Версия от 25 июня 2011 года: Налоги и сборы, бухгалтерский учет Банковская деятельность Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность Гражданское право, приватизация Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя Транспорт и связь Информация, реклама и СМИ Иные вопросы хозяйственной деятельности Бюджетная система Выборы, избирательная система, референдум Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм Оборона, воинская обязанность и военная служба Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь Налоги и сборы, бухгалтерский учет Федеральный закон от 21 июня 2011 г. N 147-ФЗ "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" Средства, выделяемые бюджетами на развитие личных подсобных хозяйств, освободили от НДФЛ. Скорректированы НК РФ и Закон о личном подсобном хозяйстве (ЛПХ). Доходы физлиц от продажи продукции животноводства и растениеводства, полученной в результате ведения ЛПХ, не облагаются НДФЛ. Для этого нужно представить подтверждающий документ, выданный органом местного самоуправления, правлениями садового, садово-огородного товариществ. Установлены 2 условия, при соблюдении которых будет применяться указанная норма. Первое - площадь принадлежащих налогоплательщику земель не должна превышать размер, установленный регионом. Она будет указываться в названном документе. Второе - ЛПХ должно вестись без привлечения наемных работников в соответствии с трудовым законодательством. Бюджеты всех уровней могут выделять физлицам средства на развитие ЛПХ. Поправками данные суммы освобождены от НДФЛ. Для этого должны соблюдаться 3 условия. Два из них совпадают с вышеуказанными, третье - целевое использование ассигнований. Они должны расходоваться на приобретение кормов, горючего, минеральных удобрений, семян и посадочного материала, с/х техники, запасных частей и ремонтных материалов, молодняка скота и племенных животных, птицы, пчел и рыбы, средств защиты растений, оборудования для строительства теплиц, хранения и переработки продукции. Также к целевым относятся расходы на содержание с/х животных, страхование рисков утраты (гибели) или частичной утраты с/х продукции, закладку многолетних насаждений и виноградников и уход за ними. Кроме того, установлена максимальная площадь земель для ведения ЛПХ - 0,5 га. Она может быть увеличена регионом, но не более чем в 5 раз. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования (за исключением некоторых норм). Положения о налоге с доходов от продажи продукции животноводства и растениеводства вступают в силу не ранее чем по истечении месяца с указанного дня и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДФЛ. Нормы о налоге с бюджетных ассигнований на развитие ЛПХ вступают в силу по истечении 30 суток после указанного дня и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. Письмо Федеральной налоговой службы от 16 июня 2011 г. N ЕД-4-3/9530@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за май 2011 года" Как изменилась ставка НДПИ в отношении нефти? С 1 января 2007 г. ставка НДПИ в отношении нефти в 419 руб. за 1 т добытого обезвоженного, обессоленного и стабилизированного продукта умножается на 2 коэффициента: Кц и Кв. Первый характеризует динамику мировых цен на названное полезное ископаемое, второй - степень выработанности конкретного участка недр. Приводятся данные для расчета налога за май 2011 г. При средних уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках соответствующего сырья 111,68 долл. США за баррель и значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 27,8713 значение Кц определено как 10,3241 (в апреле 2011 г. - 11,2571). Значение Кв налогоплательщик устанавливает сам. Данные для расчета НДПИ за апрель 2011 г. приведены в письме ФНС России от 13 мая 2011 г. N АС-4-3/7741@. Банковская деятельность Указание ЦБР от 17 мая 2011 г. N 2638-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 2 апреля 2010 года N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" Банки смогут получать отдельные лицензии на операции со средствами юрлиц без права на кассовое обслуживание клиентов. Порядок госрегистрации кредитных организаций и выдачи лицензий на банковские операции приведен в соответствие с законодательством. В частности, уточнен перечень необходимых для этого документов. Так, к заявлению о регистрации прилагается соответствующее ходатайство. При создании расчетной небанковской кредитной организации положение о порядке расчетов подается с бизнес-планом, если предполагается вести расчеты с применением клиринга. Документы о соблюдении требования к помещениям для операций с ценностями представляются в случае, если будут осуществляться операции по инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовому обслуживанию физических и юридических лиц. При наличии оснований для отказа в регистрации и выдаче лицензии территориальное учреждение ЦБР обязано направить документы в центральный аппарат Банка России для принятия