Версия от 31 декабря 2011 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Транспорт и связь
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Основы государственно-правового устройства
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Административные правонарушения, административная ответственность
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Приказ Федеральной налоговой службы от 6 декабря 2011 г. N ММВ-7-3/909@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-3/611@"
Если физлицо получает доходы, облагаемые по нескольким ставкам налога, налоговый агент представляет одну справку по форме 2-НДФЛ.
Скорректированы форма 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 20_ год", порядок ее заполнения, а также формат.
Гражданин от налогового агента может получить доходы, облагаемые по нескольким ставкам налога. Установлено, что в этом случае представляется одна справка. Ранее справки по каждому такому физлицу формировались отдельно по каждой ставке налога.
В заголовке раздела 3 приводится та ставка налога, в отношении которой он заполняется.
Если налоговый агент выплачивал физлицу в течение отчетного периода доходы, облагаемые по разным ставкам налога, то разделы 3-5 справки заполняются для каждой из таких ставок.
Например, если гражданин в течение налогового периода получал доходы, облагаемые по ставкам 13% и 9%, то названные разделы последовательно заполняются для ставки 13% и таким же образом для ставки 9%.
По доходам в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, в отношении одного кода дохода может быть указано несколько кодов вычета. В этом случае первый код вычета и его сумма отражаются напротив соответствующего кода дохода. Остальные коды и суммы вычетов приводятся в соответствующих графах строками ниже. Графы (поля) "месяц", "код дохода", "сумма дохода" напротив таких кодов и сумм вычетов не заполняются. Общая сумма вычетов, относящихся к этому доходу, не должна превышать сумму дохода. Это касается и доходов по операциям с ценными бумагами и с финансовыми инструментами срочных сделок, а также по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги.
В разделе 5 отражаются общие суммы дохода и налога по ставке, указанной в его заголовке.
Уточнен порядок заполнения справки в случае, когда нельзя удержать налог.
Определено, что если справка не может быть размещена на одной странице, то заполняется необходимое количество страниц. При этом они нумеруются, а поле "налоговый агент" заполняется на каждой из них.
Кроме того, внесены поправки в Справочник "Коды доходов".
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 декабря 2011 г. Регистрационный N 22685.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 октября 2011 г. N 1141н "О внесении изменений в приложения N 1, 2 и 4 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 декабря 2009 г. N 959н "О порядке регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей и лиц, приравненных к страхователям"
Упрощен порядок постановки на учет в ФСС РФ юрлиц по месту нахождения обособленных подразделений и граждан.
Скорректирован порядок регистрации и снятия с учета страхователей в территориальных органах ФСС РФ при соцстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Речь идет о постановке на учет юрлиц по месту нахождения их обособленных подразделений; физлиц, заключивших трудовой договор с работником; граждан, занимающихся частной практикой и добровольно вступивших в отношения по соцстрахованию.
Формы заявлений о регистрации (снятии с учета) установлены соответствующими административными регламентами ФСС РФ. Их можно подать в письменном или электронном виде. Сокращен перечень необходимых документов для регистрации юрлиц. Так, не нужно представлять материалы, подтверждающие создание обособленного подразделения, и извещение о регистрации самой организации в качестве страхователя. Надо подать в территориальный орган ФСС РФ лишь заявление и документы, подтверждающие наличие у обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета и начисление им выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц. Граждане подают вместе с заявлением трудовые книжки нанимаемых работников (трудовые договоры с ними), а также предъявляют паспорт. Занимающиеся частной практикой представляют лишь паспорт.
Для снятия с учета помимо заявления организации представляют документы о прекращении у обособленного подразделения полномочий по ведению отдельного баланса, расчетного счета или начислению выплат сотрудникам. Физлица подают материалы о прекращении действия трудового договора с последним из принятых работников.
Все остальное запрашивается межведомственно. При этом заявители (страхователи) вправе подать необходимые документы самостоятельно, но не обязаны это делать.
В случае изменения места нахождения обособленного подразделения (жительства) заявление о постановке на учет подается по месту регистрации в территориальном органе Фонда.
Граждане, занимающиеся частной практикой, вправе сняться с учета по собственной инициативе.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2011 г. Регистрационный N 22521.
Приказ Федеральной налоговой службы от 21 ноября 2011 г. N ММВ-7-3/892@ "Об утверждении формы Сведений о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов, о численности работников в штате организации и о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации"
Образование и медицина: какие сведения нужно представить, чтобы обосновать применение нулевой ставки налога на прибыль?
