Версия от 29 сентября 2012 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Транспорт и связь
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Основы государственно-правового устройства
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 7 июня 2012 г. N 750 “Об утверждении административного регламента предоставления Министерством промышленности и торговли Российской Федерации государственной услуги по выдаче документа, подтверждающего длительность производственного цикла товаров (работ, услуг)”
НДС: как подтвердить длительность производственного цикла товара (работы, услуги)?
НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по НДС для изготовителей в случае получения ими оплаты (в т. ч. частичной) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), производственный цикл которых длится более 6 месяцев.
Такие изготовители обязаны представить в налоговый орган в т. ч. документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг). Установлен порядок его получения.
Указанный документ выдает Минпромторг России.
Изготовитель подает в Министерство заявление, в котором необходимо указать наименование товара (работы, услуги), код ОКП (ОКВЭД), свой юридический адрес, ИНН и ОКНО. Прилагается ряд документов. В частности, заверенная копия контракта (договора) с покупателем, подробное описание товара (работы, услуги), график производственного цикла, обоснование присвоения кода ОКП (ОКВЭД).
Изготовителям, работающим в сфере деятельности Минпромторга России, документ предоставляется в течение месяца, остальным - 40 дней со дня обращения в Министерство.
В выдаче документа отказывают, если длительность производственного цикла составляет менее 6 месяцев. Поводом также может стать отсутствие кода ОКП (ОКВЭД) товара (работы, услуги), заявленного налогоплательщиком-изготовителем, в постановлении Правительства РФ от 28 июля 2006 г. N 468.
Плата не взимается.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 сентября 2012 г. Регистрационный N 25509.
Письмо Федеральной налоговой службы от 19 сентября 2012 г. N ЕД-4-3/15572@ “О соблюдении участниками консолидированной группы налогоплательщиков условий подпункта 3 пункта 3 статьи 25.2 НК РФ”
О соблюдении условия о размере чистых активов организации-стороны договора о создании КГН.
Чистые активы организации-стороны договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков должны превышать ее уставный (складочный) капитал.
Размер активов рассчитывается на основании бухотчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дню представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) группы.
Разъяснено, что соблюдение условия по размеру активов проверяется на указанную отчетную дату.
Письмо Федеральной налоговой службы от 13 сентября 2012 г. N АС-4-3/15293@ “По вопросу обложения налогом на доходы физических лиц выходного пособия, выплачиваемого сотруднику организации при увольнении по соглашению сторон”
С "золотых парашютов" свыше 3 месячных зарплат уплачивается НДФЛ.
С 1 января 2012 г. вступили в силу поправки к НК РФ. Согласно им не облагаются НДФЛ компенсационные выплаты в связи с увольнением, только не превышающие в целом 3-кратный размер среднего месячного заработка (для Крайнего Севера и приравненных местностей - 6-кратный).
Речь идет о выходном пособии, среднем месячном заработке на период трудоустройства, компенсации руководителю, его заместителям и главбуху, производимых после указанной даты.
Новые положения применяются независимо от занимаемой должности работников организации.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2012 г. N 158 “О внесении изменений в разделы 1.1 и 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами”
Ряд озоноразрушающих веществ, а также содержащая их продукция пополнили перечень запрещенных к ввозу на территорию ТС и вывозу с таковой.
Внесены коррективы в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз странами ТС в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими государствами.
Так, к озоноразрушающим веществам, ограниченным к перемещению через границу ТС при ввозе и вывозе, теперь относятся только те, которые включены в группу I списка С.
Озоноразрушающие вещества, включенные в группы II и III списка С, группу I списка Е (а именно - бромистый метил), а также содержащая их продукция из списка D добавлены в перечень запрещенных к ввозу на территорию ТС и вывозу с таковой.
Решение вступает в силу с 1 января 2013 г.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2012 г. N 81 “О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении отдельных товаров”
Снижаются ставки ввозных пошлин на ряд компонентов для производства гражданских самолетов.
Понижаются до 0% ставки импортных пошлин на компоненты отдельных частей авиационных систем электроснабжения и освещения, систем управления самолетом, кондиционирования воздуха и др. Речь идет о трубках и шлангах из металла и пластмассы, клапанах, дисковых поворотных затворах, некоторых электродвигателях, выпрямителях, передающей аппаратуре.
