Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 23 декабря 2011 - Указание ЦБР от 9 декабря 2011 г. N 2742-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 12 ноября 2009 года N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации"
Кредитные организации составляют и представляют отчетность в ЦБР по обновленным формам! Скорректированы формы отчетности кредитных организаций, а также правила их составления и представления в ЦБР. Ряд поправок обусловлен принятием Закона о национальной платежной системе, регулирующего в том числе порядок перевода электронных денег. Установлен особый порядок представления отчетности небанковскими кредитными организациями, имеющими право осуществлять переводы денежных средств без открытия банковских счетов и связанные с ними иные банковские операции. Уточнено понятие крупных кредитных организаций с широкой сетью подразделений. К ним относятся те, что имеют подразделения более чем в 80% субъектов Федерации и величину активов свыше 10 трлн руб. Такие организации подают отчетность в оговоренные для них сроки и порядке. Изменения коснулись также следующих форм отчетности: 0409110 "Расшифровка отдельных показателей деятельности кредитной организации", 0409115 "Информация о качестве активов кредитной организации", 0409135 "Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации", 0409155 "Сведения о финансовых инструментах, отражаемых на внебалансовых счетах". Кроме того, скорректированы формы 0409202 "Отчет о наличном денежном обороте", 0409316 "Сведения о жилищных кредитах", 0409401 "Отчет уполномоченного банка об иностранных операциях", 0409407 "Сведения о трансграничных переводах физических лиц", 0409813 "Сведения об обязательных нормативах (публикуемая форма)" и др. Введены новые формы отчетности 0409410 "Сведения об активах и обязательствах уполномоченного банка по видам валют и странам" и 0409602 "Информация о лицах, которым поручено проведение идентификации". Указание вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие. Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2011 г. Регистрационный N 22650. - Указание ЦБР от 12 декабря 2011 г. N 2749-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 3 октября 2002 года N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации"
Бесспорное списание денежных средств возможно только на основании инкассовых поручений. Порядок осуществления безналичных расчетов приведен в соответствие с Законом о национальной платежной системе. Так, под платежным требованием понимается расчетный документ, содержащий требование получателя средств, предъявляемое на основании договора с плательщиком, о списании банком денег с банковского счета плательщика с его согласия. Акцепт плательщика обязателен. Он может быть дан заранее. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. Исключена норма о том, что он должен быть не менее 5 рабочих дней. Уточнено, что при недостаточности денежных средств на счете прием расчетных документов и списание осуществляются в соответствии с законодательством и договором. Уточнен порядок расчетов по инкассо. Получатель средств (взыскатель) представляет в обслуживающий его банк платежные требования и инкассовые поручения при реестре переданных на инкассо расчетных документов формы 0401014. В бесспорном порядке денежные средства списываются на основании инкассовых поручений. Как и ранее, они применяются при взыскании денег по исполнительным документам или в соответствии с законодательством (в том числе контролирующими органами). Названные расчетные документы используются также в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, если обслуживающему плательщика банку предоставлено право на списание средств с его счета. Банки вправе открывать на имя каждого филиала по месту его нахождения корреспондентский субсчет в подразделении расчетной сети ЦБР. Это касается и филиалов, обслуживающихся в одном подразделении расчетной сети Банка России с головной кредитной организацией или другим ее филиалом. Указание вступает в силу с 29 декабря 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2011 г. Регистрационный № 22649. - Приказ Федеральной налоговой службы от 21 ноября 2011 г. N ММВ-7-2/891@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 9 апреля 2008 г. N ММ-3-2/152@ "Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники"
Форма заявления о регистрации ККТ стала более подробной. Утверждена новая форма заявления о регистрации ККТ. Она представляется не только для регистрации ККТ, но и при снятии с нее, а также в случаях перерегистрации. В заявлении дополнительно приводится информация об использовании ККТ в составе платежного терминала (банкомата), указываются номер последнего, а также учетный и индивидуальный номер марки-пломбы. Кроме того, нужно отметить номер и год выпуска средства визуального контроля, используемого на ККТ; ИНН лица, осуществляющего техподдержку; код допуска для входа в режим налогового инспектора. Указываются наименование и ИНН того, кто предоставляет в пользование (аренду) помещение, в котором установлена ККТ, номер и дата заключения с ним договора. Также обновлена форма карточки регистрации ККТ. Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 декабря 2011 г. Регистрационный № 22578. - Указание ЦБР от 31 октября 2011 г. N 2723-У "Об инсайдерской информации Банка России"
