Версия от 26 января 2013 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Ценные бумаги, фондовый рынок
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Стандартизация, сертификация, качество продукции
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Семейное право
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Административные правонарушения, административная ответственность
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Приказ Минфина РФ от 4 декабря 2012 г. N 154н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н"
Формы бухотчетности организаций: поправки по НКО.
Скорректирован Приказ Минфина России о формах бухотчетности организаций.
Приказом утверждена форма отчета о целевом использовании полученных средств.
Поправками исключено упоминание о том, что отчет входит в состав бухотчетности общественных организаций (объединений), не занимающихся предпринимательством и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).
Исключена норма о том, что указанным организациям рекомендуется применять названную форму при составлении иных приложений к бухбалансу и отчету о прибылях и убытках.
В бухотчетности, представляемой в органы исполнительной власти, после графы "Наименование показателя" приводится графа "Код". В ней указываются коды показателей.
В случае, если в бухгалтерскую отчетность отдельных категорий организаций включаются укрупненные показатели, отражающие несколько показателей (без их детализации), код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.
Уточнено, что к отдельным категориям организаций, в частности, относятся не только субъекты малого предпринимательства, но и социально ориентированные НКО.
Также поправками вводятся формы бухбаланса и отчета о целевом использовании средств социально ориентированных НКО.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2012 г. Регистрационный N 26501.
Приказ Федеральной налоговой службы от 21 января 2013 г. N ММВ-7-12/22@ "Об утверждении рекомендуемой формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, порядка ее заполнения и рекомендуемого формата ее представления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"
Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов: новая форма.
ФНС России бесплатно информирует плательщиков и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, правах и обязанностях названных лиц, законодательстве в обозначенной области. Ранее был утвержден новый Административный регламент исполнения данной функции.
Заявитель направляет в Службу заявку о предоставлении справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов. Утверждена форма данной справки. Определен порядок ее заполнения.
Справка формируется с использованием программного обеспечения налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекций ФНС России. По общему правилу она составляется на дату, указанную в запросе.
Запись "не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов" вносится только при получении сведений из всех инспекций ФНС России, в которых заявитель состоит на налоговом учете. При поступлении хотя бы 1 ответа о наличии такой неисполненной обязанности формируется соответствующая запись.
Для заявителей - участников КГН запись "имеет неисполненную обязанность" делается также, если не исполнена обязанность по уплате налога на прибыль организаций по КГН. При этом в приложении к справке указывается код инспекции ФНС России, в которой состоит на учете ответственный участник КГН.
Приведен рекомендуемый формат представления справки об исполнении обязанности по уплате налогов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Прежняя форма справки утратила силу.
Приказ Федеральной налоговой службы от 18 января 2013 г. N ММВ-7-6/20@ "Об утверждении Порядка информационного обмена документами, используемыми при применении упрощенной и патентной систем налогообложения, единого сельскохозяйственного налога и налога на игорный бизнес, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи"
УСН, патентная система налогообложения, ЕСХН и налог на игорный бизнес: порядок информационного обмена документами в электронной форме.
Утвержден порядок информационного обмена документами, которые используются при применении упрощенной и патентной систем налогообложения, ЕСХН и налога на игорный бизнес, в электронной форме.
Так, при информационном взаимодействии применяется усиленная квалифицированная электронная подпись (ЭП).
При направлении и получении документа в электронном виде необходимо использовать сертифицированные средства ЭП, которые позволяют идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить, что информация не искажена.
По телекоммуникационным каналам связи документ направляется в зашифрованном виде.
Документ налогового органа формируется на бумажном носителе, подписывается и регистрируется.
Затем (не позднее следующего рабочего дня) он формируется в электронном виде в формате PDF, подписывается ЭП и направляется в адрес налогоплательщика. При этом налоговый орган фиксирует дату его отправки.
Потом (в течение следующего рабочего дня после отправки) налоговый орган должен получить подтверждение даты отправки; квитанцию о приеме (уведомление об отказе в приеме) с ЭП налогоплательщика.
