Версия от 1 декабря 2012 года:
Банковская деятельность
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Антимонопольное законодательство
Стандартизация, сертификация, качество продукции
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Транспорт и связь
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Банковская деятельность
Указание Банка России от 19 сентября 2012 г. N 2880-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 27 августа 2008 года N 2060-У "О кассовом обслуживании в учреждениях Банка России кредитных организаций и иных юридических лиц"
Кассовое обслуживание организаций: что изменится с 1 января 2013 г.?
Уточнен порядок кассового обслуживания кредитных организаций и других юрлиц.
В частности, наличность, принятую кредитной организацией, разрешено сдавать в учреждение ЦБ РФ через организацию, входящую в систему Банка России. Соответствующее условие должно быть предусмотрено в договоре о кассовом обслуживании.
В таком случае наличность упаковывают кассовые работники организации, входящей в систему ЦБ РФ, а реквизиты проставляются иначе.
Уточняется, что отдельный счет на кассовое обслуживание кредитной организации (подразделения) открывается, если в соответствующем учреждении ЦБ РФ не ведется ее банковский счет.
Установлено, данные о каких счетах отражаются в объявлении на взнос наличными 0402001.
Если при приеме наличности от представителя юрлица выявляются сомнительные денежные знаки, они направляются на экспертизу. При этом лицу, сдавшему наличность, выдается ордер по передаче ценностей 0402102. Напомним, что ранее оформлялся мемориальный ордер 0401108.
При обнаружении излишек, недостачи и сомнительных денег в наличности, упакованной кассовыми работниками кредитной организации (ее подразделения) или организации, входящей в систему Банка России, составляется акт 0402145 (в 2 экземплярах). Выявленные суммы недостач и неплатежеспособных денег в данном случае списываются инкассовым поручением 040107.
Сомнительные деньги сдаются в учреждение Банка России для проведения экспертизы по соответствующему заявлению. Утверждена его форма.
Уточнен порядок зачисления сданной наличности.
Указание вступает в силу с 1 января 2013 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 ноября 2012 г. Регистрационный N 25874.
Указание Банка России от 10 августа 2012 г. N 2862-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 24 декабря 2004 года N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт"
С 1 июля 2013 г. расчетные (дебетовые) и предоплаченные карты смогут выпускать платежные небанковские кредитные организации.
Скорректировано положение об эмиссии банковских карт и операциях, совершаемых с использованием платежных карт. Это связано с принятием Закона о национальной платежной системе.
Так, с 1 июля 2013 г. расчетные (дебетовые) карты для юрлиц и ИП, а также предоплаченные карты смогут выпускать не только расчетные небанковские кредитные организации, но и платежные небанковские кредитные организации. Помимо этого названные юрлица будут выпускать предоплаченные карты не только для физлиц, но и для организаций и ИП.
Установлено, что предоплаченная карта используется физлицом в соответствии с названным выше законом за счет остатка электронных денег (в рублях и (или) в инвалюте).
Посредством предоплаченной карты граждане, юрлица и ИП могут совершать переводы электронных денег в валюте, отличной от валюты остатка средств. При этом организации и ИП с использованием указанной карты могут возвращать остаток электронных денежных средств.
Уточнен понятийный аппарат.
Указание вступает в силу с 1 июля 2013 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 ноября 2012 г. Регистрационный N 25863.
Указание Банка России и Минфина РФ от 27 сентября 2012 г. N 2885-У/128н "О внесении изменений в Положение Центрального банка Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 13 декабря 2006 года N 298-П/173н "Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства"
Положение об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Казначейства теперь касается финансовых органов регионов (муниципалитетов).
Скорректировано Положение ЦБ РФ и Минфина России об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства.
Установлено, что положение также касается обслуживания финансовых органов регионов (муниципалитетов).
Закреплен перечень счетов, в отношении которых применяется положение.
Для органов Казначейства это счета, открытые для операций со средствами бюджетов, с суммами, поступающими во временное распоряжение бюджетополучателей, со средствами юрлиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, для обеспечения наличностью различных лиц.
Для финансовых органов это счета, открытые для операций со средствами, поступающими во временное распоряжение бюджетополучателей, со средствами неучастников бюджетного процесса, для обеспечения наличностью последних и бюджетополучателей.
Установлено, что поручения, плательщиками по которым являются субъекты, лицевые счета которым открыты в органах Казначейства или в финансовых органах, заполняются в соответствии с Положением ЦБ РФ о правилах осуществления перевода денежных средств от 19 июня 2012 г. Ранее применялось Положение ЦБ РФ о безналичных расчетах от 3 октября 2002 г. Требования к порядку заполнения реквизитов уточнены.
Закреплено, что организации устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в кассе. Это делается в соответствии с требованиями Положения ЦБ РФ о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России.
Поправки вступают в силу по истечении 10 дней после даты их официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 ноября 2012 г. Регистрационный N 25855.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. N 102 "О внесении изменений в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза"
Таможенный союз: расширен единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования.