При соблюдении ряда условий организации, занимающиеся образовательной и (или) медицинской деятельностью, могут применять нулевую ставку налога на прибыль.
Так, в штате непрерывно в течение налогового периода должны состоять не менее 15 работников.
При этом медперсонал, имеющий сертификат специалиста, должен составлять не менее половины от общей численности сотрудников в соответствующей организации.
Кроме того, необходимо, чтобы доходы от указанной деятельности составляли минимум 90%.
Сведения о доле доходов и численности работников подаются организацией в инспекцию по месту своего нахождения в те же сроки, что и декларация по налогу на прибыль.
Утверждена форма для представления указанных сведений.
Приказ применяется начиная с представления декларации за налоговый период 2011 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2011 г. Регистрационный N 22525.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 сентября 2011 г. N 1054н "Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником"
ФСС России: как регистрируются и снимаются с учета страхователи-физлица, заключившие трудовой договор с работниками?
Регламентировано, как территориальные органы ФСС России регистрируют и снимают с учета страхователей-физлиц, с которыми работники заключили трудовой договор.
За оказанием услуги могут обратиться физлица, в том числе индивидуальные предприниматели, а также их представители. Последние должны иметь нотариально заверенную или приравненную к ней доверенность.
Физлица, заключившие трудовой договор с работниками, регистрируются в качестве страхователей в течение 5 рабочих дней с даты представления последнего из необходимых документов. Они снимаются с учета в течение 14 рабочих дней с момента подачи заявления об этом. При этом днем представления документов считается тот, когда они были переданы должностному лицу (при личном обращении) или поступили в ФСС России (при направлении их по почте или в электронном виде).
При смене места жительства страхователя его учетное дело передается в территориальный орган Фонда по новому адресу. Срок - 5 рабочих дней. Там лицо регистрируется в качестве страхователя в течение 5 рабочих дней с момента поступления дела.
Перечислены документы, предоставляемые в территориальный орган ФСС России для оказания услуги.
Установлены показатели ее доступности и качества. Среди них - удовлетворенность получателей услуги ее качеством, соблюдение сроков ее оказания, отсутствие обоснованных жалоб со стороны заявителей.
Уделено внимание формам контроля за исполнением регламента, а также досудебному (внесудебному) порядку обжалования решений и действий (бездействия) ФСС России и его должностных лиц.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 ноября 2011 г. Регистрационный N 22381.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 сентября 2011 г. N 1052н "Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений"
Как организации зарегистрироваться по месту нахождения ее обособленных подразделений в территориальном органе ФСС России?
Определены стандарт, сроки и последовательность действий территориальных органов ФСС России по регистрации и снятию с учета страхователей-юрлиц по месту нахождения их обособленных подразделений.
Результат предоставления госуслуги - выдача (направление) заявителю уведомления о регистрации в качестве страхователя, а также о размере страховых взносов на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; принятие решения и издание приказа о снятии с учета, сообщение об этом в территориальный орган по месту нахождения юрлица. В случае регистрации (снятия с учета) в связи с изменением места нахождения обособленного подразделения заявителю предоставляется уведомление о регистрации.
Организации регистрируются в качестве страхователей по месту нахождения их обособленных подразделений, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет и начисляют вознаграждение физлицам, а также снимаются с учета в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты получения последнего из необходимых для этого документов (сведений).
Услуга оказывается безвозмездно.
Кроме того, регламентированы требования к порядку выполнения административных процедур. Уделено внимание формам контроля за исполнением регламента, а также досудебному (внесудебному) порядку обжалования решений и действий (бездействия) органа государственного внебюджетного фонда и должностных лиц.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 ноября 2011 г. Регистрационный N 22382.
Приказ Федеральной налоговой службы от 16 декабря 2011 г. N ММВ-7-3/934@ "Об утверждении форм документов для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей"
Утверждены новые рекомендуемые формы документов для применения ЕСХН.
Это заявление о переходе на указанную систему налогообложения, сообщение об утрате права и уведомление об отказе ее применять, сообщения о несоответствии требованиям ЕСХН и невозможности рассмотрения заявления, информационное письмо.
Новые формы существенно не отличаются от прежних.
