Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 6 июня 2014 - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 3 июня 2014 г. N 87 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении сепараторов для очистки нефти, сепараторов для очистки нефтяных газов и сепараторов для очистки как нефтяных газов, так и нефти, и в Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 815"
ТН ВЭД ТС: сепараторы для очистки нефти и нефтяных газов выделили в самостоятельные подсубпозиции. ТН ВЭД ТС дополняется новыми подсубпозициями. Это, в частности, 8421 29 000 3 - сепараторы для очистки нефти и 8421 39 800 2 - сепараторы для очистки нефтяных газов, для очистки как нефтяных газов, так и нефти. При ввозе данных товаров применяется нулевая ставка пошлины. Скорректирован перечень товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, выпуск которых завершается в более короткий срок по сравнению с общеустановленным. Поименована вышеуказанная продукция. Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
- Договор Министерства иностранных дел РФ от 29 мая 2014 г. "О Евразийском экономическом союзе"
Россия, Казахстан и Беларусь выходят на новый уровень экономической интеграции. Россия, Казахстан и Белоруссия заключили Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Союз является международной организацией региональной экономической интеграции. Стороны Договора приняли обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также проводить согласованную политику в ключевых отраслях экономики: энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. В основе Договора лежит договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства, нормы которых были оптимизированы, усовершенствованы и приведены в соответствие с правилами ВТО. В рамках ЕАЭС продолжит функционирование Таможенный союз. Предусмотрено создание общего рынка лекарственных средств и медизделий, а также формирование общих электроэнергетического и нефтегазовых рынков. Органами ЕАЭС являются Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия и Суд Союза. В Договоре прописаны их полномочия и порядок работы. Бюджет Союза формируется за счет долевых взносов стран-членов. Договор вступает в силу после выполнения странами-членами необходимых внутригосударственных процедур.
- Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 мая 2014 г. N 27 "О некоторых вопросах применения законодательства об исполнительном производстве"
Пленум ВАС РФ прояснил некоторые вопросы, касающиеся исполнительного производства. Даются разъяснения по применению законодательства об исполнительном производстве. Затронуты такие вопросы, как выдача исполнительных листов; перемена имени физлица или смена наименования юрлица; арест, оценка, охрана или хранение имущества; возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава; применение последствий недействительности сделки, совершенной на публичных торгах в ходе исполнительного производства; исполнительский сбор. В частности, обращается внимание на следующее. При исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок, допущенных в резолютивной части судебного акта, а также при выбытии одной из сторон исполнительного производства судебный пристав не может требовать, чтобы ему предоставили новый исполнительный лист. В этих случаях он вносит указанные исправления постановлением о внесении изменений в ранее вынесенные постановления. В то же время в случаях, когда образуется множественность лиц на стороне должника или взыскателя (напр., при наследовании, реорганизации юрлица, частичной уступке права требования), арбитражный суд по ходатайству взыскателя вправе выдать несколько исполнительных листов взамен ранее выданных. При замене порядка или способа исполнения судебного акта арбитражный суд по ходатайству взыскателя выдает новый исполнительный лист взамен ранее выданного. Если суд указал на арест имущества в порядке обеспечения иска, это не предполагает изъятие и передачу данного имущества на ответственное хранение иному лицу судебным приставом. Арест как мера по обеспечению исполнения исполнительного документа может быть наложен в период приостановленного исполнительного производства или в случаях, когда приостановлено исполнение судебного акта. Результаты оценки, приведенной оценщиком в отчете, могут быть оспорены посредством отдельного иска. Но не исключается и оспаривание постановления судебного пристава об оценке имущества. Арбитражный суд не может полностью отказать в иске о возмещении вреда, причиненного действиями (бездействием) судебного пристава, на том лишь основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащего возмещению вреда определяется с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципа справедливости и соразмерности ответственности.
- Постановление Правительства РФ от 4 июня 2014 г. N 512 "Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы"
Вознаграждения за служебные изобретения, полезные модели, промышленные образцы: правила выплаты. Согласно поправкам к ГК РФ, вступающим в силу с 01.10.2014, Правительство РФ вправе устанавливать ставки, порядок и сроки выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы (далее - РИД). Утверждены Правила выплаты. Вознаграждение за создание РИД должно составлять 30% средней зарплаты работника, являющегося автором изобретения, за последние 12 месяцев и 20% средней зарплаты работника, являющегося автором модели, образца, за последние 12 месяцев. Выплата производится единовременно. Зарплата исчисляется на дату подачи работодателем заявки на получение патента на РИД, либо на день принятия им решения о сохранении информации о них в тайне, либо на день передачи работодателем права на получение патента другому лицу. За использование РИД работодателем автору выплачивается вознаграждение в размере его средней зарплаты за последние 12 месяцев, в которых РИД были использованы. Выплата производится в течение месяца после истечения каждых 12 месяцев, в которых использовались РИД. Если работодатель предоставил иному лицу право использовать РИД по лицензионному договору, то автору выплачивается вознаграждение в размере 10% суммы обусловленного договором вознаграждения. При передаче права на получение патента или исключительного права вознаграждение автора составляет 15% предусмотренного договором вознаграждения. Правила не касаются случаев заключения работодателем и работником договора, устанавливающего размер, условия и порядок выплаты вознаграждения.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 мая 2014 г. N 517 "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 3"
Прием на обучение по программам высшего образования на 2014/15 год: что нового? Скорректирован Порядок приема на обучение по программам высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры) на 2014/15 учебный год. Вуз может включить в перечень вступительных испытаний на базе среднего общего образования дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности. Уточнено, что профессиональное испытание в т. ч. может устанавливаться по специальности 45.03.01 Филология. Урегулировано проведение профессионального испытания по родным языку и литературе при приеме на обучение по программам бакалавриата, связанным с изучением родных языка и литературы. В таких случаях вуз может проводить одно вступительное испытание, выбираемое им из числа испытаний, установленных в соответствии со специальностью или направлением подготовки по утвержденному Минобрнауки России перечню. Речь идет о направлениях 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), 45.03.01 Филология. Урегулированы ситуации, когда вуз проводит самостоятельно вступительные испытания (испытание) на базе профессионального образования и при этом в связи с совпадением перечней испытаний на базе среднего общего и профессионального образований не проводит конкурсы в зависимости от уровня образования поступающих. В таких случаях минимальное количество баллов для каждого испытания на базе профессионального образования равно минимальному количеству баллов ЕГЭ для соответствующего общеобразовательного вступительного испытания, в качестве результатов которого признаются результаты ЕГЭ. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 июня 2014 г. Регистрационный № 32546.
- Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 10 апреля 2014 г. N 77 "О внесении дополнения в Порядок ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи, утвержденный приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 02.05.2006 N 54"
Раздельный учет расходов и доходов операторов связи: особенности при предоставлении в постоянное пользование абонентских линий. Уточнен порядок ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для этого частям сети электросвязи. Операторы связи, предоставляющие в постоянное пользование абонентские линии, теперь отдельно учитывают расходы, относящиеся к части сети электросвязи "системы абонентского доступа". Речь идет о затратах на основные производственные процессы, связанные с эксплуатацией, контролем состояния, техническим обслуживанием и ремонтом систем абонентского доступа. Эти расходы распределяются на услугу по предоставлению в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа, а также на услуги электросвязи, не относящиеся к услугам телефонной связи, при оказании которых задействуются системы абонентского доступа. Указанное распределение производится пропорционально протяженности абонентских линий, задействованных при оказании различных видов услуг электросвязи. При этом протяженность абонентских линий, задействованных при оказании одновременно нескольких видов услуг электросвязи, распределяется между этими видами услуг в равных долях. Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 июня 2014 г. Регистрационный № 32536.
- Приказ Федеральной налоговой службы от 21 апреля 2014 г. N ММВ-7-6/245@ "Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи"
Обновлены формы и форматы справок о состоянии расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Установлены новые формы и электронные форматы справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Выделим основные новшества. Если справка формируется по состоянию на дату до 1 января 2014 г., в ней приводится код ОКАТО, после этой даты - код ОКТМО. В справке, выдаваемой физлицам, не являющимся ИП, отражается состояние расчетов по процентам, предусмотренным НК РФ, а организациям и ИП - по процентам, предусмотренным НК РФ и нормативными правовыми актами о реструктуризации задолженности. При этом отдельной строкой указывают суммы процентов, приостановленные к взысканию. Закреплено, что нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, справка выдается по форме, установленной для физлиц, не являющихся ИП. Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 июня 2014 г. Регистрационный № 32526.
- Приказ Министерства транспорта РФ от 6 ноября 2013 г. N 342 "О внесении изменений в приложения N 2, 5, 8 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 г. N 110"
Обновлены формы разрешений на международные автоперевозки. Международные автомобильные перевозки иностранными лицами по территории нашей страны возможны на основании российских и многосторонних разрешений. Отечественным перевозчикам требуются иностранные или многосторонние разрешения. Для определения общей годовой потребности в них российский перевозчик подает в специальный пункт заявку. Изменениями форма последней изложена в новой редакции. Сведения компонуются в 3 таблицах. Первая - количество транспортных средств в парке заявителя, имеющих карточки допуска на выполнение международных перевозок. Причем они отражаются по категориям - для транспортировки пассажиров и грузов. Вторая - планируемое количество рейсов (в прямом и обратном направлении). Заполняется только при перевозках грузов. Третья - годовая потребность в иностранных разрешениях. Обновлена форма разрешения на международную перевозку грузов автомобильным транспортом отдельным средством или составом по территории России. Так, предусмотрены отрывные талоны при въезде в нашу страну и выезде из нее. Дополнен перечень граф, которые нужно заполнить перед началом поездки. Это, в частности, регистрационный номер транспортного средства, дата и место въезда в наше государство, наименования грузов. Пересмотрена форма разрешения на международную перевозку пассажиров. Изменения в формы разрешений вступают в силу с 1 января 2015 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 июня 2014 г. Регистрационный № 32522.
- Информация Пенсионного фонда России от 5 июня 2014 г. "16 июня - последний день уплаты страховых взносов в ПФР за май"
6 июня - последний день уплаты страховых взносов в ПФР за май 2014 г. ПФР сообщает, что страховые взносы на ОПС за май 2014 г. работодатели должны перечислить не позднее 16 июня этого года. Неуплаченные в срок суммы признаются недоимкой и подлежат взысканию. Тариф взноса на ОПС составляет 22%, на ОМС - 5,1%. Предельный годовой заработок - 624 тыс. руб. Свыше этой базы действует тариф на ОПС в размере 10%. С 2014 г. уплачивать взносы на ОПС необходимо единым расчетным документом без деления на страховую и накопительную части. С 2013 г. введен дополнительный тариф для работодателей, имеющих рабочие места на вредных опасных производствах. С 2014 г. учитываются итоги аттестации рабочих мест. Чем более опасные или вредные условия труда будут по результатам оценки, тем выше дополнительные тариф. Оценка условий труда проводится не реже 1 раза в 5 лет. Фонд напоминает, что взносы уплачиваются ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным. Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то учитывается ближайший следующий за ним рабочий день. Формы платежных документов и методические рекомендации о порядке их заполнения, перечень КБК размещены на сайте ПФР. Там же (в "Кабинете плательщика страховых взносов") в режиме реального времени можно посмотреть реестр платежей, получить справку по сверке расчетов, оформить платежное поручение, рассчитать взносы, выписать квитанции и др.
- Проект федерального закона N 540730-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (вносится Законодательным Собранием Краснодарского края)
- Проект федерального закона N 541189-6 "О внесении изменения в статью 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (вносится Ивановской областной Думой)
- Проект федерального закона N 540154-6 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вносится Правительством Российской Федерации)
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 5 июня 2014 - Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2014 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Камснаб"
Правила по НДС при "вмененке" надо толковать верно! Проверена конституционность норм, касающихся предъявления НДС покупателю при реализации населению товаров в розницу, оказании услуг, выполнении работ. В таком случае НДС включается в саму цену. При этом счет-фактуру оформлять не нужно (выдается кассовый чек или иной аналогичный документ). Также предметом проверки стали нормы, закрепляющие случаи, при которых НДС, подлежащий уплате в бюджет, исчисляется некоторыми лицами, если они выставляют покупателю счета-фактуры. Речь идет о лицах, которые не являются налогоплательщиками либо освобождены от соответствующих обязанностей, в также о ситуации, при которой указанный счет-фактура выставляется по операции, не облагаемой НДС. Налог в таком случае уплачивается в бюджет в сумме, которая была выставлена покупателю. КС РФ счел положения конституционными и разъяснил следующее. Не предполагается, что можно возложить на лицо, занимающееся розничной реализацией товаров без выставления счетов-фактур, обязанность платить НДС в бюджет, в том случае, если оно является плательщиком ЕНВД. Оспариваемые предписания адресованы именно плательщикам НДС и не содержат оговорок о том, что их можно распространить на лиц и на операции, которые от уплаты этого налога освобождены в силу закона. К таким лицам относятся, в частности, организации и ИП, являющиеся плательщиками ЕНВД в т. ч. по розничной торговле через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м. Они не признаются плательщиками НДС (за исключением налога при ввозе товаров в Россию и на территории под ее юрисдикцией). Таким образом, нет оснований для вывода о том, что приравненная для целей обложения НДС к выставлению счетов-фактур выдача покупателям кассовых чеков (иных документов установленной формы) при розничной реализации товаров (работ, услуг) обязывает продавца как плательщика ЕНВД исчислять и уплачивать налог. Иное означало бы, что на налогоплательщиков незаконно возлагаются дополнительные обременения. Кроме того, КС РФ подчеркнул, что неправильное декларирование сумм НДС не должно приводить к его взиманию.
- Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвёртый квартал 2013 г. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 июня 2014 г.)
Практика Верховного Суда РФ: обзор за IV квартал 2013 г. Подготовлен обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2013 г. В нем затронуты вопросы квалификации преступлений, назначения уголовного наказания, рассмотрения отдельных категорий гражданских дел, процессуальные моменты. Приводятся правовые позиции, сформулированные комитетами ООН, Европейским Судом по правам человека. В частности, обращается внимание на следующее. Управляющая компания не вправе без согласия собственников жилых помещений в многоквартирном доме использовать денежные средства фонда капремонта на иные цели, в т. ч. на ремонт других домов, обслуживаемых ею. Граждане - собственники таких помещений являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом. Поэтому на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей. Передача банком прав, удостоверенных закладной, без согласия залогодателя лицам, не имеющим лицензии на банковскую деятельность, не противоречит Закону о защите прав потребителей. Это объясняется тем, что Закон об ипотеке предусматривает специальные правила оборота закладной как ценной бумаги. Общий срок исковой давности не распространяется на требования об индексации сумм пособий, выплачиваемых на опекаемых лиц. Законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельхозназначения для садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение таких земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено. Разъяснено, как квалифицировать действия водителя, перевозящего пассажиров и багаж легковым такси в отсутствие у него при себе ранее полученного разрешения на такую деятельность. Это правонарушение подпадает под ч. 2 1 ст. 12.3 КоАП РФ (перевозка пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения). Если лицо перевозит пассажиров и багаж легковым транспортом, но разрешения на такую деятельность не получало, его действия при наличии доказательств, подтверждающих занятие этим лицом предпринимательской деятельностью, квалифицируются по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии)).
- Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 153-ФЗ "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
НДС и услуги детсада: поправка к НК РФ. Ранее от НДС освобождались, в частности, услуги по содержанию детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Однако данная формулировка не соответствовала Закону об образовании. В связи с этим уточнено, что НДС не облагаются услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации бразовательных программ дошкольного образования. Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2014 г.
- Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 152-ФЗ "О внесении изменения в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Жилищный контроль и надзор: поправки к законодательству. Скорректирован ЖК РФ. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юрлиц (кроме региональных операторов), ИП применяются положения Закона о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля. Это делается с учетом особенностей, установленных Кодексом. Поправки предусматривают, что данные особенности касаются не только внеплановых, но и плановых проверок. Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
- Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 151-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Издержки на научные исследования и стоимость авиабилетов в Крым сокращены за счет льгот по НДС. Ряд операций освобожден от обложения НДС. Во-первых, не облагаются налогом ввозимые в страну расходные материалы для научно-исследовательской и научно-технической деятельности, а также экспериментальных разработок. Речь идет о материалах со сроком полезного использования не более года, аналоги которых не производятся в России. Их перечень определит Правительство РФ. Данная мера позволит снизить издержки на научные исследования. Во-вторых, временно вводится нулевая ставка НДС в отношении услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа назначением в Крым и Севастополь и обратно. Нулевая ставка в отношении этих услуг применяется с 18 марта 2014 г. и до 1 января 2016 г. Прописан порядок подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС по названным услугам. Эта мера позволит снизить стоимость авиабилетов в Крым и повысить привлекательность полуострова для отдыхающих. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Исключение - положения о льготах при ввозе расходных материалов для научных исследований. Они вводятся в действие не ранее чем через 1 месяц после официального опубликования Федерального закона и не ранее 1 числа очередного налогового периода по НДС.
- Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 150-ФЗ "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов"
Регионам разрешили передавать местным властям полномочия по осуществлению ежегодной выплаты почетным донорам. Региональным властям разрешено передавать органам местного самоуправления полномочия по осуществлению ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным знаком "Почетный донор России". Это позволит освободить получателей выплаты, проживающих вдали от региональных центров, от транспортных и иных расходов, которые они вынуждены нести, обращаясь за назначением выплаты. Передача полномочий на места должна производиться законом субъекта Федерации.
- Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 149-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Договоры страхования: электронной форме - быть! Скорректирован Закон об организации страхового дела в России. В частности, закреплено следующее. В случаях и в порядке, предусмотренных правилами страхования, страхователь (застрахованное лицо, выгодоприобретатель) создает и передает страховщику через официальный сайт последнего документы, необходимые для заключения договора страхования, получения страховой выплаты. При осуществлении добровольного страхования электронная информация, отправленная страховщику и заверенная простой электронной подписью страхователя (застрахованного лица, выгодоприобретателя) - физлица, признается электронным документом, равнозначным бумажному, подписанному собственноручной подписью гражданина (если правилами страхования не предусмотрено иное). Порядок электронного взаимодействия между страхователем (застрахованным лицом, выгодоприобретателем) и страховщиком в рамках добровольного страхования устанавливается правилами страхования и (или) иным соглашением между указанными лицами. При этом должны соблюдаться Законы об электронной подписи и о борьбе с отмыванием денег. Что касается обязательного страхования, то здесь, помимо названных законов, применяются специальные законы о конкретных видах такого страхования. Если страхователь-физлицо согласен с условиями, предложенными страховщиком, последний направляет ему страховой полис (свидетельство, сертификат, квитанцию), подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом договор страхования считается заключенным в электронной форме с момента уплаты страхователем страховой премии (страхового взноса). Электронная форма заключения договоров страхования не может применяться страховыми агентами и брокерами. Также она не распространяется на отдельные виды страхования (в частности, на с/х страхование, страхование грузов, предпринимательских рисков, имущества юрлиц). Кроме того, исключение составляют случаи, когда требуется проведение осмотра страхуемого имущества или обследование страхуемого лица. Еще одно изъятие - если договор страхования содержит условия иные, чем те, которые установлены минимальными (стандартными) требованиями органа страхового надзора. Часть поправок направлена на поддержание функционирования крымской финансовой системы и обеспечение перехода в Республике на рублевые расчеты. Для этого Банк России наделен правом проводить сделки купли-продажи валюты Украины в наличной и безналичной формах с кредитными организациями, кредитными учреждениями. Другие изменения касаются процедуры защиты прав крымских вкладчиков. Уточнены некоторые сроки. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Форму для школьников теперь определяет образовательная организация с учетом мнения родителей. Согласно изменениям организации, занимающиеся образовательной деятельностью, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в т. ч. к ее общему виду, цвету, фасону, видам, знакам отличия. Они также определяют правила ношения. Соответствующий локальный нормативный акт должен приниматься с учетом мнения советов обучающихся, родителей, а также представительного органа работников и (или) обучающихся (при наличии). Государственные и муниципальные организации, реализующие программы начального, основного и среднего общего образования, устанавливают требования согласно типовым. Последние утверждают уполномоченные органы госвласти регионов. При этом обеспечение предметами возможно за счет ассигнований бюджетов субъектов Федерации. Образцы и описание форменной одежды обучающихся организаций, реализующих, в частности, образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в областях таможенного дела, подготовки плавательных составов морских судов, судов внутреннего водного плавания, рыбопромыслового флота, летного состава воздушных судов, авиаперсонала, устанавливаются учредителями. Они же определяют правила ношения, обеспечения, знаки различия. Обеспечение формой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет ассигнований бюджетов регионов осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами госвласти субъектов Федерации. За счет местных бюджетов - органами местного самоуправления.
- Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 147-ФЗ "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях"
Закон об НКО: поправки. Скорректирован Закон об НКО. НКО может выполнять функции иностранного агента. Установлено, что если она при этом не подала заявление о включении в соответствующий реестр, то это является основанием для внеплановой проверки. Также предусмотрено, что в случае выявления НКО, которая выполняет функции иностранного агента и заявление не подала, она включается в реестр. Решение о включении может быть обжаловано в суд. Исключена норма о том, что федеральный орган власти в сфере регистрации НКО в случае неподачи указанного заявления вправе приостанавливать деятельность организации на срок не более 6 месяцев. Поправки вступают в силу со дня официального опубликования.
- Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 146-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Голосовать против всех разрешили на муниципальных выборах. Восстановлено право граждан голосовать против всех кандидатов (их списков). Однако речь идет только о муниципальных выборах. Последние признаются несостоявшимися, если число избирателей, проголосовавших против всех кандидатов, окажется наибольшим. В этом случае голосование будет проводиться повторно. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
- Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации"
Военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов с 1 января 2017 г. переведут в штат этих структур. С 1 января 2017 г. предусмотрено прохождение военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах СК РФ. В настоящее время военнослужащие и гражданский персонал органов военной прокуратуры и военных следственных органов числятся в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. С 1 января 2017 г. их переведут в штат органов прокуратуры и СК РФ. При этом им не понадобится проходить переаттестацию или переназначение. Жилищное, пенсионное и медицинское обеспечение указанных лиц также возложат на военную прокуратуру и СК РФ. До предоставления им жилья по договору соцнайма (в собственность) за ними сохранят право пользоваться занимаемыми жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Жилищное и медицинское обеспечение указанных военнослужащих в закрытых и обособленных военных городках, а также за пределами России возложат на Минобороны России и иные органы, в которых предусмотрена военная служба. Они будут осуществлять его на основании договоров с прокуратурой России и СК РФ. Занимаемые органами военной прокуратуры и военными следственными органами СК РФ здания, сооружения, другое недвижимое и движимое имущество с 1 января 2017 г. закрепят за ними на праве оперативного управления. Прописан порядок присвоения воинских званий военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов СК РФ. Ряд положений федерального закона вступает в силу со дня его официального опубликования, но основная часть - с 1 января 2017 г.
- Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Россияне должны сообщать о наличии иностранного гражданства. Поправки обязывают российских граждан сообщать о наличии у них иностранного гражданства, вида на жительство или иного действительного документа о праве на постоянное проживание в иностранном государстве. В течение 60 дней после приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания за рубежом гражданин России должен письменно уведомить об этом территориальный орган ФМС России по месту своего жительства (пребывания, фактического нахождения). За несовершеннолетних и ограниченных в дееспособности подавать такое уведомление должны их законные представители. От необходимости направлять указанные уведомления освобождены лишь те граждане России, которые постоянно проживают за границей. Прописаны требования к содержанию уведомления и порядок его подачи. К уведомлению надо приложить копии российского и иностранного паспортов (документов о праве на постоянное проживание). За неисполнение обязанности о подаче уведомления вводится уголовная ответственность (в виде штрафа до 200 тыс. руб. или годовой зарплаты либо обязательных работ до 400 часов). Нарушение порядка подачи уведомления грозит административной ответственностью в виде штрафа от 500 до 1 тыс. руб. Те граждане, кто уже имеет иностранное гражданство либо документ о праве постоянного проживания за рубежом, должны сообщить об этом в миграционный орган в течение 60 дней после вступления в силу данных поправок. Для крымчан обязанность подавать уведомление вводится с 1 января 2016 г. Федеральный закон вступает в силу через 60 дней после его официального опубликования.
- Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 6 мая 2014 г. N 129 "О внесении изменений в Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденный приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23 августа 2012 г. N 231"
Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования алкоголя: что изменилось? Скорректирован Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей. Введены положения о декларировании объемов розничной продажи сидра, пуаре и медовухи. Это должны делать организации, занимающиеся производством и (или) оборотом продукции. Речь также идет об ИП, продающих такие товары в розницу. В Классификаторе видов продукции сидру присвоили код 261, пуаре - 262, медовухе - 263. Как и ранее, декларации представляют, в том числе, организации, закупающие этиловый спирт для изготовления алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и непищевой (при наличии спирта более 25%). Цель - использовать их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо для технических и иных нужд. Прописано дополнительное условие в виде объема закупки более 200 декалитров в год. Положения о декларации об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утратившей силу с 01.01.2014, исключены. Предусмотрены коды для таких регионов как Крым и Севастополь (91 и 92 соответственно). Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 мая 2014 г. Регистрационный № 32473.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 мая 2014 г. N 294н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования главами крестьянских (фермерских) хозяйств"
Форма РСВ-2 ПФР: новая редакция. Заново утверждена форма расчета по начисленным и уплаченным взносам на ОПС в ПФР и взносам на ОМС в ФФОМС главами КФХ (форма РСВ-2 ПФР). Так, ОГРНИП, код по ОКАТО, почтовый адрес более не указываются. Взносы на ОПС (в т. ч. доначисленные) теперь отражаются за периоды 2010-2013 гг. и начиная с 2014 г. Подлежащие уплате начисления за главу и членов КФХ в части взносов на ОПС в новой форме отражаются за периоды начиная с 2014 г. без разделения на страховую и накопительную части. Доначисленные взносы по ОПС при этом отражаются. Прежняя форма признана утратившей силу. Приказ применяется начиная с представления расчета за 2014 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 мая 2014 г. Регистрационный № 32467.