Пересмотрен единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза.
В него дополнительно включены материалы, контактирующие с кожей человека, нефть и газ горючий природный, подготовленные к транспортированию и (или) использованию, продукция, предназначенная для ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера.
Перечень также пополнили сжиженные углеводородные газы для использования в качестве топлива, магистральные трубопроводы для транспортирования жидких и газообразных углеводородов.
Позиция "Альтернативные виды топлива" исключена.
Напомним, что, если на продукцию, вошедшую в перечень, не вступили в силу техрегламенты ТС или ЕврАзЭС, применяется соответствующее законодательство союза и его сторон.
Члены ТС не вправе устанавливать в своем законодательстве обязательные требования в отношении продукции, не включенной в перечень.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. N 92 "О внесении изменения в перечень товаров и ставок, в отношении которых Республикой Беларусь и Республикой Казахстан применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 55"
Перечень товаров и ставок, в отношении которых Беларусь и Казахстан применяют ставки ввозных пошлин, отличные от ставок ЕТТ ТС: что изменилось?
Скорректирован перечень товаров и ставок, в отношении которых Беларусь и Казахстан применяют ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок ЕТТ ТС.
Код ТН ВЭД ТС 8704 22 910 9 заменили на 8704 22 910 8. Ему соответствуют моторные транспортные средства для перевозки грузов прочие, с поршневым ДВС с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), с полной массой более 5 т, но не более 20 т, прочие, новые, прочие.
Таким образом перечень привели в соответствие с действующей редакцией ТН ВЭД ТС.
Решение вступает в силу по истечении 30 дней с даты его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 21 октября 2012 г.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. N 90 "Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов вышивок из химических нитей и трикотажных полотен"
Ставки импортных пошлин на отдельные виды трикотажных полотен и вышивок из химических нитей существенно уменьшатся.
Понижены ставки ввозных таможенных пошлин на вышивки из химических нитей в куске, лентах или в виде отдельных орнаментов (коды ТН ВЭД ТС 5810 92 100 0, 5810 92 900 0). Они составляют 3% от таможенной стоимости (вместо прежних 15%).
Также снижены с 10 до 3% ставки импортных пошлин на отдельные виды трикотажных полотен. Речь идет о тканях машинного или ручного вязания, содержащих 5 мас.% или более эластомерных нитей, но без резиновых нитей (коды ТН ВЭД ТС 6002 40 000 0, 6004 10 000 0) и кружеве основовязаном, кроме полотна для гардин или тюлевых занавесей (коды ТН ВЭД ТС 6003 30 100 0, 6005 32 500 0).
Решение вступает в силу через 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1207 "Об осуществлении контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета"
Определено, как таможенники контролируют исполнение внешнеторговых бартерных сделок.
Закреплено, как контролируются и учитываются внешнеторговые бартерные сделки.
Речь идет о сделках, совершаемых при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающих обмен товарами, услугами, работами и интеллектуальной собственностью, условиями которых оговорен вывоз из России товаров, в т. ч. являющихся результатом оказанных услуг, выполненных работ, а также предполагающих передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Субъектами указанных правоотношений являются российские юридические и физические лица, таможенные органы. Последние контролируют исполнение этими лицами обязанностей по таким сделкам.
ФТС России в течение 3 рабочих дней после выпуска 1-й партии вывозимых товаров направляет в электронном виде соответствующую декларацию на них в уполномоченный таможенный орган. Он запрашивает у российских юридических и физических лиц соответствующие документы. Приведен их перечень. Срок представления документов по запросу уполномоченного таможенного органа - 10 рабочих дней.
Уполномоченный таможенный орган анализирует представленную информацию, в т. ч. данные о сроках исполнения обязательств и сумме стоимости исполненных встречных обязательств по внешнеторговой бартерной сделке, для выявления возможных нарушений законодательства.
Сделки учитываются уполномоченным таможенным органом в документе учета, который ведется в электронном виде. Определено, какие сведения в него вносятся, как он заполняется.
Постановление вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1206 "О таможенном декларировании иностранных товаров, ввозимых на территорию портовой особой экономической зоны с территории государства, не являющегося членом Таможенного союза, и помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны"
С 1 января 2013 г. некоторые товары, ввозимые на территорию портовой ОЭЗ, нужно будет декларировать.
Установлено, какие товары, ввозимые на территорию портовой ОЭЗ из государства, не являющегося членом ТС, подлежат декларированию. Речь идет о продукции, помещенной под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Так, декларируются товары, предназначенные для использования в строительстве (реконструкции) объектов инфраструктуры морского/речного порта и аэропорта, расположенных на территории портовой ОЭЗ. Этой процедуре также подлежат товары, которые применяются при создании объектов недвижимости на участках, выделенных резидентам зоны.
