28 июня 2024
Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2024 г. N 554 "О ежемесячной компенсационной выплате отдельным категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту"
Военным пенсионерам - участникам СВО будут компенсировать пенсию по новым правилам.
Президент установил новые правила ежемесячной компенсационной выплаты участвующим в СВО военным пенсионерам.
Военнослужащим, заключившим контракт начиная с 24 февраля 2022 г. и принимающим участие в СВО, являвшимся при этом получателями пенсии за выслугу лет, выплата которой приостановлена, дополнительно к денежному довольствию предоставляется ежемесячная компенсация в размере 100% этой пенсии, выплачиваемой на день приостановления с учетом индексации после приостановления.
Компенсация выплачивается также в случаях, когда военнослужащий:
- выведен из состава воинской части для восстановления боеспособности или направлен на обучение по военно-учетной специальности (не более 3 месяцев);
- находится на лечении в стационаре, в отпуске по болезни или признан временно негодным к службе (не более 1 месяца);
- находится в основном отпуске (не более 30 суток);
- направлен в служебную командировку из района СВО (не более 10 суток).
Указ вступает в силу с 1 июля 2024 г.
Приказ Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 27 мая 2024 г. N 848 "Об утверждении формата доверенности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя"
Новый формат электронной доверенности страхователя.
Представитель страхователя осуществляет свои полномочия в том числе на основании электронной доверенности, подписанной УКЭП доверителя.
В связи с созданием и вводом в эксплуатацию Единой цифровой платформы в социальной сфере СФР утвердил новый формат такой доверенности.
Прежний формат утрачивает силу.
Зарегистрировано в Минюсте России 27 июня 2024 г. Регистрационный № 78687.
27 июня 2024
Указание Банка России от 21 мая 2024 г. N 6729-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 1 августа 2022 года N 803-П"
Скорректирован План счетов бухучета для некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств.
Внесены изменения в План счетов бухучета для некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств.
Помимо прочего, урегулированы вопросы отражения договоров долгосрочных сбережений.
Указание вступает в силу с 1 января 2025 г.
Зарегистрировано в Минюсте России 20 июня 2024 г. Регистрационный № 78625.
Положение Банка России от 28 марта 2024 г. N 836-П "Об установлении требований к расчету негосударственными пенсионными фондами величины обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании, договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам долгосрочных сбережений на основании внутреннего документа, случаев осуществления указанного расчета, а также требований к указанному внутреннему документу"
Рассчитываем величину обязательств по договорам НПФ по новым правилам.
НПФ должны рассчитывать величину обязательств по договорам об ОПС, договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам долгосрочных сбережений. Установлены новые требования к такому расчету и случаи, в которых он проводится.
Расчет необходим для актуарного оценивания деятельности НПФ, стресс-тестирования финансовой устойчивости, определения соответствия размера страхового резерва нормативу, для подачи отчетности в ЦБ.
Также обновлены требования к внутреннему документу НПФ, на основании которого осуществляется расчет, и соответствующим результатам актуарной деятельности.
Положение вступает в силу по истечении 10 дней после опубликования. Прежнее положение при этом утрачивает силу.
Зарегистрировано в Минюсте России 20 июня 2024 г. Регистрационный № 78622.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 мая 2024 г. N 275н "О внесении изменений в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 сентября 2020 г. N 585н"
Период пребывания в добровольческих формированиях Росгвардии учтут при расчете больничных и декретных.
В Закон об обороне были внесены поправки, согласно которым добровольческие формирования может создавать не только Минобороны, но и Росгвардия. Их члены будут получать те же льготы, что и добровольцы Министерства.
В связи с этим скорректированы правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Теперь в страховой стаж включается в т. ч. период пребывания в созданном Росгвардией добровольческом формировании с 24 февраля 2022 г.
Также уточнены положения, регулирующие исчисление периодов работы (службы, деятельности, пребывания в добровольческом формировании).
Зарегистрировано в Минюсте России 26 июня 2024 г. Регистрационный № 78676.
Приказ Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 22 апреля 2024 г. N 643 "Об утверждении форм документов и сведений, применяемых в целях назначения и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию"
Обновлены формы документов для назначения и выплаты страхового обеспечения по ОСС.
В связи с созданием Социального фонда России утверждены новые формы документов, применяемых для назначения и выплаты страхового обеспечения по ОСС. В их числе - сведения о застрахованном лице, заявление о назначении пособия по уходу за ребенком, выписка из электронного листка нетрудоспособности, извещение о представлении недостающих сведений и документов.
Формы, утвержденные ФСС, утрачивают силу.
