Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 15 июля 2011 - Постановление Правительства РФ от 12 июля 2011 г. N 562 "Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита"
Инвестиционный налоговый кредит: расширен список энергоэффективных объектов и технологий. Организация, вкладывающая в создание объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, вправе получить инвестиционный налоговый кредит. Пересмотрен перечень таких объектов и технологий. Он включает 56 наименований (ранее - 4). В него, в частности, вошли объекты и технологии по производству высокотемпературных сверхпроводников, легковых автомобилей, картона, бумаги, целлюлозы, синтетического каучука, удобрений, электроферросплавов, по освещению на основе светодиодов. Также речь идет об оптимизации режима работы тепловых сетей и электросетей, автоматизации процессов нагрева в печах различного назначения, трубопроводной транспортировке газа и нефти и др. Напомним, что указанный кредит позволяет в течение определенного срока и в установленных пределах уменьшать налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой его суммы и начисленных процентов. Он предоставляется по налогу на прибыль, а также региональным и местным налогам. Сумма кредита составляет 100% стоимости оборудования, приобретенного для создания названных объектов и технологий. - Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 мая 2011 г. N 145
Контрагенты причинили ущерб, выполняя незаконное требование госоргана. Кто возместит вред? Подготовлены рекомендации, касающиеся возмещения вреда, который причинен органами власти и их должностными лицами. На примере материалов конкретных дел проиллюстрированы выводы по вопросам, связанным с процессуальными моментами, с обстоятельствами, которые должны устанавливаться судами при рассмотрении такого рода дел. В частности, указывается, что по общему правилу иск о возмещении такого вреда подается по месту нахождения органа, который его причинил. Исключения могут предусматриваться законодательством. Особое внимание уделено рассмотрению дел о возмещении вреда, который причинен вследствие издания правового акта, решения или действия (бездействия) госорганов (должностных лиц). Их незаконность, установленная судом, не подлежит переоценке. Тот факт, что ненормативный правовой акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или действия (бездействие) - незаконными, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда. Разъяснены вопросы о распределении в таких спорах бремени доказывания. Отмечены некоторые моменты, которые должны учитываться, когда речь идет о вреде, причиненном из-за несовершения необходимых действий (или в результате незаконных) по взысканию долга приставами; ненадлежащего хранения имущества, изъятого органом власти. Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 14 июля 2011 - Федеральный закон от 12 июля 2011 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статьи 17 и 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части установления особенностей банкротства застройщиков, привлекавших денежные средства участников строительства"
Определены особенности банкротства застройщиков. К участию в деле привлекается региональный орган исполнительной власти по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иной недвижимости. Арбитражный суд устанавливает наличие у участника строительства требований в рамках дела о банкротстве в том числе путем признания сделок с застройщиком и (или) третьими лицами, действовавшими в его интересах, притворными. Открытие конкурсного производства в отношении застройщика - основание, позволяющее участникам строительства в одностороннем порядке отказаться исполнять договор. В качестве обеспечительной меры арендодателю могут запретить распоряжаться земельным участком, на котором начато строительство или уже возведен объект. Денежные требования граждан-участников строительства отнесены к 3 очереди. Права застройщика на незавершенный объект и земельный участок можно передать в качестве отступного специализированному потребительскому кооперативу, созданному участниками строительства. Определено, когда требования последних погашаются путем передачи жилых помещений. В первом и во втором случаях должны выполняться определенные условия. Третье лицо вправе погасить текущие платежи и требования кредиторов 1-2 очередей, чтобы обеспечить возможность передать объект незавершенного строительства или жилые помещения. Закреплено, как погашаются требования граждан по денежным обязательствам. Установлены особенности расчетов с кредиторами в случае реализации предмета залога (объекта строительства, земельного участка и (или) прав на них). Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после официального опубликования. А положение о том, что при банкротстве застройщиков не применяется статья, в соответствии с которой определяется размер денежных обязательств, возникающих из финансовых договоров, - с 1 января 2012 г. - Федеральный закон от 12 июля 2011 г. N 209-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Участки в границах инновационного центра "Сколково" будут переводиться в земли поселений по решению управляющей компании. Поправки касаются инновационного центра "Сколково". Исходя из специфики проекта по созданию этого центра, участки, составляющие его территорию, необходимо отнести к землям населенных пунктов. Согласно действующему законодательству земли переводятся в указанную категорию путем установления или изменения границ населенных пунктов. При этом допускается отказывать во включении участков в границы населенных пунктов. Между тем инновационный центр "Сколково" определен как территориально обособленный комплекс. Это означает, что он не должен входить в границы каких-либо населенных пунктов. В связи с этим управляющая компания наделяется правом переводить участки в границах центра, находящиеся в ее собственности, в категорию земель населенных пунктов. Глава XV Земельного кодекса РФ посвящена землям населенных пунктов. Она применяется в отношении участков, расположенных в границах инновационного центра, если иное не установлено специальным законом. Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования. - Указ Президента РФ от 12 июля 2011 г. N 929 "О внесении изменения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313"
Расширены права Министерства юстиции Российской Федерации. Минюсту России предоставлено право направлять федеральным органам исполнительной власти представление об отмене или изменении принятых ими определенных нормативно-правовых актов (их отдельных положений). Речь идет о тех, которые необоснованно затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Это будет происходить в установленном Правительством РФ порядке и на основании предложения Минэкономразвития России. Указ вступает в силу со дня подписания. Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 13 июля 2011 - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 208-ФЗ "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"
Страховщики будут платить в случае самоубийства застрахованного военного независимо от срока его службы. Скорректированы основания освобождения страховщика, осуществляющего обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в этой сфере лиц, от выплаты страховой суммы. Страховщики обязаны выплачивать страховые суммы в случае смерти застрахованного лица вследствие его самоубийства независимо от срока его военной службы или службы в определенных законом органах и учреждениях. Ранее страховщик освобождался от страховых выплат, если срок службы названного лица составлял менее 6 месяцев (при отсутствии доказанного судом факта доведения его до самоубийства). - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 207-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В КоАП РФ внесли положения о военной автоинспекции. Введена ответственность за невыполнение законного требования должностного лица военной автоинспекции об остановке определенных ТС. Речь идет о транспорте ВС РФ, внутренних войск МВД России, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного решать задачи в области ГО. Санкция - предупреждение или штраф от 200 до 500 руб. Водителей указанных ТС будут наказывать за невыполнение законных требований должностных лиц военной автоинспекции о медосвидетельствовании на состояние опьянения. В главу "Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях" введена статья об указанной инспекции. Ее должностные лица займутся привлечением к ответственности не только за указанные нарушения, но и за ряд других. Это управление ТС без регистрации или техосмотра, нарушение правил буксировки, применения ремней безопасности или мотошлемов, перевозки людей, грузов и др. Данные полномочия касаются должностных лиц воинских частей, ответственных за техсостояние и эксплуатацию ТС, и водителей вышеперечисленного транспорта. Поправки вступают в силу с 1 января 2012 г. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 206-ФЗ "О внесении изменения в статью 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Увеличен размер пособия на погребение чернобыльцев. Оно выплачивается членам семей граждан, погибших в результате катастрофы на ЧАЭС или умерших от возникших в связи с ней заболеваний, членам семей умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также лицам, взявшим на себя организацию похорон указанных граждан. Размер пособия теперь составляет 8 тыс. руб. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 205-ФЗ "О внесении изменения в статью 23 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Безработные родители детей-инвалидов смогут пройти профподготовку или повышение квалификации в приоритетном порядке. Принятые поправки касаются прохождения в приоритетном порядке профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Указанным правом наделены определенные категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы. В их перечень включены безработные родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов. Предусматривается, что право на приоритетное получение названной услуги могут иметь только граждане, признанные безработными в установленном порядке. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 204-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Каких госслужащих ждет квалификационный экзамен? Уточнен перечень госслужащих, которые сдают квалификационный экзамен. Установлено, что его проходят для присвоения классных чинов лица, замещающие должности гражданской службы на определенный срок полномочий. Предусмотрены исключения - госслужащие, занимающие должности категории "руководители" высшей группы, а также "помощники (советники)", на которые назначает Президент РФ. Это также не касается главной группы должностей, замещаемых по решению Правительства РФ. Квалификационный экзамен проводится по инициативе госслужащего не позднее чем через 3 месяца после подачи им письменного заявления о присвоении классного чина (ранее - также по мере необходимости, но не чаще 1 раза в год и не реже 1 раза в 3 года). - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 203-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации"
Иностранным спортивным, прогулочным и туристическим судам разрешили беспрепятственно плавать по российским рекам. Плавание судов по внутренним водным путям России допускается только под ее Государственным флагом. Исключения - по решению Правительства РФ. Вышеуказанное общее правило теперь не распространяется на иностранные спортивные, прогулочные и туристические суда. Условие - количество людей должно быть не более 18, из них 12 и меньше пассажиров. Правила плавания таких судов согласно поправкам определяет Правительство РФ. В них, в частности, прописываются процедура установления районов и порядок лоцманской проводки, основания освобождения от нее. Правительство РФ также устанавливает перечни портов, открытых для захода иностранных судов, и внутренних водных путей, по которым разрешено их плавание. Разрешено плавание судов под флагами иностранных государств по внутренним водным путям России на основании ее международных договоров. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе"
Реклама абортов: женщины должны знать об угрозе бесплодия. Ужесточены требования к рекламе медуслуг по искусственному прерыванию беременности. До внесения изменений она сопровождалась предупреждением о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины. Его дополняют указанием на вероятность бесплодия. Установлено требование к размеру предупреждения. Ему отводится не менее 10% рекламной площади (пространства). Кроме того, согласно закону реклама таких услуг не должна утверждать, что они безопасны. Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 201-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Новая форма приватизации ГУПов и МУПов. Внесены изменения в Закон о приватизации государственного и муниципального имущества. Ранее приватизировать унитарные предприятия можно было только путем их преобразования в ОАО. Условие - размер уставного капитала выше 100 тыс. руб. Введена дополнительная форма приватизации такого предприятия: путем преобразования в ООО. Теперь это возможно, если средняя численность его работников или выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС либо сумма остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов не превышают предельных значений, установленных для субъектов малого предпринимательства. Кроме того, разрешено преобразовывать унитарные предприятия в ООО, если формируемый в результате их приватизации уставный капитал меньше вышеуказанной суммы. В решении об условиях такой приватизации дополнительно указываются количество, категории и номинальная стоимость акций ОАО или доли участника ООО - Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования. Скорректирован перечень документов, представляемых покупателями государственного и муниципального имущества. Его сделали исчерпывающим. Из этого списка исключено уведомление федерального антимонопольного органа о намерении приобрести имущество. Также закреплено следующее правило. Если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законного права на его приобретение, соответствующая сделка является ничтожной. Установлено, что созданные в результате приватизации хозяйственные общества могут осуществлять свою деятельность на основании лицензий и иных разрешительных документов, выданных соответствующему унитарному предприятию. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
В законах, затрагивающих сферу информации и информтехнологий, теперь единая терминология. В связи с принятием Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации возникла необходимость привести к единообразию положения законодательных актов, затрагивающих данные вопросы. Термины, не имеющие нормативного закрепления (в частности, "информатизация", "конфиденциальная информация", "сети общего пользования"), заменены на понятия, предусмотренные действующим законодательством ("информационные технологии", "информация, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности", "сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц"). Кроме того, закреплены такие новые термины, как "электронное сообщение", "информационные технологии", "обладатель информации", "доступ к информации", "конфиденциальность информации", "оператор информационной системы", "информационно-телекоммуникационная сеть". Уточнены требования по защите коммерческой тайны. Так, при увольнении работник обязан передать работодателю имеющиеся у него материальные носители такой информации либо уничтожить ее или удалить с этих носителей под контролем работодателя. На органы и агентов валютного контроля возложена обязанность соблюдать не только коммерческую, банковскую, налоговую, но и иную охраняемую законом тайну. Они также должны защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности. Закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан теперь грозит штрафом. Введена административная ответственность за нарушение должностными лицами государственных и местных органов установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан. Наказание - штраф от 5 тыс. до 10 тыс. руб. Ранее в указанной сфере предусматривалась административная ответственность только за нарушение порядка предоставления информации о деятельности органов власти. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 198-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Арестованные суда отныне можно освобождать под залог. КоАП РФ установлено, что используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне нашей страны суда доставляются в российский порт (иностранные суда - в один из открытых для их захода российских портов). Суда, доставленные в российский порт, для выяснения обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела можно задерживать. При этом срок задержания исчисляется с момента составления протокола. Он не может превышать 72 ч. По истечении указанного срока судно необходимо освобождать или арестовывать. МИД России должен незамедлительно уведомлять диппредставительство или консульство государства флага судна о задержании последнего. Порядок хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки и возврата задержанных судов устанавливает Правительство РФ. Дополнен перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В него включен залог за арестованное судно. После его внесения последнее должно незамедлительно освобождаться. Должностное лицо при поступлении ходатайства о применении залога немедленно направляет дело в суд. Последний принимает решение. Срок - 10 дней. Установлено, какие факты необходимо учитывать при определении размера залога. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 197-ФЗ "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Обязательную установку счетчиков в квартирах и жилых домах отложили. Перенесены сроки обязательной установки в жилых домах приборов учета потребления воды, природного газа, тепло- и электроэнергии. Ранее предполагалось, что владельцы квартир и жилых домов обязаны сделать это до 1 января 2012 г. Речь идет о коллективных и индивидуальных приборах учета воды и электроэнергии, индивидуальных счетчиках газа и коллективных тепла. Собственники домов (включая дачные и садовые), объединенных общими сетями газоснабжения, обязаны до указанной даты поставить коллективные счетчики воды, газа, тепло- и электроэнергии. Срок оснащения указанными приборами продлен до 1 июля 2012 г., а счетчиками газа - до 1 января 2015 г. Необходимость переноса обусловлена высокой стоимостью монтажа данных устройств. Газоснабжающие организации обязаны не позднее 1 января 2013 г. направить собственникам указанных помещений предложения об оснащении их приборами учета. Владельцы квартир и домов вправе сами обратиться в газоснабжающую организацию с заявлением об установке счетчика. Если граждане не поставят счетчики в указанные сроки, это в течение года сделает ресурсоснабжающая организация. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 196-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и статью 8 Федерального закона "О судебных приставах"
На сайте ФССП России появится банк данных о возбуждении исполнительного производства. ФССП России создает, ведет банки данных о возбуждении исполнительного производства (далее - банк данных). Регламентирована реализация названного полномочия. В банке данных размещаются общедоступные сведения об исполнительных производствах. Это, в частности, наименование суда, другого органа или должностного лица, выдавшего исполнительный документ. Также в нем отражается информация о должнике (для граждан - ФИО и дата рождения; для организаций - название и юридический адрес). Приводятся сведения о характере требования, содержащегося в исполнительном документе. Перечисленные данные считаются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства. Однако сведения о розыске должника, его имущества или ребенка признаются таковыми до их обнаружения. В исполнительном документе пристав делает отметку о полном осуществлении его требования или указывает часть, в которой оно реализовано. Не публикуется в открытом доступе информация о персональных данных физлиц и та, что содержится в судебных актах, не подлежащих размещению в Интернете. Банк данных размещается на официальном сайте Службы. Благодаря внесенным изменениям должники могут оперативно узнавать о возбужденных в отношении них исполнительных производствах. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, применяющихся с 2012 г. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в статьи 82 и 165 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
В УПК РФ прописали правила обращения с доказательствами в виде наркотиков, психотропных веществ и содержащих их растений. Скорректирован УПК РФ. Поправки устанавливают порядок обращения с доказательствами в виде изъятых из незаконного оборота наркотиков, психотропных средств, а также растений (их частей), которые содержат такие вещества либо их прекурсоры. Закреплено, что после проведения необходимых исследований такие доказательства отправляются на переработку или уничтожение по решению суда в порядке, установленном Правительством РФ, с оформлением протокола. При этом к материалам дела приобщается образец, достаточный для сравнительного исследования. Следователям/дознавателям дано право возбуждать перед судом ходатайства о следственных действиях, касающихся реализации или уничтожения названных доказательств, а также доказательств в виде изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; предметов, длительное хранение которых опасно для окружающей среды или жизни и здоровья людей. Они будут делать это с согласия руководителей следственных органов/прокуроров. При рассмотрении таких ходатайств в судебном заседании вправе участвовать подозреваемый, обвиняемый, их защитники и (или) законные представители. Поправки вступают в силу по истечении 180 дней после даты их официального опубликования. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в статьи 236 и 325 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Если подсудимый не согласен на участие присяжных заседателей, его дело смогут выделить в отдельное производство. Уголовное дело рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о таком составе суда. Однако суду предоставлена возможность выделить в отдельное производство уголовное дело в отношении тех подсудимых, которые отказываются от суда с участием присяжных заседателей. При этом данное решение не должно препятствовать всесторонности и объективности разрешения соответствующих дел. При невозможности выделения уголовное дело в целом рассматривается с участием присяжных заседателей. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Уточнены условия использования участков в границах полос отвода автодорог для прокладки инженерных коммуникаций. Скорректированы условия использования земельных участков в границах полос отвода автодорог в целях прокладки и переустройства инженерных коммуникаций. Закреплено, что договор о прокладке, переносе, переустройстве инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода должен содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами коммуникаций. Условия переноса или переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода в случае реконструкции или капремонта автодорог определяются в рамках договора, заключаемого между владельцами дорог и инженерных коммуникаций. Существенные условия такого договора будет определять федеральный орган власти, уполномоченный в сфере дорожного хозяйства. Они согласовываются с федеральными органами власти в области связи и в сфере земельных отношений. Незаконно возведенные инженерные коммуникации обязаны сносить их владельцы. Кроме того, дорогу необходимо вернуть в первоначальное состояние. Если указанное лицо откажется выполнить работы по ликвидации инженерных коммуникаций, то это сделает владелец автодороги. Затраты компенсируются за счет виновных лиц. Появилась возможность устанавливать частный сервитут в отношении земельных участков в границах полосы отвода автодороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций. Для прокладки или переустройства инженерных коммуникаций земельные участки в границах полос отвода могут предоставляться на условиях сервитута. Решение о его установлении принимает орган, уполномоченный предоставлять участки в границах полос отвода владельцу дорог. При этом необходимо обращение владельца инженерных коммуникаций. На основании такого решения заключаются соглашения об установлении сервитутов между владельцами инженерных коммуникаций и дорог. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 192-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Конкретизированы полномочия региональных и муниципальных органов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Поправки касаются безопасности дорожного движения (БДД). В состав законодательства России о БДД включаются муниципальные правовые акты. Прежде было закреплено, что субъекты Российской Федерации вне пределов ее ведения сами решают вопросы обеспечения БДД. Вместо этого установлено следующее. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации отвечают за обеспечение БДД на автодорогах регионального или межмуниципального значения. В частности, временно ограничивают или прекращают движение транспорта. Занимаются предупреждением детского дорожно-транспортного травматизма. Участвуют в организации подготовки и переподготовки водителей. Информируют граждан о правилах и требованиях в области БДД. Определено, какими полномочиями в соответствующей сфере обладают органы местного самоуправления поселения, муниципального района, городского округа. Закреплено, что региональный высший исполнительный орган участвует в проведении единой государственной политики и в области БДД. В перечень вопросов местного значения поселения, муниципального района и городского округа включено обеспечение БДД. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 191-ФЗ "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О федеральной службе безопасности"