Какую информацию можно будет узнать о банках на сайте ЦБР с 1 января 2012 г.? Установлен перечень инсайдерской информации, которая с 1 января 2012 г. будет размещаться на официальном сайте ЦБР. В частности, можно будет узнать о госрегистрации выпуска (в том числе дополнительного) ценных бумаг банка/отказе в ней, признании его несостоявшимся, аннулировании его госрегистрации и приостановлении (возобновлении) эмиссии ценных бумаг. Кроме того, доступными станут сведения об отзыве (аннулировании) у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, запретах на привлечение вкладов физлиц и на ведение их банковских счетов. На сайте также разместят данные о проводимых в отношении банка проверках (место, вид и др.) и частично об их результатах. Не станет секретом и информация о привлечении юрлица и его руководителя к административной ответственности. Определены кредитные организации, в отношении которых будут размещаться указанные сведения. Указание вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 ноября 2011 г. Регистрационный № 22403. - Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 сентября 2011 г. N 1054н "Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником"
ФСС России: как регистрируются и снимаются с учета страхователи-физлица, заключившие трудовой договор с работниками? Регламентировано, как территориальные органы ФСС России регистрируют и снимают с учета страхователей-физлиц, с которыми работники заключили трудовой договор. За оказанием услуги могут обратиться физлица, в том числе индивидуальные предприниматели, а также их представители. Последние должны иметь нотариально заверенную или приравненную к ней доверенность. Физлица, заключившие трудовой договор с работниками, регистрируются в качестве страхователей в течение 5 рабочих дней с даты представления последнего из необходимых документов. Они снимаются с учета в течение 14 рабочих дней с момента подачи заявления об этом. При этом днем представления документов считается тот, когда они были переданы должностному лицу (при личном обращении) или поступили в ФСС России (при направлении их по почте или в электронном виде). При смене места жительства страхователя его учетное дело передается в территориальный орган Фонда по новому адресу. Срок - 5 рабочих дней. Там лицо регистрируется в качестве страхователя в течение 5 рабочих дней с момента поступления дела. Перечислены документы, предоставляемые в территориальный орган ФСС России для оказания услуги. Установлены показатели ее доступности и качества. Среди них - удовлетворенность получателей услуги ее качеством, соблюдение сроков ее оказания, отсутствие обоснованных жалоб со стороны заявителей. Уделено внимание формам контроля за исполнением регламента, а также досудебному (внесудебному) порядку обжалования решений и действий (бездействия) ФСС России и его должностных лиц. Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 ноября 2011 г. Регистрационный № 22381. - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 ноября 2011 г. N 71 "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях, и признании утратившим силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.06.2007 N 41 "О применении арбитражными судами статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в части регулирования сроков предъявления к исполнению постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях"
Актуализирован ряд разъяснений, касающихся правил рассмотрения арбитражными судами административных дел. Подобная корректировка обусловлена значительным изменением законодательства с момента их подготовки. Так, в частности, Закон о валютном регулировании от 1992 г. утратил силу. Вместо него действует аналогичный закон от 2003 г. Это же касается и Закона о госпошлине. Взамен с 2005 г. применяются соответствующие нормы НК РФ. В связи с этим исключены некоторые разъяснения по применению прежних актов. Часть редактуры коснулась подведомственности и подсудности дел арбитражным судам. Уточнено, что данные суды рассматривают подведомственные им дела о соответствующих правонарушениях в т. ч. лиц, которые утратили статус предпринимателя после их совершения. Согласно поправкам, внесенным в КоАП РФ, срок давности исполнения постановлений о назначении административного наказания был продлен с года до 2 лет. Соответственно, судебный акт о привлечении к этой ответственности может быть исполнен в течение 2 лет (а не года как ранее). Вместо Закона об исполнительном производстве от 1997 г. был