Версия от 23 июля 2011 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Гражданское право, приватизация
Антимонопольное законодательство
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Строительство, градостроительство и архитектура
Транспорт и связь
Страховая деятельность
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Основы государственно-правового устройства
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Административные правонарушения, административная ответственность
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"
Очередные поправки к НК РФ: вопросы постановки на учет, обложения НДС и налогом на прибыль.
Предусмотрена возможность направлять налогоплательщикам в электронном виде справки о состоянии расчетов по налогам, свидетельства (уведомления) о постановке на учет и снятии с него.
Скорректирован порядок обложения НДС. В частности, уточнены нормы о месте реализации товаров, работ и услуг. Расширен перечень операций, освобождаемых от обложения. Так, в него включено страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков. Уточнен порядок определения налоговой базы (в частности, при оплате товаров (работ, услуг) в размере, эквивалентном определенной сумме в иностранной валюте или у. е.).
Расширены основания применения нулевой ставки НДС. Это касается перевозок ж/д транспортом и реализации товаров (работ, услуг) для официального использования работающими в России международными организациями и их представительствами. Уточнен порядок подтверждения права на получение возмещения налога.
Предусмотрено выставление корректировочных счетов-фактур при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Расширен перечень случаев, когда принятые ранее к вычету суммы НДС подлежат восстановлению (при уменьшении стоимости отгруженных товаров; дальнейшем их использовании для операций, облагаемых по нулевой ставке; получении субсидий на возмещение затрат по уплате налога). Скорректированы правила применения налоговых вычетов и процедура представления банковской гарантии при заявительном порядке возмещения НДС.
Ряд изменений касается налога на прибыль. Так, предусмотрена специальная схема учета субсидий, выделяемых на развитие кооперации вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства. Уточнен порядок учета бюджетных ассигнований, полученных организациями кинематографии.
Вводится госпошлина за повторную выдачу свидетельства о постановке на налоговый учет (200 руб.).
Федеральный закон вступает в силу через месяц после его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Для отдельных положений предусмотрены иные сроки введения в действие.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности"
Усиливаются налоговые стимулы для благотворительности.
Цель изменений - усовершенствовать налогообложение в отношении некоммерческих организаций и благотворительности.
Расширяется перечень услуг, реализация которых освобождается от НДС.
Прежде к ним в том числе относились услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, оказываемые только государственными и муниципальными учреждениями. Это ограничение снимается.
В перечень вошли также следующие услуги. Социальное обслуживание несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов занятости. Выявление граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве. Организация и проведение физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Подбор и подготовка граждан, пожелавших стать опекунами или попечителями.
Теперь при определенных условиях от НДС освобождаются безвозмездные производство и (или) распространение социальной рекламы. Расходы организаций, связанные с оказанием таких услуг, учитываются в целях налогообложения прибыли. От НДС освободили ввоз гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга для неродственной трансплантации, а также некоторых незарегистрированных лекарств. Речь идет о тех, которые необходимы, чтобы оказывать медицинскую помощь по жизненным показаниям конкретных пациентов.
Дополняется перечень доходов, не облагаемых НДФЛ. В частности, в него включаются выплаты на возмещение некоторых расходов добровольцев, безвозмездно выполняющих работы и оказывающих услуги.
Некоммерческим организациям разрешается создавать резерв предстоящих расходов, связанных с предпринимательской деятельностью и учитываемых при налогообложении прибыли. Это не касается госкорпораций, госкомпаний, объединений юрлиц.
Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Для некоторых положений предусмотрен иной срок.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 234-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"
Уточнены основания, при которых освобождаются от страховых взносов выплаты за деятельность в студенческом отряде.
Приняты поправки к Закону о страховых взносах в ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС.
Они касаются плательщиков страховых взносов, производящих выплаты в пользу обучающихся в образовательных учреждениях среднего, высшего профобразования по очной форме обучения за определенную деятельность. Речь идет об осуществляемой в студенческом отряде работе по трудовым или гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг.
Закреплено условие, при котором они освобождаются от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Так, необходимо, чтобы студенческий отряд был включен в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся господдержкой.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения"
Совершенствуется механизм контроля за трансфертными ценами.
Поправки касаются налогового контроля за трансфертными (т. е. внутрифирменными) ценами. В НК РФ включается новый раздел, посвященный данному вопросу.
Пересмотрено понятие взаимозависимых лиц. Существенно расширяется их перечень. В частности, таковыми признаются организации, в каждой из которых доля прямого или косвенного участия одного и того же лица превышает 25%. Организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляются одним и тем же человеком. Организации и (или) физлица, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации превышает 50%, и т. д.
Установлено, когда сделки между взаимозависимыми лицами контролируются. Например, если доходы по сделкам за календарный год превышают 1 млрд руб. (за 2012 г. - 3 млрд руб., за 2013 г. - 2 млрд руб.). Если хотя бы одна из сторон является резидентом особой экономической зоны, в которой предусмотрены специальные льготы по налогу на прибыль, а другая нет (при этом доход по сделкам за указанный период превышает 60 млн руб.).
Закреплено, как определяется соответствие цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами, рыночным. Предусмотрены следующие методы: сопоставимых рыночных цен; цены последующей реализации; затратный; сопоставимой рентабельности; распределения прибыли.
Налогоплательщики обязаны уведомлять о контролируемых сделках, совершенных за год.
Крупнейшие налогоплательщики могут заключить с ФНС России соглашение о ценообразовании. Срок - не более 3 лет с возможностью продлить максимум на 2 года.
Взыскивается штраф (не менее 30 тыс. руб.), если налог не уплачен (внесен неполностью) из-за того, что в контролируемых сделках применяются несопоставимые коммерческие и (или) финансовые условия. К ответственности будут привлекать также в следующих случаях. Если уведомление об указанных сделках не представлено в срок. Если в нем содержатся недостоверные сведения. Санкции - штраф в размере 5 тыс. руб.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении месяца со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 12 июля 2011 г. N 562 "Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита"
Инвестиционный налоговый кредит: расширен список энергоэффективных объектов и технологий.
Организация, вкладывающая в создание объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, вправе получить инвестиционный налоговый кредит.
Пересмотрен перечень таких объектов и технологий. Он включает 56 наименований (ранее - 4).
В него, в частности, вошли объекты и технологии по производству высокотемпературных сверхпроводников, легковых автомобилей, картона, бумаги, целлюлозы, синтетического каучука, удобрений, электроферросплавов, по освещению на основе светодиодов. Также речь идет об оптимизации режима работы тепловых сетей и электросетей, автоматизации процессов нагрева в печах различного назначения, трубопроводной транспортировке газа и нефти и др.
Напомним, что указанный кредит позволяет в течение определенного срока и в установленных пределах уменьшать налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой его суммы и начисленных процентов. Он предоставляется по налогу на прибыль, а также региональным и местным налогам. Сумма кредита составляет 100% стоимости оборудования, приобретенного для создания названных объектов и технологий.
