Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 9 июня 2012 - Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2012 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статьи 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" в связи с жалобой гражданина А.Н. Ильченко"
Решение об ограничении права выезда за границу граждан, допущенных к гостайне, требует выяснения характера конкретной информации, к которой они допущены. Предметом оспаривания стали положения Законов "О государственной тайне" и "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", позволяющих временно ограничивать выезд за границу граждан, допущенных к гостайне. По мнению заявителя, оспариваемые положения необоснованно ограничивают лиц, допущенных к гостайне и осведомленных о сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, в праве свободно выезжать за пределы РФ. КС отклонил данный довод по следующим основаниям. Являясь членом Совета Европы РФ приняла на себя обязательства, связанные с отменой ограничений на зарубежные поездки лиц, имеющих доступ к гостайне. Однако осуществлять их реализацию необходимо исходя из требований Конституции РФ, соблюдая в конкретных исторических условиях баланс интересов между обеспечением собственной безопасности и процессом интеграции в мировое сообщество. В связи с этим является оправданным допускаемое Конституцией РФ ограничение прав граждан в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства. КС РФ также отмечает, что принятие решения о временном ограничении права гражданина на выезд из Российской Федерации не может ставиться в зависимость только от формальных оснований. Такое решение требует выяснения характера конкретной информации, к которой гражданин имел доступ в рамках своей профдеятельности, степени ее секретности, а также целей выезда и других обстоятельств, наличие которых позволяет сделать вывод о необходимости применения указанного ограничения. С учетом изложенного оспариваемые положения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя. - Федеральный конституционный закон от 8 июня 2012 г. N 1-ФКЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 21 и 22 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"
Решено снять некоторые ограничения с высших лиц ВС РФ. Скорректированы Законы о судебной системе и о судах общей юрисдикции. Установлено, что Председатель ВС РФ и его заместители могут назначаться на данные должности неограниченное количество раз подряд (ранее - не более 2 раз подряд). Также с Председателя ВС РФ снято ограничение по предельному возрасту пребывания в должности. Поправки вступают в силу со дня их официального опубликования. - Федеральный закон от 8 июня 2012 г. N 66-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6.1 и 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
Возрастные ограничения для замещения должности Председателя ВС РФ сняты: актуализирован Закон о статусе судей. В Закон о статусе судей внесены поправки, которые носят корреспондирующий характер. Дело в том, что одновременно принят закон, снимающий возрастные ограничения для замещения должности Председателя ВС РФ. Кроме того, Председатель ВС РФ и его заместители могут назначаться на должность по истечении срока их полномочий более 2 раз подряд. Поправки вступают в силу со дня официального опубликования. - Указ Президента РФ от 8 июня 2012 г. N 784 "Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации"
С октября 2012 г. оклады судей вырастут на 6%. С 1 октября 2012 г. должностные оклады судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и других федеральных судов общей юрисдикции, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных арбитражных судов, а также мировых судей повысятся на 6%. Указ вступает в силу с момента официального опубликования. - Положение Банка России от 2 мая 2012 г. N 378-П "О порядке направления в Банк России заявления о регистрации оператора платежной системы"
Направляем в Банк России заявление о регистрации оператора платежной системы. Кредитные организации, а также созданные в соответствии с российским законодательством иные юрлица и Внешэкономбанк могут стать оператором платежной системы. Организация, намеревающаяся приобрести такой статус, должна направить в Банк России регистрационное заявление. Определен соответствующий порядок. Установлены формы регистрационного, а также дополнительного регистрационного заявлений. Последнее подают операторы платежных систем, которые желают осуществлять функции оператора другой платежной системы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, определен Законом о национальной платежной системе. Приведены требования к их оформлению. Необходимо представить оригиналы документов. Однако организация, не являющаяся кредитной, может направить некоторые материалы в виде заверенных копий или выписок. Среди таковых - документы со сведениями о размере чистых активов, а также учредительные. На то, чтобы рассмотреть заявление и принять решение, ЦБР отводится не более 30 календарных дней с даты его получения. Решение о регистрации обратившегося в качестве оператора платежной системы (оператора другой платежной системы) принимается, если представленное заявление с полным комплектом документов, а также сам заявитель соответствуют предъявляемым требованиям. Банк России присваивает заявителю регистрационный номер и включает информацию о нем в реестр операторов платежных систем. Последний размещается на официальном сайте ЦБР (www.cbr.ru). Регистрационное свидетельство оформляется по установленной форме. Оно направляется заявителю по почте либо вручается его представителю не позднее 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения. Сведения о принятом решении о регистрации в качестве оператора другой платежной системы включаются в вышеназванный реестр без присвоения оператору платежной системы нового регистрационного номера. Заявитель (оператор платежной системы) уведомляется об отказе в регистрации не позднее 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения. Кроме того, уделено внимание внесению изменений в сведения об операторе платежной системы. Положение вступает в силу с 1 июля 2012 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 июня 2012 г. Регистрационный № 24463.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 8 июня 2012 - Федеральный закон от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»
За митинг не по правилам грозят многотысячные штрафы. Приняты нашумевшие поправки о многократном увеличении штрафов за нарушения при проведении публичных акций (собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетов). В частности, за воспрепятствование организации или проведению этих мероприятий, участию в них, а равно принуждение к участию штраф для граждан возрастает со 100 руб. до 10-20 тыс. руб., должностных лиц - со 100-300 руб. до 30-50 тыс. руб. Альтернативную меру наказания - предупреждение - исключили. За нарушение порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования организаторов будут штрафовать на следующие суммы: граждан - на 10-20 тыс. руб., должностных лиц - 15-30 тыс. руб., юрлиц - 50-100 тыс. руб. Ранее штраф составлял от 1 до 2 тыс. руб. Участники публичного мероприятия, нарушившие порядок его проведения, поплатятся 10-20 тыс. руб. Вводятся значительные штрафы за организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах (т. н. "гуляния"), если это привело к нарушению общественного порядка. В случае, когда указанные нарушения повлекли причинение вреда здоровью человека или имуществу, штраф многократно возрастет (для граждан - максимум 300 тыс. руб., должностных лиц - 600 тыс. руб., юрлиц - 1 млн руб.). В качестве альтернативы штрафу вводятся обязательные работы (с 1 января 2013 г.). Их суть - гражданин-правонарушитель в свободное от основной работы, службы или учебы время занимается бесплатной общественно полезной деятельностью. Прописан порядок применения этого наказания. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения при проведении публичных акций увеличивается до 1 года. Коррективам подвергся и порядок проведения публичных акций. В частности, ограничивается право некоторых лиц быть их организаторами. Речь идет о тех, кто имеет неснятую (непогашенную) судимость за преступления против основ конституционного строя, безопасности государства, общественной безопасности и порядка либо 2 раза и более привлекался к административной ответственности за нарушения при проведении публичных акций. Участникам публичных акций запрещено использовать маски и иным образом скрывать свое лицо. Нельзя иметь при себе оружие или используемые в качестве него предметы, приходить на митинг в состоянии опьянения. Уведомлять о пикете из 1 участника не требуется. Однако региональные власти установят минимально допустимое расстояние между такими одиночными пикетчиками (но не более 50 м). Также они должны выделить специальные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений. Там и будут в дальнейшем проводиться публичные акции (вне их - только по согласованию). Кроме того, региональным законом могут дополнительно определяться места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие. - Постановление Конституционного Суда РФ от 5 июня 2012 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Ю.Г. Тимашова"
Возмещение вреда здоровью предпринимателя на "вмененке": утраченный доход определяется не только на основании декларации. Внимание КС РФ привлек вопрос о том, как определять размер дохода предпринимателя, применяющего ЕНВД, для возмещения ему этих сумм при повреждении здоровья. В отношении предпринимателей ГК РФ предусматривает общее правило: их доходы для указанной цели определяются на основании данных налоговой инспекции. При этом подобное касается всех предпринимателей независимо от применяемой ими системы налогообложения. В итоге на практике это приводит к тому, что в отношении ИП, применяющих ЕНВД, утраченный доход определяется только на основании данных, указанных ими в декларациях. КС РФ счел, что нормы, устанавливающие данное правило, конституционны. Между тем они должны толковаться следующим образом. Для подтверждения дохода, фактически полученного подобным потерпевшим, помимо данных декларации могут использоваться и иные достоверные сведения, надлежащим образом зафиксированные в документах, предусмотренных законодательством. Имеются в виду документы, отражающие формирование суммы доходов и расходов (данные ККТ и журнала кассира-операциониста, первичные товарно-транспортные накладные и т. д.). Как пояснил КС РФ, регулирование в сфере возмещения вреда здоровью исходит из того, что должен компенсироваться весь утраченный заработок (доход). В отношении тех, кто применяет ЕНВД, это означает, что должны приниматься во внимание реальные доходы. Между тем в силу НК РФ такие лица рассчитывают ЕНВД исходя из вмененного дохода, т. е. потенциально возможного, определяемого расчетным путем, а не фактически полученного. Вместе с тем НК РФ не указывает, что такой подход должен применяться в иных, т. е. неналоговых правоотношениях. С учетом этого для целей возмещения вреда данные налогоплательщики могут достоверно подтвердить иными законными способами, что они получили за соответствующий период реальный доход, который превышает по размеру вмененный, указанный ими в декларациях. Иной подход приводил бы к ущемлению этой категории граждан в их праве на возмещение причиненного вреда в полном объеме по сравнению с теми, кто применяет иные режимы налогообложения. Федеральный законодатель не лишен возможности внести уточняющие поправки. - Постановление Правительства РФ от 6 июня 2012 г. N 559 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на выдачу разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте"
Кто должен разрешить создание искусственного земельного участка на федеральном водном объекте? Росводресурсы уполномочены выдавать разрешения на создание искусственного земельного участка на федеральном водном объекте, который полностью расположен на территориях соответствующих регионов и используется для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Федерации. Это также касается водного объекта (его части), который находится в федеральной собственности и не расположен на территориях регионов. Если искусственный земельный участок создается на водном объекте в границах морского порта, то уполномоченным органом выступает Росморречфлот. - Указание Банка России от 2 мая 2012 г. N 2815-У "Об установлении значений критериев для признания платежной системы значимой"
Какие платежные системы признаются социально и системно значимыми? Установлено, что платежная система признается системно значимой, если общий объем переводов, осуществляемых через нее в течение 3 календарных месяцев подряд, составляет 240 млрд руб., а сумма отдельных из них - 100 млн руб. Платежная система является социально значимой в одном из следующих случаев. Если общий объем переводов в течение 3 календарных месяцев подряд достиг 12 млрд руб. и значение суммы переводов, составляющих более их половины, - 100 тыс. руб. Либо в течение календарного года произведено 100 млн переводов с использованием платежных карт. Либо 2 млн переводов в течение года без открытия банковского счета. Если количество переводов физлиц по их банковским счетам без использования платежных карт за календарный год достигло 2 млн, то соответствующая платежная система также признается социально значимой. Напомним, что к таким платежным системам предъявляется ряд требований. Так, они должны обеспечивать гарантированный уровень бесперебойности оказания операционных услуг. Системно и социально значимый статус присваивается Банком России. Указание вступает в силу с 1 июля 2012 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 июня 2012 г. Регистрационный № 24466.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 7 июня 2012 - Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 64-ФЗ "О принятии поправок к Соглашению об учреждении Европейского банка реконструкции и развития, одобренных постановлениями Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития от 30 сентября 2011 г. N 137 и от 30 сентября 2011 г. N 138"
Россия за то, чтобы Европейский банк реконструкции и развития действовал в странах Южного и Восточного Средиземноморья. Приняты поправки к Соглашению об учреждении Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Они одобрены постановлениями Совета управляющих ЕБРР от 30 сентября 2011 г. N 137 и N 138. В силу названного соглашения цель ЕБРР - это поддержка процессов становления рыночной экономики, а также развития частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы, а также в Монголии. Первая поправка расширяет географическую сферу действия мандата ЕБРР на регион Южного и Восточного Средиземноморья. Решения о наделении определенного государства данного региона статусом получателя ресурсов Банка принимаются отдельно. Для скорейшего начала проведения операций ЕБРР в новом регионе вторая поправка позволяет использовать средства специальных фондов, находящихся под его управлением, в любом государстве-члене ЕБРР (т. е. как в странах-получателях, так и в странах-потенциальных получателях). - Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 63-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"
Упорядочена законодательная база в сфере оплаты труда бюджетников. Признан утратившим силу Федеральный закон от 4 февраля 1999 г. N 22-ФЗ "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" (и внесенные в него изменения). Он регулировал вопросы оплаты труда бюджетников на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). Дело в том, что с 1 декабря 2008 г. вместо ЕТС введены новые системы оплаты труда работников бюджетной сферы. ЕТС не применяется. - Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 62-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей"