Органам ФСБ России предоставлено право обрабатывать геномную информацию. Расширены права органов ФСБ России в части использования геномной информации. Они полномочны получать биоматериал и обрабатывать геномную информацию в полном объеме по преступлениям, дознание и предварительное следствие по которым отнесены к их ведению. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Будет проведена первичная регистрация радиоактивных отходов. Закон регулирует отношения по обращению с радиоактивными отходами (РАО). Он не касается отработавшего ядерного топлива. К РАО могут относиться и материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, образовавшиеся в процессе деятельности, не связанной с использованием атомной энергии. Речь идет о добыче и переработке минерального и органического сырья. Создается единая государственная система обращения с РАО. Правительство РФ определит национального оператора по обращению с РАО. Это юрлицо-субъект естественной монополии в сфере захоронения РАО. Закрепляются требования, касающиеся захоронения, ввоза и вывоза РАО, обращения с отдельными видами таких отходов. Учреждены реестр РАО и кадастр пунктов их хранения. На отходы, удовлетворяющие критериям приемлемости для захоронения, составляются паспорта. Производители РАО должны оплачивать захоронение последних. А организации, которые эксплуатируют особо радиационно и ядерно опасные объекты, - осуществлять ежеквартальные отчисления в специальный резерв. Чтобы выявить наличие и определить объем ранее образовавшихся РАО, проводится их первичная регистрация. Определена судьба накопленных РАО и пунктов их хранения. В частности, удаляемые отходы нужно извлечь, переработать, кондиционировать и захоронить. На Госкорпорацию "Росатом" возлагаются полномочия органа государственного управления в области обращения с РАО. Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, кроме положений, для которых предусмотрен иной срок. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 189-ФЗ "О ратификации Соглашения о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"
Ратифицировано Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов России, Белоруссии и Казахстана. Оно предусматривает следующее. Рынки формируются на основе ряда принципов. В частности, стороны не применяют во взаимной торговле количественные ограничения и вывозные таможенные пошлины. Также предусматривается приоритетное обеспечение потребностей стран Единого экономического пространства (ЕЭП) в нефти и нефтепродуктах. Необходима унификация норм и стандартов на данные товары. Она должна быть проведена до 1 июля 2013 г. Стороны гарантируют возможность долгосрочной транспортировки нефти и нефтепродуктов. Также урегулирован режим доступа к системам транспортировки, расположенным в странах ЕЭП. Хозяйствующим субъектам, зарегистрированным на территориях сторон, он предоставляется на тех же условиях, что и хозяйствующим субъектам государства, по которому осуществляется транспортировка. Предусмотрено, что компетентные органы сторон ежегодно до 1 октября согласовывают индикативные балансы добычи (производства), потребления, поставки, импорта и экспорта нефти, нефтепродуктов стран ЕЭП на следующий год. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 188-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан"
Россия ратифицировала Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Казахстан. В соответствии с соглашением во взаимной торговле нефтью и нефтепродуктами не применяются вывозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие). Соглашение предполагает, что компетентные органы стран составляют баланс добычи (производства), потребления, поставки, импорта и экспорта нефти, нефтепродуктов на территориях государств, в т. ч. объемы поставок нефти из России и Казахстана в Беларусь, а также объемы взаимных поставок между странами. С 1 января 2014 г. Россия и Казахстан должны создать условия для осуществления взаимных поставок нефти между хозяйствующими субъектами государств в эквивалентном объеме, которые осуществляются на основе соответствующих договоров между этими субъектами. Объемы, направления, а также иные условия поставок нефти ежегодно формируются и утверждаются компетентными органами государств. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 187-ФЗ "О ратификации Соглашения о единых правилах предоставления промышленных субсидий"
В Таможенном союзе промышленные субсидии предоставляются по единым правилам. Ратифицировано межправительственное Соглашение Белоруссии, Казахстана, России о единых правилах предоставления промышленных субсидий. Оно было заключено 9 декабря 2010 г. в Москве. Цель - ускорить интеграционные процессы в ТС в рамках Единого экономического пространства. Установлены единые правила предоставления субсидий в отношении производства, потребления и сбыта товаров. Все промышленные субсидии разделены на 3 группы. К первой относятся средства, не искажающие торговлю либо делающие это в ничтожном объеме. Их выделение не ограничено. Ко второй группе причислены субсидии, которые потенциально могут изменить условия торговли (специфические), к третьей - наиболее полно искажающие рынок (запрещенные). Так, нельзя предоставлять деньги, если это нанесет ущерб национальной экономике другого государства. Стороны ежегодно информируют друг друга обо всех субсидиях, планируемых к выделению на федеральном, региональном и местном уровнях. Срок - до 1 декабря. Возникающие споры разрешаются путем проведения переговоров и консультаций. Срок - в течение 60 календарных дней после официальной письменной просьбы об их организации. В противном случае государство может обратиться в Суд ЕврАзЭС. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 186-ФЗ "О ратификации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей"
Трудящимся-мигрантам из Беларуси и Казахстана предоставляются некоторые преференции. Ратифицировано Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей. Оно подписано в Санкт-Петербурге 19 ноября 2010 г. Сторонами выступают Правительства России, Беларуси и Казахстана. Соглашение определяет права и обязанности указанных мигрантов и членов их семей, порядок ведения ими трудовой деятельности. Оно закрепляет социальные гарантии для данных лиц. В частности, предусмотрено следующее. Таким мигрантам не требуется получать разрешение на трудовую деятельность. Они привлекаются работодателем без учета ограничений по защите национального рынка труда. Данные лица и члены их семей освобождаются от регистрации по месту пребывания в течение 30 суток с даты въезда в государство трудоустройства. Срок временного пребывания определяется периодом, в течение которого действует трудовой договор. Если последний расторгается досрочно по прошествии 90 суток с даты въезда, то мигрант вправе в течение 15 суток заключить новый договор, в том числе с другим работодателем. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 185-ФЗ "О ратификации Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции"
Страны ТС установили единые принципы и правила конкуренции. Ратифицировано Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции. Оно подписано в Москве 9 декабря 2010 г. Соглашение устанавливает единые принципы конкуренции, в соответствие с которыми его участники должны привести свое национальное законодательство. Запрещается злоупотреблять доминирующим положением, заключать антиконкурентные соглашения, вести недобросовестную конкуренцию на территории ТС. За нарушение правил конкуренции взимаются штрафы. Так, за необоснованную конкуренцию на должностных лиц налагается штраф в размере от 12 до 20 тыс. руб., на юрлиц - от 100 до 500 тыс. руб. Эти средства перечисляются в бюджет той стороны, где зарегистрирован нарушитель. Комиссия ТС контролирует соблюдение названных правил в части, касающейся нарушений, имеющих трансграничный характер. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 184-ФЗ "О ратификации Соглашения о согласованных принципах валютной политики"