Установлено, что один экземпляр информационного письма и сообщения о невозможности рассмотрения заявления выдается налогоплательщику (пересылается по почте) или его уполномоченному представителю. Ранее также предусматривалась возможность его отправки в электронном виде по ТКС.
Письмо Федеральной налоговой службы от 20 декабря 2011 г. N ЕД-4-3/21748@ "О рекомендуемых формах документов для регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес"
Процессинговые центры, пункты приема ставок тотализатора и букмекерской конторы обложили налогом на игорный бизнес. Но как их зарегистрировать?
Каждый объект обложения налогом на игорный бизнес регистрируется в налоговом органе по месту его установки (открытия) не позднее чем за 2 дня до этого. Для этого необходимо соответствующее заявление налогоплательщика, налоговый орган же выдает свидетельство о регистрации.
С 1 января 2012 г. в перечень объектов налогообложения включены процессинговые центры, пункты приема ставок тотализатора и букмекерской конторы. Налогоплательщикам предлагается для их регистрации использовать заявление, форма которого приведена. Срок - до вступления в силу приказа Минфина России об утверждении соответствующих форм.
Дело в том, что в настоящее время используются документы, в которых поля для отражения информации, необходимой для регистрации названных объектов, отсутствуют.
Информационное письмо от 20 декабря 2011 г. "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за ноябрь 2011 года"
В ноябре ставка НДПИ возросла.
С 1 января 2007 г. ставка НДПИ в отношении нефти, составляющая 419 руб. за 1 т добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, умножается на коэффициенты, характеризующие динамику мировых цен на нефть (Кц) и степень выработанности конкретного участка недр (Кв).
Приведены данные для расчета НДПИ в отношении нефти за ноябрь 2011 г.
При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 110,80 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 30,8622 значение Кц определено как 11,3280 (в предыдущем налоговом периоде - 11,2579). Значение Кв устанавливается налогоплательщиком самостоятельно.
Таким образом, в связи с повышением цен на нефть ставка НДПИ по сравнению с предыдущим налоговым периодом увеличилась.
Данные, применяемые для расчета НДПИ за октябрь 2011 г., приведены в письме ФНС России от 21 ноября 2011 г. N ЕД-4-3/19377.
Банковская деятельность
Указание ЦБР от 12 декабря 2011 г. N 2748-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 1 апреля 2003 года N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации"
Вносятся изменения в порядок осуществления физлицами безналичных расчетов.
Они обусловлены принятием Закона о национальной платежной системе.
При осуществлении безналичных расчетов по текущим счетам граждане могут применять установленные законодательством соответствующие формы с учетом существующих особенностей. Ранее указывалось, что речь шла о расчетах платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, по инкассо.
Утратило силу положение, согласно которому физлицо для открытия текущего счета представляло паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, карточку с образцами подписей и оттиска печати формы 0401026 Общероссийского классификатора управленческой документации ОК 011-93 и др. Также не применяются правила, которые регламентировали порядок передачи одним физлицом другому права распоряжения деньгами, находящимися на его текущем счете, на основании доверенности.
Установлены особенности реализации расчетов платежными требованиями. Последние на списание средств со счета плательщика заполняются физлицом на бланках формы 0401061 по аналогии с бланками формы 0401071 инкассового поручения.
Указание подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России". Оно вступает в силу с 29 декабря 2011 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2011 г. Регистрационный N 22647.
Указание ЦБР от 9 декабря 2011 г. N 2742-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 12 ноября 2009 года N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации"
Кредитные организации составляют и представляют отчетность в ЦБР по обновленным формам!
Скорректированы формы отчетности кредитных организаций, а также правила их составления и представления в ЦБР. Ряд поправок обусловлен принятием Закона о национальной платежной системе, регулирующего в том числе порядок перевода электронных денег.
Установлен особый порядок представления отчетности небанковскими кредитными организациями, имеющими право осуществлять переводы денежных средств без открытия банковских счетов и связанные с ними иные банковские операции.
Уточнено понятие крупных кредитных организаций с широкой сетью подразделений. К ним относятся те, что имеют подразделения более чем в 80% субъектов Федерации и величину активов свыше 10 трлн руб. Такие организации подают отчетность в оговоренные для них сроки и порядке.
Изменения коснулись также следующих форм отчетности: 0409110 "Расшифровка отдельных показателей деятельности кредитной организации", 0409115 "Информация о качестве активов кредитной организации", 0409135 "Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации", 0409155 "Сведения о финансовых инструментах, отражаемых на внебалансовых счетах".
