Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 27 декабря 2013 - Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2013 г. N 100 "О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 55 "О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров"
В связи с введением утилизационного сбора Беларусь снизит ставки импортных пошлин на автомобили. Согласно изменениям ввозимые в Беларусь автомобили будут облагаться таможенными пошлинами по ставкам Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС). Это обусловлено планируемым введением в Беларуси с 1 января 2014 г. утилизационного сбора на автотранспорт. Напомним, что в настоящее время Белоруссия (как и Казахстан) применяет в отношении автотранспорта более высокие ставки ввозных таможенных пошлин, чем предусмотрено ЕТТ ТС. Решение вступает в силу с даты введения в Беларуси утилизационного сбора.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2013 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности статей 4, 5 и пункта 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в связи с запросами Правительства Волгоградской области и Правительства Сахалинской области"
Органы власти какого уровня должны заботиться о выделении жилья для лиц, больных туберкулезом? Предметом проверки стали нормы, закрепляющие право на получение жилья за определенной категорией внеочередников. Это граждане, больные заразными формами туберкулеза (семьи, имеющие такого больного ребенка). Им полагаются помещения, если они проживают в квартирах, в которых нет возможности выделить такому больному отдельную комнату; в коммуналках; общежитиях. При этом учитывается право этих граждан на допплощадь в соответствии с региональным законодательством. Поводом для проверки норм стал вопрос о том, к чьим именно полномочиям относится выполнение подобной обязанности (в т. ч. по оплате расходов) - федеральных властей или регионов. КС РФ пришел к выводу, что положения неконституционны из-за их неопределенности. Они являются таковыми в той мере, в какой не позволяют четко установить, к какому конкретно уровню публичной власти относятся данные полномочия и, соответственно, кто должен выделять на это средства. Как пояснил КС РФ, в законодательстве данная обязанность четко не отнесена ни к полномочиям регионов, ни к вопросам местного значения. По смыслу конституционных норм, если конкретное полномочие в сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов не принадлежит последним, то оно, по общему правилу, относится к компетенции федеральных властей. Между тем такой вывод опровергается на практике. Причина - в оспариваемых нормах есть упоминание о законодательстве регионов. В результате указанным гражданам не обеспечивается надлежащий механизм защиты ни при обращении к органам публичной власти, ни при подаче исков в суд. Все это создает условия для произвольного возложения данной обязанности на органы публичной власти разного уровня, что приводит к нарушению принципа равенства. Законодатель должен принять соответствующие поправки. При этом он должен исходить из того, что подобное полномочие - расходное обязательство Российской Федерации. Между тем не исключена возможность передать такое полномочие региональным или местным властям. Условие - выделение им материальных и финансовых средств, необходимых для этого. Причем даже в таком случае регионы и муниципалитеты не лишены возможности участвовать в реализации полномочия за счет собственных средств.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 г. N 40 "О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Пленум Верховного Суда РФ уточнил и дополнил разъяснения по применению КоАП РФ. Уточняются разъяснения по применению отдельных положений КоАП РФ. Это касается таких вопросов, как подсудность и подведомственность дел об административных правонарушениях, участие защитника и представителя, обжалование постановления по делу и др. В частности, следует учитывать, что подсудность дел, возбужденных в отношении юрлиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в которых выявлены нарушения. При этом КоАП РФ не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения юрлица в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника). Определение о возвращении протокола об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, а также опротестовано прокурором. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случаях, когда из указанного им места жительства (регистрации) сообщили, что адресат отсутствует по данному адресу, что лицо отказалось получать почтовое отправление. Также лицо считается извещенным, если почтовое отправление вернулось с отметкой об истечении срока хранения. Повторное совершение однородного правонарушения отягчает административную ответственность. Однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо о того, установлена ли ответственность за правонарушение в одной или нескольких статьях КоАП РФ. Напр., если водитель, наказанный за превышение скорости на величину более 20, но не более 40 км/ч, выехал на встречную полосу либо на трамвайные пути встречного направления. Необходимо учитывать, что некоторые правонарушения ни при каких обстоятельствах не могут признаваться малозначительными. В частности, это управление транспортным средством пьяным водителем, невыполнение водителем требования о медосвидетельствовании. Указано, чем руководствоваться при назначении наказания в виде административного выдворения из России, при применении наказания в виде конфискации орудия или предмета правонарушения. Даны разъяснения по вопросу о вступлении в силу постановления по делу об административном правонарушении.
- Информационное сообщение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26 декабря 2013 г. "О порядке заполнения деклараций"
О заполнении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использовании алкоголя за IV квартал 2013 г. Росалкогольрегулирование формирует Реестр лицензий. С 02.11.2012 лицензиям присваивается номер, соответствующий номеру записи в реестре. Даны разъяснения по вопросу заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за IV квартал 2013 г. При соответствии наименования организации, ИНН, срока действия в лицензии указывается один из следующих реквизитов: номер лицензии, соответствующий номеру записи в реестре в соответствии со сведениями из реестра, размещенном на сайте Службы; серия и номер бланка; регистрационный номер лицензии, указанный в бланке.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 26 декабря 2013 - Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 2013 г. N 29-П "По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 1 статьи 1158 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М.В. Кондрачука"
Нужно уточнить правила, действующие при отказе от наследства в пользу других лиц! Оспаривались нормы, закрепляющие право отказаться от наследства в пользу других лиц. Имеется в виду отказ в пользу лиц из числа наследников по завещанию или по закону любой очереди, не лишенных наследства, в т. ч. в пользу тех, кто призван к наследованию по праву представления или в порядке наследственной трансмиссии. ГК РФ закрепляет 8 очередей наследников по закону. При этом наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей. Соотношение таких правил приводит к ситуации, когда не ясно, вправе или нет наследник по закону, относящийся к одной очереди вместе с другими родственниками, отказаться от наследства в пользу лица, которое относится к предшествующей очереди. Ранее ГК РСФСР закреплял в этом отношении правила, которые толковались на практике, как позволяющие выбрать при отказе любое лицо, независимо от того, к какой очереди оно относится. Причем это толкование действовало и при применении норм ГК РФ впредь до того, как 29.05.2012 Пленум ВС РФ не дал новые разъяснения. Он занял противоположную позицию. Согласно его трактовке отказ допускается лишь в пользу лиц из числа наследников по завещанию, а также тех граждан из числа наследников по закону любой очереди, которые призваны к наследованию. Суды начали применять это новое толкование и к случаям, когда отношения возникли до изменения разъяснений, т. е. до 29.05.2012. КС РФ счел нормы неконституционными из-за их неопределенности. Они являются таковыми в той мере, в какой не позволяют четко определить круг из числа наследников по закону, в пользу которых можно отказаться от наследства. Это ведет к тому, что на практике данные правила толкуются неоднозначно. Соответственно, имеется возможность их произвольного применения, что противоречит конституционным требованиям. Законодатель должен уточнить правовое регулирование. При этом, как подчеркнул КС РФ, вполне можно закрепить в ГК РФ любой из вариантов толкования - применявшийся ранее (т. е. допускающий отказ в пользу лица без учета очередности) или новый (только с учетом очередности). Любой из этих подходов будет допустимым. До того, как будут приняты поправки, применяется следующий порядок. Если речь идет об отношениях, возникших до 29.05.2012, применяется прежнее толкование. Соответственно, вышестоящие суды не вправе при пересмотре актов по указанным отношениям, ориентироваться на новые разъяснения. Что касается отношений, возникших уже после 29.05.2012, то к ним должно применяться новое толкование Пленума ВС РФ.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 г. N 42 "О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам"
