Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 10 февраля 2012 - Указ Президента РФ от 8 февраля 2012 г. N 150 "О рабочей группе по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы "Открытое правительство"
Дан старт созданию системы "Открытое правительство". Образована рабочая группа по подготовке предложений по формированию в России системы "Открытое правительство". Утвержден ее состав. Это необходимо для совершенствования институтов гражданского общества, обеспечения взаимодействия органов госвласти с общественными объединениями, движениями и экспертными организациями. До 15 апреля 2012 г. группа совместно с Правительством РФ должна подготовить и внести предложения по 11 приоритетным направлениям работы "Открытого правительства". Среди них - социальная и региональная политика, защита прав граждан, развитие конкуренции и предпринимательства, инновационное развитие, инфраструктура и транспорт. На рабочую группу, в частности, возложены следующие задачи. Это анализ эффективности и результативности деятельности общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, коллегий этих органов и межведомственных комиссий, связанной с учетом мнений и предложений общественных объединений, движений и экспертных организаций. Общественная оценка и экспертиза эффективности структуры федеральных органов исполнительной власти и ее соответствия современным стандартам. Общественное обсуждение и экспертный анализ моделей взаимодействия институтов гражданского общества с органами исполнительной власти в целях повышения качества выработки решений и эффективности их реализации. Указ вступает в силу со дня его подписания. - Указ Президента РФ от 8 февраля 2012 г. N 147 "О призыве граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, на военные сборы в 2012 году"
О призыве "запасников" на военные сборы в 2012 г. Решено в 2012 г. призывать граждан России, пребывающих в запасе, на военные сборы. Срок - до 2 месяцев. Сборы пройдут в ВС РФ, во внутренних войсках МВД России, в федеральных органах госохраны, органах ФСБ России. Сроки проведения сборов согласуются с региональными органами исполнительной власти. Исключение - проверочные сборы. По ним сроки определяются Минобороны России. Указ вступает в силу со дня его официального опубликования. - Приказ Федеральной налоговой службы от 28 декабря 2011 г. N ММВ-7-3/985@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на игорный бизнес, порядка её заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на игорный бизнес в электронном виде"
Декларация по налогу на игорный бизнес: форма, формат представления и порядок заполнения. Утверждены форма, формат представления и порядок заполнения налоговой декларации по налогу на игорный бизнес. Декларация состоит из титульного листа и 5 разделов. Все стоимостные показатели приводятся в полных рублях. Значения менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля. При заполнении декларации должны использоваться чернила черного, фиолетового или синего цвета. Исправлять ошибки с помощью корректирующего или иного аналогичного средства нельзя. Также не допускаются двусторонняя печать декларации и скрепление листов, приводящее к порче бумаги. Каждому показателю соответствует одно поле, состоящее из определенного количества знакомест. В каждом поле приводится только один показатель (исключение - даты). Текстовые поля заполняются заглавными печатными символами. При отсутствии какого-либо показателя во всех знакоместах соответствующего поля проставляется прочерк. Декларация за истекший налоговый период (календарный месяц) представляется в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Она заполняется с учетом изменения количества объектов налогообложения за данный период. Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2012 г. Регистрационный № 23148. - Письмо Федеральной служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 7 февраля 2012 г. N 01/1075-12-23 "Об обороте сыров производства Украина"
Какие украинские сыроделы попали в черный список Роспотребнадзора? Сообщается, что на территории РФ в обращении находятся сыры из Украины, не соответствующие требованиям Техрегламента на молоко и молочную продукцию по содержанию растительных жиров и без указания их на этикетке продукта. Речь идет о продукции ЧП КФ "Прометей" (Черниговская область), а также АО "Пирятинский сырзавод" и ООО "ГАДЯЧСЫР" (Полтавская область). В случае выявления таких сыров следует принимать меры административного реагирования. В частности, необходимо рассматривать возможность квалификации соответствующих противоправных действий по статье 14.7 КоАП РФ "Обман потребителей". При наличии оснований необходимо составлять протоколы по статьям 14.43-14.46 (нарушение требований техрегламентов, недостоверное декларирование соответствия продукции, нарушение порядка реализации, а также маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия). Ввоз в Россию и оборот на ее территории сыров названных производителей решено приостановить.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 9 февраля 2012 - Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. N 93 "Об утверждении перечня научных и инновационных организаций, которые имеют право приглашать в Российскую Федерацию иностранных граждан в качестве научных работников или преподавателей для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью без разрешения на привлечение и использование иностранных работников"
