Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 14 декабря 2012 - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 декабря 2012 г. N 265 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении морских паромов и Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 331"
До конца 2014 г. при ввозе некоторых морских паромов применяется нулевая ставка таможенной пошлины. До 31 декабря 2014 г. включительно устанавливается нулевая ставка ввозной пошлины на отдельные морские паромы с силовой установкой, состоящей из 2 двигателей внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия, работающих на сжиженном природном газе или дизельном топливе, номинальной мощностью не менее 2 000 кВт, но не более 5 000 кВт каждый. Речь идет о паромах, предназначенных для транспортировки автомобилей или ж/д вагонов от 20 до 60 включительно в Каспийском море. Таким паромам присвоен код 8901 10 100 1 ТН ВЭД ТС. Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования. - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 декабря 2012 г. N 264 "Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении руд и концентратов молибденовых"
Молибденовые концентраты могут ввозиться в Россию по нулевой ставке таможенной пошлины. Ставки ввозных таможенных пошлин в отношении руд и концентратов молибденовых (коды ТН ВЭД ТС 2613 10 000 0, 2613 90 000 0) снижены с 5% до 0% от таможенной стоимости. Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты официального опубликования. - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 31 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений"
Пересмотр дел по вновь открывшимся или новым обстоятельствам: что учитывать? Подготовлены разъяснения, касающиеся пересмотра дел по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Рассмотрены вопросы о том, кто вправе обращаться в суд за подобным пересмотром. Обращается внимание на то, что такая возможность есть и у процессуальных правопреемников лиц, участвующих в деле. Отмечены моменты, связанные с правилами оформления самих заявлений, представлений о таком пересмотре. Указывается, что физлица и организации при обращении в суд за этим пересмотром освобождены от уплаты госпошлины. Приведены правила, по которым исчисляется срок для обращения в суд за подобным пересмотром судебных актов. В частности, указывается, как применять эти правила, когда заявитель ссылается на то, что Пленум ВС РФ принял постановление, в котором определена (изменена) практика толкования правовой нормы, которая была применена судом в конкретном деле. В таком случае срок исчисляется со дня, следующего за датой размещения текста данного постановления Пленума на официальном сайте ВС РФ или опубликования его в "Российской газете". Подчеркивается, что перечень оснований для пересмотра вступивших в силу судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, содержащийся в ГПК РФ, является исчерпывающим. Разъяснено, что определения, которые выносятся по результатам рассмотрения заявления, представления о подобном пересмотре судами апелляционной, кассационной инстанций, а также Президиумом ВС РФ, вступают в законную силу со дня их вынесения. Такие определения нельзя обжаловать в апелляционном порядке. Вместе с тем указанные определения судов апелляционной и кассационной инстанций могут быть обжалованы соответственно в кассационном порядке (за исключением судебных постановлений ВС РФ) и в порядке надзора в Президиум ВС РФ. - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии"
ВС РФ разъяснил некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии. В связи с внесением изменений в законодательство даны новые разъяснения по рассмотрению споров, касающихся реализации прав граждан на трудовые пенсии. В частности, обращается внимание, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1991 г., ЕСН и ЕНВД для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, приравнивается к уплате страховых взносов в ПФР. Вместе с тем неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, ИП, адвокаты, нотариусы, главы фермерских хозяйств), не дает возможности включить в страховой стаж этих лиц периоды, когда ими не уплачивались страховые взносы в ПФР. Следует иметь в виду, что к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы, определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение пенсии, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т. п.). В стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке. При этом периоды работы, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства, исчисляются по фактически отработанному времени. Указано, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности. Поэтому следует иметь в виду, что данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При этом необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 г., то период нахождения в данном отпуске включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания. - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"