Кроме того, скорректированы формы 0409202 "Отчет о наличном денежном обороте", 0409316 "Сведения о жилищных кредитах", 0409401 "Отчет уполномоченного банка об иностранных операциях", 0409407 "Сведения о трансграничных переводах физических лиц", 0409813 "Сведения об обязательных нормативах (публикуемая форма)" и др.
Введены новые формы отчетности 0409410 "Сведения об активах и обязательствах уполномоченного банка по видам валют и странам" и 0409602 "Информация о лицах, которым поручено проведение идентификации".
Указание вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2011 г. Регистрационный N 22650.
Указание ЦБР от 12 декабря 2011 г. N 2749-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 3 октября 2002 года N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации"
Бесспорное списание денежных средств возможно только на основании инкассовых поручений.
Порядок осуществления безналичных расчетов приведен в соответствие с Законом о национальной платежной системе.
Так, под платежным требованием понимается расчетный документ, содержащий требование получателя средств, предъявляемое на основании договора с плательщиком, о списании банком денег с банковского счета плательщика с его согласия. Акцепт плательщика обязателен. Он может быть дан заранее.
Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. Исключена норма о том, что он должен быть не менее 5 рабочих дней.
Уточнено, что при недостаточности денежных средств на счете прием расчетных документов и списание осуществляются в соответствии с законодательством и договором.
Уточнен порядок расчетов по инкассо. Получатель средств (взыскатель) представляет в обслуживающий его банк платежные требования и инкассовые поручения при реестре переданных на инкассо расчетных документов формы 0401014.
В бесспорном порядке денежные средства списываются на основании инкассовых поручений. Как и ранее, они применяются при взыскании денег по исполнительным документам или в соответствии с законодательством (в том числе контролирующими органами). Названные расчетные документы используются также в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, если обслуживающему плательщика банку предоставлено право на списание средств с его счета.
Банки вправе открывать на имя каждого филиала по месту его нахождения корреспондентский субсчет в подразделении расчетной сети ЦБР. Это касается и филиалов, обслуживающихся в одном подразделении расчетной сети Банка России с головной кредитной организацией или другим ее филиалом.
Указание вступает в силу с 29 декабря 2011 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2011 г. Регистрационный N 22649.
Указание ЦБР от 31 октября 2011 г. N 2723-У "Об инсайдерской информации Банка России"
Какую информацию можно будет узнать о банках на сайте ЦБР с 1 января 2012 г.?
Установлен перечень инсайдерской информации, которая с 1 января 2012 г. будет размещаться на официальном сайте ЦБР.
В частности, можно будет узнать о госрегистрации выпуска (в том числе дополнительного) ценных бумаг банка/отказе в ней, признании его несостоявшимся, аннулировании его госрегистрации и приостановлении (возобновлении) эмиссии ценных бумаг.
Кроме того, доступными станут сведения об отзыве (аннулировании) у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, запретах на привлечение вкладов физлиц и на ведение их банковских счетов.
На сайте также разместят данные о проводимых в отношении банка проверках (место, вид и др.) и частично об их результатах. Не станет секретом и информация о привлечении юрлица и его руководителя к административной ответственности.
Определены кредитные организации, в отношении которых будут размещаться указанные сведения.
Указание вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 ноября 2011 г. Регистрационный N 22403.
Информация ЦБР от 23 декабря 2011 г.
Банк России снизил ставку рефинансирования с 8,25 до 8%.
На 0,25 процентных пункта снижена ставка рефинансирования Банка России. С 26 декабря 2011 г. она составляет 8%. Также понижаются ставки по отдельным операциям предоставления ликвидности на фиксированных условиях. При этом ставки по депозитным операциям на фиксированных условиях повышаются на 0,25 процентных пункта.
Так, ставки по сделке "валютный своп", кредиту "овернайт" равны 8% годовых.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 899 "О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом"
Вводится обязательное предварительное информирование в отношении товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза (ТС) автотранспортом.
Уполномоченные экономические операторы, перевозчики, таможенные представители или иные заинтересованные лица представляют данные в отношении этих товаров не менее чем за 2 часа до их ввоза.
Если товары предполагается поместить под процедуру таможенного транзита в месте прибытия, предварительные сведения представляются в информационную систему таможенных органов государства, в котором расположено место прибытия, в объеме, установленном для транзитной декларации. Перечислены необходимые данные. Указано, какая предварительная информация представляется в иных случаях.