Зарегистрировано в Минюсте России 26 июня 2024 г. Регистрационный № 78675.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2024 г. N 21 "О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам"
Пленум ВС разъяснил, когда водитель может покинуть место ДТП.
В связи с ужесточением ответственности за преступления на дорогах ВС представил следующие разъяснения.
Ответственность наступает при совершении нарушения не только на дороге, но и в пределах обустроенных или специально приспособленных для движения транспорта полос земли, искусственных сооружений, прилегающих к ним территорий (во дворах МКД, в коттеджных поселках, на автостоянках, АЗС, территориях организаций), в лесу, в поле, на льду.
Оставление водителем места преступления может квалифицироваться по совокупности преступлений, если водитель осознавал, что оставляет в опасности пострадавшего. Отягчающим обстоятельством может быть алкогольное опьянение водителя.
Помощь пострадавшему в госпитализации не считается оставлением места ДТП, если это было вызвано необходимостью и не было иной возможности довезти пострадавшего к врачу.
ВС внес некоторые уточнения и в постановление об условно-досрочном освобождении. Если неотбытая часть наказания заменена принудительными работами, то срок для УДО исчисляется с момента начала отбывания лишения свободы.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2024 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в практике судов общей юрисдикции при рассмотрении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (главы 312 и 313 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)"
Нюансы вынесения решений о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания и закрытые спецучреждения.
Верховный Суд рассмотрел некоторые вопросы, связанные с помещением несовершеннолетних в центры временного содержания, в закрытые спецучреждения. Разъяснен порядок участия в административном деле законного представителя несовершеннолетнего, уполномоченного по правам ребенка, органа опеки (попечительства). Раскрыты нормы о подаче административных исковых заявлений, о сроках пребывания в учреждениях, об их продлении, об исследовании материалов дел. В частности, отмечено следующее.
Административные дела не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного (письменного) производства. Исковое заявление о помещении несовершеннолетнего в центр подается в суд ОВД в течение 1 месяца со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего или об отказе в его возбуждении либо возникновения иных обстоятельств. Указанный срок может быть восстановлен судом.
Прокурор вправе обратиться с исковым заявлением о помещении несовершеннолетнего в закрытое спецучреждение, о досрочном прекращении пребывания в нем, о переводе в другое учреждение, о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего в недобровольном порядке для определения возможности его помещения в учреждение.
В отдельном процессе не могут быть оспорены прилагаемые к административному исковому заявлению о помещении в закрытое спецучреждение постановление комиссии по делам несовершеннолетних, характеристика с места учебы (работы), акт обследования семейно-бытовых условий жизни, справка ОВД и т. д. Они сами по себе не влекут правовых последствий для несовершеннолетнего. Возражения относительно указанных доказательств должен оценить суд.
Несовершеннолетние дети - мигранты и их законные представители уведомляются судом о праве на свободу общения с консульскими должностными лицами соответствующего иностранного государства и доступа к ним.
При помещении несовершеннолетнего в учреждение нельзя игнорировать наличие у него психических заболеваний, ограниченных возможностей. Суд должен выяснить, имеется ли в учреждении возможность оказания необходимой помощи.
Вопрос о сроке, в течение которого несовершеннолетний может содержаться в центре либо на который продлевается его содержание в нем, решается исходя из времени, минимально необходимого для достижения целей помещения в центр, что отражается в мотивировочной части решения суда.
Недопустимо участие в административном деле в качестве законного представителя родителя, который совершил общественно опасное деяние в отношении несовершеннолетнего, совместно с несовершеннолетним.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2024 г. N 19 "О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества"
Пленум ВС разъяснил правила добровольного страхования имущества.
ВС представил следующие правовые подходы к вопросам добровольного страхования имущества.
Отказ в выплате страховки должен быть обоснован. Запрещен отказ из-за непредставления страхователем отдельных документов, если решение о выплате можно принять без них. Нельзя отказать в страховке, если страхователь не обжаловал отказ в возбуждении уголовного дела по факту ущерба.
Не страхуются противоправные интересы, убытки от участия в играх, лотереях и пари, а также расходы, к которым лицо может быть принуждено для освобождения заложников. Неправильное оформление прав на объект страхования (отсутствие разрешения на строительство) еще не свидетельствует о страховании противоправного интереса.
Разъяснен порядок заключения электронного договора со страхователем-физлицом. Договор считается заключенным на условиях страховщика после уплаты страховой премии (взноса). Уплатой также подтверждается согласие страхователя с условиями страхования.
Уточнены обстоятельства, при наступлении которых страхователь вправе отказаться от договора. Разъяснены условия оспаривания договора страховщиком, которому страхователь предоставил ложные сведения или не сообщил о существенных обстоятельствах.