Даны новые разъяснения по вопросу о процессуальных издержках по уголовным делам. Даются новые, более подробные разъяснения по применению законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам. Прежние разъяснения по этому вопросу утрачивают силу (вместе с внесенными в них изменениями). В частности, обращается внимание на следующее. К иным расходам, понесенным в ходе производства по уголовному делу, относятся в т. ч. затраты, непосредственно связанные с собиранием и исследованием доказательств. Напр., это расходы, связанные с участием педагога, психолога и иных лиц в следственных действиях. Кроме того, к ним относятся документально подтвержденные затраты потерпевшего на участие представителя, расходы иных заинтересованных лиц на любой стадии уголовного судопроизводства при условии их необходимости и оправданности. В то же время процессуальными издержками не являются затраты на производство судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях (экспертных подразделениях). К таким издержкам не относятся расходы на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями и решениями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры. Обращается внимание на отдельные моменты, которые следует учитывать определении размера вознаграждения адвокату, участвующему в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя и суда. Указано, в каких случаях процессуальные издержки возмещаются за счет федерального бюджета. С осужденного не взыскиваются суммы, выплаченные защитнику в случаях, если лицо заявило об отказе от защитника, но отказ не был удовлетворен и защитник участвовал в уголовном деле по назначению. Заявление об отказе от помощи назначенного адвоката по причине собственной имущественной несостоятельности нельзя считать отказом от защитника. В таких случаях его участие обязательно, а соответствующие процессуальные издержки могут быть взысканы с осужденного в общем порядке. Не допускается одновременное взыскание одних и тех же процессуальных издержек в долевом порядке с несовершеннолетнего и его законного представителя. То, что обвинение не подтвердилось в ходе судебного разбирательства, еще не является основанием для взыскания процессуальных издержек с частного обвинителя. Нужно исходить из обстоятельств дела, свидетельствующих о его добросовестном заблуждении либо, напротив, о злоупотреблении с его стороны.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 г. N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога"
Домашний арест можно отбывать и на даче? Даны разъяснения по вопросам применения таких мер пресечения, как заключение под стражу, домашний арест и залог. Разъяснения разработаны взамен аналогичных, которые были подготовлены еще в 2009 г. Причина актуализации - внесение изменений в уголовно-процессуальное законодательство и формулирование позиций КС РФ. Относительно заключения под стражу, как и прежде, подчеркивается, что отсутствие у лица прописки или документов, удостоверяющих личность, само по себе не служит основанием, чтобы применить к нему такую меру. Перечислены вопросы, подлежащие выяснению судом перед принятием акта о применении данной меры. Приведены примеры обстоятельств, которые могут свидетельствовать о том, что лицо намерено скрыться за рубежом. Прежде подобное не разъяснялось. Выделены особенности применения такой меры в отношении несовершеннолетних. Подобное допускается лишь в случае, когда речь идет о тяжком или особо тяжком преступлении. Более подробно, чем ранее, разобраны вопросы, касающиеся исчисления срока содержания под стражей. Срок исчисляется сутками и месяцами. При этом его течение начинается в день заключения лица под стражу на основании судебного решения об избрании такой меры (конкретный час не учитывается). Истекает срок в 24 ч. последних суток данного периода (не важно, рабочий или нерабочий день). Рассмотрены моменты, которые учитываются при решении вопроса о продлении срока содержания под стражей. Применяя домашний арест, суд должен указать конкретное жилье, в котором будет обязано находиться лицо. Это может быть помещение, не только находящееся в собственности лица, но и занимаемое им по договору найма (в этом случае выясняется согласие собственника). Причем для ареста может использоваться не только помещение (строение), входящее в жилищный фонд, но и не относящееся к нему. Таковым помещением может выступить и используемая для проживания дача, если она отвечает требованиям, предъявляемым к жилью. Приведены правила, которые должны учитываться при применении залога, в т. ч. при исчислении срока для его внесения.
- Указание Банка России от 6 сентября 2013 г. N 3057-У "О порядке назначения уполномоченных представителей Банка России в случае, предусмотренном пунктом 7 части первой статьи 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", осуществления ими деятельности и прекращения осуществления ими своей деятельности"
О назначении уполномоченных представителей ЦБ РФ в банки с многомиллиардными активами и (или) депозитами физлиц. ЦБ РФ вправе назначить в кредитную организацию уполномоченных представителей, если размер активов кредитной организации составляет 50 и более миллиардов рублей и (или) размер средств, привлеченных от физлиц на основании договоров банковского вклада и договоров банковского счета, составляет 10 и более миллиардов рублей. Установлен порядок назначения представителей в таких случаях, осуществления и прекращения их деятельности. Решение о назначении принимаются Председателем ЦБ РФ или Комитетом банковского надзора. В первом случае оно оформляется распорядительным актом ЦБ РФ, во втором - протоколом заседания. В них определяется перечень структурных подразделений ЦБ РФ (территориальные учреждения, центральный аппарат), сотрудники которых подлежат назначению представителями. Представителями назначаются служащие ЦБ РФ (кроме инспекционных подразделений), как правило занимающие должности не ниже главного специалиста в структурных подразделениях центрального аппарата или территориальных учреждений, осуществляющих надзор за кредитными организациями, в т. ч. назначенные кураторами кредитных организаций. Решения о прекращении деятельности принимаются теми же субъектами и в той же форме. Указание вступает в силу по истечении 10 дней после даты его официального опубликования в "Вестнике Банка России". Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 декабря 2013 г. Регистрационный № 30689.
- Информация Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 декабря 2013 г.
Как будет храниться судебная корреспонденция на почте в новогодние и майские праздники? Доводится порядок хранения корреспонденции разряда "Судебное" в почтовых отделениях в выходные и праздничные дни в январе и мае 2014 г. Речь идет об отправлениях, поступивших для доставки в отделения почты в период с 25.12.2013 по 08.01.2014 и с 24.04.2014 по 11.05.2014. Приведены конкретные даты (в зависимости от времени поступления), до которых эти отправления будут храниться. На следующий день они подлежат возврату по обратному адресу. В частности, корреспонденция такого разряда, поступившая на почту 25.12.2013, должна храниться до 08.01.2014. Соответственно, день ее возврата - 09.01.2014. Отправления, поступившие с 01.01.2014 по 08.01.2014, будут хранить до 15.01.2014 и возвращать на следующий день. Указана аналогичная информация по отправлениям, поступившим в период с 24.04.2014 по 09.05.2014, с учетом праздничных и выходных дней с 01.05.2014 по 04.05.2014 и с 09.05.2014 по 11.05.2014. Если дата возврата отправления совпадает с выходным днем почтового отделения, такая операция проводится на следующий рабочий день этого отделения.
- Письмо Федеральной налоговой службы от 25 декабря 2013 г. N ГД-4-3/23381@
В налоговых документах указываем коды ОКТМО, а не ОКАТО. С 01.01.2014 в бюджетном процессе вместо ОКАТО применяется Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО). В связи с этим при заполнении налоговой отчетности следует указывать коды ОКТМО. Речь идет о декларациях по транспортному, земельному налогам, ЕНВД, НДФЛ, НДПИ, налогам на прибыль и игорный бизнес, акцизам (исключение - на табачные изделия), по форме 4-НДФЛ, о справке о доходах физлица (форма 2-НДФЛ). Это также сведения о сборах за добычу водных биоресурсов и пользование объектами животного мира. В остальных налоговых декларациях до утверждения их новых форм в поле "код ОКАТО" рекомендуется проставлять код ОКТМО. Это также касается расчета регулярных платежей за пользование недрами, декларации по налогу на прибыль иностранной организации и налогового расчета (информации) о суммах выплаченных зарубежным компаниям доходов и удержанных налогов.