Кто может привлекать иностранцев в качестве научных работников или преподавателей без соответствующего разрешения? Утвержден перечень научных и инновационных организаций, которые могут приглашать в нашу страну иностранных граждан без разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Речь при этом идет о научных работниках или преподавателях, приглашаемых для занятия соответствующей деятельностью. В частности, это организации, входящие в состав научно-производственного комплекса наукограда России; осуществляющие деятельность в технопарках в сфере высоких технологий. Предприятия, подведомственные государственным академиям наук, хозяйственные общества, создаваемые с целью практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. Кроме того, ОАО "РОСНАНО" и создаваемые им некоммерческие организации, ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" и др. - Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. N 88 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
Экспорт товаров за пределы Таможенного союза: новые ставки пошлин. Утверждены новые ставки экспортных таможенных пошлин на товары, вывозимые из России за пределы ТС. Описание и кодирование продукции приведено в соответствие с новой редакцией ТН ВЭД ТС, которая действует с 1 января 2012 г. Изменились ставки пошлин на некоторые виды древесины. Так, экспорт необработанных лесоматериалов из дуба, бука и ясеня облагается по ставке 100 евро за 1 м3 (ранее - 40% от таможенной стоимости, но не менее 50 евро за 1м3). Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г. - Приказ Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 19н "О внесении изменений в приказ Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов"
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов: что нового? Скорректирован порядок кассового обслуживания исполнения федерального, региональных и местных бюджетов. В частности, это касается оснований для проведения операций по кассовым выплатам из федерального бюджета. Для выполнения таких выплат получатели бюджетных средств, а также администраторы источников финансирования дефицита бюджета подают и заявку на получение наличных денежных средств, перечисляемых на карту (код формы по КФД 0531844). Коррективы также посвящены отражению операций по кассовым выплатам и поступлениям на лицевых счетах; особенностям проведения кассовых операций со средствами дополнительного бюджетного финансирования и на обеспечение оперативно-розыскных мероприятий. Речь также идет об особенностях осуществления кассовых операций по перечислению иностранной валюты и по обеспечению клиентов таковой. Уделяется внимание особенностям отражения операций по доведению бюджетных данных при осуществлении кассового обслуживания исполнения региональных и местных бюджетов. Кроме того, ранее Федеральное казначейство или его орган представляли по запросу соответствующего финансового органа справку об операциях по исполнению бюджета (ф. 0531821). Теперь помимо этого указаны следующие документы. Это справка о кассовых операциях со средствами бюджета (ф. 0531855); сводная справка по кассовым операциям (ежедневная) (ф 0531856); сводная справка по кассовым операциям со средствами бюджета (месячная) (ф. 0531857); сводная справка по кассовым операциям со средствами консолидированного бюджета (месячная) (ф. 0531858); справка о свободном остатке средств бюджета (ф. 0531859). Изменения в части формирования и предоставления Федеральным казначейством и его территориальными органами финансовым органам вышеназванных документов вступают в силу с 1 июля 2012 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2012 г. Регистрационный № 23129.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 8 февраля 2012 - Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации"
На какие работы и услуги по технической защите конфиденциальной информации нужна лицензия? Установлен новый порядок лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации. Речь идет о не содержащей гостайну. Определен перечень работ и услуг в названной сфере, подлежащих лицензированию. Это, в частности, контроль защищенности конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа и модификации в средствах и системах информатизации; их проектирование в защищенном исполнении и аттестационные испытания; установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации. Как и ранее, лицензии выдает ФСТЭК России. Лицензионные требования в целом не изменились. Ряд из них конкретизирован. Так, если соискателем лицензии выступает индивидуальный предприниматель, он должен иметь высшее профобразование в области технической защиты информации. Допускается высшее или среднее техническое образование при условии прохождения переподготовки или повышения квалификации по вопросам технической защиты информации. Если соискатель планирует проводить сертификационные испытания продукции, используемой в целях защиты конфиденциальных данных (на соответствие требованиям по безопасности информации), необходимо наличие системы производственного контроля в соответствии с установленными стандартами. Комплект документов, представляемых для получения лицензии, также не претерпел значительных изменений. Правоустанавливающие документы на помещения, предназначенные для ведения деятельности, не требуются, если права на них зарегистрированы в ЕГРП. В этом случае подаются лишь сведения о помещениях. Прописан порядок переоформления лицензии при намерении выполнять новые работы или смене места ведения деятельности. Установлен перечень грубых нарушений лицензионных требований. Они считаются таковыми, если повлекли негативные последствия (например, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне и безопасности государства). Напомним, что грубое нарушение лицензионных требований является основанием для приостановления деятельности. - Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 75 "Об утверждении Положения об осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами"
