14 ноября 2011

ГАРАНТ. Самые важные документы недели от 14 ноября 2011

ГАРАНТ. Самые важные документы недели от 07.11.2011
Горячие документы | Бизнес-справки | Информация Минфина | Аудио и видео | Форум юристов

ГАРАНТ исполняет
ваши желания!
Стартовала акция
"Максимальный результат без лишних затрат!"

 

Говорит ГАРАНТ!
Представляем новости
законодательства
в звуковом формате.
Самое важное за неделю

Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Стандартизация, сертификация, качество продукции
Тарифы и цены
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Транспорт и связь
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Бюджетная система
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Административные правонарушения, административная ответственность
Международные отношения

Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 902 “О порядке определения и официального опубликования коэффициентов-дефляторов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля”

Кто и как определяет коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля?
Установлены Правила определения и официального опубликования коэффициентов-дефляторов к ставке НДПИ при добыче угля.
Коэффициенты устанавливаются Минэкономразвития России ежеквартально на каждый следующий квартал по каждому виду угля (антрацит, коксующийся, бурый, прочий). Основание - данные об изменении цен производителей в среднем за квартал, предшествующий тому, на который определяются коэффициенты.
Министерство получает указанные данные от Росстата. Они представляются ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
Коэффициенты определяются расчетным способом в соответствии с методикой, которую утвердит Министерство. Оно должно сделать это в 2-месячный срок.
Информация о коэффициентах публикуется Министерством в "Российской газете" не позднее 1-го числа 2-го месяца квартала, на который определяются коэффициенты.

Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2011 г. № 875 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 г. № 795 и утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на никель нелегированный"

С 5 декабря ставка экспортной пошлины на нелегированный никель составит 2 117,8 долл. США за тонну.
С 5 декабря 2011 г. ставка таможенной пошлины на никель нелегированный (код ТН ВЭД ТС 7502 10 000 0), вывозимый из России за пределы Таможенного союза, устанавливается в размере 2 117,8 долл. США за 1 т. В настоящее время она равна 10% от таможенной стоимости.
Напомним, что с 28 мая 2011 г. экспортная пошлина на указанный товар определяется исходя из средней цены на него на Лондонской бирже металлов. Мониторинг цен ежеквартально проводит Минэкономразвития России. Ставка пошлины вводится в действие с 5-го числа 3-го календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга.
Постановление вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования.

Приказ Минсельхоза РФ от 26 августа 2011 г. № 282 "Об утверждении перечня подконтрольных товаров, подлежащих досмотру (осмотру) должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору"

Какие подконтрольные товары досматривают должностные лица Россельхознадзора?
Утвержден перечень подконтрольных товаров, подлежащих досмотру (осмотру) должностными лицами Россельхознадзора. В него вошли живые лошади, ослы, мулы, свиньи, крупный рогатый скот, овцы, козы, домашние птицы. Также это пшеница твердая и мягкая, рожь, ячмень, овес, соевые бобы, воск пчелиный, животные в составе передвижных цирков и зоопарков.
Речь идет и о мясе перечисленных животных, рыбе, яйцах (в скорлупе и без нее), губках натурального живого происхождения, конском волосе.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 октября 2011 г. Регистрационный № 22127.

Закупки для государственных и муниципальных нужд

Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 881 “О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования”

Начальные (максимальные) цены контрактов (лотов) на некоторое медицинское оборудование формируются по специальным правилам.
Утверждены правила, по которым формируются включаемые в документацию о торгах начальные (максимальные) цены контрактов (лотов) на отдельные виды медицинского оборудования.
В частности, под указанные правила подпадают аппараты ингаляционного наркоза, вентиляции легких, аэрозольтерапии, компенсации и лечения кислородной недостаточности. Приборы для исследования звуковых колебаний в органах человека. Рентгеновские медицинские диагностические аппараты. Инвалидные коляски. Эндоскопические, увеличительные, радиодиагностические приборы. Медицинские анализаторы состава и свойств биологических жидкостей. Радио-, рентгенотерапевтические и ультразвуковые приборы и аппараты. Аппараты и устройства для замещения функций органов и систем организма.
Правила обязательно применяются, если предполагаемая начальная (максимальная) цена превышает 0,5 млн руб. Ими можно руководствоваться, если указанная цена меньше, а также при поставке иных видов медицинского оборудования.
Установлен закрытый перечень источников информации о ценах. Во-первых, это предложения, полученные от производителей и (или) их уполномоченных представителей. Во-вторых, размещаемый в Интернете реестр государственных (муниципальных) контрактов.
Производителям направляются запросы о цене. На основе полученных предложений устанавливается начальная (максимальная) цена, равная средней стоимости оборудования либо не превышающая ее.
Информация из реестра контрактов используется, если от производителей и (или) их уполномоченных представителей нет ответа или получено только 1 предложение о цене. На основе сведений из реестра рассчитывается средняя цена единицы закупленного медицинского оборудования.

