Версия от 04 июня 2011 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Гражданское право, приватизация
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Транспорт и связь
Основы государственно-правового устройства
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Приказ Минфина РФ от 25 апреля 2011 г. N 50н "Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи"
Счета-фактуры можно выставлять и получать в электронном виде.
В НК РФ внесли поправки, в том числе касающиеся счетов-фактур. Теперь по взаимному согласию сторон сделки их можно составлять в электронном виде. Для этого у контрагентов должны быть совместимые технические средства и возможности для приема и обработки указанных документов, оформленных подобным образом. На таких счетах-фактурах ставится электронная цифровая подпись.
В связи с этим закреплено, как выставлять и получать счета-фактуры в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Указанные действия осуществляются через операторов электронного документооборота.
Необходимо использовать средства криптографической защиты, отвечающие определенным требованиям. В частности, они должны быть совместимы с теми, которые применяются в ФНС России.
Чтобы участвовать в электронном документообороте, продавцу (покупателю) нужно оформить сертификаты ключей подписи, подать оператору заявление, получить идентификатор, реквизиты доступа и другие необходимые данные.
Установлено, как взаимодействуют участники документооборота.
Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 мая 2011 г. Регистрационный N 20860.
Банковская деятельность
Информация ЦБР от 30 мая 2011 г.
Ставка рефинансирования пока остается на прежнем уровне.
ЦБР решено не изменять ставку рефинансирования. Напомним, что с 3 мая 2011 г. она составляет 8,25%.
Однако с 31 мая 2011 г. на 0,25 процентного пункта повышаются ставки по депозитным операциям.
Также сообщается, что на 23 мая 2011 г. инфляция в годовом выражении составила 9,7% (в апреле - 9,6%). В то же время темпы роста потребительских цен за месяц остаются сравнительно невысокими.
Отмечается ускорение роста цен на бензин. Оно носит немонетарный характер.
Замедлен рост цен на ряд продовольственных товаров. Это свидетельствует о постепенном исчерпании эффекта шока внутренних цен на сельскохозяйственное сырье.
В мае продолжилось замедление годовых темпов роста денежной массы, что способствует снижению инфляции, обусловленной действием монетарных факторов.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Постановление Правительства РФ от 26 мая 2011 г. N 422 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе"
С 1 июня 2011 г. экспорт сырой нефти и отдельных выработанных из нее товаров подорожает.
Скорректированы ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и отдельные выработанные из нее категории товаров, вывозимые за пределы России и государств-участников соглашений о ТС.
Ставка в отношении нефти повысилась с 453,7 до 462,1 долл. США за т, бензинов товарных - с 408,3 до 415,8 долл. США за т.
Установлена ставка пошлины в отношении прямогонного бензина. Она составляет 415,8 долл. США за т.
Вывоз легких и средних дистиллятов, газойлей, бензола, толуола и ксилолов подорожал с 304 до 309,6 долл. США за т.
Пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы теперь облагаются вывозной пошлиной по ставке 189,8 долл. США за т (ранее - 130,2 долл. США за т).
Экспорт жидких топлив, масел, отработанных нефтепродуктов, нефтяного вазелина, минеральных восков и аналогичных продуктов (кроме сырых и прочих); нефтяных кокса и битума, прочих остатков от переработки нефти или нефтепродуктов из битуминозных пород (кроме нефтяного кальцинированного кокса) облагается по ставке 215,8 долл. США за т (прежняя - 211,8 долл. США за т). В отношении указанных исключений действует нулевая ставка пошлины.
Ставка на нефть плотностью при 20°С от 694,7 до 887,6 кг/куб. м и с содержанием серы от 0,04 до 1,5 мас.% увеличена с 211,7 до 217,5 долл. США за т. Исключение - нефть с Верхнечонского и Талаканского нефтегазоконденсатных месторождений.
Постановление вступает в силу с 1 июня 2011 г.
Постановление Правительства РФ от 26 мая 2011 г. N 419 "О внесении изменений в Положение о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 481"
В пунктах пропуска через границу контроль за международными автоперевозками будет осуществляться таможенными органами.