В настоящее время ввоз этих компонентов облагается по ставкам от 10 до 20% от таможенной стоимости.
Для применения нулевой ставки необходимо будет подтвердить целевое назначение указанных товаров.
Нулевая ставка пошлина на отдельные ковочно-штамповочные гидравлические прессы и радиально-ковочные гидравлические машины будет действовать с 1 ноября по 31 декабря 2012 г. включительно. На трансформаторы с жидким диэлектриком мощностью 148 000 кВА - с 1 ноября 2012 г. по 31 октября 2014 г. включительно.
С 10 до 5% снижается ставка пошлины в отношении ряда инвенторов для гражданской авиации с определенными техническими параметрами. Последние должны быть подтверждены соответствующей записью в паспорте на оборудование.
С 15 до 5% уменьшена ставка пошлины на специальные автомобили для перемещения в самолет и из него кресел-каталог или носилок с пассажирами, не способными передвигаться самостоятельно.
Решение вступает в силу через 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 22 сентября 2012 г. N 954 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе"
С 1 октября повышаются ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.
Пересмотрены ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и некоторые нефтепродукты, экспортируемые за пределы стран ТС.
Так, ставка на нефть повышается с 393,8 до 418,9 долл. США. Льготная ставка увеличивается с 191,3 до 210,1 долл. США за тонну. При этом нефть плотностью при 20°С от 694,7 до 887,6 кг/куб. м с содержанием серы от 0,04 до 1,5 мас.% с Талаканского (Восточный блок), Западно-Аянского, Ярактинского, Марковского нефтегазоконденсатных, Алинского и Даниловского газонефтяных месторождений облагается пошлиной в общем порядке по ставке 418,9 долл. США.
Возросла и ставка на нефть плотностью при 20°С от 694,7 до 980 кг/куб. м с содержанием серы от 0,04 до 5 мас.% (с 39,3 до 41,8 долл. США за тонну).
Экспорт бензина с 1 октября 2012 г. будет облагаться по ставке 377 долл. США (вместо 354,4).
С 25,5 до 27,2 долл. США повышена ставка на тримеры и тетрамеры пропилена.
Увеличены ставки на легкие и средние дистилляты, газойли, жидкие топлива, масла, отработанные нефтепродукты, нефтяной вазелин, минеральные воски (за исключением озокерита, воска буроугольного или торфяного) и аналогичные продукты, нефтяные кокс и битум, прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород (кроме нефтяного кальцинированного кокса), бензол, толуол, ксилолы. Они составляют 276,4 долл. США, а не 259,9. В отношении приведенных исключений по-прежнему действует нулевая ставка пошлины.
Пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы при экспорте теперь облагаются пошлиной 172,5 долл. США (ранее - 76,2).
Постановление вступает в силу с 1 октября 2012 г.
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Письмо Правительства РФ от 2 августа 2012 г. N АД-П13-4450
Считаете необоснованной начальную цену дорогого госконтракта? Выскажите свое мнение на официальном сайте www.zakupki.gov.ru!
Минэкономразвития России разработан порядок общественного обсуждения крупных закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Речь идет о сделках, сумма которых превышает 1 млрд руб.
В обсуждении могут участвовать любые организации, физлица (в т. ч. ИП) и органы.
Первый этап обсуждения проходит на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Он стартует одновременно с размещением извещения о проведении торгов и заканчивается не позднее чем за 15 дней до окончания приема заявок на участие в них. Участники дискуссии должны зарегистрироваться на специальном форуме сайта. После этого они получают доступ к анкете, в которой могут оставить свои комментарии относительно целесообразности размещения заказа и соответствия документации о торгах требованиям законодательства. Также они вправе высказать свое мнение об обоснованности начальной (максимальной) цены контракта.
Комментарии проходят премодерацию, которая "отсеивает" жаргонизмы, ненормативную лексику и т. п. высказывания, не относящиеся к предмету общественного обсуждения.
Результаты первого этапа обсуждения оформляются промежуточным протоколом. Последний направляется заказчиком (уполномоченным органом) в ФАС России на проверку.