Если один из сособственников застраховал имущество на полную стоимость и получил выплату при наступлении страхового случая, другие сособственники могут обратиться к нему и потребовать часть полученного возмещения, соответствующую их доле.
Намеренный недопуск экспертов к поврежденному имуществу освобождает страховщика от штрафных санкций или компенсации морального вреда. Суд может уменьшить его ответственность, если клиент содействовал увеличению убытков или не принял разумных мер к их уменьшению.
Разъяснены условия и сроки отказа клиента от договора и его права на возврат части уплаченной премии.
Уточнены нюансы страхования имущества, приобретаемого на кредитные средства.
Определен размер страховки при гибели транспортного средства.
Рассмотрены вопросы уплаты страховой премии в рассрочку.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2024 г. N 18 "О судебной практике отмены условного осуждения или продления испытательного срока"
ВС разъяснил, в каких случаях можно отменить условное осуждение и в каких - продлить испытательный срок.
Верховный Суд указал на особенности назначения условного осуждения, его отмены, продления испытательного срока. В частности, отмечено следующее.
Цель назначения условного осуждения - это исправление лица в течение испытательного срока без реального отбывания основного наказания. Об исправлении могут свидетельствовать в т. ч. положительные характеристики с места жительства, учебы, работы или службы, участие в благотворительных, волонтерских организациях, патриотических движениях, в боевых действиях. Также нужно возместить причиненный преступлением вред. Отсутствие у осужденного денежных средств не является уважительной причиной для невозмещения вреда. Уважительными причинами могут считаться возникшие после постановления приговора обстоятельства, из-за которых гражданин лишен возможности в течение испытательного срока возместить вред (например, длительная нетрудоспособность, невыплата зарплаты, утрата заработка или имущества по независящим от осужденного обстоятельствам).
Отмена условного осуждения возможна по истечении не менее половины установленного испытательного срока, если гражданин доказал свое исправление, возместил вред. При рассмотрении данного вопроса в отношении лица, которому назначен дополнительный вид наказания и который до истечения испытательного срока своим поведением доказал исправление, суд принимает решение об отмене условного осуждения и о снятии судимости лишь после отбытия им дополнительного наказания.
Основанием для продления условно осужденному испытательного срока может являться как одно из допущенных им нарушений, перечисленных в УК РФ, так и совокупность таких нарушений. Если гражданин в течение испытательного срока, в т. ч. установленного в максимальном пределе, уклонился от исполнения обязанностей, от возмещения вреда либо нарушил общественный порядок, то суд продлевает испытательный срок. С учетом поведения осужденного и других данных, характеризующих его личность, допускается выйти за пределы максимального срока, но не более чем на 1 год. Можно продлить испытательный срок более одного раза, если общий срок продления не превышает 1 года.
Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней. В таком случае принимается решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания. Решение может быть принято без участия лица, но с обязательным участием адвоката.
Ранее выпущенные разъяснения признаны утратившими силу.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2024 г. N 17 "Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов"
Пленум ВС об электоральных правонарушениях: иноагентам нельзя агитировать, а скрины могут быть доказательством.
Верховный Суд РФ представил следующие разъяснения о нарушениях информобеспечения выборов.
Граждане, не являющиеся кандидатами и не уполномоченные выступать от кандидатов, избирательных объединений, не вправе проводить агитацию, требующую финансовых затрат и не оплаченную из избирательного фонда. При этом безвозмездные услуги без привлечения третьих лиц не образуют состава правонарушения.
Разъяснена разница между СМИ и организациями, выпускающими СМИ. Субъект ответственности - главный редактор, редакция СМИ, организация, осуществляющая теле- или радиовещание, выпуск или распространение СМИ, лица, нарушившие порядок опубликования материалов в Интернете в период избирательной кампании. При этом администрации соцсетей к субъектам правонарушения не относятся.
Госслужащим запрещено проводить предвыборную агитацию. При выпуске агитматериалов по референдуму лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, нельзя использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Иноагенты не могут быть заказчиками, изготовителями и распространителями агитационных материалов. Наравне с ними ответственность несут их исполнители.
Исполнители должны обеспечивать кандидатам, избирательным объединениям равные условия оплаты изготовления печатных агитационных материалов.
Определена ответственность изготовителей и распространителей фейковой информации, в т. ч. созданной с помощью компьютерных технологий.
Агитационные материалы можно размещать в специальных местах на избирательных участках, а также на рекламных конструкциях зданий без согласия собственника, заключившего договор с владельцем такой конструкции. Запрещено располагать их на памятниках, обелисках, объектах, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, в зданиях избиркомов, помещениях для голосования и ближе 50 м от входа в них.
