Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 14 января 2011
- Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. N 511 "Об Инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки"
С 1 января 2011 г. вступает в силу Инструкция, определяющая порядок совершения операций в отношении временно ввозимых/вывозимых транспортных средств международного сообщения. В качестве декларации используются стандартные документы перевозчика. Они предусматриваются международными договорами, в которых участвуют государства-члены ТС. Документы должны содержать сведения о транспортном средстве, о маршруте, грузе, припасах, об экипаже, о пассажирах. Отражаются цели ввоза/вывоза. Если указанные сведения отсутствуют, то используется форма декларации, утвержденная Комиссией ТС. Декларация подается в таможенный орган, расположенный в месте прибытия на территорию ТС или убытия с нее. Она может быть оформлена на состав транспортных средств. При подаче декларации удостоверяется личность совершающего операции лица. Кроме того, представляются перевозочные документы и те, что подтверждают госрегистрацию и национальную принадлежность средства (кроме ж/д транспорта и контейнеров). Если перемещаются товары, находящиеся под таможенным контролем, то декларация на транспортное средство представляется одновременно с транзитной. Определено содержание конкретных операций.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 декабря 2010 г. N 30/64 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
Подготовлены совместные разъяснения относительно взыскания компенсаций за нарушение прав на судопроизводство и исполнение судебного акта в разумный срок. Приведены категории требований, на которые не распространяется Закон о присуждении названной компенсации. В частности, к таковым отнесены требования при нарушении срока исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание денег граждан, а также организаций, не являющихся получателями бюджетных средств. Выделены особенности, которые должны учитываться из-за того, что с 01.01.2011 введено новое регулирование порядка исполнения судебных актов в связи с созданием казенных учреждений и изменением правового положения бюджетных учреждений. Затронут вопрос о том, кто может быть отнесен к заинтересованным лицам, имеющим право обратиться с заявлением о компенсации (в т. ч. когда речь идет об уголовном или административном судопроизводстве). Указывается, что в случае смерти гражданина или реорганизации юрлица, обратившихся с заявлением, допускается их процессуальная замена. Разъяснена процедура подачи самого заявления (форма, срок его представления, через (в) какой именно суд направляется, основания для его возврата заявителю). Отмечено, что АПК РФ, в отличие от ГПК РФ, не предусматривает возможность обжаловать определения об оставлении такого заявления без движения. Даны пояснения относительно подведомственности подобного рода дел, исчисления срока на обращение с заявлением и возможности его восстановить. Перечислены причины, которые не могут служить основанием для восстановления срока (кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя и т. д.). Условие, необходимое для заявления при нарушении срока судопроизводства, - предварительное обращение к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела. Отмечены моменты, которые должны учитываться при подаче и рассмотрении последнего. Разъяснены вопросы, связанные с подготовкой таких дел к разбирательству, а также с их непосредственным рассмотрением. Лицо, обратившееся за компенсацией, не должно доказывать наличие у него вреда. Относительно определения размера присуждаемой компенсации судам рекомендовано обеспечивать индивидуальный подход.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 13 января 2011
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 декабря 2010 г. N 1144н "Об утверждении поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы Российской Федерации на 2011 год"
Нуждающимся в улучшении жилищных условий федеральным гражданским служащим предоставляется единовременная субсидия на приобретение жилого помещения. Она рассчитывается исходя из норматива общей площади жилья, средней рыночной стоимости 1 кв. м и поправочного коэффициента к этой цене, учитывающего место прохождения службы. Установлены поправочные коэффициенты по субъектам Федерации на 2011 г. Самые высокие - у Москвы (2,26) и Магаданской области (2,03), самые низкие - у Мурманской (1,04) и Томской (1,2) областей. Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2010 г. Регистрационный № 19429.
- Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 601 "Об утверждении номенрклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков"
Установлена номенклатура товаров, работ и услуг для нужд государственных и муниципальных заказчиков. Она применяется для того, чтобы определить одноименные товары, работы и услуги. Согласно закону заказы на их поставку (выполнение, оказание) могут размещаться двумя и более заказчиками, уполномоченными органами путем проведения совместных торгов. К таким товарам, работам и услугам относятся те, которые в соответствии с номенклатурой входят в одну группу. Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2010 г. Регистрационный № 19430.
- Приказ Федеральной налоговой службы от 22 ноября 2010 г. N ММВ-7-6/632@ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@"
Органы, учреждения, юридические и должностные лица обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и граждан. Скорректирован приказ об утверждении необходимых для этого форм. Это связано с поправками, внесенными в НК РФ. Форму ОП "Сведения об опеке и попечительстве" заменили на ОП "Сведения об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физлиц-собственников (владельцев) имущества". Она предназначена для органов опеки и попечительства. Введены 2 новые формы. Первая - сведения о постановке на учет иностранного работника по месту пребывания и снятии с него. Ее используют соответствующие регистрирующие органы. Вторая - сведения о внесении изменений в реестр филиалов и представительств международных, а также иностранных некоммерческих неправительственных организаций. По ней данные представляет орган, уполномоченный вести реестр. Во всех случаях сведения нужно подать в течение 10 дней с момента совершения соответствующих действий. Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2010 г. Регистрационный № 19439
- Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 октября 2010 г. N 461 "Об утверждении Административного регламента Министерства регионального развития Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочий в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также надзора за исполнением нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочий в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий"
Закреплено, как Минрегион России контролирует полноту и качество осуществления региональными властями переданных полномочий в области госэкспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий. Речь также идет о надзоре за исполнением нормативных правовых актов, принимаемых по данным вопросам. Предмет контроля - проверка соблюдения региональными властями действующего законодательства в данной области. Результатами контроля являются акты проверок, предписание об отмене регионального правового акта или об устранении нарушений законодательства, обращение в органы прокуратуры, подготовка предложений о временном изъятии у названных органов переданных полномочий. Административные процедуры - плановые и внеплановые проверки деятельности уполномоченных органов, исполнения принимаемых региональных нормативных актов по данному вопросу, качества экспертных заключений. Также анализируют отчеты об исполнении переданных полномочий, рассматривают информацию о нарушениях законодательства. Регламентирован порядок проведения каждого из указанных действий. Установлено, как контролируется исполнение госфункции. Указано, как обжалуются действия (бездействие) должностных лиц и принятые ими решения. Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 декабря 2010 г. Регистрационный № 19403.
- Приказ Минтранса РФ от 6 сентября 2010 г. N 192 "Об утверждении Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов"
Чтобы перемещать товары по железной дороге, грузоотправитель представляет перевозчику заявку. Она подлежит согласованию, в том числе с владельцем инфраструктуры. В данной процедуре может быть отказано, в частности если отсутствуют технические и технологические возможности перевозки. Установлен их перечень. Так, не должны возникать препятствия в виде запретов и ограничений. Необходимо наличие согласованных условий перевозки негабаритных грузов и тех, что перемещаются на транспортерах. Указанные в заявке сведения должны соответствовать стандартам, техническим условиям и правилам. Объем груза, иные параметры перевозки не должны превышать пропускных возможностей участков инфраструктуры ж/д транспорта и (или) перерабатывающих способностей станций по маршруту следования. Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2010 г. Регистрационный № 19426.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 12 января 2011
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2010 г. N 1169н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения"
Утверждена форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Ее представляют ежеквартально плательщики страховых взносов в ТФОМС по месту своей регистрации. Срок - 25 число месяца, следующего за отчетным периодом. В расчете отражают численность неработающих застрахованных лиц, годовую сумму страховых взносов, сведения о состоянии задолженности. Приказ вступает в силу с 1 января 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2010 г. Регистрационный № 19457.