Приказ Федеральной налоговой службы от 9 июня 2011 г. N ММВ-7-6/362@ "Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"
Изменились формы для представления в налоговую некоторых сведений.
В новой редакции изложены формы, по которым в налоговый орган представляются сведения об открытии (закрытии) счета (в т. ч. лицевого), об участии в российских и иностранных организациях, о реорганизации или ликвидации.
Они существенно не изменились.
Так, дополнительно указываются e-mail лица, подтверждающего достоверность и полноту представляемых сведений, дата принятия решения о ликвидации (реорганизации). Предусмотрены новые формы последней: разделение и выделение с одновременным присоединением.
Вместо формы N С-09-3 "Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения организации" вводятся следующие.
Форма N С-09-3-1. По ней информируется о создании в нашей стране обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о них.
Форма N С-09-3-2 предназначена для уведомления об обособленных подразделениях российской организации в нашей стране, через которые прекращается ее деятельность (которые ею закрываются).
Установлены порядок заполнения новых документов, а также их электронный формат.
Закреплен порядок представления организациями и ИП, а также частными нотариусами и адвокатами, учредившими свои кабинеты, соответствующих сообщений.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 июля 2011 г. Регистрационный N 21307.
Письмо Федеральной налоговой службы от 19 июля 2011 г. N ЕД-4-3/11583@ "Исчисление налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых"
НДПИ в отношении нефти: данные для расчета за июнь 2011 г.
С 1 января 2007 г. ставка НДПИ в отношении нефти, составляющая 419 руб. за 1 т добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв).
Приводятся данные, применяемые для расчета НДПИ в отношении нефти, за июнь 2011 г. При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 111,95 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 27,9846 значение Кц определено как 10,3950 (в мае 2011 г. - 10,3241). Значение Кв определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Данные, применяемые для расчета НДПИ за май 2011 г., приведены в письме ФНС России от 16 июня 2011 г. N ЕД-4-3/9530@.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 233-ФЗ "О ратификации Договора об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним"
ЕврАзЭС: что сделано для обеспечения единообразного применения международных договоров, заключенных в рамках ТС?
Ратифицирован Договор об обращении в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов по спорам в рамках ТС и особенностях судопроизводства по ним.
Договор подписан в Москве 9 декабря 2010 г. и направлен на обеспечение единообразного применения международных договоров, заключенных в рамках ТС.
Им установлены процессуальные особенности рассмотрения указанным судом дел по заявлениям об оспаривании актов, действий (бездействия) Комиссии ТС. Основанием для оспаривания является несоответствие последних международным договорам, заключенным в рамках ТС, повлекшее нарушение предоставленных прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в сфере экономической деятельности.
Действие акта Комиссии ТС (его отдельных положений), признанного Судом не отвечающим международным соглашениям, приостанавливается с даты вступления в силу его решения. Акт (его отдельные положения) приводится Комиссией ТС в указанное соответствие.
Суд не рассматривает требования о возмещении убытков, а также иные, имеющие имущественный характер.
Договор также определяет порядок обжалования решений Коллегии Суда ЕврАзЭС.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 231-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Договор о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года"
Протокол о новых правилах вступления в силу решений Комиссии ТС ратифицирован.
Ратифицирован Протокол о внесении изменений и дополнений в Договор о Комиссии ТС. Он подписан 9 декабря 2010 г.
Протокол предусматривает, что комиссия вправе создавать координационные и консультативные органы. Цель - рассмотрение предложений и согласование позиций стран ТС по отдельным вопросам, а также подготовка соответствующих рекомендаций для себя.
Ранее решения комиссии, имеющие обязательный характер, вступали в силу не ранее чем через месяц с даты их официального опубликования.
Протоколом установлен новый срок - по истечении 30 дней после указанной даты. При этом в исключительных случаях, требующих оперативного урегулирования, в решении может быть определен иной срок. Условие - день вступления в силу не должен быть ранее даты официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 12 июля 2011 г. N 565 "Об утверждении перечня товаров, в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления"
Какие товары можно перерабатывать для внутреннего потребления?
Установлен перечень товаров, которые можно перерабатывать для внутреннего потребления.
В частности, в него вошли схемы электронные интегральные (код ТН ВЭД ТС 8542), конденсаторы электрические постоянные, переменные или подстроечные (8532), двигатели постоянного тока мощностью не более 37,5 Вт (8501 10 990 0), накладки тормозных колодок (6813 81 000 0).
Некоторые из таких товаров разрешено перерабатывать в течение 3 лет со дня вступления в силу постановления. Речь идет о прочих красящих веществах и препаратах (3206 49 800 0), краске полиграфической прочей (3215 19 000 0), поликарбонатах прочих (3907 40 000 9). Также это войлок или фетр пропитанные, с покрытием, дублированные, прочие (5602 90 000 0).
Постановление вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования.
Гражданское право, приватизация
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений"
Уточнены некоторые вопросы деятельности автономных учреждений.
Скорректированы отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений.
Расширен перечень сфер, в которых создаются автономные учреждения. Речь идет о физической культуре и спорте (работа с детьми и молодежью).
Автономным учреждением может быть многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного (муниципального) учреждения, должно включать указание на ее тип.
При изменении типа государственное (муниципальное) учреждение вправе осуществлять деятельность согласно его уставу на основании лицензии, свидетельства о госаккредитации и т. п. до окончания срока их действия. Речь идет о документах, выданных до таких преобразований.
Определены особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями.
Расходы, финансируемые за счет субсидий из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания, осуществляются без представления в УФК, в региональный или муниципальный финансовый орган документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, в случае открытия лицевых счетов в указанных органах.
Установлены особенности санкционирования субсидий, предоставляемых на иные цели, а также бюджетных инвестиций.
Автономным учреждениям предоставлено право исполнять публичные обязательства перед физлицами в денежной форме.
Не использованные в текущем году остатки средств, предоставленных автономным учреждениям из бюджета на финансирование выполнения госзадания и на иные цели, перечисляются в соответствующий бюджет.
Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, кроме положений, для которых предусмотрен иной срок.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов"
Правовое регулирование деятельности ООО и АО: поправки.
Внесенные поправки касаются процедуры уменьшения уставного капитала ООО, а также защиты прав их кредиторов. Часть изменений затрагивает АО.
О решении уменьшить свой уставный капитал ООО должно сообщить регистрирующему органу. Срок - 3 рабочих дня с момента его принятия. При этом уведомлять каждого кредитора не нужно. Такая информация также публикуется в соответствующем СМИ (дважды с периодичностью 1 раз в месяц).
При этом у кредиторов ООО сохраняется право потребовать от общества досрочного исполнения обязательств, а при невозможности этого - их прекращения и возмещения возникших убытков. Срок - 30 дней с даты опубликования последнего уведомления. Исковая давность для обращения в суд с данным требованием составляет 60 дней.