Таможенные органы анализируют полученные сведения с использованием системы управления рисками. Срок - 2 часа с момента получения. Предварительная информация сопоставляется с транспортными (перевозочными), коммерческими и (или) иными документами. Выявленные расхождения учитываются при принятии решения о применении форм таможенного контроля.
Если сведения не представлены в предварительном порядке, то заинтересованное лицо в течение ближайших 2 часов должно направить необходимые данные в информационную систему таможенных органов государства, на территории которого расположено место прибытия.
Решение вступает в силу по истечении 180 дней с даты его официального опубликования. Исключение - нормы о поручениях руководителям таможенных служб и Министерствам иностранных дел государств-членов ТС. Они вступают в силу со дня опубликования решения.
Указ Президента РФ от 17 декабря 2011 г. N 1661 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль"
Утвержден новый список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль.
Он состоит из разделов и категорий такой продукции. Среди последних - специальные материалы и связанные с ними оборудование и снаряжение, электроника, взрывчатые материалы промышленного назначения, обработка материалов.
Приведены определения терминов, используемых в списке.
Установлено, что коды ТН ВЭД ТС, приведенные в названном перечне, при необходимости могут уточняться ФТС по согласованию со ФСТЭК России.
Прежний список утрачивает силу. Также это касается указов, которые вносили в него изменения.
Указ вступает в силу через 3 месяца со дня его официального опубликования.
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Приказ Федеральной налоговой службы от 21 ноября 2011 г. N ММВ-7-2/891@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 9 апреля 2008 г. N ММ-3-2/152@ "Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники"
Форма заявления о регистрации ККТ стала более подробной.
Утверждена новая форма заявления о регистрации ККТ.
Она представляется не только для регистрации ККТ, но и при снятии с нее, а также в случаях перерегистрации.
В заявлении дополнительно приводится информация об использовании ККТ в составе платежного терминала (банкомата), указываются номер последнего, а также учетный и индивидуальный номер марки-пломбы.
Кроме того, нужно отметить номер и год выпуска средства визуального контроля, используемого на ККТ; ИНН лица, осуществляющего техподдержку; код допуска для входа в режим налогового инспектора. Указываются наименование и ИНН того, кто предоставляет в пользование (аренду) помещение, в котором установлена ККТ, номер и дата заключения с ним договора.
Также обновлена форма карточки регистрации ККТ.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 декабря 2011 г. Регистрационный N 22578.
Транспорт и связь
Приказ Минфина РФ от 18 ноября 2011 г. N 155н "О порядке обеспечения бланками талонов технического осмотра и бланками международных сертификатов технического осмотра, а также учета, хранения, передачи и уничтожения таких бланков"
Как операторы получают бланки талонов, а также международных сертификатов техосмотра?
Установлено, как операторы техосмотра обеспечиваются бланками талонов, а также международных сертификатов техосмотра. Речь идет и о правилах учета, хранения, передачи и уничтожения таких бланков.
Так, бланки предоставляются на основании трехсторонних договоров между профессиональным объединением страховщиков, изготовителем и операторами техосмотра.
Количество бланков для каждого оператора техосмотра определяется профессиональным объединением страховщиков на основании заявок на обеспечение ими (образец приводится). При этом учитывается число транспортных средств, услуги по техосмотру которых может оказать оператор техосмотра за определенный промежуток времени (пропускная способность операторов техосмотра). Также во внимание принимается наличие у него остатков бланков и необходимого запаса, составляющего не более 5% от пропускной способности. В противном случае это может послужить основанием для отказа в утверждении заявки.
Оператор техосмотра, как правило, направляет заявку ежеквартально не позднее чем за 45 календарных дней до начала очередного квартала. Она утверждается профессиональным объединением страховщиков в течение 10 рабочих дней со дня ее представления, но не позднее чем за 30 календарных дней до начала очередного квартала.
Заявка на изготовление бланков (образец приводится) направляется профессиональным объединением страховщиков изготовителю не позднее чем за 30 календарных дней до начала очередного квартала. Заявка отзывается (ее исполнение приостанавливается) в случае аннулирования (приостановления действия) аттестата аккредитации оператора технического осмотра.