Второй этап проводится в виде очных открытых публичных слушаний не позднее, чем за 10 дней до окончания приема заявок на участие в торгах. Информация о дате, времени и месте слушаний публикуется заказчиком (уполномоченным органом) на официальном сайте. В них могут участвовать любые заинтересованные лица. По окончании оформляется итоговый протокол. В нем излагается решение скорректировать документацию о торгах с учетом результатов общественного обсуждения либо продолжить процедуру размещения заказа без внесения изменений.
Поступившие замечания и предложения, ответы заказчиков (уполномоченных органов) на них, промежуточный и итоговый протоколы общественного обсуждения размещаются в открытом доступе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Приказ Министерства антимонопольной службы от 20 июля 2012 г. N 490 “Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по контролю за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношение которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка”
Как ФАС России контролирует действия, совершаемые с участием или в отношении субъектов естественных монополий и в результате которых могут ущемляться интересы потребителей?
Закреплено, как ФАС России контролирует действия, совершаемые с участием или в отношении субъектов естественных монополий и в результате которых могут ущемляться интересы потребителей товара. Речь идет о товаре, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
Предметом госконтроля является соблюдение законодательства о естественных монополиях, а также антимонопольных норм при осуществлении указанных действий.
Узнать, как предоставляется госфункция, можно у сотрудников ФАС России по телефону, на личном приеме, официальном сайте этого органа, Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Исполнение госфункции включает в себя следующие административные процедуры. Представление ходатайства (уведомления) в антимонопольный орган, его рассмотрение и получение заинтересованными лицами результата.
Определены права и обязанности должностных лиц и лиц, в отношении которых проводится контроль.
Антимонопольный орган может принять решение об удовлетворении ходатайства (если установит, что заявленные действия не приведут к ущемлению интересов потребителей или к сдерживанию вышеуказанного перехода) либо об отказе в этом.
Срок исполнения госфункции - 30 дней.
Положительное решение антимонопольного органа действительно в течение года.
Решение направляется заявителю заказным письмом, вручается по его письменному заявлению или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 сентября 2012 г. Регистрационный N 25487.
Транспорт и связь
Приказ МВД РФ от 3 сентября 2012 г. N 837 “О внесении изменений в образец временного разрешения на право управления транспортным средством, утвержденный приказом МВД России от 1 августа 2002 г. N 720”
Скорректирована форма временного разрешения на право управления транспортным средством.
Внесены уточнения в образец временного разрешения на право управления транспортным средством.
На лицевой стороне исключено прямое указание на ГИБДД.
На обратную сторону, посвященную продлению срока действия временного разрешения, заносятся сведения о судье, должностном лице (должность). Как и прежде, указывается фамилия и ставится подпись.
Следует отметить, что летом 2012 г. в КоАП РФ были внесены поправки в части нарушений ПДД. Расширен перечень должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях от имени органов внутренних дел (полиции). В него включены начальники территориальных пунктов полиции и центров автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД, их заместители, старшие госинспектора безопасности дорожного движения, а также дорожного надзора.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 сентября 2012 г. Регистрационный N 25518.
Приказ Минтранса РФ от 9 июля 2012 г. N 209 "Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности"
Аккредитация юрлиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и ТС: регламент Росавтодора.
Утвержден Административный регламент Росавтодора по аккредитации юрлиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Речь идет о деятельности в сфере автотранспорта и дорожного хозяйства и на городском наземном электротранспорте.
За предоставление услуги отвечает Управление транспортной безопасности Агентства.
К заявлению установленной формы на получение (продление срока действия) свидетельства об аккредитации прилагаются копии учредительных документов, бухотчетности за последний завершенный отчетный период, организационно-распорядительные документы, регламентирующие обеспечение ограниченного доступа к сведениям о результатах оценки, сведения о кадровом составе и др.
Заявление на выдачу дубликата подается в свободной форме с указанием обстоятельств, повлекших утрату (порчу) свидетельства.
Решения по заявления принимаются в срок, не превышающий 30 дней.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 сентября 2012 г. Регистрационный N 25507.