- Обзор Постановлений Президиума ВАС РФ по актуальным вопросам частного права за ноябрь 2013 года (правовые позиции ВАС РФ)*
Обзор судебной практики ВАС РФ по вопросам частного права за ноябрь 2013 г. Обзор Постановлений Президиума ВАС РФ по актуальным вопросам частного права включает в себя выдержки из решений, опубликованных на официальном сайте ВАС РФ в ноябре 2013 г. С кратким содержанием рассмотренных в обзоре Постановлений можно ознакомиться в аннотациях к соответствующим документам.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 25 декабря 2013 - Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2013 г. N 1199 "О внесении изменений в Правила направления средств федерального бюджета на оплату расходов, связанных с лечением граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации"
Договоры на лечение россиян за рубежом за счет бюджетных средств будут заключать по контрактной системе. Уточняются правила предоставления средств федерального бюджета на оплату расходов, связанных с лечением российских граждан за рубежом. Согласно изменениям граждан направляют за границу, если в нашей стране лечение невозможно. Ранее речь шла и о диагностике. С 1 января 2014 г. вступает в силу Закон о контрактной системе в сфере закупок. В связи с этим уточняется, что иностранная организация, которая будет оказывать услуги по лечению, должна определяться в соответствии с этим актом. Ранее ее выбирал Минздрав России с учетом медицинских показаний и показателей эффективности необходимого вида лечения. После оформления контракта ведомство заключает договор с гражданином (в определенных случаях - с сопровождающим его лицом) о выделении средств (выплаты в российской валюте на аренду жилья, суточные, на проезд и др.) и сроки возврата неиспользованной их части. Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. N 1243 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 531 "Об утверждении образцов и описаний диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему"
Внесен ряд технических уточнений в бланки диплома о среднем профобразовании и приложения к нему. Скорректированы формы и описания диплома о среднем профобразовании и приложения к нему. Документы введены в связи со вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. нового Закона об образовании. До 1 января 2014 г. организации, осуществляющие деятельность по программам среднего профобразования, вправе оформлять дипломы и приложения к ним, а также их дубликаты согласно ранее утвержденным приказам Минобрнауки России. С обозначенной даты они признаются утратившими силу. Уточнен состав символов серии бланка диплома. Третий и четвертый - это двузначный цифровой код региона, на территории которого расположена организация. В серии диплома, выдаваемого лицу, обучавшемуся в филиале, расположенном в другом субъекте Российской Федерации или за рубежом, используется код того субъекта, где находится сама организация. Для дипломов студентов международной (межгосударственной) организации или ее филиала используется код "77" (Москва). Установлены дополнительные требования к изготовлению бланков. Так, необходимо наличие просветно-затененного водяного знака (графический элемент "РФ"). Для надписи "ДИПЛОМ" на титуле используется шрифт Lazurski 37п, а не 16п. Последний используется для надписи "о среднем профессиональном образовании". На первой странице бланка приложения, как и ранее, размещаются 2 колонки. Левая шириной 42,5 мм и правая - 106 мм. Изначально эти показатели составляли 60 мм и 150 мм соответственно. Уточнен порядок заполнения таблицы, в которой указываются сведения о курсовых проектах (работах). Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 декабря 2013 г. Регистрационный № 30654.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 24 декабря 2013 - Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2013 г. N 92 "Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов моторных транспортных средств, бывших в эксплуатации"
Новые ставки ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов транспорта, бывшего в эксплуатации. Обновлены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов моторных транспортных средств, бывших в эксплуатации. Так, для тракторов, с момента выпуска которых прошло от 5 до 7 лет (код 8701 20 901 5 ТН ВЭД ТС), ставка составляет 13,8%, но не менее 0,2 евро за 1 см3 объема двигателя (ранее - 15%, но не менее 0,6 евро за 1 см3 объема двигателя). Ставка таможенной пошлины в отношении аналогичных автобусов, предназначенных для перевозки более 120 человек (8702 10 192 4), - 13,3%, но не менее 1,8 евро за 1 см3 объема двигателя. Речь идет и о транспортных средствах для перевозки грузов, с момента выпуска которых прошло от 5 до 7 лет (из 8704), а также специального назначения, бывших в эксплуатации (из 8705), полуприцепах (из 8716). В частности, для автокранов (8705 10 009 5) ставка таможенной пошлины составляет 10%, но не менее 0,28 евро за 1 см3 объема двигателя (прежде - не менее 4,4 евро за 1 см3 объема двигателя). Для автомобилей для перекачки бетонного раствора (8705 90 300 5) - 13,8%, но не менее 2 евро за 1 см3 объема двигателя (раньше - 15%, но не менее 2,4 евро за 1 см3 объема двигателя). Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с его официального опубликования.
- Приказ Федеральной налоговой службы от 14 ноября 2013 г. N ММВ-7-3/501@ "О внесении изменений в приказы ФНС России"
Декларации по НДФЛ, НДПИ, ЕНВД, транспортному и земельному налогам: коды ОКАТО заменили на коды ОКТМО. С 1 января 2014 г. в бюджетном процессе используются коды ОКТМО вместо ОКАТО. В связи с этим уточняются некоторые формы документов, утвержденные ФНС России. Это сведения о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, об уплаченных сборах в данной области; о разрешениях на добычу водных биоресурсов; о количестве объектов водных биоресурсов, подлежащих изъятию из среды обитания в качестве разрешенного прилова. Также уточняется порядок заполнения справки 2-НДФЛ, деклараций, 3-НДФЛ, 4-НДФЛ, по акцизам, земельному и транспортному налогам, НДПИ, налогам на игорный бизнес, на прибыль организаций, ЕНВД. Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 декабря 2013 г. Регистрационный № 30673.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 23 декабря 2013 - Федеральный конституционный закон от 21 декабря 2013 г. N 5-ФКЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального конституционного закона "О Государственном флаге Российской Федерации" и статью 3 Федерального конституционного закона "О Государственном гимне Российской Федерации"
На каждой школе должен быть вывешен государственный флаг России. Принят закон о более широком использовании государственного флага и гимна России для воспитания гражданственности и патриотизма. Поправки предусматривают, что государственный флаг должен быть постоянно вывешен на зданиях всех общеобразовательных организаций или установлен на их территориях. Также флаг России поднимается (устанавливается) во время массовых мероприятий (включая спортивные и физкультурно-оздоровительные), проводимых любыми образовательными организациями. Кроме того, перед первым уроком (занятием) в день начала нового учебного года во всех образовательных организациях исполняют государственный гимн. Звучать он будет и во время проводимых ими торжественных мероприятий, посвященных государственным и муниципальным праздникам. В обязательном порядке исполняется гимн России при открытии памятников и памятных знаков, установленных по решению госорганов и местных властей. Кроме того, согласно поправкам он должен звучать при открытии и закрытии торжественных собраний как в честь государственных, так и муниципальных праздников. Федеральный конституционный закон вступает в силу с 1 сентября 2014 г.