введен аналогичный закон от 2007 г. Согласно новым правилам исполнительный лист на основании акта арбитражного суда по административному делу не выдается, т. е. принудительное исполнение производится непосредственно на основании такого акта. Даны разъяснения по этому поводу. Разобраны правила подготовки дел к разбирательству, направления судебных извещений. Если речь идет правонарушении, связанном с деятельностью филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юрлица, извещение должно направляться по 2 этим адресам. Рассмотрена возможность самостоятельного оспаривания решений, действий (бездействия) административных органов, принятых ими (допущенных) в рамках применения мер обеспечения производства по делу. Такое допускается только до вынесения ими постановления о привлечении лица к ответственности или до направления материалов по делу в суд. Указаны правила, которые должны соблюдаться при назначении административных наказаний в виде штрафа, конфискации орудия совершения или предмета правонарушения, административного приостановления деятельности, дисквалификации. - Информационное письмо от 20 декабря 2011 г. "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за ноябрь 2011 года"
В ноябре ставка НДПИ возросла. С 1 января 2007 г. ставка НДПИ в отношении нефти, составляющая 419 руб. за 1 т добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, умножается на коэффициенты, характеризующие динамику мировых цен на нефть (Кц) и степень выработанности конкретного участка недр (Кв). Приведены данные для расчета НДПИ в отношении нефти за ноябрь 2011 г. При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 110,80 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 30,8622 значение Кц определено как 11,3280 (в предыдущем налоговом периоде - 11,2579). Значение Кв устанавливается налогоплательщиком самостоятельно. Таким образом, в связи с повышением цен на нефть ставка НДПИ по сравнению с предыдущим налоговым периодом увеличилась. Данные, применяемые для расчета НДПИ за октябрь 2011 г., приведены в письме ФНС России от 21 ноября 2011 г. N ЕД-4-3/19377. - Письмо Федеральной налоговой службы от 20 декабря 2011 г. N ЕД-4-3/21748@ "О рекомендуемых формах документов для регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес"
Процессинговые центры, пункты приема ставок тотализатора и букмекерской конторы обложили налогом на игорный бизнес. Но как их зарегистрировать? Каждый объект обложения налогом на игорный бизнес регистрируется в налоговом органе по месту его установки (открытия) не позднее чем за 2 дня до этого. Для этого необходимо соответствующее заявление налогоплательщика, налоговый орган же выдает свидетельство о регистрации. С 1 января 2012 г. в перечень объектов налогообложения включены процессинговые центры, пункты приема ставок тотализатора и букмекерской конторы. Налогоплательщикам предлагается для их регистрации использовать заявление, форма которого приведена. Срок - до вступления в силу приказа Минфина России об утверждении соответствующих форм. Дело в том, что в настоящее время используются документы, в которых поля для отражения информации, необходимой для регистрации названных объектов, отсутствуют. - Информация ЦБР от 23 декабря 2011 г.
Банк России снизил ставку рефинансирования с 8,25 до 8%. На 0,25 процентных пункта снижена ставка рефинансирования Банка России. С 26 декабря 2011 г. она составляет 8%. Также понижаются ставки по отдельным операциям предоставления ликвидности на фиксированных условиях. При этом ставки по депозитным операциям на фиксированных условиях повышаются на 0,25 процентных пункта. Так, ставки по сделке "валютный своп", кредиту "овернайт" равны 8% годовых.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 22 декабря 2011 - Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 г.
Глава государства обозначил первоочередные задачи на ближайшее время Президент РФ обратился к Федеральному Собранию с ежегодным посланием. Названы главные достижения, обозначены основные итоги работы. В частности, за 4 года в стране родились более 6 млн детей. Взят курс на модернизацию экономики. Наша страна принята в ВТО. Модернизированы Вооруженные Силы. Заключен новый российско-американский договор об СНВ. Определены приоритеты на ближайшую перспективу. Так, необходимо, чтобы руководители регионов избирались прямым голосованием. Нужно ввести упрощенный порядок регистрации партий. Предложение Президента - по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50% регионов страны. Следует отказаться от сбора подписей для участия в выборах в Государственную Думу РФ и в региональные законодательные органы. Сократить количество подписей, необходимых для участия в президентских выборах, до 300 тыс. А для кандидатов от непарламентских партий - до 100 тыс. Ввести пропорциональное представительство по 225 округам. Будет внесен пакет законопроектов о децентрализации. В ряде регионов