Суд вправе отказать кредитору в удовлетворении заявленных требований в 2 случаях. Во-первых, если ООО докажет, что в результате уменьшения уставного капитала права кредиторов не нарушаются. Во-вторых, предоставленное обеспечение достаточно для надлежащего исполнения соответствующих обязательств.
Годовой отчет ООО теперь должен содержать раздел о состоянии его чистых активов.
Предусмотрены меры по поддержанию чистых активов на уровне не ниже уставного капитала. В противном случае ООО должно уменьшить размер последнего либо ликвидироваться.
АО освобождены от ежеквартального представления в регистрирующий орган сведений о стоимости своих чистых активов. Соответственно, теперь они не вносятся в ЕГРЮЛ.
В то же время АО обязаны обеспечить любому заинтересованному лицу доступ к информации об этой стоимости. Аналогичное требование введено и в отношении ООО.
С 1 января 2013 г. ведется Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц. В него включаются сведения, публикуемые в соответствии с законодательством о госрегистрации организаций, и некоторые другие. Они размещаются в Интернете.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением некоторых положений, для которых установлены иные сроки.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
ФГУП можно преобразовывать в автономные некоммерческие организации.
Автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юрлица другой организационно-правовой формы.
Если учредителем автономной некоммерческой организации является Россия, субъект Федерации или муниципальное образование, то порядок участия их представителей в органах управления этого юрлица устанавливают Правительство РФ, региональные власти или муниципалитеты.
Унитарные предприятия можно преобразовывать в государственные или муниципальные учреждения, ФГУП - в автономную некоммерческую организацию.
Установлены механизмы такого преобразования. Соответствующее решение могут принимать Правительство РФ, уполномоченный орган власти субъекта Федерации или местного самоуправления.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Пересмотрены правила ГК РФ о франчайзинге.
Поправки касаются договора коммерческой концессии (франчайзинга).
В договоре разрешается предусмотреть следующие обязательства пользователя. Реализовывать (в т. ч. перепродавать) произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги по установленным правообладателем ценам. Не реализовывать (не оказывать, не выполнять) аналогичную продукцию (работы, услуги) с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей. Продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги только в границах определенной территории.
Некоторые условия договора считаются ничтожными. Речь идет об обязательстве продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги только лицам, находящимся или проживающим на определенной территории.
Исключаются дискриминационные для правообладателя ограничения на отказ возобновить договор с пользователем на прежних условиях.
Установлено, какие требования может предъявить пользователь, если контрагент отказался заключить с ним договор на новый срок. Это касается случаев, когда в течение 1 года другому лицу на аналогичных условиях предоставили те же права, какими обладал пользователь.
Закреплено право каждой из сторон в любое время отказаться от договора, уведомив контрагента не позднее чем за 30 дней, если установлена возможность прекратить его уплатой отступного.
При определенных нарушениях со стороны пользователя правообладатель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью или частично.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после официального опубликования.
Антимонопольное законодательство
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Закупки госкомпаний и естественных монополистов становятся прозрачными и недискриминационными.
Принят Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц.
Речь идет о госкомпаниях, субъектах естественных монополий, госкорпорациях, организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Он также распространяется на унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества с долей государственного (муниципального) участия более 50%, на "дочек" и "внучек" перечисленных юрлиц.
Установлены основные требования к проведению закупок. Это, в частности, информационная открытость; отсутствие дискриминации участников и необоснованных ограничений конкуренции; целевое и экономически эффективное расходование средств на приобретение товаров, работ, услуг. Преимущественными способами закупок являются открытые торги в форме конкурса или аукциона. Установлено требование о повышении доли закупок инновационной продукции.
На заказчиков возлагается обязанность разработать положение о закупках и разместить его на сайте http://zakupki.gov.ru. В положении можно указывать иные (кроме конкурса или аукциона) способы закупки. В этом случае разъясняется порядок проведения закупки таким методом.
Правительство России определяет перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.
Предусмотрено ведение реестров заключенных договоров и недобросовестных поставщиков.
Определены случаи, когда участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок.
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 217-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности"
Взносы в ПФР на доплату к пенсиям работников угольной промышленности исчисляются со всех выплат без ограничения по сумме.
Внесены изменения в Закон о дополнительном соцобеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности.
Указанные работники имеют право на доплату к трудовой пенсии. Она финансируется за счет взносов организаций угольной промышленности в ПФР. Тариф - 6,7% с выплат, начисленных в пользу сотрудников.
Ранее база для начисления указанных взносов совпадала с той, что установлена для взносов на ОПС, и, соответственно, не могла превышать 415 тыс. руб. (эта сумма определялась нарастающим итогом с начала года). Внесенными поправками данное ограничение снято.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
Строительство, градостроительство и архитектура
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Теперь при капремонте не требуется разрешение на строительство.
Вносятся изменения в Градостроительный кодекс РФ и другие федеральные законы.
Прежде проектную документацию готовили также при капремонте объектов капитального строительства, затрагивающем конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности. Нужно было получать разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию. Вместо этого установлено следующее. Если проводится капремонт данных объектов, то готовятся отдельные разделы проектной документации по заданию застройщика или заказчика в зависимости от содержания выполняемых работ. Данные разрешения не требуются. При капремонте государственный строительный надзор не осуществляется.
В отношении указанных выше разделов проектной документации не проводится государственная экспертиза. Исключение - капремонт автодорог общего пользования.
В случае строительства, реконструкции линейных объектов разрешение подтверждает, что документация соответствует проектам планировки и межевания территории.
Расширение опасного производственного объекта (ОПО) исключается из перечня видов деятельности в области промышленной безопасности.
Уточнено, когда проводится экспертиза промышленной безопасности. Она обязательна для проектной документации на капремонт ОПО. В отношении документации на техническое перевооружение ОПО ее нужно проводить только в случае, если та не входит в состав проектной документации, подлежащей госэкспертизе.
Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Федеральный закон РФ от 18 июля 2011 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Разрешение на строительство может досрочно прекратить свое действие.
Приняты поправки к Градостроительному кодексу РФ и отдельным законодательным актам.
Определено, что разрешение на строительство выдает орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением некоторых случаев.
Закреплен перечень случаев, когда разрешение на строительство выдает иной орган. Так, федеральный орган управления государственным фондом недр предоставляет его в отношении объекта капстроительства на участке, предоставленном пользователю недр для ведения работ по их использованию.
Предусмотрена возможность досрочного прекращения действия разрешения на строительство. Такое решение принимает уполномоченный орган, который выдал указанный документ, в течение 30 рабочих дней. Это возможно, если расторгнут договор аренды или другой, на основании которых возникли права на землю. Речь идет и о принудительном прекращении права собственности и иных прав на участки и др.
Урегулирована процедура внесения изменений в разрешение на строительство.
Физлицо (предприятие), которое приобрело права на земельный участок, может на нем строить, реконструировать объект капстроительства в соответствии с разрешением, выданным прежнему правообладателю.