После того, как кассационная жалоба передана для рассмотрения в заседании суда, дополнить ее уже нельзя! С 2012 г. вступили в силу масштабные изменения, внесенные в ГПК РФ еще в конце 2010 г. В частности, была введена возможность апелляционного пересмотра для постановлений, принятых судами общей юрисдикции в первой инстанции и не вступивших в силу. До этого подобный пересмотр был возможен только в отношении актов мировых судей. Соответственно, в кассации стали рассматриваться постановления, уже вступившие в силу. Такие поправки вызвали на практике целый ряд вопросов. В связи с этим подготовлены разъяснения, касающиеся пересмотра дел в кассации. В первую очередь, обращается внимание на то, что подобный пересмотр возможен только если дело было рассмотрено в апелляции по существу и судом вынесено апелляционное определение. Приведен перечень актов, которые могут быть обжалованы в кассационном порядке. Указывается, что для отдельных судебных актов невозможен апелляционный, но допускается кассационный пересмотр (например, судебный приказ). Рассмотрен вопрос о том, кто обладает правом кассационного обжалования и внесения кассационного представления. Уделено внимание сроку, установленному для кассационного обжалования, в т. ч. правилам его исчисления и возможности его восстановления в случае пропуска. Обращается внимание на то, что областные и равные им суды должны указывать в определениях (постановлениях), вынесенных по результатам рассмотрения кассационных жалоб (представлений), дату их поступления в суд. Отмечены некоторые моменты, связанные с уплатой госпошлины при подаче кассационной жалобы. Подчеркивается, что ГПК РФ не предусмотрена возможность подавать дополнения к кассационной жалобе уже после того, как она передана с делом для рассмотрения в заседании суда кассационной инстанции (и об этом вынесено определение). Признаются утратившими силу ранее сформулированные разъяснения по вопросам надзорного обжалования судебных актов. - Приказ Министерства спорта РФ от 24 сентября 2012 г. N 250 "Об утверждении Регламента Министерства спорта Российской Федерации"
Регламент Минспорта России. В 2012 г. обновлена структура федеральных органов исполнительной власти. В частности, Минспорттуризм России преобразован в Минспорт России. В связи с этим утвержден Регламент Минспорта России, в котором закреплены правила организации деятельности Министерства по реализации его функций и полномочий. В частности, уделено внимание структуре и штатному расписанию Минспорта России, прописаны полномочия Министра и его заместителей, руководителей структурных подразделений (департаментов). Определен порядок планирования и организации работы, подготовки и оформления поручений Министра (его заместителей) и их исполнения. Закреплено, как принимаются нормативно-правовые акты при осуществлении нормативного регулирования в установленной сфере деятельности, организуется законопроектная деятельность, обеспечивается доступ к информации о деятельности Министерства. Урегулирован порядок рассмотрения обращений (в т. ч. граждан) и запросов, взаимоотношений с судебными органами. Регламент Минспорттуризма России, утвержденный в 2008 г., признан утратившим силу. Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 декабря 2012 г. Регистрационный № 26064. - Письмо Минфина РФ от 11 декабря 2012 г. N 03-05-04-01/44
С 2013 г. в отношении ж/д путей общего пользования, магистральных трубопроводов и линий энергопередачи придется уплачивать налог на имущество. Железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью этих объектов, освобождаются от налога на имущество организаций. Перечень соответствующего имущества, подпадающего под указанную льготу, утвержден постановлением Правительства РФ. С 1 января 2013 г. данная льгота отменяется. Причем налоговые ставки в отношении этого имущества не могут превышать в 2013 г. 0,4%. В 2014 г. - 0,7%, в 2015 г. - 1%, в 2016 г. - 1,3%, в 2017 г. - 1,6%, в 2018 г. - 1,9%. Список имущества, относящегося к указанным объектам, определяется Правительством РФ. В целях применения этого правила следует руководствоваться вышеназванным перечнем имущества (пока в постановление Правительства РФ, утвердившее его, не внесены необходимые изменения).