Проверки СМИ: цензура? Установлен порядок контроля (надзора) за соблюдением законодательства России о СМИ. Этим занимаются Роскомнадзор и его территориальные органы. Речь идет о проверочных мероприятиях, не требующих взаимодействия ведомства с лицами, в отношении которых они проводятся. Проверке подлежат учредители, редакции, издатели и распространители СМИ, госорганы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов, вещатели. Проверяющие органы выполняют аудио- и видеозаписи вышедших в эфир теле- и радиоканалов (программ), запрашивают на время проведения мероприятий экземпляры продукции СМИ у получателей обязательных экземпляров документов. Страницы сетевых интернет-изданий, содержащие запрещенную информацию, распечатываются на бумажном носителе и заверяются проверяющим органом. Роскомнадзор взаимодействует с органами госнаркоконтроля и федеральной службы безопасности, а также уполномоченными в сфере противодействия экстремистской деятельности, с ЦИК России и избирательными комиссиями регионов. Если обнаружены нарушения, составляется докладная записка. На ее основании руководитель контролирующего органа (его заместитель) выносит письменное предупреждение учредителю и (или) редакции (главному редактору) СМИ или принимает решение об организации и проведении проверок. - Постановление Правительства РФ от 31 января 2012 г. N 62 "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка"
Расширены полномочия Росалкогольрегулирования. Внесены коррективы в положение о Росалкогольрегулировании. Так, ведомство осуществляет функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию и в сфере ограничения потребления (распития) алкогольной продукции. Уточнено, что Служба определяет порядок подачи организациями уведомлений, представляемых в числе прочего при поставке и перевозке этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с его содержанием более 25% (ранее - 60%) объема готовой продукции. Росалкогольрегулирование принимает акты, устанавливающие цены, не ниже которых осуществляются закупка (кроме импорта), поставки (кроме экспорта) этилового спирта и алкогольной продукции, а также розничная продажа последней. Служба также устанавливает требования к производственным, складским помещениям и стационарным торговым объектам, используемым для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (кроме требований, закрепленных техрегламентами). Определяет порядок и форму расчета мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с его использованием. Кроме того, Росалкогольрегулирование устанавливает форму лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Ведомство контролирует и надзирает за представлением деклараций об объемах производства и оборота спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% (а не 40%) объема готовой продукции. Проверяет деятельность ИП в части розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Отдельные изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г. - Приказ Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 455 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций"
Регистрация НКО, а также религиозных организаций и представительств иностранных религиозных организаций: единый административный регламент. Утвержден Административный регламент предоставления Минюстом России госуслуги по принятию решения о госрегистрации НКО. Регламент касается регистрации НКО при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о включении в ЕГРЮЛ сведений (их корректировки). Центральный аппарат Министерства принимает решения в отношении общероссийских и международных общественных объединений, политических партий, отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, ТПП РФ и тех, что созданы на территории нескольких регионов, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации в нескольких субъектах РФ, и образуемых ими религиозных организаций (в т. ч. учреждений). Территориальные органы ведомства принимают решения в отношении межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, структурных подразделений политических партий, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории 1 региона, и образуемых ими религиозных организаций (в т. ч. учреждений), иных НКО, которых касается спецпорядок госрегистрации, установленный Законом об НКО. Общий срок предоставления госуслуги (без учета времени на исполнение функций ФНС России/ее органами) не должен превышать 33 дней в отношении общественных объединений, 30 дней - политических партий, 1 месяца и 3 дней или 6 месяцев и 3 дней (при проведении религиоведческой госэкспертизы) - религиозных организаций и 17 рабочих дней - иных НКО. Приказы об утверждении Административных регламентов исполнения Министерством госфункций по принятию решений о госрегистрации НКО, а также религиозных организаций и представительств иностранных религиозных организаций признаны утратившими силу. Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2012 г. Регистрационный № 23117. - Обзор судебной практики по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по гражданским делам Верховным Судом Российской Федерации совместно с верховными судами республик, краевыми, областными судами и равными им судами проведено обобщение практики применения законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по гражданским делам (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14 декабря 2011 г.)
