Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 6 февраля 2015 - Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2015 г. N 7-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Паршина Александра Васильевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации"
Конституционный Суд РФ подтвердил, что неустойка может быть снижена судом по мотиву ее несоразмерности только по заявлению ответчика. В соответствии с ГК РФ суд вправе уменьшить подлежащую уплате неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. По мнению заявителя, данная норма неконституционна, поскольку позволяет суду неограниченно снижать размер взыскиваемых процентов за пользование чужими денежными средствами. Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению, разъяснив при этом следующее. Одно из основных начал гражданского законодательства - свобода договора. Его частным проявлением является возможность сторон договора предусмотреть неустойку на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Положения ГК РФ о неустойке не содержат каких-либо ограничений для определения ее размера сторонами. Вместе с тем суд вправе уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Это направлено против злоупотребления правом свободно определять ее размер. В части снижения неустойки суд не обладает абсолютной инициативой. Исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе неустойка может быть уменьшена судом при наличии соответствующего волеизъявления со стороны ответчика. В противном случае суд фактически выступал бы с позиции одной из сторон спора, принимая за нее решение о реализации права и освобождая от обязанности доказывать несоразмерность неустойки. Данную точку зрения разделяет и Верховный Суд РФ. Он, в частности, указал, что неустойка может быть снижена в исключительных случаях и по заявлению ответчика. Причем истец-кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Доказывать несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства должен ответчик, заявивший о ее уменьшении. Таким образом, оспариваемая норма не допускает решение судом вопроса о снижении неустойки без представления ответчиками доказательств, подтверждающих ее несоразмерность, без предоставления им возможности подготовить и обосновать свои доводы и без обсуждения этого вопроса в судебном заседании. Отметим, что в 2011 г. Пленум ВАС РФ дал разъяснения по применению оспариваемой нормы. Он также указал, что неустойка может быть снижена судом только при наличии заявления со стороны ответчика. - Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Какие импортные медизделия не получится закупить для нужд государства? Запрещено закупать для государственных и муниципальных нужд отдельные виды медизделий, происходящих из иностранных государств, кроме Армении, Белоруссии и Казахстана. В частности, речь идет о медицинской одежде, наборах некоторых реагентов, о полимерных контейнерах для биопроб, гамма-камерах, электрокардиографах. Это также хирургические иглы, зубные твердосплавные боры, микрохирургические пинцеты, микрохирургические инструменты для офтальмологии, неимплантируемые слуховые аппараты, индивидуальные глюкометры и др. Все заявки, содержащие предложения о поставке импортных медизделий, будут отклоняться при следующем условии. На участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям документации о закупке и содержащих предложения о поставке одного или нескольких видов медизделий, которые включены в перечень и страной происхождения которых является Россия, Армения, Белоруссия или Казахстан. При этом такие заявки не должны содержать предложений о поставке одного и того же вида медизделия одного производителя. - Приказ Федеральной налоговой службы от 25 декабря 2014 г. N ММВ-7-11/673@ "Об утверждении формы налогового уведомления"
Обновлена форма налогового уведомления для граждан. Утверждена новая форма налогового уведомления. Она по-прежнему касается транспортного, земельного налогов и налога на имущество физлиц. Уведомление формируется на бумажном носителе с использованием технических средств печати в автоматизированном режиме. К уведомлению, вручаемому налогоплательщику лично, формируется отрывной корешок, содержащий информацию о подлежащих уплате суммах налогов, в котором налогоплательщик расписывается при получении уведомления. Указано, что перерасчет налога в отношении объекта (объектов) налогообложения проводится в целом по каждому муниципалитету (по земельному налогу, налогу на имущество физлиц) и региону (по транспортному налогу). Приказ вступает в силу с 01.03.2015. Прежняя форма при этом утрачивает силу. Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 2015 г. Регистрационный № 35860. - Приказ Министерства финансов РФ от 29.12.2014 № 172н " "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н"