Кроме того, декларируется продукция, предназначенная для совершения операций по переработке (обработке), в результате которых товары теряют свои индивидуальные характеристики, и (или) по изготовлению другой продукции (включая сборку, разборку, монтаж, подгонку), а также по ремонту ввозимых товаров.
Постановление вступает в силу с 1 января 2013 г.
Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1201 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе"
Каковы ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты?
Пересмотрены ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и некоторые нефтепродукты, экспортируемые за пределы стран ТС.
Так, ставка на нефть снижается с 404,5 долл. США до 396,5. Льготная ставка уменьшается со 199,4 до 193,3 долл. США за тонну. При этом нефть плотностью при 20°С от 694,7 до 887,6 кг/куб. м с содержанием серы от 0,04 до 1,5 мас.% с Талаканского (Восточный блок), Западно-Аянского, Ярактинского, Марковского нефтегазоконденсатных, Алинского и Даниловского газонефтяных месторождений облагается пошлиной в общем порядке по ставке 396,5 долл. США.
Снижена ставка и на нефть плотностью при 20°С от 694,7 до 980 кг/куб. м с содержанием серы от 0,04 до 5 мас.% (с 40,4 до 39,6 долл. США за тонну).
Экспорт бензина с 1 декабря 2012 г. будет облагаться по ставке 356,8 долл. США (вместо 364,1).
С 26,2 до 25,7 долл. США уменьшена ставка на тримеры и тетрамеры пропилена.
Снижены ставки на легкие и средние дистилляты, газойли, жидкие топлива, масла, отработанные нефтепродукты, нефтяной вазелин, минеральные воски (за исключением озокерита, воска буроугольного или торфяного) и аналогичные продукты, нефтяные кокс и битум, прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород (кроме нефтяного кальцинированного кокса), бензол, толуол, ксилолы. Они составляют 261,7 долл. США вместо 267. В отношении приведенных исключений по-прежнему действует нулевая ставка пошлины.
Пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы при экспорте теперь облагаются пошлиной в 197,4 долл. США (ранее - 192,4).
Постановление вступает в силу с 1 декабря 2012 г.
Антимонопольное законодательство
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. N 99 "О Порядке рассмотрения дел о нарушении правил конкуренции"
Как рассматриваются дела о нарушении единых правил конкуренции, применяемых Беларусью, Казахстаном и Россией?
Утвержден порядок, в соответствии с которым рассматриваются дела о нарушении правил конкуренции. Он разработан на основании Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции, сторонами которого являются Беларусь, Казахстан и Россия.
Дело возбуждается на основании определения, принимаемого по итогам расследования.
Дело рассматривается специальной комиссией. В ней должно быть не менее 3 человек. Ее членами выступают сотрудники Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Председателем является член Коллегии ЕЭК, курирующий вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования, или по его поручению директор департамента ЕЭК, работу которого он курирует.
Кворум для рассмотрения дела - не менее 2/3 от общего числа членов комиссии.
Определены лица, участвующие в деле, и их права.
Дело рассматривается не более 60 рабочих дней после вынесения упомянутого выше определения. Этот срок могут продлить не более чем на 30 рабочих дней.
Закреплена процедура рассмотрения дела. Установлено, когда рассмотрение откладывается и приостанавливается. Закреплено, как оформляются принимаемые решения.
Решение, которым установлены изложенные правила рассмотрения дел, вступает в силу в следующем порядке. После принятия решения Высшего Евразийского экономического совета, фиксирующего факт исполнения отдельных требований названного соглашения, и введения в действие соглашения, касающегося защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение, по истечении 10 календарных дней с той даты вступления в силу указанных актов, которая является более поздней. Речь идет об исполнении требований по созданию необходимой нормативной базы для контроля за соблюдением единых правил конкуренции и по гармонизации законодательства каждой из стран.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. N 98 "О Порядке проведения расследования нарушений правил конкуренции"
ТС: как расследуется нарушение единых правил конкуренции?
С 1 января 2012 г. введено в действие Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 г.
Утвержден порядок проведения расследования нарушений единых правил конкуренции, которые содержит этот документ.
Такое расследование требуется для того, чтобы установить признаки нарушения правил конкуренции, определить хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), в действиях которых содержатся (усматриваются) данные признаки.
Основанием для его проведения могут быть соответствующее определение, принятое по итогам рассмотрения заявления (материалов) о нарушении правил конкуренции, а также обнаруженные ЕЭК возможные признаки нарушения.
На расследование по общему правилу отводится не более 60 рабочих дней с даты подписания вышеназванного определения.
В ходе расследования член Коллегии ЕЭК, курирующий вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования, вправе письменно запрашивать у физических и юридических лиц, органов госвласти государств-членов информацию, необходимую для его проведения (в т. ч. конфиденциальную).