начнется взимание налога на недвижимость взамен имущественных налогов. Должна быть создана федеральная контрактная система. Следует ввести контроль за крупными расходами лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и некоторые должности федеральной госслужбы. Ограничить сделки между государственными структурами и коммерческими организациями, в которых крупными акционерами (руководящими работниками) являются близкие родственники руководителей соответствующих государственных органов и компаний. Важно принять дополнительные меры, чтобы стимулировать семейные формы устройства детей-сирот. Один из ближайших шагов - создание системы самостоятельных экзаменационных комиссий, через которые будут проходить все кандидаты на должность судьи. Стоит подумать об обязательном применении примирительных процедур при некоторых видах споров. Нужно решить вопрос о создании общественного телевидения (возможно, на базе одного из существующих федеральных каналов). - Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 899 "О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом"
Вводится обязательное предварительное информирование в отношении товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза (ТС) автотранспортом. Уполномоченные экономические операторы, перевозчики, таможенные представители или иные заинтересованные лица представляют данные в отношении этих товаров не менее чем за 2 часа до их ввоза. Если товары предполагается поместить под процедуру таможенного транзита в месте прибытия, предварительные сведения представляются в информационную систему таможенных органов государства, в котором расположено место прибытия, в объеме, установленном для транзитной декларации. Перечислены необходимые данные. Указано, какая предварительная информация представляется в иных случаях. Таможенные органы анализируют полученные сведения с использованием системы управления рисками. Срок - 2 часа с момента получения. Предварительная информация сопоставляется с транспортными (перевозочными), коммерческими и (или) иными документами. Выявленные расхождения учитываются при принятии решения о применении форм таможенного контроля. Если сведения не представлены в предварительном порядке, то заинтересованное лицо в течение ближайших 2 часов должно направить необходимые данные в информационную систему таможенных органов государства, на территории которого расположено место прибытия. Решение вступает в силу по истечении 180 дней с даты его официального опубликования. Исключение - нормы о поручениях руководителям таможенных служб и Министерствам иностранных дел государств-членов ТС. Они вступают в силу со дня опубликования решения. - Указание ЦБР от 12 декабря 2011 г. N 2748-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 1 апреля 2003 года N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации"
Вносятся изменения в порядок осуществления физлицами безналичных расчетов. Они обусловлены принятием Закона о национальной платежной системе. При осуществлении безналичных расчетов по текущим счетам граждане могут применять установленные законодательством соответствующие формы с учетом существующих особенностей. Ранее указывалось, что речь шла о расчетах платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, по инкассо. Утратило силу положение, согласно которому физлицо для открытия текущего счета представляло паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, карточку с образцами подписей и оттиска печати формы 0401026 Общероссийского классификатора управленческой документации ОК 011-93 и др. Также не применяются правила, которые регламентировали порядок передачи одним физлицом другому права распоряжения деньгами, находящимися на его текущем счете, на основании доверенности. Установлены особенности реализации расчетов платежными требованиями. Последние на списание средств со счета плательщика заполняются физлицом на бланках формы 0401061 по аналогии с бланками формы 0401071 инкассового поручения. Указание подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России". Оно вступает в силу с 29 декабря 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2011 г. Регистрационный № 22647. - Приказ Федеральной налоговой службы от 21 ноября 2011 г. N ММВ-7-3/892@ "Об утверждении формы Сведений о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов, о численности работников в штате организации и о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации"