Скриншоты с указанием адреса интернет-страницы, даты и времени их изготовления могут быть доказательством нарушений.
26 июня 2024
Информация Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 июня 2024 г. "О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, указанные в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2023 г. N 1538, а также отдельные виды минеральных удобрений"
Установлены ставки курсовых экспортных пошлин на июль.
С октября 2023 г. в России действуют гибкие экспортные пошлины на широкий перечень товаров с привязкой к курсу рубля. Установлены их размеры на июль 2024 г.
Ставка экспортной пошлины составит 4,5% от таможенной стоимости. Для азотных удобрений - 10%, но не менее 1 100 руб. за тонну, для калийных - 10%, но не менее 1 800 руб. за тонну, для фосфорных и многокомпонентных - 10%, но не менее 2 100 руб. за тонну.
Обзор практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2024 г.)
ВС обобщил практику пенсионных споров.
При обобщении практики рассмотрения судами пенсионных споров ВС представил следующие правовые позиции.
Пенсионный орган должен зарегистрировать обращение гражданина за страховой пенсией независимо от формы такого обращения (устное или письменное). Если невыполнение такой обязанности привело к несвоевременному назначению пенсии, гражданин имеет право на недополученные суммы за прошедшее время.
Пенсионеру из числа военнообязанных, привлеченных к ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, не может быть отказано в установлении второй пенсии по инвалидности.
Право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии имеют пенсионеры, у которых на иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи, даже если у последних есть собственный доход, но помощь пенсионера при этом является существенной.
Специальный стаж для досрочной пенсии подтверждается документами работодателя или госорганов, но не свидетельскими показаниями.
Служба в армии на территории любой бывшей союзной республики засчитывается в страховой стаж.
Педагоги имеют право на досрочную пенсию независимо от формы собственности учреждений (государственная, муниципальная, частная).
Работа в санаторной школе-интернате не включается в стаж для досрочной пенсии в сфере здравоохранения.
В стаж работы в районах Крайнего Севера включается период междувахтового отдыха.
Обзор судебной практики по отдельным вопросам применения статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2024 г.)
ВС обобщил судебную практику рассмотрения дел о нарушении валютного законодательства.
ВС представил примеры квалификации правонарушений. К незаконным валютным операциям отнесены:
- получение организацией, минуя счет в банке, наличных от гражданина-нерезидента в качестве погашения займа или оплаты за проданную вещь;
- передача наличных иностранцу под видом займа для прикрытия расчетов с иностранной компанией по договору аренды;
- выплата иностранцам зарплаты, стипендии наличными, в том числе при уклонении гражданина от подачи заявления на открытие счета для этих выплат;
- нарушение резидентом порядка учета в уполномоченном банке контракта, во исполнение которого проводились валютные операции;
- перевод резидентом на банковский счет нерезидента денег без подтверждения исполнения нерезидентом оказания услуг по внешнеторговому контракту.
Не образуют состава нарушения случаи, в которых:
- резидент не смог выполнить требования валютного законодательства из-за мер ограничительного характера со стороны недружественных государств;
- уполномоченные банки отказали резиденту в открытии банковского счета для расчетов с нерезидентами в иностранной валюте во исполнение контракта;
- резидент не возвратил в Россию уплаченные нерезиденту деньги за неввезенные товары в связи с прощением долга нерезиденту либо в связи с ввозом меньшего количества товаров из-за естественной убыли;
- резидент не отчитался о движении средств по зарубежному счету, на котором учитываются ценные бумаги, а не деньги.
Рассмотрены вопросы исчисления срока давности привлечения к ответственности, назначения наказания при совершении нескольких незаконных операций, объединения дел при выявлении нескольких нарушений при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия.
25 июня 2024
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2024 г. N 33-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1276 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Издательский дом "Фест Хэнд"
КС разрешил свободно публиковать изображения общедоступных памятников в путеводителях.
Издатель разместил в путеводителе без согласия авторов фотографию памятника с архитектурными и скульптурными элементами. При этом изображения произведений архитектуры можно использовать без ограничений, а объекты изобразительного искусства, в т. ч. скульптуру, можно воспроизводить только в некоммерческих целях. Издание путеводителя - это предпринимательская деятельность. Поэтому за публикацию памятника ассоциация правообладателей взыскала вознаграждение.
Заявитель оспаривает деление комплексных монументальных произведений на самостоятельные объекты правовой охраны с разными режимами защиты и правилами использования.