В результате расследования упомянутый член Коллегии ЕЭК выносит 1 из следующих определений. О возбуждении и рассмотрении дела о нарушении правил конкуренции. Об отказе в возбуждении такого дела. О передаче заявления (материалов) по подведомственности в уполномоченные органы.
Дата вынесения определения - день подписания его членом Коллегии Комиссии.
Копия определения направляется заявителю и уполномоченным органам в течение 3 рабочих дней с момента его подписания.
Решение вступает в силу после принятия решения Высшего Евразийского экономического совета, фиксирующего факт исполнения ряда требований, предусмотренных вышеназванным соглашением. Речь идет о создании необходимой нормативной базы для осуществления контроля за соблюдением единых правил конкуренции, а также гармонизации законодательства каждой из сторон. Нужно также, чтобы было введено в действие соглашение, определяющее порядок защиты конфиденциальной информации и ответственность за ее разглашение.
Решение вводится в действие по истечении 10 календарных дней с той даты вступления в силу перечисленных актов, которая является более поздней.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. N 97 "О Порядке рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении правил конкуренции"
Рассмотрение ЕЭК заявлений (материалов) о нарушении правил конкуренции: правила.
Утвержден Порядок рассмотрения ЕЭК заявлений (материалов) о нарушении правил конкуренции.
Заявления подаются организациями и физлицами, материалы представляются органами госвласти стран ТС и Единого экономического пространства, в компетенцию которых входит реализация конкурентной (антимонопольной) политики. Установлены требования к данным документам.
Заявление (материалы) рассматривается в срок не более 30 рабочих дней.
По результатам подготавливается определение о проведении расследования нарушений правил конкуренции, о передаче заявления (материалов) по подведомственности в уполномоченные органы либо о возвращении документов (при несоблюдении установленных требований).
Решение вступает в силу после принятия решения Высшего Евразийского экономического совета, фиксирующего факт исполнения требований Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции, и введения в действие Соглашения о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение.
К указанным требованиям относятся создание нормативной базы для осуществления контроля за соблюдением единых правил конкуренции и гармонизация законодательства стран ТС в данной сфере.
Решение начнет применяться по истечении 10 дней с той даты вступления в силу вышеуказанных актов, которая является более поздней.
Стандартизация, сертификация, качество продукции
Приказ Министерства экономического развития РФ от 16 октября 2012 г. N 682 "Об утверждении Критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним"
Органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), осуществляющие подтверждение соответствия: требования и критерии аккредитации.
Органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), осуществляющие подтверждение соответствия, должны пройти аккредитацию.
Утверждены требования к ним и критерии аккредитации.
Так, и органы по сертификации, и лаборатории должны соответствовать следующим критериям.
Во-первых, должна быть система менеджмента качества. Ее требования, установленные в руководстве по качеству, необходимо соблюдать в деятельности органа по сертификации, лаборатории.
Во-вторых, по месту осуществления деятельности в области аккредитации на праве собственности (ином законном основании) должны быть помещения, оборудование, технические средства и материальные ресурсы, необходимые для выполнения работ по подтверждению соответствия. В отношении испытательных лабораторий (центров) этот критерий расширен.
Кроме того, работники лаборатории, непосредственно выполняющие указанные работы, должны иметь высшее, среднее или дополнительное профобразование по профилю, соответствующему области аккредитации, и стаж работы по подтверждению соответствия не менее 3 лет.
Указанным требованиям должны отвечать и сотрудники органа по сертификации, участвующие в выполнении работ по подтверждению соответствия. Их должно быть не менее 3-х.
У органа по сертификации также должен быть сайт, содержащий информацию о его деятельности в соответствии с требованиями системы менеджмента качества. Необходим и ряд нормативно-правовых актов, документов, устанавливающих требования к сертификации.
На основании перечисленных критериев установлены соответствующие требования к органам по сертификации и испытательной лаборатории (центру).
Орган по сертификации должен соблюдать порядок регистрации деклараций о соответствии, а также предоставлять в Росаккредитацию сведения о сертификатах соответствия, приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении их действия.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 ноября 2012 г. Регистрационный N 25847.
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1209 "О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям"
Технологическое присоединение к электрическим сетям посредством перераспределения максимальной мощности: установлена форма типового договора.
Установлена форма типового договора технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей, заключивших соглашение о перераспределении максимальной мощности с владельцами энергопринимающих устройств. Речь идет о тех, которые имеют на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, в отношении которых до 1 января 2009 г. осуществлено фактическое технологическое присоединение к электрическим сетям.
Данная типовая форма не используется лицами, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно, а также присоединенных к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети. Кроме того, она не предназначена для лиц, не внесших плату за технологическое присоединение либо внесших ее не в полном объеме.
В частности, в договоре указываются наименования энергопринимающих устройств, их характеристики, цель технологического присоединения. Должны быть установлены плата за технологическое присоединение и порядок расчетов. Сторонами определяются условия изменения, расторжения договора, а также порядок разрешения споров.
