Версия от 13 августа 2011 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Ценные бумаги, фондовый рынок
Лицензирование отдельных видов деятельности
Страховая деятельность
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Бюджетная система
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Международные отношения
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Приказ Федеральной налоговой службы от 18 мая 2011 г. N ММВ-7-8/320@ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 14.05.2007 N ММ-3-19/293@"
Неуплата авансового платежа акциза: как оформляется решение о принудительном взыскании пеней и штрафа?
С 1 июля 2011 г. введен авансовый платеж акциза по алкогольной и спиртосодержащей продукции. Вместо него производители могут представить банковскую гарантию внесения акциза.
В случае его полной или частичной неуплаты налоговый орган направляет налогоплательщику требование об внесении суммы налога, пеней и штрафа. Если деньги не уплачены, банку предъявляется требование исполнить обязанность по гарантии. Налогоплательщику выставляется уточненное требование об уплате пеней и штрафа. Когда деньги не внесены, их взыскивают принудительно по решению налогового органа с банковских счетов или за счет имущества налогоплательщика. В последнем случае судебному приставу-исполнителю направляется соответствующее постановление.
В связи с этим внесены необходимые коррективы в формы актов (решения и постановление) налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов в бюджет. Они применяются и в указанном случае.
Приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июля 2011 г. Регистрационный N 21510.
Письмо Федеральной налоговой службы от 3 августа 2011 г. N АС-4-3/12540@ "О порядке исчисления и уплаты акциза производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции с 01.07.2011"
Об исчислении и уплате акциза производителями алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции с 1 августа.
Акциз, предъявленный продавцами и внесенный налогоплательщиком при приобретении товаров либо при ввозе в Россию и иные территории и объекты, находящиеся под ее юрисдикцией, грузов, приобретших статус товаров ТС, в дальнейшем использованных для производства подакцизных товаров, по общему правилу подлежит вычету.
Разъяснено, что вычеты по этиловому (или коньячному) спирту, сумма акциза по которому до 31.07.2011 включительно не была принята к вычету, производятся в порядке, действовавшем до 01.01.2011. В соответствии с ним сумма вычетов не ограничивается ставкой акциза, предусмотренной для этилового (или коньячного) спирта, реализуемого организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза. При этом должны одновременно соблюдаться 2 условия. Первое - спирты отгружены изготовителям алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции до 01.08.2011. Второе - они использованы как сырье для производства указанных товаров.
Вычеты производятся только после подтверждения факта уплаты акциза покупателем продавцу.
Компании-производители алкогольной продукции должны определить и зафиксировать по состоянию на 31.07.2011 физические объемы приобретенного ими (отгруженного им) этилового спирта и сумму неиспользованных вычетов акциза, предъявленную им по этим объемам продавцами-производителями спирта.
Указанные данные должны быть направлены в налоговые органы по месту учета организаций-производителей алкогольной продукции не позднее 05.08.2011.
Для освобождения от уплаты авансового платежа акциза производители алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции представляют в налоговый орган банковскую гарантию.
Разъяснено, что срок ее действия должен истекать не ранее 6 месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором закупался этиловый или коньячный спирт.
Если в банк нельзя направить требование о внесении суммы по банковской гарантии в связи с истечением срока ее действия, то обязанность по ее уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на имущество налогоплательщика.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 июля 2011 г. N 03-02-08/82 О взыскании штрафа при нарушении срока сдачи налоговой декларации по НДФЛ
О санкциях за непредставление налоговой декларации.
Со 2 сентября 2010 г. вступили в силу поправки к НК РФ, уточняющие санкции за непредставление налоговой декларации в срок.
За такое нарушение взыскивается штраф. Это 5% от неуплаченной суммы, которая должна быть внесена на основании данной декларации, за каждый месяц со дня, установленного для подачи последней. Штраф может быть не более 30% указанной суммы и не менее 1 тыс. руб. (ранее - 100 руб.).