- Приказ Федеральной таможенной службы от 13 декабря 2010 г. N 2385 "Об установлении фиксированных сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении подакцизных товаров"
Установлены новые фиксированные суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых в Россию подакцизных товаров. Пересмотрены ставки для расчета сумм на 2011 г. Они повысились, в частности, в отношении этилового спирта, сырья, алкогольной продукции. Речь также идет о некоторых табачных изделиях, о бензине, дизельном топливе. Что касается легковых автомобилей, то, например, в отношении машин мощностью двигателя до 90 л. с. ставка повысилась со 120 тыс. руб. до 134,91 тыс. руб. (уровень 2009 г.). Определены ставки на 2012 и 2013 гг. Указаны коды товаров по ТН ВЭД ТС. Прежние фиксированные размеры обеспечения внесения таможенных платежей в отношении данных товаров (с учетом изменений) не применяются. Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2010 г. Регистрационный № 19467.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 11 января 2011
- Указ Президента РФ от 9 января 2011 г. N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками"
Иностранцы, лица без гражданства и зарубежные организации не могут иметь в собственности земельные участки в определенных Президентом РФ приграничных территориях. Установлен перечень муниципальных образований, в отношении которых действует это ограничение. В частности, в список входят следующие города. Дербент, Избербаш, Каспийск, Махачкала, Владикавказ, Краснокаменск, Анапа, Геленджик, Новороссийск, Сочи, Благовещенск, Райчихинск, Свободный, Шимановск, Архангельск, Новодвинск, Северодвинск, Новозыбков.
- Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1231 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с совершенствованием обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Поправки обусловлены изменениями в законодательстве об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Страховые взносы начисляются на вознаграждения (как по основному месту работы, так и по совместительству), выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаемые в базу для их начисления. При заключении гражданско-правового договора взносы уплачиваются, если в нем предусмотрена соответствующая обязанность страхователя. Скорректирован порядок отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых взносов. При расчете интегрального показателя профессионального риска вместо размера фонда оплаты труда используется сумма всех выплат в пользу застрахованных за истекший год, на которые начислены страховые взносы. Страхователи обязаны ежеквартально (до 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом) представлять страховщику по месту своей регистрации отчетность. Ее форма определяется Минздравсоцразвития России. Ранее образец отчета и срок его подачи устанавливал ФСС РФ. Перечень не облагаемых взносами выплат с 1 января 2011 г. предусмотрен законом. В связи с этим утрачивает силу соответствующий акт Правительства РФ. Постановление вступает в силу с 1 января 2011 г.
- Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1227 "Об особенностях лицензирования деятельности страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
Установлено, что деятельность страховых медорганизаций в сфере обязательного медстрахования лицензируется Росстрахнадзором. При этом учитываются некоторые особенности. Так, в лицензии указываются регионы, на территориях которых организация вправе осуществлять деятельность в сфере обязательного медстрахования. Соискатель не должен представлять сведения о страховом актуарии, расчеты страховых тарифов, положение о формировании резервов и др. При контроле и надзоре за деятельностью таких страховых медорганизаций Росстрахнадзор взаимодействует с ФФОМС и ТФОМС. Если лицензия, предусматривающая проведение обязательного медстрахования, выдана до 1 января 2011 г., то организация вправе осуществлять после указанной даты деятельность в обозначенной сфере. Утратили силу некоторые нормативные акты, касавшиеся названного вопроса. Постановление действует с 1 января 2011 г.
- Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1226 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
С 1 января 2011 г. вступает в силу новый Закон об обязательном медстраховании. Некоторые его положения применяются с 2012 г. Чтобы единообразно применять закон, Минздравсоцразвития России предоставлено право издавать соответствующие разъяснения, в том числе совместно с ФФОМС, а также по согласованию с Минфином России. Постановление вступает в силу с 1 января 2011 г.
- Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1211 "Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для убытия из Российской Федерации за пределы единой таможенной территории Таможенного союза отдельных категорий товаров автомобильным видом транспорта"
Установлены пункты пропуска через госграницу России, из которых разрешается экспортировать автотранспортом за пределы ТС нефть и некоторые продукты из нее (позиция 2709 и подсубпозиции 2710 11 110 0 - 2710 19 690 9 ТН ВЭД ТС). Исключение - товары, предназначенные для использования и демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях. Это Борисоглебск, Светогорск, Ивангород, Бурачки, Убылинка, Чернышевское, Нижний Зарамаг, Адлер, Яраг-Казмаляр, Хандагайты (Боршо), Ташанта. Постановление вступает в силу по истечении 30 дней с даты его официального опубликования.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 г. N 22-П "По делу о проверке конституционности части 8 статьи 4 и частей 2, 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой администрации города Благовещенска"
Оспаривались отдельные нормы Закона о льготной приватизации региональной и муниципальной недвижимости, арендуемой субъектами малого и среднего предпринимательства. Данные положения регулируют процедуру, в соответствии с которой реализуется преимущественное право на приобретение таких арендуемых помещений. Согласно им названные субъекты предпринимательства по своей инициативе направляют заявление в уполномоченный орган. В этом случае последний обязан обеспечить заключение договора для проведения оценки рыночной стоимости арендуемого имущества. Также он должен принять решение об условиях приватизации и направить заявителю проект соглашения купли-продажи. Заявление возвращается, если арендатор не соответствует установленным критериям, а также в случае, когда отчуждение арендуемого имущества запрещено законом. Данный отказ либо бездействие органа власти можно обжаловать. По мнению заявителя, такие нормы нарушают имущественные права муниципалитетов. КС РФ пришел к выводу, что эти положения не противоречат Конституции РФ. Как пояснил КС РФ, они не предполагают возможности принудительно отчуждать из муниципальной собственности имущество, хотя и предоставленное в указанную аренду, но необходимое муниципалитетам для решения вопросов местного значения и соответствующее требованиям о составе объектов такой собственности. Частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности признаются и защищаются равным образом. Отдельные ограничения права собственности допустимы. Однако они должны быть адекватны социально необходимому результату. Для отдельной категории предпринимателей введен упрощенный механизм приватизации. Это отвечает целям стимулирования свободы предпринимательской деятельности. Между тем такое регулирование не должно создавать препятствий для решения вопросов местного значения, связанных с организацией жизнеобеспечения населения муниципального образования. Обязательное отчуждение названных арендуемых объектов муниципальной собственности касается имущества, нахождение которого в такой собственности не допускается и которое подлежит приватизации в силу закона.
|
СОБЫТИЯ 15 - 17 февраля 2011 года в Москве состоится V Всероссийский Конгресс "Управление государственной и муниципальной собственностью 2011". Мероприятие состоится при поддержке Администрации Президента РФ, Государственной Думы ФС РФ, Министерства экономического развития РФ, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Торгово-промышленной палаты РФ. Подробнее 2 - 3 марта 2011 года в Москве состоится III Всероссийский Конгресс "Экономико-правовое регулирование инновационной деятельности 2011". Программа Конгресса включает семинары и круглые столы по наиболее актуальным темам - государственная стратегия развития инноваций, регулирование на этапе создания инновационных продуктов, коммерциализация инновационных продуктов. Подробнее 16 января завершается открытый конкурс школьников "Юный юрист" - очный отборочный этап Межрегиональной олимпиады школьников ГУ-ВШЭ, БелГУ, ИрГТУ, МарГТУ, ОмГУ, РУДН, СПбГУ ИТМО, ТПУ, УлГУ, УрГУ по праву. Подробнее 15 - 16 марта ICC Russia проведет в Москве традиционный ежегодный двухдневный мастер-класс из серии "Уроки ICC", посвященный актуальным вопросам международной стандартной практики расчетов с использованием аккредитивов и применения UCP 600. Подробнее Институт социально-политических исследований РАН и Фонд социального развития 10 - 11 февраля 2011 года проводят круглый стол по демографии(пансионат "Клязьма"). Цель мероприятия - обсуждение проводимой демографической политики государства, проблем и перспектив развития. Узнать больше
|