Приказ Минтранса РФ от 31 июля 2012 г. N 285 "Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов"
Коммерческая пассажирская перевозка и перемещение опасных грузов: каким требованиям должно отвечать спутниковое оборудование?
Транспортные средства (ТС) категорий М и N, используемые для коммерческой перевозки пассажиров и перемещения опасных грузов соответственно, должны оснащаться аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Утверждены требования к таким средствам навигации.
Спутниковое оборудование позволяет определять географические координаты и параметры движения ТС (в частности, скорость и путевой угол). Эти сведения автоматически передаются в систему мониторинга. Также оно сообщает о ТС и обстоятельствах при ДТП. Обеспечивает двустороннее голосовое соединение с экстренными оперативными службами.
Указанное оборудование, установленное на ТС (абонентский терминал), подключается к аппаратно-программным навигационным комплексам. Последние взаимодействуют с автоматизированным центром контроля и надзора Ространснадзора.
Названные комплексы работают непрерывно и круглосуточно. Они хранят информацию, поступающую от абонентских терминалов, не менее 1 года. Гарантийный срок эксплуатации техсредств таких комплексов составляет 2 года, а средний срок службы - 6 лет. Система защита от несанкционированного доступа к обрабатываемым сведениям должна быть не ниже класса "1Г".
Приведены спецификации протоколов межсистемного взаимодействия, транспортного уровня и передачи мониторинговой информации.
Часть требований вступает в силу с 1 января 2013 г., остальные - с 1 июля 2013 г. и 1 января 2014 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 сентября 2012 г. Регистрационный N 25450.
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. N 952 “О внесении изменений в федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы"
Социально-экономическое развитие Курильских островов: уточнены показатели ФЦП.
Скорректирована ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы".
Так, изменены ожидаемые конечные результаты реализации программы. Планируется повысить натуральные показатели эффективности функционирования рыбопромышленного комплекса в 1,3, а не 2 раза, финансовые - в 2 раза (вместо 2,5). Производство электроэнергии предполагается увеличить на 23% (первоначально - 30%). Предусматривается рост обеспеченности населения дошкольными учреждениями на 26% (ранее - 30%), жильем - в 1,1 раза (прежде - 1,5 раза). Из перечня результатов исключено снижение стоимости электро- и теплоэнергии в 1,5 раза.
Сократился список целевых показателей реализации ФЦП. Теперь их 25 (ранее - 34). Исключены показатели состояния и динамики развития энергетической инфраструктуры и трудовых ресурсов.
Пересмотрена система целевых индикаторов программы.
Часть изменений обусловлена реформированием системы федеральных органов исполнительной власти. В числе госзаказчиков программы теперь фигурирует Минздрав России (ранее - Минздравсоцразвития России).
Приказ Минфина РФ от 29 июня 2012 г. N 94н “Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации”
Как зарегистрировать ККТ в ФНС России?
ФНС России регистрирует ККТ, используемую организациями и ИП. Утвержден новый Административный регламент предоставления данной госуслуги.
Обратиться в Службу могут юрлица и предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты, и (или) расчеты с использованием платежных карт, а также принимающие платежи физлиц через терминалы и банкоматы.
Для регистрации ККТ необходимо направить заявление, а также иные документы. Приведен их перечень. Форма заявления размещена на сайте ФНС России.
Документы можно направить по почте или в электронном виде через Единый портал госуслуг.
Срок их рассмотрения - 5 дней с даты представления заявления. ККТ подлежит осмотру и опломбированию. По итогам заявителю выдается карточка регистрации ККТ.
В случаях замены фискальной памяти или ее накопителя, смены адреса места установки ККТ или ЦТО проводится перерегистрация ККТ.
При снятии с регистрации ККТ составляется акт. В нем указываются показания контрольных и суммирующих денежных счетчиков. В паспорте, учетном талоне и книге учета проставляются отметки о снятии с учета.
Регламентированы состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур. Уделено внимание формам контроля за исполнением регламента, а также досудебному (внесудебному) порядку обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц.
Прежний Административный регламент утратил силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 сентября 2012 г. Регистрационный N 25479.
Основы государственно-правового устройства
Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2012 г. N 928 “О базовых государственных информационных ресурсах”
Базовые государственные информационные ресурсы и их реестр: формирование, актуализация и использование.