Формы и порядок представления отчетности бюджетных и автономных учреждений уточнили. Скорректированы некоторые формы годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а также порядок их представления. Относительно общих правил установлено, что отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения. Уточнено, что наблюдательный совет рассматривает всю отчетность автономного учреждения, подготовленная для направления учредителю. В новой редакции изложены форма 0503738 и ее наименование. Теперь это "Отчет об обязательствах учреждения", а не "Отчет об обязательствах, принятых учреждением". Введена новая форма 0503775 "Сведений о принятых и неисполненных обязательствах". Скорректирован порядок формирования показателей отдельных строк баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730), Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503725), Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737). Приказ применяется при составлении документов начиная с отчетности 2015 г., за исключением некоторых положений. Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 2015 г. Регистрационный № 35854. - Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 января 2015 г. N 2 "О внесении изменений в Порядок аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 491"
Об аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении ГИА и олимпиад школьников. Скорректирован Порядок аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении ГИА по программам основного и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) и олимпиад школьников. Уточнено, что аккредитация на экзамен(ы) по включенным в ГИА учебным предметам завершается не позднее чем за 3 рабочих дня до даты проведения экзамена (ранее - за 2 недели). Решение об аккредитации теперь принимается не позднее чем за 1 рабочий день до даты проведения экзамена/даты проведения этапа ВсОШ и этапа олимпиады. До внесения изменений это делалось в течение 5 рабочих дней с момента получения заявления. Отказ в аккредитации теперь выдается/высылается в течение 2 рабочих дней с момента получения заявления (ранее - 5 рабочих дней). Исключена норма о том, что в удостоверение наблюдателя вклеивается фотография. Удостоверение теперь выдается в течение 1 рабочего дня (ранее - 5 рабочих дней). Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г. Регистрационный № 35849. - Рекомендации Министерства финансов РФ от 06.02.2015 № 07-04-06/5027 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год (приложение к письму от 6 февраля 2015 г. N 07-04-06/5027)"
- Приказ Министерства финансов РФ от 19.12.2014 № 157н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
- Проект федерального закона N 715823-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 5 февраля 2015 - Указ Президента РФ от 5 февраля 2015 г. N 53 "О призыве граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, на военные сборы в 2015 году"
В этом году граждан из числа находящихся в запасе призовут на военные сборы. Граждане России, пребывающие в запасе, призываются в 2015 г. на военные сборы сроком на 2 месяца в ВС РФ, внутренние войска МВД России, органы госохраны и федеральной службы безопасности. Сроки проведения военных сборов устанавливаются по согласованию с органами исполнительной власти регионов. Исключение - проверочные сборы. Сроки их проведения определяет Минобороны России. Напомним, что военные сборы проводятся для подготовки к военной службе граждан, пребывающих в запасе. Они подразделяются на учебные и проверочные (для проверки боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов). Продолжительность военных сборов - не более 2 месяцев. Гражданина допускается призывать на учебные сборы не чаще 1 раза в 3 года (за исключением резервистов). Указ вступает в силу со дня его официального опубликования. - Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность"
По каким критериям решено оценивать качество образовательной деятельности? В 2014 г. были внесены изменения в различные законодательные акты, предусматривающие независимую оценку качества услуг в сферах культуры, соцобслуживания, охраны здоровья и образования. Утверждены критерии оценки образовательной деятельности. Так, по балльной системе (от 0 до 10) оцениваются полнота и актуальность размещаемой в Интернете информации об организации, наличие данных о педагогических работниках. Анализируются материально-техническое обеспечение, условия для индивидуальной работы с обучающимися. В процентах (от 0 до 100) определяется доля получателей образовательных услуг, которые готовы рекомендовать организацию родственникам и знакомым, от общего числа. Информация о результатах оценки размещается в Интернете. Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2015 г. Регистрационный № 35837. - Приказ Федеральной налоговой службы от 26 декабря 2014 г. N ММВ-7-14/683@ "Об утверждении порядка создания, эксплуатации и ведения государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и предоставления сведений из него, состав содержащихся в нем сведений, а также состав сведений, подлежащих размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Кто и как ведет госреестр аккредитованных филиалов и представительств иностранных юрлиц? Установлен порядок создания, эксплуатации и ведения госреестра аккредитованных филиалов и представительств иностранных юрлиц. Данные функции возложены на ФНС России и ее территориальные органы. Госреестр формируется на основе единых методологических и программно-технических принципов и документированной информации, имеющейся у налоговых органов. Приведен перечень сведений, включаемых в реестр. Это, в частности, полное и сокращенное наименование зарубежного юрлица, его адрес в стране регистрации (инкорпорации), код налогоплательщика или его аналог, особенности режима регистрации, размер уставного капитала, сведения об обслуживающем банке в иностранном государстве, данные о руководителе. Часть информации размещается в Интернете. Прописана процедура предоставления сведений из госреестра. Установлена форма выписки из госреестра. Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2015 г. Регистрационный № 35828. - Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 декабря 2014 г. № 796н “Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи”
Как должна оказываться специализированная медпомощь? Пересмотрен порядок организации оказания специализированной медпомощи. Это обусловлено принятием Закона об охране здоровья граждан (вместо Основ законодательства РФ в данной сфере 1993 г.). Теперь речь идет в т. ч. о высокотехнологичной медпомощи. Она включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в т. ч. клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники. Специализированная медпомощь оказывается в дневном стационаре и стационарно. В последнем случае обеспечивается круглосуточное медицинское наблюдение и лечение. Перечислены медицинские показания для оказания специализированной медпомощи в стационарных условиях. Напр., если есть риск развития осложнений при проведении пациенту медицинских вмешательств, связанных с диагностикой и лечением. Или в связи с возрастом пациента (дети, престарелые граждане) и инвалидностью 1 группы. Медицинские показания для оказания высокотехнологичной медпомощи в плановой форме определяются врачебной комиссией медорганизации, в которой пациенту оказывается первичная специализированная медико-санитарная помощь или специализированная медпомощь. При этом учитывается перечень видов высокотехнологичной медпомощи, установленный программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи. Для получения специализированной медпомощи в экстренной или неотложной форме пациент самостоятельно обращается в медорганизацию или доставляется в нее на "скорой". Причем с момента поступления гражданина для оказания специализированной медпомощи в экстренной форме до установления предварительного диагноза должно пройти не более 1 часа. Прописан порядок направления пациентов в организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, для оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медпомощи. Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2015 г. Регистрационный № 35821. - Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 2 февраля 2015 г. N 02-24
ГИА по программам среднего общего образования и ЕГЭ: особенности для 2015 г. 16.01.2015 Минобрнауки России издало Приказ о внесении изменений в Порядок проведения ГИА по программам среднего общего образования. Сообщается, что он проходит процедуру регистрации в Минюсте России и вступит в силу после 01.02.2015. При необходимости заявления об участии в ГИА в 2015 г. могут приниматься до 1 марта без соответствующего решения государственной экзаменационной комиссии региона. Одновременно должны быть внесены соответствующие сведения в региональную информсистему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные программы основного и среднего общего образования. Рособрнадзор считает целесообразным проведение дополнительной разъяснительной работы среди граждан по следующим вопросам. В 2015 г. проведение ЕГЭ в июле не предусмотрено. В связи с этим выпускникам прошлых лет, обучающимся ссузов, обучающимся, получающим среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, желающим сдавать ЕГЭ, предлагается сделать это в досрочный (март-апрель) или в основной период (май-июнь) 2015 г. в соответствии с расписанием экзаменов. Органам власти регионов в сфере образования рекомендуется принимать заявления на участие в ЕГЭ от указанных категорий граждан в срок до 01.03.2015. - Проект федерального закона N 715344-6 "О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 4 февраля 2015 - Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. N 8-ФЗ "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Закон об основных гарантиях избирательных прав: что изменится? Скорректированы Законы об основных гарантиях избирательных прав и об общих принципах организации местного самоуправления. Если судом установлено, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципалитета в течение 3 месяцев подряд