Россия присоединилась к конвенции, которая поможет эффективнее защищать интересы детей в семьях с иностранцами. Россия присоединилась к Гаагской конвенции по вопросам родительской ответственности и мер по защите детей. Конвенция подписана 19 октября 1996 г. Она вступила в силу 1 января 2002 г. По состоянию на 22 февраля 2012 г. ее участниками являются 35 государств. 5 стран, включая Великобританию, Швецию, Италию и США, подписали, но не ратифицировали конвенцию. Последняя применяется к детям с момента их рождения до достижения 18 лет. Она охватывает обширный перечень вопросов, связанных, в частности, с осуществлением, ограничением, прекращением родительских прав, с опекой и попечительством и т. д. По конвенции подсудность дел определяется исходя из места жительства ребенка. В виде исключения допускается иная подсудность (исходя из гражданства ребенка, места нахождения его имущества, места рассмотрения дела о разводе родителей или иной тесной связи с государством). Основным критерием, по которому определяется применимое право, выступает постоянное место жительства ребенка. Допускается применять право государства, с которым ситуация наиболее тесно связана. Определены условия, при которых меры, принятые в одной из стран-участниц, признаются и исполняются в других. Это особенно актуально для правоприменительной практики. Конвенция позволяет признавать и исполнять за границей решения российских органов, а в нашей стране - иностранных. Россия сделала 2 оговорки, а также заявила о том, что запросы о предоставлении информации, имеющей значение для защиты ребенка, передаются только через назначенный центральный орган. Присоединение к конвенции позволит эффективно защищать права и интересы детей, родители которых имеют разное гражданство. - Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 61-ФЗ "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
Участки недр не сдаются в аренду! Уточнен Закон о госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней. Цель поправок - привести указанный акт в соответствие с Законом о недрах. Последний прямо запрещает отчуждение прав на участки недр, в т. ч. передачу их в аренду. В строго определенных случаях может предоставляться лицензия на право пользования участками недр. В связи с этим из Закона о госрегистрации исключается упоминание об аренде участка недр. - Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 60-ФЗ "О заявлении Российской Федерации в связи с Протоколом по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования"
Участники коммерческих сделок с авиаоборудованием смогут выбирать право страны, которым будут регулироваться их договорные отношения. Наша страна будет применять 2 статьи Протокола по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования. Это позволит российским участникам коммерческих сделок с авиаоборудованием получить максимально возможные скидки по кредитам, предоставленным в целях финансирования таких сделок. Речь идет об организациях, использующих обеспечительный механизм международных гарантий, предусмотренный названными конвенцией и протоколом. Теперь стороны сделки могут выбрать право любой страны, которым будут регулироваться их договорные отношения. Также приняты положения о безотзывном полномочии на дерегистрацию и вывоз авиационного объекта. Его суть состоит в следующем. Если контрагент нарушает свои обязательства, лицо, в чью пользу оно выдано, вправе обращаться по вопросу исключения воздушного судна из госреестра, а также добиваться вывоза и перемещения авиаобъекта с территории страны, на которой он находится. - Федеральный закон 5 июня 2012 г. N 59-ФЗ "О ратификации Договора о партнерских отношениях между Российской Федерацией и Республикой Чили"
Между Россией и Чили укреплены доверие и взаимопонимание. Ратифицирован Договор о партнерских отношениях между Россией и Чили. Он подписан в г. Йокогаме 13 ноября 2010 г. Договор носит рамочный характер. Его цель - создать правовую базу для развития взаимовыгодного сотрудничества между странами в экономической, социальной, научно-технической, культурной, гуманитарной и иных сферах на основе общепризнанных принципов и норм международного права. Речь также идет о взаимодействии России и Чили в области борьбы с международным терроризмом (включая его финансирование), транснациональной оргпреступностью, незаконным оборотом наркотиков и другими новыми вызовами и угрозами. Урегулированы вопросы координации усилий сторон в поиске путей решения глобальных экологических проблем. Для этого необходимо сотрудничество в данной области на двустороннем, региональном и глобальном уровнях. Уделено внимание необходимости наращивания усилий в сфере многостороннего разоружения, укреплению режима ядерного нераспространения и запрещения химического и биологического оружия. Договор закладывает основы для контактов и сотрудничества между нашей страной и "Группой Рио", а также Союзом южноамериканских государств. - Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 58-ФЗ "Об упразднении некоторых районных судов Амурской области"
Какие изменения в судебной системе Амурской области? Решено упразднить некоторые районные суды Амурской области. Речь идет о Белогорском и Свободненском судах. Вопросы, относящиеся к их ведению, передаются в юрисдикцию соответствующих городских судов области. Это обусловлено тем, что нагрузка судей городских судов по рассмотрению гражданских дел увеличивается из года в год и превышает нагрузку судей районных судов практически в 2 раза. Введение дополнительных штатных единиц судей и работников аппарата в городские суды повлечет дополнительные бюджетные затраты. Штатная численность судей и работников аппаратов районных судов передается в городские. При этом схема размещения судов сохранена. В зданиях упраздненных судов остаются судьи и работники аппарата в том же составе. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. - Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 57-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома "Байконур", жителей города Байконур, поселков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерацией комплекса "Байконур"
Россия ратифицировала соглашение, определяющее порядок медобслуживания на территории комплекса "Байконур", поселков Торетам и Акай. Ратифицировано российско-казахстанское межправительственное соглашение. Оно определяет порядок медобслуживания персонала космодрома Байконур, жителей г. Байконур, поселков Торетам и Акай. От нашей страны уполномоченным органом является ФМБА России. Организации здравоохранения, расположенные на территории комплекса "Байконур", финансируются Россией, а в указанных поселках - Казахстаном. Медпомощь персоналу космодрома и жителям города, надзор за санэпидблагополучием населения и санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия на соответствующей территории осуществляются согласно российскому законодательству. Этим занимаются ФМБА России, федеральные организации здравоохранения и их подразделения. Медпомощь жителям поселков предоставляется согласно законодательству Казахстана организациями этой страны. Скорая медпомощь в г. Байконур оказывается всем независимо от гражданства, места проживания и работы бесплатно и безотлагательно в соответствии с законодательством России и соглашением. Соглашение временно применялось с даты подписания. Оно заключено на срок аренды Россией комплекса "Байконур" (до 2050 г.). - Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 56-ФЗ "О ратификации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве"