Соглашение о согласованных принципах валютной политики России, Белоруссии и Казахстана прошло ратификацию. Оно подписано Россией, Белоруссией и Казахстаном 9 декабря 2010 г. Соглашение устанавливает следующее. Предусмотрены поэтапная гармонизация и сближение подходов к формированию и проведению валютной политики (координация политики обменного курса национальных валют, обеспечение их конвертируемости по текущим и капитальным статьям платежного баланса, прямых взаимных котировок и др.). Стороны обязались определить перечень валютных операций между своими резидентами, в отношении которых не применяются валютные ограничения. Предусмотрено свободное перемещение резидентами и нерезидентами наличных денежных средств и ценных бумаг в документарной форме в пределах единой таможенной территории ТС. Отметим, что соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении сторонами необходимых внутригосударственных процедур. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 183-ФЗ "О ратификации Соглашения о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий"
Деятельность естественных монополистов России, Беларуси и Казахстана регулируется на основе единых принципов и правил. Ратифицировано Соглашение о единых принципах и правилах, в соответствии с которыми регулируется деятельность субъектов естественных монополий. Оно подписано в Москве 9 декабря 2010 г. в рамках формирования единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана. Соглашение определяет общие принципы, виды и методы регулирования указанной деятельности. Закрепляет функции уполномоченных органов сторон. Услуги субъектов естественных монополий должны предоставляться потребителям другого государства на условиях не менее благоприятных, чем своим внутренним. Стороны устанавливают в национальном законодательстве правила регулирования, обеспечивающие такой доступ. Перечислены сферы естественных монополий. В определенных случаях они могут быть расширены в государствах сторон в соответствии с национальным законодательством, а в некоторых - по решению Комиссии Таможенного союза. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 182-ФЗ "О ратификации Соглашения о согласованной макроэкономической политике"
Россия ратифицировала Соглашение о согласованной макроэкономической политике. Оно предусматривает обеспечение макроэкономической стабильности и развития экономики Белоруссии, Казахстана и России для углубления интеграции в рамках единого экономического пространства (ЕЭП). Согласуются параметры основных макроэкономических показателей стран, разрабатываются общие принципы и ориентиры для прогнозирования социально-экономического развития, определяются ключевые сценарные параметры с целью прогнозирования. Названные страны согласовывают на 3 года интервальные количественные значения цены на нефть марки Brent; темпов развития мировой экономики; курса национальных валют сторон к доллару США и евро. Эти показатели применяются при разработке официальных прогнозов социально-экономического развития. При этом Центральные (национальные) банки стран вправе проводить денежно-кредитную и курсовую политику независимо от согласованных интервальных значений макроэкономических показателей. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 181-ФЗ "О ратификации Соглашения о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках Единого экономического пространства"
Оно предусматривает предоставление национального режима в секторах услуг, а также в отношении учреждения и деятельности. При этом стороны сохраняют за собой право продолжать применять изъятия из данного режима. По аналогии с национальным режимом соглашение предоставляет режим наибольшего благоприятствования. В отношении отдельных мер стороны сохраняют некоторые изъятия. Запрещено применять инвестиционные меры, связанные с торговлей, в качестве условия для учреждения и деятельности, а также количественные ограничения в отношении последних и торговли услугами. Стороны стремятся к унификации своего законодательства в сфере регулирования торговли услугами, а также учреждения и деятельности. Имеется в виду завершение формирования единого рынка услуг и капиталов. При этом соглашением определяются особенности гармонизации национальных законодательств в секторе финансовых услуг. Не реже двух раз в год проводятся переговоры, чтобы согласовать приоритетные сферы регулирования и секторы экономики. Закреплены обязательства сторон по обеспечению транспарентности, своевременной публикации нормативных правовых актов, затрагиваемых соглашением. Отменены действующие и запрещены новые ограничения в отношении переводов и платежей по текущим и капитальным операциям в связи с учреждением и деятельностью организаций, а также с торговлей услугами. Исключения определяются соглашением. Каждая сторона предоставляет на своей территории в отношении участия в приватизации лицам другой стороны режим не менее благоприятный, чем собственным субъектам. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 180-ФЗ "О ратификации Протокола о порядке предоставления органу, проводящему расследования, сведений, содержащих в том числе конфиденциальную информацию, для целей расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам"
Протокол о предоставлении данных для расследований перед введением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер прошел ратификацию. Он подписан Россией, Белоруссией и Казахстаном 19 ноября 2010 г. Протокол дает указанному органу право направлять запросы в органы госвласти (управления), в т. ч. территориальные (местные), участников ТС, уполномоченные в области таможенного дела, статистики, налогообложения, регистрации юрлиц и в других сферах. Также их можно посылать в торговые и диппредставительства сторон в третьих странах и в уполномоченные органы, определенные решением Комиссии Союза. По общему правилу сведения предоставляются бесплатно в течение 30 дней. Отметим, что протокол временно применялся с даты подписания. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 179-ФЗ "О ратификации Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности"
Ратифицировано Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности. Оно подписано Россией, Белоруссией и Казахстаном в рамках формирования Единого экономического пространства (ЕЭП). Соглашение устанавливает следующее. Стороны, которые до подписания соглашения не являлись участниками Сингапурского договора о законах по товарным знакам 2007 г. и Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция 1961 г.), должны ими стать. До вступления соглашения в силу (при выполнении всех необходимых процедур - 1 января 2012 г.) должны быть заключены 2 допдоговора: о единой системе охраны и реализации авторских и смежных прав и о единых механизмах регистрации и охраны товарных знаков и наименований мест происхождения товаров (географических указаний). Также нужно подписать соглашение о координации действий по защите прав на результаты интеллектуальной деятельности. Определены международные акты, указанные в которых сроки охраны объектов интеллектуальной собственности являются для сторон минимальными. Закреплен принцип исчерпания исключительных прав на товарный знак. В соответствии с ним использование знака в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот на территории государств сторон непосредственно правообладателем или другими лицами с его согласия, нарушением исключительного права не является. Предусмотрено создание Координационного совета ЕЭП по интеллектуальной собственности. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 178-ФЗ "О ратификации Соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих"
Нелегальная трудовая миграция из третьих стран: Таможенный союз против! Ратифицировано межправительственное Соглашение Белоруссии, Казахстана, России о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств. Оно заключено 19 ноября 2010 г. в Санкт-Петербурге. Цель - создать правовую основу для противодействия незаконной трудовой миграции названных лиц на территориях упомянутых стран. Обеспечить соблюдение прав и законных интересов своих граждан. Регулировать взаимоотношения сторон при осуществлении согласованных мер в отношении таких нелегалов. Речь идет и о лицах, содействующих нелегальной трудовой миграции и (или) занимающихся ею. Определены основные направления сотрудничества. Это обмен статистической, научно-методической и иной информацией и опытом в указанной сфере. Также проводятся стажировки, семинары и учебные курсы. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 177-ФЗ "О ратификации Соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства"