Отказ от предоплаты экспертизы не должен расцениваться судами как отказ стороны от ее проведения. Проанализирована практика, касающаяся назначения и проведения экспертиз по гражданским делам. Приведены статистические данные. Отмечено, что выполнение подавляющей части экспертиз (72,7%) поручается госучреждениям. Проиллюстрированы примеры тех недочетов, которые допускают суды. В основном это неуказание в процессуальных документах части обязательных сведений (сроки проведения экспертизы, ее наименование и т. д.). Указывается, что сроки проведения экспертиз и, соответственно, момент представления ее результатов нельзя определять приблизительными периодами, т. е. нужно обозначать конкретные даты. Среди основных ошибок, допускаемых судами, выделены следующие. Это неправильное определение вида экспертизы; неверное и некорректное формулирование вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении; поручение экспертизы учреждению (эксперту), в чью компетенцию это исследование не входит; направление недостаточного материала. Также суды несвоевременно направляют экспертам определения и материалы, необоснованно и преждевременно назначают экспертизу по делу. Не во всех случаях суды выясняют возможность конкретного экспертного учреждения провести необходимый вид экспертизы (в т. ч. наличие нужной материальной базы). Поэтому следует предварительно запрашивать соответствующие сведения у руководителей учреждений. Особо подчеркивается, что при вынесении решения суды не всегда указывают в его мотивировочной части на распределение судебных расходов, касающихся оплаты проведенной экспертизы. Крайне редко об этом выносится допрешение. На определение суда о назначении экспертизы по вопросам, связанным с судебными расходами, а также о приостановлении производства по делу может быть подана частная жалоба. Указанное определение в части разрешения иных вопросов не препятствует движению дела и потому не подлежит обжалованию в кассационном (апелляционном) порядке. Отмечено, что отказ от предоплаты экспертизы не должен расцениваться как уклонение стороны от участия в ней и приводить к соответствующим последствиям (в виде признания установленным факта, для проверки которого она предполагалась).
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 7 февраля 2012 - Федеральный закон от 6 февраля 2012 г. N 4-ФЗ "О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Российские моряки могут подавать иски о взыскании зарплаты по месту нахождения судна или порта его приписки. Внесены поправки в ГПК РФ. Они касаются исков о взыскании зарплаты и других сумм, причитающихся членам экипажа судна за работу на его борту, расходов на репатриацию и взносов на социальное страхование. Такие требования можно предъявлять также по месту нахождения судна или порта его приписки. Ранее члены экипажей российских морских судов могли подавать иски о взыскании зарплаты только по месту нахождения работодателя (судовладельца). Места регистрации российского морского судна и юрлица-владельца часто не совпадают. Поэтому чаще всего моряки вынуждены были обращаться за защитой своих прав в суд, который расположен не в порту регистрации или нахождения судна и не по месту проживания. - Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам и Банка России от 27 октября 2011 г. N 11-55/пз-н/374-П "Об утверждении Положения о порядке проведения Федеральной службой по финансовым рынкам совместно с Центральным банком Российской Федерации проверок соблюдения требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком"
Как проводятся совместные проверки ФСФР России и ЦБР? Утверждено положение о порядке проведения ФСФР России с ЦБР проверок соблюдения требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Проверка проводится работниками ФСФР России с привлечением служащих Банка России. В должностные обязанности последних должны входить вопросы, касающиеся иностранной валюты и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, исполнение обязательств по которым зависит от изменения курсов валют и значений кредитных ставок. Для привлечения сотрудников банка необходимо направить предложение об этом. К нему прилагаются документы, подтверждающие мотивированное обоснование такого привлечения. Определены требования к служащим Банка России, привлекаемым к участию в проверке, а также их права и обязанности. По результатам проведенной проверки ФСФР России совместно с Банком России составляет акт. Он должен быть подписан участниками проверки. Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 января 2012 г. Регистрационный № 23062. - Постановление ПФР и Фонда социального страхования РФ от 12 декабря 2011 г. N 368п/268 "Об утверждении формы квитанции о приеме местной администрацией от плательщиков страховых взносов - физических лиц денежных средств в счет уплаты страховых взносов, пеней и штрафов, администрируемых территориальными органами контроля за уплатой страховых взносов"
Местная администрация обязана подтвердить факт приема денег от физлиц в счет уплаты страховых взносов, пеней и штрафов: установлена форма квитанции. Плательщики страховых взносов - физлица при отсутствии банка могут их уплачивать через кассу местной администрации. При этом последняя, в частности, обязана при приеме денежных средств выдавать квитанции, подтверждающие этот факт. Утверждена форма квитанции о приеме местной администрацией денежных средств в счет страховых взносов, пеней и штрафов, администрируемых территориальными органами контроля за уплатой страховых взносов. - Письмо Федеральной налоговой службы от 3 февраля 2012 г. N ЕД-4-3/1657@ "О кодах видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур"
Новая форма журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур при расчетах по НДС: рекомендуемые коды для заполнения. Правительство РФ постановлением от 26.12.2011 утвердило новую форму журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС. Для ведения журнала необходимы коды видов операций по НДС. Их утверждает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Приведены коды, которые рекомендуется использовать до издания соответствующего приказа ФНС России. - Обзор по отдельным вопросам судебной практики Верховного Суда РФ о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 1 февраля 2012 г.)