Конвенция 2006 г. о труде в морском судоходстве прошла ратификацию. Ратифицирована Конвенция 2006 г. о труде в морском судоходстве. Она предусматривает следующее. Суда валовой вместимостью 500 или более, осуществляющие международные рейсы, должны иметь и регулярно подтверждать Свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и Декларацию о соблюдении таких норм. То же касается судов валовой вместимостью 500 или более, которые плавают под флагом государства-члена МОТ и эксплуатируются в портах или между портами другой страны. Судно может быть подвергнуто инспекции не только государством флага, но и другим государством-членом МОТ, ратифицировавшим конвенцию, когда оно находится в одном из портов такой страны. Это необходимо для проверки соблюдения конвенционных требований. - Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 55-ФЗ "О внесении изменения в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Многодетные семьи считаются нуждающимися в жилье, даже если им бесплатно предоставлен участок под ИЖС. Внесены изменения в ЖК РФ. Граждане, имеющие 3-х и более детей, могут бесплатно получить, в т. ч. для ИЖС, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной (муниципальной) собственности земельные участки. Это возможно в случаях и порядке, установленных региональным законодательством. Физлица снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности, если они получили от органа госвласти или местного самоуправления земельный участок для строительства жилого дома. Речь идет о жилье, предоставляемом по договорам соцнайма. Установлено, что граждане, имеющие 3-х и более детей, не снимаются с такого учета, даже если они получили от указанных органов участок для ИЖС. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 17 июня 2011 г. - Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в статьи 230 и 232 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
За склонение к потреблению аналогов наркотиков грозит тюремный срок. Вводится уголовная ответственность за склонение к потреблению аналогов наркотических средств или психотропных веществ. Также уголовно наказуемыми становятся организация и содержание притонов для их потребления. Виновным грозит наказание в том числе в виде лишения свободы. Напомним, что аналоги - это запрещенные для оборота вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в перечень подлежащих контролю наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. При этом по своим свойствам и химической структуре они сходны с наркотическими средствами и психотропными веществами, психоактивное действие которых они и воспроизводят. Данная мера позволит более эффективно бороться с распространением этих потенциально опасных веществ. Одновременно вносятся поправки в УПК РФ. С 1 января 2013 г. ужесточается уголовная ответственность за контрабанду и незаконные производство, сбыт, пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также содержащих их растений. За их совершение в особо крупном размере может грозить наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. В связи с этим уголовные дела о таких преступлениях отнесены к подсудности республиканских, краевых или областных судов (судов города федерального значения, автономной области или округа, окружных (флотских) военных). По ходатайству обвиняемого они будут рассматриваться коллегией из 3-х судей. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением поправок к УПК РФ. Они применяются с 1 января 2013 г. - Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
Содержать обвиняемого под арестом без судебного решения после направления его дела в суд недопустимо. Поправки касаются продления срока домашнего ареста или содержания обвиняемого под стражей при направлении уголовного дела в суд. Соответствующие положения УПК РФ были предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. Признав их не противоречащими Конституции РФ, КС РФ указал на недопустимость содержания обвиняемого под стражей без судебного решения после направления прокурором уголовного дела на рассмотрение в суд. Прокурор при утверждении обвинительного заключения и направлении дела в суд обязан проверить, не истекает ли срок содержания обвиняемого под стражей и достаточен ли он для того, чтобы судья мог принять решение о дальнейшем применении этой меры на судебных стадиях производства по делу. При выявлении таких обстоятельств прокурор обязан ходатайствовать перед судом о продлении срока содержания обвиняемого под стражей. Поправки направлены на законодательное закрепление указанной позиции КС РФ. Так, прокурор наделен полномочием возбуждать (при наличии оснований) перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или содержания обвиняемого под стражей по делу, направляемому в суд с обвинительным заключением (актом). Такое ходатайство должно быть подано не позднее чем за 7 суток до истечения срока домашнего ареста или содержания под стражей. Суд решает на предварительном слушании или в судебном заседании вопрос об избрании меры пресечения в виде залога, домашнего ареста или заключения под стражу либо о продлении срока двух последних. Причем он может делать это не только на основании ходатайства прокурора, но и по собственной инициативе. В рассмотрении данного вопроса должны обязательно участвовать обвиняемый, его защитник (при наличии), законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого и прокурор. Согласно поправкам их извещают о месте, дате и времени заседания минимум за 3 суток до его начала. Срок домашнего ареста или содержания под стражей могут продлить в такой ситуации до 30 суток. - Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и статьи 6.7 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей теперь грозит административная ответственность. Внесенные поправки касаются санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения. Согласно действующему законодательству в дошкольных и других образовательных учреждениях должны соблюдаться санитарные требования. Необходимо выполнять меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников (в т. ч. в отношении питания). Теперь эти нормы распространяются также на организации отдыха и оздоровления детей. Усилена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в т. ч. аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, к учебникам и другой издательской продукции. Ранее за это выносили предупреждение или наказывали штрафом (для должностных лиц - 2-3 тыс. руб., для юридических - 20-30 тыс. руб.). Теперь санкция для должностных лиц составляет 3-7 тыс. руб., для юридических - 30-70 тыс. руб. За повторное в течение года нарушение наказание еще строже. Должностные лица поплатятся 10-15 тыс. руб. Организации - 100-150 тыс. руб. или им придется приостановить свою деятельность на срок до 90 суток. Установлена аналогичная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей. - Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 50-ФЗ "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике"