Стандартизация, сертификация, качество продукции

Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 303-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обеспечении единства измерений"

Унифицировано законодательство в области обеспечения единства измерений.
Цель поправок - привести ряд актов в соответствие с Законом об обеспечении единства измерений.
Так, внесены изменения в Законы о геодезии и картографии, газоснабжении, связи, железнодорожном транспорте, гидрометеорологической службе, об отходах производства и потребления, в ТК РФ и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ.
Уточнена терминология.
Исключены положения о проведении метрологического контроля (надзора). Вместо этого применяется понятие системы обеспечения единства измерений.
Упоминаемые правила метрологии и сертификации заменены на правила оценки соответствия продукции.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Тарифы и цены

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 2011 г. № ВАС-11752/11

Регулирование цен на продукты детского питания - законное право регионов?
Оспаривались нормы, на основании которых регионы вправе устанавливать торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).
ВАС РФ не нашел оснований для признания этих положений недействующими и пояснил следующее.
Акт, нормы которого оспариваются, был принят Правительством РФ в соответствии с законодательством, которое действовало на тот момент (в 1995 г.).
Такой акт предоставил регионам право вводить госрегулирование торговых надбавок к ценам, в т. ч. на продукты детского питания.
Это было сделано с целью обеспечить госгарантии по предоставлению беременным женщинам, кормящим матерям и детям возможности приобрести продукты питания по приемлемым ценам.
В соответствии с Основами законодательства об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) государство гарантировало перечисленным категориям лиц полноценное питание, включая обеспечение их продуктами (при необходимости) через спецпункты по заключению врачей.
Позже в законодательство были внесены изменения, согласно которым порядок обеспечения таким полноценным питанием устанавливается региональным законодательством.
С 01.02.2010 вступил в силу Закон об основах госрегулирования торговой деятельности. Он предусматривает, что цены на продаваемые товары хозсубъекты определяют сами.
Исключение - случаи, предусмотренные названным и иными федеральными законами.
Таким образом, порядок госрегулирования цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них должен регулироваться федеральным законом. Пока он не принят.
В то же время Закон об основах госрегулирования торговой деятельности не имеет обратной силы. Он применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
С учетом этого акт (нормы которого оспариваются), изданный до принятия указанного закона, продолжает действовать.
Он является действующим впредь до принятия соответствующих федеральных законов.

Промышленность, топливно-энергетический комплекс

Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2011 г. № 877 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке”

Если фактический объем потребления электроэнергии отклонился от договорного, штрафовать не будут.
Расширен перечень информации, раскрываемой гарантирующими поставщиками электроэнергии.
В частности, с 1 декабря 2011 г. они должны сообщать количество фактического пикового потребления мощности отдельно на оптовом и розничном рынках; средневзвешенную нерегулируемую цену на электроэнергию (мощность), используемую для расчета предельного уровня нерегулируемых цен по 1 ценовой категории; объемы мощности и электроэнергии, приобретенных по регулируемым договорам, за каждый месяц; объем покупки электроэнергии у гарантирующего поставщика для целей компенсации потерь в сетях.
Эти сведения размещаются на официальных сайтах соответствующих гарантирующих поставщиков ежемесячно в течение 25 календарных дней с даты окончания расчетного периода.
Часть изменений касается потребителей с присоединенной мощностью энергопринимающих устройств до 750 кВА включительно, не выбравших для расчетов с гарантирующим поставщиком 5 и 6 ценовые категории.
Теперь они не должны компенсировать стоимость отклонений фактического объема потребления электроэнергии от договорного. Оплата производится исходя из показаний прибора учета за соответствующий период.
С 1 апреля 2012 г. отменяется деление потребителей (для которых цена мощности включена в стоимость электроэнергии) на группы в зависимости от объема и постоянства потребления. С этой даты организации будут оплачивать электроэнергию не с учетом графика ее потребления (чем неравномернее - тем дороже), а по средневзвешенной стоимости.
Кроме того, с 1 апреля 2012 г. стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электроэнергии рассчитывается с применением значения 0,002824 (вместо коэффициента оплаты мощности, соответствующего диапазону числа часов ее использования).
Запрещено вносить в конечную розничную цену стоимость электроэнергии, приобретенной сбытами по прямым договорам, если цена по ним оказалась выше, чем на оптовом рынке.
Отменен механизм сальдирования мощности, в результате которого энергосбыты могли продавать в рознице больше мощности, чем реально приобретали на оптовом рынке.

Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 29 июня 2011 г. № 13н “Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации”

Федеральные специальные марки на алкогольную продукцию выдаются в течение 29 рабочих дней.
Установлен новый порядок выдачи Росалкогольрегулированием федеральных специальных марок для нанесения на производимую в России алкогольную продукцию крепостью более 9%.
Организация для получения марок представляет в территориальный орган Службы следующие документы. Это заявление (в бумажном виде и через ЕГАИС), справка об отсутствии налоговой задолженности, отчет об использовании ранее выданных марок, копия лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции. Также требуются копии сертификатов соответствия технических средств фиксации информации об объеме производства и оборота продукции; документ о правомерности использования товарного знака и обязательство о применении марок по назначению (включая документ об обеспечении этого обязательства). Установлены новые формы заявления, отчета и обязательства.
Документы подаются в территориальный орган Росалкогольрегулирования по месту нахождения заявителя либо его обособленного подразделения (если оно располагается в другом федеральном округе, нежели головная организация). Количество запрашиваемых марок (с учетом их остатка) не должно превышать объем продукции, который заявитель может произвести в течение срока исполнения обязательства о применении марок исходя из мощности, указанной в Государственном реестре лицензий.
Марки можно получить при условии их предварительной оплаты. Срок выдачи - не более 29 рабочих дней с момента регистрации поступивших документов. На устранение выявленных в них недостатков дается 4 рабочих дня. Если это не сделано, заявителю направляется справка о недостатках и возвращаются поданные документы.
Решение об изготовлении марок принимает центральный аппарат Службы. Заявление о выдаче марок направляется в Гознак. Последний пересылает напечатанные марки в территориальный орган Службы. Заявителя уведомляют об изготовлении марок. Их должны выдать ему не позже 3 рабочих дней после поступления.
Регламентирован порядок уничтожения неиспользованных или поврежденных марок.
С правилами выдачи марок можно ознакомиться в территориальных органах Службы или на ее сайте.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 октября 2011 г. Регистрационный № 22131.

Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя

Распоряжение Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 1933-р

Расширен список жизненно необходимых и важнейших лекарств, цены на которые регулируются государством.
Дополнен перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2011 г.
В него включены следующие лекарства из группы фторхинолонов. Это гатифлоксацин (таблетки в пленочной оболочке), ломефлоксацин (таблетки в оболочке, в том числе пленочной), моксифлоксацин (раствор для инфузий и таблетки в оболочке, в том числе пленочной), спарфлоксацин (таблетки в оболочке). Они относятся к противомикробным бактерицидным препаратам широкого спектра действия.
Также в список внесен еще 1 противотуберкулезный препарат - теризидон (капсулы).
Следует отметить, что в перечень жизненно необходимых и важнейших включаются лекарства, обеспечивающие профилактику и лечение наиболее распространенных заболеваний. Цены на эти препараты подлежат госрегулированию. Отпускные цены производителей на них регистрируются и вносятся в специальный реестр. Региональные власти устанавливают предельные размеры оптовых и розничных надбавок к указанным ценам.

Транспорт и связь

Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 305-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства”

Российские судостроение и судоходство: меры по поддержке.
Цель поправок - поддержать отечественные судостроение и судоходство.
Уточнено, какие суда могут регистрироваться в Российском международном реестре судов (РМРС). К ним относятся те, которые используются не только для грузо-пассажирских перевозок, но и для буксировки (в т. ч. в каботаже), а также для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, гидротехнических и подводно-технических работ. Кроме того, это самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт и несамоходные вместимостью более 80, построенные российскими организациями после 1 января 2010 г. и применяемые в торговом мореплавании.
В РМРС запрещено регистрировать суда из иностранных реестров, возраст которых превышает 15 лет.
В 2012-2027 гг. не будут взиматься страховые взносы в ПФР, ФСС и ФФОМС с выплат за выполнение трудовых обязанностей членам экипажей судов, зарегистрированных в РМРС.
С вышеуказанными лицами теперь заключаются срочные трудовые договоры.
От НДС освобождены услуги по классификации и освидетельствованию судов.
По нулевой ставке НДС облагаются работы (услуги) по перевозке (транспортировке) ввозимых (вывозимых) товаров морскими и смешанными судами на основании договоров временного фрахтования (тайм-чартер).
К доходам от источников в России отнесены выплаты за выполнение трудовых обязанностей, получаемые членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом нашей страны. Они облагаются НДФЛ по ставке 13% независимо от налогового статуса лица.
При налогообложении прибыли не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации (в т. ч. аренды) и реализации судов, построенных на российских судоверфях после 1 января 2010 г. и зарегистрированных в РМРС.
К амортизируемому имуществу отнесены суда в период их нахождения в РМРС.
От налогообложения освобождены имущество и земельные участки резидента промышленно-производственных ОЭЗ, необходимые для строительства и ремонта судов. Льгота действует 10 лет с момента получения статуса резидента.
К основным функциям Внешэкономбанка отнесена гарантийная поддержка судостроительных организаций-резидентов промышленно-производственных ОЭЗ.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 912 “О размере платы за аккредитацию в сфере технического осмотра”

Техосмотр: сколько стоит аттестат аккредитации и его переоформление?
За аккредитацию в сфере техосмотра взимается плата. Определен ее размер.
Так, за рассмотрение заявления о предоставлении аттестата аккредитации и принятие решения о его выдаче придется заплатить 20 тыс. руб. Чтобы рассмотрели заявление о переоформлении аттестата и вынесли соответствующее решение, нужно готовить 15 тыс. руб. (в связи с расширением области аккредитации) либо 10 тыс. руб. (увеличение количества пунктов техосмотра у оператора техосмотра).
Кроме того, к обозначенным суммам приплюсовывается 10 тыс. руб. за каждый пункт техосмотра, который указан в заявлении.
15 тыс. руб. - плата за ежегодное подтверждение соответствия требованиям аккредитации. Не забываем про 10 тыс. руб. за каждый пункт техосмотра.
Постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.