На какие случаи распространяется законодательство о защите прав потребителей? Подготовлен обзор ВС РФ по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей. В частности, обращается внимание на следующее. В случае, когда гражданин, заключивший договор на оказание туристских услуг, отказался от их получения, указанное законодательство применяется. Даже если в договоре об оказании посреднических услуг (напр., риелторских) нет условия об их стоимости, последствия его нарушения регулируются законодательством о защите прав потребителей. Оно применяется и к отношениям, возникающим из договора долевого строительства, заключенного гражданином в целях приобретения в собственность жилья для личных нужд, не связанных с предпринимательством. Снабжающая организация действует незаконно, если она прекращает поставлять топливно-энергетические ресурсы организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные ресурсы. При этом отсутствует соглашение о подаче последних таким абонентам, в т. ч. гражданам-потребителям. При отказе исполнителя добровольно удовлетворить законные требования потребителя взыскивается штраф. Его размер снижается, если уменьшается общая сумма, присужденная в пользу потребителя. В случае, когда иск потребителя о взыскании с застройщика стоимости невыполненных работ и неустойки удовлетворен, на ответчика обязательно налагается указанный выше штраф. По общему правилу обстоятельства, освобождающие от ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательства, возникшего в сфере защиты прав потребителей, доказываются продавцом (изготовителем, исполнителем). В споре между покупателем и продавцом о качестве проданного товара продавец доказывает факт отсутствия недостатков либо факт их возникновения не по его вине.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 6 февраля 2012 - Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 80 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54"
Скорректирован порядок проведения государственного строительного надзора. Внесены изменения в положение о государственном строительном надзоре в России. Установлено, что госнадзор не осуществляется при капитальном ремонте объектов. Срок надзора за строительством, реконструкцией, осуществляемыми на территории г. Москвы, в части уникальных объектов продлен с 1 января 2011 г. до 1 января 2013 г. Надзор за юрлицами и ИП регулируется Законом о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Градостроительным кодексом РФ. Федеральные органы власти осуществляют федеральный государственный надзор, органы власти субъектов Федерации - региональный. Уточнено, какие требования необходимо соблюдать при реконструкции объектов. - Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 74 "Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на никель нелегированный, вывозимый за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе"
С марта экспорт нелегированного никеля подешевеет. С 5 марта 2012 г. ставка экспортной пошлины на никель нелегированный (код ТН ВЭД ТС 7502 10 000 0), вывозимый за пределы ТС, понижается с 2 117,8 до 1 245,5 долл. США за тонну. Напомним, что с 28 мая 2011 г. экспортная пошлина на указанный товар определяется исходя из средней цены на него на Лондонской бирже металлов. Мониторинг цен ежеквартально проводит Минэкономразвития России. Ставка пошлины вводится в действие с 5-го числа 3-го календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга. Постановление вступает в силу с 5 марта 2012 г. - Постановление Правительства РФ от 31 января 2012 г. N 69 "О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров"
Тушение пожаров: новые правила лицензирования. Установлен новый порядок лицензирования деятельности по тушению пожаров. В части тушения пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры лицензирующим органом выступает МЧС России. Разрешение на деятельность по тушению лесных пожаров выдает Рослесхоз. Закреплен перечень лицензионных требований к штату работников, их квалификации, к зданиям, оборудованию и технике соискателя (лицензиата) и пр. Приведен список документов, необходимых для получения лицензии. Чтобы осуществлять деятельность по новому адресу, лицензию нужно переоформить. Это необходимо и в случае, если планируется выполнять иные виды работ. Информация из реестра лицензий (в частности, о предоставлении, переоформлении и аннулировании разрешений) размещается в официальных электронных или печатных СМИ ведомства, а также на информационных стендах в его помещениях. За предоставление и переоформление лицензии, выдачу ее дубликата уплачивается госпошлина. Лицензионный контроль ведется в соответствии с Законом о защите прав организаций и предпринимателей при проведении проверок. Прежний порядок лицензирования утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 28 января 2012 г. N 44 "О порядке участия членов Правительства Российской Федерации и государственных гражданских служащих в высших органах управления государственных корпораций и государственных компаний"