Образование и медицина: какие сведения нужно представить, чтобы обосновать применение нулевой ставки налога на прибыль? При соблюдении ряда условий организации, занимающиеся образовательной и (или) медицинской деятельностью, могут применять нулевую ставку налога на прибыль. Так, в штате непрерывно в течение налогового периода должны состоять не менее 15 работников. При этом медперсонал, имеющий сертификат специалиста, должен составлять не менее половины от общей численности сотрудников в соответствующей организации. Кроме того, необходимо, чтобы доходы от указанной деятельности составляли минимум 90%. Сведения о доле доходов и численности работников подаются организацией в инспекцию по месту своего нахождения в те же сроки, что и декларация по налогу на прибыль. Утверждена форма для представления указанных сведений. Приказ применяется начиная с представления декларации за налоговый период 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2011 г. Регистрационный № 22525. - Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 октября 2011 г. N 1141н "О внесении изменений в приложения N 1, 2 и 4 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 декабря 2009 г. N 959н "О порядке регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей и лиц, приравненных к страхователям"
Упрощен порядок постановки на учет в ФСС РФ юрлиц по месту нахождения обособленных подразделений и граждан. Скорректирован порядок регистрации и снятия с учета страхователей в территориальных органах ФСС РФ при соцстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Речь идет о постановке на учет юрлиц по месту нахождения их обособленных подразделений; физлиц, заключивших трудовой договор с работником; граждан, занимающихся частной практикой и добровольно вступивших в отношения по соцстрахованию. Формы заявлений о регистрации (снятии с учета) установлены соответствующими административными регламентами ФСС РФ. Их можно подать в письменном или электронном виде. Сокращен перечень необходимых документов для регистрации юрлиц. Так, не нужно представлять материалы, подтверждающие создание обособленного подразделения, и извещение о регистрации самой организации в качестве страхователя. Надо подать в территориальный орган ФСС РФ лишь заявление и документы, подтверждающие наличие у обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета и начисление им выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц. Граждане подают вместе с заявлением трудовые книжки нанимаемых работников (трудовые договоры с ними), а также предъявляют паспорт. Занимающиеся частной практикой представляют лишь паспорт. Для снятия с учета помимо заявления организации представляют документы о прекращении у обособленного подразделения полномочий по ведению отдельного баланса, расчетного счета или начислению выплат сотрудникам. Физлица подают материалы о прекращении действия трудового договора с последним из принятых работников. Все остальное запрашивается межведомственно. При этом заявители (страхователи) вправе подать необходимые документы самостоятельно, но не обязаны это делать. В случае изменения места нахождения обособленного подразделения (жительства) заявление о постановке на учет подается по месту регистрации в территориальном органе Фонда. Граждане, занимающиеся частной практикой, вправе сняться с учета по собственной инициативе. Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2011 г. Регистрационный № 22521. - Приказ Федеральной налоговой службы от 16 декабря 2011 г. N ММВ-7-3/934@ "Об утверждении форм документов для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей"
Утверждены новые рекомендуемые формы документов для применения ЕСХН. Это заявление о переходе на указанную систему налогообложения, сообщение об утрате права и уведомление об отказе ее применять, сообщения о несоответствии требованиям ЕСХН и невозможности рассмотрения заявления, информационное письмо. Новые формы существенно не отличаются от прежних. Установлено, что один экземпляр информационного письма и сообщения о невозможности рассмотрения заявления выдается налогоплательщику (пересылается по почте) или его уполномоченному представителю. Ранее также предусматривалась возможность его отправки в электронном виде по ТКС.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 21 декабря 2011 - Приказ Федеральной налоговой службы от 10 ноября 2011 г. № ММВ-7-3/760@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)"
По доходам за налоговый период 2011 г. граждане должны отчитаться по новой форме 3-НДФЛ Утверждены новые форма, формат налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) и порядок ее заполнения. Так, теперь при расчете налоговой базы и размера налога сумма, внесенная по налоговому уведомлению на его уплату в связи с сообщением налогового агента о невозможности удержать налог и величине задолженности налогоплательщика, отдельно не выделяется. При расчете налогооблагаемого дохода от операций с ценными бумагами, а также с финансовыми инструментами срочных сделок нужно учитывать следующее. Введены разделы для расчета НДФЛ по операциям РЕПО, а также займа с ценными бумагами. Форма и формат налоговой декларации по НДФЛ применяется начиная с налогового периода 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 Декабря 2011 г. Регистрационный N 22575. - Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 7 декабря 2011 г.)
