- Федеральный конституционный закон от 6 декабря 2011 г. N 4-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам"
В России появится специализированный арбитражный суд. До 1 февраля 2013 г. должен быть создан Суд по интеллектуальным правам. Он как специализированный арбитражный суд рассматривает дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в рамках первой и кассационной инстанций. Это дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. К ним также относятся споры о предоставлении или прекращении такой охраны (исключение - объекты авторских и смежных прав, топологии интегральных микросхем). При этом сторонами дела могут быть любые организации, ИП или граждане. Дела по первой инстанции разрешаются коллегиальным составом судей. Принятые им акты, вступившие в законную силу, рассматриваются в порядке кассации президиумом суда. При равенстве голосов жалоба не удовлетворяется. В рамках кассации также проверяются дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные региональными (по первой инстанции) и апелляционными арбитражными судами. Этим займутся коллегиальные составы судей. Кассационные постановления суда передаются в порядке надзора Президиуму ВАС России. Суд также пересматривает по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу акты. Для изучения специальных вопросов, возникающих по конкретным делам, в аппарате суда формируются группы советников, обладающих соответствующей квалификацией. Федеральный закон вступает в силу с даты его официального опубликования. - Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Подписан 3-й антимонопольный пакет поправок к законодательству. Основные его положения можно свести к следующему. Существенно сужен круг лиц, включаемых в группу. Уточнены критерии определения монопольно высокой цены товара (таковой не считается та, что сформирована по установленным правилам на бирже). Повышены пороговые значения активов и оборота компаний, при которых следует получать согласие антимонопольного органа на совершение сделок или уведомлять его. Не являются координацией экономической деятельности действия хозяйствующих субъектов в рамках "вертикальных" соглашений. Сокращено количество запретов "per se" (для их применения не нужно доказывать негативное влияние на конкуренцию). Уточнены критерии запрещенных согласованных действий и минимальные доли их участников на рынке (совокупная - более 20%, индивидуальная - свыше 8%). Манипулирование ценами на рынке электроэнергии (мощности) рассматривается в качестве самостоятельной формы злоупотребления доминирующим положением. Введен минимально необходимый период для анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения (1 год). Сделки иностранных лиц подлежат госконтролю в случае поставок ими в течение предшествующего года товаров в Россию на сумму более 1 млрд руб. Ужесточены требования к действиям органов власти. Так, запрещено создавать дискриминационные условия хозяйствующим субъектам. Нарушениями также считаются взимание не предусмотренных законом платежей при оказании госуслуг, дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара. Антимонопольные требования распространены на запрос котировок. Детально прописан порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров. Запрет на ограничение конкуренции касается и организаций, оказывающих госуслуги. В число государственных (муниципальных) преференций включены предоставляемые органами власти гарантии. Правительство РФ наделено правом устанавливать правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарного рынка, с использованием которых производятся (реализуются) товары в сферах естественных монополий. Расширены полномочия антимонопольного органа. Так, он может выдавать предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушений, а также предостережения о недопустимости последних. Предусмотрено ведение реестра физлиц, привлеченных к ответственности за ограничение конкуренции. Усовершенствован порядок рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Отменена уголовная ответственность за ограничивающие конкуренцию согласованные действия. Федеральный закон вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие. - Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 400-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии"