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Секьюритизация финансовых активов, нотариат, АО, банкротство, исполнительное производство, ЕГРП и др.: поправки. Основная часть поправок направлена на создание условий для секьюритизации финансовых активов. Закон о рынке ценных бумаг дополнен новой главой, регламентирующей деятельность 2 видов специализированных обществ: финансового и проектного финансирования. Они являются российским аналогом SPV. Финансовое общество приобретает денежные требования (в т. ч. которые возникнут в будущем) по кредитным договорам, договорам займа и (или) иным обязательствам, а также иное имущество, связанное с этим, и осуществляет эмиссию облигаций, обеспеченных залогом указанных требований. Специализированное общество второго вида финансирует долгосрочные (от 3 лет) инвестпроекты путем приобретения денежных требований по отдельным обязательствам. Речь идет о тех, которые возникнут в связи с реализацией имущества, созданного в результате осуществления проекта, с оказанием услуг, производством товаров и (или) выполнением работ при использовании этого имущества. Также могут приобретаться иные объекты, связанные с осуществлением проекта. Общество проектного финансирования проводит эмиссию облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества. Специализированное общество может быть создано только путем учреждения. Ему запрещено уменьшать свой уставный капитал, в т. ч. путем приобретения части размещенных им акций (доли в уставном капитале). Не допускается добровольная реорганизация общества. В отношении него не применяется ряд положений Законов об АО и ООО. Сделки, не соответствующие целям и предмету деятельности общества, признаются судом недействительными по иску самого общества, его учредителя (участника) или кредиторов, в т. ч. владельцев облигаций общества. Появляется новое понятие - индивидуальный инвестиционный счет. Он предназначен для обособленного учета денежных средств, ценных бумаг физлица. Такой счет может открыть брокер или доверительный управляющий. Гражданин вправе иметь только 1 договор на ведение счета. Он может передать брокеру или доверительному управляющему не более 400 тыс. руб. в год. Поправками в Основы законодательства о нотариате, в частности, расширяется перечень органов нотариальной палаты. Помимо ее президента, правления и общего собрания членов, предусматриваются ревизионная комиссия и иные органы, создание которых прописано в уставе палаты. Указанная комиссия избирается общим собранием, а президент не может занимать свой пост более 2 сроков подряд. Размер членских взносов устанавливается общим собранием не реже 1 раза в 2 года с учетом утвержденной им сметы доходов и расходов палаты. Кроме того, вводится новый раздел, посвященный единой информационной системе нотариата. В нее включаются реестры нотариальных действий, наследственных дел, уведомлений о залоге движимого имущества. Благодаря этой системе любой человек через Интернет может бесплатно получить сведения об отмене доверенности, а также информацию из реестра названных уведомлений. Включаются отдельные главы о регистрации уведомлений, а также об удостоверении равнозначности электронных и бумажных документов. Установлены особенности совершения нотариальных действий на основании электронного документа. ГК РФ пополнился статьями, регулирующими договоры номинального счета и счета эскроу. Отметим некоторые поправки к Закону об АО. Так, исключается правило, согласно которому объявленные и невостребованные дивиденды восстанавливаются в составе нераспределенной прибыли компании. Вместо этого прописывается, что дата закрытия реестра для получения дивидендов не может быть установлена ранее 10 и позднее 20 дней с даты принятия решения о выплате. Уточнены сроки перечисления дивидендов и проведения внеочередного собрания акционеров. Кроме того, закрепляется, что при регистрации в ЕГРП не проверяется законность нотариально удостоверенных сделок. Госрегистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов проводится в течение 5 рабочих дней с даты обращения. Масштабные поправки предусмотрены и в Закон о несостоятельности (банкротстве). В частности, урегулирована процедура банкротства специализированного общества и ипотечного агента. Изменениями в Закон об исполнительном производстве, помимо прочего, определяются особенности обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на залоговом и номинальном банковских счетах. Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 378-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В УПК РФ вводятся нормы о попечительских советах воспитательных колоний. Скорректированы УПК РФ и Закон об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Закреплено, что в воспитательных колониях при исправительном учреждении может быть создан попечительский совет. Цель - содействие администрации учреждения в совершенствовании материально-технической базы, в решении вопросов соцзащиты осужденных, организации трудового и бытового устройства освобождающихся, а также помощь в организации учебно-воспитательного процесса. Совет работает на безвозмездной основе. В него могут входить представители органов власти, учреждений и организаций любых организационно-правовых форм, общественных объединений, граждане. Порядок формирования совета, срок его полномочий, компетенцию и порядок деятельности определит федеральный орган власти в сфере исполнения уголовных наказаний.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 377-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Сведения о способах и методах госзащиты свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства засекретили. Цель поправок - обеспечить безопасность лиц, в отношении которых принято решение о госзащите. Речь идет о потерпевших, свидетелях и иных участниках уголовного судопроизводства, а также о судьях, о должностных лицах правоохранительных и контролирующих органов. К гостайне отнесены сведения о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах деятельности по обеспечению безопасности лиц. Данные о финансировании этой деятельности, если они раскрывают перечисленную информацию. Отдельные сведения об указанных лицах. Порядок осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемых лицах вправе устанавливать Правительство РФ. Ранее сведения о госзащите и о защищаемом лице являлись конфиденциальными, но не были засекречены.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Решится ли проблема "резиновых квартир"? Усилена ответственность за нарушение правил регистрационного учета по месту жительства и пребывания. Так, установлено уголовное наказание за фиктивную регистрацию. Под ней понимается регистрация на основании представления заведомо недостоверных сведений (документов) либо без намерения пребывать (проживать) в жилом помещении или предоставить его для этих целей. Штраф - от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 3 лет. Вместо него могут назначить принудительные работы или лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать некоторые должности или осуществлять определенную деятельность на аналогичный период или без такового. При этом лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию указанных преступлений. Также ужесточена административная ответственность за проживание гражданина России по месту жительства или пребывания без регистрации (либо допущение такого проживания нанимателем (собственником) свыше установленных сроков). В данном случае штраф для граждан составляет 2-3 тыс. руб., для нанимателей (собственников) помещения (физлиц) - 2-5 тыс. руб., для организаций - 250-750 тыс. руб. Кроме того, вводится административная ответственность за нарушение правил регистрации гражданина России по месту пребывания или по месту жительства. Штрафы для граждан, нанимателей (собственников) и юрлиц такие же, как и за проживание без регистрации, для должностных лиц - 25-50 тыс. руб. Предусмотрено наказание и для нанимателя (собственника) за нарушение без уважительных причин сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании в жилом помещении гражданина России без регистрации. Гражданам грозит штраф 2-3 тыс. руб., юрлицам - 4-7 тыс. руб. Это также касается представления нанимателем (собственником) в орган регистрационного учета недостоверных, заведомо ложных сведений или подложных документов о регистрации гражданина. Все вышеперечисленные административные санкции не применяются к супругам, детям, супругам детей, к родителям, супругам родителей, к бабушкам, дедушкам и внукам нанимателя (собственника) жилого помещения. Отменена необходимость регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, которое находится в том же регионе, в котором гражданин стоит на учете по месту жительства. Разрешается не регистрироваться в Москве, если гражданин живет в столице, а зарегистрирован в Московской области и наоборот. Такое же правило действует и в отношении Петербурга и Ленинградской области. Орган регистрационного учета обязывается зарегистрировать россиянина по месту пребывания не позднее 3 рабочих дней при подаче документов в бумажном виде и 8 рабочих дней - в электронном. Регистрация по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина. Наконец, усилена административная ответственность за проживание гражданина России без паспорта или с недействительным удостоверением личности. Штраф - 2-3 тыс. руб. (вместо 1,5-2,5 тыс. руб.). Следует отметить, что во всех вышеописанных случаях административная ответственность за совершение правонарушений в Москве и Санкт-Петербурге выше.