не проводил правомочного заседания, то высшее должностное лицо региона (руководитель высшего исполнительного органа власти региона) вносит в законодательный (представительный) орган власти региона проект Закона о роспуске представительного органа муниципалитета. Установлено, что лица, являвшиеся депутатами распущенного органа, не могут быть выдвинуты кандидатами на выборах, назначенных в связи с данными обстоятельствами. Исключение - депутаты, в отношении которых судом установлено отсутствие вины за непроведение заседания. Уточнено, что глава муниципалитета в случае избрания представительным органом муниципалитета из своего состава исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата при этом прекращаются. Также указано, что в случае избрания представительным органом муниципалитета из числа кандидатов, представленных комиссией по результатам конкурса, глава муниципалитета возглавляет местную администрацию. Поправки вступают в силу по истечении 30 дней с даты официального опубликования. - Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. N 7-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Потребление и оборот "спайсов" запретили. Запрещены потребление и оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ (т. н. спайсов). Такие вещества воспроизводят основную химическую структуру наркотических средств или психотропных веществ и схожи с ними по физиологическому воздействию на организм человека. Под новыми потенциально опасными психоактивными веществами понимаются вещества синтетического или естественного происхождения, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья. Причем в отношении таких веществ не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом. Закон вводит запрет на их производство, изготовление, переработку, хранение, перевозку, пересылку, приобретение, использование, потребление, пропаганду, ввоз в страну и вывоз из нее, сбыт (продажу, дарение, обмен либо отчуждение другим лицам любыми способами). Лишь отдельным органам власти разрешено использовать новые потенциально опасные психоактивные вещества в научной, учебной и экспертной деятельности. ФСКН России поручено вести реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых запрещен. Данное ведомство самостоятельно принимает решение о включении веществ в указанный реестр. Реестр размещается на официальном сайте ФСКН России. Предусмотрена уголовная ответственность за незаконный оборот указанных веществ и административная - за их потребление. При назначении административного наказания суд может обязать лицо, потребляющее такие вещества, пройти медицинскую и (или) социальную реабилитацию. - Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. N 6-ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 26.3 Федерального закона "О политических партиях"
Кто возглавит автономный округ, входящий в состав области? Поправки касаются избрания главы автономного округа, входящего в состав области (далее - АО). Уставом, законом АО может быть предусмотрено, что глава АО избирается депутатами законодательного (представительного) органа АО. Им может быть россиянин, достигший возраста 30 лет, обладающий пассивным избирательным правом, не имеющий иностранного гражданства или иного права на постоянное проживание за рубежом. Кандидаты для избрания на рассматриваемую должность представляются депутатам Президентом РФ по предложению руководителя области, в состав которой входит АО. Областной глава, в свою очередь, принимает предложения от региональных отделений политических партий. Президент РФ отбирает 3 кандидатов. Порядок избрания главы АО депутатами законодательного (представительного) органа АО устанавливается уставом, законом АО. Прописаны правила определения даты голосования. Избранным считается кандидат, за которого проголосовало большинство от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа АО. Если ни один кандидат не набрал необходимого числа голосов, проводится повторное голосование по 2 кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов. Закреплены особенности назначения даты голосования по избранию главы субъекта Федерации депутатами региона. - Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. N 5-ФЗ "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О рекламе"