Прежде устанавливалось более строгое наказание для случаев, когда декларация не представлялась более 180 дней по истечении срока. Взыскивался штраф в размере 30% суммы налога, которая должна быть уплачена на основе этой декларации, и 10% за каждый месяц начиная со 181-го дня.
Если поправки смягчают ответственность, то за соответствующее правонарушение, совершенное до 2 сентября 2010 г., налагается штраф, предусмотренный новой редакцией. Со дня вступления изменений ранее примененные санкции за данное правонарушение могут взыскиваться лишь в части, не превышающей максимального размера, установленного поправками.
Если до вступления поправок в силу декларация была представлена с нарушением срока (но в пределах 180 дней после того, как он истек), то штраф исчисляется так. Исходя из минимальной суммы, рассчитанной согласно прежней редакции и по новым правилам. Если размер штрафа окажется одинаковым, то применяется новая редакция.
Банковская деятельность
Информация ЦБР от 4 августа 2011 г.
Ставка рефинансирования и процентные ставки по операциям Банка России остаются прежними.
Решено не изменять уровень ставки рефинансирования - 8,25%. Прежними остаются и процентные ставки по операциям ЦБР.
Решение принято на основании оценки инфляционных рисков и рисков для устойчивости экономического роста, в т. ч. обусловленных сохранением неопределенности развития внешнеэкономической ситуации.
Годовые темпы инфляции в июле составили 9,0% (в июне - 9,4%). Благоприятные прогнозы урожая зерновых в 2011 г. и ситуация на мировых рынках продовольствия говорят об уменьшении соответствующих инфляционных рисков.
Динамика отдельных макроэкономических индикаторов в июне указывает на улучшение экономической ситуации, но риски для устойчивости экономического роста сохраняются. Годовой темп роста индекса промышленного производства с начала года увеличился. Продолжается восстановление инвестиций в основной капитал после спада в начале года, но снизился их годовой темп роста в июне по сравнению с маем. Значения индикаторов настроений экономических агентов низкие.
Ценные бумаги, фондовый рынок
Указание ЦБР от 7 июля 2011 г. N 2660-У “О внесении изменений в пункт 1 Указания Банка России от 27 ноября 2008 года N 2134-У "О перечне ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России"
Уточнены виды ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России.
Скорректирован перечень ценных бумаг, которые входят в Ломбардный список Банка России.
Ранее, помимо прочего, в нем значились государственные краткосрочные бескупонные облигации, облигации федерального займа и облигации внешних облигационных займов страны.
Теперь вместо вышеуказанных ценных бумаг в перечень включены облигации, выпущенные от имени Российской Федерации.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней с даты его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июля 2011 г. Регистрационный N 21504.
Лицензирование отдельных видов деятельности
Постановление Правительства РФ от 28 июля 2011 г. N 626 “О лицензировании образовательной деятельности федеральных университетов, университетов, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", других федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно”
Лицензии федеральным и национальным исследовательским университетам выдает Рособрнадзор.
Установлен порядок лицензирования образовательной деятельности федеральных и национальных исследовательских университетов. Он распространяется также на следующие вузы, реализующие образовательные программы на основе самостоятельно устанавливаемых стандартов и требований. Это МГТУ имени Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Лицензию выдает Рособрнадзор. Определены лицензионные требования и условия. Так, нужно иметь помещения, оснащенные всем необходимым для образовательной деятельности (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для практических занятий, физкультуры и спорта). Должны быть созданы условия для обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медобслуживанием. Требуется наличие необходимого количества квалифицированных педагогических кадров, а также учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов. Соискатель должен соблюдать требования к организации учебного процесса.