Меры господдержки с/х не должны существенно влиять на взаимную торговлю между Белоруссией, Казахстаном и Россией. Ратифицировано Соглашение о единых правилах поддержки сельского хозяйства. Оно было подписано в Москве 9 декабря 2010 г. главами Белоруссии, Казахстана и России. Меры господдержки классифицированы по степени их влияния на взаимную торговлю. Запрещенные меры - экспортные и импортозамещающие субсидии; разрешенные и ограниченные - не оказывающие искажающего воздействия на торговлю и влияющие на нее соответственно. Ограниченные меры господдержки не должны превышать разрешенный объем в 10% от валовой стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции. Установлена процедура контроля объемов господдержки в форме предварительных нотификаций и уведомлений по итогам исполнения бюджета. Соглашение содержит положения об ответственности сторон за нарушение правил предоставления поддержки. Так, прекращается предоставление субсидии, в результате которой соглашение было нарушено. Кроме того, предусматривается выплата компенсации. Если она не была произведена в согласованные сроки, заинтересованная сторона вправе ввести компенсационную меру в соответствии со своим национальным законодательством. Сторона-истец вправе выбрать процедуру разрешения споров. Она может обратиться в Суд Евразийского экономического сообщества или инициировать создание Согласительной комиссии (арбитраж ad hoc). - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 176-ФЗ "О ратификации Соглашения о государственных (муниципальных) закупках"
До 2014 г. Россия, Беларусь и Казахстан должны ввести национальный режим применительно к госзакупкам. Ратифицировано Соглашение о государственных (муниципальных) закупках. Оно подписано в Москве 9 декабря 2010 г. Сторонами выступают Правительства Беларуси, Казахстана и России. Соглашение не распространяется на закупки, сведения о которых составляют гостайну. Оно определяет основные требования к законодательству и закупкам. В частности, товарам (работам, услугам), происходящим из государств сторон, должен предоставляться национальный режим (т. е. не менее благоприятные условия, чем для отечественных). В исключительных случаях можно в одностороннем порядке устанавливать изъятия из него на срок не более 2 лет. Перечислены способы закупок. Это открытый конкурс. Запрос ценовых предложений (котировок). Открытый аукцион. Биржевые торги. Закупки из одного источника, либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), либо с применением особенностей конкретной закупки на основании правительственного акта. Приведен минимальный перечень товаров (работ, услуг), закупаемых на электронных аукционах. Соглашение реализуется поэтапно. Первый - до 1 января 2012 г. (для России и Беларуси). К этому времени необходимо привести национальное законодательство в соответствие с соглашением, внедрить информационные системы для закупок в электронной форме, ввести национальный режим для этих двух стран. Второй этап - до 1 июля 2012 г. (для Казахстана). Третий - до 1 января 2014 г. (национальный режим вводится для всех трех государств). - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 175-ФЗ "О ратификации Соглашения о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала"
Ратифицировано Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала. Оно подписано в г. Москве 9 декабря 2010 г. Реализация соглашения позволяет обеспечить свободное движение капитала, развитие взаимовыгодного сотрудничества в финансовом секторе и гармонизацию законодательства Белоруссии, Казахстана и России в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг и в области страхования. Соглашение предусматривает поэтапную гармонизацию законодательства сторон до 31 декабря 2013 г. Взаимоотношения сторон в финансовой области осуществляются путем гармонизации их законодательства, организации обмена информацией по вопросам регулирования и развития указанной сферы. Будут согласованы позиции по урегулированию рисков на финансовом рынке в соответствии с международными стандартами. Создается эффективная инфраструктура для проведения конверсионных операций с национальными валютами сторон. Необходимо обеспечить возможность размещения и обращения ценных бумаг эмитентов названных государств на всей территории Единого экономического пространства; согласовать единые требования по защите прав и интересов потребителей страховых услуг, а также единые принципы определения платежеспособности и финансовой устойчивости страховых (перестраховочных) организаций. Для реализации указанных целей планируется заключить соответствующие международные договоры. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 174-ФЗ "О ратификации Соглашения об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики"
Страны Единого экономического пространства применяют единую методологию межгосударственной передачи электрической энергии. Ратифицировано Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики. Оно подписано в Санкт-Петербурге 19 ноября 2010 г. Соглашение определяет принципы взаимодействия сторон при межгосударственной передаче электрической энергии (мощности). Стороны в пределах техвозможности обеспечивают беспрепятственный доступ к названным услугам. Условие - последние должны преимущественно использоваться для обеспечения внутренних потребностей государств-участников. Транзит электроэнергии осуществляется в соответствии с заключенными договорами. При этом обеспечивается внутренний баланс национальной энергосистемы независимо от происхождения электроэнергии, места назначения или ее владельца. Создаются равные условия предоставления услуг субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, если это не противоречит национальному законодательству страны. Государства-участники Единого экономического пространства применяют единую методологию межгосударственной передачи электрической энергии (мощности). - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 173-ФЗ "О ратификации Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики"
ЕЭП: урегулирован доступ к услугам ж/д транспорта, включая основы тарифной политики. Ратифицировано Соглашение о регулировании доступа к услугам ж/д транспорта, включая основы тарифной политики. Соглашение относится к пакету международных договоров Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России (ЕЭП) второго уровня. Оно направлено на определение условий работы ж/д транспорта в рамках ЕЭП с учетом отраслевой специфики, а также положений его соглашений первого уровня, касающихся общеэкономических вопросов. Установлено, что с 1 января 2013 г. при перевозках грузов внутри ЕЭП, а также на его территорию или с нее применяются внутренние тарифы каждого государства. К указанной дате стороны должны унифицировать тарифы по видам сообщения (кроме транзита). Цель - обеспечить равные тарифные условия для всех товаропроизводителей в ЕЭП. Кроме того, в соглашении закрепляются общие принципы тарифообразования. Так, в качестве основного обозначен метод экономически обоснованных затрат. С 2013 г. предусматривается возможность установления сторонами предельно максимальных и минимальных тарифов на ж/д перевозки грузов. Контроль за изменением уровня тарифов внутри ценового коридора возложен на Комиссию ТС. Кроме того, с 1 января 2013 г. отменяется ныне действующая система установления исключительных тарифов. Однако по согласованию с Комиссией ТС стороны смогут их определять для отдельных направлений перевозок конкретных грузов. Условие - невозможно предоставить товаропроизводителям поддержку в иной форме. В соглашении также закреплены обязательства сторон по предоставлению с 1 января 2015 г. равного доступа к инфраструктуре для перевозчиков государств ЕЭП. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 172-ФЗ "О ратификации Соглашения о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики"
Страны ТС: определены правила доступа к услугам естественных монополистов в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам. Ратифицировано Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики. Соглашение подписано в Москве 9 декабря 2010 г. в соответствии с Планом действий по формированию единого экономического пространства (ЕЭП) Белоруссии, Казахстана и России. Соглашение предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых в установленные сроки обуславливает доступ к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам. Указанные страны будут допускать хозяйствующих субъектов других государств-сторон к газотранспортным системам для транспортировки газа, предназначенного для удовлетворения своих внутренних потребностей. Это осуществляется в пределах имеющихся технических возможностей, свободных мощностей газотранспортных систем. Доступ предоставляется на равных условиях, включая тарифы, с производителями газа, не являющимися собственниками газотранспортной системы стороны, по территории которой осуществляется транспортировка. При этом объемы, цены и тарифы на транспортировку газа, ее условия определяются гражданско-правовыми договорами между хозяйствующими субъектами названных государств. Компетентные органы сторон должны разработать и согласовать индикативный прогнозный баланс газа стран ЕЭП (производство, потребление и поставки для удовлетворения внутренних потребностей) сроком на 5 лет. Он уточняется ежегодно до 1 октября текущего года. Соглашением установлен срок перехода на рыночные (равнодоходные) цены на газ на территориях государств-участников ЕЭП - не позднее 1 января 2015 г. - Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 171-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