Утверждены требования к порядку формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг.
Названные ресурсы формируют уполномоченные федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов. Для этого в государственных информресурсах размещаются уникальные сведения об объекте либо о субъекте (физическом или юридическом лице), которые предназначены для использования при межведомственном информационном взаимодействии.
Уполномоченный орган обеспечивает, в частности, достоверность, актуальность и полноту эталонных сведений. Кроме того, они должны быть предоставлены по состоянию на любой день после 01.01.2013, указанный заинтересованным органом в межведомственном запросе, предшествующий его дате.
Перечислены меры, направленные на защиту информации, в т. ч. персональных данных. Среди таковых - фиксация фактов внесения изменений в эталонные сведения, а также получения доступа к ним.
Кроме того, утверждены правила формирования, актуализации и использования реестра базовых государственных информационных ресурсов.
Минэкономразвития России является уполномоченным органом по формированию, актуализации и использованию названного реестра, а также по утверждению его формы. Оператором ФГИС "Единая система нормативной справочной информации", обеспечивающей автоматизированные формирование, актуализацию и использование реестра, является Минкомсвязь России.
Названным ведомствам, а также органам исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, уполномоченным создавать эталонные сведения, дан ряд поручений.
С 1 января 2013 г. перечень базовых государственных информационных ресурсов, утвержденный в 2011 г., утрачивает силу.
Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 сентября 2012 г. “Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти"
Ротация федеральных госслужащих: методические рекомендации.
С 1 января 2013 г. вводится ротация кадров на государственной гражданской службе в федеральных органах исполнительной власти. Приведены методические рекомендации ее организации.
Под ротацией понимается предусмотренное служебным контрактом назначение госслужащего на иную должность в том же или в другом органе. При этом учитывается уровень квалификации, профобразование и стаж работы служащего.
Цель ротации - повышение эффективности гражданской службы и противодействие коррупции.
Ротация не является мерой поощрения (награждения) или видом дисциплинарного взыскания.
В перечень должностей, по которым она предусматривается, включаются все должности категории "руководители".
Должность, на которую гражданский служащий назначается в порядке ротации, замещается на срок от 3 до 5 лет. Конкретный период для каждой должности указывается в плане проведения ротации. При этом рекомендовано учитывать возможность возникновения коррупционных рисков, а также время, необходимое для профессиональной адаптации при назначении на новую должность.
Периоды временной нетрудоспособности гражданского служащего, нахождения его в ежегодном оплачиваемом отпуске, отпуске по беременности и родам учитываются в срок ротации.
Определен порядок разработки и утверждения плана проведения ротации.
Представитель нанимателя должен уведомить соответствующих сотрудников об изменении существенных условий служебного контракта в части включения их должностей в перечень.
Если госслужащий согласен с указанными изменениями, с ним заключается допсоглашение. В нем прописывается новый срок замещения должности. В противном случае сотруднику предлагают другую должность. При отказе от нее госслужащий может быть уволен.
Вакантная должность госслужбы, предусмотренная перечнем, замещается с учетом некоторых особенностей.
Кадровая служба должна ежегодно не позднее 1 февраля представлять руководителю госоргана отчет о проведении ротации в прошедшем календарном году.
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Приказ МВД РФ от 6 июля 2012 г. N 678 “Об утверждении Инструкции по организации защиты персональных данных, содержащихся в информационных системах органов внутренних дел Российской Федерации”
Защита персональных данных, содержащихся в информационных системах ОВД России: определен порядок.
Утверждена инструкция по организации защиты персональных данных, содержащихся в информационных системах ОВД России.
Для обеспечения их безопасности создается система защиты. Она должна обеспечивать конфиденциальность, целостность и доступность данных при их обработке. Названная система включает в себя организационные и технические меры, средства предотвращения несанкционированного доступа, утечки информации по техническим каналам и др.
Выбор и реализация методов и способов защиты информации осуществляются на основе модели угроз и в зависимости от класса информационных систем персональных данных. Классификация проводится подразделением-оператором. Для этого создается специальная комиссия.
Модели угроз разрабатываются для каждой информационной системы на этапе ее создания (модернизации).