Конституционный Суд РФ указал, что оспариваемая норма не противоречит Конституции, но само по себе извлечение прибыли из распространения изображений общедоступных произведений в социально значимых целях - недостаточное основание для требований о выплате вознаграждения автору.
Воспроизведение указанных объектов в туристических справочниках способствует росту внутреннего туризма, увековечиванию исторической памяти, популяризации важных событий. Ограничения могут привести к отказу от использования таких объектов, что может снизить интерес к ним, ограничить право каждого на доступ к культурным ценностям.
Решения по делу заявителя подлежат пересмотру.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2024 г. N 848 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761"
Упрощен порядок предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Граждане, у которых ежемесячно на оплату жилья и коммунальных услуг уходит больше определенной доли дохода, имеют право на получение субсидий. Правительство скорректировало правила их предоставления.
В частности, теперь для получения такой субсидии граждане могут подать электронное заявление через Единый портал. Основную часть документов госорганы будут самостоятельно запрашивать в т. ч. через систему межведомственного электронного взаимодействия. При этом за назначением указанной меры поддержки можно также обратиться в органы соцзащиты или МФЦ.
Постановление вступает в силу по истечении 3 месяцев со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
24 июня 2024
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2024 г. N 32-П "По делу о проверке конституционности пункта 37 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с жалобой гражданина В.В. Кузнецова"
При решении вопроса по субсидии на оплату жилья нельзя игнорировать период ухода за пожилым родственником.
В целях получения субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг среднемесячный доход гражданина определяется путем деления суммы его доходов, возникших в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел доходы. Конституционный Суд проверил эту норму в следующей ситуации.
Заявитель-гражданин ухаживал за пожилым родственником. Ему отказали в субсидии из-за того, что его среднемесячный доход составил более 50 тыс. руб. Данная сумма - это взысканное по суду пособие по безработице, которое было получено единовременно. Порядок исчисления среднемесячного дохода предполагает использование только числа месяцев, в течение которых получены доходы. В данном случае это был один месяц. Период ухода за пожилым родственником не был учтен. Конституционный Суд встал на сторону заявителя.
Норма не противоречит Конституции РФ. Однако период ухода за нетрудоспособным родственником не может игнорироваться при определении количества месяцев в расчетном периоде, за который исчисляется размер среднемесячного дохода гражданина, для решения вопроса по субсидии.
Несмотря на то, что не учитываются месяцы, в которые не было доходов, отсутствие последних само по себе не является основанием для отказа в субсидии, если гражданин не мог работать по уважительным причинам (например, ухаживал за пожилым родственником).
Разовый доход не распределяется по всем учитываемым месяцам. Однако формальный подход к применению данного правила не учитывает тот факт, что гражданин не получал дохода в иные месяцы, поскольку занимался социально значимой деятельностью. Размер доходов может привести к отказу в субсидии, что лишает соцподдержки лиц, ухаживающих за нетрудоспособными гражданами.
Информация Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 июня 2024 г. "О ставках вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 июля 2024 года"
В июле также сохранятся нулевые ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.
На июль 2024 г. установлены нулевые ставки вывозных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты. Они рассчитаны исходя из средней цены на сырую нефть марки "Юралс" на мировых рынках 484,6 долл. США за тонну и марки "North Sea Dated" на рынке Северного моря 584,8 долл. США за тонну.
Перечень поручений по итогам пленарного заседания съезда и встречи с членами бюро правления Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей" (утв. Президентом Российской Федерации 21 июня 2024 г.)
Готов очередной пакет поручений от главы государства.
По итогам встречи с промышленниками и предпринимателями Президент дал ряд поручений, которые, в частности, касаются:
- использования механизма общественного обсуждения решений, принимаемых главными распорядителями бюджетных средств при предоставлении юрлицам и ИП субсидий;
- снижения ставок вывозных пошлин на отдельные виды рыбной продукции при условии ее реализации в необходимом объеме на внутреннем рынке;
- поддержки строительства транспортно-логистической инфраструктуры и распределительных центров, в т. ч. вблизи основных транспортных коридоров;
- дополнительной соцподдержки педагогических работников ссузов, предоставления им льготной ипотеки;
- принятия закона о выставочной и конгрессной деятельности;
- снижения с 5 млрд до 500 млн руб. минимальной стоимости активов международного личного фонда;
- установления административной ответственности за уклонение от исполнения обязанности вступить в прямое владение акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации;
- применения инвестиционного вычета по налогу на прибыль.
Информация Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками от 20 июня 2024 г. "О порядке списания и/или производства сырья"
Производство табака: передаем данные в ГИС мониторинга.