Документ налогоплательщика формируется по установленным форматам, подписывается ЭП и направляется в адрес налогового органа.
В течение следующего рабочего дня после отправки он должен получить подтверждение даты отправки; квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме с ЭП налогового органа.
Документ не считается принятым налоговым органом (налогоплательщиком) в следующих случаях. Он направлен ошибочно. Он не соответствует утвержденному формату. ЭП налогоплательщика (налогового органа) отсутствует (не соответствует).
Если квитанция о приеме документа в электронной форме от налогового органа (налогоплательщика) не получена, документ направляется на бумажном носителе.
Если же эта квитанция предоставлена, то бумажный аналог документа направлять не надо.
Письмо Федеральной налоговой службы от 21 января 2013 г. N ЕД-4-3/549@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за декабрь 2012 года"
В декабре 2012 г. ставка НДПИ в отношении нефти уменьшилась.
С 1 января по 31 декабря 2012 г. включительно ставка НДПИ в отношении нефти составляет 446 руб. за 1 т добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. Она умножается на коэффициенты, характеризующие динамику мировых цен на нефть (Кц); степень выработанности конкретного участка недр (Кв); величину его запасов (Кз).
Приводятся данные, применяемые для расчета НДПИ в отношении нефти, за декабрь 2012 г. При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 108,67 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 30,7408 значение Кц определено как 11,0325. В предыдущем налоговом периоде Кц составил 11,2440.
Значения Кв и Кз определяются налогоплательщиком самостоятельно.
Таким образом, в связи со снижением курса доллара ставка НДПИ в отношении нефти по сравнению с предыдущим налоговым периодом уменьшилась.
Данные, применяемые для расчета НДПИ, за ноябрь 2012 г. приведены в письме ФНС России от 17 декабря 2012 г. N ЕД-4-3/21457@.
Ценные бумаги, фондовый рынок
Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 20 ноября 2012 г. N 12-95/пз-н "О внесении изменений в приказ ФСФР России от 24.08.2006 N 06-95/пз-н "О порядке оказания услуг, способствующих заключению срочных договоров (контрактов), а также особенностях осуществления клиринга срочных договоров (контрактов)"
На фондовых биржах появятся срочные контракты на иностранные ценные бумаги.
Урегулирован порядок оказания услуг, способствующих заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.
Определены условия, при которых иностранные финансовые инструменты также могут выступать базисным (базовым) активом указанных договоров. В частности, иностранные эмитенты должны быть учреждены государствами-членами ОЭСР, членами или наблюдателями FATF, членами Манивэл либо участниками ЕЭП. Акции и депозитарные расписки на них должны обращаться на российской бирже или пройти листинг организатора торгов из перечня иностранных бирж ФСФР России. По количественным требованиям эти ценные бумаги приравнены к российским: среднемесячный объем сделок за последние 3 месяца - не менее 250 млн руб., капитализация - минимум 25 млрд руб.
Ценные бумаги и представляемые ценные бумаги должны иметь международный рейтинг кредитоспособности не ниже следующего уровня: Фитч Рейтингз - "ВВВ-"; Стандард энд Пурс - "ВВВ-"; Мудис Инвесторс Сервис - "ВааЗ".
Российские биржи будут контролировать соответствие иностранных финансовых инструментов установленным требованиям на основании информации, раскрываемой иностранными фондовыми биржами. При этом значения в иностранной валюте следует пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ, а при его отсутствии - по кросс-курсу валюты к рублю на дату расчета соответствующих показателей.
Биржам разрешено утверждать единую спецификацию для нескольких договоров, имеющих разные базисные (базовые) активы, но при этом ряд одинаковых условий.
Скорректирован порядок допуска к участию в торгах. В частности, не требуется регистрировать работников участников торгов, допущенных к торгам от имени последних.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2012 г. Регистрационный N 26429.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. N 308 "О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 607"
Ввоз в ТС подконтрольных товаров: обновлены формы некоторых ветеринарных сертификатов.
Скорректированы формы Единых ветеринарных сертификатов на ряд ввозимых в ТС подконтрольных товаров из третьих стран.