Необходимо письменно уведомлять уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы о переходе прав на участки, пользование недрами, об образовании земельного участка.
Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, кроме положений, для которых предусмотрен иной срок.
Федеральный закон от 12 июля 2011 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статьи 17 и 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части установления особенностей банкротства застройщиков, привлекавших денежные средства участников строительства"
Определены особенности банкротства застройщиков.
К участию в деле привлекается региональный орган исполнительной власти по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иной недвижимости.
Арбитражный суд устанавливает наличие у участника строительства требований в рамках дела о банкротстве в том числе путем признания сделок с застройщиком и (или) третьими лицами, действовавшими в его интересах, притворными.
Открытие конкурсного производства в отношении застройщика - основание, позволяющее участникам строительства в одностороннем порядке отказаться исполнять договор.
В качестве обеспечительной меры арендодателю могут запретить распоряжаться земельным участком, на котором начато строительство или уже возведен объект.
Денежные требования граждан-участников строительства отнесены к 3 очереди.
Права застройщика на незавершенный объект и земельный участок можно передать в качестве отступного специализированному потребительскому кооперативу, созданному участниками строительства. Определено, когда требования последних погашаются путем передачи жилых помещений. В первом и во втором случаях должны выполняться определенные условия.
Третье лицо вправе погасить текущие платежи и требования кредиторов 1-2 очередей, чтобы обеспечить возможность передать объект незавершенного строительства или жилые помещения.
Закреплено, как погашаются требования граждан по денежным обязательствам. Установлены особенности расчетов с кредиторами в случае реализации предмета залога (объекта строительства, земельного участка и (или) прав на них).
Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после официального опубликования. А положение о том, что при банкротстве застройщиков не применяется статья, в соответствии с которой определяется размер денежных обязательств, возникающих из финансовых договоров, - с 1 января 2012 г.
Транспорт и связь
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 232-ФЗ "О ратификации Восьмого дополнительного протокола к Уставу Всемирного почтового союза, принятого XXIV Конгрессом Всемирного почтового союза"
Устав Всемирного почтового союза: что изменилось?
Ратифицирован Восьмой дополнительный протокол к Уставу Всемирного почтового союза. Он принят XXIV Конгрессом Всемирного почтового союза и подписан в Женеве 12 августа 2008 г.
Термины "почтовая администрация" и "страна" заменены на "страна-член".
Введено понятие "назначенный оператор". В его качестве может выступать любая организация, официально назначенная страной-членом для эксплуатации почтовой связи и выполнения обязательств, вытекающих из актов Союза, на ее территории.
Страна-член, назначенный оператор которой обслуживает территории, не входящие в состав Союза, является посредником для других стран-членов.
Уточнена процедура присоединения к Союзу.
Страны-члены должны контролировать выполнение их назначенными операторами обязательств, вытекающих из участия во Всемирном почтовом союзе.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 229-ФЗ "О внесении изменения в статью 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации"
Органы технического надзора и классификации судов преобразуют в федеральные автономные учреждения.
Закреплена организационно-правовая форма органов технического надзора и классификации судов. Согласно поправкам они могут создаваться в виде федеральных автономных учреждений.
Такая форма наиболее оптимально подходит им и позволяет обеспечить качественное предоставление услуг по классификации и техническому наблюдению за судами.
Ранее они функционировали в виде федеральных госучреждений. Вместе с тем согласно законодательству последние подразделяются на автономные, бюджетные и казенные.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 221-ФЗ "О внесении изменения в часть 1 статьи 11 Федерального закона "О транспортной безопасности"
Разработку единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности передадут другому органу.
Согласно поправкам разработчиком единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности является уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Ранее этим занималось Минкомсвязи России.
Необходимость передачи полномочий по разработке указанной системы иному органу обусловлена следующим. Достигнутый уровень работы Минкомсвязи России уже не соответствует полномочиям этого министерства. Требуется организовать взаимодействие Росжелдора, Росавтодора, Росавиации, Росморречфлота и Ространснадзора с федеральными органами исполнительной власти (в том числе с МВД России и ФСБ России), заинтересованными в получении информации о персональных данных пассажиров.
Страховая деятельность
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 236-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков"
Для страхования экспортных кредитов и инвестиций создадут специальное акционерное общество.
Усовершенствован механизм страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков.
Организатором такого страхования выступает Внешэкономбанк. Для этого им создается открытое акционерное общество. Оно и является непосредственным страховщиком. Его услугами могут воспользоваться отечественные экспортеры товаров (работ, услуг); российские инвесторы, вкладывающие средства за рубежом; иностранные контрагенты названных лиц; российские и зарубежные банки, кредитующие соответствующие сделки. Поступление на банковский счет страховой выплаты освобождает их от административной ответственности за незачисление выручки (если уровень страхового возмещения не ниже установленного).
Порядок страхования определяет Правительство РФ. Указанному АО не требуется лицензия. Его деятельность финансируется Внешэкономбанком. Предусмотрено оказание господдержки в виде субсидий, бюджетных инвестиций, гарантий Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 13 июля 2011 г. N 574 "О внесении изменений в страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуру и порядок применения страховщиками при определении страховой премии"
ОСАГО: некоторые коэффициенты страховых тарифов повышены.
Пересмотрены отдельные коэффициенты страховых тарифов по ОСАГО.
В частности, изменен коэффициент КТ (зависит от территории преимущественного использования транспортного средства). С 0,85 до 1,1 он вырос для юридических и физических лиц Республики Адыгея, с 1 до 1,3 - Горно-Алтайска, с 1,3 до 1,6 - Сыктывкара. Для Москвы и Санкт-Петербурга коэффициент КТ остался прежним (2 и 1,8 соответственно).
С 1,7 до 1,8 увеличен коэффициент КО по договорам обязательного страхования, не предусматривающим ограничение количества допущенных к управлению транспортным средством лиц.
Повышен коэффициент КВС (зависит от возраста и стажа водителя). Для водителей до 22 лет со стажем вождения до 3 лет КВС составляет 1,8 (ранее - 1,7), со стажем вождения более 3 лет - 1,6 (вместо 1,3); старше 22 лет со стажем до 3 лет - 1,7 (ранее 1,5). Для водителей старше 22 лет со стажем вождения свыше 3 лет коэффициент КВС остался прежним - 1.
Вырос коэффициент КМ (зависит от технических характеристик транспортного средства) для автомашин с мощностью двигателя от 50 до 70 л. с. (с 0,9 до 1) и от 70 до 100 л. с. (с 1 до 1,1).
Изменен коэффициент КС для транспортных средств с периодами использования 3 месяца (с 0,4 до 0,5); 4 месяца (с 0,5 до 0,6), 5 месяцев (с 0,6 до 0,65).
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
На объектах повышенной опасности может вводиться режим постоянного контроля.
Поправки касаются государственного и муниципального контроля.