- Проект федерального закона N 540253-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций и их заместителей" (вносится Правительством Российской Федерации)
- Проект федерального закона N 539270-6 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (вносится членом Совета Федерации А.А. Клишасом)
- Проект федерального закона N 540300-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части предоставления военнослужащим мужского пола, проходящим военную службу по контракту, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет" (вносится Правительством Российской Федерации)
- Проект федерального закона N 538518-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" (в части уточнения порядка подачи застрахованным лицом заявления о переходе в негосударственный пенсионный фонд) (вносится членами Совета Федерации Е.В. Бушминым и Н.А. Журавлевым)
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 4 июня 2014 - Федеральный конституционный закон от 4 июня 2014 г. N 9-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"
Реформирование работы Конституционного Суда РФ. Поправки направлены на совершенствование организации деятельности Конституционного Суда РФ и процедур рассмотрения дел в нем. Так, правомочный состав КС РФ (в котором он вправе осуществлять свою деятельность) сокращен с 3/4 до 2/3 от общего числа судей (их всего 19). Уточнен порядок заполнения вакансий судей КС РФ. Исключено общее правило о продолжении исполнения обязанностей судьи после достижения предельного возраста до назначения на должность нового судьи. Предусмотрено, что по ряду организационных вопросов, а также в заседаниях решение принимается большинством голосов не от общего числа, а от числа действующих судей. В числе полномочий КС РФ прямо закреплена проверка на соответствие Конституции РФ вопроса, выносимого на всероссийский референдум. Установлен срок подачи жалобы в КС РФ в порядке конкретного нормоконтроля - 1 год после рассмотрения дела в суде. Сокращено до 1 количество копий документов, представляемых заявителями в КС РФ. Более четко регулируется такое основание отказа в принятии к рассмотрению обращения, как утрата оспариваемым актом юридической силы. Закреплено, что КС РФ отказывает в принятии обращения к рассмотрению, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу. Исключением является случай, когда он продолжает применяться в правоотношениях, возникших в период его действия. Расширены возможности разрешения дел без проведения слушаний. В частности, сняты ограничения на применение этой процедуры к федеральным законам, конституциям (уставам) субъектов Федерации в случае абстрактного нормоконтроля. Также урегулирована ситуация, когда решение Европейского Суда по правам человека фактически становится препятствием для применения норм российского законодательства. Предусмотрена возможность подачи запроса в КС РФ о подтверждении конституционности таких норм. Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Федеральный конституционный закон от 4 июня 2014 г. N 8-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статью 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации"
Реформа системы арбитражных судов: перебоев в работе быть не должно. Поправки касаются реформирования системы арбитражных судов в связи с объединением ВАС РФ и ВС РФ. Напомним, что ВАС РФ упраздняется, а его функции передаются вновь создаваемому ВС РФ. В связи с этим ВАС РФ исключается из системы арбитражных судов в России. Федеральные арбитражные суды округов переименовывают в арбитражные суды округов. При этом их компетенция, полномочия, а также количество сохраняются. Порядок формирования судебных коллегий и составов не меняется. Полномочия и компетенция апелляционных арбитражных судов и арбитражных судов субъектов Федерации также остаются прежними. При этом судебные присутствия таких судов, расположенные вне места их постоянного пребывания, образовываются федеральным законом. Судей в состав президиума любого арбитражного суда согласно поправкам утверждает Пленум ВС РФ (по представлению председателя соответствующего суда). При этом срок нахождения судьи в составе президиума не ограничивается. Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов возлагается на Судебный департамент при ВС РФ. Общая численность судей и работников аппаратов арбитражных судов устанавливается законом о федеральном бюджете. При этом ВС РФ определяет численность судей и работников аппаратов конкретных судов. Место постоянного пребывания арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, постоянного судебного присутствия арбитражного суда, специализированного суда устанавливается федеральным законом. Уточняются полномочия Суда по интеллектуальным правам и вновь создаваемого ВС РФ. Предусмотрены переходные положения, направленные на бесперебойную работу арбитражных судов. В частности, ранее данные разъяснения Пленума ВАС РФ применяются, пока не будут приняты соответствующие решения Пленума ВС РФ. Ранее созданные судебные коллегии и постоянные судебные присутствия функционируют до момента образования новых коллегий и присутствий. Члены президиумов арбитражных судов продолжают свою работу до момента утверждения новых составов. Федеральный конституционный закон вступает в силу через 180 дней после введения в действие поправок к Конституции РФ об объединении ВАС РФ и ВС РФ.
- Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Устанавливается ежемесячная денежная компенсация для членов семей погибших (умерших) сотрудников ОВД. Скорректирован Закон о соцгарантиях сотрудникам органов внутренних дел. В случаях, когда из-за увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, погиб (умер) сотрудник либо умер гражданин, уволенный со службы, его родным теперь будут выплачивать ежемесячную компенсацию. Ее будут получать следующие лица. Это супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, достигшая 50 лет (достигший 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом. Родители, достигшие 50 лет (женщина) и 55 лет (мужчина) или являющиеся инвалидами. Дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до 18 лет, а также дети, обучающиеся очно, - до окончания обучения, но не более чем до достижения 23 лет. Лица, находившиеся на иждивении погибшего (умершего). Компенсация будет составлять разницу между приходившейся на долю этих лиц частью денежного довольствия, получаемого погибшим (умершим), и назначенной им пенсии по случаю потери кормильца и дополнительных выплат, установленных в связи с его гибелью (смертью). Указанная часть денежного довольствия определяется следующим образом. Денежное довольствие делится на количество лиц, имеющих право на данную компенсацию, а также погибшего (умершего). Компенсацию будут индексировать при увеличении окладов денежного содержания. Соответствующее решение будет приниматься Правительством РФ. Поправки вступают в силу с 01.01.2015.
- Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами"
Объединение ВС РФ и ВАС РФ: законодательные поправки. Поправки обусловлены объединением ВС РФ и ВАС РФ. Сфера компетенции последнего передана вновь образованному Верховному Суду РФ. Из подведомственности арбитражных судов исключены дела, связанные с оспариванием нормативных правовых актов. Соответствующие поправки внесены в ряд законов, в т. ч. об основах регулирования тарифов ЖКХ, о рекламе, о защите конкуренции, о страховых взносах, о таможенном регулировании. Дела об оспаривании кадастровой стоимости также рассматриваются в судах общей юрисдикции. Кроме того, внесены изменения в КоАП РФ. Согласно им вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делу об административном правонарушении, решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), пересматриваются Верховным Судом РФ. Условие - исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах. Рассматривать указанные решения правомочны Председатель ВС РФ, его заместители либо по их поручению судья ВС РФ. Часть поправок вызвана корректировкой Закона о судебной системе. К федеральным судам отнесены арбитражные суды округов, а не федеральные арбитражные суды округов, как было ранее. Судьям, пребывающим в отставке, разрешили замещать государственные и муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы. Федеральный закон применяется по истечении 180 дней после вступления в силу конституционной поправки об объединении ВС РФ и ВАС РФ.
- Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 141-ФЗ "О внесении изменения в статью 106 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Минимальный залог по преступлениям небольшой и средней тяжести упал до 50 тыс. руб. Поправка касается такой меры пресечения, как залог. Ранее минимальный размер залога по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести составлял 100 тыс. руб. Теперь эта планка снизилась до 50 тыс. руб. Данная мера позволит более широко применять залог в качестве альтернативы заключению под стражу.
- Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Закон о контрактной системе в сфере закупок: поправки. Скорректирован Закон о контрактной системе в сфере закупок. Уточнено, что Закон не применяется к отношениям, связанным с закупкой товаров, работ, услуг участковыми, территориальными, окружными избиркомами, избиркомами муниципалитетов во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством о выборах и референдумах. Исключение - избиркомы муниципалитетов - административных центров (столиц) регионов. Введен термин "совокупный годовой объем закупок". Под ним понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом (в т. ч. для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в таком году). Начальная (максимальная) цена контракта и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), могут определяться и обосновываться заказчиком посредством применения проектно-сметного метода. Закреплено, что речь в т. ч. идет о контрактах на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений. Предусмотрено, что заказчики обязаны закупать у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных НКО не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. Определен порядок его расчета. В статье "Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона" закреплено, что она не применяется, если при закупке ЖНВЛП предложена цена всех закупаемых препаратов, сниженная не более чем на 25% относительно их зарегистрированной предельной отпускной цены. Дополнен перечень случаев, когда закупка возможна у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В него включены некоторые контракты с образовательными организациями - федеральными или региональными инновационными площадками, контракты бюджетных учреждений на выдачу банковской гарантии, закупка изделий народных художественных промыслов. Введена статья об особенностях планирования и осуществления закупок на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на такой территории. Поправки вступают в силу со дня официального опубликования.
- Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 139-ФЗ "О внесении изменения в статью 25.8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
Участникам инвестпроектов в Республике Хакасия и Красноярском крае предоставили налоговые льготы. Поправки касаются налогообложения при реализации региональных инвестпроектов. Последними признаются проекты, отвечающие одновременно ряду требований. Среди них - товары производятся исключительно на территории одного из определенных субъектов Федерации. В перечень последних включены Республика Хакасия и Красноярский край. Таким образом, на территории этих регионов распространены льготы по налогу на прибыль и НДПИ. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 138-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях"
Соглашение России и Казахстана о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства прошло ратификацию. Ратифицировано Соглашение России и Казахстана о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Речь идет о сотрудничестве в следующих областях: космическая связь, дистанционное зондирование Земли, космическая медицина и биология, пилотируемые космические полеты, исследование космического пространства, спутниковые навигационные системы и технологии, запуски космических аппаратов и научной аппаратуры, создание и развитие наземной космической инфраструктуры, разработка оборудования. Другие области определяются по взаимной договоренности в письменной форме. Предусматриваются совместные программы и проекты, симпозиумы и конференции, обмен научной и технической информацией, использование наземных объектов и систем для обеспечения запусков и управления космическими аппаратами, организация программ подготовки кадров, обмен специалистами и учеными. Дополнительные формы сотрудничества также определяются по взаимной договоренности в письменной форме. Товары, ввоз и (или) вывоз которых осуществляется в рамках Соглашения, освобождаются от таможенных пошлин и налогов.
- Приказ Министерства энергетики РФ от 29 апреля 2014 г. N 212 "О признании утратившим силу Положения о порядке определения размеров платы за рассмотрение заявления о выдаче лицензии и за выдачу лицензии в области энергетики, утвержденного заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации В.В. Кудрявым 25 июня 1997 г. N ВК-3149"
Порядок определения платы за выдачу лицензии в области энергетики признан утратившим силу. Признается утратившим силу порядок определения размера платы за рассмотрение заявления о выдаче лицензии в области энергетики. Речь также шла о сумме, вносимой за предоставление последней. Действующим законодательством лицензирование данной деятельности не предусмотрено. Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2014 г. Регистрационный № 32487.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 481 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации"
Уточнен порядок заполнения документов о высшем образовании и о квалификации. Уточнено описание документов о высшем образовании и о квалификации (приложений к ним). Так, надписи и изображения в правой части лицевой стороны бланка титула размещаются по центру, а не по ширине. Речь идет, в частности, о надписи "РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ", об изображении Государственного герба РФ без щита, о названии документа (например, диплом бакалавра). Как и ранее, в правой части оборотной стороны бланка титула размещаются надписи "Председатель Государственной экзаменационной комиссии" и "Руководитель образовательной организации" (для дипломов бакалавра и специалиста, в т. ч. с отличием) или "Руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность" (для дипломов магистра, в т. ч. с отличием, об окончании аспирантуры, адъюнктуры). Установлено, что они должны быть выполнены шрифтом Lazurski 11п. Включена надпись "М.П." с выравниванием по центру. Ряд изменений внесен в порядок заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации, а также их дубликатов. Уточнено, что дипломы выдаются в т. ч. лицам, принятым на обучение как после вступления в силу нового Закона об образовании, так и до этого момента, и освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Теперь речь идет о случаях, когда обучение производилось в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. Ранее - вне зависимости от обучения по последним. Пересмотрен порядок заполнения приложения к диплому, выдаваемому выпускнику, обучавшемуся в соответствии с государственными стандартами высшего профобразования, в части данных об изученных дисциплинах, о трудоемкости практик и др. Ряд изменений носит технический характер. Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2014 г. Регистрационный № 32477.
- Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 5 мая 2014 г. N 833 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и внесения изменений в перечень комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности"
Как формируется перечень поддерживаемых государством инвестпроектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности? Российским организациям за счет субсидий компенсируется часть затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию новых комплексных инвестпроектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности. Указанные проекты проходят конкурсный отбор и заносятся в специальный перечень. Отбор проводится Минпромторгом России. При положительном результате специальная межведомственная комиссия принимает решение о включении проекта в перечень. Об этом издается приказ Министерства. Последний ведется на официальном сайте Минпромторга России. Перечень содержит следующую информацию: название, организационно-правовая форма, место нахождения организации - победителя конкурса; наименование, территория и срок реализации, отраслевая принадлежность проекта; реквизиты приказа. Проект исключается из перечня, если организация не представила документы, необходимые для заключения договора о субсидировании, а также в случае расторжения договора по причине несоблюдения его условий. Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 мая 2014 г. Регистрационный № 32464.