Чтобы увеличить ответственность поручителя по кредиту, не всегда требуется заключать с ним допсоглашение В обзор включены материалы дел, иллюстрирующих выводы, которые были сформулированы при пересмотре гражданских, административных, уголовных дел. В частности, затронут вопрос о корректировке условий кредитного обязательства, обеспеченного поручительством, если такое изменение может повлечь увеличение ответственности поручителя. Указывается, что в этом случае не требуется заключать допсоглашение между займодавцем и поручителем, если последний ранее в договоре поручительства уже выразил свое согласие на подобные изменения. Страховщик не вправе требовать (в порядке регресса) выплаченные суммы страхового возмещения с тех лиц, которые были допущены собственником автомобиля к управлению и включены в договор страхования (т. е. в полис ОСАГО). Отвечать за вред, причиненный автомобилю в ДТП, произошедшем из-за повреждения дорожного покрытия, должна организация, которая приняла на себя обязательства по содержанию дороги. Относительно льгот по оплате жилья поясняется, что лицо не может быть лишено их по причине отсутствия прописки по месту фактического проживания. Если договор, на основании которого военнослужащий был обеспечен жильем, признан недействительным, то это само по себе не может служить основанием для его выселения без предоставления иного помещения. Районный коэффициент и процентная надбавка (предусмотренные для районов Крайнего Севера) должны применяться в зависимости от того, в какой местности лицо выполняет свои трудовые обязанности (а не исходя из адреса расположения организации-работодателя). При подаче в суд иска об обращении взыскания на заложенное имущество (без требования о взыскании денег) госпошлина уплачивается исходя из размеров, предусмотренных для заявления неимущественного характера. НК РФ предусматривает спецнормы, регулирующие порядок взыскания налога (сбора, пеней, штрафов) за счет имущества физлица. Относительно применения этих положений поясняется, что подобные требования предъявляются налоговым органом (таможней) в порядке приказного производства. В порядке искового производства они могут быть предъявлены только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (и не позднее 6 месяцев от этой даты). Если имеется несогласие физлица, требование предъявляется только в порядке искового производства. - Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 ноября 2011 г. N 149
Идет процесс актуализации разъяснений по вопросам рассмотрения административных дел в арбитражах. Более не применяется разъяснение, согласно которому по делам о привлечении к административной ответственности не может проводиться предварительное заседание. Также признается не подлежащим применению в целом информационное письмо по вопросам, касающимся исполнения постановлений по указанным делам. Подобная отмена обусловлена тем, что с момента подготовки были внесены значительные изменения в законодательство, в т. ч. в АПК РФ в части регулирования порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях. В связи с этим Пленумом ВАС РФ в ноябре 2011 г. были подготовлены актуальные разъяснения.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 20 декабря 2011 - Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2011 г. N 28-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Остаева"
Гарантии при увольнении должны быть и у отцов, если они - единственные кормильцы в многодетной семье! ТК РФ закрепляет определенные гарантии для матерей, имеющих детей до 3-х лет. В частности, работодатель не вправе их уволить по своей инициативе, если речь не идет о ликвидации организации, прекращении деятельности предпринимателем или совершении ими виновных действий. Такой же запрет закреплен и для иных лиц, которые воспитывают малолетних детей без матери. Внимание КС РФ привлек вопрос о том, могут ли данные нормы применяться в отношении отцов. Он счел положения неконституционными. Они являются таковыми в той части, в которой исключают возможность пользоваться названной гарантией отцу, который является единственным кормильцем в многодетной семье, имеющей малолетних детей (в т. ч. ребенка в возрасте до 3 лет), где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается воспитанием. Как указал КС РФ, оспариваемые нормы предоставляют названную гарантию работающей женщине только исходя из факта наличия у нее ребенка до 3-х лет (т. е. независимо от ее семейного положения, совместного или раздельного проживания с его отцом, наличия или отсутствия дохода в семье и т. п.). Что же касается отца такого ребенка, запрет на указанное увольнение распространяется на него только в том случае, если он занимается воспитанием без матери. Между тем предоставление подобной гарантии не может ставиться в зависимость исключительно от того, кто - мать или отец - работает (состоит в трудовых отношениях), а кто ухаживает за детьми. Подобная дифференциация не учитывает всех значимых обстоятельств. Она может приводить к не имеющим объективного и разумного оправдания различиям, а соответственно, и к нарушению принципов равенства и справедливости. Как подчеркнул КС РФ, федеральный законодатель вправе определить условия предоставления названной гарантии подобным отцам. При этом могут быть использованы и иные правовые механизмы, обеспечивающие таким многодетным семьям господдержку на случай утраты единственным кормильцем работы и заработка. В частности, могут быть установлены допмеры, которые позволили бы на период поиска работы таким отцом поддерживать в семье достаточный для содержания детей уровень благосостояния (пособия, временные выплаты и т. д.). - Приказ Минтранса РФ от 21 ноября 2011 г. N 290 "Об утверждении формы талона технического осмотра транспортных средств (в том числе его электронной формы) и правил заполнения талона технического осмотра транспортных средств"