С 1 мая 2009 г. вступил в силу новый Закон о защите прав юрлиц и предпринимателей при его осуществлении (кроме ряда положений). Особенности проверок в некоторых областях могут устанавливаться другими федеральными законами. Речь идет, в частности, о следующих сферах. Защита гостайны. Экспортный контроль. Транспортная, промышленная, ядерная и радиационная безопасность. Естественные монополии. Труд и миграция. Регулирование цен (тарифов). Связь, строительство, реклама.
В перечень таких областей включаются следующие виды контроля (надзора): пожарный; на территории особой экономической зоны; за проведением лотерей; в области азартных игр; за деятельностью некоммерческих организаций.
В соответствующих отраслевых законах закрепляются особенности проверок.
Из сферы действия упомянутого закона исключаются надзор в национальной платежной системе и следующие виды контроля: портовый; за клиринговой деятельностью; в области размещения заказов.
Юрлица и предприниматели обязаны уведомлять о начале отдельных видов деятельности. В число последних включаются оказание социальных услуг, а также производство мебели, средств индивидуальной защиты, пожарно-технической продукции, низковольтного оборудования и др.
В отношении субъектов, осуществляющих некоторые виды деятельности в определенных областях, плановые проверки могут проводиться 2 раза и более в 3 года. Это правило распространили на жилищную сферу, теплоснабжение, электроэнергетику.
Полномочия Российской Федерации по контролю (надзору) в некоторых областях разрешается передавать на региональный уровень. А ее субъектов - на местный.
На объектах повышенной опасности может вводиться режим постоянного государственного контроля (надзора). Правительство РФ определяет их перечень. Данный режим означает, что контролирующие должностные лица постоянно пребывают на объектах, проводят мероприятия по обеспечению безопасности.
Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 2011 г., кроме положений, для которых установлен иной срок.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе"
Пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, - алкогольная продукция.
Приняты поправки, направленные на совершенствование госрегулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
Введено понятие нормы минимального использования производственной мощности. Это минимально возможный годовой объем производства этилового спирта или алкогольной продукции с его использованием на принадлежащем организации основном технологическом оборудовании.
К видам алкогольной продукции отнесены спиртные напитки (в т. ч. водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе. Ранее ее разновидностями являлись питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в т. ч. водка), вино (в т. ч. натуральное).
Организации и ИП, продающие в розницу пиво и пивные напитки, должны иметь для этого стационарные торговые объекты и складские помещения, а также ККТ (если иное не установлено федеральным законом).
Предусмотрен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 23.00 до 8.00. Исключение - розничная продажа, осуществляемая организациями (в т. ч. реализация пива и напитков на его основе ИП), при оказании услуг общественного питания. Сюда также относится розничная продажа магазинами беспошлинной торговли.
В любое время алкоголем нельзя торговать помимо прочего на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в т. ч. на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; на оптовых и розничных рынках, вокзалах, в аэропортах. Нельзя распивать алкогольную продукцию во дворах, в подъездах, на лестничных площадках, лифтах жилых домов, на детских площадках и др.
Регионам предоставлено право вводить дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции вплоть до полного запрета.
Поправки вступают в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.
Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 1 июля 2011 г. N 14н "Об установлении и введении с 1 августа 2011 года минимальной цены на этиловый спирт из пищевого сырья"
С 1 августа минимальная цена на этиловый спирт из пищевого сырья снижается до 28 руб. за литр.
Снижается минимальная цена на производимый в России этиловый спирт из пищевого сырья (кроме денатурированного, головной фракции и спирта-сырца).
С 1 января 2011 г. ее установили в размере 68 руб. за 1 л безводного спирта. С 1 августа 2011 г. она уменьшается до 28 руб. за 1 л (без учета акциза и НДС).
Это обусловлено тем, что с 1 июля 2011 г. вступили в силу поправки к НК РФ, меняющие порядок уплаты акцизов.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 июля 2011 г. Регистрационный N 21385.
Основы государственно-правового устройства
Указ Президента РФ от 12 июля 2011 г. N 929 "О внесении изменения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313"
Расширены права Министерства юстиции Российской Федерации.
Минюсту России предоставлено право направлять федеральным органам исполнительной власти представление об отмене или изменении принятых ими определенных нормативно-правовых актов (их отдельных положений). Речь идет о тех, которые необоснованно затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Это будет происходить в установленном Правительством РФ порядке и на основании предложения Минэкономразвития России.
Указ вступает в силу со дня подписания.
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 230-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Руководитель Россотрудничества и его заместитель получат дипломатические паспорта?
Дипломатические паспорта теперь выдаются и руководителям (их заместителям) федеральных органов исполнительной власти, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, занимающемуся вопросами иностранных дел.
В настоящее время МИДу России подведомственен 1 орган власти - Россотрудничество.
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
На что могут рассчитывать сотрудники ОВД со следующего года?
Принят Закон о соцгарантиях сотрудникам ОВД.
Он разработан в развитие положений Закона о полиции и направлен на урегулирование отношений, связанных с денежным довольствием, пенсионным и жилищным обеспечением, медобслуживанием сотрудников ОВД (в том числе бывших и членов их семей), а также с предоставлением им иных соцгарантий.
Сотрудникам устанавливается денежное довольствие, около половины которого - оклад денежного содержания (должностной и по специальному званию).
Предусмотрены допвыплаты. В частности, ежемесячные надбавки за выслугу лет, квалификационное звание, особые условия службы, работу с гостайной, за добросовестное выполнение должностных обязанностей, повышенную опасность для жизни и здоровья. Нормативными актами могут устанавливаться и другие выплаты.
С 2012 г. ежемесячное денежное довольствие лейтенанта полиции должно составить не менее 33 тыс. руб., а с учетом дополнительных выплат - 45.
Установлены новые размеры выплат по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников и членов их семей, а также при увольнении со службы.
Так, в случае гибели (смерти) сотрудника при выполнении служебных обязанностей единовременное пособие составляет 3 млн руб. Если нанесен вред здоровью - 2 млн руб.
С 1 января 2012 г. пенсии уволенным сотрудникам и членам их семей исчисляются исходя из 54% оклада и надбавки за выслугу лет. С 1 января 2013 г. данная величина ежегодно повышается на 2% до достижения 100% соответствующих сумм денежного довольствия.
В результате средний размер пенсий сотрудников за выслугу лет в 2012 г. должен превысить на 30% средний размер общегражданских пенсий в России.
В области медицинского и санаторно-курортного обслуживания сотрудников в основном сохраняются прежние гарантии.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 241-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Усилены требования, предъявляемые к сотрудникам органов ФСБ России.
Так, установлены основания, исключающие возможность работать или служить в указанных органах. Это наличие документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства; зарегистрированного за пределами России права собственности на имущество (если это не обусловлено решением задач оперативно-служебной деятельности); судимости. Отказ от прохождения дактилоскопической регистрации, обследования на предмет потребления наркотических и психотропных веществ, опроса с использованием технических и иных средств. Непредставление установленных сведений, материалов, а также подача подложных документов или заведомо ложных данных и др.