ЦБР не будет запрещать банкам работать с физлицами в случае снижения доходности. Скорректирован Закон о страховании вкладов физлиц. Банки, состоящие на учете в системе страхования вкладов, должны отвечать требованиям к участию в ней. Один из критериев несоответствия - финансовая устойчивость кредитной организации признана ЦБР недостаточной. Такое решение принимается, в частности, когда банк на 2 отчетные квартальные даты подряд имеет оценку "неудовлетворительно" по группе показателей оценки доходности (рентабельности активов и капитала, структуры доходов и расходов, доходности отдельных видов операций и в целом). В таком случае ЦБР обязан запретить кредитной организации привлекать средства во вклады и открывать счета физлиц. Положение об указанном основании для принятия решения о недостаточности финансовой устойчивости исключено. Ранее его применение было приостановлено до 1 июля 2011 г. Поправки связаны с тем, что снижение доходности банка не обязательно создает угрозу законным интересам кредиторов и вкладчиков. Поправки вступают в силу со дня их официального опубликования. - Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2011 г. N 443н "О внесении изменения в Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 779н"
Скорректированы правила подачи заявления о распоряжении средствами (их частью) материнского (семейного) капитала. Территориальный орган ПФР может получить информацию, которая влияет на право лица, получившего сертификат. В этом случае в соответствующих органах запрашиваются данные об отобрании ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры господдержки. Также речь идет о лишении родительских прав (об ограничении в них). Кроме того, истребуются сведения о совершении в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, об отмене усыновления несовершеннолетнего, в связи с усыновлением которого появилось названное право. Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 июля 2011 г. Регистрационный № 21264. - Постановление Правительства РФ от 7 июля 2011 г. N 552 "О порядке предоставления федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами доступа к своим информационным системам в части информации, необходимой для выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт"
Предоставление властями и внебюджетными госфондами данных для выпуска универсальных электронных карт: правила. Закон об организации предоставления муниципальных и госуслуг предусматривает выдачу гражданам универсальных электронных карт. Они нужны для удостоверения прав на получение названных, а также иных услуг (в т. ч. для совершения юридически значимых действий в электронной форме). По общему правилу с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2013 г. карты выдаются гражданам на основании соответствующих заявлений. Если их нет, карты оформляются уполномоченными организациями регионов на основе данных федеральных органов исполнительной власти и внебюджетных госфондов. Утверждены Правила предоставления ими доступа к своим информсистемам в части указанных сведений. Доступ предоставляется через единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключенную к ней информсистему федеральной уполномоченной организации. Состав сведений определят федеральные органы исполнительной власти и внебюджетные госфонды, являющиеся эмитентами федеральных электронных приложений карты и (или) операторами областей данных таких приложений. Срок - 2 месяца. Необходимо согласование с Минкомсвязью России и федеральной уполномоченной организацией. - Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июля 2011 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области" в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и граждан И.И. Болтушенко и Ю.А. Гурмана"
Выборы в сельских поселениях: применять пропорциональную избирательную систему можно не всегда. Предметом проверки КС РФ стал вопрос о применении пропорциональной избирательной системы при проведении выборов в сельских поселениях. Оспариваемые нормы устанавливают право регионов определять виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их использования. При этом муниципальное образование с учетом этих видов избирательных систем может само определять в своем уставе ту из них, которая применяется на его территории. Как указал КС РФ сами по себе эти положения не противоречат Конституции РФ в той мере, в какой они связывают возможность проведения выборов в сельских поселениях на основе пропорциональной избирательной системы с тем, какие для этого условия определены в региональном законе - в зависимости от численности избирателей, вида муниципального образования и других обстоятельств. Между тем данные положения неконституционны в той мере, в какой они не исключают возможности искажения волеизъявления избирателей, отступления от принципа свободных и справедливых выборов, нарушения равенства избирательных прав граждан. Такая вероятность создается в случае, когда пропорциональная избирательная система применяется (в т. ч. как элемент смешанной системы) на выборах в сельских поселениях с малочисленным населением и небольшим количеством депутатов. Дело в том, что при проведении выборов с применением пропорциональной избирательной системы выдвигать списки кандидатов могут исключительно политические партии, формируемые на общефедеральном уровне. Между тем участие в выработке решений представительных органов по вопросам местного значения в сельских поселениях только представителей федеральных политических партий являлось бы неоправданной централизацией через партийные структуры управления на местах. Такой подход противоречил бы сущности местного самоуправления. В связи с этим федеральный законодатель в течение 6 мес. должен установить критерии, которые регионы будут обязаны учитывать при определении условий для применения пропорциональной избирательной системы (в т. ч. как элемента смешанной) на выборах в поселениях исходя из числа распределяемых мандатов. - Приказ Федеральной налоговой службы от 18 мая 2011 г. N ММВ-7-8/319@ "Об утверждении формы требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии"
Освобождение производителей алкоголя от авансовых платежей акциза: новая форма требования о внесении денежной суммы по банковской гарантии. Для применения заявительного порядка возмещения НДС также может использоваться банковская гарантия. Если возмещенный НДС превышает тот, что подлежит возврату, то плательщик должен перечислить в бюджет излишне полученные суммы. Если плательщик, представивший гарантию, в течение установленного срока не перечислил указанные суммы (уплатил их не полностью), то налоговый орган направляет в банк требование внести средства. С 1 июля 2011 г. производители алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции могут освобождаться от авансового платежа акциза. Для этого необходимо представить банковскую гарантию. Если производитель в установленный срок не полностью перечислит авансовый платеж (не сделает этого вовсе), то налоговый орган направляет в банк требование внести средства. В связи с этим утверждена новая форма требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии. Прежняя форма утрачивает силу. Приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 июля 2011 г. Регистрационный № 21279. Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 12 июля 2011 - Постановление Правительства РФ от 1 июля 2011 г. N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан"