Утверждены технические условия для присоединения к электрическим сетям посредством перераспределения максимальной мощности.
Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2012 г. N 1183 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года"
ФЦП "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 гг. и на перспективу до 2020 г.": что изменилось?
Скорректирована ФЦП "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 гг. и на перспективу до 2020 г.". Изменения коснулись перечня мероприятий.
Подраздел о разработке технологий производства плотного топлива для реакторов на быстрых нейтронах изложен в новой редакции. Капвложения на 2012 г. более не предусматриваются. Средства перераспределены на 2013-2017 гг.
Также в новой редакции изложен раздел о строительстве, реконструкции и техперевооружении современной экспериментально-стендовой базы термоядерных исследований и разработок. Общий объем финансирования по нему снижен с 19 096,6 млн до 8 050,71 млн руб.
Кроме того, внесены изменения в перечень мероприятий по строительству, реконструкции и техперевооружению объектов экспериментально-стендовой, исследовательской базы.
Поправки коснулись строительства комплекса по производству плотного топлива для реакторов на быстрых нейтронах (ФГУП "ПО "Маяк", г. Озерск, Челябинская область), техперевооружения экспериментальной термоядерной установки токамак Т-15 (ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", Москва) и реконструкции ускорительного комплекса (г. Протвино, Московская область).
Транспорт и связь
Приказ Минитранса РФ от 25 июля 2012 г. N 264 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по принятию решений о временном прекращении погрузки и перевозки грузов и грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, с немедленным извещением об этом в установленном порядке Министерства транспорта Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования"
Упрощается процедура принятия решений о временном прекращении погрузки и перевозки грузов и грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях.
Росжелдор принимает решения о временном прекращении погрузки и перевозки грузов и грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях вследствие обстоятельств, сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, препятствующих перевозкам. Об этом немедленно извещаются Минтранс России и Правительство РФ, соответствующие перевозчики и владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Утвержден новый административный регламент, закрепляющий, как предоставляется эта услуга. Ранее речь шла об исполнении функции. Основные изменения сводятся к следующему.
Более подробно прописан порядок информирования. Необходимые сведения можно получить в т. ч. на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций). Прежде это не предусматривалось.
Значительно сокращен перечень документов, подаваемых заявителем. Требуются только обращение и заверенная копия договора перевозчика с владельцем инфраструктуры об оказании услуг по ее использованию (кроме случаев, когда перевозки осуществляются в пределах инфраструктуры перевозчика). Документы можно подать в электронной форме. Изменились требования к содержанию обращения. Приведен образец (прежде оно составлялось в произвольной форме). Ранее нужно было представлять в т. ч. свидетельства о госрегистрации в качестве юрлица (индивидуального предпринимателя), о постановке на учет в налоговом органе. Теперь Росжелдор сам запрашивает соответствующие сведения в рамках межведомственного взаимодействия. Заявитель вправе по своему усмотрению приложить копии этих документов.
Уточнены основания, при которых заявителю отказывают. В их числе - несоответствие обращения установленным требованиям. Наличие в нем искаженной информации либо исправлений, которые не позволяют однозначно толковать его содержание. Ранее были такие основания, как неправильное оформление документов, а также их непредставление по требованию должностного лица.
Закреплено, что максимальный срок ожидания заявителя в очереди не должен превышать 15 минут.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 ноября 2012 г. Регистрационный N 25891.
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 4 октября 2012 г. N 12-84/пз-н "Об утверждении Квалификационных требований и требований к профессиональному опыту лиц, указанных в части 2 статьи 6 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности", части 2 статьи 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах"
Клиринг и организованные торги: требования к ряду должностных лиц.
Законы о клиринге и клиринговой деятельности, а также об организованных торгах содержат требования к некоторым должностным лицам клиринговой организации и организатора торговли.
Речь идет о следующих сотрудниках. Это лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа. Руководитель филиала клиринговой организации, организатора торговли. Должностное лицо (руководитель отдельного структурного подразделения), ответственное за организацию системы управления рисками. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля). Руководитель структурного подразделения, созданного для осуществления клиринга, деятельности по проведению организованных торгов.
В частности, перечисленные лица должны соответствовать следующим квалификационным требованиям, которые установлены ФСФР России.
Во-первых, необходим квалификационный аттестат специалиста финансового рынка 2-го типа, выдаваемый аккредитованными ФСФР России организациями. Можно иметь и аттестат, полученный от Службы или Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Во-вторых, аттестат по соответствующей квалификации не должен быть аннулирован (если с даты аннулирования прошло менее 3 лет).
В-третьих, требуется высшее профобразование, подтвержденное документально.
Кроме того, перечислены требования к профессиональному опыту, которым также должны соответствовать упомянутые лица.
Следует отметить, что если клиринговая организация является кредитной, то названные требования применяются только к руководителю структурного подразделения, осуществляющего клиринг.