Участие членов Правительства РФ и госслужащих в высших органах управления государственных корпораций и компаний: правила. Определен порядок участия членов Правительства РФ и госслужащих в высших органах управления госкорпораций и госкомпаний. Права (обязанности) необходимо осуществлять (исполнять) добросовестно и разумно. Голосовать по рассматриваемым вопросам следует, руководствуясь в т. ч. поручениями и указаниями Президента РФ и поручениями Правительства РФ. Кроме того, необходимо ежегодно не позднее 1 мая представлять в Правительство РФ и Минэкономразвития России отчет об участии в названных органах. Его форму утвердит Министерство в 3-месячный срок. Названным лицам дано право выносить на рассмотрение названных органов вопросы, отнесенные к их компетенции, в т. ч. в целях исполнения вышеуказанных поручений и указаний. Использовать полученную информацию о деятельности государственных корпораций и компаний в личных интересах, а также в интересах третьих лиц нельзя. - Постановление Правительства РФ от 27 января 2012 г. N 39 "О приостановлении действия некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам технического регулирования"
До конца 2013 г. не действуют некоторые постановления Правительства РФ, касающиеся низковольтного оборудования. С 31 декабря 2010 г. по 1 января 2014 г. было приостановлено действие техрегламента о безопасности низковольтного оборудования. До этой же даты приостановлено действие ряда постановлений Правительства РФ. Так, речь идет о том, где определен порядок обязательного подтверждения соответствия низковольтного оборудования требованиям названного регламента в форме принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации (постановление от 27 декабря 2010 г. N 1157). Это также касается перечней низковольтного оборудования, относящегося к 1-3 группам риска (постановление от 29 июля 2010 г. N 582), а также списка такого оборудования, подлежащего обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные процедуры, предусматривающие возможность его отчуждения или использования по назначению в России (постановление от 2 августа 2010 г. N 594). Кроме того, до конца 2013 г. не действуют единые перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, и той, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (постановление от 1 декабря 2009 г. N 982). - Постановление Правительства РФ от 27 января 2012 г. N 38 "Об утверждении Правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации"
ПФР разрешили инвестировать пенсионные накопления только в рублевые активы? Установлены новые правила инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступающих в ПФР. Перечень активов для инвестирования ограничен государственными ценными бумагами и банковскими депозитами, номинированными исключительно в рублях. Следует отметить, что закон разрешает размещать средства в названные активы в любой валюте, включая иностранную. Рублевые госбумаги должны соответствовать одному из следующих условий: не обращаться на вторичном рынке либо иметь срок погашения не позже 365 календарных дней на дату их приобретения ПФР. Как и ранее, ПФР вправе переводить активы из одного инвестиционного портфеля в другой. Госбумаги могут приобретаться не только через правительственного агента, но и через отобранных по конкурсу. Это касается и привлечения депозитариев. Требования к кредитным организациям, на депозитах которых могут размещаться пенсионные накопления, не изменились. Банки должны входить в специальный перечень, формируемый ФСФР России и публикуемый на официальном интернет-сайте. Регламентирован порядок отбора банков для размещения пенсионных накоплений и заключения с ними договоров депозита. Предварительно кредитные организации подписывают с ПФР соглашения о размещении средств страховых взносов. Они заключаются на 1 год. Заявки отбираются в электронной форме с установлением процентной ставки отсечения. Договоры депозита подписываются с банками, предложившими ставки не ниже установленной. Для каждой кредитной организации определяется лимит на размещение средств страховых взносов. - Постановление Правительства РФ от 27 января 2012 г. N 36 "Об утверждении Правил формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения единого государственного экзамена и приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования и региональных информационных систем обеспечения проведения единого государственного экзамена"
ЕГЭ и прием граждан в вузы/ссузы: федеральная информационная система. Установлено, как формируется и ведется федеральная информационная система обеспечения проведения ЕГЭ и приема граждан в ссузы и вузы. Организация данного процесса возложена на Рособрнадзор. По его решению к эксплуатации системы привлекаются подведомственные учреждения. В систему вносятся сведения о выпускниках школ (ФИО, реквизиты паспорта, профильные предметы и пр.), об участниках ЕГЭ, о расписании, пунктах проведения и результатах экзамена, о поданных апелляциях. В ней также содержатся тестовые задания, штрихкоды, номера и варианты контрольных измерительных материалов, контрольные цифры и правила приема в вузы и ссузы, целевые квоты, количество мест для платного обучения, результаты вступительных испытаний, информация о зачислении и др. Согласие на обработку персональных данных не требуется. Сведения вносятся в систему уполномоченными региональными органами, Рособрнадзором, учредителями российских школ за рубежом, вузами и ссузами. Они проводят мониторинг полноты, достоверности и актуальности подключаемых данных. Ответственным лицам и тем, кто имеют доступ к сведениям, выдаются средства электронной подписи. Определены сроки внесения сведений. Последние хранятся в системе 10 лет. Установлены меры по их защите. Также закреплен порядок формирования и ведения региональных информационных систем обеспечения проведения ЕГЭ. - Постановление Правительства РФ от 27 января 2012 г. N 35 "О внесении изменений в Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации"
