы. С 1 марта 2013 г. она составляет 131,4 долл. США против прежних 200,3.
Постановление вступает в силу с 1 марта 2013 г.
Гражданское право, приватизация
Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 21-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Регистрации аренды - быть!
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ были внесены изменения в ГК РФ. C 1 марта 2013 г. отменялась госрегистрация договоров аренды недвижимости, а также аренды здания, сооружения и предприятия как сделок с недвижимым имуществом.
Установлено, что данная норма об отмене утрачивает силу с 4 марта 2013 г. Таким образом, эти договоры подлежат госрегистрации по прежним правилам.
Кроме того, устранены противоречия между Законом об ОЭЗ и Градостроительным кодексом РФ, касающиеся функций уполномоченного федерального органа по выдаче разрешений на строительство на земельных участках, расположенных в границах ОЭЗ, и на ввод объекта в эксплуатацию.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Опасные производственные объекты разделены на 4 класса опасности.
Внесены поправки в Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Изменения призваны усовершенствовать контрольно-надзорные функции и оптимизировать предоставление госуслуг.
В частности, введена классификация опасных производственных объектов (далее - ОПО), учитывающая степень риска возникновения аварий и масштабы их возможных последствий. Все ОПО разделены на 4 класса: объекты чрезвычайно высокой (I класс), высокой (II класс), средней (III класс) и низкой (IV класс) опасности. Класс опасности присваивается ОПО при его регистрации в госреестре.
В отношении ОПО I класса опасности установлен режим постоянного госнадзора.
Плановые проверки организаций и ИП, эксплуатирующих ОПО I и II классов опасности, должны проводиться не чаще 1 раза в год, III класса - 1 раза в 3 года. ОПО IV класса опасности планово не проверяются.
Организации, эксплуатирующие ОПО I и II классов опасности, обязаны создавать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование.
Сфера обязательного декларирования промышленной безопасности ограничена ОПО I и II классов.
Изменения затронули нормы, посвященные техническим устройствам, применяемым на ОПО.
Отдельное внимание уделено обоснованию безопасности ОПО. Речь идет о документе, содержащем сведения о результатах оценки риска аварии на объекте и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации ОПО, требования к его эксплуатации, капремонту, консервации и ликвидации.
Кроме того, поправки внесены в НК РФ, Градостроительный кодекс, законы, посвященные континентальному шельфу России, безопасности гидротехнических сооружений, лицензированию отдельных видов деятельности и др.
Поправки вводятся в действие с 15 марта 2013 г., кроме отдельный положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 19-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 18.1 Федерального закона «О Государственной корпорации «Ростехнологии»
Продлен переходный период для передачи Государственной корпорации "Ростехнологии" имущественного взноса России.
Скорректирован Закон о Государственной корпорации "Ростехнологии".
В целях передачи корпорации имущественного взноса государства предусматривается переходный период.
Уточнено, что он действует со дня вступления закона в силу и до 31 декабря 2014 г. (ранее - до 31 марта 2013 г.).
Кроме того, исключена норма о том, что в состав правления корпорации входят 11 членов.
Постановление Правительства РФ от 1 марта 2013 г. N 175 "Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию"
Какие еще документы нужны, чтобы получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию?
Градостроительным кодексом РФ установлен перечень документов, которые необходимы для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В частности, это правоустанавливающие документы на земельный участок, разрешение на строительство, акт приемки объекта капстроительства, документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта техническим условиям.
Установлено, что для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме того, нужен технический план. Требования к его составлению установлены в Законе о государственном кадастре недвижимости.
Основы государственно-правового устройства
Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"
Есть предложения по развитию страны? Власть готова их рассмотреть!
Через интернет-ресурс "Российская общественная инициатива" граждане могут направить свои предложения по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления.
Для этого совершеннолетний россиянин должен зарегистрироваться в электронной системе оказания госуслуг и заполнить специальную форму, размещенную на вышеуказанном интернет-ресурсе. Текст общественной инициативы не должен содержать нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью граждан, призывов к осуществлению экстремистской деятельности. Гражданин указывает, на каком уровне (федеральном, региональном или муниципальном), по его мнению, должно быть реализовано его предложение.
Поступившая общественная инициатива размещается на интернет-ресурсе после предварительной экспертизы. Она необходима, чтобы установить, соответствует ли предложение гражданина Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права. Оценивается актуальность поставленной проблемы, обоснованность предлагаемых вариантов ее решения.