Сотрудники органов ФСБ России в своей служебной деятельности обязаны соблюдать кодекс этики и служебного поведения. Последний утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Определены меры обеспечения собственной безопасности органов ФСБ России. Так, российские граждане, поступающие на военную, федеральную госслужбу или работу в указанные органы, обязаны пройти определенные исследования, тестирования и проверки. Случаи, сроки и порядок их проведения определяет руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Предусмотрена возможность временно ограничить право российского гражданина на выезд из нашей страны, если он проходит госслужбу (работает) в органах ФСБ России, до окончания срока соответствующего контракта (трудового договора).
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства"
Государство поддерживает строительство жилья эконом-класса для бюджетников.
Приняты поправки к Закону, регулирующему содействие развитию жилищного строительства. Они касаются строительства жилья эконом-класса для отдельных категорий бюджетников.
Речь идет об определенных категориях граждан из числа военнослужащих, работников федеральных госорганов, ФГУПов, ФГУ, а также государственных научных центров, ФГОУ ВПО, государственных академий наук, созданных ими или подведомственных им организаций. Им предоставлено право на однократное включение в списки лиц, которые могут быть принятыми в члены жилищного, жилищно-строительного кооперативов, и однократное вступление в его члены.
Земельные участки Фонда содействия развитию жилищного строительства могут быть безвозмездно предоставлены соответствующим кооперативам в срочное пользование. Цель - строительство многоквартирных, жилых домов (в т. ч. объектов индивидуального жилищного строительства), а также объектов инженерной инфраструктуры в границах этих участков (строящееся жилье должно отвечать характеристикам эконом-класса).
Соответствующий договор безвозмездного срочного пользования заключается в течение 1 месяца с даты представления документов, подтверждающих уплату не менее 30% суммы всех паевых взносов.
С даты уведомления Фонда о вводе в эксплуатацию многоквартирного дома он подает заявление об отказе от права собственности на земельный участок, на котором расположен дом. Предусмотрена также безвозмездная передача образованных земельных участков Фонда, предназначенных для размещения объектов индивидуального жилищного строительства или занятых жилыми домами (в т. ч. объектами индивидуального жилищного строительства), в собственность гражданам, являющимся членами кооператива.
Установлены требования к учредительным документам кооперативов.
Поправки вступают в силу со дня официального опубликования.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 215-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Понятие "капитальный ремонт" закреплено законодательно.
Внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты.
Даны определения терминам "реконструкция объектов капитального строительства", "капитальный ремонт". Разъяснено, что понимается под реконструкцией и капремонтом линейных объектов.
Капремонтом считается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капстроительства или элементов таких конструкций (кроме несущих), систем (сетей) их инженерно-технического обеспечения. Речь идет и о замене отдельных элементов несущих конструкций на аналогичные или иные улучшающие их показатели.
В настоящее время реализуются региональные адресные программы по капремонту многоквартирных домов за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Разрешено устанавливать особенности отнесения видов работ к деятельности по ремонту названных строений.
Если в результате капремонта многоквартирных домов могут быть изменены параметры или части этих сооружений (высота, площадь, объем), проектная документация на такие работы должна пройти госэкспертизу. Это касается также замены и (или) восстановления несущих конструкций таких зданий или иных улучшающих их показателей. Исключение - замена отдельных элементов несущих конструкций на аналогичные.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок.
Федеральный закон от 17 июля 2011 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
Пересмотрен порядок, в соответствии с которым выделяются жилищные субсидии для переселенцев с Крайнего Севера.
Поправки касаются жилищных субсидий для отдельных категорий граждан. Речь идет о тех, кто выезжает из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (покинул их не ранее 1 января 1992 г.).
Право на субсидию предоставили инвалидам с детства, которые родились за пределами указанных районов и местностей и прожили в них не менее 15 лет. Для этого необходимо, чтобы на дату рождения ребенка соответствующая территория была местом проживания матери.
Право на субсидию сохраняется за членами семьи умершего гражданина, который состоял на учете для ее получения. Определено, кто к ним относится.
Субсидии выделяются в порядке очередности. Прежде первыми были граждане, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов, полярных станций. Теперь субсидии будут предоставляться им на основании специального закона, вступающего в силу с 1 января 2012 г. С указанной даты они исключаются из очереди. Соответственно, она сдвигается. Очередность для каждой категории определяется по номеру и дате подачи заявления для постановки на учет.
Ранее ассигнования для последующей очереди выделялись только после того, как субсидии предоставят всем гражданам из предыдущей. Теперь не более 30% от средств, направленных региону на такие субсидии, разрешается расходовать на вторую - четвертую очереди.
Размер средств рассчитывается исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по России (а не средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в регионе вселения). На территориях отдельных субъектов Федерации применяются повышающие коэффициенты к указанному нормативу, установленные Правительством РФ.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г.
Федеральный закон от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Условия выделения жилищных субсидий лицам, выезжающим из закрывающихся поселков Крайнего Севера, прописали в отдельном законе.
Закреплены право и условия выделения единовременных социальных выплат на приобретение жилья гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов (включая полярные станции) Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.
Так, решение о закрытии должно быть принято региональным органом власти по согласованию с Правительством РФ. Субсидии выделяются лицам, постоянно проживающим в поселениях на дату его принятия. Стаж работы в районах Крайнего Севера значения не имеет. Сохраняется существующая очередь на получение субсидий.
Размер выплаты определяют исходя из состава семьи, норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по стране и норматива общей площади жилого помещения (для одиноких - 33 кв. м, на семью из 2 человек - 42 кв. м, из 3 и более - по 18 кв. м на каждого члена семьи). На субсидию можно приобрести жилье площадью меньше названного норматива, но более учетной нормы, установленной соответствующим органом местного самоуправления.
Гражданам выдаются жилищные сертификаты. Обязательное условие - освобождение занимаемого жилья. Его можно продать, но при этом размер субсидии уменьшается на полученную от сделки сумму.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г.
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Процедура создания искусственных земельных участков закреплена законодательно.
Урегулированы вопросы создания на водных объектах искусственных земельных участков. Также речь идет об их использовании и приобретении прав на них.
Под таким искусственным земельным участком понимается объект капстроительства (сооружение), создаваемый на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, путем намыва (отсыпки) грунта или использования иных технологий. После ввода в эксплуатацию он признается земельным участком.
Искусственно образованные территории предназначены для расположения на них объектов капстроительства, не связанных с добычей полезных ископаемых. Их формирование не влечет изменения госграницы России.
Искусственно образованные земельные участки создаются по инициативе органов госвласти, местного самоуправления, физлиц (в т. ч. ИП) и юрлиц.
Решение о создании искусственной территории принимает федеральный или региональный орган госвласти. Это зависит от того, где находится водный объект, на котором хотят сформировать искусственный участок. Если последний создается для обеспечения обороны и безопасности государства, решение принимает Правительство РФ.