Утверждены новые образцы ветеринарных сертификатов форм N 4-7, 9, 14, 15, 18-20, 24-27, 29-33, 35, 37, 38 и 40. Они приведены в соответствие с изменениями, внесенными в Единые ветеринарные требования в отношении: убойного крупного рогатого скота; свиней, овец и коз; спермы баранов и козлов-производителей; суточных цыплят, индюшат, утят, гусят, страусят и инкубационных яиц этих птиц; пушных зверей, кроликов, собак и кошек; медоносных пчел, шмелей и люцерновых пчел-листорезов; продуктов пчеловодства; северных оленей; представителей семейства верблюжьих; мясопродуктов, полученных при убое и переработке птицы, лошадей, кроликов; готовых мясных изделий; мяса пернатой дичи; пищевых яиц; продуктов переработки куриного яйца; кожевенного, рогокопытного, кишечного, пушного мехового, овчинно-мехового и мерлушкового сырья, шерсти и козьего пуха, щетины, конского волоса, птичьего пера и пуха; рыбопродукции; рыбной кормовой муки; животных кормов; охотничьих трофеев.
До 1 мая 2013 г. наряду с новыми можно применять и прежние формы.
Решение вступает в силу с 1 февраля 2013 г.
Стандартизация, сертификация, качество продукции
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15 января 2013 г. N 6 "О внесении изменения в раздел 1 главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)"
С какого возраста можно использовать детское питание промышленного выпуска?
Определены сроки введения основных продуктов и блюд прикорма промышленного выпуска в питание детей раннего возраста.
Так, виноградный осветленный сок и каши типа "мюсли" могут использоваться в питании детей старше 9 месяцев, прикорм на рыбной основе - 8 месяцев, творог и продукты на его основе - 6 месяцев, монокомпонентные пюреобразные продукты из яблок, груш, слив, персиков, абрикосов - 4 месяцев.
До 15 февраля 2015 г. допускается производить и выпускать в обращение указанную продукцию в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными законодательством государства-члена ТС и ЕЭП. Для этого необходимы выданные до даты вступления в силу решения документы, подтверждающие санитарно-эпидемиологическую и гигиеническую безопасность товара.
Эти документы действительны до 15 февраля 2015 г.
Срок введения прикорма, содержащего не указанные в перечне пищевые продукты, согласовывается при проведении уполномоченными органами госрегистрации такой продукции.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Приказ Федеральной налоговой службы от 13 ноября 2012 г. N ММВ-7-6/843@ "Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей"
Пересмотрены формы документов о внесении записей в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
ФНС России утверждены новые формы документов, подтверждающих внесение записей в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Ранее их устанавливало Правительство РФ.
Так, пересмотрен образец свидетельства о госрегистрации юрлица. Данной форме присвоен номер Р51003 (вместо Р51001). Отличие нового документа - в нем приводится только полное наименование созданной организации (ранее также сокращенное и фирменное).
Внесение в реестр иных сведений о юрлице (в т. ч. о реорганизации и ликвидации) подтверждается листом записи ЕГРЮЛ (форма N Р50007). Прежде выдавались свидетельства по формам N Р50003 и N Р57001.
Форма N Р50007 также прилагается к свидетельству о госрегистрации юрлица. В ней приводятся сведения, которые содержатся в записи о создании организации.
Свидетельство о госрегистрации физлица в качестве ИП не претерпело существенных изменений. Номер формы - Р61003 (ранее - Р61001).
Это также касается свидетельства о госрегистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (форма N Р61004 вместо N Р61002).
Взамен соответствующих свидетельств вводится лист записи ЕГРИП (форма N Р60009). В нем содержатся иные сведения об ИП и хозяйстве, внесенные в реестр (в частности, о прекращении деятельности).
Новые формы документов применяются с момента, когда прежние бланки, утвержденные Правительством РФ, утратят силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 января 2013 г. Регистрационный N 26583.
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Постановление Правительства РФ от 17 января 2013 г. N 6 "О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения"
Как предоставляется исчерпывающая информация в сфере водоснабжения и водоотведения?