Талон техосмотра транспортного средства: форма и правила заполнения. Утверждены форма, электронная форма и правила заполнения талона техосмотра транспортного средства (ТС). Электронная форма представляет собой запись в базе данных единой автоматизированной информсистемы техосмотра. Номер талона в электронной форме ставится на основе данных, представленных в соответствующей графе бумажного талона. Графы "Марка, модель и модификация ТС", "Идентификационный номер ТС (VIN)", "Категория ТС" заполняются на основе данных, указанных в соответствующих графах свидетельства о регистрации или паспорта ТС. Графа "Идентификационный номер ТС (VIN)" заполняется, если такой номер присвоен ТС его изготовителем. В графе "Особые отметки" указываются сведения, позволяющие идентифицировать ТС (номера кузова, государственного регистрационного знака, другие данные). Это касается случаев отсутствия VIN. Если какая-либо из граф не заполняется, в ней ставится прочерк. Приказ вступает в силу с 1 января 2012 г. Напомним, что с этой даты проведение техосмотра передается частным организациям-операторам. Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 декабря 2011 г. Регистрационный № 22590. - Указание ЦБР от 17 ноября 2011 г. N 2732-У "Об особенностях формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по операциям с ценными бумагами, права на которые удостоверяются организациями (депозитариями)"
Что учитывать при формировании резерва на возможные потери по операциям с ценными бумагами, права на которые удостоверяются организациями (депозитариями)? Установлены особенности формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по операциям с ценными бумагами, права на которые удостоверяются организациями (депозитариями). Они не касаются бумаг, права на которые удостоверены организацией (депозитарием), удовлетворяющей одному из определенных критериев. В частности, речь идет о центральном (согласно законодательству страны его регистрации) либо о расчетном (в соответствии с российским законодательством) депозитарии, о депозитарии, у которого депозитарный рейтинг не ниже уровня "А+" по классификации международной рейтинговой компании "Thomas Murray", др. Резерв формируется в валюте России с момента отражения соответствующих ценных бумаг и до момента прекращения их учета на балансовых (внебалансовых) счетах. Последние предусмотрены Планом счетов бухучета в кредитных организациях (положение Банка России от 26 марта 2007 г. N 302-П). Элементами расчетной базы резерва является стоимость ценных бумаг (кроме учтенных организацией векселей). Резерв формируется в размере 50% балансовой стоимости бумаг или их стоимости, отраженной на внебалансовом счете. Кроме того, уделено внимание надзору за формированием организациями резерва. Указание вступает в силу по истечении 6 месяцев после дня официального опубликования в "Вестнике Банка России". Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г. Регистрационный № 22544. - Указание ЦБР от 15 ноября 2011 г. N 2730-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 24 декабря 2004 года N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт"
Положение ЦБР об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт: что изменилось? Скорректировано Положение ЦБР об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт. В частности, закреплено, что держателем предоплаченной карты может быть только физлицо. Расчеты по ней осуществляются кредитной организацией-эмитентом от своего имени за счет средств, предоставленных держателем, или тех, что поступили эмитенту в пользу последнего (если это предусмотрено договором). Упоминание о рекомендуемом лимите предоплаченной карты в 5 тыс. руб. исключили. Вместо этого установлена верхняя граница лимита - 100 тыс. руб. Средства для увеличения размера обязательств по предоплаченной карте могут предоставляться (перечисляться) эмитенту в пределах лимита. Общая сумма такого предоставления (перечисления) по карте, идентификация держателя которой не проводилась, не должна превышать 40 тыс. руб. в течение календарного месяца. Установлено, что для распространения своих платежных карт кредитная организация вправе привлекать банковских платежных агентов. Средства, поступающие в кредитную организацию от юрлица, ИП при возврате платежа, совершенного с использованием предоплаченной карты, увеличивают размер обязательства по данной карте в пределах ее лимита (если договором между держателем и эмитентом не предусмотрен иной порядок выплаты возвращаемых сумм). Указание вступает в силу по истечении 10 дней после даты его официального опубликования в "Вестнике Банка России". Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2011 г. Регистрационный № 22528. - Указание ЦБР от 13 декабря 2011 г. N 2750-У "О признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России"
С 2012 г. утрачивает силу прежний порядок ведения кассовых операций. С 1 января 2012 г. начинает действовать новый порядок ведения кассовых операций. В связи с этим утрачивают силу прежний порядок осуществления данных операций и письмо, которым сообщалось о его утверждении. Кроме того, утрачивают силу Положение ЦБР о правилах организации наличного денежного обращения, а также акт, вносивший в них изменения. Указание вступает в силу с 1 января 2012 г.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 19 декабря 2011 - Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки"