Предусмотрена многоступенчатая процедура создания искусственных земель. В ряде случаев она включает проведение 2 аукционов: на работы, необходимые для образования такого участка, и на право заключения договора на его создание.
Определено содержание договора на создание указанного участка.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 222-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 8.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"
Скорректированы Законы о недрах и о введении в действие ЛК РФ.
Внесены изменения в Законы о недрах и о введении в действие ЛК РФ.
Установлено, что границы предоставленного в пользование участка могут быть изменены на платной основе. Цель - обеспечить полноту геологического изучения, рациональное использование и охрана недр.
Порядок корректировки границ и размер платы определяет Правительство РФ.
Введена статья о предоставлении и изъятии земельных, лесных участков, водных объектов для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Она предусматривает следующее.
Государственные и муниципальные земельные участки предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов. Условие - получение лицензии на пользование недрами и оформление геологического и (или) горного отвода.
Земли изымаются у собственников, пользователей, владельцев и арендаторов для муниципальных или госнужд на основании соответствующих решений по ходатайствам пользователей недр. Порядок подготовки, рассмотрения ходатайств и принятия решений устанавливается Правительством РФ.
В ценных лесах и на особо защитных участках лесов можно возводить, реконструировать и эксплуатировать объекты капстроительства, связанные с геологическим изучением и разработкой месторождений углеводородов, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до 31 декабря 2010 г. Это возможно не более чем в течение срока действия лицензий.
Изменения в Закон о недрах вступают в силу по истечении 180 дней с даты официального опубликования; в Закон о введении в действие ЛК РФ - с указанной даты.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 214-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Изменен срок передачи регионам полномочий России по управлению и распоряжению землями, находящимися в федеральной собственности.
С 3 до 1 года сокращен срок передачи региональным властям полномочий России по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимости, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства принято соответствующее решение. До 1,5 лет составляет такой срок в отношении участков для создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, размещения объектов инфраструктуры.
Регионы вправе устанавливать во время аукционов по продаже права заключить договор аренды таких земель для жилищного строительства, в т. ч. для их комплексного освоения, требования к параметрам и характеристикам планируемого развития территории.
Госрегистрация прав на земельный участок приостанавливается, если в госкадастре недвижимости отсутствуют сведения о координатах характерных точек его границ или одна из границ пересекает границу другого участка. Дополнен перечень исключений из данной нормы: регистрация прав, возникших в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы 1 или несколько участков. При этом тот, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
До 1 января 2012 г. земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, можно будет продавать также юрлицам-собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений. Условие - переоформление ими права постоянного (бессрочного) пользования участками.
Уточнены некоторые положения, касающиеся приобретения арендуемых земельных участков собственниками находящихся на них зданий (строений, сооружений).
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 12 июля 2011 г. N 209-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Участки в границах инновационного центра "Сколково" будут переводиться в земли поселений по решению управляющей компании.
Исходя из специфики проекта по созданию инновационного центра "Сколково", участки, составляющие его территорию, необходимо отнести к землям населенных пунктов.
Согласно действующему законодательству земли переводятся в указанную категорию путем установления или изменения границ населенных пунктов. При этом допускается отказывать во включении участков в границы населенных пунктов.
Между тем инновационный центр "Сколково" определен как территориально обособленный комплекс. Это означает, что он не должен входить в границы каких-либо населенных пунктов.
В связи с этим управляющая компания наделяется правом переводить участки в границах центра, находящиеся в ее собственности, в категорию земель населенных пунктов.
Глава XV Земельного кодекса РФ посвящена землям населенных пунктов. Она применяется в отношении участков, расположенных в границах инновационного центра, если иное не установлено специальным законом.
Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 238-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Что понимается под профрисками и как ими управлять?
Работодатели обязаны ежегодно реализовывать мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению профрисков.
В ТК РФ введены нормы о типовом перечне указанных мероприятий. Его устанавливает федеральный орган исполнительной власти по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Также вводятся 2 новых термина: "профессиональный риск" и "управление профессиональными рисками".
Под риском понимается вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами.
Управление профрисками рассматривается как комплекс мер по их выявлению, оценке и снижению.
Порядок оценки риска и Положение о системе управления утверждает вышеназванный федеральный орган. При этом должно учитываться мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Установлено, что ее правила должны включать требования к таким юрлицам и порядок контроля за их деятельностью. Также следует прописать процедуру приостановления и отзыва аккредитации.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Кто вправе утверждать классификацию природных лечебных ресурсов?
В Закон, посвященный природным лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и курортам, внесены коррективы.
Лечебные свойства природных лечебных ресурсов устанавливаются на основании научных исследований, соответствующей многолетней практики.
Классификация ресурсов, а также медицинские показания и противопоказания к их лечебно-профилактическому применению утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Ранее было определено, что лечебные свойства природных объектов и условий утверждались федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения.
Кроме того, разрешено поддерживать развитие российских курортов из любых источников, не запрещенных законодательством (а не только за счет бюджетных средств).
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 213-Ф3 "О внесении изменений в статьи 4 и 11 Закона Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"
Захоронением останков погибших защитников Отечества, обнаруженных поисковиками за рубежом, занимается МИД России.
Внесены поправки в Закон об увековечении памяти погибших при защите Отечества. Речь идет о захоронении останков погибших защитников нашей страны, обнаруженных поисковыми отрядами на территориях иностранных государств.
В настоящее время МИД России через диппредставительства и консульские учреждения устанавливает сведения о пропавших без вести в ходе боевых действий, вооруженных конфликтов и при выполнении воинского долга за рубежом. Осуществляет учет и паспортизацию воинских захоронений.
Теперь на Министерство также возложена обязанность по захоронению останков названных погибших.
Приказ Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств от 16 июня 2011 г. N 151 "Об утверждении порядка опубликования и вступления в силу актов Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации"
Не подлежащие регистрации акты Рособоронпоставки публикуются в "Красной звезде" и на сайте Агентства.
Акты Рособоронпоставки, не нуждающиеся по мнению Минюста России в госрегистрации, публикуются в газете "Красная звезда". Они также размещаются на официальном сайте Агентства (www.rosoboronpostavka.ru).
Указанные акты вступают в силу со дня их подписания (если в них не установлен иной порядок введения в действие).
Публикацию и размещение актов в Интернете обеспечивает Управление делами Рособоронпоставки. Правовое управление Агентства направляет в Минюст России 1 экземпляр акта и информацию об источнике его опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 июля 2011 г. Регистрационный N 21298.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 240-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей создадут единое информационное пространство.
Судебный департамент при Верховном Суде России формирует единое информационное пространство федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.
Для этого создаются совокупности баз и банков данных, разрабатываются единые технологии их ведения и использования, создаются информационно-телекоммуникационные системы и сети, функционирующие на основе единых принципов и общих правил.