Приказ распространяется на организации, занимающиеся деятельностью по проведению организованных торгов, с 01.01.2013.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 ноября 2012 г. Регистрационный N 25892.
Приказ Минфина РФ от 18 сентября 2012 г. N 127н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3 марта 2011 г. N 26н"
Порядок ведения госреестра микрофинансовых организаций: что изменилось?
Скорректирован Порядок ведения госреестра микрофинансовых организаций.
Уточнено, что реестр ведет не Минфин России, а ФСФР России.
Установлено, что в заявлении о внесении сведений о юрлице в реестр указываются ФИО, место жительства и контактные телефоны заявителя.
Прикладывать к заявлению копии свидетельства о госрегистрации юрлица более не нужно.
Закреплено, что при включении юрлица в реестр ему присваивается 15-разрядный номер записи. Установлена его структура: 1-2 разряды - признак отнесения лица к организационно-правовой форме по ОКОПФ, 3-4 - 2 последние цифры года, 5-7 - кодовое обозначение федерального округа по ОКЭР, 8-9 - кодовое обозначение региона по ОКАТО, 10-15 - порядковый номер записи.
Закреплен перечень сведений, включаемых в реестр. Это порядковый и регистрационный номера записи, дата внесения данных, серия и номер выданного бланка свидетельства, ОГРН, полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени организации, дата исключения информации.
2 формы изложены в новой редакции. Это Сведения об учредителях (участниках) юрлица и Свидетельство о внесении информации об организации в реестр.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 ноября 2012 г. Регистрационный N 25875.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов (одобрено Советом директоров Банка России 1 ноября 2012 г.)
Денежно-кредитная политика 2013-2015 гг.: основные направления.
Приведены Основные направления единой денежно-кредитной госполитики на 2013-2015 гг.
Главная цель - снижение темпов прироста потребительских цен в 2013 г. до 5-6%, в 2014 и 2015 гг. - до 4-5%. По итогам 2012 г. инфляция может составить около 7%.
Рассматриваются 3 варианта проведения денежно-кредитной политики.
Первый - в 2013 г. среднегодовая цена на российскую нефть сорта "Юралс" на мировом рынке снизится до 73 долл. США за баррель. Сокращение ВВП при этом может составить 0,4%. Инвестиции в основной капитал могут упасть на 2,1%.
Второй - в 2013 г. цена на российскую нефть составит 97 долл. за баррель. ВВП при этом вырастет на 3,7%, инвестиции в основной капитал - на 7,2%.
Третий - цена на нефть сорта "Юралс" в 2013 г. повысится до 121 долл. за баррель. Прирост ВВП ожидается на уровне 4%, инвестиций в основной капитал - до 7,6%.
В 2014-2015 гг. увеличение объема ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 2-5%.
Основные задачи курсовой политики - дальнейшее сокращение прямого вмешательства ЦБ РФ в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса к 2015 г.
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Указ Президента РФ от 22 ноября 2012 г. N 1575 "Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации"
Урегулированы отдельные вопросы, касающиеся службы в ОВД.
Установлены квалификационные требования для сотрудников органов внутренних дел (ОВД), замещающих должности высшего начальствующего состава в МВД России, в ГФС России или в ФМС России, а также для лиц, претендующих на эти должности.
Данные требования касаются стажа, профессиональных знаний и навыков.
В частности, необходим стаж службы в ОВД не менее 6 лет или стаж (опыт) работы по специальности не менее 7 лет. Нужно уметь эффективно руководить подразделениями и подчиненными, оперативно принимать и реализовывать управленческие решения и т. д. В исключительных случаях по решению Президента РФ на эти должности могут назначить без соблюдения отдельных требований к стажу и навыкам.
Закреплено, как на сотрудника ОВД возлагается временное исполнение обязанностей по должности высшего начальствующего состава и как он освобождается от этого.
Так, на сотрудника могут возложить временное исполнение обязанностей по вакантной должности на срок не более 6 месяцев в текущем календарном году. По невакантной - не более 4 месяцев. Требуются письменные согласие сотрудника и разрешение Президента РФ.
Определено, как заключается новый служебный контракт с сотрудником, замещающим должность высшего начальствующего состава и достигшим предельного возраста пребывания на службе в ОВД. Соответствующее решение принимается Президентом РФ.
Установлено, как сотруднику ОВД присваивается очередное специальное звание досрочно или на 1 ступень выше, чем предусмотрено по замещаемой должности. Это мера поощрения за добросовестную службу, высокие результаты и успешное выполнение задач повышенной сложности. Она может применяться не более 2 раз за весь период службы в ОВД.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Указ Президента РФ от 21 ноября 2012 г. N 1563 "О классных чинах прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации"
Как прокурорским работникам присваиваются классные чины?
Определен порядок присвоения классных чинов прокурорским работникам, научным и педагогическим сотрудникам органов и учреждений прокуратуры России.