Производители табачной продукции и табачного сырья передают сведения в ГИС мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке.
Сообщается, что сведения о сырье, введенном в производственный цикл, отражаются в уведомлении о списании сырья в производство.
Данные о сырье, которое выведено из производственного цикла (передано из производственных подразделений на склад), отражаются в уведомлении о производстве сырья.
Сведения о сырье, произведенном и использованном для производства продукции и/или сырья внутри производственного цикла без выбытия из него, в ГИС не передаются.
Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
Сельхозпроизводителям и фермерам разрешено заниматься сельским туризмом.
Сельхозпроизводителям разрешено, помимо сельскохозяйственного производства, осуществлять деятельность в сфере сельского туризма и другие виды деятельности, обеспечивающие устойчивое развитие сельских территорий.
Фермерские хозяйства при оказании услуг в сфере сельского туризма могут временно размещать туристов в жилых домах.
Фермерам разрешено реализовывать на участке из земель сельхозназначения собственную сельхозпродукцию в помещениях, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, или в нестационарных торговых объектах.
Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 159-ФЗ "О внесении изменения в статью 86 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Минобороны получило право определять порядок приема в кадетские корпуса.
Минобороны уполномочено определять порядок приема в кадетскую школу, кадетский (морской кадетский) корпус и казачий кадетский корпус, а также правила организации и ведения образовательной деятельности.
Уточнено, что организация и ведение образовательной деятельности в таких учреждениях, созданных регионами, осуществляются в порядке, установленном Минпросвещения.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 158-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 11 и 15 Федерального закона "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации"
Упрощен порядок ограничения доступа к копиям заблокированных сайтов.
Полномочия по принятию решения о признании сайта "зеркалом" заблокированного ресурса передаются непосредственно Роскомнадзору. Это позволит сократить процесс ограничения доступа к таким сайтам.
Обязанность прекратить выдавать сведения о сайтах-"зеркалах", о сайтах с нарушениями авторских прав и о заблокированных ресурсах распространяется на всех операторов поисковых систем безотносительно распространения ими рекламы для российских потребителей. Граждане смогут требовать от всех операторов поисковых систем удалить из выдачи информацию о себе, которая устарела, недостоверна или нарушает законодательство.
Закон вступает в силу со дня опубликования. Изменения в Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации вступают в силу с 1 октября 2024 г.
Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О применении положений Федерального закона "Об исполнительном производстве" на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области"
О взыскании денежных средств с государственных и муниципальных предприятий новых регионов.
Внесены изменения в законодательство в части применения Закона об исполнительном производстве на новых территориях.
До конца 2025 г. запрещено принудительное исполнение документов о взыскании денежных средств с государственных и муниципальных предприятий новых регионов по обязательствам, возникшим до 30 сентября 2022 г. (за некоторым исключением).
Поправки вступают в силу со дня опубликования.
Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
Подавать документы на регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания могут представители по доверенности.
Закон расширяет возможности для подачи заявлений о регистрации по месту пребывания и месту жительства.
Заявления и иные документы для регистрационного учета разрешено подавать представителю гражданина по доверенности (нотариально удостоверенной или приравненной к ней).
Закон вступает в силу со дня опубликования.
Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 155-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"
Усовершенствована система соцзаказа.
Уточняется понятие госуслуги в социальной сфере.
Потребители могут на портале Госуслуг выбирать исполнителя, подавать заявления о предоставлении, неоказании или ненадлежащем оказании услуг в социальной сфере.
Правительство будет утверждать перечень госуслуг, в отношении которых формируется федеральный соцзаказ. Высший исполнительный орган субъекта Федерации - перечень госуслуг для регионального соцзаказа, местная администрация - перечень муниципальных услуг для муниципального соцзаказа. Эти перечни будут размещаться на едином портале бюджетной системы.
Уточнен порядок отбора исполнителей услуг. Создаются дополнительные стимулы для участия в оказании соцуслуг для инвесторов, реализующих проекты с использованием инструментов в рамках соглашения о ГЧП/МЧП, концессионного соглашения.
Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений в статью 78.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Усовершенствован порядок субсидирования социального заказа.
Правительство РФ, региональные и муниципальные органы могут определять случаи заключения соглашений о предоставлении субсидий для исполнения социального заказа на срок, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств, а также порядок заключения таких соглашений.
Ранее соглашения заключались на срок оказания услуги. В соответствии с Законом о социальном заказе можно установить другие сроки их заключения.
Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 153-ФЗ "О внесении изменения в статью 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
За осужденными, находящимися в СИЗО, закреплено право как на краткосрочные, так и на длительные свидания.
За осужденными, привлекаемыми в качестве подозреваемого (обвиняемого), закрепляется право на краткосрочные и длительные свидания с родственниками и иными лицами с письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело в отношении этого осужденного.
Право на краткосрочные и длительные свидания с родственниками и иными лицами закреплено и за осужденными, привлекаемыми в качестве свидетеля либо потерпевшего.
Прописан порядок замены длительного свидания на краткосрочное, либо свидания на телефонный разговор.
Федеральный закон вступает в силу через 180 дней после его официального опубликования.
Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 152-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
За нарушение требований в сфере корпоративных отношений в ЭЗО будут штрафовать.
Внесены изменения в КоАП, предусматривающие ответственность за нарушение требований законодательства о регулировании корпоративных отношений в экономически значимых хозяйственных обществах (ЭЗО).
Речь идет об уклонении российских бенефициаров от прямого владения акциями и долями, которыми они распоряжаются через иностранные компании. Штрафы для юрлиц составляют до 700 тыс. руб.
Поправки вступают в силу со дня опубликования.
Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 151-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Введены ограничения по кредитам с переменной ставкой.
С 1 сентября 2024 г. вносятся изменения в законы о банках, потребкредите, с/х и кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности.
Переменную ставку можно будет применять по потребкредитам и ипотеке на сумму от 1 000 среднероссийских зарплат, а также по ипотеке на срок до 20 лет с суммой займа от 200 до 1 000 среднероссийских зарплат.
Для МСП максимальное значение ставки не должно будет превышать ставку на день заключения договора, увеличенную на 1/3, но не более чем на 4 процентных пункта.
Уведомлять об изменении переменной ставки нужно будет не менее чем за 15 дней с доведением нового графика платежей.
Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
Приватизация имущества религиозного назначения запрещена.
Введен запрет на приватизацию имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Сделки приватизации такого имущества являются недействительными, за исключением жилых помещений, в отношении которых на день вступления в силу закона заключен договор передачи жилого помещения гражданам.
Закон вступает в силу со дня опубликования.
Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 149-ФЗ "Об упразднении Анучинского и Яковлевского районных судов Приморского края и образовании постоянных судебных присутствий в составе Арсеньевского городского суда Приморского края"
В Приморском крае упразднят два районных суда.
Решено упразднить Анучинский и Яковлевский районные суды Приморского края. Относящиеся к их ведению вопросы осуществления правосудия передадут в юрисдикцию Арсеньевского городского суда Приморского края. В составе этого суда будет образовано два постоянных судебных присутствия - в селах Анучино и Яковлевка Приморского края.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.
Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Вводятся налоговые льготы для участников свободной экономической зоны на прилегающих к Украине и новым регионам территориях.
Приняты поправки к НК в связи с введением особого правового режима хозяйственной деятельности на отдельных территориях, прилегающих к Украине, ДНР, ЛНР, Запорожской и (или) Херсонской областям. Их перечень определит Правительство.
Для участников свободной экономической зоны на прилегающих территориях вводятся налоговые льготы:
- нулевая ставка акциза на жидкую сталь;
- пониженные ставки налога на прибыль для инвесторов: 0% на 10 лет - в части зачисления в федеральный бюджет, от 0% до 13,5% в период действия договора о работе в СЭЗ - в части зачисления в региональные бюджеты;
- нулевая ставка НДПИ при добыче угля и железной руды;
- освобождение от налога на имущество в течение 10 лет;
- освобождение от земельного налога на 3 года;
- пониженные тарифы страховых взносов.
Закон вступает в силу с 1 июля 2024 г.
Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 147-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
С 1 июля 2024 г. бизнес в граничащих с Украиной регионах сможет рассчитывать на преференции.
Преференциальный режим свободной экономической зоны решено распространить на отдельные территории, прилегающие к Украине, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям. Цель - оказание господдержки отдельным предприятиям. Прилегающие территории будут определены в порядке, установленном Правительством РФ. Будут закреплены требования к участникам СЭЗ, к ведению деятельности.
Напомним, что для участников СЭЗ действуют налоговые послабления, применяется режим свободной таможенной зоны и др.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2024 г.
Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 146-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Консульский устав Российской Федерации"
В Консульский устав внесли изменения, касающиеся легализации иностранных официальных документов и истребования документов.
Наименования консульских действий "консульская легализация иностранных официальных документов" и "истребование документов" решено заменить на "легализация иностранных официальных документов" и "оказание содействия в истребовании личных документов".
Это связано с принятием Закона о легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов.
Будет уточнен порядок истребования документов.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 г.
Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 145-ФЗ "О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов"
Принят Закон о легализации официальных документов.