В Закон о государственном контроле за международными автомобильными перевозками внесли поправки. Согласно им в пунктах пропуска через границу он производится таможенными органами. Прежде предусматривалось, что последние осуществляют только отдельные действия по такому контролю.
В связи с этим уточняется, как он проводится.
В пунктах пропуска через границу данный контроль осуществляется таможенными органами.
Установлено, что проверяется их должностными лицами при проведении контроля в отношении автомобилей, следующих в Россию и из нее, в т. ч. транзитом без проезда по другим государствам-членам Таможенного союза (ТС).
Если автомобиль въезжает в Россию и следует в другие государства-члены ТС или транзитом по ним, совершаются дополнительные действия по контролю. Это также касается случаев, когда транспорт следует из данных стран и выезжает с единой таможенной территории ТС.
Уточнено, что проверяется должностными лицами Ространснадзора в процессе контроля. Они в том числе устанавливают, соответствует ли автомобиль Конвенции о дорожном движении и международным договорам России.
Утрачивает силу акт, определявший, как таможенные органы в пунктах пропуска через границу осуществляют отдельные действия по транспортному контролю.
Постановление вступает в силу с того же дня, что и указанные выше поправки.
Решение Комиссии таможенного союза от 19 мая 2011 г. N 656 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении шин пневматических резиновых новых"
Ввоз пневматических резиновых шин и покрышек: уточнены коды ТН ВЭД ТС.
Подсубпозиция ТН ВЭД ТС, обозначающая шины и покрышки пневматические резиновые новые для легковых автомобилей, разбита на 3 новые: с посадочным диаметром менее 15 дюймов (код 4011 10 000 1), 15-16 дюймов (4011 10 000 2) и прочие (4011 10 000 9).
Также конкретизированы подсубпозиции, обозначающие аналогичные шины и покрышки для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов.
Это шины с цельнометаллическим кордом и прочие. Коды 4011 20 100 1 и 4011 20 100 9 (с индексом нагрузки не более 121); 4011 20 900 1 и 4011 20 900 9 (более 121).
Указанные изменения не повлияли на размеры ввозных пошлин.
Решение вступает в силу с даты его официального опубликования.
Решение Комиссии Таможенного союза от 19 мая 2011 г. N 655 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении пены монтажной полиуретановой в аэрозольных баллонах"
Предусмотрен отдельный код ТН ВЭД Таможенного союза для монтажной полиуретановой пены в аэрозольных баллонах.
Вводится отдельный код ТН ВЭД Таможенного союза (ТС), чтобы классифицировать монтажную полиуретановую пену в аэрозольных баллонах (3214 10 100 1).
По 31 декабря 2011 г. включительно должен проводиться мониторинг ввоза данного товара на территорию ТС. Затем будет решаться вопрос о корректировке ставки импортной пошлины.
Пока что она равна 5% от таможенной стоимости. Размер пошлины такой же, как и для других аналогичных товаров, относящихся к позиции 3214. Речь идет о стекольной и садовой замазках, смоляных цементах, составах для уплотнения и прочих мастиках.
Решение вступает в силу с даты его официального опубликования.
Решение Комиссии Таможенного союза от 19 мая 2011 г. N 654 "О корректировке ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении соевого шрота"
Временно обнулена ставка таможенной пошлины на соевый шрот.
Решено снизить ставку ввозной таможенной пошлины на соевый шрот с 5 до 0% от таможенной стоимости.
Нулевая ставка действует до 31 июля 2011 г. включительно.
Решение Комиссии Таможенного союза от 19 мая 2011 г. N 652 "О введении временного запрета на вывоз отдельных видов нефтепродуктов с территории Республики Казахстан"
Из Казахстана временно запрещено вывозить керосин, газойли, легкие дистилляты и продукты.