- Приказ Министерства культуры РФ от 27 марта 2014 г. N 534 "Об утверждении Порядка включения населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения, утверждения его предмета охраны и границ территории"
Урегулирована процедура включения населенных пунктов в перечень исторических поселений федерального значения. Прописан порядок включения населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения. Это делается Минкультуры России по предложению региональных или местных властей, а также общественных объединений в сфере сохранения, использования, популяризации и госохраны объектов культурного наследия. Приведен перечень документов, которые необходимо представить в Министерство на рассмотрение. Это материалы историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований территории населенного пункта; проекты границ территории и предмета охраны исторического поселения; историко-культурный опорный план исторического поселения; перечень исторически ценных градоформирующих объектов. Указанные документы могут быть направлены для изучения в экспертные организации. Решение о включении населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения принимается в течение 6 месяцев со дня поступления документов. Отказать в этом могут, если получено отрицательное заключение из экспертных организаций либо в населенном пункте нет объектов культурного наследия федерального значения, представляющих ценность с точки зрения архитектуры и градостроительства. При положительном решении вопроса утверждаются границы территории и предмет охраны исторического поселения. Сведения о включении населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения размещают на официальном сайте Минкультуры России. Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2014 г. Регистрационный № 32456.
- Приказ Федеральной налоговой службы от 17 февраля 2014 г. N ММВ-7-7/53@ "Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы"
У налогового ведомства - новый регламент работы. Обновлен регламент ФНС России. В нем отражены произошедшие изменения в полномочиях Службы. В частности, исключены функции контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. В то же время ФНС России уполномочена формировать и вести реестр дисквалифицированных лиц. В обновленном регламенте прописан порядок исполнения указаний Президента РФ. Урегулированы вопросы подготовки и принятия нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности. В частности, проекты актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, размещаются на сайте regulation.gov.ru для независимой антикоррупционной экспертизы. Установлена процедура рассмотрения проектов актов, поступивших на согласование. Отдельно прописан порядок взаимодействия ФНС России с Минфином России. Более детально прописаны правила работы с обращениями граждан, в том числе интернет-обращениями. Закреплен порядок предоставления информации о деятельности ФНС России и ее территориальных органов по запросам. Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2014 г. Регистрационный № 32450.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 3 июня 2014 - Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 мая 2014 г. N ВАС-15607/13
Признана недействующей норма административного регламента по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ТС. ФТС России и определяемые ею таможенные органы по запросу заинтересованного лица принимают предварительные решения по классификации товаров по ТН ВЭД ТС. Приказом ФТС России был утвержден административный регламент по принятию таких решений. В соответствии с ним документы и сведения, запрошенные таможенным органом, могут быть переданы в сроки, не превышающие 60 календарных дней с даты регистрации ФТС России (уполномоченным таможенным органом) уведомления о дополнительной информации. ВАС РФ признает эту норму регламента недействующей. Дело в том, что она не соответствует Таможенному кодексу (ТК) ТС. ТК ТС устанавливает следующее. Если представленные заявителем сведения недостаточны для принятия предварительного решения, таможенный орган уведомляет заявителя о необходимости предоставить дополнительную информацию в течение 30 календарных дней со дня подачи в таможенный орган заявления о принятии предварительного решения, если законодательством государств - членов ТС не установлен менее продолжительный срок. Дополнительная информация должна быть представлена в течение 60 календарных дней со дня письменного уведомления заявителя. При этом указанный 30-дневный срок начинает течь с момента направления заявления. Приведенная норма ТК ТС регулирует последовательность действий и сроки их совершения в рамках одних правоотношений. Поэтому и 60-дневный срок может исчисляться не ранее даты направления таможенным органом уведомления о предоставлении дополнительной информации. Оспариваемая норма регламента устанавливает иной момент начала исчисления 60-дневного срока.
- Постановление Правительства РФ от 2 июня 2014 г. N 504 "Об установлении понятия грубого нарушения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу"
Какие нарушения условий контракта по гособоронзаказу признаются грубыми? С 01.07.2014 вступает в силу норма КоАП РФ об ответственности за грубое нарушение условий контракта по гособоронзаказу. Определены нарушения, признаваемые грубыми. Во-первых, это повторное нарушение условий контракта. Во вторых - нарушение, повлекшее ущерб государству на сумму не менее 5% (но не менее 5 млн руб.) цены контракта. В третьих - нарушение, повлекшее невыполнение установленного задания по заказу. Постановление вступает в силу с 01.07.2014.
- Постановление Правительства РФ от 30 мая 2014 г. N 496 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797"
Уточнены перечни госуслуг, оказываемых по принципу "одного окна". С 15 до 22 увеличено число госуслуг, которые должны предоставлять по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах. В частности, к указанным услугам отнесена выдача справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования. Также через многофункциональные центры осуществляется постановка иностранцев и лиц без гражданства на учет по месту пребывания. Существенно расширен рекомендуемый перечень государственных и муниципальных услуг, которые могут оказываться по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах. Утвержден список госуслуг, предоставляемых через центры и результатом оказания которых является документ, содержащий сведения из информационных систем соответствующих органов. Кроме того, установлен перечень госуслуг, которые в порядке эксперимента предоставляются в многофункциональных центрах без личной явки заявителя в соответствующий орган. Речь идет о наиболее востребованных и социально значимых госслугах: выдача и замена паспортов и водительских удостоверений, госрегистрация рождения и смерти. Это также выдача лицензии на осуществление частной охранной деятельности. Постановление вступает в силу с 1 ноября 2014 г., за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 апреля 2014 г. N 326 "Об утверждении Порядка размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации, необходимой для обеспечения порядка присуждения ученых степеней"
О размещении в Интернете информации, необходимой для обеспечения порядка присуждения ученых степеней. Определены правила размещения в Интернете информации, необходимой для обеспечения порядка присуждения ученых степеней (кроме содержащей сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну), включая правила ее обновления и удаления. Информация размещается на сайтах организаций высшего, дополнительного профессионального образования, научных организаций и ВАК. Это делается в процессе представления диссертаций в диссертационные советы, созданные на базе организаций, их защиты, рассмотрения Минобрнауки России и ВАК диссертаций и аттестационных дел. Обновление информации на сайтах проводится не позднее 30 рабочих дней после ее изменения. В организациях ответственные за размещение определяются из числа членов диссертационного совета. Полный текст диссертации размещается соискателем на сайте организации в формате pdf. Организация создает соискателю все необходимые для этого условия. Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2014 г. Регистрационный № 32439.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 2 июня 2014 - Постановление Правительства РФ от 29 мая 2014 г. N 491 "О внесении изменений в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
Миграционный учет: фиктивной регистрации быть не должно! Вносимые изменения обусловлены принятием законодательных поправок, направленных на борьбу с фиктивной регистрацией по месту жительства и пребывания. Вводится дополнительное основание для снятия иностранца/апатрида с регистрации по месту жительства. Теперь это также возможно, если установлен факт фиктивной регистрации по месту жительства лица в помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован. Соответствующее решение принимает территориальный орган ФМС России. Кроме того, иностранец/лицо без гражданства снимается с учета по месту пребывания, если данная регистрация была признана фиктивной.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 мая 2014 г. N 546 "О внесении изменения в Порядок заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 февраля 2014 г. N 112"
Прописан порядок выдачи в 2014 г. дипломов о высшем образовании крымским студентам. Выпускники образовательных организаций - граждане России, успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию в 2014 г. и не получившие украинских документов об образовании, получают документы об образовании российского образца (диплом бакалавра, специалиста или магистра в зависимости от уровня подготовки). Дипломы выдаются образовательными организациями. Установлены особенности заполнения дипломов. Так, код и наименование специальности (направления подготовки) указываются согласно соответствию установленных в Украине специальностей (направлений подготовки) российским специальностям (направлениям подготовки). Это соответствие определено Минобрнауки России. Сведения об изученных дисциплинах в части обучения по программам, установленным на Украине, отражают на основании имеющихся в образовательной организации документов. Данные о государственной итоговой аттестации приводят согласно видам аттестационных испытаний, действующим на Украине. Полученные во время обучения на Украине оценки при необходимости переводят в 5-балльную систему. Если у образовательной организации нет печати российского образца, дипломы в 2014 г. заверяют печатью Минобрнауки России. С аналогичными особенностями заполняются дубликаты дипломов. Студентам, не завершившим обучение по украинским образовательным программам, в дальнейшем также выдают документы об образовании российского образца. Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2014 г. Регистрационный № 32478.
- Распоряжение Банка России от 17 мая 2014 г. N Р-400 "О вводе в действие рекомендаций в области стандартизации Банка России "Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Менеджмент инцидентов информационной безопасности"
Банк России вводит рекомендации по менеджменту инцидентов информационной безопасности. С 1 июня 2014 г. вводятся в действие рекомендации в области стандартизации ЦБ РФ "Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Менеджмент инцидентов информационной безопасности". Регистрационный номер - РС БР ИББС-2.5-2014. Документ размещен на сайте Банка России.
- Распоряжение Банка России от 17 мая 2014 г. N Р-399 "О вводе в действие документов, входящих в Комплекс документов в области стандартизации Банка России "Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации"
Новые стандарты обеспечения информационной безопасности банков. С 1 июня 2014 г. вводятся в действие новые документы в области стандартизации Банка России "Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации". Это 5-я редакция стандарта Банка России "Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения" (СТО БР ИББС-1.0-2014) и 4-я редакция стандарта ЦБ РФ "Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Методика оценки соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0-2014" (СТО БР ИББС-1.2-2014). Тексты указанных документов размещены на сайте ЦБ РФ, а также опубликованы в "Вестнике Банка России". Стандарты и рекомендации, введенные с 21 июня 2010 г., отменены.
- Письмо Банка России от 21 мая 2014 г. N 92-т "О критериях признаков высокой вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных безналичных и наличных операций"
Названы критерии высокой вовлеченности банков в сомнительные операции. Установлены критерии определения признаков высокой вовлеченности кредитной организации в сомнительные безналичные и (или) наличные операции. Показатель считается высоким, если суммарная доля объема таких наличных операций в объемах дебетовых оборотов по счетам юрлиц и физлиц и безналичных (по счетам юрлиц) превышает 4% за последний квартал. Речь также идет о превышении уровня 3 млрд руб. совокупного объема сомнительных операций клиентов с безналичными и наличными средствами. Критерии рекомендуется применять до издания ЦБ РФ акта, регулирующего вопросы применения приоритетных мер при осуществлении банковского надзора.
- Информация Банка России от 2 июня 2014 г. "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
АКБ "Радиан" лишили лицензии. Приказом ЦБ РФ от 02.06.2014 у кредитной организации ОАО АКБ "Радиан" отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Сообщается, что данное решение принято в связи с неисполнением банком федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов ЦБ РФ, неоднократным нарушением в течение года требований Закона о противодействии легализации преступных доходов, учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Законом о ЦБ РФ. Банк проводил высокорискованную кредитную политику, не создавал адекватные принятым рискам резервы на возможные потери по ссудной задолженности. На протяжении 2013 г. банк был вовлечен в проведение сомнительных операций объемом более 4,8 млрд руб. Руководством и собственниками банка не приняты меры по нормализации его деятельности. В банк назначена временная администрация сроком действия до момента назначения конкурсного управляющего либо ликвидатора. Полномочия исполнительных органов банка приостановлены. Банк является участником системы страхования вкладов. Отзыв лицензии является страховым случаем, предусмотренным Законом о страховании вкладов физлиц в отношении обязательств по вкладам населения. По величине активов банк на 01.05.2014 занимал 735 место в банковской системе России.
- Информация Банка России от 2 июня 2014 г. "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
У ООО КБ "Банк БФТ" больше нет лицензии. Со 2 июня 2014 г. у ООО КБ "Банк БФТ" отозвана лицензия. Дело в том, что организация не исполняла законодательные и иные акты. К обществу неоднократно в течение 1 года применялись меры, предусмотренные Законом о Банке России. Кроме того, юрлицо проводило высокорискованную кредитную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы. Оно не обеспечило своевременное исполнение обязательств перед кредиторами. Руководители и собственники ООО не предприняли мер по нормализации деятельности и восстановлению финансового положения. Решено назначить временную администрацию до определения конкурсного управляющего или ликвидатора. Полномочия исполнительных органов кредитной организации приостановлены. Общество участвует в системе страхования вкладов.
- Информация Банка России от 2 июня 2014 г. "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
Банк "СОФРИНО" потерял лицензию. Со 2 июня 2014 г. у кредитной организации КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "СОФРИНО" отозвана банковская лицензия. Причина - неисполнение банковского законодательства и нормативных актов ЦБ РФ. Достаточность капитала составляет меньше 2%. Размер собственных средств (капитала) оказался ниже минимального значения. Кредитная организация проводила высокорискованную кредитную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы. В результате она полностью утратила собственные средства (капитал). В связи с потерей ликвидности банк допускал случаи несвоевременного исполнения обязательств перед кредиторами и вкладчиками. Кроме того, он не соблюдал предписания Банка России по введенным ограничениям на осуществление отдельных операций. Руководители и собственники банка не предприняли действенных мер по нормализации его деятельности и восстановлению финансового положения. В банк назначена временная администрация. Она будет функционировать до появления конкурсного управляющего или ликвидатора. Полномочия исполнительных органов кредитной организации приостановлены. БАНК "СОФРИНО" (ЗАО) является участником системы страхования вкладов. По величине активов он занимал 315 место в банковской системе России.
|