Работу ресурса обеспечивает Фонд развития информационной демократии и гражданского общества "Фонд информационной демократии". Он же проводит вышеназванную экспертизу. Она длится не более 2 месяцев.
В течение года с даты размещения общественной инициативы на интернет-ресурсе проводится голосование. Если предложение не получило необходимой поддержки граждан, оно снимается с рассмотрения.
Так, федеральная общественная инициатива должна набрать минимум 100 тыс. голосов. В этом случае она направляется в специальную экспертную группу для разработки мер по ее реализации.
Общественные инициативы, реализуемые на федеральном уровне, рассматриваются с 15 апреля 2013 г., на региональном и муниципальном - с 1 ноября 2013 г.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Постановление Правительства РФ от 1 марта 2013 г. N 170 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Перерабатывать, распределять, ввозить и вывозить психотропные вещества из списка III могут любые юрлица при наличии соответствующей лицензии.
Перерабатывать психотропные вещества, внесенные в список III, теперь могут не только ГУПы, но и остальные юрлица, если у них есть соответствующая лицензия.
Речь идет о переработке, цель которой - получить вещества, не являющиеся психотропными.
Из исключительной монополии ГУПов и госучреждений также выведено распределение психотропных веществ из списка III. Данной деятельностью разрешено заниматься любым юрлицам, имеющим специальную лицензию.
Кроме того, любая организация теперь может ввозить и вывозить указанные психотропные вещества. Однако для этого также необходимо получить лицензию.
Постановление вступает в силу с 4 июля 2013 г.
Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2013 г. N 162 "Об утверждении Правил оказания экстренной помощи туристам и Правил финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из компенсационного фонда"
В случае банкротства туроператора российские туристы, находящиеся за рубежом, могут рассчитывать на экстренную помощь.
Утверждены правила, в соответствии с которыми объединение туроператоров в сфере выездного туризма оказывает туристам экстренную помощь в стране временного пребывания. Речь идет о случаях, когда туроператор - член данного объединения не исполняет договор о реализации туристского продукта (в частности, при банкротстве). Правила не действуют, если российские туристы эвакуируются из иностранного государства по решению Президента РФ в связи с угрозой безопасности их жизни и здоровья.
Помощь финансируется за счет средств компенсационного фонда объединения. Она предоставляется туристу безвозмездно на основании обращения, поступившего от него и (или) иного заказчика, и (или) органа госвласти, и (или) органа местного самоуправления, и (или) туроператора, и (или) турагента.
Обращение можно направить в объединение любым способом, позволяющим установить автора.
Экстренная помощь включает в себя следующее. Перевозка в место окончания путешествия оптимальным маршрутом с наименьшими временными затратами. Размещение (временное проживание) до начала перевозки к месту окончания путешествия (если период вынужденного ожидания превышает 12 часов). Трансфер, питание, неотложная медицинская и правовая помощь, хранение багажа.
Решение о том, предоставлять ли помощь, принимается не позднее 24 часов с момента получения обращения. Решение доводится до автора обращения немедленно всеми доступными средствами связи.
Установлено, в каких случаях экстренная помощь не оказывается.
Также утверждены правила, в соответствии с которыми за счет компенсационного фонда финансируются расходы на оказание экстренной помощи туристам.
Объединение туроператоров оплачивает услуги, необходимые для оказания такой помощи, исходя из фактических расходов на ее предоставление.
Выплаты из фонда (отказы в них) подлежат учету.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2012 г. N 1090 "Об утверждении перечней показателей деятельности образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, кадетской школы и кадетской школы-интерната, общеобразовательного учреждения - казачьего кадетского корпуса, вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения, общеобразовательной школы-интерната, общеобразовательной школы-интерната с первоначальной летной подготовкой, суворовского военного, нахимовского военно-морского училищ и кадетского (морского кадетского) корпуса, необходимых для установления их государственного статуса"
Установление государственного статуса образовательных учреждений: перечни показателей деятельности.
Утверждены перечни показателей деятельности образовательных учреждений, необходимые для установления их государственного статуса.
Речь идет об учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, кадетских школах и школах-интернатах, казачьих кадетских корпусах, о вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, общеобразовательных школах-интернатах (в т. ч. с первоначальной летной подготовкой). Это также суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса.