В системе прокуратуры России предусмотрены следующие классные чины. Это младший юрист, юрист 3, 2 и 1 класса, младший советник юстиции, советник юстиции, старший советник юстиции, государственный советник юстиции 3, 2 и 1 класса, действительный государственный советник юстиции.
К присвоению первоначального классного чина представляются сотрудники, прошедшие аттестацию и имеющие соответствующее образование, а также стаж работы в занимаемой должности не менее 6 месяцев.
Лица, назначенные на должность по окончании юридического факультета вуза, получают классный чин юриста 3 класса.
Классный чин государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса прокурорский работник может получить по истечении не менее 2 лет службы в предыдущем чине и не менее 1 года в занимаемой должности, по которой предусмотрено присвоение соответствующего классного чина.
Классные чины государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса (по представлению Генерального прокурора России), а также действительного государственного советника юстиции присваивает Президент РФ. Утвержден перечень должностей прокурорских работников, по которым они могут быть присвоены. Их всего 279.
Порядок присвоения классных чинов до старшего советника юстиции включительно и соответствующий перечень должностей утверждает Генеральный прокурор России.
Гражданин нашей страны может быть лишен классного чина прокурорского работника судом при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Запись о присвоении классного чина вносится в личное дело и трудовую книжку сотрудника.
Положение о классных чинах прокурорских работников России, утвержденное в 1997 г., утратило силу.
Указ вводится в действие со дня его подписания.
Указ Президента РФ от 13 ноября 2012 г. N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций"
К 2014 г. в России создадут комплексную систему экстренного оповещения населения о ЧС.
Правительству РФ поручено создать до 1 января 2014 г. комплексную систему экстренного оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций и их угрозе.
Она призвана обеспечить своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося в опасной зоне, сведений о ЧС, правилах поведения и способах защиты. Такое информирование должно осуществляться на всех уровнях (федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом).
Для оповещения населения будут использовать современные информационные технологии, электронные и печатные СМИ. Необходимо предусмотреть возможность сопряжения технических устройств, принимающих, обрабатывающих и передающих аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения о ЧС.
Существующие системы оповещения населения будут модернизированы и подготовлены к использованию в составе создаваемой комплексной системы.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2012 г. N 1179 "О внесении изменений в Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Положение о единой госсистеме предупреждения и ликвидации ЧС: что нового?
Внесены дополнения в положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Указано, что при введении режима повышенной готовности или ЧС в зависимости от факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности людей и требующих принятия допмер по защите населения и территорий от ЧС, устанавливается 1 из следующих уровней.
Объектовый уровень устанавливает руководитель организации. Местный - глава поселения, муниципального района, городского округа; должностные лица, определяемые законами Москвы и Санкт-Петербурга. Региональный (межмуниципальный) - высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа госвласти) субъекта Федерации. Федеральный - Правительство РФ. Особый - Президент РФ.
Перечисленные органы госвласти (должностные лица) могут определять руководителя работ по ликвидации ЧС и принимать допмеры по защите населения и территорий от ЧС.
Порядок реализации и отмены указанных допмер определяет МЧС России.
При отмене режима повышенной готовности или ЧС, а также устранении обстоятельств, послуживших основанием для установления уровня реагирования, соответствующий орган госвласти (должностное лицо) отменяет его.
Кроме того, из положения исключен перечень вопросов, по которым руководители работ по ликвидации ЧС в случае крайней необходимости могли самостоятельно принимать решения.
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Приказ Минсельхоза РФ от 31 октября 2012 г. N 571 "Об утверждении общего допустимого улова водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, а также в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях на 2013 год"
Общий допустимый улов водных биоресурсов в России на 2013 г.
Утвержден общий допустимый улов водных биоресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне нашей страны, в Азовском и Каспийском морях на 2013 г.
В частности, в Баренцевом море (Северный рыбохозяйственный бассейн) допустимый улов камчатского краба - 6 тыс. т, белухи - 200 штук. В Балтийском море (Западный рыбохозяйственный бассейн) можно добыть максимум 7,2 тыс. т трески, 1,13 тыс. т речной камбалы.
Допустимый улов русского осетра - 0,1 т в Черном море (Азово-Черноморский рыбохозяйственный бассейн) и 71,5 т в бассейне Каспийского моря (Волжско-Каспийский рыбохозяйственный бассейн).
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Решение Верховного Суда РФ от 16 октября 2012 г. N ГКПИ12-1250
Все ли основания для аннулирования разрешений на работу высококвалифицированных экспатов законны?
Оспаривались нормы, закрепляющие одно из оснований для аннулирования (отказа в продлении срока) разрешения на работу иностранному высококвалифицированному специалисту.
Таким основанием признается нарушение работодателем требования о том, что данный специалист должен получать зарплату в размере 2 млн руб. и более за период, не превышающий года.
ВС РФ счел эти нормы незаконными и разъяснил следующее.