Иные вопросы хозяйственной деятельности

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 октября 2011 г. № ВАС-9161/11

Подтверждена законность ликвидации игорной зоны "Азов-Сити".
ВАС РФ счел законным акт, на основании которого была ликвидирована игорная зона "Азов-Сити".
Она была ранее создана на территории Азовского района Ростовской области.
ВАС РФ отклонил доводы инвестора о том, что данная ликвидация нарушила его законные интересы, и указал следующее.
Из положений Закона о госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр следует, что подобная деятельность допускается только на предназначенных для этого территориях - игорных зонах.
Изначально закон предусматривал создание 4 игорных зон на следующих территориях: Алтайский, Приморский край, Калининградская область, Краснодарский край и Ростовская область (одна зона на 2 названных субъекта Российской Федерации).
Между тем впоследствии в эти положения закона были внесены изменения.
Согласно этим поправкам Ростовская область была исключена из перечня регионов, на территориях которых могут быть созданы игорные зоны.
Кроме того, был исключен ранее предусмотренный запрет принимать решение о ликвидации игорной зоны до истечения 10 лет с момента ее создания.
С целью реализации данных законодательных поправок и был принят оспариваемый акт, которым была ликвидирована названная игорная зона в Ростовской области.
Довод о том, что указанные изменения закона не должны распространяться на ранее возникшие правоотношения по созданию указанной игорной зоны, не принимается во внимание.
Подобный аргумент несостоятелен, поскольку деятельность по организации и проведению азартных игр на территории, которая не отнесена законом к игорной зоне, является незаконной.

Бюджетная система

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. № 301-Ф3 “О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и признании утратившими силу отдельных положений статьи 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"

За счет чего сократят расходы федерального бюджета на ближайшие 3 года?
Решено приостановить действие отдельных положений законодательных актов России в связи с Законом о федеральном бюджете на 2012-2014 гг.
Срок приостановления - до 1 января 2015 г. Оно касается Закона о базовой стоимости необходимого соцнабора (ранее не действовал до 1 января 2012 г.). Речь идет и о некоторых положениях еще 2 законов: об объектах культурного наследия, о физкультуре и спорте.
В первом случае не будет применяться положение о передаче регионам полномочий в области сохранения, использования и популяризации федеральных объектов культурного наследия (ранее не действовало до 1 января 2014 г.).
Также продлен срок, в течение которого владельцам памятников истории и культуры федерального значения не выплачиваются компенсации за работы по их сохранению. Ранее соответствующее положение не действовало до 1 января 2012 г.
Во втором случае приостановлена передача регионам полномочий по оформлению и ведению спортивных паспортов. Ранее соответствующие нормы не применялись до 1 января 2014 г.
Закон вступает в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. № 302-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"

Вероятно, бюджет текущего года будет бездефицитным.
Скорректирован Закон о федеральном бюджете на 2011-2013 гг.
Прогнозируемый объем ВВП 2011 г. увеличен с 53 274 до 53 332 млрд руб. Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета при этом повышен с 10 303 412 278 до 11 121 358 590 тыс. руб., общий объем расходов - с 11 022 477 366,9 до 11 121 358 590 тыс. руб.
Указанное увеличение общего объема поступлений (примерно 818 млрд) должно быть достигнуто за счет дополнительных 248,8 млрд нефтегазовых доходов и 569,2 млрд ненефтегазовых.
Ожидается, что за счет роста общего объема поступлений бюджет станет бездефицитным и фактически увеличится на 98,9 млрд.
Поправки вступают в силу со дня их официального опубликования.

Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 297-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"

Закон о прокуратуре: новые полномочия Правительства РФ.
Скорректирован Закон о прокуратуре.
Если у работника есть заболевание, препятствующее исполнению им служебных обязанностей, продлевать срок его нахождения на службе нельзя. Условие - наличие соответствующего медзаключения, выданного в порядке, определяемом Правительством РФ.
Одновременно законом предусмотрено, что лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на такой службе, если оно имеет заболевание, которое согласно медзаключению препятствует исполнению им служебных обязанностей. Однако в данном случае порядок выдачи заключения не урегулирован. В связи с этим поправки наделяют соответствующими полномочиями Правительство РФ.
Также оно установит перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, порядок медосвидетельствования на предмет их наличия (отсутствия), форму соответствующего заключения.
Кроме того, согласно поправкам Правительство РФ установит форму медзаключения об отсутствии противопоказаний для прохождения службы в местности с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями с учетом состояния здоровья прокурорского работника.
Поправки вступают в силу по истечении 90 дней после даты их официального опубликования.