Установлен перечень документов, представляемых для получения (переоформления) лицензии (в том числе временной). Их можно подать лично, по почте или через Единый портал госуслуг. На исправление неправильно оформленных и подачу недостающих документов отводится 2 месяца. Служба проводит документарную проверку представленных материалов и, если все требования соблюдены, оформляет лицензию в 2-х экземплярах (один - вузу, другой - в лицензионное дело). В приложении к лицензии приводятся сведения о реализуемых вузом образовательных программах. По каждому филиалу вуза оформляется отдельное приложение. Лицензия без приложения недействительна.
Контроль за лицензиатами осуществляется Рособрнадзором в виде плановых и внеплановых проверок. Определен перечень грубых нарушений лицензионных требований.
Лицензии, полученные названными вузами до введения нового порядка, действуют до истечения указанных в них сроков.
Страховая деятельность
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 июня 2011 г. N 606н “О внесении изменений в Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2006 г. N 55”
Скорректированы условия, при которых подразделения страхователя признаются самостоятельными классификационными единицами.
Внесены коррективы в порядок, регламентирующий процедуру подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний - юрлица, а также видов деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами.
Уточнено, что вместо исполнительного речь идет о территориальном органе ФСС России.
Скорректированы требования, при соблюдении которых подразделения страхователя признаются самостоятельными классификационными единицами. В частности, они дополнены следующими условиями. Наименования видов деятельности, указанные страхователем в справке-подтверждении установленной формы, соответствуют осуществляемым данными подразделениями (и указанным в заявлении об их выделении в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя). Кроме того, в справке-подтверждении должны быть приведены сведения о доходах по виду деятельности структурного подразделения. Отсутствует задолженность по уплате страхователем страховых взносов, пени и штрафов по ОСС, не погашенных на день подачи им названного заявления.
Решение о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы принимает территориальный орган после согласования с ФСС России, куда в течение 7 рабочих дней со дня представления страхователем направляются соответствующие документы.
Фонд рассматривает их на предмет соответствия установленным требованиям и о результатах информирует территориальный орган по месту регистрации страхователя. Срок - 20 рабочих дней с даты поступления документов (ранее - месяц с даты их представления).
Как и прежде, по результатам рассмотрения страхователь в двухнедельный срок уведомляется об установленных с начала текущего года размерах страхового тарифа, соответствующих классам профессионального риска, по каждой самостоятельной квалификационной единице.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 августа 2011 г. Регистрационный N 21550.
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Постановление Правительства РФ от 3 августа 2011 г. N 650 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 767”
Какую еще информацию можно будет найти на официальном сайте страны www. torgi.gov.ru?
Расширен перечень информации, размещаемой на официальном сайте Российской Федерации (www.torgi.gov.ru).
Ранее речь шла только об информации, касающейся проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров (аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и т. п.) в отношении государственного (муниципального) имущества. Имеется ввиду то, которое закреплено за учреждениями и унитарными предприятиями.
Помимо указанных сведений, на сайте также должна размещаться информация о торгах на право заключения следующих договоров: аренды государственного (муниципального) лесного участка, купли-продажи лесных насаждений, о развитии застроенной территории, охотхозяйственных соглашений, о пользовании участками недр.
Кроме того, на сайте можно найти сведения о планируемой продаже государственного (муниципального) участка, в т. ч. для жилищного строительства, а также об аренде таких земель под индивидуальное и малоэтажное возведение жилья.
Постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.
Постановление Правительства РФ от 3 августа 2011 г. N 648 “О порядке отбора и координации реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”
Как отбираются приоритетные инвестиционные проекты федеральных округов и координируется их реализация?
Регламентирован порядок отбора и координации реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов (далее - проекты).
Цель указанных проектов - создать новые центры социально-экономического развития (точки регионального экономического роста) и сеть территориально-производственных и туристических кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий федеральных округов.
Их задачи - привлекать инвестиций в экономику названных территорий, реализовывать конкурентные преимущества последних, создавать новые рабочие места и др.
Установлены требования, которым должен соответствовать проект. В частности, должен быть положительный социально-экономический и бюджетный эффект от его реализации. При этом суммарный объем капвложений в проект должен составлять не менее 500 млн руб.
К участникам проекта относятся координатор, ответственный исполнитель и инвестор.
Для включения проекта в соответствующий перечень высший региональный орган исполнительной власти направляет в Минрегион России следующие документы с сопроводительным письмом. Это бизнес-план, содержащий в т. ч. расчет показателей его эффективности и проект карты.
Министерство формирует проекты упомянутого перечня, предложения по определению координатора в отношении каждого инвестиционного проекта.
Правительственная комиссия принимает решения об одобрении проекта такого перечня, утверждении карт проектов и о назначении координаторов. Перечень утверждает Председатель Правительства РФ.
При необходимости создается координационный совет, который будет непрерывно наблюдать за реализацией проекта.
Приведен перечень актов Правительства РФ, в которые вносятся изменения в связи с принятием этого порядка.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 15 июня 2011 г. N 280-с “Об утверждении Порядка расчета тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей)”
Из чего складывается тариф на пересылку письменной корреспонденции по России?
Регламентирован порядок расчета тарифов на пересылку по стране почтовых карточек, писем и бандеролей.
Тарифы устанавливаются по видам и категориям отправлений - простые, заказные, с объявленной ценностью (для писем и бандеролей). Они могут дифференцироваться в зависимости от веса, расстояния и способа пересылки.
Тариф складывается из экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли на услугу. Расчет производится на основе прогнозных данных на соответствующий период установления тарифов. Эти данные формируются исходя из фактических, полученных в ходе раздельного учета расходов за предшествующий период. При этом учитываются параметры прогноза социально-экономического развития страны. НДС в тариф не включается. Приведены формулы расчета.
Так, плата за пересылку почтовых карточек равняется тарифу. Стоимость пересылки писем и бандеролей (простых и заказных) складывается из тарифов в пределах минимального предельного веса и сверх него. За объявленную ценность взимается дополнительная плата.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2011 г. Регистрационный N 21530.
Бюджетная система
Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. N 20-П “По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 934 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» и статьи 116 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации”
Применение исковой давности при взыскании бюджетных кредитов (ссуд): что решил Конституционный Суд РФ?
С 1 января 2007 г. вступил в силу Закон о федеральном бюджете на 2007 г. Согласно ему исковая давность не распространяется на требования Российской Федерации по обязательствам, возникшим, в частности, в связи с предоставлением государственных кредитов (ссуд). С 1 января 2008 г. в Бюджетном кодексе РФ закрепили аналогичное правило в отношении бюджетных кредитов. А с 26 ноября 2011 г. вступил в силу закон, придающий этим поправкам обратную силу (т. е. распространяющий их на отношения, возникшие до 2008 г.). ВАС РФ просил проверить конституционность указанных положений.
По мнению Конституционного Суда РФ, отмена сроков исковой давности по таким требованиям означает, что задолженность может взыскиваться в течение, по существу, не ограниченного периода. Это неоправданно ограничивает имущественные права получателей бюджетных кредитов, нарушает баланс публичных и частных интересов.
Между тем период, в течение которого к соответствующим требованиям не применялся общий срок исковой давности, составляет 4,5 года. Он не может считаться чрезмерно длительным. Поэтому оспоренные взаимосвязанные положения признаны не противоречащими Конституции РФ. Установленное ими специальное правило обусловлено особым характером отношений, предметом которых выступают публичные финансы. Бюджетные кредиты предоставляются на льготных условиях и нацелены на развитие отраслей экономики, нуждающихся в господдержке.
Указанные выше поправки к Бюджетному кодексу РФ применяются лишь в тех случаях, когда срок исковой давности не истек на 1 января 2007 г. (т. е. на момент, когда впервые ввели соответствующее правило).
Федеральному законодателю надлежит установить конкретный временной предел для увеличенного срока исковой давности по таким делам.
Один из судей КС РФ изложил особое мнение по данному делу. В частности, он указал, что оспоренные нормы не устанавливают и не отягчают ответственность. Законодатель, преследуя важный публичный интерес, был вправе придать им обратную силу.
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Постановление Правительства РФ от 4 августа 2011 г. N 654 “О внесении изменений в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”
Сообщать в миграционную службу об убытии иностранца не нужно!
Правила миграционного учета иностранцев и лиц без гражданства приведены в соответствие с законодательством.
Так, участники госпрограммы переселения в Россию соотечественников из-за рубежа и члены их семей освобождены от уплаты госпошлины за регистрацию по месту жительства.
С 3 до 7 рабочих дней увеличен срок, в течение которого временно проживающий (находящийся) в России иностранец обязан встать на учет по месту пребывания. Аналогичным образом изменен срок подачи в миграционный орган уведомления о прибытии указанного лица в место пребывания.
Высококвалифицированным специалистам и членам их семей разрешено не вставать на учет по месту пребывания в течение 90 дней с момента въезда в Россию. Также им не нужно уведомлять миграционную службу при смене места пребывания на срок не более 30 дней. Встать на учет надо лишь по истечении указанных периодов. Уведомление подается в течение 7 рабочих дней лично или по почте. В случае прибытия в новое место пребывания в нем указывается прежний адрес. Дополнительно предъявляется отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания.
Высококвалифицированные специалисты могут выступать принимающей стороной в отношении членов своей семьи (при условии наличия в собственности жилья в России). В этом случае к уведомлению о прибытии данных лиц необходимо приложить копию документа о родстве.
Уточнен порядок снятия иностранца с учета по месту пребывания. Отменена обязанность принимающей стороны при убытии такого лица представлять в миграционную службу отрывную часть бланка уведомления о прибытии. Иностранец снимается с учета после получения от территориального органа ФМС России по новому месту его пребывания информации о постановке на учет (либо от пограничных органов данных о его выезде из страны).
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. N 21-П “По делу о проверке конституционности части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации «О милиции» в связи с жалобой гражданина К.А. Охотникова”
Сотрудникам ОВД, получившим небольшую травму и уволенным по ограниченному состоянию здоровья, тоже полагается единовременное пособие.
Оспаривалась конституционность отдельных положений Закона о милиции. Согласно им ее сотруднику выплачивается единовременное пособие, если в связи со службой он получил телесные повреждения, не позволяющие продолжать последнюю. Приведенные положения утратили силу с 1 марта 2011 г. С указанной даты действует Закон о полиции. Но в нем, по сути, это правило воспроизведено.
По сложившейся правоприменительной практике пособие назначали в двух случаях. Первый - милиционера признавали не годным к военной службе (категория "Д"). Второй - ограниченно годным (категория "В"). В последнем случае сотрудника увольняли по ограниченному состоянию здоровья при невозможности переместить на подходящую должность (п. "з" ч. 7 ст. 19 Закона о милиции). Вместе с тем по тому же основанию допускалось увольнять не только ограниченно годных (категория "В"), но и лиц, годных с незначительными ограничениями (категория "Б"). Следовательно, между милиционерами, относящимися к обеим категориям, не делалось различий (хотя тяжесть повреждений была разной).
Поэтому оспоренная норма признается неконституционной в той мере, в которой не предусматривает выплату пособия милиционерам, получившим травму, которых посчитали годными с незначительными ограничениями (категория "Б") и уволили со службы по п. "з" ч. 7 ст. 19.
Конституционный Суд РФ указал, что пособие должно предоставляться всем милиционерам, получившим телесные повреждения в связи со службой и уволенным по п. "з" ч. 7 ст. 19.
При этом федеральный законодатель вправе, исходя из тяжести телесных повреждений, дифференцировать размер пособия для лиц, отнесенных к категориям "Б" и "В".
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 июля 2011 г. N 709н "Об утверждении формы заявления о возмещении в 2011 году страхователю, зарегистрированному в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, произведенных расходов на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами"
Страхователям возмещают расходы на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников: форма.
Страхователям, зарегистрированным в территориальных органах ФСС России, в 2011 г. возмещают расходы на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников. Речь идет и о санаторно-курортном лечении сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. При этом страхователи должны находиться на территории регионов, участвующих в реализации пилотного проекта.
Для получения указанных средств страхователь обращается в территориальный орган Фонда по месту регистрации. Представляет заявление о возмещении расходов на оплату названных мер. Одновременно с заявлением подаются документы, подтверждающие такие затраты. Срок - до 15 декабря 2011 г. Материалы рассматриваются в течение 5 рабочих дней.
Утверждена форма указанного заявления. В частности, в нем отражаются наименования упомянутого органа, страхователя, регистрационный номер последнего, сумма расходов, подлежащая возмещению, банковские реквизиты получателя. Заявление подписывают руководитель и главбух организации. На нем ставится отметка ответственного должностного лица ФСС России о том, что документы представлены в полном объеме, проверены, приняты, приводится дата приема заявления.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июля 2011 г. Регистрационный N 21514.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Письмо Фонда социального страхования РФ от 5 августа 2011 г. N 14-03-11/05-8545
Заполнение формы листка нетрудоспособности, применяемой с начала июля: новые разъяснения.
Даны новые разъяснения по вопросу заполнения формы листка нетрудоспособности, применяемой с 1 июля 2011 г.
Согласно порядку выдачи листков в строке "место работы-наименование организации" указываются полное либо сокращенное наименование компании (обособленного подразделения). В строку "наименование медицинской организации" при этом вносится полное или сокращенное наименование лица, имеющего лицензию на меддеятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности, которое оказывало медпомощь и выдало листок. Эти данные должны соответствовать учредительным документам.
На практике встречаются случаи, когда в учредительных документах сокращенного наименования нет. Также полное или сокращенное наименование может быть длиннее предусмотренных формой 29 символов.
Разъяснено, что в таких ситуациях допустимо "произвольное" сокращение наименования в пределах ячеек, предусмотренных указанными строками. Территориальным органам ФСС РФ при этом следует использовать для идентификации страхователей (обособленных подразделений) регистрационный номер из раздела "Заполняется работодателем", а для идентификации медорганизаций - ОГРН из раздела "Заполняется врачом медицинской организации".
В наименованиях организаций (обособленных подразделений) могут быть указаны кавычки, точки, запятые, тире. Разъяснено, что это не является основанием для переоформления листка и отказа в назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
Также сообщается, что если в строке "Должность врача" таблицы "Освобождение от работы" недостаточно места, то наименование должности можно сократить в пределах имеющихся ячеек.
При заполнении строки "Фамилия и инициалы врача или идентификационный номер" названной таблицы первой следует указывать фамилию, затем (с пробелом в одну ячейку) - инициалы. Если фамилия и инициалы превышают 14 символов первого ряда ячеек, то допускается перенести окончание фамилии и инициалы во второй ряд. В случае, когда имеющихся 28 ячеек обоих рядов недостаточно, разрешается указывать только фамилию. Если фамилия длиннее 28 символов, то ее можно сократить в пределах имеющихся ячеек.
При оформлении листка по решению врачебной комиссии в первом ряду ячеек указываются фамилия и инициалы лечащего врача, во втором - председателя. Если ячеек не хватает, то можно внести только фамилию. Если она длиннее 14 символов, то ее можно сократить в пределах имеющихся ячеек.
Письмо с разъяснениями от 15 июля 2011 г. не применяется.
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 51 “О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей”
Разъяснены особенности банкротства индивидуальных предпринимателей.
Разъяснения посвящены делам о банкротстве индивидуальных предпринимателей (ИП). В частности, обращается внимание на следующее.
ИП, к которому имеется не удовлетворенное в течение 3 месяцев требование на общую сумму не менее 10 тыс. руб., может быть признан банкротом вне зависимости от того, превышает ли размер обязательств стоимость его имущества.
Должника, предъявившего недостоверные сведения, могут оштрафовать за неуважение к суду.
При банкротстве ИП, не являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства, применяются только такие процедуры, как наблюдение, конкурсное производство и мировое соглашение. Но если у должника есть имущество, требующее постоянного управления и способное приносить доход (напр., предприятие), то по аналогии закона можно вводить финансовое оздоровление или внешнее управление.
Сделки должника с арестованным имуществом ничтожны независимо от того, произведено ли в отношении конкретной вещи исполнительное действие.
Если у должника несколько жилых помещений, то арестовываются все, кроме одного с учетом мнения гражданина. Суд по ходатайству кредитора может в качестве иной обеспечительной меры запретить распоряжаться исключенным помещением.
После введения наблюдения должник не вправе без согласия временного управляющего совершать определенные сделки. Это касается и тех, которые не связаны с предпринимательством.
Арест не налагается на имущество, на которое нельзя обращать взыскание. Но данные ограничения не распространяются на другие обеспечительные меры.
Общее имущество супругов не включается в конкурсную массу. Оно подлежит аресту. Конкурсный управляющий в интересах всех кредиторов может потребовать раздела данного имущества.
После завершения конкурсного производства за должником сохраняется обязанность оплатить расходы по делу, произведенные за него другим лицом, а также непогашенные текущие платежи.
Вступившие в силу акты арбитражных судов могут быть пересмотрены, если они были приняты исходя из толкования, не совпадающего с разъяснениями ВАС РФ.
Международные отношения
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам"
Новые разъяснения по пересмотру дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам!
Согласно изменениям, внесенным в АПК РФ, с 28.03.2011 были уточнены основания для пересмотра вступивших в силу судебных актов.
Помимо вновь открывшихся, теперь основанием для подобного пересмотра признаются и новые обстоятельства (т. е. возникшие уже после принятия судебного акта).
В связи с этим подготовлены новые разъяснения по применению данных норм.
В первую очередь затронут вопрос о том, какие акты могут быть пересмотрены по названным основаниям. Отдельное внимание уделено определениям судов.
Достаточно подробно рассмотрены некоторые из таких оснований.
АПК РФ закрепляет процессуальные нарушения, при которых судебный акт однозначно отменяется (рассмотрение дела в незаконном составе, нарушение тайны совещания судей и т. д.).
Такие нарушения, допущенные кассационной инстанцией, могут расцениваться как вновь открывшиеся обстоятельства для пересмотра.
Признание судом нормативного правового акта недействующим или его отмена (как незаконного) - основание для пересмотра, только если акт признан таковым с момента принятия.
Определены случаи, когда пересмотр дела возможен из-за признания сделки недействительной.
Сформулирована фраза, наличие которой в постановлении Президиума или Пленума ВАС РФ дает возможность рассматривать их позицию как основание для пересмотра.
Такое указание дословно отличается от той оговорки, которую, как правило, приводил Президиум ВАС РФ ранее.
Однако эта отличающаяся оговорка может рассматриваться как основание для пересмотра, когда речь идет о постановлениях, принятых до даты опубликования данных разъяснений.
Кроме того, отмечено, что в постановлениях ВАС РФ может быть определен конкретный круг судебных актов, на которые распространяется действие оговорки.
Вместе с тем, даже если в постановлении есть нужная фраза, некоторые обстоятельства все же могут препятствовать пересмотру. В их числе - истечение сроков на подачу заявления; недопустимость ухудшения положения лица, привлекаемого (привлеченного) к публично-правовой ответственности; наличие возможности для обращения в суд апелляционной или кассационной инстанции.
Также разъяснены процедурные вопросы, связанные с подачей заявления о пересмотре (кто может быть заявителем, в какой суд направляется, как оформляется, сроки обращения и т. п.).
Прежние разъяснения признаются утратившими силу.