С 01.07.2010 был введен особый порядок получения разрешений на работу для высококвалифицированных специалистов из числа иностранцев.
В Законе о правовом положении иностранцев были закреплены критерии, при соответствии которым лицо признается таким высококвалифицированным специалистом.
Это иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности.
При этом условия привлечения его к трудовой деятельности в России должны предполагать, что он получает зарплату (вознаграждение) в размере не менее 2 млн руб. из расчета за 1 год (365 календарных дней).
Как указал ВС РФ, из содержания закона следует, что размер зарплаты указанного специалиста должен быть не менее 2 млн руб. за 1 год.
Между тем оспариваемые нормы в части слов "за период, не превышающий одного года" приводят к неоднозначному пониманию периода, за который должно обеспечиваться получение специалистом зарплаты в указанном размере.
Кроме того, оспариваемые нормы закрепляют дополнительное основание для аннулирования выданного такому специалисту разрешения на работу, которое не предусмотрено законом.
Перечень указанных оснований для аннулирования напрямую закреплен в Законе о правовом положении иностранцев. В нем не поименован факт нарушения работодателем требования о том, что специалист должен получать зарплату в размере 2 млн руб. и более за период, не превышающий года.
С учетом этого оспариваемые нормы признаются недействующими.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Постановление Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2012 г. N 27-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 29.1 и пунктов 1 и 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки И.Ю. Фроловой"
Пенсионное обеспечение членов семьи судьи, умершего не из-за служебной деятельности, не проработано!
Оспаривались нормы, касающиеся пенсионного обеспечения членов семьи судьи (в т. ч. в отставке) в случае его гибели (смерти).
Речь идет о нетрудоспособных членах семьи, которые находились на иждивении судьи. Им выплачивается ежемесячное обеспечение без зачета пенсий, заработков, стипендий и других доходов.
Вместе с тем право на эти выплаты у них есть, только если гибель (смерть) судьи была связана с его служебной деятельностью.
В противном случае они могут претендовать лишь на пенсию по случаю потери кормильца.
КС РФ счел, что положения конституционны в той мере, в которой они требуют для подобных выплат наличие названой причинно-следственной связи.
Как пояснил КС РФ, такое требование связано с выполнением конституционно значимых функций, а следовательно, предопределено статусом судьи.
Между тем в ином аспекте нормы неконституционны.
Они являются таковыми в той мере, в которой не обеспечивают надлежащую соцзащиту указанным членам семьи, если судья умер (погиб) по причинам, не связанным со служебной деятельностью.
Нормы не гарантируют им пенсионное обеспечение в размере, который соотносился бы с утраченным доходом семьи в виде зарплаты (пожизненного содержания) судьи.
Более того, обеспечение не гарантируется им ни на таких условиях, ни на том уровне, который был бы, по крайней мере, не хуже предусмотренного для членов семей других граждан (т. е. осуществлявших трудовую или иную общественно полезную деятельность).
Дело в том, что пенсия по случаю потери кормильца напрямую зависит от взносов в ПФР, которые уплачивались за него в период работы (иной деятельности).
Между тем в отношении судей действует иной порядок. На их зарплату взносы не начисляются, а их расчетный пенсионный капитал формируется из бюджетных денег, выделенных ПФР.
В такой ситуации получается, что указанные члены семьи судьи, который умер (погиб) не из-за служебной деятельности, находятся в худшем положении, нежели члены семьи иного умершего кормильца.
Это нарушает конституционные принципы равенства и справедливости.
Законодатель обязан принять необходимые поправки.
Приказ Минюста РФ от 12 ноября 2012 г. N 206 "Об утверждении форм и сроков представления документов, связанных с участием адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
Бесплатная юридическая помощь: формы соглашения с адвокатской палатой и отчетов адвокатов о ее оказании.
В России существует государственная система бесплатной юридической помощи. Получить ее могут малоимущие граждане, инвалиды, ветераны ВОВ и некоторые другие лица. Оказывать бесплатную юридическую помощь могут и адвокаты. Для этого региональные власти заключают с адвокатской палатой субъекта Федерации соответствующее соглашение. Установлена его форма.
Соглашением предусмотрено составление графика приема граждан. Его вывешивают в помещениях уполномоченного регионального органа, адвокатской палаты, адвокатского бюро (коллегии, кабинета, юридической консультации), а также на их сайтах.
Бесплатная юрпомощь оказывается в формах устного и письменного консультирования, составления различных документов правового характера, представления интересов в суде и органах власти.
Адвокаты обязаны отчитываться перед палатой об оказании бесплатной юрпомощи. Установлена форма отчета. Он представляется ежеквартально. Первый такой отчет подается за 2012 г.
Адвокатская палата направляет в уполномоченный региональный орган сводный отчет об оказании адвокатами бесплатной юрпомощи. Утверждена его форма.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 ноября 2012 г. Регистрационный N 25911.