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. № 298-ФЗ “О внесении изменения в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"

Соцгарантии для сотрудников УИС сохранены!
Законом о милиции предусматривалось возмещение ее сотрудникам (членам их семей) ущерба в случае получения увечья или гибели (смерти) при исполнении долга. Эта норма распространялась и на работников УИС.
С 1 марта 2011 г. вступил в силу Закон о полиции. Это повлекло отмену указанных социальных гарантий для сотрудников УИС.
В связи с этим внесены поправки в Закон об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Цель - сохранить ранее установленные для сотрудников УИС гарантии.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2011 г.

Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 октября 2011 г. № ВАС-6779/11

Предоставление в пользование участков недр: на стадии аукционов экологическая экспертиза не требуется.
Предметом проверки стал акт о проведении аукциона на право пользования одним из участков недр федерального значения.
Речь идет об участке, расположенном в акватории Черного моря. Цель пользования - для геологического изучения недр, разведки и добычи строительных песков.
ВАС РФ отклонил доводы о том, что этот акт противоречит законодательству, и разъяснил следующее.
Заявитель ссылался на то, что перед принятием оспариваемого акта требовалось провести государственную экологическую экспертизу (с целью оценки прогнозируемых последствий его реализации).
Между тем, как пояснил ВАС РФ, перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня установлен Законом об экспертизе.
Последний предусматривает, что таковыми являются объекты экспертизы, закрепленные в Законе о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне.
В частности, ее проводят в отношении документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.
Между тем, исходя из Закона о недрах, акты о проведении аукционов на право пользования участками недр, об утверждении их порядка не касаются вопросов планируемой хозяйственной или иной деятельности.
Таким образом, подобные акты не являются объектом государственной экологической экспертизы. Законодательством не установлена необходимость выполнять ее на стадии подготовки и проведения аукциона.
В то же время, как подчеркнул ВАС РФ, в силу Закона о недрах с момента госрегистрации лицензии на пользование участком недр у их пользователя возникают определенные обязанности. В их числе - необходимость направлять на названную экспертизу документацию, обосновывающую намечаемую им хозяйственную или иную деятельность.
Таким образом, после регистрации лицензии на пользование участком недр его пользователь обязан согласовывать проектную документацию разработки месторождений полезных ископаемых (в т. ч. в части проведения подобной экспертизы).

Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. № 299-ФЗ “О внесении изменений в статью 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Общественные объединения инвалидов могут рассчитывать на поддержку муниципальных органов.
Органы местного самоуправления наделяются правом поддерживать общественные объединения инвалидов за счет средств местных бюджетов.
Эти органы привлекают полномочных представителей таких объединений для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Ранее в указанных целях это делали только федеральные и региональные органы исполнительной власти, организации.

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. № 300-ФЗ “О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

В ФСС РФ нужно будет сообщать о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных медосмотрах.
Поправки касаются обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Страхователь обязан сообщать ФСС РФ в том числе сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных медосмотрах. Правила предоставления данных должны утверждаться в порядке, установленном Правительством РФ.
Уточняется, как определяется величина скидки или надбавки к страховому тарифу. Их размер рассчитывается по итогам работы страхователя за 3 года. Учитываются в том числе результаты аттестации рабочих мест, обязательных медосмотров. Скидка не устанавливается, если наступил страховой случай со смертельным исходом.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г.

Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 888 “О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год”

Максимальный и минимальный размеры пособия по безработице в 2012 г. останутся прежними.
Установлены размеры пособий по безработице на 2012 г.
По сравнению с 2011 г. их величина не изменилась. По-прежнему максимальный размер пособия составляет 4 900 руб. Минимальный - 850 руб.

Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 892 “Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2012 год”

В 2012 г. Россия планирует принять столько же иностранцев, сколько и в этом.
Установлена потребность в привлечении в нашу страну иностранных работников на 2012 г. Она составляет 1 745 584 человека и равна аналогичному показателю на 2011 г. Столько же планируется выдать разрешений на работу.
Приведено распределение потребности в иностранной рабочей силе по приоритетным профессионально-квалификационным группам. Наибольшая нуждаемость в рабочих строительно-монтажных специальностей, квалифицированных сельхозработниках, водителях, а также неквалифицированных рабочих.
По сравнению с 2011 г. уменьшена потребность в иностранных руководящих сотрудниках, инженерах (кроме специалистов среднего уровня), администраторах, продавцах. В то же время увеличено число иностранных работников, привлекаемых в металлообрабатывающую и машиностроительную промышленность.
Квота на выдачу иностранцам в 2012 г. приглашений на въезд в страну для осуществления трудовой деятельности сокращена по сравнению с 2011 г. и составляет 460 510 штук (на 39 140 меньше). Отметим, что она не распространяется на лиц, приезжающих в страну в безвизовом порядке.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 сентября 2011 г. № 1071н "О нормативах финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, а также по предоставлению проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно"