В законодательстве пропишут нормы о национальной продукции СМИ. Скорректирован Закон о рекламе. До внесения изменений телеканалы, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, распространять рекламу были не вправе. Поправками установлено исключение для каналов, распространяющих не менее 75% национальной продукции СМИ. Это продукция на русском языке или других языках народов России либо на иностранном языке (если данная продукция предназначена для российского СМИ). Она должна быть произведена россиянами и (или) зарегистрированными на территории России организациями и (или) по заказу российского СМИ. Российские инвестиции в ее производство при этом должны составлять не менее 50%. Национальной признается также продукция СМИ, созданного в соответствии с международными договорами России. Поправки вступают в силу со дня официального опубликования. - Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. N 4-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Некоторым субъектам Федерации продлили срок выполнения требования о переименовании должности главы региона. Поправки касаются срока выполнения требования о переименовании должности главы региона. Название должности высшего должностного лица региона (руководителя его высшего исполнительного органа власти) не должно содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства - Президента РФ. При этом регионы обязаны были привести свои конституции (уставы) в соответствие с новым правилом до 1 января 2015 г. Поправками для некоторых субъектов Федерации срок выполнения этого требования продлевается на год (до 1 января 2016 г.). Речь идет о регионах, имеющих утвержденный федеральным законом договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами госвласти России и органами госвласти субъекта Федерации. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. - Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. N 3-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве"
Россия и Абхазия - союзники и стратегические партнеры! Ратифицирован Договор между Россией и Абхазией о союзничестве и стратегическом партнерстве. Он подписан в г. Сочи 24 ноября 2014 г. Это базовый документ, в котором зафиксировано намерение сторон поэтапно устанавливать более тесное сотрудничество в социальной, экономической и гуманитарной сферах, а также в вопросах обороны и безопасности. Закреплены следующие основные направления двустороннего сотрудничества: проведение скоординированной внешней политики; создание общего пространства обороны и безопасности; формирование общего социального и экономического пространства; содействие социально-экономическому развитию Абхазии; сохранение общего культурного, духовного и гуманитарного пространства; создание условий для полноценного участия Абхазии в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, реализуемых по инициативе или при содействии России. Формирование общего пространства обороны и безопасности предполагает создание Объединенной группировки войск (сил) Вооруженных Сил России и Абхазии. Договор предусматривает совместную защиту и охрану госграницы Абхазии с Грузией и границ морских пространств, находящихся под юрисдикцией Абхазии, а также полную свободу пересечения абхазско-российской госграницы (с учетом ограничений из соображений безопасности). В соответствии с договором Российская Федерация обязуется принять дополнительные меры по упрощению процедур приобретения гражданами Абхазии российского гражданства. Также предусмотрено повышение пенсий российским гражданам, постоянно проживающим на территории Абхазии и получающим пенсию в соответствии с российским законодательством. - Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. N 2-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Индией о передаче лиц, осужденных к лишению свободы"
Договор России и Индии о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, прошел ратификацию. Ратифицирован Договор России и Индии о передаче лиц, осужденных к лишению свободы. Он предусматривает следующее. Лицо, осужденное к лишению свободы на территории одной страны, может быть передано на территорию другой для отбывания назначенного наказания. Для этого указанное лицо или его законный представитель могут ходатайствовать как перед передающим государством, так и перед принимающим. Запрос о передаче может быть направлен как передающим государством, так и принимающим. Общие условия передачи: осужденный является гражданином принимающего государства; приговор вступил в законную силу; часть наказания, подлежащая дальнейшему отбыванию, на день получения запроса составляет не менее 6 месяцев; оба государства ясно выразили свое согласие на передачу. - Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. N 1-ФЗ "О ратификации Договора о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества"
ЕврАзЭС завершила свою работу. Ратифицирован Договор о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества. Документ подписан в Минске 10 октября 2014 г. Дело в том, что были достигнуты цели и задачи, поставленные при создании ЕврАзЭС. Поводом также послужило образование Евразийского экономического союза. Согласно договору деятельность ЕврАзЭС прекращается с 1 января 2015 г. Предусматривается ряд оговорок и заявлений со стороны Казахстана, Кыргызстана. - Постановление Правительства РФ от 30 января 2015 г. N 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Решено проверять фактическое воздействие нормативных правовых актов. Решено проводить оценку фактического воздействия нормативных правовых актов. Она заменит экспертизу последних. Цель оценки - проанализировать достижение целей регулирования, заявленных в сводном отчете о