Утверждены стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Закреплены состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, которую обязаны раскрывать организации, осуществляющие горячее (с использованием закрытых систем), холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также органы регулирования тарифов.
Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к ней независимо от цели ее получения.
Так, информация размещается на официальном сайте указанных юрлиц, органа исполнительной власти субъекта Федерации в области госрегулирования тарифов либо на специальном сайте, определяемом Правительством РФ. Также сведения могут публиковаться в официальных печатных изданиях.
Кроме того, регулируемые организации безвозмездно предоставляют информацию на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг.
Перечень информации, подлежащей раскрытию, является исчерпывающим.
Если регулируемая организация занимается несколькими видами деятельности, информация о которых должна быть доступна, сведения по каждому из них раскрываются отдельно.
Внесены коррективы в стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и естественными монополистами, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, утвержденные в 2009 г.
Постановление Правительства РФ от 17 января 2013 г. N 4 "О порядке предоставления жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан"
Члены семьи погибших сотрудников УИС, ГПС, ФСКН России и таможенных органов смогут получить жилье в собственность.
Прописан порядок предоставления жилья в собственность сотрудникам УИС, ГПС, ФСКН России и таможенных органов.
Получить его могут инвалиды I и II групп, ставшие таковыми в результате полученного в период службы увечья или заболевания, а также члены семьи сотрудников, погибших (умерших) вследствие указанного увечья (заболевания). При этом сотрудник должен прослужить не менее 10 лет и не иметь отдельного жилья, отвечающего установленным требованиям.
Чтобы получить жилое помещение, надо подать заявление соответственно во ФСИН России, МЧС России, ФСКН России, ФТС России или их территориальные органы. Определен перечень прилагаемых к нему документов. В частности, требуется заключение ВВК о причинной связи увечья, заболевания или смерти со служебной деятельностью.
Жилье выделяют из числа помещений, закрепленных за соответствующим ведомством.
Лицу выдается выписка из правового акта о предоставлении жилья. Право собственности на него регистрируется по общеустановленным правилам.
Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Постановление Правительства РФ от 17 января 2013 г. N 8 "О стоимости страхового года на 2013 год"
Утверждена стоимость страхового года на 2013 г.
Стоимость страхового года на 2013 г. составляет 16 239 руб. 60 коп. (в 2012 г. - 14 386 руб. 32 коп.).
Исходя из нее определяется объем средств, выделяемых ПФР из федерального бюджета на возмещение расходов по выплате, во-первых, страховой части пенсии по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца в связи с включением в страховой стаж нестраховых периодов. Во-вторых, страховой части пенсии по старости (пенсии по инвалидности) лицам, проходившим службу (военную, в органах внутренних дел, иную) или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным оттуда начиная с 1 января 2002 г. и не приобретшим право на пенсии за выслугу лет, по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет федерального бюджета. В-третьих, страховой части пенсии по старости в связи с зачетом в стаж на соответствующих видах работ сотрудникам летно-испытательного состава периодов военной службы в должностях летного состава.
Стоимость страхового года ежегодно утверждается Правительством РФ. Она определяется как произведение МРОТа на начало года и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 октября 2012 г. N 332н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению обращений граждан, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации"
Как ПФР рассматривает обращения граждан?
Регламентировано, как ПФР рассматривает обращения граждан. Они могут быть устными, письменными или электронными, индивидуальными или коллективными.
Обратиться в Фонд могут российские и иностранные граждане, лица без гражданства, их законные представители.
Заявление можно передать лично, направить по почте (в т. ч. по электронной), по факсу, через официальный сайт ПФР или Единый портал госуслуг.
В обращении следует указать, куда оно направляется, ФИО соответствующего должностного лица или его должность. Также нужно привести ФИО гражданина, его обратный адрес, изложить суть предложения, заявления или жалобы, поставить личную подпись и дату. Можно приложить необходимые документы и материалы (в электронной форме, оригиналы или копии).
Обращение рассматривается до 30 дней с момента регистрации. При необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.