Санаторно-курортное лечение льготников: установлены нормативы финансовых затрат на 2012 г.
Инвалиды и некоторые другие категории граждан получают социальную помощь. В частности, при наличии медицинских показаний им предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение. Льготники пользуются правом бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
На 2012 г. установлены нормативы финансовых затрат в месяц на 1 получателя упомянутых социальных услуг. По санаторно-курортному лечению - 94 руб. (в 2011 г. - 87 руб. 75 коп.). По проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 12 руб. 75 коп. (в 2011 г. - 11 руб. 75 коп.).
Исходя из этих нормативов рассчитываются субвенции, выделяемые регионам из федерального бюджета на предоставление соответствующих социальных услуг.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 октября 2011 г. Регистрационный № 22176.

Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. № 290-ФЗ “О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части деятельности попечительских советов образовательных учреждений высшего профессионального образования”

Закон о высшем образовании: новые нормы о попечительских советах вузов.
Скорректирован Закон о высшем и послевузовском профобразовании. Поправки касаются попечительских советов вузов.
Установлено, что советы создаются в вузах, имеющих госаккредитацию. Ранее это было обязательно только для федеральных университетов. Вузы без госаккредитации создавать советы не обязаны, но могут предусмотреть это в своих уставах.
К целям создания поправки относят содействие совершенствованию материально-технической базы вуза, участие в подготовке реализуемых им образовательных программ для обеспечения учета требований потенциальных работодателей, содействие привлечению финансовых и матсредств и контроль за их использованием.
Закреплен круг лиц, включаемых в совет. Это сотрудники и обучающиеся, представители учредителя, работодателей, региональных и местных властей. Устав может предусматривать участие представителей иных организаций.
Поправки вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. № 291-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций”

За государственными академиями наук закрепили право создавать госучреждения.
За государственными академиями наук закреплен статус некоммерческих организаций, образованных в форме государственных бюджетных учреждений.
Они вправе создавать госучреждения (бюджетные и автономные) и ГУПы, утверждать (пересматривать) их уставы и назначать их руководителей, а также изменять тип подведомственных учреждений. Решение о создании автономного учреждения (в том числе путем изменения типа существующего) принимает Правительство РФ по предложению академии.
За академиями закрепляется право осуществлять от имени Российской Федерации полномочия собственника федерального имущества, передаваемого ими подведомственным организациям.
Порядок реализации перечисленных полномочий установит Правительство РФ.
Напомним, что ранее закон не предусматривал возможности создания указанными академиями государственных учреждений. Они должны были быть частными. Однако это противоречило статусу данных учреждений, поскольку за ними закреплялось имущество, находившееся в федеральной собственности.

Оборона, воинская обязанность и военная служба

Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ “О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат”

Для военных устанавливается новая система денежного довольствия.
Устанавливается новая система денежного довольствия и социального обеспечения военных.
В денежное довольствие призывников включается оклад по воинской должности и дополнительные выплаты. А контрактников - также оклад по воинскому званию.
Существенно меняется система дополнительных выплат.
Для призывников устанавливаются следующие ежемесячные надбавки. За классную квалификацию (5, 10, 20 или 30%). За особые условия службы (до 100%). За выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время (до 100%). За работу с гостайной (максимальный размер - 65% вместо 75%). Для контрактников помимо перечисленных предусмотрены ежемесячные надбавки за выслугу лет в размере от 10 (при выслуге от 2 до 5 лет) до 40% (при выслуге 25 лет и более). Прежде эта надбавка составляла от 5 (при выслуге от 0,5 до 1 года) до 70%. Есть надбавка за особые достижения в службе (до 100%). Кроме того, контрактникам полагаются премии за добросовестное и эффективное исполнение обязанностей (до 3 окладов денежного содержания в расчете на год). Ежегодная материальная помощь в размере не менее 1 оклада (вместо 2).
Президент РФ и (или) Правительство РФ могут устанавливать иные выплаты, входящие в денежное довольствие (в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач).
Размеры подъемного пособия уменьшаются. Прежде единовременное пособие при увольнении составляло от 5 до 20 окладов денежного содержания. Теперь при общей продолжительности службы менее 20 лет оно равняется 2 окладам. В ином случае - 7.
В случае гибели (смерти) военного единовременно выплачиваются 3 млн руб. (ранее - 120 окладов денежного содержания). При увольнении в связи с признанием негодным к службе из-за военной травмы - 2 (контрактнику) или 1 млн руб. (призывнику). Ранее - 60 окладов.
Предусмотрена ежемесячная компенсация за инвалидность вследствие военной травмы.
Оклады и некоторые другие выплаты ежегодно индексируются с учетом инфляции.
Вводится институт фонда денежного довольствия.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г. В отношении некоторых военных большинство его положений применяются только с 2013 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 307-ФЗ “О внесении изменения в Федеральный закон «О ветеранах» (не вступил в силу)