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 13 декабря 2012 - Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. N 107 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении военно-транспортных самолетов"
По 31 декабря 2013 г. включительно в отношении военно-транспортных самолетов применяется нулевая ставка ввозной пошлины. С 20 до 0% от таможенной стоимости снижается ставка ввозной пошлины на военно-транспортные самолеты, оснащенные грузовой рампой, с массой пустого снаряженного аппарата более 12, но не свыше 13 т. Нулевая ставка применяется по 31 декабря 2013 г. включительно. Она действует при условии, что Минобороны государства-члена Таможенного союза (ТС) подтвердило целевое назначение ввозимого товара. Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) должна не позднее 1 июля 2013 г. представить предложения о целесообразности продления срока действия нулевой ставки. Также Коллегии ЕЭК поручается подготовить проект решения о внесении изменений в перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной пошлины Комиссия ТС принимает консенсусом. До внесения изменений в этот список решения о пересмотре ставок ввозных пошлин в отношении указанных самолетов принимаются Советом ЕЭК. Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования. - Постановление Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2012 г. N 31-П "По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта "а" пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Л.А. Пугиевой"
Беременная женщина, проходящая государственную гражданскую службу, не может быть уволена по инициативе представителя нанимателя. Предметом оспаривания стали положения Закона о государственной гражданской службе, предусматривающие расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в случае прогула. По мнению заявительницы, указанные законоположения препятствуют предоставлению беременным женщинам, проходящим государственную гражданскую службу, при решении вопроса об увольнении за прогул такой же гарантии от увольнения, как в ТК РФ для женщин, работающих по трудовому договору. КС РФ пояснил следующее. ТК РФ запрещает увольнять беременных женщин по инициативе работодателя, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. В Законе о государственной гражданской службе установлена гарантия в виде запрета увольнять гражданских служащих по инициативе представителя нанимателя в период их пребывания в отпуске по беременности и родам. Из этого следует, что само по себе введение повышенной защиты для беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу, рассматривается законодателем как совместимое с особенностями ее прохождения. В то же время предусмотренная гарантия беременным женщинам из числа гражданских служащих распространяется только на указанный период беременности. Таким образом, положения закона вводят различия в объеме гарантий для беременных женщин на основании одного только признака - сферы осуществляемой ими профессиональной деятельности. Между тем беременные женщины нуждаются в повышенной защите со стороны государства в равной мере. Поэтому такое правовое регулирование не соответствует конституционным принципам справедливости и юридического равенства, задачам охраны семьи, материнства и детства. С учетом изложенного не исключается правомочие законодателя внести соответствующие изменения, направленные на обеспечение баланса интересов государства и гражданских служащих, нуждающихся в повышенной защите. - Постановление Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2012 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации"
Чтобы провести публичное религиозное мероприятие вне специально отведенных для этого мест, нужно уведомлять уполномоченные органы? Оспариваются положения Закона о свободе совести и о религиозных объединениях. Согласно данным законоположениям публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, проводимые вне культовых зданий или сооружений и других предусмотренных законом мест, осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций. Заявитель пояснил, что порядок проведения митингов, шествий и демонстраций требует предварительного уведомления. Тем самым оспариваемые положения возлагают данную обязанность и на организаторов публичного религиозного мероприятия. Такое правовое регулирование, по мнению заявителя, представляет собой излишнее вмешательство государства в реализацию гражданами прав на свободу вероисповедания и свободу собираться мирно и без оружия. КС РФ пояснил следующее. В связи с проведением публичного религиозного мероприятия не исключается потенциальная опасность нарушения общественного порядка, а следовательно, причинения ущерба нравственному и физическому здоровью граждан. Это требует должного контроля со стороны органов публичной власти. Поэтому не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан установление уведомительного