Таможенный, транспортный, ветеринарный контроль перенесен с российско-белорусской и российско-казахстанской границ на внешнюю границу ТС: принимаемые меры. Таможенный, транспортный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный контроль переносится с российско-белорусской и российско-казахстанской госграниц на внешнюю границу ТС в рамках ЕврАзЭС. Соответствующие мероприятия необходимо выполнить до 1 июля 2011 г. С указанной даты названные виды контроля не должны проводиться на границах России с Белоруссией и Казахстаном. До 1 октября 2011 г. должны быть предоставлены предложения по использованию объектов таможенной инфраструктуры на границе России с Казахстаном. Нужно принять меры по защите интересов России в области государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, культурно-исторического наследия, охраны редких животных и растений, а также по выполнению международных обязательств нашей страны. В случае вывоза из России в другие государства-члены ТС топлива минерального, нефти и продуктов их перегонки; битуминозных веществ; восков минеральных таможенное декларирование должно осуществляться так, как если бы указанные товары вывозились из нашей страны за пределы единой таможенной территории ТС. Постановление вводится в действие со дня вступления в силу указа Президента РФ, которым отменены согласованные виды контроля на государственной границе России с Белоруссией и Казахстаном. - Постановление Правительства РФ от 6 июля 2011 г. N 533 "О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость"
Какое еще оборудование, не производимое в нашей стране, можно ввозить без НДС? Расширен перечень технологического оборудования, не производимого в нашей стране, ввоз которого не облагается НДС. В него включены оборудование линии литья мелкой чушки и установка для получения цианистого натрия. Это также технологическая линия по производству тонкопленочных фотопреобразовательных электрогенерирующих модулей. Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 11 июля 2011 - Постановление Правительства РФ от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов"
Установлено, как в электронном виде оформляются заявления и иные документы, необходимые для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг. Они оформляются в соответствии с требованиями к форматам заявлений и иных документов, установленными уполномоченными федеральными органами власти. Используется электронная подпись. Заявления и документы передаются в органы и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, с использованием электронных носителей и (или) информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т. ч. через Интернет. Документы передаются лично или через законного представителя при посещении органа или организации. Их также можно направить посредством многофункциональных центров предоставления услуг, Единого портала государственных и муниципальных услуг и др. - Постановление Правительства РФ от 6 июля 2011 г. N 536 "О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции"
Документы для получения лицензии на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции могут быть поданы и в электронном виде. Скорректировано Положение о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции. В частности, изменения касаются документов, которые подаются в лицензирующий орган для получения лицензии на осуществление вышеназванной деятельности. Так, они могут быть представлены по усмотрению организации в письменной форме или в виде электронного документа. В заявлении о выдаче лицензии, помимо прочего, должен быть указан способ получения решения о ее предоставлении (либо об отказе). Нет необходимости подавать в составе указанных документов справку налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах. Наличие такой задолженности подтверждается справкой налогового органа в форме электронного документа, полученного с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (в т. ч. Интернета) по запросу лицензирующего органа. В этом случае в выдаче лицензии может быть отказано. Если меняются наименование организации (без ее реорганизации), местонахождение (юрлица или его обособленных подразделений), иные указанные в лицензии сведения, а также если лицензия утрачена, для ее переоформления подаются заявление и соответствующие документы. Последние могут быть представлены в письменной или электронной форме. - Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июня 2011 г. N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности"
Выдача больничных листов: новой форме - новый порядок! С 1 июля 2011 г. вводится новая форма листков нетрудоспособности. Утвержден порядок их выдачи. Листки выдаются застрахованным гражданам России, а также постоянно или временно проживающим в нашей стране иностранцам и лицам без гражданства. Речь, в частности, идет о работающих по трудовым договорам, занимающихся частной практикой, чиновниках, священнослужителях, адвокатах, ИП, членах КФХ. Также листки выдаются женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, у которых беременность наступила в течение 12 месяцев до признания их безработными, гражданам, признанным безработными и состоящим на учете в госучреждениях службы занятости населения, в случае состояний, связанных с временной потерей трудоспособности. Листки выдают медработники лиц, имеющих лицензию на меддеятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности. Это могут быть фельдшеры, лечащие врачи клиник НИИ (институтов) и медорганизаций, зубные врачи последних и др. Не выдают листки медработники организаций скорой медпомощи, переливания крови, бальнеологических и грязелечебниц, медорганизаций особого типа (центров медпрофилактики, медицины катастроф, бюро судмедэкспертизы), учреждений здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, приемных отделений больниц. Листки выдаются при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Если лицо на момент наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам занято у нескольких работодателей и в течение 2 предшествующих календарных лет до выдачи листка трудилось у них же, то предоставляется несколько листков по каждому месту работы. Как правило листок выдается и закрывается в одной медорганизации. При направлении гражданина на лечение в другое учреждение новый листок (продолжение) в большинстве случаев оформляется там же. Приказ о порядке выдачи листков старого образца признан утратившим силу. Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 июля 2011 г. Регистрационный № 21286. - Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 27 мая 2011 г. N 11н "Об установлении и введении минимальных цен на бренди и другую алкогольную продукцию, произведенную из винных дистиллятов и коньячных спиртов, кроме коньяка, и о внесении изменений в приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 6 декабря 2010 г. N 63н"
Розничная цена на бренди не может быть меньше 165 руб. за 0,5 л. Установлены минимальные цены на бренди и другую алкогольную продукцию, произведенную из винных дистиллятов и коньячных спиртов. Исключение - коньяк. Цена отечественной продукции, поставляемой организацией-производителем, не может быть менее 130 руб. за 0,5 л. Для продукции (отечественной или импортной), поставляемой не производителем, минимальная цена составляет 143 руб. за 0,5 л. Розничная цена отечественной и импортной продукции не может быть меньше 165 руб. за 0,5 л. Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 июля 2011 г. Регистрационный № 21265. - Приказ Федеральной антимонопольной службы от 21 июня 2011 г. N 458 "О введении дополнительных требований к ценовым заявкам, подаваемым для участия в конкурентном отборе мощности на 2012 год поставщиками мощности (группы лиц), занимающими доминирующее и (или) исключительное положение на оптовом рынке в пределах одной зоны свободного перетока"
Конкурентный отбор мощности на 2012 г.: дополнительные требования к ценовым заявкам. Для защиты конкуренции ФАС России установлены дополнительные требования к ценовым заявкам, подаваемым поставщиками мощности (группы лиц), занимающими доминирующее и (или) исключительное положение на оптовом рынке в пределах одной зоны свободного перетока. Речь идет об участии в конкурентном отборе мощности на 2012 г. В отношении заявок, подаваемых в зоне свободного перетока Сибирь поставщиками, занимающими доминирующее и (или) исключительное положение на оптовом рынке c совокупной установленной мощностью генерирующего оборудования его группы лиц более 3 000 МВт (по состоянию на 01.01.2011) в ее пределах, закреплено следующее. Они должны быть одинаковы по цене и соответствовать требованию экономической обоснованности с учетом установления средневзвешенной стоимости мощности по всем генерирующим объектам. Исключение - объекты, поставляющие мощность по договорам о ее предоставлении. Заявки, подаваемые в зоне свободного перетока Центр или Урал, должны соответствовать требованию экономической обоснованности по каждой станции отдельно. Это также касается заявок, представляемых в зоне свободного перетока Сибирь поставщиками, занимающими доминирующее и (или) исключительное положение на оптовом рынке c совокупной установленной мощностью генерирующего оборудования его группы лиц менее 3 000 МВт (по состоянию на 01.01.2011) в ее пределах. Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 июля 2011 г. Регистрационный № 21259. |