Для каждой категории учреждений установлены показатели по типу и по виду.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 февраля 2013 г. Регистрационный N 27272.
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" и Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
Внутренние войска МВД России сами могут отбирать кандидатов на военную службу по контракту.
Ранее комплектование внутренних войск МВД России военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, осуществлялось в основном через военные комиссариаты.
Внутренние войска наделены полномочиями самостоятельно отбирать (в т. ч. на конкурсной основе) кандидатов для поступления на военную службу по контракту. Также они сами определяют соответствие граждан (в т. ч. иностранных) требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту. Кроме того, на них возложена обязанность проводить медицинское освидетельствование этих лиц.
В работе комиссий военных комиссариатов могут участвовать представители воинских частей, для которых проводится отбор.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 20-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Мировые судьи будут составлять мотивированные решения только по просьбе участвующих в деле лиц.
Закон призван оптимизировать нагрузку на мировых судей.
Закреплено, что они осуществляют свою деятельность в пределах судебного района на судебных участках. Если нагрузка мирового судьи превышает среднюю по судебному району, председатель районного суда может перераспределить ее между мировыми судьями этого района.
В ГПК РФ вносятся поправки, касающиеся мотивированного решения мирового судьи. Оно составляется, если от лиц, участвующих в деле (их представителей), поступили ходатайства об этом. Сроки заявления последних зависят от присутствия на судебном заседании. Если лица, участвующие в деле (их представители), явились в суд, ходатайство можно подать в течение 3-х дней с момента объявления резолютивной части решения суда. Если отсутствовали - в течение 15 дней.
Таким образом, составление мотивированных решений для мировых судей необязательно. Однако, если заявлены указанные выше ходатайства, это должно быть сделано в течение 5 дней с момента их поступления.
Увеличена общая сумма недоимки по налоговым и таможенным платежам, которая взыскивается с физлиц в судебном порядке. Налоговые и таможенные органы вправе обратиться в суд, если долг составляет не менее 3 тыс. руб. (ранее - 1,5 тыс. руб.).
Прописан порядок привлечения судей в отставке (мировых и федеральных) к исполнению обязанностей мирового судьи. Находящиеся в отставке мировые судьи могут быть привлечены в том субъекте Федерации, на территории которого они осуществляли правосудие, федеральные - независимо от этого. При этом они не должны иметь заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Также необходимо положительное заключение квалификационной коллегии судей. Судья в отставке привлекается к исполнению обязанностей мирового судьи на основании решения законодательного (представительного) органа госвласти региона по представлению председателя суда субъекта Федерации.
Федеральный закон вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Если подозреваемый (обвиняемый) признает свою вину, дознание будет проводиться в сокращенной форме.
Внесены изменения в УК РФ и УПК РФ. Они касаются порядка производства дознания по уголовным делам, проверки сообщения о преступлении и привлечения понятых к участию в отдельных следственных действиях.
Введен сокращенный порядок дознания в тех случаях, когда уголовное дело не представляет правовой и фактической сложности, а причастность лица к совершению преступления не вызывает сомнения. При этом необходимо, чтобы подозреваемый (обвиняемый) признал свою вину, а также характер и размер причиненного вреда. Кроме того, он должен заявить ходатайство о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме. Срок по общему правилу не должен превышать 15 суток, а в исключительных случаях он может быть продлен до 20 суток. Дознание в такой форме не может проводиться, в частности, в отношении несовершеннолетнего или подозреваемого, к которому применяются принудительные меры медицинского характера.
Дела рассматриваются в суде без судебного следствия. Назначенное подсудимому наказание не может превышать 1/2 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление. Подсудимый вправе заявить ходатайство о прекращении производства по делу в сокращенной форме и о применении общего порядка. Сделать это можно на любой стадии судопроизводства до момента удаления суда в совещательную комнату.
Расширены полномочия дознавателей при проверке сообщения о преступлении. Они могут получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, а также изымать их. Кроме того, дознаватели уполномочены назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта, осматривать место происшествия. Также решать, привлекать к следственным действиям понятых или нет. Вместо понятых в отдельных случаях можно использовать видеозапись.
За фальсификацию доказательств по уголовному делу лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или защитником их будут лишать свободы не на 3 года, а на 5 лет.