В определенных случаях ответ не дается. Речь идет о ситуациях, когда не указаны адрес, по которому он должен быть направлен, фамилия лица, подавшего обращение; содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица (членов его семьи). Ответ не дадут, если текст обращения не поддается прочтению.
Личный прием граждан ведется в специально выделенное для этого время. Граждане обязаны предъявлять удостоверение личности.
Определены состав, последовательность и сроки административных процедур, требования к порядку их выполнения. Уделено внимание контролю за предоставлением госуслуги, досудебному (внесудебному) порядку обжалования соответствующих решений и действий (бездействия).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 января 2013 г. Регистрационный N 26590.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 октября 2012 г. N 330н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению федеральной социальной доплаты к пенсии"
Как ПФР и его территориальные органы устанавливают федеральную социальную доплату к пенсии?
Регламентировано, как ПФР и его территориальные органы устанавливают федеральную социальную доплату к пенсии (далее - ФСД).
За оказанием госуслуги могут обратиться россияне (кроме тех, кто выехал на постоянное жительство за границу и не имеет подтвержденного регистрацией места жительства (пребывания) в России), иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в нашей стране.
В результате предоставления услуги принимается решение об установлении (либо об отказе в этом) гражданину ФСД, а сведения о нем заносятся в Федеральный регистр лиц, имеющих право на государственную соцпомощь.
На оказание госуслуги отведено не более 5 рабочих дней с момента получения территориальным органом ПФР сведений о мерах соцподдержки (помощи), установленных законодательством субъектов Федерации, от уполномоченных региональных органов.
Сведения о гражданине, которому установлена ФСД, включаются в региональный сегмент Федерального регистра в течение 5 рабочих дней с даты вынесения соответствующего решения.
Чтобы получить госуслугу, гражданин предъявляет документы, удостоверяющие личность и место жительства (пребывания) в России.
Для тех, кто получает пенсию через территориальные органы ПФР, необходимой и обязательной для предоставления рассматриваемой является госуслуга по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Госуслуга оказывается бесплатно.
Кроме того, установлены состав, последовательность и сроки административных процедур (действий) и порядок их выполнения. Закреплены формы контроля за исполнением регламента, а также досудебный (внесудебный) порядок обжалования соответствующих решений и действий (бездействия).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 января 2013 г. Регистрационный N 26553.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 5 декабря 2012 г. N 775 "Об определении требований к формату предоставления сведений о принадлежности имущества к государственной собственности субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственности, предусмотренных перечнем сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и необходимых для предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1123-р"
Федеральный орган, оказывающий госуслугу, самостоятельно запросит необходимую информацию о региональной и муниципальной собственности.
Органы, предоставляющие госуслуги, не вправе требовать от заявителя документы и информацию, находящиеся в распоряжении других ведомств. Они запрашивают их самостоятельно.
Установлен состав сведений о принадлежности имущества к региональной либо муниципальной собственности, которые необходимы для оказания госуслуг и предоставляются по запросу федеральных структур органами регионов и муниципалитетов.
В частности, сообщаются следующие сведения: кадастровый номер недвижимости, реквизиты правоустанавливающих документов, категория земель, вид разрешенного использования, балансовая и остаточная стоимость основных средств (фондов) учреждений и унитарных предприятий, среднесписочная численность их работников, данные об акциях, принадлежащих региону (муниципалитету).
Указанная информация направляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия на бумажных носителях либо в электронной форме.
В последнем случае используются XML-схемы. Они вводятся в действие с момента размещения на официальном сайте Минэкономразвития России.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2012 г. Регистрационный N 26476.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 ноября 2012 г. N 524н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников"
Как учреждения службы занятости подбирают подходящую работу уволенным гражданам?
Установлено, как учреждения службы занятости подбирают работу физлицам и персонал работодателям.
Услуга оказывается на основании заявлений. Предусмотрено, что в них указывается.
Заявления можно подать лично, по почте (в т. ч. электронной), факсу, через многофункциональные центры предоставления госуслуг и Единый (региональный) портал госуслуг.
Физлица представляют в службу занятости паспорт (заменяющий его документ) или документ, удостоверяющий личность иностранца/апатрида. Инвалиды предъявляют индивидуальную программу реабилитации.
Работодатели заполняют бланк "Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)". Работодатели-физлица предъявляют паспорт (иностранцы и апатриды - соответствующий документ, удостоверяющий личность).
Служба занятости анализирует поступившую информацию.
В частности, при подборе подходящей работы учитываются профессия (должность) лица, его средний заработок за предшествующие 3 месяца, уровень квалификации.
Служба занятости согласует с гражданином подобранные варианты подходящей работы. Информирует его о последствии отказа от предложенных вариантов. Выдает не более 2-х направлений на работу. Женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, предлагает пройти повышение квалификации и др.
Служба занятости подбирает кандидатуры и для работодателей. Если запрашиваемых специалистов нет, предлагаются работники смежных областей или лица, проживающие в другой местности. При отсутствии необходимых работников также работодателю предлагают организовать оплачиваемые общественные работы и поучаствовать в ярмарках вакансий.
При первом обращении время оказания услуг составляет не более 20 минут, при повторном - не более 15.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2012 г. Регистрационный N 26452.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 г. N 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь"
Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
Инвалиды могут получить жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на 1 человека (но не более чем в 2 раза). Условие - они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний. Утвержден новый перечень последних.
В частности, это туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева. Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Множественные поражения кожи с обильным отделяемым. Отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в т. ч. наследственный генез, со стойкими нарушениями функции нижних конечностей, требующих применения инвалидных кресел-колясок. Тяжелые органические поражения почек, осложненные почечной недостаточностью II-III степеней.
Приказ действует с даты, когда утратит силу прежний перечень.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2012 г. Регистрационный N 26442.
Информация Пенсионного фонда Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. "Пенсионная система: что ждет россиян в 2013 году?"
"Памятка" по пенсионной системе на этот год.
ПФР подготовил "памятку", в которой отражены основные моменты пенсионной системы на 2013 г.
Так, ожидается рост трудовых пенсий: 1 февраля - ориентировочно на 6,5%-7% и 1 апреля - более чем на 3%. В августе планируется их традиционный перерасчет.
Пенсии по гособеспечению (в т. ч. социальные) с 1 апреля увеличатся на 5,1%. Тогда же будут проиндексированы ежемесячные денежные выплаты федеральным льготникам (на 5,5%).
В результате в 2013 г. средняя трудовая пенсия по старости составит 10 313 руб., социальная - 6 169 руб.
В начале года материнский капитал повышен на 5,5% (до 408 960 руб.). Направления его использования менять не планируется.
Базовый тариф страхового взноса на ОПС остается на уровне 22%, на ОМС - 5,1%. Предельный годовой заработок, с которого уплачиваются обязательные пенсионные взносы, - 568 тыс. руб. плюс 10% сверх этой суммы.
Тариф на ОПС для самозанятого населения составляет 32 479,2 руб., на ОМС - 3 185,5 руб. в год. Общая стоимость страхового года - 35 664,7 руб.
С 2013 г. вводится дополнительный тариф для работодателей на вредных и опасных производствах. По Списку N 1 - 4%, по Списку N 2 и "малым" спискам - 2%.
Граждане моложе 1966 г. р. могут выбрать тариф страхового взноса на накопительную часть пенсии: либо оставить 6%, либо снизить до 2%, тем самым увеличив страховой тариф в солидарную часть с 16% до 20%. По умолчанию применяется тариф 2%. Чтобы оставить 6%, нужно написать соответствующее заявление в ПФР о перераспределении либо о переводе средств пенсионных накоплений в НПФ или УК.
Если средства уже переданы в НПФ или УК, с 1 января 2014 г. по умолчанию перечисляется 6% от годового заработка. Чтобы перевести 4% в солидарную часть пенсии, в течение 2013 г. нужно подать соответствующее заявление.
"Письма счастья" больше не рассылаются. Узнать состояние индивидуальных лицевых (пенсионных) счетов можно в т. ч. по адресу www.gosuslugi.ru.
Продолжатся выплаты средств пенсионных накоплений.
Чтобы успеть поучаствовать в программе государственного софинансирования пенсии, в нее нужно вступить и сделать первый взнос до 1 октября 2013 г.
Семейное право
Постановление Правительства РФ от 17 января 2013 г. N 11 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 841"
Перечень видов зарплаты и иного дохода, из которых удерживаются алименты на несовершеннолетних детей: что нового?
Скорректирован перечень видов зарплаты и иного дохода, из которых удерживаются алименты на несовершеннолетних детей.
Алименты, в частности, удерживаются с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юрлица. Уточнено, что такой доход определяется за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с ведением бизнеса.
Кроме того, Минтруд России (а не Минздравсоцразвития России) дает разъяснения по применению указанного перечня.
Дело в том, что в 2012 г. Минздравсоцразвития России было преобразовано в Минздрав и Минтруд России.
Письмо Верховного Суда РФ от 22 января 2013 г. N 7-ВС-224/13
Суды отдадут американским семьям детей, усыновленных до 1 января 2013 г.
ВС РФ разъяснил, что при удовлетворении заявления об усыновлении права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда.
Поэтому по делам, по которым решения об усыновлении гражданами США российских детей вынесены судами до 1 января 2013 г. и вступили в законную силу, в т. ч. после указанной даты, дети подлежат передаче усыновителям.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 декабря 2012 г. N 1045 "О внесении изменений в перечень вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 505"
По некоторым направлениям подготовки пересмотрен перечень вступительных испытаний при приеме в вузы.
Вносятся изменения в перечень вступительных испытаний при приеме в вузы, имеющие госаккредитацию.
По такому направлению подготовки, как наноматериалы, нужно сдавать русский язык, математику (профильный предмет), химию (прежде - информатику и информационно-коммуникационные технологии) и физику.
Изменения затронули еще одно направление подготовки. Речь идет об антропологии и этнологии. Теперь профильным предметом является история (а не биология). Вместо математики и химии нужно сдавать географию и иностранный язык. Как и прежде, необходимо пройти также экзамен по русскому языку.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 января 2013 г. Регистрационный N 26560.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2012 г. N 1015 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. N 25 "Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности"
При приеме на какие специальности вузы могут назначить дополнительные испытания?
Расширен перечень направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме в вузы для обучения по программам бакалавриата и подготовки специалиста могут проводиться дописпытания творческой и (или) профнаправленности.
В этот перечень дополнительно включены направления подготовки (специальности): реклама и связи с общественностью, музыкальное искусство эстрады, цирковое искусство, аэронавигация, эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения, технология художественной обработки материалов.
Кроме того, теперь данный перечень распространяется на все вузы (ранее - только на имеющие госаккредитацию).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 января 2013 г. Регистрационный N 26559.
Приказ Министерства культуры РФ от 30 ноября 2012 г. N 1480 "Об утверждении критериев и целевых показателей эффективности деятельности учреждений высшего профессионального образования, учреждений среднего профессионального образования, учреждения дополнительного и послевузовского профессионального образования и научно-исследовательских учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, и работы их руководителей на 2013 год"
По каким критериям будут оценивать работу образовательных и научно-исследовательских учреждений Минкультуры России в этом году?
Установлены критерии и целевые показатели эффективности деятельности образовательных и научно-исследовательских учреждений Минкультуры России и их руководителей на 2013 г. От их выполнения зависит размер стимулирующих выплат руководителям учреждений.
О работе учреждений среднего, высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования судят по таким критериям, как выполнение контрольных цифр приема, лицензионных требований и федеральных государственных образовательных стандартов; доля успешно обучающихся лиц и выпускников, трудоустроившихся по специальности; число педагогов с профильным образованием. Учитываются также показатели учебно-методической и научно-исследовательской работы, создаваемые условия для сохранения здоровья обучающихся (медобеспечение, организация горячего питания, наличие бытовых помещений).