Приказ вступает в силу с 1 января 2012 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2011 г. Регистрационный N 22739.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 28 ноября 2011 г. N 697 "Об утверждении Правил аккредитации операторов технического осмотра"
Аккредитация операторов техосмотра: правила.
С 1 января 2012 г. проведение техосмотра передается частным организациям-операторам. Утверждены правила их аккредитации.
Для аккредитации организация подает в профессиональное объединение страховщиков, созданное в соответствии с Законом об ОСАГО, заявление о предоставлении аттестата с приложением определенных документов (перечень приводится).
Заявление регистрируется в течение рабочего дня, следующего за датой получения.
Пакет документов в течение 5 рабочих дней рассматривается на предмет полноты и соответствия установленным требованиям. Если все верно, то далее объединение страховщиков в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления проводит в отношении заявителя документарную проверку. По ее результатам принимается решение о предоставлении аттестата либо об отказе в этом. Срок - 3 рабочих дня.
Решение оформляется приказом, копия которого предоставляется заявителю в день его принятия под роспись или отправляется по почте с уведомлением о вручении.
Приказ вступает в силу с 1 января 2012 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2011 г. Регистрационный N 22736.
Постановление Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2011 г. N 29-П "По делу о проверке конституционности положения подпункта 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "Авиационная компания "Полет" и открытых акционерных обществ "Авиакомпания "Сибирь" и "Авиакомпания "ЮТэйр"
Авиаперевозка детей по льготным тарифам: кто возместит расходы авиакомпаниям?
Предметом проверки КС РФ стали нормы, предусматривающие применение льготных тарифов при авиаперевозке детей от 2 до 12 лет.
Таким детям предоставляются отдельные места. При этом, исходя из законодательства, скидка при их перевозке - 50% от нормального или специального тарифа.
Как указали заявители-авиакомпании, подобные нормы, по сути, возлагают на них социальные обязательства государства. Они лишают права получать плату за оказанные услуги в полном объеме без какой-либо компенсации затрат на подобную перевозку.
КС РФ воздержался от признания этих норм неконституционными, пояснив следующее.
Деятельность по оказанию услуг по воздушной перевозке пассажиров является социально необходимой и публично значимой.
С учетом этого федеральный законодатель был вправе предусмотреть дополнительные требования, в т. ч. дифференцировать условия предоставления перевозчиком соответствующих услуг в отношении определенных категорий потребителей.
Поэтому само по себе правило о перевозке названных детей по льготным тарифам не противоречит конституционным предписаниям.
Между тем в законодательстве нет четкого механизма, который позволял бы возмещать авиакомпаниям расходы на подобную перевозку.
Такая перевозка детей не называется в нормах льготой, что позволяло бы в итоге возместить расходы на нее за счет бюджетных средств.
Кроме того, затраты на нее конкретно не причисляются к числу расходов, которые перевозчик вправе включать в пассажирских тариф. Это в итоге влечет за собой неопределенность в вопросе о том, могут ли они компенсироваться таким образом.
Тем самым допускается, что перевозчик несет подобные расходы за свой счет.
В то же время выполнение коммерческими организациями обязанностей публичного характера за собственный счет не согласуется с основной целью их деятельности.
Отсутствие в правовом регулировании названного механизма порождает неопределенность, которую нельзя устранить конституционным толкованием оспариваемых норм.
Поэтому с федерального законодателя не снимается обязанность уточнить правовое регулирование с тем, чтобы обеспечить необходимый баланс публичных и частных интересов в этой сфере.
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Приказ Минфина РФ от 27 октября 2011 г. N 141н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по выдаче в установленном порядке разрешений на проведение всероссийских негосударственных лотерей"
Как получить разрешение на проведение всероссийских негосударственных лотерей?
Регламентировано, как ФНС России выдает разрешения на проведение всероссийских негосударственных лотерей.
За оказанием услуги могут обратиться российские юрлица. Для этого они подают заявление о предоставлении названного выше разрешения, составленное в произвольной форме. В нем указываются срок проведения лотереи и ее вид. Определен перечень документов, которые прилагаются к заявлению. Это, в частности, условия лотереи, нормативы распределения выручки от ее проведения (в процентах), макет лотерейного билета с описанием обязательных требований к нему (при необходимости - способов защиты от подделки) и нанесенных на него скрытых надписей, рисунков, знаков.