порядка для публичного религиозного мероприятия. Вместе с тем распространение на любые молитвенные и религиозные собрания, проводимые вне специально отведенных для этого мест, правового режима митингов, демонстраций и шествий противоречит конституционным принципам равенства, справедливости и соразмерности. Проведение публичных религиозных мероприятий, не требующих от органов публичной власти принятия мер по обеспечению общественного порядка и безопасности, позволяет предусмотреть для них менее строгий правовой режим. Законодателю надлежит внести изменения исходя из того, что не все виды публичных религиозных мероприятий требуют принятия мер безопасности. До внесения изменений не следует применять уведомительный порядок к религиозным собраниям, не требующим указанных мер. - Указ Президента РФ от 7 декабря 2012 г. N 1608 "О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325"
Положение о порядке рассмотрения вопросов российского гражданства приводится в соответствие с законодательством. В Закон о гражданстве Российской Федерации внесли поправки. Так, в нем появилась новая глава. Она посвящена урегулированию правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся в России. Речь идет о людях, которые на 5 сентября 1991 г. состояли в гражданстве СССР, прибыли в Россию до 1 ноября 2002 г. и не приобрели ее гражданства, если у них нет гражданства другого государства и действительного документа, подтверждающего право проживать в нем. О детях указанных лиц и о тех, кто находится под опекой последних (если они не имеют гражданства другого государства и действительного документа, подтверждающего право проживать в нем). О ряде граждан бывшего СССР, получивших до 1 июля 2002 г. российский паспорт, и их несовершеннолетних детях. Положения этой главы применяются до 1 января 2017 г. В связи с этим вносятся изменения в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства. В него включается глава, определяющая процедуру признания гражданами и приема в гражданство упомянутых выше лиц. Приведена форма заявления о признании гражданином России для подобных случаев. Если у человека, подавшего заявление о признании гражданином или о приеме в гражданство в соответствии с нормами упомянутой главы закона, нет действительного документа, удостоверяющего личность, а также документов, подтверждающих гражданство и место жительства, то нужно предъявить документ, содержащий его персональные данные. Обращения, заявления и документы, оформленные ненадлежащим образом либо поданные с нарушением установленного порядка, не рассматриваются, если иное решение не принято Президентом РФ. В новой редакции излагаются формы 2 заявлений о принятии в гражданство. В остальных заявлениях о принятии в гражданство предусматривается дополнительная графа. В ней фиксируется согласие на обработку персональных данных. Указ вступает в силу со дня его официального опубликования. - Приказ ФСБ РФ от 15 октября 2012 г. N 515 "Об утверждении Правил пограничного режима"
ФСБ России утвердила новые правила пограничного режима. Утверждены новые правила пограничного режима. В частности, уточняется перечень лиц, которые въезжают (проходят) в погранзону, временно пребывают и передвигаются в ней по документам, удостоверяющим личность. Это в т. ч. россияне, зарегистрированные по месту жительства в пределах Калининградской области, в период функционирования там особой экономической зоны. Граждане нашей страны, проходящие альтернативную гражданскую службу, следующие к месту ее несения или проведения отпуска (если оно расположено в погранзоне), и т. д. В перечень входят студенты и учащиеся учреждений не только высшего и среднего, но и начального и послевузовского профессионального образования, направляющиеся на практику или стажировку. Указано, какие именно лица въезжают (проходят) в погранзону, временно пребывают и передвигаются в ней по документам, удостоверяющим личность, и пропускам. В прежних правилах устанавливалось, как направлять заявления и ходатайства о выдаче пропусков. Определялись основания, при которых могли отказать в их предоставлении или перенести въезд (проход) в погранзону на более поздний срок. В новых правилах этого нет. Но предусмотрены 2 случая, когда въезд (проход) в погранзону временно ограничивается или запрещается. Скорректированы правила учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду. Так, суда и средства нужно до начала эксплуатации ставить на учет в подразделениях пограничных органов. Прежде - в течение 5 суток со дня их приобретения (индивидуальной постройки). О смене пункта базирования, об изменении владельца и о прекращении дальнейшего использования судна и средства в связи с его непригодностью нужно письменно уведомить подразделение пограничного органа. На предупреждающем знаке, который устанавливается в местах въезда (прохода) в погранзону, указываются номера телефонов пограничного органа. Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 декабря 2012 г. Регистрационный № 26042. - Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 25 октября 2012 г. N 12-91/пз-н "Об утверждении Перечня иностранных фондовых бирж и иностранных депозитарно-клиринговых организаций в целях признания облигаций и иных долговых обязательств обращающимися облигациями в соответствии со статьей 310 Налогового кодекса Российской Федерации"