результатах оценки их регулирующего воздействия (при наличии), определить фактические положительные и отрицательные последствия принятия актов, а также выявить положения, затрудняющие ведение предпринимательской и иной экономической деятельности или приводящие к необоснованным расходов бюджетов. До 1 июля 2017 г. оценку будет проводить Минэкономразвития России. Далее - федеральные органы исполнительной власти-разработчики актов. Мероприятия организуются в отношении актов, при разработке проектов которых проводилась оценка регулирующего воздействия, и иных - по решению Президента РФ, Правительства РФ или Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Оценка будет проводиться в 4 этапа. На первом формируется план. На втором готовится отчет и проводится его публичное обсуждение. На третьем составляется заключение Министерства. На четвертом Комиссия рассматривает отчет и заключение. Внесены изменения в некоторые акты Правительства РФ в связи с введением такой оценки. Правила вступают в силу с 1 января 2016 г. Порядок проведения экспертизы признан утратившим силу. - Постановление Правительства РФ от 30 января 2015 г. N 76 "О внесении изменений в Правила применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"
Участникам уголовного процесса, переселяемым на другое временное место жительства, возмещаются расходы на переезд и оказывается матпомощь. Государство гарантирует потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства защиту их жизни, здоровья, имущества. Одна из мер - переселение указанных лиц на другое место жительства. Обновлен порядок переселения на другое временное место жительства. Поправки обусловлены изменениями в Закон о госзащите участников уголовного процесса. Установлено, что такое переселение может предшествовать переселению на иное постоянное место жительства. Теперь защищаемое лицо, которое переселяется на другое временное место жительства, также может рассчитывать на компенсацию расходов на переезд (в т. ч. на проезд и провоз личного имущества) и матпомощь из федерального бюджета. Порядок расчета таких затрат аналогичен установленному при переселении на другое постоянное место жительства. Матпомощь выплачивается ежемесячно со дня прибытия на место жительства. Ее размер - 1,5 прожиточного минимума. Порядок выплаты такой же, как при переселении на другое постоянное место жительства. Установлено, как исчисляется матпомощь за неполный календарный месяц, а также за истекший период, в течение которого защищаемое лицо имело право ее получить, но не подало соответствующее заявление. В течение года со дня прибытия названных лиц уполномоченный орган должен принять решение об их переселении на другое временное (постоянное) место жительства, избрании иной меры безопасности или ходатайствовать о ее отмене. После отмены меры безопасности или принятия решения о переселении расходы на переезд возмещаются в размере, определяемом как при переселении на другое постоянное место жительства. Порядок компенсации затрат на переезд и получения матпомощи при переселении на другое временное место жительства распространяется на правоотношения, возникшие с 10 января 2014 г. - Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 января 2015 г. N 9 "О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1400"
Изменился порядок проведения итоговых экзаменов для одиннадцатиклассников. Скорректирован порядок проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) по программам среднего общего образования. ЕГЭ по математике будет проводиться по 2 уровням: базовому (с 5-балльной системой оценки) и профильному. ЕГЭ по математике профильного уровня будет признаваться в качестве результатов вступительных испытаний по математике при приеме в вуз. Уровень экзамена выбирает сам учащийся. К ГИА по учебным предметам, освоенным ранее, допускаются обучающиеся как X, так и XI (XII) классов. Изменился порядок проведения итогового сочинения (изложения) как условия допуска к ГИА. Обучающимся на дому и в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа разрешено вместо сочинения писать изложение. Выпускники прошлых лет, обучающиеся по программам среднего профобразования, а также лица, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, вправе писать итоговое сочинение по желанию. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличена на 1,5 часа. Установлены единые сроки повторного написания сочинения (изложения) для тех, кто в первый раз получил "незачет", не явился на сочинение (изложение) или не смог закончить его сдачу по уважительным причинам. Досрочное проведение ГИА допускается не ранее 1 февраля (ранее - 1 апреля). Подать заявление с указанием выбранных для сдачи ЕГЭ предметов надо до 1 февраля (ранее - до 1 марта). Для участия в ЕГЭ в феврале обучающиеся и выпускники прошлых лет подают заявление до 1 декабря. Обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, также сдают ЕГЭ. Изменения коснулись и самой процедуры проведения экзаменов. Так, в экзаменационных материалах не будет тестовой части. При использовании контрольных измерительных материалов (КИМ) в электронном виде они распечатываются на бумаге в присутствии учащихся в аудитории. При выполнении заданий раздела "Говорение" по иностранным языкам КИМ представляется учащемуся в электронном виде. При получении неудовлетворительных результатов по любому из учебных предметов пересдача допускается в текущем году не более 1 раза. Те, кто не сдаст ЕГЭ более чем по одному обязательному предмету или по учебным предметам по выбору, смогут пересдать экзамен не ранее 1 сентября текущего года. Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 января 2015 г. Регистрационный № 35794 - Приказ Федеральной налоговой службы от 24 декабря 2014 г. N ММВ-7-11/671@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме"
Заполняем новую форму декларации по НДФЛ! Обновлены форма налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ), ее электронный формат, а также порядок заполнения. Декларация включает титульный лист, 2 раздела и дополнительные листы, которые заполняются по необходимости. В начале документа указываются общие сведения о налогоплательщике. В первом разделе отражается итоговая информация о суммах налога, подлежащих уплате (доплате) в бюджет или возврату из него. Раздел 2 служит для исчисления налоговой базы и сумм НДФЛ по доходам, облагаемым по различным налоговым ставкам. В дополнительных листах приводятся расчет вычетов (имущественных, стандартных, социальных и профессиональных) и другая информация. В новой форме, в частности, появились дополнительные показатели для тех, кто намерен заявить социальные вычеты в связи с уплатой страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок не менее 5 лет. Кроме того, учтены изменения, связанные с расширением перечня расходов, в отношении которых налогоплательщики имеют право на получение соцвычета непосредственно при обращении к работодателю - налоговому агенту. Декларация по новой форме представляется начиная с налогового периода 2014 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 января 2015 г. Регистрационный № 35796
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 3 февраля 2015 - Постановление Правительства РФ от 31 января 2015 г. N 84 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656"
Запрет на госзакупки импортной техники: расширен перечень товаров. Расширен перечень товаров машиностроения иностранного производства, госзакупки которых запрещены. В него вошли новые виды строительной, коммунальной техники, а также техника, которую используют при разработке месторождений полезных ископаемых. Это, в частности, отвалы бульдозеров поворотные и неповоротные, тракторы гусеничные, автопогрузчики с вилочным захватом, снегоочистители и др. Вместе с тем из-под запрета выведены товары, странами происхождения которых являются Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения. Кроме того, с 1 января 2015 г. ограничения не распространяются на товары, произведенные некоторыми российскими юрлицами. Речь идет о тех, кто импортирует автокомпоненты для промышленной сборки моторных транспортных средств на основании соглашений с Минэкономразвития России. Это соглашения о ввозе товаров, предназначенных для промышленной сборки моторных транспортных средств позиций 8701-8705 ТН ВЭД ТС, их узлов и агрегатов. При этом соглашения должны быть надлежащим образом исполнены. Поправки направлены на поддержку отечественных производителей указанных товаров, а также повышение уровня локализации производства в России. - Постановление Правительства РФ от 30 января 2015 г. N 77 "О признании утратившим силу подпункта "а" пункта 6 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий"
Чтобы воспользоваться маткапиталом, больше не нужно предъявлять сертификат на него. Сокращен список документов, прилагаемых к заявлению о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Напомним, что оно подается в территориальный орган ПФР по месту жительства. Согласно изменениям больше не требуется подлинник госсертификата на капитал (его дубликат в случае утраты или порчи оригинала документа). - Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 октября 2014 г. N 848н "Об утверждении Порядка оказания Фондом социального страхования Российской Федерации бесплатной помощи застрахованным лицам"