Персональные данные обрабатываются только после создания системы защиты и ввода в эксплуатацию информационной системы.
Для сохранности информационных ресурсов проводится их резервное копирование на материальный носитель.
Для каждой информационной системы предусматривается ведение соответствующих журналов. Приведен их перечень.
Администратор безопасности регистрирует пользователей информационных систем. Их список утверждается приказом руководителя подразделения-оператора.
Закреплены обязанности должностных лиц ОВД России по защите персональных данных.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 сентября 2012 г. Регистрационный N 25488.
Приказ МВД РФ от 22 августа 2012 г. N 808 «О создании системы «горячей линии МВД России»
О нарушении закона сотрудниками ОВД можно сообщить по "телефону доверия".
В МВД России и его территориальных органах на региональном уровне создается "горячая линия" по приему сообщений о правонарушениях сотрудников ОВД. "Телефоны доверия" будут действовать также в Восточно-Сибирском и Забайкальском линейных и окружных управлениях МВД России на транспорте.
Определен порядок работы "горячей линии". Позвонить на "телефон доверия" можно круглосуточно. Он размещается в дежурной части. Все звонки автоматически регистрируются. Персональную ответственность за соблюдение законности при приеме, регистрации и разрешении поступающих сообщений несет начальник соответствующего органа внутренних дел.
Приведен список номеров "телефонов доверия". Их также можно будет найти на официальных интернет-сайтах органов внутренних дел. Кроме того, номера нанесут на полицейские машины, разместят их у входов в подразделения полиции, напечатают в СМИ.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 сентября 2012 г. Регистрационный N 25467.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. N 950 "Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека"
Правительство РФ определило, что считать моментом смерти человека и когда можно прекращать реанимацию.
Впервые на уровне Правительства РФ установлены правила определения момента смерти человека и прекращения реанимационных мероприятий. Ранее эти вопросы регулировались инструкциями Минздрава России.
В целом порядок констатации смерти не изменился. Моментом смерти человека признается момент смерти его мозга или его биологической смерти (необратимой гибели человека).
Диагноз смерти мозга устанавливает консилиум врачей медорганизации, в которой находится пациент. В его состав должны входить анестезиолог-реаниматолог и невролог (оба с опытом работы в отделении интенсивной терапии и реанимации не менее 5 лет). В состав консилиума нельзя включать специалистов, участвующих в изъятии и трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей. Порядок установления диагноза смерти мозга и его оформления должен определить Минздрав России.
Биологическую смерть устанавливают на основании наличия ранних и (или) поздних трупных изменений. Ее констатирует медработник (врач или фельдшер). Составляется соответствующий протокол. Утверждена его форма.
Реанимационные мероприятия прекращаются, если они абсолютно бесперспективны. А именно при констатации смерти человека на основании смерти головного мозга; неэффективности реанимации в течение 30 минут. Также реанимационные мероприятия останавливают при отсутствии у новорожденного сердцебиения по истечении 10 минут с начала их проведения в полном объеме (искусственная вентиляция легких, массаж сердца, введение лекарственных препаратов).
Реанимацию не проводят в следующих случаях. Это наличие признаков биологической смерти; состояние клинической смерти на фоне прогрессирования достоверно установленных неизлечимых заболеваний или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью.
Время прекращения реанимационных мероприятий и (или) констатации смерти обязательно вносится в медицинские документы умершего человека.
Приказ Министерства культуры РФ от 8 августа 2012 г. N 840 “Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством культуры Российской Федерации государственной функции по контролю и надзору за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия”
Кто и как следит за сохранением объектов культурного наследия страны?
На Минкультуры России и его территориальные органы возложены контроль и надзор за сохранением, использованием, популяризацией и госохраной объектов культурного наследия.
Регламентировано, как исполняется данная госфункция.
Прописана процедура проведения соответствующих проверок. Они бывают плановыми и внеплановыми, документарными и выездными.
Проверка длится не более 20 рабочих дней.
Общий срок проведения выездной проверки в отношении 1 малого предприятия не может превышать 50 ч, микропредприятия - 15 ч в год. В исключительных случаях продолжительность контрольного мероприятия может увеличиваться максимум на 20 рабочих дней, а для указанных субъектов - на 15 ч.