Перечень иностранных бирж и депозитарно-клиринговых компаний, применяемый для освобождения от налогообложения выплат по еврооблигациям. Российские организации освобождаются от обязанностей налогового агента при выплате иностранным компаниям процентного дохода по т. н. еврооблигациям. Имеются в виду обращающиеся облигации, т. е. те, что прошли процедуру листинга и (или) допущены к обращению на одной или нескольких иностранных фондовых биржах либо права на которые учитываются иностранными депозитарно-клиринговыми организациями. Причем перечень таких бирж и депозитарно-клиринговых организаций определяет ФСФР России. Утвержден их список. В него включены 53 иностранные фондовые биржи и 60 зарубежных депозитарно-клиринговых компаний. Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 декабря 2012 г. Регистрационный № 26040. - Приказ Федеральной налоговой службы от 10 октября 2012 г. N ММВ-7-13/704@ "Об утверждении формы извещения о контролируемых сделках и Порядка направления налоговым органом, проводящим налоговую проверку, извещения о контролируемых сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов"
ФНС России должна быть уведомлена о контролируемых сделках, сведения о которых не были представлены в налоговые органы: форма извещения. Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках. Если налоговый орган в ходе проверки обнаружил факты совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены, он должен известить ФНС России об этом. Утверждена форма извещения. Оно направляется в электронном виде. Срок - не позднее 1 рабочего дня со дня подписания извещения на бумажном носителе уполномоченным должностным лицом налогового органа, проводящего налоговую проверку. Факт его получения должен быть зафиксирован в электронном журнале. Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных обрабатывает и формирует информационный ресурс федерального уровня на основании полученных извещений. Также обеспечивает налоговым органам удаленный доступ к нему. Налогоплательщик должен быть уведомлен о направлении такого извещения в течение 10 дней с момента его передачи. Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 декабря 2012 г. Регистрационный № 26033. - Приказ Минтранса РФ от 9 июля 2012 г. N 204 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта"
Автотранспортная деятельность: порядок контроля (надзора). Ространснадзор уполномочен следить за соблюдением организациями и ИП законодательства в сфере автотранспорта. Регламентировано, как исполняется данная госфункция. Юрлица и предприниматели, которые занимаются автотранспортной (перевозочной) деятельностью, проверяются соответствующими управлениями ведомства. Прописаны права и обязанности лиц, участвующих в контрольно-надзорном мероприятии. Проверка (как плановая, так и внеплановая) не должна длиться более 20 рабочих дней. Если организация ведет свою деятельность на территории нескольких регионов, срок проведения проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, обособленному структурному подразделению. При этом общая продолжительность контрольно-надзорных мероприятий - не более 60 рабочих дней. В отношении 1 малого предприятия общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 ч в год, для микропредприятия - 15. Основанием для проверки является распоряжение руководителя Ространснадзора (территориального органа Службы). В нем, в частности, указываются цели, задачи, предмет и сроки проверки, ФИО должностных лиц, уполномоченных на ее проведение, перечень представляемых документов. С ежегодным планом проверок можно ознакомиться на сайте Ространснадзора. По результатам проверки составляется акт. К нему прилагаются протоколы (заключения) проведенных экспертиз, объяснения ответственных работников организации (ИП), предписания об устранении выявленных нарушений. Устанавливаются меры административного воздействия. Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 декабря 2012 г. Регистрационный № 26027. - Указание Банка России от 10 декабря 2012 г. N 2929-У "О размере процентных ставок по депозитным операциям Банка России"