Реализация международных договоров России о реадмиссии: поправки к законодательству. Скорректированы Законы о порядке выезда из России и въезда в нее, об актах гражданского состояния (АГС), о правовом положении иностранцев, о миграционном учете последних и лиц без гражданства, а также КоАП РФ. Поправки связаны с реализацией международных договоров РФ о реадмиссии. Договоры предусматривают направление компетентными органами иностранных государств ходатайств о транзитном проезде через территорию России иностранцев и лиц без гражданства. Установлено, что такой проезд осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его заместителя. Уточнено, что названный орган утверждает не только форму проездного документа для целей реадмиссии, но и порядок его заполнения и выдачи. Если названному органу в сфере миграции или его территориальному органу в связи с реализацией договора о реадмиссии необходимы сведения о госрегистрации АГС, то он направляет запрос в орган записи последних. Данные предоставляются в течение 7 дней. В КоАП РФ введена статья об ответственности за нарушение иностранцем или лицом без гражданства, подлежащими реадмиссии, обязательных правил, связанных с реализацией соответствующего международного договора. Санкция - штраф от 4 до 5 тыс. руб. либо арест на срок до 15 суток с выдворением за пределы России или без такового. Поправки вступают в силу с 1 мая 2012 г. - Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 399-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
Закон о праве на свободу передвижения дополнили нормами о регистрации кочевников коренных малочисленных народов. Скорректирован Закон о праве граждан России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах нашей страны. Некоторые представители коренных малочисленных народов ведут кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеют места постоянного или преимущественного проживания. Установлено, что местом жительства таких граждан может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий. В закон введена статья об особенностях регистрации в таких случаях. Поселение гражданин выбирает сам. Регистрация осуществляется по адресу местной администрации с учетом перечня мест традиционного проживания и традиционной хоздеятельности коренных малочисленных народов России, утвержденного Правительством РФ. Для регистрации нужны заявление, документ, удостоверяющий личность, и подтверждение кочевого и (или) полукочевого образа жизни. - Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 398-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Президент РФ утверждает перечень чиновников, которым оформляются дипломатические паспорта. Изменен порядок выдачи дипломатических и служебных паспортов. Дипломатические паспорта предоставляются лицам, которые при выезде за пределы нашей страны для исполнения служебных обязанностей обладают дипломатическим иммунитетом; дипломатическим работникам МИДа России; Президенту РФ; членам Совета Федерации и депутатам Госдумы. Перечень иных лиц, которым может выдаваться указанный документ, утверждает глава государства. Их список формирует МИД России и пересматривает по мере необходимости. Кроме того, расширен перечень лиц, которым оформляются служебные паспорта. В него включены работники госкорпораций; служащие Банка России; сотрудники госорганов и организаций, осуществляющих медицинское и организационно-техническое обеспечение деятельности Президента РФ и высших должностных лиц в их зарубежных командировках. Паспорта оформляются на срок до 5 лет. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. - Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 397-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Отсутствие паспорта у иностранного преступника, подлежащего выдаче, - не помеха для пересечения им российской границы. Урегулирован порядок въезда в Россию и выезда из нее иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих выдаче для уголовного преследования или исполнения приговора. По общему правилу для пересечения российской границы необходимы виза и удостоверение личности (действительное и признаваемое в России в качестве такового). Последнее на практике у большинства названных лиц отсутствует. В связи с этим иностранцы и лица без гражданства, выдаваемые нашей страной другому государству, при отсутствии указанных удостоверений личности выезжают из России по решению Генпрокуратуры РФ о выдаче. Лица, выдаваемые России, въезжают в страну на основании письменного уведомления компетентного органа иностранного государства об удовлетворении запроса Генпрокуратуры РФ о выдаче. Следует отметить, что запрос содержит данные, позволяющие идентифицировать личность (полное имя, дату рождения, гражданство, место жительства или пребывания, описание внешности, фотографию и другие материалы, в том числе дактилоскопическую карту). - Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 396-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Организация розничных рынков в крупных городах: перенесены некоторые сроки. Внесены поправки в Закон о розничных рынках. Последний, в частности, устанавливает требования к оборудованию и застройке рынков, а также запрещает использовать для их размещения временные сооружения. Указанные требования и запрет в отношении розничных рынков, находящихся на территориях Москвы и Санкт-Петербурга, должны применяться не с 1 января, как закреплялось ранее, а с 1 июля 2012 г. Розничные рынки в других городах с населением более 500 тыс. человек, являющихся столицами или административными центрами регионов, согласно поправкам должны отвечать названным требованиям и располагаться в капитальных зданиях (строениях, сооружениях) начиная с 1 января 2013, а не 2012 г. Перенесение сроков позволит завершить модернизацию, реконструкцию и строительство новых розничных рынков в крупных городах. Федеральный закон вступает в силу с 31 декабря 2011 г. - Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 395-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе"
Ротация кадров - одна из мер борьбы с коррупцией на госслужбе! Вводится ротация кадров на государственной гражданской службе. Ее цель - противодействие коррупции путем назначения госслужащих на иные должности в том же или ином госоргане. В законе прописаны механизм ротации, сроки ее проведения, дополнительные гарантии и компенсации госслужащим. Она обязательна для руководителей территориальных управлений федеральных контролирующих и надзорных органов. Ротация по иным должностям федеральной гражданской службы проводится по перечням, утверждаемым Президентом РФ и Правительством РФ. Список подлежащих ротации госслужащих субъектов Федерации определяют сами регионы. Ее осуществляют в пределах одной группы должностей с учетом уровня квалификации, профобразования и стажа работы лица. Срок замещения должности в порядке ротации - 3-5 лет. Оклад по новой должности должен быть не ниже, чем по прежней. При назначении на работу в другую местность госслужащему и членам его семьи компенсируются расходы на переезд. Также должны обеспечить служебным жильем, а при его отсутствии - возместить расходы на его наем. При этом за госслужащим сохраняют жилье, которое он занимал по договору соцнайма по прежнему месту работы. Предусмотрено право отказаться от ротации по уважительной причине. Таковой считается наличие медицинских противопоказаний или невозможность проживания членов семьи по состоянию здоровья в новой местности. В этом случае госслужащему обязаны предложить иную должность в том же либо ином органе. При отказе ее занимать госслужащего увольняют, выплатив денежное содержание за 4 месяца (выходное пособие не полагается). Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г. - Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 394-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Запрещено изменять стоимость электроэнергии (мощности), купленной или проданной субъектом оптового рынка в прошлых расчетных периодах. Правительство России наделено следующими полномочиями. Оно утверждает правила технологического функционирования электроэнергетических систем. Определяет механизм стимулирования использования возобновляемых источников энергии. Установлено, что цены на электроэнергию и мощность определяются коммерческим оператором исходя из имеющихся у него сведений об объемах производства и потребления электроэнергии на момент расчета. Запрещено изменять (пересчитывать) цену покупки или продажи и стоимость электроэнергии и мощности, проданных или купленных субъектом оптового рынка в прошлых расчетных периодах. Уточнен режим тарифного регулирования в неценовых зонах оптового рынка, в т. ч. для экспорта (импорта) электроэнергии. Если собственник или иной законный владелец объекта электросетевого хозяйства хочет продать этот объект, входящий в единую национальную электросеть, он должен направить заказное письмо с уведомлением о вручении в организацию по управлению названной сетью. В письме отражаются намерение, цена и условия продажи. Если указанная организация откажется от покупки или не сообщит о готовности приобрести объект в течение 6 месяцев, то его могут продать по истечении этого срока любому лицу. При этом цена должна быть не ниже той, которая отражена в письме. Новый собственник или законный владелец такого объекта должен заключить с упомянутой компанией договор о порядке его использования. Срок - в течение 1 месяца с даты госрегистрации соответствующих прав. Определено, что ФСТ России устанавливает применяемые до 1 января 2014 г. цены (тарифы) на электроэнергию (мощность), продаваемую (приобретаемую) на оптовом рынке для обеспечения совместной работы российских и иностранных электроэнергетических систем. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки. - Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 393-ФЗ "О внесении изменения в статью 50 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О хозяйственных партнерствах"
С июля 2012 г. коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных партнерств. В ГК РФ вносятся поправки. Они связаны с тем, что вводится новая организационно-правовая форма коммерческого юрлица, наиболее подходящая для инновационной деятельности. Речь идет о хозяйственном партнерстве. Закреплено, что коммерческие организации могут создаваться также в форме хозяйственных партнерств. Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2012 г. - Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах"
Вводится новая организационно-правовая форма коммерческого юрлица - хозяйственное партнерство. Вводится новая организационно-правовая форма коммерческого юрлица, наиболее подходящая для инновационной (в т. ч. венчурной) деятельности. Речь идет о хозяйственном партнерстве. Закреплен статус, порядок создания, реорганизации и ликвидации данного юрлица, а также права и обязанности его участников. В частности, закон предусматривает следующее. Учредительным документом является устав. Партнерство создается двумя лицами или более. Максимальное число участников - 50, а если их станет больше, то в течение года партнерство должно преобразоваться в АО. Нельзя, чтобы впоследствии остался только один. При учреждении организации заключается соглашение об управлении партнерством. Оно удостоверяется и хранится у нотариуса. Сторонами соглашения могут быть все участники партнерства и лица, не являющиеся таковыми. Складочный капитал партнерства разделяется на доли. Каждый участник должен сделать вклад. Разрешается вносить деньги, ценные бумаги и другие вещи либо имущественные или иные имеющие денежную оценку права. Соглашение может предусматривать условия, при которых тот, кто не осуществляет вклад в установленный срок, исключается из организации во внесудебном порядке. Кроме того, право партнеров на непропорциональное размеру их долей участие в управлении партнерством, распределении прибыли и покрытии расходов. Органы управления партнерства избираются (аудитор утверждается) по единогласному решению всех учредителей. Ведется реестр участников с указанием размеров их долей в складочном капитале и тех, которые принадлежат партнерству. Если у партнерства отсутствует имущество или его недостаточно для удовлетворения своих обязательств, взыскание обращается на принадлежащие ему исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. При этом обязательства этого юрлица перед его кредиторами могут быть полностью или частично исполнены от имени партнерства одним, несколькими или всеми его участниками. Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2012 г. |
СОБЫТИЯ Торжественный Прием Объединения Корпоративных Юристов, посвященный Дню Конституции РФ, в этом году состоится 8 декабря 2011 года, четверг в блистательном Банкетном комплексе GOLDEN PALACE. Подробнее 12 декабря в Москве пройдет конференция "Защита интересов бизнеса в Европейском суде по правам человека". Подробнее 15 - 16 декабря в Москве в рамках Зимней школы "ПравоТЭК" состоится Практический семинар "НДПИ и другие сложные вопросы налогообложения горнорудных компаний". Организатор: НОУ "Школа "ПравоТЭК". Подробнее 15 - 16 декабря в Москве состоится семинар "Правовое регулирование оборота земельных участков и землепользования". Организатор - Институт экономики, управления и социальных отношений. Подробнее 16 декабря в Москве состоится конференция "Государственно-частное партнерство в России". Подробнее Международная торговая палата (ICC) анонсировала 7-й Международный конкурс ICC по медиации для студентов и профессионалов по разрешению споров со всего мира, который состоится 3-8 Февраля 2012 года в Париже. Подробнее До 26 февраля 2012 года проходит Межрегиональная олимпиада школьников НИУ ВШЭ, МарГТУ, НИ ИрГТУ, НИУ "БелГУ", ОмГУ, РУДН, ТПУ, УрФУ по праву. Подробнее 28 февраля в Москве CNews Conferences и CNews Analytics проведут конференцию "Развитие рынка ЦОД в России". Подробнее Московский офис юридической фирмы Уайт энд Кейс и компания Трифольд объявляют о начале подготовки к проведению Российского национального чемпионата Конкурса по международному праву имени Филипа Джессопа 2012 года. Подробнее II международная научно-практическая конференция "Права и свободы человека: проблемы реализации, обеспечения и защиты" состоится 5 - 6 июня 2012 года. Форма проведения конференции - заочная. Сборнику материалов будет присвоен ISBN. Подробнее
|