Ежегодные планы проверок согласовываются с прокуратурой и размещаются на официальном сайте Министерства.
Основанием для внеплановой проверки, в частности, может стать поступившая в ведомство информация о причинении вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России (об угрозе этого).
Закреплены права и обязанности участников проверки.
Если выявлены нарушения, одновременно с оформлением акта проверки выносится предписание об их устранении. Может возбуждаться административное производство. Предусмотрена возможность обжалования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 сентября 2012 г. Регистрационный N 25495.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2012 г. N ДЛ-150/08 “О сокращении объёмов и видов отчётности, представляемой общеобразовательными учреждениями”
Школы надо освободить от лишней отчетности.
Минобрнауки России проанализировало ситуацию с отчетностью, представляемой общеобразовательными школами. Ее объемы и виды ежегодно увеличиваются. Возросла и нагрузка на учителей.
В связи с этим Министерство обращает внимание, что закон обязывает школы представлять следующие сведения. Это ежегодный отчёт перед учредителем и общественностью о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также о результатах самооценки своей деятельности. Бухгалтерская и статистическая отчетность. Данные о реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и модернизации региональных систем общего образования. Кроме того, школы обязаны представлять информацию о своей деятельности в органы госстатистики, налоговые органы и иным лицам в соответствии с законодательством России и своим уставом.
Министерство считает недопустимым сбор со школ сведений о текущей и промежуточной аттестации обучающихся; запрос планов работ методических объединений, отчетов о работе учителей-предметников, данных по участникам, победителям и призерам различных олимпиад и конкурсов. Также не обоснованы согласование учебных планов и программ; сбор информации методическими службами.
Со своей стороны Министерство планирует отказаться от дублирующих запросов в адрес школ, а также унифицировать федеральные мониторинги.
Региональным органам управления в сфере образования даны рекомендации по сокращению запрашиваемой у школ отчетности. Так, сведения о реализации общеобразовательных программ можно найти на сайте школы. Там же следует размещать информацию о проведенных внеурочных и внешкольных мероприятиях, сделав ее общедоступной. Необходимо перейти на систему ведения журналов успеваемости в электронном виде. Все неправомерные запросы школам следует пересылать своему учредителю.
Для учителей должны быть установлены разумные сроки (не чаще 1 раза в полгода) подачи сведений о качестве работы в рамках введения новой системы оплаты труда.
Необходимо строго соблюдать периодичность проведения плановых проверок: госпожнадзор и госсанэпиднадзор - не чаще 1 раза в год, лицензирующий орган - максимум 1 раз в 2 года. При этом проверки госпожнадзора и госсанэпиднадзора целесообразно совместить с приемкой школ к новому учебному году.
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. N 1742-р
Концепция федеральной системы подготовки россиян к военной службе на период до 2020 г.: что нового?
Внесены коррективы в Концепцию федеральной системы подготовки граждан России к военной службе на период до 2020 г.
Так, уточнены основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции.
На II этапе (2011-2012 гг.) будет продолжено формирование федеральной системы, а не выполнение мероприятий по ее совершенствованию (о которых идет речь на III этапе (2013 - 2015 г)). По итогам его реализации планируется, в частности, включить нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений в государственные общеобразовательные стандарты; продолжить создавать в федеральных округах президентские кадетские корпуса.
В результате реализации III этапа к 2016 г. предполагается, в частности, создать единую систему учета подготовки призывных ресурсов (электронный паспорт призывника). Снизить количество граждан, не соответствующих по состоянию здоровья и уровню физического развития требованиям военной службы, до 25% (ранее - до 20%). Увеличить показатель годности к службе граждан, прибывших на призывные комиссии, на 10% (вместо 15%).
На IV этапе (2016-2020 гг.) хотят продолжить реформирование системы определения годности к военной службе и создать эффективную систему лечебно-оздоровительных мероприятий. Предполагаемые итоги его реализации остались прежними.