Кроме того, в объединенные базы и банки данных включаются информационные ресурсы мировых судей. Устанавливаются единые технические требования к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей.
Судебный департамент осуществляет редакционно-издательскую деятельность по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей устанавливает Судебный департамент.
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 мая 2011 г. N 145
Контрагенты причинили ущерб, выполняя незаконное требование госоргана. Кто возместит вред?
Подготовлены рекомендации, касающиеся возмещения вреда, который причинен органами власти и их должностными лицами.
На примере материалов конкретных дел проиллюстрированы выводы по вопросам, связанным с процессуальными моментами, с обстоятельствами, которые должны устанавливаться судами при рассмотрении такого рода дел.
В частности, указывается, что по общему правилу иск о возмещении такого вреда подается по месту нахождения органа, который его причинил. Исключения могут предусматриваться законодательством.
Особое внимание уделено рассмотрению дел о возмещении вреда, который причинен вследствие издания правового акта, решения или действия (бездействия) госорганов (должностных лиц). Их незаконность, установленная судом, не подлежит переоценке.
Тот факт, что ненормативный правовой акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или действия (бездействие) - незаконными, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда.
Разъяснены вопросы о распределении в таких спорах бремени доказывания.
Отмечены некоторые моменты, которые должны учитываться, когда речь идет о вреде, причиненном из-за несовершения необходимых действий (или в результате незаконных) по взысканию долга приставами; ненадлежащего хранения имущества, изъятого органом власти.
Если в результате незаконных действий (бездействия) судебного пристава имевшаяся возможность взыскания долга с должника была утрачена, требование о возмещении вреда подлежит удовлетворению.
Рассмотрена возможность предъявления такого иска, когда негативные последствия возникли в рамках договорных отношений истца с третьим лицом.
Причинно-следственная связь между незаконными действиями госоргана (должностного лица) и названными последствиями имеется в случае, если обусловленное такими действиями поведение контрагентов соответствовало законодательству и договору.
Указаны правила, которыми нужно руководствоваться, когда вред причинен совместными действиями нескольких лиц, в число которых входило должностное лицо госоргана.
Оснований для возмещения вреда нет, если неблагоприятные имущественные последствия вызваны производством по делу об административном правонарушении, которое законно.
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Постановление Правительства РФ от 13 июля 2011 г. N 569 "Об утверждении Положения об оценке, содержании предмета залога по уголовному делу, управлении им и обеспечении его сохранности"
Как оценивается и содержится предмет залога, внесенного по уголовному делу?
По уголовному делу может вноситься залог. Цель - обеспечить явку подозреваемого либо обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд, предупредить совершение им новых преступлений.
Предметом залога выступают недвижимость, денежные средства, драгоценные камни (металлы) и изделия из них, акции и облигации. По уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести размер залога не может быть менее 100 тыс. руб., тяжких и особо тяжких - 500 тыс. руб.
Установлен порядок оценки и содержания предмета залога.
Залогодатель представляет в орган, в производстве которого находится уголовное дело, либо в суд (если началось разбирательство) подлинники документов о праве собственности на соответствующее имущество. Также нужно подтвердить, что отсутствуют ограничения (обременения) на него. При передаче в залог ценных бумаг, нужна выписка из ЕГРЮЛ, что эмитент не находится в процессе ликвидации и не прекратил свою деятельность.
Облигации принимаются в залог, если до наступления срока их погашения осталось не менее года.
Оформляется протокол с приложением акта приема-передачи предмета залога.
При оценке передаваемого имущества определяется его рыночная стоимость. Она должна быть произведена не ранее чем за 5 рабочих дней до даты подачи ходатайства о применении залога.
Одновременно с последним представляются отчет об оценке, экспертное заключение на него и копия договора о ее проведении.
Условия содержания предмета залога должны исключать его подмену, повреждение, порчу, ухудшение или утрату его свойств.
Денежные средства хранятся на депозитном счете соответствующего суда, регионального управления (отдела) Судебного департамента при ВС РФ или органа следствия (дознания).
Расходы по оценке и содержанию имущества несет залогодатель.
Административные правонарушения, административная ответственность
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 237-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Усиливается административная ответственность за нарушения в сфере технического регулирования.
Цель поправок - усилить административную ответственность за нарушения в области технического регулирования.
Нормы, которые ее устанавливают, сгруппированы в нескольких статьях. В частности, наказываются следующие деяния. Нарушение техрегламентов либо обязательных требований, применяемых до вступления их в силу. Выпуск в обращение продукции, не соответствующей установленным требованиям. Маркировка знаком обращения на рынке (знаком соответствия), если оно не подтверждено. Недостоверное декларирование соответствия продукции. Нарушение правил выполнения работ по сертификации. Представление недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений. В отдельных случаях предусмотрена дисквалификация на срок до 1 года.
Если некоторые нарушения совершаются повторно в течение года, санкция увеличивается.
Предусмотрена возможность конфисковать товар.
Вводятся административные штрафы за нарушение обязательных требований в отношении продукции, работ, услуг, являющихся предметом оборонного заказа. Для должностных лиц - от 40 до 50 тыс. руб. Для организаций - от 0,7 до 1 млн руб.
Уточняется компетенция по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях в соответствующей сфере.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после официального опубликования.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 226-ФЗ "О внесении изменений в статьи 20.25 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Ужесточено минимальное наказание за неуплату административного штрафа.
Минимальное наказание за неуплату административного штрафа теперь составляет 1 тыс. руб.
Уточнен порядок действий при неуплате административного штрафа. В таком случае постановление о его наложении направляется судебному приставу-исполнителю (ранее - соответствующие материалы). Это необходимо сделать в течение 3 суток. При этом органы и должностные лица, вынесшие такое постановление, должны отметить в нем, что назначенный штраф не уплачен.
Протокол о неуплате административного штрафа по делам об административных правонарушениях, рассмотренных судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Дела об административных правонарушениях в исполнительном производстве рассматриваются по единым для всех лиц правилам.
Расширен перечень нарушений, за которые военнослужащие и приравненные к ним лица несут ответственность на общих основаниях. В него включены такие деяния, как неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов; воспрепятствование законной деятельности судебного пристава; заведомо ложные показания свидетеля. Также сюда вошел ряд иных нарушений законодательства об исполнительном производстве.
Установлен порядок исчисления срока административного приостановления деятельности.
Скорректированы полномочия должностных лиц ФССП России по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Ими обладают глава Службы, руководители ее территориальных органов, их структурных подразделений и заместители названных лиц. Судебные приставы-исполнители не вправе налагать на должника штрафы.
Должностные лица ФССП России наделены правом осуществлять привод, а также составлять протоколы о нарушении родителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию. В то же время приставы не вправе оформлять нарушения сроков или порядка доставки судебных извещений.
Вводится обязательное составление протоколов при несоблюдении законодательства об исполнительном производстве, включая неисполнение требований неимущественного характера.
Уточнен порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов.
Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.