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 375-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Ужесточены требования к деятельности микрофинансовых организаций и ломбардов. Поправки касаются деятельности микрофинансовых организаций, кредитных кооперативов и ломбардов. Микрофинансовые организации (МФО) обязали информировать заемщика о включении сведений о них в государственный реестр МФО. Они также должны предоставлять сведения о заемщиках в бюро кредитных историй. Ранее МФО были вправе это делать, но не обязаны. В связи с изменением правового статуса бюджетных учреждений разрешено создавать МФО в форме бюджетных учреждений и запрещено в форме казенных. Юрлица, создаваемые для последующего ведения микрофинансовой деятельности, могут использовать в своем наименовании слова "микрофинансовая организация". Такое право предоставляется им на 90 дней с момента госрегистрации в качестве юрлица. Этого времени достаточно для включения в реестр МФО. Напомним, что ранее именовать себя микрофинансовыми могли лишь компании, включенные в такой реестр. МФО запрещено использовать одинаковые названия, чтобы не вводить потребителей в заблуждение. Уточняется ограничение на привлечение МФО средств физлиц (чтобы не допустить его обхода). При этом разрешен при определенных условиях выпуск МФО облигаций. За неоднократное нарушение "антиотмывочного" законодательства МФО будут исключать из реестра. При утрате статуса МФО юрлицо должно соответствующим образом изменить свое наименование и сдать свидетельство о включении его в реестр. Особое внимание уделено деятельности ломбардов. Контроль за ней возлагается на Банк России. Он также будет регулировать предоставление ломбардами краткосрочных займов. ЦБ РФ формирует государственный реестр ломбардов. Прописаны требования к их учредителям (участникам) и органам управления. Кроме того, для ломбардов устанавливаются временные ограничения на прием в залог вещей. Это возможно только с 8.00 до 20.00 по местному времени. Ужесточаются требования к рекламе займов. Она должна осуществляться по тем же правилам, что и реклама кредитов (раскрытие всех условий, определяющих полную стоимость займа). Одновременно запрещена реклама услуг по выдаче потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по их предоставлению. Также закон детализирует и усиливает административную ответственность в сфере кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности и деятельности ломбардов. Федеральный закон вступает в силу через 180 дней после его официального опубликования. Исключение - положения, касающиеся ломбардов. Они вводятся в действие с 1 апреля 2014 г.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
В загранпаспорта граждан, достигших 12 лет, занесут отпечатки их пальцев. В память микрочипов загранпаспортов россиян решено записывать дополнительные биометрические персональные данные их владельцев. Речь идет об изображении папиллярных узоров указательных пальцев рук гражданина, достигшего возраста 12 лет. Если получить отпечатки указательных пальцев невозможно, сканируются 2 средних либо безымянных или больших пальца рук (в порядке убывания приоритета). Указанные биометрические данные хранятся только на электронном носителе информации паспорта. Соответствующие органы уполномочены обрабатывать эти данные в объеме, необходимом для оформления паспортов. Кроме того, их обязали направлять сведения о выданных документах в ФМС России для общефедерального учета. Порядок его ведения определяет Правительство РФ. Это позволит контролировать подлинность паспортов, а также предупреждать, выявлять и пресекать случаи использования одним лицом документов, оформленных на других. Поправки вступают в силу с 1 января 2015 г., а для дипломатических представительств и консульских учреждений России - с 1 января 2016 г. (до этого закон применяется по мере их оснащения соответствующими программно-техническими средствами).
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 373-ФЗ "О внесении изменения в статью 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Катастрофа на ЧАЭС: эвакуированные/переселенные граждане обеспечиваются жильем независимо от даты постановки на учет. Внесены поправки в Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Раньше граждане, эвакуированные (в т. ч. выехавшие добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые) из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и встали на учет до 1 января 2005 г., обеспечивались жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ. Тем, кто встал на учет после 1 января 2005 г., жилая площадь предоставлялась в соответствии с жилищным законодательством. Закреплено, что указанные категории граждан обеспечиваются жилой площадью в размерах и в порядке, которые устанавливает Правительство РФ, 1 раз (независимо от даты постановки на учет). Поправки обусловлены постановлением КС РФ от 30 января 2013 г. N 3-П. До 01.01.2005 всем указанным категориям граждан гарантировалось одноразовое внеочередное обеспечение благоустроенной жилой площадью. После этой даты система соцзащиты таких лиц была реформирована. В результате форма предоставления такой меры соцподдержки, как обеспечение жильем, была сохранена только для тех, кто встал на учет до 01.01.2005. При этом адекватных соцгарантий для лиц, относящихся к той же категории, но вставших на учет после 01.01.2005, не было.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 372-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспортном контроле"
Закон об экспортном контроле: что нового? Установлено, что Президент РФ определяет перечень иностранных государств и виды контролируемых товаров, в отношении которых устанавливается режим безлицензионного экспорта, а также принимает решения о прекращении либо приостановлении действия данного режима. Указанные действия производятся по представлению Правительства РФ. Режим применяется в торговле со странами, придерживающимися общепризнанных принципов и норм международного права в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, соблюдающими требования международных режимов экспортного контроля и (или) участвующих в региональной интеграции совместно с Россией. Право на безлицензионный экспорт дается участникам ВЭД, которые не менее 3 лет работают с объектами, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении терактов, и не допустили в течение этого срока нарушений. У руководителя и управленцев по части ВЭД при этом не должно быть судимости за умышленные преступления, а в штате должен быть хотя бы 1 работник с аттестатом специалиста в области экспортного контроля. Планируется вести реестр таких участников ВЭД. Предусмотрено, что результаты идентификации контролируемых товаров и технологий отражаются в идентификационном заключении. Оно может удостоверяться подписью специалиста по экспортному контролю. Введена статья о данном лице. Ему необходим квалификационный аттестат, получаемый по результатам экзамена. Предусмотрено обучение по программам повышения квалификации каждые 3 года. Поправки вступают в силу по истечении 180 дней после даты их официального опубликования.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 371-ФЗ "О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.3-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Регионы сами решают, кто больше нуждается в соцподдержке. Регионы за счет своих бюджетов уполномочены решать вопросы соцподдержки пожилых граждан, инвалидов, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, ветеранов труда, жертв политических репрессий, малоимущих и некоторых других. Также региональные органы вправе вводить за счет собственных средств дополнительные меры соцподдержки и соцпомощи для отдельных категорий граждан. Причем такое право необязательно должно предусматриваться федеральными законами. Поправками регионам предоставлена возможность устанавливать критерии нуждаемости граждан в указанных соцподдержке и соцпомощи. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 370-ФЗ "О внесении изменений в статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Проверки органов местного самоуправления теперь будут согласовывать с прокуратурой. Поправки касаются госконтроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Четко прописано, какие органы осуществляют контроль, в каком объеме и в каком порядке. Так, проверять работу органов и должностных лиц местного самоуправления вправе уполномоченные госорганы, включая территориальные органы федеральных ведомств и органы исполнительной власти регионов. Сфера контроля включает надзор за исполнением федерального, регионального законодательства, муниципальных нормативных правовых актов, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям федерального, регионального законодательства и уставам муниципальных образований. Закреплен порядок проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки носят комплексный характер и должны проводиться не чаще 1 раза в 2 года. Формировать ежегодный план совместных проверок будет прокуратура региона на основе представленных органами госконтроля предложений. План должен быть размещен в Интернете не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок. Определены основания проведения внеплановых проверок. Такие мероприятия должны быть в обязательном порядке согласованы с прокуратурой региона. Исключение - внеплановые проверки по поручениям Президента, Правительства, Генпрокурора РФ или прокурора субъекта Федерации. Результаты проверок, включая выявленные нарушения и сведения о выданных предписаниях их устранить, публикуются на сайтах контролирующих органов. Прописан порядок предоставления органами и должностными лицами местного самоуправления информации по запросам контролирующих органов. Они освобождаются от этого, если необходимые сведения уже были ранее предоставлены либо официально опубликованы в СМИ или размещены на сайте органа местного самоуправления. В ответе на запрос достаточно указать источник опубликования (размещения) данных. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 369-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и статью 13 Федерального закона "О федеральной службе безопасности"