Временно запрещен вывоз из Казахстана керосина (2710 19 210 0 - 2710 19 250 0 ТН ВЭД ТС), газойлей (2710 19 410 0 - 2710 19 490 0 ТН ВЭД ТС) и легких дистиллятов и продуктов (2710 11 ТН ВЭД ТС), кроме специальных бензинов (2710 11 210 0 - 2710 11 250 0 ТН ВЭД ТС).
Запрет действует с 7 мая по 1 июля 2011 г.
России и Белоруссии предложено ввести аналогичные меры.
Решение Комиссии Таможенного союза от 19 мая 2011 г. N 639 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров"
Инструкция ТС о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после их выпуска: что нового?
Уточнена Инструкция о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары (далее - ДТ) после их выпуска.
Так, сведения, заявленные в ДТ, изменяются и (или) дополняются после выпуска товаров на основании решения уполномоченного таможенного органа. Расширен список оснований, когда оно принимается. В частности, это продление сроков действия таможенной процедуры и возникновение причин для возврата (зачета, последующего использования плательщиком) уплаченных (взысканных) пошлин, налогов, сборов, процентов и (или) пеней.
Закреплено, что в ДТ не вносят изменения (дополнения), если сведения, указанные в обращении и предлагаемые для закрепления в ДТ, недостоверны.
В Белоруссии и Казахстане при изменении и (или) дополнении указанных данных, зарегистрированных таможенными органами до 1 января 2011 г., применяют формы документов и порядки их заполнения, действовавшие до названной даты.
В Белоруссии в качестве КДТ может использоваться ДТ, содержащая измененные и (или) дополненные сведения. Срок - до 1 июля 2012 г.
Решение вступает в силу с 1 июля 2011 г.
Решение Комиссии Таможенного союза от 19 мая 2011 г. N 638 "О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. N 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации"
Заполняем транзитную декларацию по новым правилам!
Скорректирован порядок заполнения транзитной декларации (ТД).
Изменения касаются граф 18, 21, 31, 33, 35, 40, 53, а также заполняемых должностными лицами таможенных органов.
Так, в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" необходимо также давать общее наименование продукции. Код товара в графе 33 приводится в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или ТН ВЭД ТС на уровне не менее первых 6 знаков.
Изменился порядок указания массы "брутто" товара (графа 35). Если общий вес составляет не менее 1 кг, то пишется фактическое значение с учетом 3 знаков после запятой; менее 1 кг - с точностью до 3 знаков после запятой; менее 1 г - 6 знаков после запятой.
Приведены особенности кодирования таможенных органов Беларуси и Казахстана.
Установлено, что при наличии в ТД более 3 изменений и (или) дополнений таможенный орган может потребовать заполнить новую ТД. При этом в ее электронной копии указываются все внесенные коррективы.
Решение вступает в силу с 1 июля 2011 г.
Гражданское право, приватизация
Письмо Минфина РФ от 24 мая 2011 г. N 02-03-09/2136
Можно ли сохранить тип действующих автономных учреждений, для которых будут созданы правовые основания для продолжения их деятельности?
17 мая 2011 г. Госдума в первом чтении приняла законопроект, предусматривающий возможность создавать в форме автономных учреждений СМИ и многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, в соответствии с проектом можно будет изменить тип автономных учреждений (на бюджетное или казенное), созданных вне сфер, предусмотренных законодательно. При этом срок их реорганизации и ликвидации будет продлен до 1 января 2012 г.
В связи с этим, по мнению Минфина России, можно осуществлять до 1 января 2012 г. реорганизацию, ликвидацию и изменение типа учреждений, созданных вне сфер, предусмотренных законодательно, а также сохранить тип действующих автономных учреждений, для которых проектом создаются правовые основания для продолжения их деятельности.
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1173 "О порядке согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям"
Передача объектов электросетевого хозяйства в аренду территориальным сетевым организациям: правила согласования.
Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электросетью до 1 января 2014 г. вправе передавать объекты электросетевого хозяйства в аренду территориальным сетевым организациям. Условие - согласование с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Утверждены правила такого согласования.