Вести деятельность в Антарктике можно только при наличии разрешения и финансовых гарантий возмещения возможного вреда. Урегулирована деятельность российских граждан и юридических лиц в Антарктике. Закрепляются принципы ее осуществления. Это использование данной территории исключительно в мирных целях; равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество в указанном районе; свобода научных исследований; охрана окружающей среды Антарктики, зависящих от нее и связанных с ней экосистем. Определяет основные направления развития деятельности в Антарктике Правительство РФ. Оно назначает государственных операторов для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах России, в том числе в целях выполнения международных обязательств нашей страны. Госоператор обеспечивает и работу Российской антарктической экспедиции. Для ее участников предусмотрены дополнительные гарантии и компенсации (районный коэффициент и процентная надбавка к зарплате, дополнительный отпуск на 44 календарных дня). Также им полагается бесплатное питание и вещевое довольствие. Российские граждане и юридические лица, планирующие осуществлять деятельность в Антарктике (операторы), обязаны получить разрешение. Порядок его выдачи устанавливает Правительство РФ. Если предполагаемая деятельность подлежит лицензированию, нужна и лицензия. На операторов возлагается обязанность обеспечить безопасность своей работы в Антарктике. Так, еще до начала деятельности они должны подготовить план действий в чрезвычайных ситуациях, застраховать свою гражданскую ответственность или принять иные меры по покрытию возможных расходов на поисково-спасательные работы, оказание медпомощи и проведение эвакуации. Предусмотрено обязательное финансовое обеспечение деятельности в Антарктике (страхование риска ответственности за причинение вреда третьим лицам либо банковская гарантия). Это не касается госоператоров. Кроме того, операторы обязаны регулярно вывозить отходы от своей деятельности в Антарктике, а в течение 3-х лет по окончании срока действия разрешения вывезти все использовавшееся имущество независимо от его состояния. Закон также определяет порядок расследования происшествий при осуществлении деятельности в Антарктике, проведения поисковых и аварийно-спасательных работ. Урегулированы вопросы ответственности за причинение вреда окружающей среде. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие. - Федеральный закон от 5 июня 2012 г. № 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Федеральный бюджет стал менее дефицитным. Скорректирован Закон о федеральном бюджете на 2012-2014 гг. Дефицит 2012 г. снижен с 1,5% до 0,1% ВВП или с 876,589 до 68,144 млрд руб. Общий объем доходов установлен на уровне 12,677 трлн руб. (вместо 11,78 трлн), расходов - 12,745 трлн руб. (взамен 12,656 трлн). Верхний предел внешнего долга на 1 января 2013 г. при этом поднят с 48,4 млрд долл. США (34,6 млрд евро) до 56,5 млрд долл. США (41,9 млрд евро). Поправки подготовлены с учетом результатов исполнения бюджета за I квартал 2012 г., а также на основе уточненного прогноза социально-экономического развития России и ожидаемого исполнения бюджета в 2012 г. Введена индексация выплат, предусмотренных Законом о пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших при исполнении служебных обязанностей, и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения со службы. С 1 января 2012 г. они выросли в 1,06 раза. Пересмотрены взносы в уставные капиталы ряда АО. В перечень таких организаций включаются ОАО “Российская электроника”, "Курский завод "Маяк", "НПО "Радиоэлектроника" им. В.И. Шимко", "Казанское приборостроительное КБ", "Брянский электромеханический завод", "Калугаприбор", "Калужский завод телеграфной аппаратуры" и др. Поправки вступают в силу со дня их официально опубликования. - Письмо Федеральной налоговой службы от 4 июня 2012 г. N ЕД-4-3/9126@ "О порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость"
О заполнении декларации по НДС в свете поправок к НК РФ. В связи с корректировкой НК РФ в части НДС даны разъяснения по заполнению декларации по нему. 2 вида деятельности теперь объектом налогообложения не признаются. Первый - предоставление права проезда по платным автодорогам общего пользования федерального значения или их платным участкам в рамках соответствующего договора доверительного управления, учредителем которого является государство. Исключение - услуги, плата за которые остается в распоряжении концессионера согласно концессионному соглашению. Второй - передача недвижимости при расформировании целевого капитала НКО, при отмене пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на пополнение капитала, предусмотрен договором пожертвования и (или) Законом о порядке формирования и использования целевого капитала НКО. Данная норма применяется при передаче имущества НКО-собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой НКО в соответствии с законом. 2 вида деятельности теперь не подлежат налогообложению. Не подлежат налогообложению (освобождаются от него) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории России 2 группы услуг. Первая - платные услуги по аккредитации операторов техосмотра, которые оказываются профессиональным объединением страховщиков. Вторая - услуги по проведению техосмотра, оказываемые операторами. Не подлежат налогообложению (освобождаются от него) услуги участников договора инвесттоварищества - управляющих товарищей по ведению общих дел товарищей; передача имущественных прав в виде вклада по договору инвесттоварищества, а также передача их участнику договора при выделе его доли или разделе имущества. В последнем случае освобождение действует в пределах суммы оплаченного вклада участника. Приведены коды, которые временно используются в указанных случаях для разделов "Операции, не признаваемые объектом налогообложения" и "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)".
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 6 июня 2012 - Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 51-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике"
За несоблюдение требований и правил деятельности в Антарктике введена административная ответственность. Поправки обусловлены принятием Федерального закона о регулировании деятельности российских граждан и юрлиц в Антарктике. В частности, завещания граждан, находящихся в антарктических экспедициях, могут заверять начальники российских антарктических станций или сезонных полевых баз. Они приравнены к нотариально удостоверенным. Урегулирован порядок оформления документов в случае смерти лица, входящего в состав Российской антарктической экспедиции. Медицинское свидетельство о смерти выдается врачом и удостоверяется начальником антарктической станции (сезонной полевой базы). Этот документ служит основанием для последующей госрегистрации смерти в органах ЗАГСа. Устанавливается административная ответственность за несоблюдение требований и правил деятельности в Антарктике (в частности, за ее осуществление без разрешения или с нарушением предусмотренных им условий). Причем срок давности привлечения к ответственности за такие нарушения будет течь с момента поступления материалов в орган, уполномоченный составлять административный протокол. Это органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. Рассматривать дело будут по месту жительства правонарушителя. На начальников российских антарктических станций (сезонных полевых баз) возложены полномочия по возбуждению уголовных дел о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих станций (баз). Они же проводят по ним неотложные следственные действия. О начатом расследовании незамедлительно уведомляется прокурор. При первой же возможности ему передают постановление о возбуждении дела. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. - Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 49-ФЗ "О внесении изменения в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Какова госпошлина за регистрацию легких и сверхлегких гражданских воздушных судов? Внесены изменения в НК РФ. Их цель - привести в соответствие с Воздушным кодексом России категорирование гражданских воздушных судов. Дело в том, что в Воздушном кодексе РФ закреплены 3 категории гражданских воздушных судов исходя из их максимального взлетного веса (воздушное судно, а также легкое и сверхлегкое). В то же время в налоговом законодательстве были предусмотрены 4 класса. Установлено, что за регистрацию гражданских воздушных судов (кроме легких) взимается госпошлина в размере 4 тыс. руб., легких - 2 тыс. руб., сверхлегких - 1 тыс. руб. Прежде госпошлина за регистрацию воздушных судов I класса составляла 4 тыс. руб., II и III классов - 3 тыс. руб., IV класса - 2 тыс. руб. Закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования. - Постановление Правительства РФ от 4 июня 2012 г. N 546 "Об утверждении Положения о содержании пограничного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации"