С 1 июля 2013 г. вступает в силу техрегламент Таможенного союза, устанавливающий требования к маркировке пищевой продукции. Принят технический регламент Таможенного союза (ТС), устанавливающий требования к маркировке пищевой продукции. Он вступает в силу с 1 июля 2013 г. До 15 февраля 2015 г. допускается производить и выпускать в обращение пищевую продукцию в соответствии с обязательными требованиями к ее маркировке, установленными нормативными правовыми актами ТС или законодательством государства-члена ТС до 1 июля 2013 г. Такая продукция может обращаться в течение срока годности, предусмотренного указанным законодательством. Решение вступает в силу с даты его официального опубликования. - Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции"
С 1 июля 2013 г. вступает в силу техрегламент ТС, касающийся безопасности пищевой продукции. Установлены перечни стандартов, в результате применения которых обеспечивается добровольное соблюдение требований техрегламента. Определены правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в т. ч. правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения указанных требований. До 15 февраля 2015 г. разрешается производить и выпускать в обращение продукцию в соответствии с прежними требованиями. Она маркируется национальным знаком соответствия (а не единым для ТС). В этот же срок госреристрации в соответствии с требованиями техрегламента подлежит следующая продукция. Природная столовая минеральная вода; бутилированная питьевая вода, расфасованная в емкости; тонизирующие напитки; пищевые добавки (в т. ч. комплексные); ароматизаторы, бактериальные закваски, пищевые продукты, полученные с использованием трансгенных организмов, и др. Документы об оценке (подтверждении) соответствия продукции, выданные или принятые до вступления в силу техрегламента, действительны до окончания указанного в них срока, но не позднее 15 февраля 2015 г. Исключение - материалы, выданные или принятые до дня официального опубликования данного решения. Они действительны до окончания срока их действия. Решение вступает в силу с даты его официального опубликования. - Приказ Федеральной налоговой службы от 24 ноября 2011 г. N ММВ-7-11/895 "Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения"
Налог на имущество организаций: новые формы декларации и расчета по авансовому платежу. Полномочия по утверждению форм налоговых деклараций от Минфина России были переданы ФНС России. В связи с этим Службой утверждены новые форма декларации по налогу на имущество организаций и порядок ее заполнения. Новая форма существенно не отличается от той, которая была утверждена Минфином России. Так, предусмотрены графы, в которых указываются код реорганизации и ИНН/КПП правопреемника юрлица. Декларация дополнительно подается в налоговые органы по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения. Аналогичным образом обновлены форма налогового расчета по авансовому платежу и порядок ее заполнения. Дополнительно утверждены форматы представления декларации и расчета. Приказ вступает в силу начиная с представления декларации за налоговый период 2011 г. и расчетов по авансовым платежам за I квартал 2012 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г. Регистрационный № 22542. - Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 4 октября 2011 г. N 11-46/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг"
Раскрытие информации эмитентами ценных бумаг: новое положение. Положение регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации АО, раскрытия данных на этапах эмиссии, а также в форме проспекта ценных бумаг, сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента, ежеквартального отчета указанного лица и сообщений о его существенных фактах. Кроме того, устанавливаются требования к порядку раскрытия эмитентами иных данных об исполнении их обязательств и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам. Действие положения распространяется на всех эмитентов (в т. ч. иностранных, включая международные финансовые организации), ценные бумаги которых размещаются и (или) обращаются в нашей стране. Исключение - ЦБР, а также эмитенты российских государственных и муниципальных ценных бумаг. По общему правилу информация раскрывается на русском языке. Определенные данные обязательно публикуются в информресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информагентством. Прежнее положение признано утратившим силу. Приказ вступает в силу по истечении 10 дней с даты его официального опубликования, за исключением отдельных положений, применяемых с 1 сентября 2012 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 декабря 2011 г. Регистрационный № 22470. - Распоряжение Правительства РФ от 13 декабря 2011 г. N 2231-р "О подписании Протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации"
Россия вступает в ВТО! Правительством РФ одобрен проект Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. Протокол от имени нашей страны был подписан 16 декабря 2011 г. Минэкономразвития России. Он вступает в силу на 30-й день после его принятия Российской Федерацией (на внутренние ратификационные процедуры отведено 220 дней). С этого момента Россия становится членом ВТО. Одновременно одобрены двусторонние договоренности по доступу на рынки товаров и услуг, включая достигнутые в отношении права пользования системой тарифных преференций. Напомним, что переговоры о вступлении нашей страны в ВТО велись с 1993 г. Эта организация объединяет более 150 стран и регулирует свыше 97% мировой торговли. |