МСФО, введенные в действие в нашей стране, размещаются на сайте Минфина России. Уточняется, как в России публикуются Международные стандарты финансовой отчетности и их Разъяснения. Официальным опубликованием документа международных стандартов считается его первое размещение в печатном издании, определяемом Минфином России, или на официальном сайте Министерства. Ранее предусматривалось, что документ международных стандартов публикуется в указанном печатном издании и размещается на сайте Минфина России. Министерство размещает (опубликовывает) на своем сайте в т. ч. документы международных стандартов, введенные в действие в России. Ранее - только информацию о таких документах, находящихся в процессе признания, и сведения об этапе признания. - Постановление Правительства РФ от 26 января 2012 г. N 32 "Об определении Правил декларирования таможенным органам отдельных категорий товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС"
Как декларируют некоторые категории товаров, ввозимых в Россию из стран ТС? Утверждены правила декларирования таможенным органам отдельных категорий товаров, ввозимых в Россию с территорий государств-членов ТC в рамках ЕврАзЭС. Товары декларируются в следующих случаях. В частности, если при выпуске для внутреннего потребления на территории ТС к ним применялись ставки ввозных таможенных пошлин ниже установленных в России. Если на территории государства ТС при ввозе товаров из стран, не являющихся членами ТС, были предоставлены льготы по уплате ввозных пошлин. Декларанту либо таможенному представителю необходимо подать заявление в произвольной форме в 2 экземплярах. В нем указываются наименование налогового органа, сведения о заявителе, получателе и отправителе, информация о каждом товаре. Определен перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению. Документы предоставляются в налоговый орган в течение 5 дней со дня ввоза товаров в Россию. Суммы ввозных таможенных, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин уплачиваются (доплачиваются) заявителем с применением таможенного приходного ордера. Установлен соответствующий порядок. Заявление могут вернуть, если оно подано не в тот орган, неуполномоченным лицом, не указаны все необходимые сведения. Заявитель вправе подать новое в течение 5 дней с момента возврата. Постановление вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования. - Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 декабря 2011 г. N 2817 "Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук"
Защита диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук: как действует диссертационный совет? Определено, как формируется совет по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, организуется его работа. Также установлены права и обязанности учреждения, на базе которого он создается. Диссовет, в частности, определяет соответствие представленных диссертаций установленным критериям; присуждает ученые степени кандидата и доктора наук, принимает решение об их лишении (восстановлении). Он создается по разрешению Минобрнауки России на базе известных своими достижениями в соответствующей отрасли знаний образовательных учреждений высшего, дополнительного профобразования и научных организаций на основании их ходатайств и заключений Высшей аттестационной комиссии. При этом учитываются рекомендации госакадемий наук, ведущих вузов и научных организаций. Диссовет создается для рассмотрения диссертаций на соискание ученой степени не более чем по 3 специальностям научных работников. Общее количество его членов - не менее 19. В состав должны входить не менее 7 докторов наук по каждой отрасли науки каждой специальности научных работников, по которой совет вправе принимать к защите диссертации. Для повышения независимости и объективности аттестации научных и научно-педагогических работников создаются объединенные диссертационные советы. Регламентирована процедура предварительного рассмотрения и защиты диссертации. Так, диссертация на соискание ученой степени кандидата наук принимается к защите в течение 2, а доктора наук - 4 месяцев со дня подачи соискателем всех необходимых документов. В эти же сроки соискателю направляется мотивированное заключение об отказе в приеме работы к защите. Заседание диссертационного совета правомочно, если в его работе принимает участие не менее 2/3 членов списочного состава. Решение о присуждении ученой степени считается положительным, когда за него проголосовало не менее 2/3 участвовавших в заседании членов. Ранее действовавшее положение о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций признано утратившим силу. Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 января 2012 г. Регистрационный № 23080. - Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 октября 2011 г. N 2451 "Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена"