ФСБ России получила право проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях противодействия угрозам информационной безопасности страны. Поправки касаются обеспечения информационной безопасности. Они подготовлены в связи с усилением угроз национальным интересам в этой сфере. Масштабная информатизация всех сфер общественной жизни имеет и свои негативные стороны. В последнее время активизировалось межгосударственное информационное противоборство. Фиксируются случаи распространения вредоносного программного обеспечения, используемого в качестве информационного оружия. Широкий масштаб приобретает деятельность хакерских группировок. Информационно-телекоммуникационные технологии применяются для подготовки и совершения преступлений. Поправками определен ряд мер по эффективной борьбе с этими угрозами. А именно, предусмотрена возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий по добыванию информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу информационной безопасности страны. Органы ФСБ России наделены правом проводить такие оперативно-розыскные мероприятия.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 368-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"
Поправки в Закон об иммунопрофилактике инфекционных болезней. В национальный календарь профилактических прививок включены прививки против пневмококковой инфекции. Напомним, что национальный календарь профилактических прививок - нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок. Поправки вступают в силу с 1 января 2014 г.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 367-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"
Реформа гражданского законодательства: поправки в части залога, цессии и перевода долга. Пересмотрены положения ГК РФ о залоге, о переходе прав кредитора к другому лицу, о переводе долга. Так, введены нормы, подробно регулирующие залог имущественных прав (требований), вытекающих из обязательства залогодателя. При этом предметом залога может быть и право, которое возникнет в будущем из существующего или будущего обязательства. Детально прописан порядок и условия залога ценных бумаг и прав по договору банковского счета (вклада). Закреплена возможность залога прав акционера АО и участника ООО (посредством залога принадлежащих им акций и доли в уставном капитале ООО соответственно). Если иное не предусмотрено договором залога, удостоверенные акциями права осуществляет залогодатель (акционер), а права участника ООО - залогодержатель. Согласно поправкам залог подлежит госрегистрации в 2 случаях. Во-первых, если права, закрепляющие принадлежность имущества определенному лицу, также регистрируются. Во-вторых, если предметом залога являются права участника (учредителя) ООО. Установлена четкая "иерархия" прав залогодержателей. Вводится понятие "старшинство залогов" (соотношение предшествующего и последующего залогов). Часть положений посвящена созалогодержателям. При обращении взыскания и реализации заложенного имущества на залогодателя или иных лиц возлагается обязанность принимать меры, необходимые для получения наибольшей выручки от продажи предмета залога. Лицо, которому причинены убытки неисполнением указанной обязанности, вправе потребовать их возмещения. Кроме того, ранее по решению суда взыскание обращалось на любое жилое помещение, находящееся в собственности должника. Теперь идти в суд нужно только в том случае, если жилье должника является единственным. Но и в этой ситуации стороны могут договориться о внесудебном порядке решения вопроса. Суд по просьбе залогодателя при наличии уважительных причин вправе отсрочить продажу заложенного имущества с публичных торгов на срок до 1 года. Кредиторам по основному обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, предоставлена возможность оформить договор управления залогом. По нему управляющий, действуя от имени и в интересах кредиторов, заключает договор залога с залогодателем и (или) осуществляет все права и обязанности залогодержателя. В свою очередь, кредиторы компенсируют управляющему понесенные расходы и уплачивают ему вознаграждение. Установлено, что к залогу недвижимости применяются правила ГК РФ о вещных правах, а в части, не урегулированной ими и законом об ипотеке, - общие положения о залоге. В случае возникновения залога на основании закона залогодатель и залогодержатель вправе заключить соглашение, регулирующее их отношения. Закон о залоге 1992 г. признан утратившим силу. В обязательствах в рамках предпринимательской деятельности перевод долга возможен по соглашению между кредитором и новым должником. Последний принимает на себя обязательство первоначального должника. При этом оба должника несут солидарную ответственность перед кредитором, если соглашением не предусмотрена субсидиарная ответственность первоначального должника либо он не освобожден от исполнения обязательства. К новому должнику переходят права кредитора по исполненному обязательству (иное может вытекать из соглашения между первоначальным и новым должником или из существа их отношений). При переводе любого долга новый должник не может осуществлять в отношении кредитора право на зачет встречного требования, принадлежащего первоначальному должнику. Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2014 г.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 366-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" и статью 13 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
Информация о вакансиях гражданской службы появится и на официальном сайте ГИС в области государственной службы. Внесены поправки в Законы об обеспечении доступа к информации о деятельности судов, а также госорганов и органов местного самоуправления. В сети "Интернет" размещается следующая информация о кадровом обеспечении аппарата суда, госоргана, органа местного самоуправления. Это сведения о вакантных должностях государственной/муниципальной службы, квалификационные требования к кандидатам. Условия и результаты конкурсов на замещение вакансий. Номера телефонов, по которым можно получить информацию по соответствующим вопросам. Закреплено, что указанные сведения размещаются также на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы. Порядок определит Правительство РФ. Таким образом формируется единая база вакантных должностей гражданской службы для системного информирования граждан о порядке поступления на нее. Поправки вступают в силу с 1 января 2014 г.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Усиливается ответственность за нарушения в области производства и оборота алкоголя. Скорректированы УК, УПК и КоАП РФ. Цель поправок - усилить ответственность за противоправные деяния в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Установлен нижний предел срока лишения свободы за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественные действия, сопровождающееся насилием (угрозой его применения), - 2 года. К таким антиобщественным действиям поправками отнесено в т. ч. систематическое употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции (ранее - спиртных напитков). В специальный состав преступления выделены производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции в крупном размере. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции увеличен до 1 года. За отдельные правонарушения в указанной сфере введено такое наказание, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Решено назначать административные штрафы за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции (ранее - пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков). Размер санкций при этом значительно увеличился. Установлена административная ответственность за нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Речь идет о несоблюдении условий лицензии, о производстве и обороте указанных товаров без таковой. Значительно увеличены административные штрафы за потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах, а также за другие правонарушения в упомянутой сфере.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 364-ФЗ "О внесении изменений в статьи 61 и 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Выборы: ящики для голосования должны быть из прозрачного (полупрозрачного) материала. Внесены поправки в Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме. Уточнено, что стационарные ящики для голосования изготовляются из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, которые утверждает ЦИК РФ. Подобным образом изготовляются и переносные ящики для организации голосования вне соответствующего помещения. Поправки вступают в силу со дня официального опубликования. Они распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после 1 июня 2014 г.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 363-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"