Участники боевых действий в Таджикистане получили статус ветеранов.
Военнослужащие, участвовавшие в боевых действиях в Таджикистане в сентябре-ноябре 1992 г. или в период с февраля 1993 г. по декабрь 1997 г., наделяются статусом ветеранов.
Для урегулирования конфликта на таджикско-афганской границе в названную Республику было направлено 33,6 тыс. российских военнослужащих. Из них 30% имеют статус ветерана боевых действий, поскольку воевали в Афганистане либо участвовали в контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе. Согласно поправкам указанный статус могут получить и остальные участники боевых действий в Таджикистане.
Напомним, что ветеранам боевых действий положены ежемесячная денежная выплата, повышенная пенсия, а также скидка в 50% по оплате жилья.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г. Расходы, возникающие в связи с его принятием, финансируются из федерального бюджета.

Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. № 292-ФЗ “О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации”

Судебное рассмотрение уголовных дел: что изменилось?
В настоящее время уголовные дела о некоторых преступлениях террористического и экстремистского характера, госизмене, шпионаже, насильственном захвате (удержании) власти, вооруженном мятеже и диверсии рассматриваются коллегией из 3 судей федерального суда общей юрисдикции. Что касается остальных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, то ранее они также могли слушаться в этом составе суда, если обвиняемый до назначения заседания подал соответствующее ходатайство.
Поправки закрепляют конкретные составы преступлений, которые рассматриваются в вышеуказанном порядке по ходатайству обвиняемого.
Это преступления, предусмотренные статьями 105 (ч. 2), 126 (ч. 3), 131 (ч. 3 и 4), 132 (ч. 3 и 4), 205.1, 205.2, 209-211, 227, 277, 295, 317, 353-358, 359 (ч. 1 и 2) и 360.
Кроме того, расширен перечень уголовных дел, подсудных судам регионального уровня. В него включены составы, предусмотренные статьями 132 (ч. 3 и 4), 205.1, 205.2. При этом обвиняемый в указанных деяниях может подать ходатайство о рассмотрении его дела присяжными заседателями.
Подсудимому запрещено заявлять ходатайство о рассмотрении дела коллегией из 3 судей после назначения заседания.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. № 293-ФЗ “О внесении изменения в статью 225 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”

Дознавателей обязали прилагать к обвинительному акту справку по делу.
Уточнены требования к составлению дознавателем обвинительного акта по уголовному делу.
Вводится обязанность прилагать к акту справку. В ней отражаются сроки дознания, избранные меры пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, сведения о вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по обеспечению иска и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках. При наличии у обвиняемого или потерпевшего иждивенцев сообщается информация о принятых мерах по обеспечению их прав. В справке должны быть указаны соответствующие листы уголовного дела.
Следует отметить, что аналогичная справка прилагается следователем к обвинительному заключению по уголовному делу.
Поправки позволят повысить качество дознания и его полноту, обоснованно и полно решать вопросы при постановлении приговора.

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 294-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Порядок досрочного освобождения осужденных скорректирован.
Приняты поправки, направленные на усовершенствование порядка досрочного освобождения осужденных из-под стражи и от отбывания наказания.
Досрочно освобождать от отбывания наказания теперь будут в день поступления соответствующего постановления (определения) суда, акта о помиловании или решения о применении к осужденному акта об амнистии. При получении таких документов после окончания рабочего дня освобождение произойдет утром следующего. Условие - в актах о помиловании или об амнистии не предусмотрено иное.
Если поступит постановление суда, которое не вступило в законную силу и не было обжаловано, лицо от отбывания наказания освободят утром дня, следующего за тем, когда истек срок обжалования в кассационном порядке.
При внесении представления на постановление суда, касающегося освобождения осужденного от отбывания наказания, прокурор письменно уведомляет об этом администрацию места отбывания наказания до истечения срока его обжалования.
Копия кассационного определения или выписка из его резолютивной части, в соответствии с которым осужденный подлежит освобождению из-под стражи или от отбывания наказания, должна незамедлительно направляться администрациям мест содержания под стражей либо отбывания наказания. Это касается и копий апелляционных приговора, постановления, определения или выписки из их резолютивной части, согласно которым осужденный должен быть освобожден.
Осужденный освобождается незамедлительно, если он участвует в заседании суда, когда вынесен один из перечисленных актов.

Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства”

Нарушители правил использования воздушного пространства в случае гибели людей понесут уголовную ответственность.
Принятые поправки устанавливают уголовную ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства.
Введена ответственность за использование воздушного пространства России без требуемого разрешения, которое повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или гибель человека. За это грозит лишение свободы на срок до 5 лет. За нарушение, повлекшее по неосторожности смерть 2 и более лиц, предусмотрено лишение свободы до 7 лет. Кроме того, виновный лишается права занимать некоторые должности или осуществлять определенную деятельность на срок до 3 лет.
Уточнено, что административная ответственность за нарушение названных правил наступает, только если оно не содержит уголовно наказуемого деяния.
Закон вступает в силу по истечении 30 дней после официального опубликования.