окончательного решения. Ранее они возвращались учредителям. Предусмотрена возможность выдачи создаваемым банкам лицензий на осуществление банковских операций со средствами юридических лиц без права на кассовое обслуживание клиентов. Определен порядок расширения их деятельности путем выдачи лицензий, предусматривающих такое право. Регламентирован порядок предоставления новой лицензии при подаче ходатайства об отмене имеющегося ограничения на право установления корреспондентских отношений с иностранными банками. Уточнен порядок открытия (закрытия) представительств и филиалов банка. Скорректирован порядок согласования изменений в составе руководства банка. Так, в анкете кандидата на руководящую должность дополнительно указывается информация о предполагаемых курируемых подразделениях и направлениях деятельности. При нарушениях в оплате уставного капитала кредитной организации, выявленных после принятия решения о госрегистрации соответствующих изменений в ее уставе, территориальное учреждение ЦБР предъявляет требование об их устранении. Указание вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России". Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 июня 2011 г. Регистрационный N 21033. Указание ЦБР от 13 мая 2011 г. N 2634-У "О внесении изменения в приложение 4 к Положению Банка России от 3 октября 2002 года N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" Описание полей платежного поручения, используемого при безналичных расчетах: что нового? Ранее были внесены изменения в Закон о противодействии легализации преступных доходов и КоАП РФ. Их цель - привести национальное законодательство в соответствие с рекомендациями международной Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. В связи с этим скорректировано описание полей платежного поручения, используемого при безналичных расчетах. Банк, в котором открыт банковский счет получателя, либо тот, который обслуживает названное лицо при переводе в его пользу денег без открытия банковского счета, может являться иностранной кредитной организацией. В этом случае после наименования плательщика указывается адрес его места нахождения. Также речь идет и о банке, участвующем в переводе денежных средств. До и после отражения указанной информации используется символ "//". При этом можно использовать сокращения, позволяющие определенно установить данные сведения. Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России". Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июня 2011 г. Регистрационный N 20973. Письмо Банка России от 14 июня 2011 г. N 87-Т "О Методических рекомендациях "О представлении и раскрытии информации о долгосрочных активах (или выбывающих группах), предназначенных для продажи или распределения, при составлении кредитными организациями финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности" Как в финансовой отчетности кредитной организации правильно раскрыть информацию о долгосрочных активах (выбывающих группах)? Разработаны методические рекомендации по классификации, оценке, переклассификации, о представлении и раскрытии кредитной организацией информации о долгосрочных активах (или выбывающих группах). Последние предназначены для продажи, а также для распределения в пользу собственников. Так, долгосрочные активы (выбывающие группы) оцениваются по наименьшей из их балансовой и справедливой стоимости. При этом вычитаются расходы на продажу или распределение. Последними являются затраты, непосредственно относящиеся к выбытию актива (группы), за исключением тех, которые связаны с привлечением финансирования, в том числе проценты и расходы по налогу на прибыль. Информация об активах (группах) представляется в финансовой отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами. В нее входят отчеты о финансовом положении, о прибылях и убытках, совокупных доходах, о движении денежных средств. В примечаниях в составе финансовой отчетности раскрывается следующая информация. В частности, описываются активы (группы), обстоятельства продажи, а также предпосылки и условия, ведущие к предполагаемому выбытию, его ожидаемый способ и время. Приведены конкретные примеры классификации, оценки, переклассификации, представления и раскрытия информации. Письмо применяется со дня его опубликования в "Вестнике Банка России". Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность Решение Комиссии Таможенного союза от 19 мая 2011 г. N 662 "О внесении дополнений в Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 331, и внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 375" Гражданские пассажирские самолеты с не более чем 19 местами для пассажиров теперь можно временно ввозить без внесения таможенных платежей. Скорректирован Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. В него включили гражданские пассажирские самолеты с не более чем 19 местами для пассажиров (коды ТН ВЭД ТС 8802 30 000 2 и 8802 40 001 1), находящиеся в собственности иностранных лиц и эксплуатируемые на единой таможенной территории ТС в нерегулярных (вне коммерческого расписания) полетах. Условие - целью такого использования не должно быть извлечение доходов. Также скорректировано Решение Комиссии ТС о некоторых вопросах применения таможенных процедур. Установлен Перечень категорий товаров, в отношении которых предельные сроки временного ввоза короче, закрепленные ТК ТС. В нем только 1 позиция - вышеназванные самолеты. Предельный срок временного ввоза для них - не более 30 дней. При этом общая продолжительность нахождения самолета на территории ТС в соответствии с процедурой временного ввоза (допуска) не должна превышать 180 дней в течение календарного года. Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней после дня его официального опубликования на сайте Комиссии Таможенного союза. Текст решения опубликован на сайте Комиссии Таможенного союза в Internet (http://www.tsouz.ru) 16 июня 2011 г. Гражданское право, приватизация Решение Верховного Суда РФ от 6 июня 2011 г. N ГКПИ11-617 Доверенность на получение товарно-материальных ценностей юрлицо может выдать не только работнику. ВС РФ счел незаконной норму, запрещающую предприятиям (организациям, учреждениям) выдавать доверенности лицам, которые не являются их работниками. Речь идет о доверенностях на получение товарно-материальных ценностей. ВС РФ признал это положение недействующим и разъяснил следующее. В силу ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами. Доверенность от имени юрлица выдается за подписью руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Доверенности от имени юрлица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должны быть подписаны также главным (старшим) бухгалтером организации. Ограничение, которое установлено оспариваемой нормой, не предусмотрено ни ГК РФ, ни Законом о бухучете. Следует отметить, что относительно этой нормы также Президиум ВАС РФ ранее (еще в 1996 г.) указывал, что с момента введения в действие 1 части ГК РФ (с 01.01.1995) доверенности от имени юрлица должны оформляться по требованиям кодекса: за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации. Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15 июня 2011 г. N 01/7310-1-32 "О требованиях к организации питания детей в летних оздоровительных учреждениях" В меню летних детских лагерей не должно быть макарон по-флотски, окрошки и некоторых других блюд. В детских оздоровительных учреждениях выявлены проблемы с организацией питания. В связи с этим обращается внимание на санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования в соответствующей области, которые должны соблюдаться в этих учреждениях. В питании детей нельзя использовать остатки еды от предыдущего приема и пищу, приготовленную накануне. Фляжное, бочковое, непастеризованное молоко без кипячения. Рыбу без термической обработки (строганину, воблу и др.). Прокисшее молоко "самоквас". Фляжный творог, сметану, зеленый горошек в натуральном виде без тепловой обработки. Напитки, морсы и пр. собственного приготовления, квас. Изделия из мясной обрези, отходы колбасных цехов, свиные баки, диафрагмы, кровь, мозги, рулеты из мякоти голов. Консервы домашнего приготовления, а также в томатном соусе. Порошки неизвестного состава в качестве разрыхлителей теста. Сухие концентраты для гарниров. Не должны изготавливаться следующие блюда. Сырковая масса, творог. Макароны с мясным фаршем ("по-флотски"). Изделия во фритюре, паштеты. Яичница-глазунья. Блинчики с мясом, студни, зельцы, окрошка, форшмак из сельди, заливные блюда (мясные и рыбные). Макароны с рубленым яйцом. Крем и кондитерские изделия с ним. Необходимо исключить острые соусы, горчицу, хрен, перец, уксус, натуральный кофе, соки и напитки в виде сухих концентратов, майонез. Следует временно исключить холодные закуски, блюда и продукты, не подвергающиеся термической обработке. Это потенциальный фактор передачи инфекции. Транспорт и связь Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" Кодекс торгового мореплавания: что изменилось? Большая часть поправок связана с изменением структуры и полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также устранением недочетов, выявленных в ходе правоприменительной практики. Закреплено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта, надзирает за соблюдением международных договоров, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства России в указанной сфере. Ранее этим занимался федеральный орган исполнительной власти в области транспорта. Также на орган по контролю и надзору в сфере транспорта возложено расследование аварий и инцидентов на море. Это будет делаться в соответствии с положением, утвержденным органом в области транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в сферах обороны и рыболовства. На последний возложен надзор за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства. Навигационно-гидрографическим обеспечением морских путей занимается орган в области