Данные о заемщиках будут передавать в бюро кредитных историй без их согласия. Приняты поправки к ряду законодательных актов в сфере потребительского кредитования. Это обусловлено принятием отдельного закона по данному вопросу. В частности, уточняется, что при заключении с гражданином договора кредита (займа), не связанного с ведением бизнеса и обеспеченного ипотекой, определяется полная стоимость кредита. Она размещается на 1-ой странице договора. На такие кредиты распространен и ряд иных требований Закона о потребительском кредитовании (например, в части предоставления информации, передачи долгов коллекторам). За микрофинансовыми организациями и ломбардами закрепляется право выдавать потребительские займы. Кредитные кооперативы могут предоставлять их своим членам. Существенные изменения касаются порядка формирования и использования кредитных историй. Во-первых, микрофинансовые организации и кредитные кооперативы обязали предоставлять сведения о заемщиках в бюро кредитных историй. Во-вторых, в кредитной истории физического лица появится еще 1 часть - информационная. В ней аккумулируются все дополнительные данные о заемщике, сведения о предоставлении ему кредитов и отказе в этом (включая основания и дату отказа), информация о просрочке платежей по кредиту в течение 180 дней. И, в-третьих, самое главное - кредитные, микрофинансовые организации и кредитные кооперативы обязаны предоставлять сведения в бюро кредитных историй в отношении всех заемщиков без их согласия. ранее оно было обязательно. Информационная часть кредитной истории заемщика предоставляется бюро по запросам кредиторов также без согласия заемщика. Ряд поправок направлен на дополнительную защиту прав потребителей. Так, согласие гражданина на выполнение дополнительных работ, услуг за плату должно оформляться продавцом (исполнителем) письменно в виде отдельного документа (если иное не предусмотрено законом). При возврате покупателем некачественного товара, приобретенного за счет потребительского кредита, продавец должен возместить ему не только уплаченную за товар сумму, но и проценты по кредиту. Устанавливается порядок обжалования предписания Роспотребнадзора. Его можно оспорить в арбитражном суде в течение 3 месяцев со дня вынесения. На время рассмотрения жалобы исполнение предписания приостанавливают. Вводится административная ответственность за незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов, за нарушение коллекторами законодательства при возврате долгов, а также за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя. Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2014 г.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 362-ФЗ "О внесении изменения в статью 317 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"
Закон о таможенном регулировании: поправки по товарам, принятым к авиаперевозке в сопровождаемом багаже. В настоящее время таможенные операции в отношении товаров, которые приняты авиаперевозчиком к перевозке в сопровождаемом багаже с местом отправления на территории России в место назначения за пределами ТС с промежуточной посадкой в месте убытия с территории России, могут производиться в упрощенном порядке и при условиях, которые определяются Правительством РФ. Поправками данная норма распространяется на товары, которые приняты авиаперевозчиком к перевозке в сопровождаемом багаже с местом отправления за пределами ТС в место назначения на территории России с промежуточной посадкой в месте прибытия на территорию России. Для обоих случаев при этом предусматривается, что упрощенный порядок применим, если место отправления и место убытия (место прибытия и место назначения) расположены на территории России. Также закрепляется, что Правительство РФ определяет упрощенный порядок, условия, при выполнении авиаперевозчиком которых можно его применять, и требования к необходимым для применения такого порядка оборудованию и техническому оснащению мест убытия (прибытия) товаров. Поправки вступают в силу по истечении 30 дней после даты их официального опубликования.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 361-Ф3 "О внесении изменений в статью 303 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"
Специальная таможенная процедура: пересмотрены правила применения. Согласно поправкам в рамках специальной таможенной процедуры отдельные категории товаров по перечню и в соответствии с условиями, установленными Комиссией Таможенного союза (ТС), ввозятся в Россию или экспортируются без уплаты пошлин, налогов и без запретов и ограничений, кроме случаев, определенных таможенным законодательством ТС в отношении этой продукции. Ранее речь шла о полном условном освобождении от указанных платежей, а также о неприменении мер нетарифного регулирования. Уточнено, что сроки нахождения товаров под процедурой, случаи возникновения и прекращения обязанности по уплате пошлин, налогов, а также наступления срока их уплаты при ее применении, порядок завершения, приостановления и возобновления, ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, помещенными под нее, утверждаются Правительством РФ, если иное не определено таможенным законодательством ТС. В отношении отдельных категорий товаров Правительство РФ устанавливает условия их помещения под процедуру в случаях, предусмотренных таможенным законодательством ТС. Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в статьи 79 и 80 Лесного кодекса Российской Федерации"
Об аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка извещают не за 60, а за 30 дней. Поправки касаются проведения аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и договоров купли-продажи лесных насаждений. Сокращен срок размещения в интернете извещения об аукционе по продаже прав на заключение договора аренды лесного участка. Прежде он составлял не менее 60 дней до дня проведения аукциона. Как показала практика, столь длительный срок избыточен. В связи с этим он уменьшен до 30 дней. Закрепляется, что все материалы об аукционах по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или купли-продажи лесных насаждений (извещения, документация, информация о результатах) размещаются исключительно на официальном сайте торгов (www.torgi.gov.ru). Ранее до определения такого сайта указанные материалы публиковали на официальном сайте организатора аукциона и в печатных СМИ. Федеральный закон вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 359-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
За организацию многофункциональных центров госуслуг отвечают регионы. Расширен перечень вопросов, решение которых относится к полномочиям региональных органов по предметам совместного ведения. Данные полномочия осуществляются указанными органами самостоятельно за счет регионального бюджета (за исключением субвенций из федеральной казны). К вопросам совместного ведения отнесена организация деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Уточнено, что данные центры создаются в форме государственного или муниципального учреждения. Дополнен перечень функций центра. Помимо прочего, он составляет и выдает заявителям бумажные документы, подтверждающие содержание электронных документов, которые были направлены в центр по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг. Также установлено, что многофункциональный центр может быть уполномочен оказывать государственные или муниципальные услуг в полном объеме, включая принятие решения об их предоставлении (об отказе в этом), составление и подписание соответствующих документов, совершение надписей или иных юридически значимых действий, являющихся результатом услуги.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 358-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды"
Уточнен порядок взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды. Поправки касаются процедуры взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды. Так, орган контроля за уплатой страховых взносов может принимать решение (постановление) об их взыскании в отношении как одного, так и нескольких требований одновременно. Решение о взыскании задолженности за счет средств, находящихся на банковских счетах организаций и ИП, принимается не позднее 2 месяцев после истечения срока, указанного в требовании. Введено исключение для случаев, когда требуемая сумма не превышает 1,5 тыс. руб. в части платежей, администрируемых ПФР, или 500 руб. в части платежей, администрируемых ФСС России. В подобных ситуациях решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях, но не позднее 1 года и 2 месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования. Вышеназванное не касается процедуры взыскания страховых взносов, пеней и штрафов с плательщиков, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве. Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества организации или ИП принимается в течение 1 года после истечения срока исполнения требования об их уплате. Если неуплаченная сумма не превышает вышеуказанных значений, такое постановление выносится не позднее 2 лет после истечения срока исполнения самого раннего требования. Кроме того, можно принимать 1 постановление в отношении задолженности по взносам на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по взносам на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Уточнена процедура взыскания страховых взносов в судебном порядке.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и признании утратившей силу статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Закон о бухучете: что нового? Вносимые поправки обусловлены присоединением России к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Вводится понятие "мнимого" и "притворного" объекта бухучета. К первому относится несуществующий объект, который значится в бухучете лишь для вида. Ко второму - объект, который отражен в бухучете вместо другого объекта с целью его прикрытия. Закреплено, что счета бухучета не должны вестись вне применяемых регистров бухучета. На основании последних составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность. Также она формируется исходя из информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами. Запрещено принимать к бухучету документы, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в т. ч. лежащие в основе мнимых и притворных сделок. С бухгалтеров (в т. ч. привлекаемых по гражданским договорам) снимается ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Уведомление о разработке федерального стандарта и проект последнего теперь не нужно публиковать в печатном издании. Они размещаются только на сайте разработчика, а указанное уведомление - также на интернет-страничке уполномоченного органа. То же самое касается уведомления о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 356-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о режиме торговли товарами"
Россия согласилась на беспошлинную торговлю с Абхазией. Соглашение устанавливает между Россией и Абхазией беспошлинный режим ввоза товаров с сохранением изъятий по ряду наиболее чувствительных для сторон позиций. В частности, при импорте из Абхазии действуют изъятия из режима свободной торговли в отношении сахара (код ТН ВЭД ТС 1701 99 100), спирта (коды ТН ВЭД ТС 2207, 2208 90 910 0, 2208 90 990 0) и табачных изделий (код ТН ВЭД ТС 2402). Предусматриваются также вывозные пошлины на ряд товаров в случаях, предусмотренных российским законодательством. При этом экспортные пошлины не применяются к бензину и дизельному топливу, предназначенному для потребления на территории Республики в ограниченном объеме, в первый год после вступления Соглашения в силу. Бензины моторные с октановым числом менее 95 - 12,5 тыс. т, с октановым числом от 95 до 98 - 30 тыс. т. Дизельное топливо - 7,5 тыс. т.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 355-ФЗ "О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2014 год"
Сколько средств пойдет на медобеспечение льготников в 2014 г.? Некоторые категории граждан (участники ВОВ, блокадники Ленинграда и др.) имеют право на государственную социальную помощь. В частности, речь идет об обеспечении их по рецептам врача (фельдшера) лекарствами, медизделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Установлен норматив затрат на оплату указанной помощи в 2014 г. Он рассчитан с учетом прогнозируемого уровня инфляции (5%) и составляет 671 руб. на 1 гражданина в месяц. Это на 33 руб. больше, чем в 2013 г. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 354-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о режиме торговли товарами"
Россия отказалась от пошлин при торговле с Южной Осетией. Ратифицировано межправительственное Соглашение России и Южной Осетии о режиме торговли товарами. Соглашение, в частности, устанавливает между государствами беспошлинный режим ввоза товаров с сохранением изъятий по ряду наиболее чувствительных для сторон позиций. В частности, при импорте из Южной Осетии действуют изъятия из режима свободной торговли в отношении сахара (код ТН ВЭД ТС 1701 99 100), спирта (коды ТН ВЭД ТС 2207, 2208 90 910 0, 2208 90 990 0), табачных изделий (код ТН ВЭД ТС 2402). Соглашением предусматривается также взимание вывозных пошлин на ряд товаров в случаях, предусмотренных российским законодательством. При этом экспортные пошлины не применяются к бензину и дизельному топливу, предназначенному для потребления в Республике в объеме, не превышающем соответственно 16 тыс. т и 19 тыс. т, в первый год после вступления Соглашения в силу.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)"
Закон о потребительском кредитовании призван защитить права заемщиков и ограничить аппетиты кредиторов. Закон регулирует отношения по предоставлению физическим лицам потребительского кредита (не для предпринимательских целей) и касается всех финансовых организаций, которые занимаются потребительским кредитованием профессионально (т. е. выдают кредиты или займы хотя бы 4 раза в год). Из числа профессиональных кредиторов исключаются лишь работодатели, предоставляющие займы своим работникам. Закрепляется право заемщика на получение подробной информации об условиях предоставления, использования и возврата кредита. В законе приведен достаточно обширный их перечень. Указанные сведения размещаются в местах приема заявлений о выдаче кредита. Согласно закону можно будет получить и копии документов с перечисленной информацией (бесплатно или заплатив за ксерокопирование). Определены условия договора потребительского кредита, регламентирован порядок его заключения. Запрещено взимать с заемщиков платежи за исполнение обязанностей, возложенных на кредиторов нормативно-правовыми актами, а также за услуги, оказывая которые кредитор действует исключительно в собственных интересах и в результате их предоставления не создается отдельное имущественное благо для заемщика. Прописан порядок расчета полной стоимости займа. Она не должна превышать исчисленное Банком России среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита соответствующей категории более чем на 1/3. Установлен перечень платежей, включаемых в расчет. Для наглядности закон требует размещать информацию о полной стоимости кредита на 1-ой странице договора четким, хорошо читаемым шрифтом в квадратной рамке. При выдаче кредита на сумму 100 тыс. руб. и более заемщика должны предупредить о возможном риске неисполнения им обязательств по договору и взыскания с него штрафных санкций, если в течение года общий размер платежей по всем имеющимся у лица займам превысит 50% его годового дохода. В договоре стороны могут определить суд, который будет рассматривать иск кредитора к заемщику (в пределах региона нахождения заемщика). Закрепляется право гражданина на отказ от получения кредита и его досрочный возврат. Первое допускается до того момента, как кредит предоставлен. Достаточно лишь уведомить об этом кредитора. Кроме того, заемщик может в течение 14 календарных дней после получения денег (по целевым кредитам - 30 календарных дней) вернуть всю сумму, не уведомляя кредитора заранее и уплатив только проценты за время фактического пользования деньгами. В остальных случаях необходимо сообщить кредитору за 30 дней до возврата (в договоре можно прописать и меньший срок). Взыскание каких-либо штрафов за досрочный возврат не предусмотрено. Закон ограничивает общий размер неустойки по договору. Кредитор может требовать досрочно вернуть кредит с набежавшими процентами лишь в случае просрочки платежей общей продолжительностью свыше 60 календарных дней в течение последних 180. Закрепляется право кредитора передать долги коллекторам, если запрет на это не прописан в договоре. Определены допустимые способы взаимодействия коллекторов с должниками. В частности, запрещено посещать заемщика или звонить ему ночью. Федеральный закон вступает в силу 1 июля 2014 г. и применяется к договорам потребительского кредита, заключенным после этой даты.
- Федеральный закон от 20 декабря 2013 г. N 352-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о расширении сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью"
Россия будет увеличивать поставки сырой нефти в Китай. Ратифицировано межправительственное Соглашение России и КНР о расширении сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью. Соглашением определены уполномоченные организации сторон. Это ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" и Китайская национальная нефтегазовая корпорация. Также предусмотрено следующее. Поставки ресурсов в Республику будут увеличиваться путем заключения долгосрочного договора (или нескольких договоров) между юрлицами на поставку сырой нефти общим сроком на 25 лет с возможностью продления на 5 лет. Приоритетное направление - нефтепровод "Сковородино-Мохэ". Предусмотрено поэтапное увеличение поставок. До 31 декабря 2013 г. - до 800 тыс. т. С 1 января 2014 г. до 31 декабря 2014 г. - 2 млн т. С 1 января 2015 г. до 31 декабря 2017 г. - 5 млн т в год. С 1января 2018 г. до 31 декабря 2037 г. -15 млн т в год. С 1 января 2038 г. до 30 июня 2038 г. - 7,5 млн т. Закреплена возможность определить иные направления поставок сверх объемов увеличения, в том числе 7-10 млн т в год в течение 5-10 лет начиная с 1 января 2014 г. в целях снабжения нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в западной части Китая. Цена сырой нефти будет определена в соответствующих договорах между уполномоченными организациями (их дочерними обществами).
|