Обновлены правила проведения ЕГЭ. Заново утвержден Порядок проведения ЕГЭ. Экзамен могут сдавать 4 категории лиц. Первая - обучающиеся, освоившие основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования и допущенные к государственной (итоговой) аттестации. Вторая - обучающиеся образовательных учреждений начального и среднего профобразования, освоившие федеральный образовательный госстандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ. Третья - выпускники образовательных учреждений прошлых лет, имеющие документ о среднем (полном) общем, начальном или среднем профобразовании (в т. ч. те, у кого срок действия ранее полученного свидетельства о результатах ЕГЭ не истек). Четвертая - граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств. ЕГЭ проводится по математике, русскому языку, литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английскому, французскому, немецкому, испанскому), информатике и информационно-коммуникационным технологиям. Система оценки результатов ЕГЭ устанавливается Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования. Лица, привлекаемые к организации ЕГЭ, а в период его проведения - также те, кто сдавал экзамен, несут ответственность за разглашение сведений, содержащихся в контрольных измерительных материалах. Рособрнадзору поручено организовать техобеспечение организации и проведения экзамена на федеральном уровне, изготовление бланков ЕГЭ и обеспечение ими экзаменационных госкомиссий в регионах. Приказ об утверждении прежнего порядка признан утратившим силу. Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 января 2012 г. Регистрационный № 23065. - Письмо Федеральной налоговой службы от 1 февраля 2012 г. N ЕД-4-3/1500@ "О применении пункта 9 статьи 346.29 НК РФ"
Магазин переоборудовали в складское помещение: как быть с ЕНВД? Согласно разъяснениям, если магазин переоборудовали в складское помещение, это означает прекращение деятельности в сфере розничной торговли через указанный объект. Если это произошло в феврале, то при исчислении суммы ЕНВД за I квартал по данной торговой точке в налоговой декларации указывается следующее. За февраль отмечается та же величина площади торгового зала магазина, что и за январь. За март в знакоместах по строке 070 ставится прочерк, т. к. розничная торговля через данный объект уже не осуществляется. Значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 в приведенном примере за февраль должно определяться с учетом следующего показателя. Он устанавливается муниципалитетом и применяется при расчете налога при осуществлении деятельности неполный календарный месяц. Единое значение коэффициента за налоговый период в этом случае должно определяться как среднеарифметическое его величин за январь и февраль. - Письмо Федеральной налоговой службы от 1 февраля 2012 г. N ЕД-4-3/1495@ "О кодах видов подакцизных товаров в отношении автомобильного бензина и дизельного топлива класса 4, класса 5 при заполнении налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, представляемых по операциям, совершаемым с 01.01.2012"
Какой код автомобильного бензина класса 4 указывать при заполнении декларации по акцизам? ФНС России сообщает следующее. С 1 января 2012 г. изменились ставки акциза на автомобильный бензин и дизельное топливо. Налогообложение данных товаров происходит в зависимости от класса. В частности, отдельно на автомобильный бензин класса 4 и класса 5, аналогично и в отношении дизельного топлива. Налогоплательщики обязаны представить декларации по акцизам в форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.06.2011 N ММВ-7-3/369@. Отдельные коды видов в отношении автомобильного бензина и дизельного топлива классов 4 и 5 не предусмотрены. До внесения соответствующих изменений в порядок заполнения налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, допускается отражать следующие коды. Автомобильный бензин класса 4 - под кодом 664, класса 5 - 665. Дизельное топливо класса 4 - под кодом 634, класса 5 - 635.
- Информация Банка России от 3 февраля 2012 г. "О ставке рефинансирования и процентных ставках по операциям Банка России"
Ставка рефинансирования пока останется на прежнем уровне. Решено пока не менять ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям Банка России. Напомним, что учетная ставка ЦБР с 26 декабря 2011 г. составляет 8%. Данное решение принято на основе оценки инфляционных рисков и рисков замедления экономического роста. В январе 2012 г. годовой темп прироста потребительских цен снизился до 4,1%. Этому способствовал перенос повышения большинства регулируемых цен и тарифов на середину 2012 г. Уровень ставок денежного рынка рассматривается ЦБР как приемлемый на ближайшие месяцы. |