Административные правонарушения, административная ответственность

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 295-ФЗ "О внесении изменений в статьи 20.6 и 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (не вступил в силу)

Существенно увеличиваются административные штрафы за правонарушения в области гражданской обороны.
Повышаются административные штрафы для тех, кто не выполняет обязанности по защите населения и территорий от ЧС, требования по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения. Для должностных лиц - с 4-5 до 10-20 тыс. руб. Для организаций - с 40-50 до 100-200 тыс. руб.
Усиливается ответственность должностных лиц, которые не принимают мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС. Несвоевременно направляют в зону ЧС силы и средства, предусмотренные утвержденным планом ликвидации ЧС. Штраф возрастает с 1-2 до 10-20 тыс. руб.
Прежде КоАП РФ устанавливал ответственность за нарушение правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны (ГО) и объектов ГО либо правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой спецтехники и имущества ГО. Должностных лиц штрафовали на сумму от 0,5 до 1 тыс. руб. Вместо этого предусмотрено следующее. За невыполнение указанных правил эксплуатации, использования и содержания должностных лиц штрафуют на сумму от 5 до 10 тыс. руб. А организации - от 50 до 100 тыс. руб. Вводятся штрафы за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории России от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий. Для должностных лиц - 10-20 тыс. руб. Для организаций - 100-200 тыс. руб.

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в статью 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 35 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"

КоАП РФ скорректировали в части нарушений при перевозке тяжеловесных грузов.
Скорректированы КоАП РФ и Устав автомобильного и городского наземного электротранспорта.
Кодексом установлена ответственность за перевозку тяжеловесных грузов с превышением максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в спецразрешении. Закреплено, что превышение должно составлять более чем 5% (ранее - более чем 15%).
Вводятся штрафы за предоставление отправителем недостоверных сведений о массе и габаритах перевозимого, если это повлекло нарушение правил транспортировки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Для граждан это 5 тыс. руб., для ИП - 10-15 тыс. руб., для юрлиц - 50-400 тыс. руб.
Дорожные знаки могут запрещать движение ТС (включая их составы), общая фактическая масса либо нагрузка на ось которых превышает указанные на них значения. Установлен штраф за несоблюдение требований таких знаков, если ТС движется без спецразрешения. Размер - от 2 до 2,5 тыс. руб.

Международные отношения

Указ Президента РФ от 8 ноября 2011 г. № 1478 “О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации”

Уточняются функции МИДа России как головного органа в области международных отношений.
Президент РФ подписал новый указ, посвященный координирующей роли МИДа России в проведении единой внешнеполитической линии нашей страны.
Как и ранее, Министерство является головным ведомством в системе федеральных органов исполнительной власти в области отношений с другими государствами и международными организациями.
МИД России по-прежнему координирует международную деятельность этих органов, международные связи регионов. Определено, что он координирует и международную деятельность организаций, уполномоченных представлять Президенту РФ или в Правительство РФ предложения о заключении, выполнении и прекращении международных договоров.
Закрепляются дополнительные функции Министерства в указанной сфере. В частности, оно содействует региональным органам государственной власти в развитии международных связей. Заблаговременно информирует федеральные органы о международных мероприятиях, тематика которых относится к их компетенции.
Установлены сроки, в которые федеральные и региональные органы исполнительной власти, уполномоченные организации должны отвечать на обращения Министерства и входящих в его систему дипломатических представительств.
Региональные органы государственной власти должны согласовывать с МИДом России свои контакты с главами иностранных государств и правительств зарубежных стран, руководителями высших законодательных и судебных органов, членами правительств таких государств (приравненными к ним лицами), руководителями международных организаций.
Указ вступает в силу со дня его подписания.

 


Вопросы и ответы Правового консалтинга: Бухучет и отчетность от 14.11.2011


Главные новости:


CЛУШАЙТЕ НОВОСТИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА!

Узнавайте об изменениях в законодательстве,
не отвлекаясь от других дел


Подписка на журналы "Актуальная бухгалтерия", "Законодательство".


СОБЫТИЯ

15 ноября в Москве Газета The Moscow Times совместно с компанией КРОК проводят конференцию "Стратегия компании: управление стоимостью".
Подробнее

17 - 18 ноября в рамках Международного Форума "ПравоТЭК-2011" состоится Всероссийская конференция "Недропользование в России: государственное регулирование и практика". Место проведения: Конгресс-центр ТПП РФ. Организатор: группа "ПравоТЭК".
Подробнее

22 - 23 ноября Институт экономики, управления и социальных отношений проведет в Москве семинар "Порядок реорганизации и создания автономных, бюджетных и казенных учреждений".
Подробнее

7 - 8 декабря в Москве состоится Всероссийский практический семинар "Государственная политика в сфере теплоснабжения и развития ЖКХ в 2012 году. Новые изменения в законодательстве. Ценообразование и регулирование тарифов на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение".
Подробнее


(c) ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ", 2011. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU