Версия от 30 июля 2011 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Ценные бумаги, фондовый рынок
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Стандартизация, сертификация, качество продукции
Тарифы и цены
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Сельское хозяйство
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Транспорт и связь
Информация, реклама и СМИ
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Страховая деятельность
Основы государственно-правового устройства
Бюджетная система
Выборы, избирательная система, референдум
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Семейное право
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Нефтяники получили нулевую ставку НДПИ для шельфа Черного и Охотского морей, Ямала.
Приняты поправки в НК РФ, касающиеся налоговой ставки по НДПИ.
Дополнен перечень месторождений нефти, при добыче на которых устанавливается нулевая ставка НДПИ. Он включает участки недр, расположенные в Черном и Охотском морях, а также в границах Ямало-Ненецкого автономного округа.
Уточнено, что нулевая ставка применяется до достижения накопленного объема добычи нефти на Черноморье 20 млн т, в Охотском море - 30 млн т., в Ямало-Ненецком автономном округе- 25 млн. т. При этом срок разработки запасов участка недр не должен превышать 10 лет для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых или 15 лет - одновременно для геологического изучения и добычи полезных ископаемых.
Нулевая ставка НДПИ применяется в отношении кондиционных руд олова, добываемых на участках недр, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа (период - с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2017 г.).
Поправки также касаются Ямала в отношении добычи газа горючего природного, а также газового конденсата совместно с названным газом, используемым исключительно для производства сжиженного природного газа.
Кроме того, регламентирован порядок определения коэффициента, характеризующего величину запасов конкретного участка недр (Кз). В период с 1 января по 31 декабря 2012 г. добытая нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная облагается по налоговой ставке 446 руб. за 1 т, если не установлена нулевая (в период с 1 января по 31 декабря 2011 г. действует ставка 419 руб.). При этом указанная ставка, помимо прочего, умножается и на Кз.
Поправки вступают в силу с 1 января 2012 г.
Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 593 "Об особенностях постановки на учет отдельных категорий страхователей и уплаты ими страховых взносов на обязательное медицинское страхование"
Как воинские формирования учитываются в качестве страхователей в отношении ОМС?
Выделены особенности постановки на учет отдельных категорий страхователей и уплаты ими страховых взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС).
Речь идет об организациях, имеющих дислоцированные за пределами России объединения, соединения, воинские части, а также ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, военных судах, военных прокуратурах и военных следственных органах СК РФ. Они учитываются в качестве страхователей для неработающих российских граждан, являющихся членами семей военнослужащих, в ТФОМС по месту нахождения соответствующих организаций (органов).
Обязанности последних, связанные с постановкой на учет в качестве страхователей, исполняются воинскими формированиями, военными судами, военными прокуратурами и военными следственными органами СК РФ. Они ставятся ТФОМС на учет в установленном порядке одновременно с их учетом (регистрацией) в качестве плательщиков страховых взносов на ОМС неработающего населения.
Постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.
Приказ Федеральной налоговой службы от 23 мая 2011 г. NММВ-7-11/324@ "Об утверждении форматов и порядка направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"
Уведомление на уплату земельного и транспортного налогов, а также на имущество получаем по Интернету.
Налоговый орган исчисляет суммы налогов на имущество физлиц, а также земельного и транспортного. Формирует соответствующее налоговое уведомление (его форма утверждена приказом ФНС России от 5 октября 2010 г. N ММВ-7-11/479@) и платежные документы. Передает (направляет) их налогоплательщику.
Установлены форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление с платежными документами на уплату указанных налогов в электронном виде направляется в форматах PDF с использованием Интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика". Дата направления - дата размещения их в этом Интернет-сервисе.
Налоговое уведомление считается полученным налогоплательщиком, если налоговому органу поступило соответствующее подтверждение. Дата, указанная в последнем, является датой получения.
Если подтверждение о получении налогоплательщиком налогового уведомления не поступило до 1 сентября календарного года, в котором оно было направлено, налоговый орган направляет налоговое уведомление и платежные документы на бумажном носителе. Срок - не позднее 30 рабочих дней до наступления установленных сроков уплаты соответствующих налогов.
Ценные бумаги, фондовый рынок
Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 24 мая 2011 г. N11-22/пз-н "Об утверждении Методических рекомендаций по утверждению органами и организациями, указанными в пункте 9 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нормативных актов, содержащих исчерпывающие перечни инсайдерской информации"
Как формируются исчерпывающие перечни инсайдерской информации?
Федеральные, региональные органы исполнительной власти, а также местного самоуправления и иные органы (организации), осуществляющие их функции, должны определить исчерпывающие перечни инсайдерской информации. Также речь идет об органах управления государственными внебюджетными фондами, имеющих право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты, ЦБР.
Разработаны методические рекомендации по утверждению нормативных правовых актов, содержащих указанные перечни.
Приведены данные, которые рекомендуется включать в упомянутые списки. В частности, это сведения о принятых решениях об итогах торгов (тендеров), о ходе проводимых проверок и их результатах. Также это информация в отношении эмитентов и управляющих компаний, клиринговых, кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг и др. о выдаче, приостановлении действия или об аннулировании (отзыве) лицензий (разрешений) на осуществление определенных видов деятельности и иных разрешений.
Приведены условия, при которых такие данные относятся к инсайдерской информации.
Определять, какие сведения подлежат включению в перечень, рекомендуется на основании анализа установленных полномочий соответствующего органа или организации.
Указанные перечни должны быть опубликованы на официальных сайтах названных лиц. Срок - на следующий рабочий день, после возникновения таких данных, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 595 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863"
Когда Россия присоединится к ВТО, сбор за таможенное оформление некоторых товаров снизится.
Постановление Правительства РФ о ставках сборов за таможенное оформление товаров приведено в соответствие с действующим нормативным регулированием в сфере ТС.
Уточнено, что речь идет о товарах, ввозимых в нашу страну и вывозимых из нее (ранее - перемещаемых через ее таможенную границу). Вместо ТН ВЭД России теперь указано ТН ВЭД ТС.
Установлен сбор в 30 тыс. руб. за оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 10 млн руб. 1 коп. и более. Он применяется с даты присоединения России к Всемирной торговой организации.
До этой даты действуют прежние тарифы (50 тыс. руб. при таможенной стоимости товара от 10 млн руб. до 30 млн руб. и 100 тыс руб. - при более высокой).
Приказ Федеральной таможенной службы от 23 июня 2011 г. N 1333 "О внесении изменений в приказ ФТС России от 16 марта 2011 г. N 559"
Декларировать транспорт, осуществляющий международную перевозку, можно на любом таможенном посту, кроме тылового.
Ряд таможенных постов может регистрировать таможенные декларации только в определенных случаях. В частности, в отношении импортируемой и экспортируемой продукции, задекларированной с использованием транспортных (перевозочных), коммерческих или иных документов. Они также обладают указанным полномочием в отношении перемещаемых через границу припасов, живых животных, материалов и оборудования для СМИ. На них можно задекларировать товары при их временном ввозе или перемещении физлицами в багаже.
Расширена компетенция таких постов. Они вправе регистрировать декларации в отношении транспортных средств, осуществляющих международные перевозки товаров, пассажиров и багажа.
В связи с изменением структуры таможенных органов актуализирован перечень названных постов.
Отметим, что тыловые посты не вправе регистрировать декларации.
Приказ вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования.
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Приказ Министерства экономического развития РФ от 7 июня 2011 г. N 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков"
Госзакупки: определяем, что относится к одноименным товарам, работам и услугам.
Законом о госзакупках определены понятия "одноименные товары", "одноименные работы" и "одноименные услуги". Это товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе в соответствии с новой номенклатурой, утвержденной Минэкономразвития России.
В номенклатуре, как и ранее, позиции определены с указанием кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93).
Так, продукция животноводства (код ОКДП 0122000) и живые животные (0121000, кроме 0121023, 0121780) относятся к разным группам. В отдельные группы выделены лабораторные мыши (крысы) (0121783, 0121782) и иные лабораторные животные (0121781, 0121784 и 0121789). В одну группу включены нефть, связанные с ее добычей услуги, а также продукты нефтепереработки (1110000 (кроме 1112000), 1120000, 2320000 (кроме 2320230, 2320210) и 9415020).
Всего в номенклатуре установлена 221 (ранее - 158) группа.
Напомним, что размещать в течение квартала заказ на поставку одноименных товаров (выполнение таких работ или оказание услуг) путем запроса котировок возможно на сумму, не превышающую 500 тыс. руб., а у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) - 100 тыс. руб.
Приказ Минэкономразвития России, утвердивший ранее действовавшую номенклатуру, признан утратившим силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 июля 2011 г. Регистрационный N21367.
Стандартизация, сертификация, качество продукции
Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании"
Что сделано в целях сближения законодательств государств-членов ТС в рамках ЕврАзЭС и ЕС?
Приняты поправки к Закону о техрегулировании. Они направлены на сближение законодательств государств-членов ТС в рамках ЕврАзЭС и ЕС, снижение технических барьеров в торговле.
Определен национальный орган по аккредитации. Он аккредитовывает органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) и выдает им соответствующие аттестаты, проверяет соблюдение требований, установленных в отношении указанных лиц, ведет реестр последних и экспертов по аккредитации и др.
Уточнен один из принципов техрегулирования. Он указывает на недопустимость совмещения одним органом полномочий по госконтролю (надзору), за исключением контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации.
Введен термин "предварительный национальный стандарт". Это документ, принятый национальным органом по стандартизации, с ограниченным периодом действия (не более чем 3 года). В дальнейшем он может быть утвержден в качестве национального стандарта.
Установлено, что декларация о соответствии регистрируются в электронном виде в едином реестре в уведомительном порядке. Срок - 3 дня с даты принятия.
Срок экспертизы проекта национального стандарта не может превышать 90 дней с даты его поступления в техкомитет по стандартизации.
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании"
Техрегулирование: уточнено действующее законодательство.
Внесенные поправки направлены на приведение действующего законодательства в соответствие с техрегламентами.
Внесены изменения в 19 законов, в том числе о промышленной безопасности опасных производственных объектов, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об оружии, газоснабжении, пищевых продуктах, ж/д транспорте.
Устранены противоречия и пробелы в правовой регламентации отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам (эксплуатации, хранения, перевозки и т. д.), а также в сфере оценки соответствия.
В частности, упорядочена используемая в законах терминология, а также приведены в соответствие с техрегламентами объекты регулирования.
Урегулировано применение санитарных правил и норм до вступления в силу техрегламентов. Исключена необходимость получения санитарно-эпидемиологических заключений на продукцию.
Отдельные изменения направлены на разграничение полномочий по контролю и надзору (в части недопущения одновременного возложения одних и тех же функций на два органа и более).
Предусмотрены отсылочные нормы на законодательство в области техрегулирования.
Из полномочий федеральных органов исполнительной власти исключены функции по сертификации.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней с даты его официального опубликования. При этом изменения в НК РФ применяются не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
Тарифы и цены
Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 583 "О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в связи с выбором метода регулирования цен (тарифов)"
Как рассматриваются разногласия в связи с выбором метода регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения?
Установлены порядок и сроки рассмотрения разногласий между органами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в такой сфере, в связи с выбором метода регулирования цен (тарифов).
Основание для рассмотрения - соответствующее письменное заявление. Оно подается организацией в ФСТ России. Срок - в течение 30 календарных дней с даты принятия решения о выборе метода регулирования цен (тарифов) для заявителя на очередной период. Приведены требования к его оформлению.
Заявление в течение 10 рабочих дней с даты поступления рассматривается на предмет соответствия установленным требованиям. Если заявление принято к рассмотрению, заявителю направляется соответствующее уведомление.
Решение об удовлетворении (или об отказе) заявленных требований принимается не позднее 30 рабочих дней с даты принятия заявления к рассмотрению.
Указаны случаи приостановления, возобновления или прекращения рассмотрения разногласий.
Разногласия рассматриваются ФСТ России на согласительных совещаниях с приглашением представителей сторон. Стороны должны быть извещены о дате, времени и месте проведения совещания не позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения. Ход совещания отражается в протоколе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения разногласий, оформляется приказом ФСТ России. Оно направляется сторонам в течение 5 рабочих дней с даты принятия и подлежит опубликованию в информационном бюллетене Службы.
Решение должно быть исполнено в течение 1 месяца с даты принятия. Органы регулирования обязаны проинформировать ФСТ России об исполнении в течение 7 рабочих дней с даты исполнения.
Правила применяются со дня вступления в силу основ ценообразования и правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения,утверждаемых Правительством РФ.
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 257-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"
Введена уголовная ответственность за нарушение требований антитеррористической защищенности объектов ТЭК.
Приняты поправки, касающиеся обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Они необходимы в связи с принятием отдельного закона в данной области.
Правительство РФ наделено полномочиями устанавливать требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК. За их нарушение введена административная ответственность. Если причинен тяжкий вред здоровью человека, крупный ущерб либо имели место иные серьезные последствия, предусмотрена уголовная ответственность. Такие дела расследуют органы ФСБ России.
Уточнен правовой режим охранных зон объектов ТЭК. В частности, земельные участки для строительства, реконструкции и капремонта объектов трубопроводного транспорта изымаются у собственников лишь на время проведения указанных работ. Введена обязательная госэкспертиза проектной документации на возведение (реконструкцию) в границах охранных зон объектов трубопроводного транспорта малоэтажных зданий.
Установлены охранные зоны вокруг гидроэнергетических объектов (на участках водного пространства и береговой полосы, в т. ч. участков примыкания к гидроэнергетическим объектам, а также поймы). В них ведется особый порядок водопользования и осуществления деятельности на берегу.
Сведения о границах охранных зон вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования, кроме положений, для которых предусмотрены иные сроки.
Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"
Объекты ТЭК защитят от терактов и диверсий!
Принят Закон о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Он направлен на их защиту от актов незаконного вмешательства.
В законе определены общие принципы обеспечения безопасности, полномочия органов власти, права, обязанности и ответственность владельцев объектов ТЭК. Требования к обеспечению безопасности дифференцируют исходя из важности объекта, степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. Для этого проводится категорирование объектов.
Для них введены паспорта безопасности. В последних отражаются характеристика и категория объекта, возможные последствия в случае совершения акта незаконного вмешательства, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности. Там же приводится план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности.
Закон устанавливает требования к персоналу служб обеспечения безопасности. Владельцы объектов высокой категории опасности обязаны страховать свою ответственность за причинение вреда в результате теракта или диверсии. Запрещено передавать такие объекты (их части) в аренду для целей, не связанных с производственной деятельностью, без согласования с уполномоченным органом госвласти.
Особое внимание уделяется безопасности линейных объектов и систем газоснабжения.
Финансируются указанные мероприятия за счет владельцев объектов ТЭК.
Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования, кроме положений, для которых предусмотрены иные сроки.
Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 602 "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения"
Обычная лампочка должна светить не менее 1 000 часов, а галогенная - 2 000 часов.
Установлены требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока для освещения. Они не распространяются на лампы с направленным светоизлучением, а также световым потоком ниже 150 люменов.
Определены минимально допустимые значения световой отдачи (энергоэффективности) осветительных устройств различного назначения: для наружного освещения; внутреннего освещения общественных и производственных зданий; объектов ЖКХ. Также приведены нормативы энергоэффективности по номенклатурному ряду электроламп. Установлена продолжительность их горения. В частности, для обычных вольфрамовых лампочек накаливания она должна быть не менее 1 000 часов, для галогенных - 2 000 часов. Дольше всех должны гореть светодиодные лампы ненаправленного света (ретрофиты) - 25 000 часов.
Определено максимальное содержание ртути и свинца для компактных люминесцентных ламп. Приведены показатели мощности, цветопередачи и стабильности светового потока для ретрофитов и люминесцентных ламп.
Указанные требования применяются до введения соответствующих техрегламентов, а затем применяются в части, не урегулированной ими.
Постановление вступает в силу через 3 месяца со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 597 "О перечне эксплуатирующих организаций, на которые распространяется действие Федерального закона "Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии", об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
Атомная энергия: на работников и руководителей каких организаций распространяются повышенные требования к соблюдению дисциплины труда?
Федеральным законом от 8 марта 2011 г. N 35-ФЗ утвержден Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии.
Установлен перечень эксплуатирующих организаций, на которые распространяется действие закона.
В него входят 64 организации, в том числе Объединенный институт ядерных исследований (г. Дубна), ОАО "Чепецкий механический завод" (г. Глазов), ОАО "Машиностроительный завод" (г. Электросталь), ОАО "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" (г. Краснокаменск), ОАО "Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова" (г. Нижний Новгород), ОАО "Гидрометаллургический завод" (г. Лермонтов).
Напомним, что законом установлены повышенные требования к соблюдению дисциплины труда работников и руководителей таких организаций. В частности, сотрудники должны срочно прибыть по вызову работодателя для предотвращения или ликвидации аварийной ситуации, соблюдать порядок хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов. Им запрещено проводить на территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Признано утратившим силу постановление Правительства РФ, которым ранее утверждался Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии.
Сельское хозяйство
Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
Как государство намерено поддерживать страхование рисков в сельском хозяйстве?
Принят Закон о господдержке в сфере с/х страхования.
Она заключается в следующем. Регионами за счет федеральных субсидий возмещается 50% начисленной страховой премии.
Закреплены условия и порядок с/х страхования, на которое распространяется господдержка.
Так, страхователями выступают с/х товаропроизводители, признаваемые таковыми в соответствии с Законом о развитии с/х (граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, с/х потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и др.).
Страхованию подлежат риски утраты (гибели) урожаев с/х культур, посадок многолетних насаждений и с/х животных в результате природных явлений, пожаров, заразных болезней и других событий. Установлен исчерпывающий перечень страховых случаев.
Страховщиками признаются лишь те организации, которые являются членами соответствующего профессионального объединения (по принципу ОСАГО). Помимо саморегулирования оно несет субсидиарную ответственность в случае банкротства одного из страховщиков.
Формируется ежегодный план с/х страхования.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г. Положения, касающиеся оказания господдержки по договорам с/х страхования в отношении с/х животных, применяются с 1 января 2013 г. Нормы об осуществлении объединением страховщиков компенсационных выплат действуют с 1 января 2014 г.
Постановление Правительства РФ от 22 июля 2011 г. N 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения"
В каком случае землю с/х назначения могут изъять у собственника?
Земельный участок из земель с/х назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке. Это возможно, если существенно снизилось плодородие земли или ухудшилась экологическая обстановка.
Определены критерии существенного снижения плодородия земель с/х назначения. Это снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15% или более, кислотности в кислых почвах (рНКСI) от 10%, подвижного фосфора (мг/кг почвы) и обменного калия (мг/кг почвы) на 25% или более. Также речь идет о повышении щелочности в щелочных почвах (рНН2O) минимум на 10%.
Условие - должны измениться не менее 3 из перечисленных критериев. При этом причиной такого снижения плодородия является нарушение установленных требований рационального использования земли.
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N253-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции"
Введена уголовная ответственность за неоднократную продажу алкоголя детям.
Приняты поправки к Закону о госрегулировании производства и оборота алкоголя, а также УК, УПК и КоАП РФ.
В КоАП РФ введено положение о розничной продаже несовершеннолетним алкогольной продукции, пива и напитков на его основе.
За это граждане наказываются штрафами от 3 до 5 тыс. руб., должностные лица - от 10 до 20 тыс. руб., организации - от 80 до 100 тыс. руб. либо приостановлением деятельности на срок до 90 суток.
В УК РФ введена норма о неоднократной продаже. Неоднократной продажей спиртного несовершеннолетним признается случай, когда продавец уже привлекался к административной ответственности за аналогичное деяние в течение 180 дней. За данное деяние полагается штраф до 80 тыс. руб. или в размере дохода осужденного за период до 6 месяцев либо исправительными работами на срок до 1 года. Также могут лишить права занимать некоторые должности (осуществлять определенную деятельность) на срок до 3 лет.
Установлено новое основание для приостановления действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции - розничная продажа алкоголя несовершеннолетним.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 1 июня 2011 г. N 79 "Об утверждении СанПин 2.3.2.2871-11 "Изменения к СанПин 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов""
Каков безопасный уровень содержания антибиотиков в мясе, молоке, яйцах и коровьем масле?
Уточнены гигиенические требования к безопасности пищевых продуктов.
Изменения носят юридико-технический характер и касаются содержания в продуктах антибиотиков.
Допустимые нормативы сохранились. Так, до 1 января 2012 г. в мясе, молоке, яйцах и коровьем масле содержание левомицетина (хлорамфеникола) не должно превышать 0,01 мг/кг, после указанной даты - 0,0003. ПДУ антибиотиков из тетрациклиновой группы в указанных продуктах составляет 0,01 мг/кг, бацитрацина - 0,02.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июля 2011 г. Регистрационный N21407.
Транспорт и связь
Приказ Федерального дорожного агентства от 27 июня 2011 г. N 157 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Федерального дорожного агентства, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации"
Акты Росавтодора, не нуждающиеся в госрегистрации, публикуются в Интернете
Определено, как публикуются и вступают в силу акты Росавтодора, признанные Минюстом России не нуждающимися в госрегистрации.
Они публикуются на сайте Агентства.
Данные акты вступают в силу с момента подписания (утверждения), если сами не устанавливают иной срок и (или) порядок.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июля 2011 г. Регистрационный N21400.
Информация, реклама и СМИ
Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных"
Как защищать тайну о персональных данных?
Приняты поправки в Закон о персональных данных, касающиеся мер по обеспечению безопасности персональных данных и законности при их обработке.
Определен исчерпывающий перечень случаев обработки персональных данных. Так, она осуществляется оператором: с согласия субъекта персональных данных; если необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги и др. Возможна также обработка сведений, доступ к которым для неограниченного круга лиц предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе.
Субъект может согласиться на обработку своих данных не только лично, но и через своего представителя. В этом случае оператор должен проверить полномочия последнего на дачу согласия от имени субъекта.
Подробно регулируются вопросы, связанные с поручением оператора обработать персональные данные другому лицу. В этом случае ответственность перед субъектом персональных данных за действия такого лица несет оператор. Лицо, исполняющее поручение оператора, ответственно перед ним.
Для того, чтобы обеспечить выполнение установленных обязанностей оператору предписывается принимать необходимые и достаточные для этого меры. Речь идет об назначении ответственных за организацию обработки персональных данных; внутреннем контроле (аудите) соответствия обработки законодательству и требованиям к защите персональных сведений; оценке вреда, который может быть причинен субъектам в случае нарушения последних, и др.
Поправки также требуют, чтобы операторы при обработке персональных данных принимали меры для их защиты от неправомерного (случайного) доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, иных неправомерных действий.
Обеспечить безопасность персональных данных возможно следующими мерами. Определять угрозы безопасности, оценивать эффективность мер по обеспечению последней до ввода информсистемы в эксплуатацию. Использовать средства защиты информации, прошедшие в установленном порядке процедуру оценки соответствия. Установить правила доступа к персональным данным и обеспечить регистрацию и учет всех действий, совершаемых со сведениями в информсистеме и др.
Граждане имеют право на возмещение морального вреда в случаях нарушения правил обработки персональных данных, требований к защите последних.
Поправки вступают в силу со дня официального опубликования. Действие положений всего Закона о персональных данных распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2011 г.
Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
Детскую психику защитят от "порочной рекламы"!
Установлены правовые основы и механизмы ответственности за невыполнение требований, касающихся защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Суд может прекращать распространение продукции СМИ, осуществляемое с нарушением указанных требований. Основание - заявление уполномоченного органа власти.
СМИ должны содержать знак информационной продукции (предупреждение).
Установлено, что госорганы должны принимать меры по защите ребенка от информации порнографического характера.
В КоАП РФ закреплены составы новых административных правонарушений. Так, установлена ответственность за невыполнение установленных требований распространения среди детей продукции СМИ, содержащей сведения, причиняющие вред их здоровью и развитию. Еще один состав - неприменение операторами, оказывающими телематические услуги связи в пунктах коллективного доступа к данным, распространяемым посредством информационно-телекоммуникационных сетей, технических, программно-аппаратных средств защиты.
Запрещено размещать рекламу в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным программам начального, основного и среднего общего образования, в школьных дневниках и тетрадях.
Еще одним новшеством стал запрет размещать рекламу информационной продукции, подлежащей возрастной классификации, без указания возрастной категории.
Также недопустимо распространять рекламу, содержащую запрещенную для размещения среди детей информацию, в детских образовательных, медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, учреждениях культуры, отдыха и оздоровления, а также на расстоянии 100 м от них.
В рекламе нельзя показывать несовершеннолетних в опасных ситуациях, в т. ч. побуждающих к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью.
Закон вступает в силу с 1 сентября 2012 г.
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Указ Президента РФ от 26 июля 2011 г. N 988 "О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации"
Бороться с экстремизмом будет специальная комиссия.
Образована Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в России. Утверждены составы комиссии и ее президиума.
В частности, в состав комиссии входят Министры культуры, обороны, образования и науки, регионального развития, юстиции, директора СВР, ФМС, председатель Следственного комитета РФ. Председатель комиссии - Министр внутренних дел России.
Названный орган готовит предложения Президенту и Правительству РФ по формированию госполитики, совершенствованию законодательства в области противодействия экстремизму. Он разрабатывает меры, проекты концепций, стратегий, программ и планов по противодействию экстремизму. Координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в названной сфере. Кроме того, комиссия участвует в международном сотрудничестве в рамках обозначенной проблемы.
Комиссия осуществляет свою деятельность на плановой основе в соответствии с регламентом, утверждаемым ее председателем.
Заседания проводятся не реже 1 раза в квартал. Они считаются правомочными, если присутствуют более половины членов.
Решение принимается большинством голосов. Оформляется протоколом.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 23 июня 2011 г. N 284 "О Порядке выбора контрольным органом кандидатуры руководителя временной администрации финансовой организации и ее членов, утверждения контрольным органом состава временной администрации финансовой организации, порядке и основаниях изменения состава временной администрации финансовой организации"
Состав временной администрации финансовой организации формируется из представителей СРО.
Для предупреждения банкротства финансовой организации контрольный орган может назначить в нее временную администрацию. Установлен порядок выбора кандидатуры ее руководителя и членов.
Претендент на должность главы временной администрации выдвигается СРО арбитражных управляющих. Последнюю контрольный орган выбирает из числа включенных в специальный список. Он публикуется на официальном сайте органа. Там же ежеквартально размещается объявление о приеме заявок СРО на внесение в список. Приведены требования к их содержанию.
Каждой заявке присваивается номер согласно очередности поступления. Выбор СРО из списка осуществляется в порядке возрастания номеров, начиная с первого. Ведется журнал выбора.
Отобранной СРО направляется предложение представить кандидата в руководители временной администрации из числа своих членов, давших согласие на это. Если в течение 3 рабочих дней ответа нет, соответствующее предложение направляется другой СРО (со следующим порядковым номером). При отказе представить кандидата СРО исключается из списка.
Одновременно контрольный орган направляет в СРО (профобъединение страховщиков), членом которой является финансовая организация, предложение выдвинуть претендентов в члены временной администрации (не более 3). Их также предлагает кандидат в руководители.
Состав временной администрации утверждается контрольным органом. Он может меняться по предложению ее руководителя или СРО финансовой организации (профобъединения страховщиков).
Напомним, что ранее кандидатуру руководителя временной администрации по запросу контрольного органа предлагал Росреестр.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июля 2011 г. Регистрационный N21396.
Основы государственно-правового устройства
Постановление Правительства РФ от 22 июля 2011 г. N 613 "О разработке, подключении и функционировании федеральных электронных приложений, за исключением электронного банковского приложения"
Определено, как разрабатываются и подключаются федеральные приложения универсальной электронной карты
С 2012 г. гражданам будут бесплатно выдаваться универсальные электронные карты.
Такая карта представляет собой материальный носитель, на котором зафиксированы сведения о ее пользователе. Она обеспечивает доступ к информации, необходимой, чтобы удостоверить права на получение государственных и муниципальных, а также иных услуг. Карта должна иметь федеральные электронные приложения. В их числе - полис обязательного медицинского страхования, свидетельство обязательного пенсионного страхования.
Закреплено, как разрабатываются, подключаются и функционируют федеральные приложения (кроме банковского).
Орган или организация, намеревающиеся использовать федеральное приложение при предоставлении услуг, направляют в Минэкономразвития России заявление и ряд других документов. Это касается случаев, когда данные услуги ранее не предоставлялись или оказывались без применения такого приложения. Заявитель направляет копии материалов в Минкомсвязь России, ФСБ России и ОАО "Универсальная электронная карта".
Предусмотрены 2 варианта. Первый - в идентификационное приложение включается дополнительная область данных. Второй - на карте размещается независимое федеральное приложение.
Минэкономразвития России создает специальную комиссию для принятия решений.
Установлено, как подключаются дополнительная область данных и независимое приложение.
Приказ Федерального дорожного агентства от 27 июня 2011 г. N 157 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Федерального дорожного агентства, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации"
Акты Росавтодора, не нуждающиеся в госрегистрации, публикуются в сети Интернет.
Определено, как публикуются и вступают в силу акты Росавтодора, признанные Минюстом России не нуждающимися в госрегистрации.
Они публикуются на сайте Агентства.
Данные акты вступают в силу с момента подписания (утверждения), если сами не устанавливают иной срок и (или) порядок.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июля 2011 г. Регистрационный N21400.
Бюджетная система
Федеральный закон от 20 июля 2011 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
Архангельской области выделены субсидии на ремонт автодорог общего пользования и дворовых территорий многоквартирных домов в Нарьян-Маре.
В федеральный бюджет на 2011 г. и плановый период 2012-2013 гг. внесены поправки.
Они не затрагивают основные характеристики федерального бюджета.
Перераспределены бюджетные ассигнования, утвержденные ведомственной структурой расходов на 2011 г. на осуществление инвестиций, на взносы в уставный капитал ОАО в рамках проекта ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 гг.".
В 2011 г. выделяются субсидии регионам на ремонт, в т. ч. капитальный, автодорог общего пользования административных центров субъектов Федерации и муниципальных районов Московской и Ленинградской областей, а также дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к ним.
Бюджету Архангельской области предусмотрены субсидии для Нарьян-Мара (Ненецкий автономный округ) на ремонт автодорог общего пользования в размере 5,032 млн руб. и дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к ним в сумме 10,063 млн руб.
Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Распоряжение Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 1275-р
Электронный бюджет: еще не реальность, но уже не миф.
Одобрена Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Система должна обеспечить прозрачность, открытость и подотчетность деятельности органов власти, а также повысить качество финансового менеджмента организаций сектора госуправления.
Так, с ее помощью планируется обнародовать плановые и фактические результаты работы сектора в сфере управления общественными финансами. Размещать информацию об активах и обязательствах публично-правовых образований. Своевременно отражать в электронном виде все совершаемые финансово-хозяйственные операции.
Предполагается, что доля юридически значимого электронного документооборота в финансово-хозяйственной деятельности федеральных организаций сектора госуправления составит не менее 70%.
Благодаря новой системе время формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности указанных организаций сократится в 1,5 раза, а ее обработки - на 30%.
Каждому пользователю хотят предоставлять интерактивный доступ к информационным ресурсам системы вне зависимости от его территориальной удаленности через схему "личных кабинетов". Планируется разработать регламенты и форматы внутри- и межведомственного взаимодействия.
Возможно, будет централизованно вестись электронный бухучет в рамках публично-правового образования (формирование единой главной книги).
Планируется создать единый портал бюджетной системы России. На нем, в частности, будут размещаться сведения о прогнозных и фактических поступлениях бюджетных доходов, о финансовом состоянии публично-правовых образований, о расходах на реализацию государственных и муниципальных программ.
Предполагается, что система заработает в полную силу к 2015 г.
Выборы, избирательная система, референдум
Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов"
Досрочное прекращение полномочий депутатов и замещение освободившихся мандатов: что изменилось?
Уточнен порядок досрочного прекращения полномочий депутатов и замещения соответствующих вакантных мандатов.
Так, установлено, в течение какого срока принимается решение о досрочном прекращении депутатских полномочий.
По общему правилу он составляет 30 дней с даты появления основания. Если оно возникло между сессиями, то для регионов и муниципалитетов крайний срок - 3 месяца с соответствующего момента, для Государственной Думы - 30 дней с даты начала очередной сессии.
Полномочия депутатов, избранных в составе списка кандидатов, могут прекращаться досрочно. В таких случаях вакантный мандат передается организующим выборы избиркомом в порядке, предусмотренном законом. Последний может устанавливать следующее.
Коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения предлагает кандидатуру из списка/региональной группы/части списка, не относящейся к какой-либо региональной группе, в которые входил утративший мандат депутат. Это нужно сделать в течение 14 дней с даты принятия решение о прекращении полномочий.
Также законом может быть предусмотрено, что лицо, зарегистрированное в качестве кандидата и включенное в соответствующий список, вправе участвовать в замещении (получении) депутатских мандатов не более 2 раз.
Закреплены основания для исключения из списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов или которому они переданы. К ним, в частности, относятся утрата зарегистрированным кандидатом пассивного избирательного права, признание его безвестно отсутствующим (объявление умершим), вступление в члены иной политической партии.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 262-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части уточнения требований к голосованию вне помещения для голосования и к иным вопросам организации голосования"
Ужесточаются требования к голосованию вне специального помещения.
Изменения касаются организации голосования на выборах и референдумах.
Период выдачи открепительных удостоверений, устанавливаемый законом, не может составлять менее 30 суток. Он должен заканчиваться в тот день, который предшествует дате голосования.
Прежде обращения о предоставлении возможности проголосовать вне специального помещения нужно было подавать не позднее чем за 4 часа до окончания времени голосования. Этот срок увеличивается до 6 часов.
Если члены участковой избирательной комиссии будут проводить голосование вне специального помещения, то ее председатель должен сделать следующее. Предложить членам комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при таком голосовании.
Ограничивается общее число бюллетеней, выдаваемых на выезд (выход). Оно не может превышать количество полученных обращений более чем на 5%, но должно составлять не менее 2 бюллетеней.
Ранее участковая комиссия сама определяла количество необходимых ей переносных ящиков для голосования. Теперь по общему правилу соответствующее решение принимается вышестоящей комиссией.
Ограничивается и максимальное количество переносных ящиков, используемых в день голосования. Оно зависит от числа зарегистрированных избирателей (участников референдума). До 501 человека - 1 ящик. От 501 до 1 001 - 2. Более 1 000 - 3 ящика. В некоторых случаях ограничение можно превысить, но не более чем на 1 ящик.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Поправки применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после указанного дня.
Федеральный закон от 23 июля 2011 г. N 259-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Формы подписных листов унифицированы.
Приняты поправки, направленные на унификацию формы подписных листов.
Если внесены изменения в устав политической партии, федеральный уполномоченный орган размещает в Интернете обновленный текст этого документа. Срок - 5 дней. Кроме того, устав направляется в ЦИК России в течение 5 дней.
Уточнены случаи, когда избирательное объединение и выдвинутые им кандидаты представляют в избирательную комиссию заверенную копию устава.
Собирать подписи в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума может лицо, достигшее 18 лет и не признанное судом недееспособным.
Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов в депутаты Госдумы, на должность Президента РФ, порядок его заполнения и заверения, а также проверки подписей избирателей и основания признания их недостоверными и (или) недействительными устанавливаются федеральным законом.
В отношении членов выборного органа местного самоуправления форма подписного листа и вышеуказанный порядок определяется законом региона.
В подписном листе отражают сведения о судимости кандидатов, принадлежности к политической партии и иному общественному объединению.
Определено, какие данные избиратель, участник референдума указывают в подписном листе. Избирателям разрешено ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, их списков, но только 1 раз в отношении одного и того же кандидата.
Регламентирован порядок проверки подписных листов. Установлено, какие подписи являются достоверными, недостоверными и недействительными.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 594 "О внесении изменений в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий"
Уточнены правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий приведены в соответствие с законодательством.
Теперь в трудовой стаж также включается период прохождения службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
К уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование , в частности, приравнивается уплата ЕНВД для определенных видов деятельности. Это подтверждается свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами. Ранее речь шла только о таком свидетельстве.
Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 581 "О переносе выходных дней в 2012 году"
В следующем году на 8 Марта, Первомай и День России будем отдыхать 3 дня подряд, и 31 декабря тоже будет выходным.
В 2012 г. решено перенести выходные дни с воскресенья 11 марта на пятницу 9 марта и с субботы 28 апреля на понедельник 30 апреля. Вместо субботы 9 июня выходным будет понедельник 11 июня. В субботу 29 декабря придется поработать за 31 декабря.
Таким образом, в 2012 г. на Женский день, Первомай и День России жители страны будут отдыхать 3 дня подряд. А новогодние каникулы растянутся на 10 дней - с 30 декабря по 8 января.
Семейное право
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 июня 2011 г. N 473н "О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н"
Какие еще документы нужно представлять для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью?
Принят Закон, уточняющий срок назначения единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
В соответствие с ним приведены порядок и условия назначения и выплаты госпособий гражданам, имеющим детей.
Уточнен перечень документов, необходимых для назначения и выплаты названного пособия. Речь идет о тех, которые подтверждают отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими (им) детей. В частности, предъявляется решение суда об установлении факта отсутствия родительского попечения над ребенком (в т. ч. в связи с болезнью родителей). Согласно поправкам, предъявляется указанный документ или решение об исключении сведений о родителе (лях) из актовой записи о рождении ребенка.
Кроме того, теперь необходимо также представлять акт об оставлении ребенка матерью, которая не предъявила документ, удостоверяющий ее личность, в медорганизации, где проходили роды или куда она обратилась после них. Это касается и свидетельства о рождении, в строках "мать" и "отец" которого стоят прочерки.
Установлено, что днем обращения за пособием считается тот, когда уполномоченный орган принял соответствующее заявление (при пересылке по почте - дата отправки на почтовом штемпеле). Если представлены не все необходимые документы, упомянутый орган дает заявителю письменное разъяснение, какие материалы следует собрать дополнительно. Если документы будут представлены в течение 6 месяцев после получения такого разъяснения, днем обращения за единовременным пособием считается дата приема (регистрации) соответствующего заявления (дата отправки на почтовом штемпеле).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 июля 2011 г. Регистрационный N21373.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
Определены основные цели, принципы и формы государственной поддержки инновационной деятельности.
Законодательно определяются следующие понятия. Инновации. Коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов. Инновационные проект, инфраструктура, деятельность.
Закрепляются основные цели, принципы и формы государственной поддержки инновационной деятельности.
К субъектам такой поддержки отнесены Российская Федерация, регионы, органы исполнительной власти, а также соответствующие организации.
Предусмотрены, в частности, следующие формы. Льготы по налогам, сборам, таможенным платежам. Предоставление образовательных услуг. Информационная и консультационная поддержка. Содействие в формировании проектной документации. Финансовое обеспечение (включая субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал). Формирование спроса на инновационную продукцию. Реализация программ, подпрограмм. Поддержка экспорта. Обеспечение инфраструктуры.
Поддержка в указанных формах может быть оказана муниципальными органами.
Установлено, как оценивается эффективность расходования бюджетных средств, направляемых на поддержку инновационной деятельности.
Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Федеральный закон от 20 июля 2011 г. N 249-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения правового статуса фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности"
Уточнен статус фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Упорядочена система фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, которые могут получать налоговые льготы. Установлены особенности их правового статуса.
Уточнено понятие гранта. Соответствующие денежные средства можно направлять на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов.
Научная, научно-техническая, инновационная деятельность может финансироваться Россией, субъектами Федерации, а также физическими и юридическими лицами.
Кроме того, юридическим и физическим лицам предоставлена возможность создавать негосударственные фонды.
Государственные фонды могут создаваться в форме бюджетных и автономных учреждений. Определена структура органов управления.
Закреплены общие положения о конкурсе научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов. Установлены требования к экспертизе заявок.
Отчет о деятельности государственного фонда размещается на его Интернет-сайте.
Внесен ряд изменений в НК РФ. В частности, к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли, отнесены средства, полученные из фондов. Речь также идет о тех, которые поступили на формирование последних. Они относятся к средствам целевого финансирования.
Закон вступает в силу с 1 октября 2011 г., за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки.
Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 603 "О признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации"
Норму часов педагогической работы за ставку зарплаты устанавливает Минобрнауки России.
Полномочия по установлению продолжительности рабочего времени педагогических работников были переданы от Правительства РФ Минобрнауки России. В связи с этим утратило силу соответствующее правительственное постановление.
Следует отметить, что норма часов педагогической работы за ставку заработной платы определена приказом указанного Министерства от 24 декабря 2010 г. N 2075.
Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 599 "О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации"
С 1 июля 2012 г. купить кодеинсодержащие таблетки от кашля можно будет только по рецепту.
Оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров контролируется государством. Установлено, что в отношении препаратов с малым их количеством применяются те же меры, что и к обороту содержащихся в них наркотических (психотропных) веществ или их прекурсоров.
Это не касается лекарств, в составе которых помимо вышеперечисленных имеются иные фармакологически активные вещества. Такие препараты лишь запрещено пересылать по почте или в виде гуманитарной помощи (кроме направления по решению Правительства РФ в конкретные регионы при чрезвычайных ситуациях).
Порядок отпуска указанных лекарств гражданам устанавливает Минздравсоцразвития России по согласованию с ФСКН России. При этом с 1 июля 2012 г. вводится рецептурный отпуск препаратов с малым содержанием кодеина или его солей. Следует отметить, что указанное вещество входит, в частности, в состав таблеток от кашля.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.
Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 590 "О Министерстве культуры Российской Федерации"
Упразднена Росохранкультура: что изменилось?
Утверждено новое положение о Минкультуры России.
Министерство является федеральным органом исполнительной власти. Как и прежде, оно вырабатывает и реализует госполитику и нормативно-правовое регулирование в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в т. ч. археологического наследия), кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав. Управляет госимуществом, оказывает госуслуги в названной области и др.
Упразднена Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. Полномочия Росохранкультуры переданы Министерству. В связи с этим увеличилась предельная штатная численность госслужащих и работников центрального аппарата Минкультуры РФ в 2011 г. с 318 до 399, в 2012 г. - с 302 до 379, в 2013 г. - с 268 до 336 человек, а число сотрудников территориальных органов в 2011 г. составит 199 граждан, в 2012 г. - 188, в 2013 г. - 168.
Определено, что Министр культуры РФ может иметь до 5 заместителей, в т. ч. 1 статс-секретаря. В структуре центрального аппарата Министерства могут работать до 11 департаментов по основным направлениям деятельности.
Установлено местонахождение центрального аппарата названного органа.
Прежнее положение о Минкультуры России и положение о Росохранкультуре утратили силу.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. N 19-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статей 19, 21 и 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки А.В. Матюшенко"
Не за всякую судебную ошибку судью можно лишить полномочий.
Предметом проверки КС РФ стал вопрос о досрочном прекращении полномочий судьи за нарушения, допущенные при принятии судебного акта.
Такая мера предусмотрена законодательством в качестве дисциплинарной ответственности судьи.
По мнению КС РФ, положения, регламентирующие этот вопрос, являются конституционными.
По их смыслу не предполагается, что подобную меру можно применить за судебную ошибку, если судья действовал в рамках судейского усмотрения и не допустил грубого нарушения норм материального или процессуального права.
Как пояснил КС РФ, законодатель по сути выделяет 2 вида судебных ошибок.
К первой категории относятся неумышленные ошибки ординарного характера.
Речь идет о тех из них, которые являются следствием в т. ч. неверной оценки доказательств по делу либо неправильного применения нормы права. Если такие нарушения закона не носят систематический характер, не обусловлены намеренным отступлением от морально-этических норм и не дискредитируют судебную власть, они не могут расцениваться как проявление недобросовестного отношения судьи к своим обязанностям.
Соответственно, подобные нарушения - не основание для применения указанной ответственности.
Таким основанием признается второй вид судебных ошибок - тех, которые являются следствием некомпетентности или небрежности судьи, т. е. недобросовестного исполнения им функции по отправлению правосудия, которое приводит к искажению принципов судопроизводства и грубому нарушению прав участников процесса.
Подобные нарушения могут являться основанием для применения к судье дисциплинарной ответственности как за однократное грубое нарушение, так и за систематические нарушения.
При этом последние могут и не носить характера грубых, но в совокупности давать основания для вывода о явной недобросовестности или профессиональной некомпетентности судьи.
КС РФ также отметил, что федеральный законодатель может установить более широкий перечень видов дисциплинарных санкций, уточнить составы дисциплинарных проступков, а также основания привлечения судей к дисциплинарной ответственности.
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Постановление Конституционного Суда РФ от 19 июля 2011 г. N17-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 5 части первой статьи 244.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ю. Какуева"
Компенсации за судебную волокиту: когда заявление могут вернуть, не проводя открытое заседание?
Внимание КС РФ привлек вопрос, касающийся одного из оснований, по которому возвращается заявление о присуждении компенсации за судебную волокиту.
В качестве такого ГПК РФ предусматривает случай, когда фактические сроки судопроизводства по делу (или исполнения судебного постановления) с очевидностью свидетельствуют о том, что нарушения нет.
Дело в том, что наличие или отсутствие такого основания устанавливается судьей без проведения открытого разбирательства и рассмотрения дела по существу.
КС РФ счел, что положение, закрепляющее подобное основание, конституционно.
Между тем он отметил, что по своему смыслу оно не предполагает, что заявление можно вернуть (со ссылкой на названное основание) в тех случаях, когда наличие или отсутствие нарушения права на судопроизводство в разумный срок невозможно определить простым календарным сопоставлением реальной и нормативной продолжительности рассмотрения дела.
Названная нормативная продолжительность - совокупность установленных процессуальным законодательством сроков рассмотрения дел в пройденных заявителем судебных инстанциях.
Подобный возврат заявления недопустим, когда требуется исследовать обстоятельства материального правоотношения, оценка которых возможна только при рассмотрении и разрешении дела по существу в заседании.
Как пояснил КС РФ, понятие "разумный срок судебного разбирательства" нормативно не определено. Оно носит оценочный характер. Мера разумной продолжительности судопроизводства не может быть одинаковой для всех дел.
Вместе с тем законодательство предусматривает процессуальные сроки рассмотрения дел.
Их нарушение само по себе не должно расцениваться как единственный критерий для разрешения дел о таких компенсациях. Учитываются также сложность дела; достаточность, эффективность действий суда и т. д.
С учетом этого проведение разбирательства требуется, в частности, если разумность срока может быть определена исключительно путем анализа подобных индивидуальных особенностей конкретного дела.
Если же процессуальные сроки не превышены (т. е. если совокупно дело было разрешено в пределах нормативного периода), у суда, который решает вопрос о принятии заявления о компенсации, есть основания считать, что и разумный срок не нарушен.
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Федеральный закон от 20 июля 2011 г. N250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Как накажут организаторов незаконных азартных игр?
Установлена уголовная и административная ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая Интернет, средств связи, в т. ч. подвижной, либо без специального разрешения (лицензии) на такую деятельность в игорной зоне, букмекерских конторах и тотализаторах. За данное деяние предусмотрено наказание в виде штрафа, обязательных работ, ограничения или лишения свободы.
Усилена ответственность за преступления экстремистской направленности. Санкции за соответствующие деяния дополнены наказанием в виде лишения права занимать конкретные должности или осуществлять определенную деятельность. Увеличены сроки этого вида наказания.
Так, за публичные призывы к экстремистской деятельности можно лишить права занимать конкретные должности или осуществлять определенную деятельность до 3 лет, а если при этом использовались СМИ - до 10 лет (ранее - до 3 лет). Скорректировано наказание за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, за организацию экстремистского сообщества.
Постановление Конституционного Суда РФ от 19 июля 2011 г. N18-П "По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 135 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.С. Шашарина"
Всем реабилитированным - равные права в выборе подсудности при обращении за возмещением вреда!
Если уголовное преследование гражданина прекращено или он оправдан, за ним признается право на реабилитацию.
В таком случае он может претендовать на возмещение ему имущественного вреда. Для этого ему необходимо обратиться с подобным требованием в определенный суд.
Согласно правилам, закрепленным УПК РФ, такому гражданину предоставляется выбор.
Он может обратиться как в суд, постановивший приговор, так и в суд по адресу своего жительства или по месту нахождения органа, вынесшего решение о реабилитации.
Между тем если уголовное дело прекращено или приговор изменен вышестоящим судом, требование направляется в суд, постановивший приговор.
КС РФ пришел к выводу, что в этих правилах есть нарушение конституционных предписаний.
Приведенные нормы неконституционны в той мере, в какой они не позволяют лицу обратиться с названным требованием в суд по месту жительства в том случае, когда уголовное дело было прекращено или приговор был изменен вышестоящим судом.
Как разъяснил КС РФ, данные положения по сути закрепляют разные правила для одной и той же категории лиц.
По их смыслу получается, что реабилитированные, чье уголовное дело прекращено или приговор в отношении которых изменен вышестоящим судом, лишены возможности выбрать по своему усмотрению суд, в котором будет решен вопрос о возмещении им имущественного вреда.
В то же время иным реабилитированным гражданам такая возможность предоставлена.
Таким образом, лица, обладающие единым статусом реабилитированных, оказываются в неравных условиях при определении подсудности вопроса о возмещении им вреда, поскольку те из них, чье уголовное дело прекращено или приговор изменен вышестоящим судом, лишены права выбрать территориально доступный суд.
У подобной дифференциации в правах одной и той же категории лиц нет объективного и разумного оправдания. С учетом этого положения нарушают конституционный принцип равенства.
Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2011 г. N16-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 части первой статьи 24 и пункта 1 статьи 254 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Александрина и Ю.Ф. Ващенко"
В случае смерти подозреваемого (обвиняемого) уголовное дело можно закрывать только с согласия его родственников.
Уголовное дело прекращается (в т. ч. в судебном заседании) в случае смерти подозреваемого (обвиняемого). Исключение - случаи, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего.
Эти положения УПК РФ неконституционны в той мере, в какой они позволяют прекратить уголовное дело в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого) без согласия его близких родственников.
Если дело закрывается в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого), то завершается и дальнейшее доказывание его виновности. Но подозрение или обвинения с него не снимается. Напротив, по существу констатируется, что преступление совершено конкретным лицом, от уголовного преследования которого отказываются по причине его смерти. Тем самым оно без вступившего в силу приговора суда фактически признается виновным. Это нарушает принцип презумпции невиновности.
УПК РФ не предоставляет каким бы то ни было лицам возможности защищать интересы умершего подозреваемого (обвиняемого). Процессуальные решения, затрагивающие права последнего и его близких родственников, принимаются дознавателем, следователем или судом (т. е. без участия стороны защиты).
Близкие родственники умершего не могут добиваться его реабилитации, защиты чести и доброго имени (в т. ч. собственного), а также возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием.
Если близкие родственники настаивают на продолжении производства по делу, оно должно быть рассмотрено в суде.
В федеральное законодательно надлежит внести соответствующие изменения. В частности, нужно конкретизировать перечень лиц (помимо близких родственников), которые могут настаивать на продолжении производства по делу. Необходимо определить их правовой статус.