С 1 января 2025 г. вступит в силу Закон о легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов.
Легализация представляет собой удостоверение подлинности подписи, полномочий подписавшего лица, а также подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ.
Российские документы можно будет легализовывать не только в центральном аппарате, но и в территориальных органах МИДа. Кроме того, территориальные органы смогут легализовывать иностранные документы, составленные иностранными консульствами.
Легализация документов консульствами и посольствами в электронной форме не предусмотрена.
Снят запрет на вывоз за рубеж документов, удостоверяющих личность, военных билетов, трудовых книжек.
Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В России будут стимулировать развитие инжиниринговых услуг и промышленного дизайна.
В законодательство внесены поправки, создающие правовые основы для развития индустрии инжиниринга и промышленного дизайна.
В частности, введены понятия инжиниринговых услуг (инжиниринговой деятельности), услуг и работ в области промышленного дизайна (деятельности в области промышленного дизайна), инжиниринговой организации (инжинирингового центра) и организации сектора промышленного дизайна.
Требования к инжиниринговым организациям и организациям сектора промышленного дизайна, а также порядок ведения реестра таких организаций и состав включаемых в него сведений установит Правительство. Подтверждать соответствие организаций этим требованиям, а также формировать и вести их реестр будет Минпромторг.
Также предусматриваются специальные меры стимулирования инжиниринговой деятельности и деятельности в области промышленного дизайна.
Закон вступает в силу с 1 июля 2024 г. Часть поправок начнет применяться по истечении 180 дней после дня официального опубликования закона.
Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников"
Уточнен порядок регулирования деятельности экскурсоводов и гидов-переводчиков.
В Закон об основах туристской деятельности внесены поправки, уточняющие условия оказания услуг экскурсовода и гида-переводчика, а также порядок их аттестации.
В частности, понятия экскурсовода и гида-переводчика дополнены положением о том, что услуги оказываются ими в очной форме на основании договора. Им разрешено проходить аттестацию для работы в одном или нескольких муниципальных образованиях. При отказе в аттестации повторно подать заявление о ней можно через 30 дней.
Кроме того, уточнено, что экскурсовод и гид-переводчик должны один раз в пять лет проходить плановое подтверждение соответствия установленным требованиям. Такая обязанность вводится с 1 марта 2025 г. Содержание нагрудной идентификационной карточки дополнено QR-кодом для перехода на страницу единого реестра. В перечень оснований для прекращения аттестации включено в т. ч. неоднократное (более 2 раз в течение одного года) привлечение к административной ответственности за нарушение условий оказания услуг. В дальнейшем аттестация возможна не ранее чем через 6 месяцев со дня принятия указанного решения.
Ранее выданные аттестаты экскурсовода и гида-переводчика действуют до окончания срока их выдачи. Оказывать услуги после завершения действия таких аттестатов можно будет только при условии прохождения планового подтверждения соответствия установленным требованиям.
Экскурсоводы и гиды-переводчики, сведения о которых отсутствуют в едином реестре, смогут осуществлять свою деятельность до 1 марта 2025 г.
Закон вступает в силу с 1 сентября 2024 г., за исключением отдельных положений.
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2024 г. N 830 "О едином стандарте предоставления государственной услуги по назначению социального пособия на погребение"
Социальное пособие на погребение будет назначаться по единому стандарту.
Стандартизировано оказание госуслуги по назначению социального пособия на погребение.
Если умерший на день смерти не подлежал обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и не являлся пенсионером, а также при рождении мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности пособие назначает региональный орган соцзащиты населения. В остальных случаях - территориальный орган СФР либо иной орган, в котором умерший получал пенсию, если он не подлежал обязательному соцстрахованию на день смерти.
Обратиться за получением пособия могут супруг (супруга), близкий родственник, иной родственник, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего. Соответствующее заявление подается в территориальный орган СФР. Это можно сделать в т. ч. на Госуслугах. Независимо от способа обращения информация о ходе предоставления госуслуги и ее результат отображаются в личном кабинете заявителя на едином портале.
Постановление вступает в силу с 1 января 2025 г., за исключением положений, которые применяются со дня официального опубликования.
Информация Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками от 21 июня 2024 г. "Вниманию участников алкогольного рынка, осуществляющих розничную продажу маркируемой федеральными специальными марками алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания!"
С 1 июля 2024 г. вводятся новые правила работы с ЕГАИС при продаже алкоголя в общепите.
С 1 июля 2024 г. информация об объеме розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания предоставляется в ЕГАИС посредством заявок:
- о фиксации информации об акте списания продукции с остатков на складе;
- о розничной продаже (возврате) алкоголя.