Работодатель не выплатил пособие по временной нетрудоспособности или в связи с материнством: получить его поможет ФСС России. В ряде случаев пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством назначаются и выплачиваются территориальными органами ФСС России. Речь идет о ситуациях, когда на день обращения за пособием страхователь прекратил свою деятельность или у него недостаточно средств на счетах, либо невозможно установить местонахождение страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание. В таких случаях ФСС России обязан оказывать застрахованному лицу бесплатную помощь для получения пособий. Фонд должен составлять заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера, а также представлять интересы застрахованного лица в судах. Прописан порядок оказания такой бесплатной помощи. Чтобы ее получить, надо обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган Фонда по месту учета страхователя, не выплатившего пособие. Узнать, куда обращаться, можно в любом территориальном органе Фонда. Приведены рекомендуемый образец заявления и перечень прилагаемых к нему документов. Прописан порядок межведомственного электронного взаимодействия территориального органа Фонда с налоговыми органами, банками и ПФР. При представлении интересов застрахованного лица в суде оно самостоятельно несет все необходимые судебные расходы (кроме оплаты услуг представителя территориального органа Фонда). Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 января 2015 г. Регистрационный № 35782. - Приказ Министерства энергетики РФ от 15 декабря 2014 г. N 926 "Об утверждении Методики расчета плановых и фактических показателей надежности и качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям"
Рассчитываем показатели надежности и качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям. Урегулирована процедура расчета плановых и фактических показателей надежности и качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям. Напомним, что теперь они также учитываются при установлении тарифов на услуги. При определении величины показателей исключаются случаи прекращения или ограничения транспортировки ресурсов, произошедшие в т. ч. в результате угрозы возникновения аварии в газораспределительной сети, по инициативе потребителя, из-за непреодолимой силы. Надежность услуг определяется исходя из количества и продолжительности прекращений транспортировки, объема недопоставленного газа. Качество - по показателям обеспечения давления, по соответствию характеристик ресурсов. Приведены формулы расчета показателей. Раскрыто их содержание. Если потребителем услуг является собственник (наниматель) жилого помещения в многоквартирном доме, а суммарное за месяц время прекращений и ограничений транспортировки газа составит менее 4 часов, то это не учитывается при определении показателей. Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 января 2015 г. Регистрационный № 35778. - Проект федерального закона N 714002-6 "О внесении изменений в раздел V.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
- Проект федерального закона N 713479-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
- Проект федерального закона N 713185-6 "Об обеспечении для граждан Российской Федерации конституционного права на определение и указание национальной принадлежности"
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 2 февраля 2015 |
СОБЫТИЯ 11 февраля 2015 г., Москва, НОУ "Школа "ПравоТЭК" приглашает на мастер-класс "Правовое обеспечение создания скважин при добыче полезных ископаемых: земельный, градостроительный и учетно-регистрационный аспекты". Подробнее 11-12 февраля 2015 г., Москва, НОУ "Школа "ПравоТЭК" приглашает на Всероссийский практикум "Земельно-имущественные отношения в энергетике". Подробнее 12-13 февраля 2015 г., Москва, издательский дом "Имидж-Медиа" приглашает на конференцию "Как заставить маркетинг приносить клиентов". Подробнее 12-13 февраля 2015 г., Москва, НОУ "Школа "ПравоТЭК" приглашает на практический семинар "Земельно-имущественные отношения: проблемы недропользования". Подробнее 13 февраля 2014 г., Москва, издательский дом "Коммерсантъ" приглашает на практическую конференцию "Новеллы в налоговом законодательстве: мнения экспертов, прогнозы". Подробнее 17-18 февраля 2015 г., Москва, ИРСОТ приглашает на семинар "Подготовка и ведение дела в суде в 2015 году. Принципиальные изменения в процессуальном законодательстве в связи с упразднением ВАС РФ". Подробнее 19 февраля 2015 г., Москва, 19-я церемония вручения Высшей юридической премии "Фемида – 2014". Подробнее 20 февраля 2015 г., Москва, конференция "Оценка убытков и судебная практика: налоговые схемы, споры и преступления". Подробнее 24 февраля 2015 г., Москва, Учебный центр "Интерфакса" при поддержке правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" приглашает на цикл семинаров "Новеллы и тенденции развития законодательства о несостоятельности". Подробнее 24-25 февраля 2015 г., Москва, Институт конкурсных технологий и ООО "Энергосервис-Обучение" приглашает на семинар "Практика закупочной деятельности в рамках закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ: требования законодательства, работа на официальном сайте zakupki.gov.ru, проведение закупочных процедур, заключение и исполнение договора". Подробнее 26 февраля 2015 г., Москва, ОАО "МЭЛТОР" приглашает на II Всероссийский форум поставщиков государственных и коммерческих закупок – управление тендерными продажами в условиях кризиса. Подробнее 26-27 февраля 2015 г., Москва, Третий форум финансовых директоров строительной отрасли. Подробнее
|