Передачу согласовывает Минэнерго России. Для этого нужно подать соответствующее заявление, сведения об объектах, информацию о присоединенных к ним потребителях, документы с данными территориальной сетевой организации, проект договора аренды. Срок - не позднее 1 июля года, предшествующего году передачи (в 2011 г. - не позднее 1 июня 2011 г.).
Министерство в течение 3 рабочих дней со дня окончания срока поступления заявления направляет копии полученных материалов в уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Он готовит заключение о влиянии отказа от передачи на уровень цен (тарифов) на электроэнергию (мощность) в регионе. Срок - 20 рабочих дней.
Решение по заявлению принимается не позднее 40 рабочих дней со дня его поступления. Оно в письменной форме доводится до заявителя, территориальных сетевых организаций, федерального органа исполнительной власти в области госрегулирования тарифов и уполномоченного органа исполнительной власти региона, а также размещается на сайте Министерства. Срок - не более 3 рабочих дней.
Скорректированы Правила госрегулирования и применения тарифов на электричество и тепло.
По общему правилу тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 года. Закреплено, что эта норма не распространяется на решения регулирующих органов об установлении тарифов на 2011 г. для организаций, которым переданы в аренду вышеуказанные объекты. Условие - рост среднеотпускной цены (тарифа) на электроэнергию (мощность) в регионе не должен превышать 115% по сравнению с уровнем 2010 г.
Минэкономразвития России поручено совместно с Минэнерго, ФСТ и ФАС России в 3-месячный срок представить в Правительство РФ план мероприятий по поэтапному прекращению до 1 января 2014 г. передачи объектов в аренду и сокращению объемов перекрестного субсидирования между категориями потребителей в электроэнергетике.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Транспорт и связь
Постановление Правительства РФ от 24 мая 2011 г. N 413 "Об особенностях проведения государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации"
Владельцы машин, срок очередного техосмотра которых наступает в 2011 г., получили отсрочку на год.
Срок проведения очередного техосмотра автотранспортных средств и прицепов к ним, истекающий в 2011 г., переносится на 12 месяцев. Это касается легковых и грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов с разрешенной максимальной массой до 3,5 т, а также мототранспортных средств.
Техосмотр указанных авто, выпущенных не более года назад, при их первичной регистрации в ГИБДД проводится без использования средств технического диагностирования.
Перенос сроков не распространяется на такси, автобусы и грузовые машины с числом мест более 8, транспорт для перевозки опасных грузов, обучения вождению либо оборудованный спецсигналами.
Напомним, что на рассмотрении в Госдуме РФ находится законопроект о передаче функций по проведению техосмотра от МВД России коммерческим организациям. Один из предлагаемых вариантов - включение страховщиков ОСАГО в систему его проведения.
Основы государственно-правового устройства
Постановление Правительства РФ от 27 мая 2011 г. N 424 "О машиночитаемой записи в паспорте гражданина Российской Федерации"
Чем будут отличаться паспорта, полученные после 1 июля 2011 г., от ранее выданных?
Согласно описанию бланка паспорта гражданина России на его 3-ей странице находится зона для внесения машиночитаемой записи (нижняя четверть, противоположная сгибу). Установлено, что с 1 июля 2011 г. паспорта выдаются с заполнением этой зоны.
Запись должна содержать пол, ФИО, дату рождения владельца паспорта, серию и номер последнего, код выдавшего его подразделения и дату предоставления. Также должны быть приведены обозначения типа документа, государства, оформившего паспорт, гражданства владельца последнего.
Правила и способ формирования записи установит ФМС России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Постановление Правительства РФ от 20 мая 2011 г. N 407 "О внесении изменения в Положение о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации"
Законопроекты Правительства РФ будут обсуждаться в Интернете.
Скорректировано Положение о законопроектной деятельности Правительства РФ.
Установлено, что по решению соответствующей комиссии Правительства РФ разработанные законопроекты, затрагивающие основные направления госполитики в области социально-экономического развития страны, могут выносится на общественное обсуждение с использованием Интернета.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 г. N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости"
Подтверждение периодов работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости: правила.
Утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Порядок касается 24 видов работ. Это работы с тяжелыми, вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в летном составе гражданской авиации, летно-испытательном составе, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, педагогическая/творческая деятельность в учреждениях для детей/театрах или театрально-зрелищных организациях и др.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица согласно Закону об индивидуальном учете в системе ОПС подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями либо соответствующими муниципальными или госорганами, после - на основании сведений названного учета.
В первом случае используются справки, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, заключения органов госэкспертизы последних и др., во втором - выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Периоды работы в России до регистрации также могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. Это касается ситуаций, когда право на досрочную пенсию устанавливается независимо от характера работы, а документы о последней утрачены в связи со стихийными бедствиями.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 мая 2011 г. Регистрационный N 20777.
Постановление Правления ПФР от 24 марта 2011 г. N 59п "О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 192п"
Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе ОПС: новые формы документов.
Расширен перечень форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Так, введена форма "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов-страхователями в пользу физического лица (СЗВ-6-3)".
Она представляется страхователями 1 раз в год, в отчетный период за календарный год.
Установлена форма "Актуализация лицевого счета застрахованного лица (АДВ-8-1)".
Она заполняется территориальным органом ПФР на основании сведений, представленных органами ЗАГС, подлежащих аннулированию на основании решения суда, внесения исправлений или изменений в ЗАГС. Речь также идет о решении указанного органа об ошибочном занесении сведений о смерти на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.
Предусмотрена форма, по которой составляется опись документов вышеуказанных сведений (АДВ-6-4).
Она представляется плательщиком страховых взносов-страхователем (работодателем) в составе пачки входящих исходных (корректирующих, отменяющих) документов, содержащих сведения, представляемых, начиная с 2010 г.
В новой редакции изложена форма, по которой составляется опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-2).
Пересмотрены Правила подготовки документов индивидуального (персонифицированного) учета в электронной форме (формат данных).
Уточнен классификатор параметров, используемых в формах.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 мая 2011 г. Регистрационный N 20751.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11 апреля 2011 г. N 30 "Об утверждении СанПиН 2.3.2.2868-11 "Дополнение N 23 к СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов"
Расширен перечень растений, которые могут навредить здоровью человека, если их использовать для изготовления БАД.
Скорректирован перечень биологически активных веществ, компонентов пищи и продуктов, являющихся их источниками. Речь идет о тех, которые могут навредить здоровью человека при использовании для изготовления БАД.
Расширен перечень растений, содержащих сильнодействующие, наркотические или ядовитые вещества. В него дополнительно вошли 17 растений. Среди них - аир болотный (злаковый), ежовник членистый, колоцинт, петрушка курчавая, бассия холодная.
Изменения вводятся в действие с 1 июня 2011 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 мая 2011 г. Регистрационный N 20739.
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Федеральный закон от 31 мая 2011 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной службе российского казачества"
Уточнено, как ведется государственный реестр казачьих обществ.
Создается Всероссийское казачье общество. Его устав утверждает Президент РФ.
Установлено, что казаки теперь участвуют в защите госграницы.
Атамана войскового казачьего общества избирает высший орган управления на 5 лет. При этом им может стать гражданин России, являющийся членом хуторского, станичного или городского казачьего общества, входящего в состав войскового. Установлены ограничения для кандидата на должность атамана. В частности, им не может быть тот, кто имеет неснятую или непогашенную судимость, содержится в местах лишения свободы, признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным.
Члена казачьего общества, осужденного за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, можно лишить специального звания (чина) по приговору суда.
Уточнен порядок ведения реестра казачьих обществ. Окружные (отдельские) и войсковые казачьи общества вносятся в реестр Минюстом России, а хуторские, станичные, городские и районные (юртовые) - его территориальными органами.
Скорректирован перечень документов, необходимых для внесения обществ в реестр.
Казачьи общества ежегодно должны отчитываться об общем количестве своих членов и о фиксированной численности тех, кто принял на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Закреплены основания для приостановления процедуры внесения казачьего общества в реестр, для исключения из него и отказа во включении в него.