Работу научно-исследовательских учреждений оценивают по выполнению госзадания; количеству изданных результатов научных исследований; доле научных публикаций в изданиях, индексируемых в РИНЦ и базе данных "Сеть науки". Учитываются доля докторов наук среди работников, количество участников научно-практических мероприятий, выполнение контрольных цифр приема аспирантов, наличие программ международного научного сотрудничества. Однако имеющиеся достижения могут быть перечеркнуты наличием нарушений законодательства в области образования.
Существенное значение имеют финансово-экономическая деятельность учреждений и исполнительская дисциплина. Так, отсутствие долгов может быть нивелировано фактами нецелевого использования бюджетных средств. Особое внимание уделяется выполнению поручения Президента РФ о повышении средней зарплаты педагогам и научным работникам.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2012 г. Регистрационный N 26508.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24 декабря 2012 г. N 1355н "Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию"
Утверждена новая форма типового договора на оказание и оплату медпомощи по ОМС.
Обновлена форма типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Напомним, что он заключается между медицинской и страховой организациями, реализующими территориальные программы ОМС.
В целом форма не изменилась.
Как и прежде, в договоре указываются наименования сторон и основания для его заключения.
Не изменился и срок оплаты оказанной медпомощи. Так, страховая организация перечисляет деньги в течение 3-х рабочих дней с момента их получения от ТФОМС.
Заявка на авансирование оплаты медпомощи по-прежнему направляется до 10 числа (ежемесячно). Предусмотрено, что ее размер на 2013, 2014 и 2015 гг. составляет, соответственно, не более 55%, 40% и 30% от среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медпомощи. Ранее сумма заявки могла составлять до 70% среднемесячного объема указанных средств.
Ежемесячно (по состоянию на 1 число) и по итогам года сверяются расчеты со страховщиком. По результатам составляется акт о принятии к оплате оказанной медпомощи, подтверждающий сумму окончательного расчета между сторонами.
При наступлении страхового случая медорганизация обязана бесплатно оказывать помощь, включенную в территориальную программу ОМС. Она также должна предоставлять застрахованным лицам возможность выбирать врача и саму организацию.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2012 г. Регистрационный N 26421.
Административные правонарушения, административная ответственность
Постановление Конституционного Суда РФ от 17 января 2013 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Маслянский хлебоприемный пункт"
Минимальный штраф за ненаправление сведений антимонопольщикам не всегда соразмерен нарушению!
Предметом проверки стали нормы КоАП РФ, устанавливающие ответственность за непредставление (в т. ч. в срок) сведений либо направление ложных данных в антимонопольный орган.
Речь идет о сведениях (информации), представление которых обязательно по закону либо которые затребованы антимонопольным органом.
Штраф за указанное нарушение для юрлиц - от 300 тыс. до 500 тыс. руб.
Сомнения в конституционности возникли именно из-за величины указанной санкции.
Дело в том, что КоАП РФ не позволяет назначать наказание ниже минимального предела санкции, установленной за то или иное нарушение (т. е. в данном случае - менее 300 тыс. руб.). Между тем на практике величина такого штрафа оказывается непосильной для некоторых юрлиц (в особенности для малых предприятий).
КС РФ пришел к следующим выводам.
Сами нормы направлены на то, чтобы создать надлежащие условия для защиты конкуренции, свободы экономической деятельности, прав и свобод граждан, объединений. В этом аспекте положения являются конституционными.
Между тем нормы неконституционны в той мере, в какой предусмотренная ими значительная величина минимального штрафа не позволяет во всех случаях назначить справедливое и соразмерное наказание.
Так, положения с учетом указанных правил наказания не всегда позволяют принять во внимание характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юрлица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
КоАП РФ не допускает назначать наказание ниже минимального предела соответствующей санкции.
Поэтому на практике не исключается ситуация, когда указанный минимальный штраф превращается из меры воздействия, направленной на предупреждение правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
С учетом этого в КоАП РФ должны быть внесены изменения.
До принятия поправок размер штрафа, назначаемого юрлицу за указанное правонарушение, может быть снижен антимонопольным органом или судом на основе данной позиции КС РФ.