Пограничный контроль при пропуске лиц, транспорта, грузов, товаров и животных через российскую границу: содержание. Определено содержание пограничного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу нашей страны. Так, пограничный контроль включает в себя следующее. Это контроль лиц для установления оснований на право выезда из России или въезда в страну. Контроль транспорта, грузов и товаров для обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения госграницы. Контроль лиц, транспорта, грузов и товаров для выявления источников ионизирующего излучения в пунктах пропуска через границу с государствами-членами ТС. Кроме того, под пограничным контролем понимаются действия по обнаружению и задержанию в случаях, установленных российским законодательством, грузов, товаров и животных, которые запрещены ко ввозу в нашу страну или вывозу из нее. В ходе пограничного контроля проводится ряд мероприятий. В частности, проверяется действительность документов у пересекающих границу лиц на право въезда в Россию или выезда из нее. Регистрируются и учитываются фактические данные лиц, следующих через границу, с использованием информсистем. Выявляются источники ионизирующего излучения с последующим информированием территориальных органов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Содержание, последовательность и продолжительность контрольных действий при проведении пограничного контроля отражаются в соответствующей технологической схеме. Она разрабатывается в пограничном органе в порядке, определенном нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. - Указание Банка России от 2 мая 2012 г. N 2814-У "О размере значения переводов денежных средств, при превышении которого оператор по переводу денежных средств обязан обеспечить направление в Банк России заявления о регистрации оператора платежной системы"
При каком значении переводов денежных средств банку придется регистрироваться в качестве оператора платежной системы? Оператор по переводу денежных средств, у которого открыты банковские счета не менее 3 других таких операторов и между этими счетами в течение 3 месяцев подряд осуществляются переводы на сумму более 1,5 млрд руб., обязан обеспечить направление в ЦБР заявления о регистрации оператора платежной системы. Это надо сделать в течение 30 дней после начала соответствия указанному требованию. Следует отметить, что через 4 месяца после того, как размер переводов превысит названную сумму, они допускаются только в рамках платежной системы. Данные требования не распространяются на операторов по переводу денежных средств, являющихся расчетными центрами платежных систем, операторы которых зарегистрированы ЦБР (в части переводов, осуществляемых в рамках этих систем). Указание вступает в силу с 1 июля 2012 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 мая 2012 г. Регистрационный № 24226. - Информация Федеральной налоговой службы от 1 июня 2012 г. "Открыть свое дело через Интернет теперь можно во всех субъектах Российской Федерации"
С 31 мая 2012 г. открыть свое дело через Интернет можно во всех регионах России. С 31 мая 2012 г. подать документы на госрегистрацию посредством интернет-сервиса могут организации и ИП всех субъектов РФ. Напомним, что впервые интернет-сервис "Подача документов на государственную регистрацию в электронном виде" заработал 5 апреля 2011 г. Он был запущен в опытную эксплуатацию на базе Межрайонной ИФНС N 46 по Москве - единый центр регистрации Москвы (ЕЦР). Налогоплательщики, имеющие квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (СКП) и соответствующий ему ключ ЭП, могут направлять документы самостоятельно или через нотариуса, участвующего в эксплуатации названного сервиса. Следует иметь в виду, что СКП должен быть выдан удостоверяющим центром, входящим в сеть доверенных центров ФНС России. После отправки документов налогоплательщику высылается электронное сообщение с уникальным номером, подтверждающим их доставку. С помощью сервиса можно отследить, на каком этапе рассмотрения находятся документы. Электронные документы (с ЭП налогового органа), подтверждающие регистрацию, высылаются на электронную почту налогоплательщика. Их бумажный экземпляр можно получить лично, через представителя или по почте. Сообщается, что указанный интернет-сервис был признан лауреатом конкурса "Лучшие 10 ИТ-проектов для госсектора" в номинации "Лучшая госуслуга, предоставляемая бизнесу с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия".
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 5 июня 2012 - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31 мая 2012 г. N 53 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и установлении ставки ввозной таможенной пошлины в отношении погружных буровых установок, предназначенных для бурения нефтяных и газовых скважин"
Вводится нулевая ставка импортной пошлины на буровые установки для казахстанского Каспийского шельфа. С 20 до 0% от таможенной стоимости снижается ставка ввозной пошлины в отношении погружных буровых установок для бурения нефтяных и газовых скважин глубиной до 6 000 м в Каспийском море на глубинах воды не менее 2,5 м, но не более 5,5 м (код 8905 20 000 2 ТН ВЭД ТС). Нулевая ставка будет применяться с 1 июля 2012 г. по 30 июня 2013 г. включительно. При этом необходимо подтвердить назначение ввозимого товара для целей бурения нефтяных и газовых скважин в пределах казахстанской части дна и недр Северного Каспия на следующих геологических структурах: Жемчужины, Жамбай (Карабулак), Абай, Исатай-Шагала, Жамбыл, Сатпаев, Устюрт, Махамбет, Бобек, Дархан, Мадина, Шаттык, С1, С2, Шолпан, Кайран, Актоты, Каламкас. Соответствующий документ выдает уполномоченный орган исполнительной власти государства - члена ТС. Решение вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования. - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31 мая 2012 г. N 51 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении нефти сырой"
Создаются условия для развития инвестиций в инновационные проекты по добыче сверхвязкой нефти. Введены 2 новые подсубпозиции ТН ВЭД ТС. По первой из них (код 2709 00 900 1) классифицируется нефть сырая плотностью при температуре 20 С от 906 кг/м3 до 967 кг/м3 и с содержанием серы от 1,98 мас.% до 2,34 мас.% включительно. Код 2709 00 900 2 присвоен сырой нефти с физико-химическими характеристиками 694,7-980 кг/м3 и 0,04-5 мас.% соответственно. Речь идет о сверхвязкой нефти и той, которая добывается на континентальном шельфе Арктической зоны России (Приразломное месторождение). Последнее включено в перечень месторождений, на продукцию которых российская сторона сможет самостоятельно устанавливать ставку экспортной пошлины (Примечание 8 к ТН ВЭД ТС). На код 2709 00 900 2 распространяется примечание, требующее подтверждения уполномоченными органами факта добычи соответствующей нефти. Также необходима выписка из государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января года, предшествующего году периода добычи и экспорта нефти. Она должна содержать сведения о вязкости нефти не менее 10 000 мПа*с (в пластовых условиях) на месторождениях России. Данные меры позволят повысить инвестиционную привлекательность добычи сверхвязкой нефти по инновационным проектам и применять технологии, ранее не использовавшиеся в нашей стране. По оценкам экспертов, инвестиции могут составить до 400 млн долл. США в год. Будет создано около 8 тыс. рабочих мест. Кроме того, планируется установить льготные ставки вывозных пошлин на нефть сверхвязких видов и из Приразломного месторождения (10% и 45% от применяемых ставок на сырую нефть соответственно). Решение вступает в силу по истечении 30 дней после даты его официального опубликования. - Постановление Правительства РФ от 30 мая 2012 г. N 530 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в области лесных отношений"