Каковы фиксированные процентные ставки по депозитным операциям ЦБ РФ? C 11 декабря 2012 г. фиксированные процентные ставки по депозитным операциям Банка России на стандартных условиях "овернайт", "том-некст", "спот-некст", "одна неделя", "спот-неделя", "том-1 месяц", "до востребования" повышены с 4,25 до 4,5% годовых. Указание вступает в силу со дня его подписания.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 12 декабря 2012 - Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию: основные направления работы. Президент РФ обратился к Федеральному Собранию с ежегодным посланием. Подведены итоги работы, названы главные достижения. В частности, впервые за новейшую историю России рождаемость превысила смертность. В среднем на 2,5 года увеличилась продолжительность жизни. При этом смертность в стране остается высокой. Поэтому важно развивать физкультуру и спорт (особенно среди молодежи). Определены и другие приоритетные направления работы. Среди них - материнство и детство, образование, жилищные проблемы, повышение зарплат "бюджетников", модернизация рабочих мест, борьба с коррупцией. Так, с 2013 г. в регионах с худшей демографической обстановкой при рождении 3-го и последующих детей будут выплачивать дополнительные пособия. В 2013-2014 гг. планируется обеспечить жильем всех ветеранов и военнослужащих. Из аварийных домов в ближайшее время переселят граждан, признанных нуждающимися в новом жилье по состоянию на 1 января 2012 г. Поставлена задача модернизировать к 2020 г. 25 млн рабочих мест. Это позволит повысить благосостояние граждан. Правительству РФ поручено в течение 2-х лет разработать национальную систему оценки качества профобразования. Еще одним приоритетным направлением станет повышение зарплат врачей, учителей, работников культуры и других "бюджетников". Внимание будет уделено организации досуга детей (различные кружки, секции, лагеря и т. п.). Кроме того, необходимо решать проблемы в области миграции. В частности, планируется, что к 2015 г. граждане СНГ будут въезжать в Россию только по заграничным паспортам. Президент РФ предложил ужесточить наказания за незаконную миграцию. - Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2012 г. N 1276 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г."
С 1 января 2013 г. предельную планку для взимания взносов во внебюджетные фонды повысят до 568 тыс. руб. С 1 января 2013 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды увеличивается в 1,11 раза и составит 568 тыс. руб. В 2012 г. она равнялась 512 тыс. руб. Индексация произведена с учетом роста средней зарплаты в стране. Напомним, что с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц, превышающих указанную величину, страховые взносы в ФСС и ФОМС не взимаются, а в ПФР исчисляются по более низкой ставке (это не касается плательщиков, применяющих льготные ставки страховых взносов). Постановление вступает в силу с 1 января 2013 г. - Указание Банка России от 10 декабря 2012 г. N 2930-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 16 июля 2010 года N 2481-У "О порядке ведения и оформления кредитными организациями кассового журнала по приходу 0401704 и кассового журнала по расходу 0401705"
Обновлен порядок оформления банками кассовых журналов по приходу и расходу. Скорректирован порядок ведения и оформления кредитными организациями кассовых журналов по приходу (0401704) и расходу (0401705). Поправки обусловлены вступлением в силу с 1 января 2013 г. новых правил бухучета в кредитных организациях (положение Банка России от 16 июля 2012 г. N 385-П). В связи с этим закреплено, что в кассовых журналах номера счетов, кассовых документов, их суммы и шифры документов указываются в соответствии с новым положением. Уточнено, что журналы, сформированные в электронном виде, подписываются бухгалтерскими и кассовыми работниками с использованием аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих их полномочия (а не подписи, как говорилось ранее). Аналогичные средства применяются и при заверении бухгалтерами исправлений в таких журналах. При ведении журналов в бумажном виде исправления заверяются собственноручными подписями бухгалтеров. Указание вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 11 декабря 2012 - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 4 декабря 2012 г. N 260 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении микропроцессоров, произведенных по технологическому процессу не более 32 нанометров, и Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. N 134"
На некоторые микропроцессоры установлена нулевая ставка ввозной пошлины. До 0% снижается ставка ввозной пошлины на микропроцессоры, размеры затворов логических транзисторов которых не превышают 32 нанометров. При этом такие транзисторы должны быть основными вычислительными элементами микропроцессора, которые реализуют все арифметические и логические операции. Затвор, в свою очередь, является управляющим элементом транзистора. Данные о процессе изготовления микропроцессоров приводятся в технической документации производителя, которая может подаваться его уполномоченным представителем в государствах-членах Таможенного союза. Уточнены коды соответствующих товаров. Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования. - Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2012 г. N 1272 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Федеральный бюджет на 2013-2015 гг.: порядок исполнения. Регламентирован порядок исполнения федерального бюджета на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. Даны поручения главным администраторам доходов федерального бюджета. Закреплен общий порядок предоставления из федерального бюджета регионам межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Определены общие условия выделения субсидий юрлицам и ИП, госкорпорациям (кроме Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"). Прописан порядок предоставления субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям в части финансирования госзадания на оказание госуслуг (выполнение работ). Главные распорядители средств федерального бюджета должны разработать и утвердить с учетом требований БК РФ по согласованию с Минфином России правила (порядок) предоставления субсидий организациям и ИП, не установленные актами Правительства РФ. На это отведен 1 месяц. Минфину России разрешено в 2013 г. обменивать облигации федерального займа номинальной стоимостью до 200 млрд руб. на облигации федерального займа других выпусков. Это производится по согласованию с их владельцами по рыночной стоимости. Кроме того, Министерство наделено правом заключать от имени Правительства РФ договоры о выполнении в 2013 г. функций его агентов. Определены размеры соответствующего вознаграждения. Постановление вступает в силу с 1 января 2013 г., кроме отдельных положений, которые вводятся в действие со дня его подписания. - Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. N 1263 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Возросла величина активов микрофинансовых и кредитных организаций, применяемая в целях осуществления антимонопольного контроля. Увеличена стоимость активов микрофинансовой организации, при превышении которой требуется уведомлять антимонопольный орган о приобретении ее акций (долей), прав и (или) активов, ее присоединении к иной коммерческой компании. Указанная стоимость поднялась с 500 млн руб. до 1 млрд руб. Кроме того, с 22 млрд до 24 млрд руб. увеличена суммарная стоимость активов кредитных организаций, при превышении которой требуется предварительное согласие антимонопольного органа на следующие действия. Это слияние или присоединение кредитных организаций; присоединение или создание кредитной организацией иной коммерческой компании; сделки с акциями (долями), активами или правами в отношении кредитной организации. Также увеличен размер активов кредитной организации, при превышении которого требуется уведомлять антимонопольный орган о приобретении ее акций (долей), прав и (или) активов. Теперь он составляет 2,2 млрд руб. (вместо прежних 2 млрд руб.). Указанные повышения обусловлены ростом совокупной стоимости активов микрофинансовых и кредитных организаций России за истекший год. - Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2012 г. N 2303-р
Определены вузы, которые в 2013 г. могут проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности. Абитуриенты принимаются в вузы для обучения по программам бакалавриата и подготовки специалиста по результатам ЕГЭ. Но госвузам может предоставляться право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности. Определены государственные вузы, которые в 2013 г. вправе проводить подобные испытания, а также направления подготовки (специальности), при приеме на которые это допускается. Указанным правом наделяются 5 учреждений (в 2012 г. - 6). Это Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина (юриспруденция). Московский государственный лингвистический университет (политология, юриспруденция, реклама и связи с общественностью, зарубежное регионоведение, лингвистика, перевод и переводоведение, экономика, менеджмент, гостиничное дело). Московский педагогический государственный университет (социология). Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (филология, фундаментальная и прикладная лингвистика). Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова (перевод и переводоведение). В отличие от 2012 г., в перечень вузов, обладающих таким правом, не вошли Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения и Российский государственный гуманитарный университет. Но включена Высшая школа экономики.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 10 декабря 2012 - Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2012 г. N 29-П "По делу о проверке конституционности положений части пятой статьи 244.6 и части второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Г. Круглова, А.В. Маргина, В.А. Мартынова и Ю.С. Шардыко"