Несовершеннолетних к несению службы российского казачества готовят в казачьих кадетских корпусах. Типовое положение о таком образовательном учреждении утверждает федеральный орган власти, занимающийся нормативно-правовым регулированием в сфере образования.
Закон вступает в силу после официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Постановление Конституционного Суда РФ от 26 мая 2011 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", статьи 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Третейские суды вправе разрешать споры о недвижимости.
Предметом проверки КС РФ стал вопрос о том, вправе ли третейские суды разрешать споры о недвижимости.
Речь идет о вынесении ими решений, которые влекут переход прав на недвижимость, их госрегистрацию, а также обращение взыскания на такое имущество, заложенное по договорам ипотеки.
Заявителем выступил ВАС РФ. По его мнению, в данном вопросе имеется неопределенность. Следует отметить, что его позиция по этому моменту была сформулирована еще в 2005 г.
Исходя из нее, арбитражным судам следует отказывать в выдаче исполнительных листов на подобные решения третейских судов, поскольку такие споры носят публично-правовой характер.
КС РФ счел, что рассмотрение названных споров третейскими судами не противоречит конституционным предписаниям.
Как отметил КС РФ, третейские суды не относятся к системе госсудов. Они лишь реализуют альтернативную форму защиты прав.
Критерий, по которому определяется возможность разрешения дел этими судами, - характер спора.
Им не подведомственны споры, которые возникают из административных и иных публичных правоотношений, а также дела, разрешаемые в порядке особого производства.
На практике госрегистрация по недвижимости рассматривается как "публичный элемент", позволяющий расценивать спор как публично-правовой.
Между тем, как подчеркнул КС РФ, такой подход ошибочен. Госрегистрация лишь отражает особое внимание государства к обороту недвижимого имущества. Она не влияет на характер спора в целом и не является критерием, позволяющим приравнять его к публично-правовому.
Рассмотрение названных споров третейскими судами не исключается ни ГПК РФ, ни АПК РФ.
Правовые последствия вынесения решения по такому спору как государственным, так и третейским судом одинаковы: регистрирующий орган обязан совершить действия по госрегистрации.
Взыскание на заложенную недвижимость обращается по решению как суда общей юрисдикции, арбитражного суда, так и третейского. Рассмотрение такого спора последним приравнивается к судебному порядку обращения взыскания. Это не означает включение подобного суда в систему госсудов, а лишь определяет равенство правовых последствий данных решений.
Возможность разрешения таким судом вопроса о правах и обязанностях лиц, не участвовавших в разбирательстве и не связанных третейским соглашением, исключена.
КС РФ также отметил, что федеральный законодатель вправе уточнить, какие именно категории споров относятся к исключительному ведению госсудов.
Постановление Правительства РФ от 28 мая 2011 г. N 428 "О внесении изменения в Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии"
Определен орган, уполномоченный вести реестр саморегулируемых организаций медиаторов.
Расширяются функции Росреестра.
Это обусловлено тем, что с 1 января 2011 г. вступил в силу закон, регламентирующий применение процедуры медиации. Ее цель - урегулировать споры, возникающие из гражданских, семейных и трудовых правоотношений, при содействии независимого посредника. Закон позволяет создавать саморегулируемые организации (СРО) медиаторов. Они образуются в форме ассоциаций (союзов) или некоммерческих партнерств. Статус СРО приобретается со дня, когда сведения об организации внесены в госреестр.
Служба уполномочена вести его.
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 мая 2011 г. N 32 "О месте постоянного пребывания Федерального арбитражного суда Центрального округа"
ФАС Центрального округа переезжает в Калугу.
Решено изменить место постоянного пребывания Федерального арбитражного суда Центрального округа.
Речь идет о Калуге. В настоящее время суд располагается в Брянске.
Дату начала деятельности в новом месте определит Пленум ВАС РФ с учетом организационных возможностей и кадрового обеспечения.
До этого момента суд продолжит свою работу в Брянске.