Кроме того, уточнено, что включает в себя решение задачи получения гражданами начальных знаний в области обороны и обучения по основам военной службы в объемах, необходимых для таковой, а также задачи по повышению качества подготовки по военно-учетным специальностям.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Обзор Постановлений Президиума ВАС РФ по актуальным вопросам частного права за август 2012 года (правовые позиции ВАС РФ)
Обзор судебной практики ВАС РФ по вопросам частного права за август 2012 г.
Обзор Постановлений Президиума ВАС РФ по актуальным вопросам частного права включает в себя выдержки из решений, опубликованных на официальном сайте ВАС РФ в августе 2012 г.
С кратким содержанием рассмотренных в обзоре Постановлений можно ознакомиться в аннотациях к соответствующим документам.
Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. N 1735-р “Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы»
Как планируется развивать судебную систему страны в 2013-2020 гг.?
Разработана концепция федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013-2020 гг.".
Напомним, что подобные программы были утверждены на 2002-2006 гг. и 2007-2012 гг. Проанализированы результаты их реализации.
Цели ФЦП - повысить качество отправления правосудия, усовершенствовать судебную защиту прав и законных интересов граждан и организаций.
Так, программа включает мероприятия по оснащению судов видео-конференц-связью, системами видеозаписи и трансляции судебных заседаний, аудио- и видеопротоколирования.
Целесообразно создание мобильных подвижных офисов арбитражных судей для проведения выездных заседаний в удаленных населенных пунктах.
Предстоит наладить электронное взаимодействие судов общей юрисдикции с информационными системами Генпрокуратуры РФ, МВД России, ФССП России, ФСИН России и др.
Предполагается ввести в действие 92 здания федеральных судов общей юрисдикции и управлений Судебного департамента при ВС РФ и 11 зданий арбитражных судов.
Для судебных приставов-исполнителей планируется построить 19 административных зданий и 7 гаражей. 2 объекта хотят реконструировать. Предполагается увеличить площадь служебных помещений в расчете на 1 госэксперта с 23 кв. м до 33 кв. м, на 1 федерального судью общей юрисдикции - со 145 до 160, арбитража - со 111,5 до 131,3.
Предусматривается создание федерального банка данных судебных экспертиз и экспертных организаций. Госучреждения будут оснащаться передвижными криминалистическими лабораториями, а также новым спецоборудованием, позволяющим проводить компьютерно-технические экспертизы и исследования по экстремистским делам.
Жильем планируется обеспечить до 700 судей и до 1500 работников аппаратов судов.
Программа финансируется исключительно за счет федерального бюджета. Общий объем средств по оптимистичному варианту составляет 113 241,96 млн руб., по реалистичному - 90 559,33 млн руб.
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2012 г. N 953 “Об утверждении Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства”
Участнику уголовного процесса угрожают: государство может его переселить.
Потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства гарантируется государственная защита их жизни, здоровья и (или) имущества. Одна из мер - переселение лица на другое место жительства. Установлено, как она реализуется.
Данная мера безопасности применяется ОВД, органами федеральной службы безопасности и таможни, госнаркоконтролем, а также командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием. Она финансируется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию соответствующей госпрограммы.
Между органом и защищаемым лицом заключается договор о взаимных обязательствах и ответственности. В нем прописывается перечень мероприятий, направленных на обеспечение безопасности лица и гарантирующих соблюдение его жилищных, имущественных, трудовых, пенсионных и иных прав. Гражданин, в свою очередь, обязуется соблюдать условия конфиденциальности договора и указанные в нем законные требования органа.
Возможные места жительства подбираются органом с учетом характера угрозы защищаемому лицу. С последним подписывается договор безвозмездного пользования жилым помещением.
При необходимости имущественные права лица по прежнему месту жительства защищаются по доверенности, выданной им представителю органа. Ранее занимаемое помещение государственного или муниципального фонда сохраняется за гражданином в течение всего периода применения меры безопасности. Расходы по этому помещению (в т. ч. оплата коммунальных услуг) несет орган. Лицу возмещаются затраты, связанные с переездом. Кроме того, в течение года ему предоставляется материальная помощь (в первые 3 месяца - по 4 прожиточных минимума, далее - по 2). Оказывается содействие в подборе места работы (службы) или учебы, аналогичного прежнему.
Защищаемому лицу заранее могут выдать новый паспорт (иные документы) с измененными сведениями о нем.