Конституционный Суд РФ указал, как толковать положения ГПК РФ о порядке рассмотрения частной жалобы на определение первой инстанции. Оспаривалась конституционность отдельных норм ГПК РФ. Согласно им апелляционная инстанция рассматривает частную жалобу, представление прокурора на определение первой инстанции без извещения лиц, участвующих в деле. Исключение - определения о приостановлении, о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения. Данные положения ГПК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ. По своему конституционно-правовому смыслу они предполагают следующее. Лица, участвующие в деле, вправе быть извещенными о самом факте подачи частной жалобы на определение первой инстанции. Им обязательно предоставляется возможность ознакомиться с жалобой. Если она рассматривается без проведения слушания, эти лица вправе направить в отношении нее свое мнение в письменном виде. В определенных случаях они извещаются о времени и месте судебного заседания по рассмотрению второй инстанцией частной жалобы на определение первой инстанции с проведением слушания. А именно: когда вторая инстанция, учитывая характер и сложность разрешаемого процессуального вопроса и доводы частной жалобы, решит, что в целях вынесения правильного и обоснованного решения нужно предоставить лицам, участвующим в деле, возможность донести свою позицию устно. Конституционный Суд РФ отметил, что апелляционное производство, возбуждаемое по частной жалобе, представлению прокурора, специфично. Проверка в основном ограничивается вопросом о том, правильно ли применены нормы процессуального права. Следовательно, в изъятие из общего порядка могут устанавливаться повышенные требования процессуальной экономии, обусловливающие ускоренное рассмотрение вопросов, не связанных с разрешением дела по существу. Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения, касающиеся рассмотрения второй инстанцией частной жалобы, представления прокурора на определение первой инстанции. При этом может быть расширен перечень определений первой инстанции, законность и обоснованность которых проверяются второй инстанцией с проведением слушания при обязательном извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Один из судей, не согласный с принятым постановлением, выразил свое особое мнение. - Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2012 г. N 1249 "О порядке государственного регулирования тарифов на захоронение радиоактивных отходов"
Тарифы на захоронение радиоактивных отходов должны быть экономически обоснованными и доступными. Регламентирован порядок госрегулирования тарифов на захоронение радиоактивных отходов. Этим занимается уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Тариф определяется в виде фиксированной ставки в расчете на 1 куб. м захораниваемых отходов, включая упаковку и контейнер (объем брутто). Для каждого класса радиоактивных отходов устанавливается единый тариф. Могут применяться 2 метода госрегулирования тарифов: с учетом долгосрочных и краткосрочных параметров регулирования. Конкретный метод для каждого класса отходов определяет регулирующий орган по предложению госкорпорации "Росатом". Дана характеристика обоих методов. В частности, метод с учетом долгосрочных параметров регулирования может применяться в случае включения в состав тарифа расходов на возведение пунктов захоронения отходов и их закрытие после заполнения. Эти работы должны быть предусмотрены инвестиционной программой национального оператора. Продолжительность расчетного периода регулирования (не менее 5 лет) определяется исходя из сроков реализации инвестиционной программы и возврата инвестированного капитала с учетом прогнозируемого времени эксплуатации пунктов захоронения. При применении метода с учетом краткосрочных параметров регулирования тарифы рассчитываются исходя из необходимой валовой выручки для покрытия расходов на захоронение отходов и оказание определенных услуг на соответствующий период (не менее 1 года). Прописан порядок расчета тарифов. Определены перечень и процедура рассмотрения материалов, представляемых национальным оператором для установления тарифов. Урегулированы вопросы осуществления госконтроля за их применением. Материалы для установления тарифов представляются в регулирующий орган до 31 мая года, предшествующего расчетному периоду регулирования. Документы для определения тарифов на 2013 г. необходимо подать не позднее 30 дней после вступления в силу данного постановления. - Информация Банка России от 10 декабря 2012 г.
Изменены ставки по отдельным операциям ЦБ РФ. Сообщается, что с 11 декабря 2012 г. процентная ставка по депозитным операциям Банка России на фиксированных условиях повышается на 0,25 процентного пункта и составит 4,5%. Процентная ставка по рублевой части сделок "валютный своп" ЦБ РФ при этом снижается на 0,25 процентного пункта и будет равна 6,5%. Уровень ставки рефинансирования и процентных ставок по другим операциям Банка России при этом остается без изменения. Данное решение принято на основе оценки инфляционных рисков и перспектив экономического роста. |