Документы представляются непосредственно в ФНС России или отправляются по почте. Срок их рассмотрения составляет 2 месяца с момента подачи. Заявителю направляется уведомление о выдаче разрешения (отказе в этом) в течение 3 дней со дня принятия решения. За предоставление разрешения взимается пошлина в размере 6 тыс. руб.
Перечислены обстоятельства, по которым может быть отказано в оказании услуги. Это предоставление недостоверных сведений, несоответствие документов требованиям закона, наличие у заявителя задолженности по налогам и сборам или возбуждение арбитражным судом в отношении него дела о банкротстве.
Регламентировано, как принимаются и регистрируются документы, проверяется их соответствие требованиям законодательства, выносятся решения, высылаются уведомления заявителю и выдаются разрешения.
Уделено внимание формам контроля за исполнением регламента, а также досудебному (внесудебному) порядку обжалования решений и действий (бездействия) ФНС России и ее должностных лиц.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 декабря 2011 г. Регистрационный N 22579.
Основы государственно-правового устройства
Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 г.
Глава государства обозначил первоочередные задачи на ближайшее время
Президент РФ обратился к Федеральному Собранию с ежегодным посланием.
Названы главные достижения, обозначены основные итоги работы. В частности, за 4 года в стране родились более 6 млн детей. Взят курс на модернизацию экономики. Наша страна принята в ВТО. Модернизированы Вооруженные Силы. Заключен новый российско-американский договор об СНВ.
Определены приоритеты на ближайшую перспективу.
Так, необходимо, чтобы руководители регионов избирались прямым голосованием. Нужно ввести упрощенный порядок регистрации партий. Предложение Президента - по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50% регионов страны. Следует отказаться от сбора подписей для участия в выборах в Государственную Думу РФ и в региональные законодательные органы. Сократить количество подписей, необходимых для участия в президентских выборах, до 300 тыс. А для кандидатов от непарламентских партий - до 100 тыс. Ввести пропорциональное представительство по 225 округам.
Будет внесен пакет законопроектов о децентрализации.
В ряде регионов начнется взимание налога на недвижимость взамен имущественных налогов.
Должна быть создана федеральная контрактная система.
Следует ввести контроль за крупными расходами лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и некоторые должности федеральной госслужбы. Ограничить сделки между государственными структурами и коммерческими организациями, в которых крупными акционерами (руководящими работниками) являются близкие родственники руководителей соответствующих государственных органов и компаний.
Важно принять дополнительные меры, чтобы стимулировать семейные формы устройства детей-сирот.
Один из ближайших шагов - создание системы самостоятельных экзаменационных комиссий, через которые будут проходить все кандидаты на должность судьи.
Стоит подумать об обязательном применении примирительных процедур при некоторых видах споров.
Нужно решить вопрос о создании общественного телевидения (возможно, на базе одного из существующих федеральных каналов).
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 90 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан В.Д. Власенко и Е.А. Власенко"
Выводы, сделанные судом в гражданском споре, - не препятствие для возбуждения и рассмотрения уголовного дела.
Оспаривались нормы о преюдиции в уголовном процессе.
Исходя из них, определенные обстоятельства признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.
Имеются в виду те обстоятельства, которые установлены вступившим в силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства.
КС РФ признал эти нормы конституционными и указал, что они имеют следующее значение.
Преюдиция действует во всех видах судопроизводства. Ее цель - обеспечить стабильность и общеобязательность судебного решения. Между тем она не абсолютна. Ее пределы обусловлены тем, что предметы доказывания (и задачи в целом) в разных видах судопроизводства не совпадают.
С учетом этого преюдициальный характер имеют фактические обстоятельства, установленные судом в гражданском деле, когда в уголовном судопроизводстве рассматривается вопрос о правах и обязанностях того лица, правовое положение которого уже определено ранее вынесенным судебным актом.
В уголовном судопроизводстве результатом межотраслевой преюдиции может быть принятие судом только определенных данных.
Это данные о наличии либо об отсутствии какого-либо деяния или события, установленного в порядке гражданского судопроизводства, но не его квалификация как противоправного.
Названные обстоятельства сами по себе не могут предопределять выводы суда о виновности обвиняемого по уголовному делу (которая устанавливается только на основе всей совокупности доказательств).
Применение преюдиции не может препятствовать рассмотрению уголовного дела на основе принципа презумпции невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления.
Его невиновность может быть опровергнута исключительно посредством процедур, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.
В результате гражданское дело в определенных случаях в дальнейшем может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам.