Акты Правительства РФ в области лесных отношений: поправки. Скорректировано Постановление Правительства РФ об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора. Уточнено, что речь идет не о государственном лесном контроле и надзоре, а о федеральном государственном лесном надзоре (лесной охране). Задачи надзора (охраны) - предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. За это отвечают Рослесхоз, Росприроднадзор, а также органы исполнительной власти регионов (в рамках переданных полномочий). Полномочия регионов касаются расположенных в них лесничеств и лесопарков. Закреплено, что государственные лесные инспекторы и лесничие могут, в частности, задерживать в лесах нарушителей требований лесного законодательства и доставлять их в правоохранительные органы, изымать у таких лиц орудия совершения правонарушений, ТС и соответствующие документы. Также необходимые изменения внесены в Постановление Правительства РФ об утверждении Положения об осуществлении госпожнадзора в лесах. - Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"
Розничные рынки электроэнергии: установлены новые правила функционирования. Установлены новые правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии. Они направлены на совершенствование ценообразования на электрическую энергию, повышение платежной дисциплины, решение вопросов перекрестного субсидирования. Основы призваны в целом установить четкий баланс между интересами субъектов электроэнергетики и потребителями. Определены показатели финансового состояния гарантирующего поставщика. Приведены расчетные способы учета электроэнергии (мощности) на розничных рынках. Установлены правила полного и (или) частичного ограничения потребления электроэнергии. Ими сняты некоторые ограничения для потребителей при смене поставщика или выходе на оптовый рынок. Теперь они не обязаны уплачивать компенсацию за смену поставщика электроэнергии в случае перехода в начале года. Ранее они направляли уведомление об этом за 9 месяцев. Кроме того, не требуется согласования региональных и федеральных органов регулирования (заключение о наличии (отсутствии) негативных социально-экономических последствий). В новых правилах ограничены требования к приборам учета. В качестве ответственных за их установку определены сетевые организации. Расчеты за мощность будут осуществляться в час пикового потребления региона. Прежде расчеты проходили в час собственного пика потребителя. Увеличена ответственность потребителей за безучетное и бездоговорное потребление. Определены категории потребителей, ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Внесены изменения в стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии. Скорректированы правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг. Прежние правила функционирования розничных рынков электроэнергии утратили силу. - Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 мая 2012 г. N 364 "Об утверждении Порядка выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов"
Новый порядок выдачи дипломов. Минобрнауки России были утверждены новые формы документов гособразца о высшем профобразовании. В связи с этим пересмотрен порядок их выдачи, а также заполнения, хранения и учета соответствующих бланков. Речь идет о дипломах бакалавра, магистра, специалиста и аналогичных документах с отличием. Диплом вручается на основании решения государственной аттестационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации (степени) и о выдаче документа. Диплом выдается с приложением к нему не позднее 10 дней после издания приказа об отчислении выпускника. Условия получения красного диплома не изменились: оценок "отлично", включая государственную (итоговую) аттестацию, должно быть минимум 75%, "хорошо" - соответственно 25% и менее. В то же время исключено требование, согласно которому красный диплом магистра выдается, если у выпускника есть документ о предыдущем высшем профобразовании с отличием. Диплом подписывается председателем государственной аттестационной комиссии, диплом и приложение к нему - ректором вуза, приложение к диплому - также деканом и секретарем. Факсимиле не допускается. Ставится печать вуза с изображением Государственного герба Российской Федерации (за исключением духовного образовательного учреждения). После заполнения документа он должен быть тщательно проверен на точность и безошибочность внесенных в него записей. Если выявлены ошибки или иные дефекты, бланк считается испорченным и подлежит замене. Установлено, как выдается дубликат диплома. Он оформляется взамен утраченного документа или при смене выпускником ФИО либо в случае обнаружения им ошибок после получения диплома. Бланки дипломов хранятся в вузе как документы строгой отчетности и учитываются по специальному реестру. Учебным заведением ведутся книги регистрации выданных документов гособразца о высшем профобразовании. Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 мая 2012 г. Регистрационный № 24379.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 4 июня 2012 - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании"
Верховный Суд РФ пролил свет на вопросы наследования. Разъясняются наиболее важные вопросы, касающиеся наследования. В частности, важно помнить, что в состав наследства входят как имущество, так и долги. Смерть должника не является обстоятельством, влекущим досрочное исполнение его обязательств наследниками. Например, наследник должника по кредитному договору обязан вернуть основной долг и проценты в срок и в порядке, которые предусмотрены договором. Кредит, выданный наследодателю для нужд, не связанных с предпринимательством, может быть возвращен наследником досрочно полностью или по частям при условии уведомления об этом кредитора в установленный срок. Кредит, предоставленный в иных случаях, можно вернуть досрочно с согласия кредитора. По долгам наследодателя отвечают все наследники, принявшие наследство. Кроме того, государство и муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество. Те, кто отказался вступать в наследство, не отвечают по долгам наследодателя. Основанием недействительности завещания не могут служить отдельные нарушения, не влияющие на понимание волеизъявления наследодателя, в частности, если отсутствуют или неверно указаны время и место совершения завещания, имеются исправления и описки. Суд отказывает в принятии иска, предъявленного к умершему. Ведь отвечать за нарушение прав и законных интересов гражданина может только лицо, обладающее правоспособностью. Поручитель наследодателя становится поручителем наследника лишь в случае своего согласия. Наследники поручителя отвечают в пределах стоимости наследственного имущества также по тем обязательствам поручителя, которые имелись на время открытия наследства. Завещатель вправе распорядиться только принадлежащим ему строением или только земельным участком (правом пожизненного наследуемого владения). Но нельзя завещать отдельно часть участка, занятую зданием, строением, сооружением и необходимую для их использования, и саму недвижимость. Если гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем (ИП), унаследовал исключительное право на товарный знак и знак обслуживания, то оно должно быть отчуждено в течение года со дня открытия наследства. Исключительное право на наименование места происхождения товара, на коммерческое обозначение может перейти по наследству только к юрлицу или ИП. Чтобы получить свидетельство о праве на наследство, в состав которого входит доля (пай) в складочном (уставном) капитале организации, согласие других ее участников не требуется. Вопрос об участии наследника в юрлице или о получении им действительной стоимости доли (пая) либо соответствующей ей части имущества решается согласно законам или учредительным документам.