обороны. Установлено, что исключением являются не только трассы Северного морского пути, но и морские пути в акваториях морских портов и на подходах к ним. В отношении этих объектов указанные полномочия будет реализовывать федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию госуслуг и управлению госимуществом в сфере морского транспорта. До внесения изменений этим занимался орган в области транспорта. Определены действия капитана судна в отношении лиц, совершивших незаконные акты, направленные против безопасности морского судоходства. Установлены последствия невыполнения обязанности иметь свидетельство о финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью. Это касается судов, перевозящих ее наливом в объеме более 2 000 т. Без свидетельств им, в частности, запрещается заходить в российские порты и выходить из них. Введены положения, устанавливающие ответственность за ущерб от загрязнения бункерным топливом и регулирующие отношения, возникающие из причинения такого вреда. Информация, реклама и СМИ Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации" Медиакомпании получат универсальные лицензии. В связи с совершенствованием правового регулирования в сфере СМИ, теле- и радиовещания принят ряд поправок к нормативным актам. Уточнены некоторые понятия. В частности, в определении СМИ признак периодичности их распространения дополнен периодичностью обновления. Установлено, что понимается под сетевым изданием. К последнему относятся сайты в Интернете, зарегистрированные в качестве СМИ. Создается государственная информационная система в области СМИ. Вводится правовой институт универсальной лицензии. Она предоставляет право распространять теле-, радиоканал путем трансляции в любых средах (наземном эфирном, кабельном и спутниковом вещании). На уровне закона закреплен порядок лицензирования телерадиовещания. До 10 лет увеличен срок действия лицензии (ранее - 5 лет). Не требуется подтверждать техническую возможность осуществлять вещание при получении лицензии. От вещательной обособлена деятельность организаций по формированию и распространению пакетов телерадиоканалов с использованием спутниковой емкости. Разрешение им выдает федеральный исполнительный орган. Кроме того, для распространения иностранных теле- и радиоканалов закреплен такой же порядок, как для отечественных. То есть они должны быть зарегистрированы в России в качестве СМИ. Перечень обязательных общедоступных теле- и радиоканалов утверждается Президентом РФ. Они без торгов получают универсальную лицензию на вещание по всей территории России. СМИ теперь могут быть автономным учреждением. Вещатель обязан предоставлять в лицензирующий орган сведения об операторах связи, оказывающих ему услуги по трансляции теле- и радиоканалов, а оператор связи -о работающих с ними вещателях. Закон вступает в силу с 10 ноября 2011 г., за исключением отдельных положений. Ранее выданные лицензии действуют до окончания их срока. Иные вопросы хозяйственной деятельности Приказ Минфина РФ от 19 апреля 2011 г. N 44н "Об утверждении Порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов" Установлено, как ведется госреестр СРО кредитных потребительских кооперативов. Он формируется на бумажном носителе и в электронном виде. Если записи на бумажном носителе не соответствуют электронной форме, приоритет имеют первые. Реестровая запись должна содержать полное и сокращенное наименования СРО и ее организационно-правовую форму, сферу деятельности, почтовый адрес исполнительного органа, перечень членов, размер их взносов. Для внесения сведений в реестр в Минфин России представляют заявление. Прилагают копии свидетельства о госрегистрации некоммерческой организации, устава, стандартов и правил СРО, реестр ее членов и др. Представляемые сведения проверяются. Некоммерческая организация уведомляется о внесении сведений в реестр или об отказе в этом. Если сведения о некоммерческой организации изменились, то СРО подает письменное заявление о корректировке данных реестра. Информация из реестра исключается в течение 3 рабочих дней. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными. Они размещаются на официальном сайте Минфина России. С ними можно ознакомиться в Интернете бесплатно. Также они предоставляются на основании письменного заявления заинтересованного лица. Срок - 5 дней. Минфин России бесплатно предоставляет содержащиеся в реестре данные органам власти, в т. ч. правоохранительным и судебным по находящимся в их производстве делам, муниципалитетам, ЦБР, а также иным определенным законодательно заинтересованным лицам. Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 июня 2011 г. Регистрационный N 21014. Бюджетная система Письмо Минфина РФ от 20 июня 2011 г. N 02-03-06/2736 При определении бюджетных ассигнований федеральным казенным учреждениям на 2012 г. можно учитывать расходы на оказание ими платных услуг. C 1 января 2012 г. средства от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг, использования федерального имущества и иной приносящей доход деятельности зачисляются в федеральный бюджет. Решение о платном оказании услуг (выполнении работ) учреждением принимает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия его учредителя. Он определяет перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями его создания. Главный распорядитель средств федерального бюджета утверждает учреждению лимиты бюджетных обязательств в качестве источника финансового обеспечения оказания платных услуг. По мнению Минфина России, при расчете бюджетных ассигнований на 2012 г. главный распорядитель вправе учесть объемы расходов по приносящей доход деятельности, осуществляемой указанными учреждениями. Выборы, избирательная система, референдум Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизмов обеспечения избирательных прав граждан Инвалидам облегчили участие в выборах. Скорректированы Законы о выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ и об основных гарантиях избирательных прав. ПФР обязали представлять в избиркомы данные о численности избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Сведения по субъектам Российской Федерации подаются в ЦИК России, по муниципалитетам - в комиссии регионов. Закреплено, что если выдвигаемый кандидат является инвалидом и не в состоянии самостоятельно написать, заполнить или заверить необходимые документы, то он вправе воспользоваться помощью другого лица. Также поправками разрешено помогать тем, кто не может самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить его, принять участие в электронном голосовании. Для инвалидов по зрению будут оформлять стенды с материалами, выполненными крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Также избирком может изготовить для них трафарет для самостоятельного заполнения бюллетеней. Данные условия будут созданы на участках, определяемых организующей выборы, референдум комиссией (на выборах в федеральные органы госвласти - избиркомом региона). Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" Усилен контроль в отношении некоторых прекурсоров. Внесенные поправки ужесточают контроль за оборотом прекурсоров, которые не используются в промышленности, но могут применяться при изготовлении наркотических средств и психотропных веществ. Для них установлены те же меры контроля, что и в отношении наркотических средств и психотропных веществ, включенных в Список I (оборот которых запрещен). С этой целью Список I дополнен разделом "прекурсоры". Причем прекурсоры, используемые в промышленности и быту, остаются в Списке IV (их оборот ограничен). Согласно поправкам прекурсоры, внесенные в Список I, можно использовать только в научных и учебных целях, экспертной и оперативно-розыскной деятельности. Таким образом, политика в сфере оборота данных прекурсоров теперь основывается на принципах государственной монополии и лицензирования всех видов деятельности, связанных с их оборотом (за исключением вышеуказанной). Разрешена переработка прекурсоров, внесенных в Список I, в целях, предусмотренных Законом о наркотических средствах и психотропных веществах. Любые операции с прекурсорами, в результате которых изменяется их количество, должны регистрироваться в специальных журналах, которые хранятся 10 лет. Федеральный закон вступает в силу по истечении 120 дней с даты его официального опубликования. Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство Федеральный закон от 14 июня 2011 года N 138-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации" Многодетные родители получили право на бесплатный земельный участок. Внесены поправки в закон, регулирующий содействие развитию жилищного строительства, и Земельный кодекс РФ. Так, ими предусмотрено, что государственный кадастровый учет в отношении объектов недвижимости Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства может осуществляться и государственным бюджетным учреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти (полномочному осуществлять государственный кадастровый учет и вести госкадастр недвижимости). Основание - решение последнего. Установлена возможность безвозмездной передачи земельных участков из государственной собственности в муниципальную. Земли, находящиеся в собственности одного муниципального образования, могут быть безвозмездно переданы в собственность другого; находящиеся в государственной или муниципальной собственности, - в собственность Москвы и Санкт-Петербурга. Передача осуществляется, чтобы бесплатно предоставить такие участки гражданам в соответствии с земельным законодательством. Гражданам, имеющих 3 и более детей, предоставлено право на бесплатное получение (в т. ч. для индивидуального жилищного строительства) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Процедуры торгов или предварительного согласования мест размещения объектов в данном случае не проводятся. Основания и порядок предоставления участков (в т. ч. и их предельные размеры) устанавливаются законами субъектов Федерации. Поправки вступают в силу со дня их официального опубликования. Приказ Министерства регионального развития РФ от 18 апреля 2011 г. N 181 "Об утверждении формы соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства субъектов Российской Федерации в рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" Субсидии регионам на развитие жилищного строительства: форма соглашения. В рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 гг. регионам выделяются субсидии на развитие названной деятельности. Чтобы получить средства, высший исполнительный орган госвласти субъекта Российской Федерации должен заключить соглашение с Минрегионом России. Утверждена его форма. Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 июня 2011 г. Регистрационный N 21040. Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Скорректированы Лесной кодекс РФ и Закон об охоте. Федеральные власти уполномочены определять для каждого лесного района возрасты рубок лесных насаждений (возрасты для заготовки древесины конкретной товарной структуры), правила заготовки лесных ресурсов, лесовосстановления, пожарной и санитарной безопасности в лесах, ухода за последними. Уточнено, что данная норма касается защитных, эксплуатационных и резервных лесов. Аналогичным образом ограничены полномочия Правительства РФ по утверждению Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Работы по геологическому изучению недр могут выполняться на землях лесного фонда без предоставления лесного участка. Уточнено, что это допускается, если такие работы не влекут за собой не только рубку лесных насаждений, но и возведение объектов капстроительства. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается размещать объекты капстроительства. Исключение - линейные объекты и гидротехнические сооружения. Поправками к указанным исключениям отнесены объекты, связанные с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья. Кроме того, установлено, что объекты капстроительства (за всеми названными исключениями) также нельзя размещать в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов. С 1 июля 2011 г. охотничьи билеты (включая членские), которые выданы до указанной даты и срок действия которых не истек, обмениваются на аналогичные документы единого федерального образца. Установлено, что это нужно сделать не позднее 1 июля 2012 г. При этом билеты, которые выданы до 1 июля 2011 г. и срок действия которых не истек, можно будет использовать до 1 июля 2012 г. Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации Постановление Правительства РФ от 14 июня 2011 г. N 465 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г." Прожиточный минимум за I квартал 2011 г. увеличился по сравнению с предыдущим периодом более чем на 500 руб. Прожиточный минимум в целом по России за I квартал 2011 г. составил на душу населения 6 473 руб., для трудоспособного населения - 6 986 руб., пенсионеров - 5 122 руб., детей - 6 265 руб. (в предыдущем квартале - 5 902, 6 367, 4 683 и 5 709 руб. соответственно). Он представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Он также включает обязательные платежи и сборы. С помощью минимума можно оценить уровень жизни населения при реализации социальной политики в стране. Он применяется для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. В статистике, научных исследованиях и прогнозах показатель прожиточного минимума рассматривается как граница бедности. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" С 1 сентября аттестация рабочих мест по условиям труда будет проводиться по новым правилам. Установлен новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Как и ранее, каждое рабочее место должно аттестовываться не реже 1 раза в 5 лет. В отношении новых эта процедура начинается не позже 60 рабочих дней после их ввода в эксплуатацию. Расширен перечень случаев проведения внеплановой аттестации. Она обязательна по окончании мероприятий по улучшению условий труда или приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Определены требования к аттестующей организации. Она должна иметь аккредитацию и не зависеть от работодателя. Можно привлечь несколько таких организаций. Регламентирован состав аттестационной комиссии. В него в обязательном порядке включаются представители работодателя, профсоюза, аттестующей организации, специалист по охране труда. Малые и микропредприятия вправе привлечь такого специалиста со стороны по гражданско-правовому договору. В ходе аттестации анализируются соответствие условий труда гигиеническим нормативам, травмоопасность рабочих мест, обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты. Дается комплексная оценка условий труда. Каждому рабочему месту присваивается уникальный порядковый номер. Измерения и оценку факторов рабочей среды и трудового процесса можно не проводить, если это угрожает безопасности работников либо специалистов аттестующей организации. В этом случае условия труда относят к опасным. Результаты аттестации оформляются в виде отчета. Приведен перечень прилагаемых к нему документов. Отчет утверждается работодателем и в течение 10 календарных дней направляется в трудовую госинспекцию. Работник должен быть ознакомлен с результатами аттестации его рабочего места под роспись. Новый порядок вводится в действие с 1 сентября 2011 г. До этого применяются прежние правила. Результаты аттестации, проведенной в соответствии с ними, действительны до прохождения очередной. Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июня 2011 г. Регистрационный N 20963. Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм Федеральный закон от 17 июня 2011 г. N 146-ФЗ "О внесении изменений в статьи 348.2 и 348.11 Трудового кодекса Российской Федерации" Трудовой кодекс РФ: поправки по допингу спортсменов. Скорректирован ТК РФ. Поправки касаются труда спортсменов. Установлено, что трудовой договор должен предусматривать обязательство спортсмена соблюдать международные и общероссийские антидопинговые правила, а также предоставлять информацию о своем местонахождении в соответствии с последними для проведения допинг-контроля. Договор с тренером теперь должен предусматривать его обязательство принимать меры по предупреждению нарушения спортсменами названных правил (до внесения изменений - использования допинговых средств и (или) методов). Работодателей обязали под роспись знакомить спортсменов и тренеров с указанными правилами. Вместо основания для прекращения трудового договора со спортсменом в виде использования названных средств и (или) методов, выявленного при проведении допингового контроля, введено новое. Это нарушение указанных правил. Условие - оно должно быть признано таковым по решению соответствующей антидопинговой организации. Федеральный закон от 17 июня 2011 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" Закон об образовании: поправки о детских школах искусств. Скорректированы Законы об образовании и об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти регионов. Поправки касаются дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. В соответствии с поправками указанные программы реализуются в т. ч. в целях раннего выявления одаренных детей и их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные профпрограммы в области искусств. Освоение программ завершается итоговой аттестацией. Ее формы и порядок проведения установит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с тем, что ведает теми же вопросами в области образования. В том же порядке будут определяться федеральные гостребования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации программ. Закреплено, что прошедшим аттестацию выдается свидетельство об освоении программ, заверяемое печатью образовательного учреждения. Форму данного документа установит названный орган в сфере культуры. Регионам дано право дополнительно финансировать мероприятия по организации питания в муниципальных образовательных и в имеющих госаккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях, а также осуществлять господдержку реализации указанных программ в муниципальных детских школах искусств. Федеральный закон от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" Послевузовское профобразование можно получить и в форме ассистентуры-стажировки. В Законы об образовании, о высшем и послевузовском профессиональном образовании внесены поправки. В частности, введена ассистентура-стажировка как форма послевузовской подготовки кадров по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства. Ассистентом-стажером признается лицо, имеющее высшее профобразование, обучающееся очно в указанной форме и готовящее выпускную работу по названной специальности. Срок обучения в форме ассистентуры-стажировки не должен превышать 2-х лет. Указаны федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные устанавливать федеральные гостребования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профобразования. Так, в отношении аспирантов (адъюнктов) это органы, вырабатывающие госполитику в сфере образования; ассистента-стажера - в области культуры; обучающихся в ординатуре (интернатуре) - в сфере здравоохранения. Поправками также предусмотрено, что гражданам, завершившим послевузовское профобразование, выдают соответствующие документы государственного образца. Это лица, получившие указанное образование в ординатуре (интернатуре), а также при обучении в форме ассистентуры-стажировки и прошедшие государственную (итоговую) аттестацию. Гражданам, закончившим аспирантуру (адъюнктуру) или докторантуру, защитившим квалификационную работу (диссертацию на соискание ученой степени кандидата (доктора) наук, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается диплом кандидата (доктора) наук. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. N 347н "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности" С 1 июля вводятся новые бланки больничных. Установлена новая форма бланка листка нетрудоспособности. Он имеет матричный код. Часть данных шифруется (причина нетрудоспособности, вид нарушения режима, условия исчисления пособия и др.). Перечень кодов приводится на обороте листка. К числу обязательных реквизитов отнесены ИНН и СНИЛС нетрудоспособного. Бланк позволяет исчислять пособие в соответствии с новыми правилами (исходя из среднего заработка за 2 календарных года). При этом расчет должен быть подписан не только главным бухгалтером, но и руководителем. Приказ вступает в силу с 1 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 июня 2011 г. Регистрационный N 21026. Оборона, воинская обязанность и военная служба Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 136-ФЗ "О медицинской помощи гражданам Российской Федерации из числа лиц гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, дислоцированных на территориях некоторых иностранных государств, членов их семей и членам семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в этих воинских формированиях, и внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Члены семей военнослужащих воинских формирований, дислоцированных в СНГ, отныне могут получать медпомощь бесплатно. Установлено, как работники воинских формирований, дислоцированных за границей, реализуют право на бесплатную медпомощь на территории государства пребывания. Речь идет о воинских формированиях, дислоцированных на территориях государств-участников СНГ, а также Абхазии и Южной Осетии. К членам семей указанных работников относятся супруги, несовершеннолетние дети и обучающиеся очно (до 23 лет). Также это касается детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения этого возраста, и проживающих в этой семье иждивенцев. Лица гражданского персонала, члены их семей и семей военнослужащих могут получать бесплатную медпомощь в военно-медицинских учреждениях воинских формирований. При отсутствии такой возможности им оплатят расходы, связанные с оказанием медпомощи в медорганизациях государства пребывания. Условия, порядок и размеры оплаты расходов на оказание медпомощи в медорганизациях государства пребывания определяет Правительство РФ. Закреплено, что страхователями по ОМС для неработающих граждан могут быть организации, определенные Правительством РФ. Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 140-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" Состав суда будут формировать с использованием автоматизированной информационной системы. Расширены процессуально допустимые способы формирования состава суда для рассмотрения конкретного дела. Для этого допускается использовать автоматизированную информационную систему, что позволит исключить влияние лиц, заинтересованных в исходе разбирательства. Также учитывается нагрузка и специализация судей. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июня 2011 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 7 статьи 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и части первой статьи 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в связи с жалобой гражданина И.В. Аносова" О проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей районных судов. Оспаривались нормы, касающиеся проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий в отношении судей. Речь идет о следственных действиях, когда судья не является обвиняемым либо в отношении него не возбуждено уголовное дело. Названные мероприятия и действия, связанные с ограничением гражданских прав либо с нарушением неприкосновенности судьи, проводятся только при наличии определенного решения. В отношении судьи районного суда оно принимается судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области или автономного округа. КС РФ счел положения конституционными. Между тем он отметил, что они должны толковаться следующим образом. По их смыслу в отношении судьи районного суда соответствующие материалы допускается рассматривать судебной коллегией в суде любого из указанных уровней не по месту осуществления оперативно-розыскных мероприятий и не по адресу нахождения компетентного органа, ходатайствующего об их проведении. Однако не предполагается, что подобный суд может определять сам орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность. При наличии обоснованных опасений относительно возможности рассекречивания планируемых мероприятий материалы должны направляться для рассмотрения в равнозначный суд. При этом последний в таком случае определяется решением Председателя ВС РФ или его заместителя, которое принимается по ходатайству такого органа. Если бы подобный вопрос решался по усмотрению указанного органа, это означало бы вмешательство исполнительной власти в деятельность власти судебной, вторжение в имеющую публично-правовое значение сферу судейской неприкосновенности. Кроме того, КС РФ подчеркнул, что для федерального законодателя не исключена возможность внести уточнения в регулирование правил подсудности подобного вопроса |