Если обстоятельства (которые не являлись основанием для разрешения гражданского дела по существу) имеют признаки состава преступления против правосудия, они должны быть проверены на всех стадиях уголовного судопроизводства.
В частности, вопрос о фальсификации доказательств как об уголовно наказуемом деянии может быть рассмотрен только в рамках уголовного судопроизводства.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2011 г. N 21 "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора"
Разъяснены вопросы, связанные с исполнением приговоров.
Подготовлены разъяснения по применению правил исполнения приговоров, в т. ч. по процедуре разрешения связанных с этим вопросов.
Подобные вопросы рассматриваются судом в открытом заседании.
Отмечены особенности, которые нужно учитывать, определяя момент вступления в силу некоторых судебных актов.
В частности, промежуточные судебные решения, которые не подлежат самостоятельному обжалованию в апелляционном (кассационном) порядке, вступают в силу и обращаются к исполнению немедленно.
Их законность и обоснованность могут быть проверены судом второй инстанции только одновременно с итоговым решением по делу.
Разобраны правила, которые должны применяться при замене некоторых наказаний одного вида на другой, при освобождении от наказания в связи с болезнью.
Так, при замене обязательных, исправительных работ или ограничения свободы ее лишением в срок отбывания последнего включаются время содержания под стражей, а также период самостоятельного следования осужденного в колонию-поселение.
Указано, как необходимо определять вид исправительного учреждения при замене наказания.
Подробно разобраны моменты, которые должны быть приняты во внимание при отмене условного осуждения.
Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней.
Указывается, что объявление розыска подобного осужденного не относится к числу вопросов, которые подлежат рассмотрению судом при исполнении приговора.
Выделены особенности, касающиеся правил применения нового уголовного закона, имеющего обратную силу.
Приведены примеры вопросов, которые суды могут разрешить дополнительно (в частности, о вещественных доказательствах, если суд не принял решение относительно них в приговоре).
Если суд удовлетворяет ходатайство осужденного о рассрочке уплаты штрафа, в решении должны указываться ее период и суммы ежемесячных выплат.
Признаются недействующими на российской территории разъяснения по схожим вопросам от 1964 г.
Административные правонарушения, административная ответственность
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 ноября 2011 г. N 71 "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях, и признании утратившим силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.06.2007 N 41 "О применении арбитражными судами статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в части регулирования сроков предъявления к исполнению постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях"
Актуализирован ряд разъяснений, касающихся правил рассмотрения арбитражными судами административных дел.
Подобная корректировка обусловлена значительным изменением законодательства с момента их подготовки.
Так, в частности, Закон о валютном регулировании от 1992 г. утратил силу. Вместо него действует аналогичный закон от 2003 г. Это же касается и Закона о госпошлине. Взамен с 2005 г. применяются соответствующие нормы НК РФ.
В связи с этим исключены некоторые разъяснения по применению прежних актов.
Часть редактуры коснулась подведомственности и подсудности дел арбитражным судам.
Уточнено, что данные суды рассматривают подведомственные им дела о соответствующих правонарушениях в т. ч. лиц, которые утратили статус предпринимателя после их совершения.
Согласно поправкам, внесенным в КоАП РФ, срок давности исполнения постановлений о назначении административного наказания был продлен с года до 2 лет.
Соответственно, судебный акт о привлечении к этой ответственности может быть исполнен в течение 2 лет (а не года как ранее).
Вместо Закона об исполнительном производстве от 1997 г. был введен аналогичный закон от 2007 г.
Согласно новым правилам исполнительный лист на основании акта арбитражного суда по административному делу не выдается, т. е. принудительное исполнение производится непосредственно на основании такого акта. Даны разъяснения по этому поводу.
Разобраны правила подготовки дел к разбирательству, направления судебных извещений.
Если речь идет правонарушении, связанном с деятельностью филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юрлица, извещение должно направляться по 2 этим адресам.
Рассмотрена возможность самостоятельного оспаривания решений, действий (бездействия) административных органов, принятых ими (допущенных) в рамках применения мер обеспечения производства по делу. Такое допускается только до вынесения ими постановления о привлечении лица к ответственности или до направления материалов по делу в суд.
Указаны правила, которые должны соблюдаться при назначении административных наказаний в виде штрафа, конфискации орудия совершения или предмета правонарушения, административного приостановления деятельности, дисквалификации.