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
Детская политика: направления, задачи, ключевые механизмы реализации до 2017 г. Разработана Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Она определяет основные направления и задачи госполитики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации. Последние базируются на общепризнанных принципах и нормах международного права. К сожалению, количество выявленных нарушений прав детей не снижается. В 2011 г. более 93 тыс. несовершеннолетних стали жертвами преступлений. Кроме того, несмотря на наблюдающийся в последние годы рост рождаемости, число детей в возрасте до 17 лет сократилось с 31,6 млн в 2002 г. до 25 млн в 2011 г. Нацстратегию планируется реализовывать по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность несовершеннолетних; здравоохранение и правосудие, дружественные к ребенку; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства, и пр. В числе первоочередных мер - разработка и принятие федерального закона, определяющего основы государственной семейной политики. Реформирование органов опеки и попечительства и комиссий по делам несовершеннолетних. Кроме того, предстоит усовершенствовать правовые механизмы, гарантирующие участие обоих родителей в воспитании ребенка при раздельном проживании. Важно улучшать систему налоговых вычетов для семей с детьми. Следует обеспечить регулярность алиментных выплат, в т. ч. путем формирования государственного алиментного фонда. Предполагается создать систему общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав несовершеннолетних, а также психолого-педагогическую сеть для работы с семьями и трудными детьми. Целесообразно развивать службы примирения в школах и в целях восстановительного правосудия. Обращается внимание на профилактику межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде. Возможно, появится национальный ресурсный центр для работы с одаренными детьми. Предусматривается господдержка детских телеканалов и передач, театров и киностудий. Зарплата педагогов в детсадах и культурных учреждениях должна быть на уровне не ниже среднего для учителей в регионе. Указ вступает в силу со дня его подписания. - Постановление Правительства РФ от 1 июня 2012 г. N 543 "Об утверждении перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей"
По каким документам задолженность взыскивается в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей? В силу Основ законодательства о нотариате для взыскания денежных сумм или истребования имущества от должника нотариус совершает исполнительные надписи на документах, устанавливающих задолженность. Установлен перечень документов, по которым задолженность взыскивается в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей. Так, чтобы взыскать задолженность в бесспорном порядке на основе исполнительной надписи по договору займа (залоговому билету), нужен этот договор (залоговый билет); по договору хранения - он сам и именная сохранная квитанция. Если речь идет о договоре проката, то требуются следующие материалы. Это непосредственно сам договор; документ, подтверждающий передачу арендодателем имущества арендатору; расчет задолженности арендатора, подписанный арендодателем. В последнем следует указать сведения о суммах и датах получения исполнения в счет погашения обязательств должника по соответствующему договору. - Постановление Правительства РФ от 30 мая 2012 г. N 525 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления единовременной выплаты средств пенсионных накоплений"
Единовременная выплата средств пенсионных накоплений: что нового? 1 июля 2012 г. вступает в силу Закон о порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений (кроме некоторых положений). В связи с этим скорректированы 2 постановления Правительства РФ. Они определяют правила единовременной выплаты ПФР, а также НПФ, осуществляющим ОПС, средств пенсионных накоплений лицам, которые не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости. Уточнено, что правила изданы не в соответствии с Законом о трудовых пенсиях, а на основании вышеназванного. Речь теперь идет не об указанных лицах, а о застрахованных. Закреплено, что правила определяют порядок обращения застрахованных в территориальный орган ПФР либо в НПФ за средствами пенсионных накоплений, учтенных в специальной части их индивидуального лицевого счета, в виде единовременной выплаты, а также порядок ее осуществления. Правила распространяются на физлиц, застрахованных в системе ОПС, которые на день обращения формировали накопительную часть трудовой пенсии по старости через ПФР либо НПФ. Закреплены 2 категории лиц, которым выплачиваются средства. Первая - лица, получающие трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо пенсию по гособеспечению, которые не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа. Они могут получить выплату по достижении установленного возраста. Вторая - лица, размер накопительной части трудовой пенсии по старости которых в случае ее назначения составил бы менее 5% по отношению к размеру такой пенсии, рассчитанному на дату назначения накопительной части в соответствии с Законом о трудовых пенсиях. Это возможно при возникновении права на установление трудовой пенсии по старости начиная с 1 июля 2012 г. и при обращении за ней до этой даты. Поправки вступают в силу с 1 июля 2012 г. - Постановление Правительства РФ от 30 мая 2012 г. N 524 "Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Заявление на получение в 2012 г. скидки к тарифам на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний надо подать до 1 июля. Чтобы экономически заинтересовать работодателей снижать профессиональный риск, к тарифам на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний предусмотрены скидки и надбавки. Утверждены новые правила их установления. Как и ранее, их вводит ФСС РФ на очередной финансовый год. Скидки и надбавки применяются к страховому тарифу, соответствующему основному виду экономической деятельности страхователя. Их размер - не более 40%. Конкретную величину скидки (надбавки) определяют исходя из следующих основных показателей деятельности страхователя: отношение суммы страхового обеспечения в связи со всеми произошедшими страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов; число страховых случаев на 1 тыс. работающих; количество дней временной нетрудоспособности на 1 страховой несчастный случай (кроме тех, что со смертельным исходом). Данные берутся за предыдущие 3 года (ранее - за предшествующий год). Если все указанные показатели меньше установленных ФСС РФ, предусмотрена скидка, больше - надбавка. Если в предшествующем финансовом году имел место страховой случай со смертельным исходом (не по вине 3-х лиц), скидка не положена. Скидки и надбавки устанавливаются на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и данных о проведенных обязательных предварительных и периодических медосмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года. Они отражаются в отчетности по ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, представляемой в ФСС РФ. Заявление об установлении скидки надо подать до 1 ноября текущего календарного года. Как и ранее, рассчитывать на нее могут лишь те страхователи, которые ведут финансово-хозяйственную деятельность не менее 3 лет, не имеют долгов по страховым взносам и своевременно платят текущие. Решение о скидке принимается не позже 1 декабря, о надбавке - 1 сентября текущего года. Они вводятся с 1 января очередного финансового года. Предусмотрен особый порядок установления скидок и надбавок в 2012 г. На указанный период они рассчитываются исходя из основных показателей деятельности страхователя за 2008-2010 гг. При этом если в 2010 г. имел место страховой случай со смертельным исходом (не по вине 3-х лиц), скидка не положена. Для получения скидки надо подать заявление в ФСС РФ до 1 июля 2012 г. При положительном решении она устанавливается с 1 января 2012 г. Решение о введении надбавки принимается не позже 1 июля 2012 г. Она уплачивается со следующего месяца после ее установления.
|