Уважаемый коллега!
На прошедшей неделе опубликованы разъяснения по бухотчетности за I квартал 2017 года. Минфин и казначейство разобрали наиболее проблемные моменты составления отчетных форм. А кроме того, дали рекомендации по перерегистрации отложенных обязательств, принятию обязательств за счет резервов, формированию номеров счетов и другим важным вопросам ведения бухучета. Читать далее в системе ГАРАНТ. Обратите внимание! Материал будет доступен по данной ссылке до 21 апреля.
Владимир Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант".
Вопрос недели: В какой срок надо выплатить отпускные работнику? Знаете ответ? Проверьте свои знания!
10-16 апреля 2017 года
Третье лицо платит налог. Как заполнить платежный документ?
Письмо ФНС России от 17.03.2017 N ЗН-3-1/1850@
С 30 ноября 2016 года уплатить налог за налогоплательщика может иное лицо.
Разъяснено, как заполнять реквизиты платежного документа в такой ситуации. Лица, перечисляющие налоги, страховые взносы и иные платежи в бюджет, должны указывать в полях платежных документов:
- "ИНН плательщика" - ИНН плательщика, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей исполняется;
- "КПП плательщика" - КПП плательщика, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей исполняется;
- "Плательщик" - информация о плательщике, осуществляющем платеж. Для физлиц - фамилия, имя, отчество лица, исполняющего обязанность плательщика;
- "Назначение платежа" - ИНН и КПП (для физлиц только ИНН) лица, осуществляющего платеж и наименование (ФИО) плательщика, чья обязанность исполняется. Для выделения информации о плательщике используется знак "//". Данные реквизиты указываются в первых позициях по отношению к иной дополнительной информации, указываемой в поле "Назначение платежа";
- "Статус плательщика" (поле 101) - статус того лица, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей исполняется.
О бухгалтерском учете расчетов по налогам - в Энциклопедии решений
Вычет по НДФЛ на ребенка-инвалида: разъяснения ФНС
Письмо ФНС России от 06.04.2017 N БС-2-11/433@
Размер стандартного вычета, предоставляемого налогоплательщику, на обеспечении которого находится ребенок-инвалид, определяется путем сложения размеров вычета, предусмотренных по основанию, связанному с рождением ребенка (усыновлением, установлением опеки), и по основанию, связанному с тем, что ребенок является инвалидом.
Это мнение основано на п. 14 Обзора практики, утвержденного Президиумом ВС РФ 21.10.2015. Суд исходил из буквального содержания пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, по которому общий размер стандартного налогового вычета определяется двумя обстоятельствами: каким по счету для родителя стал ребенок и является ли он инвалидом. Эти критерии не указаны в законе как альтернативные, в связи с чем размер вычета допустимо определять путем сложения приведенных сумм. Следовательно, общая величина налогового вычета на ребенка-инвалида, родившегося первым или вторым, должна составлять 13 400 рублей (1400 рублей + 12 000 рублей), третьим - 15 000 рублей (3000 рублей + 12 000 рублей).
Подробнее о предоставлении стандартных вычетов по НДФЛ на детей - в Энциклопедии решений
Судебная практика: как правильно провести в учете документы по ГСМ
Решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 06.02.2017 по делу N 7р-42/2017
В ходе контрольного мероприятия ревизоры выявили такие нарушения:
1. Списание горючего на основании путевых листов за ноябрь-декабрь 2014 года отражено в учете и отчетности за 2015 год.
2. Топливо оприходовано на основании ежемесячных актов. Его цена по этим актам не соответствует цене в чеках терминалов и в счетах по транзакциям, которые выдавались на заправочных станциях непосредственно при заправке.
Учитывая перечисленные выше обстоятельства, проверяющие сделали вывод об искажении ряда форм отчетности за 2015 год и оштрафовали главбуха по ст. 15.15.6 КоАП РФ. Однако это решение было успешно оспорено.
Суд указал:
1. Учетной политикой был предусмотрен порядок учета документов, поступивших после отчетной даты. Так как путевые листы за ноябрь-декабрь 2014 года переданы в бухгалтерию уже в 2015 году, главбух согласно утвержденной учетной политике имел право отразить их в учете и отчетности 2015 года. К тому же он упомянул об этом факте в Пояснительной записке.
2. Согласно контракту результаты его исполнения подлежат приемке на основании ежемесячных актов приема-передачи ГСМ. Соответственно, главбух обоснованно приходовал топлива по ценам, предусмотренным ежемесячным актом приема-передачи и контрактом. Данные чеков терминалов, выданных непосредственно при заправках, нужно было использовать только в целях внутреннего контроля в части количества полученного топлива, то есть для сопоставления с данными ежемесячных актов.
Как видно из судебного решения, очень важно фиксировать дату поступления первичных документов в бухгалтерию и описать в учетной политике порядок принятия к учету документов, поступивших с опозданием. Подобные проблемы учтены в нашем Конструкторе учетной политики
Определяем НМЦК методом сопоставимых рыночных цен без ошибок!
В ходе контрольных мероприятий ревизоры обязательно проверят, как сотрудники учреждения определяли начальную максимальную цену контрактов. Причем любые отклонения от положений Методрекомендаций по определению НМЦК проверяющие могут отметить в качестве нарушения.
Например, аудиторы Счетной палаты указывают на такие недостатки: использование ценовой информации только 2-х контрагентов; неуказание сроков выполнения работ при направлении запросов о ценах; использование ценовой информации, не содержащей расчет цен на услуги.
Более того, проверяющие могут сопоставить цены, по которым аналогичные закупки делают соседние учреждения. Если разница будет значительной, поставят вопрос об эффективности использования бюджетных средств. Причиной отклонений могут стать злоупотребления на этапе определения НМЦК - ценовые предложения могут поступать от взаимозависимых юрлиц или фирм, аффилированных с сотрудниками учреждения.
Пресекайте нарушения при определении НМЦК путем внедрения специальных контрольных процедур в рамках внутреннего контроля. В частности, правильно определять НМЦК методом сопоставимых рыночных цен поможет наш новый Калькулятор. Он разработан в строгом соответствии с положениями Методрекомендаций.
Подробнее о методе сопоставимых рыночных цен - в Энциклопедии решений
Смотрите в системе ГАРАНТ другие калькуляторы по госзакупкам
Как отразить в учете итоги инвентаризации: разъяснения Минфина
Письмо Минфина России от 01.03.2017 N 02-07-10/11405
Результаты инвентаризации отражайте в учете и отчетности того месяца, в котором она закончена. Если вы проводите инвентаризацию перед годовым отчетом, то ее результаты в любом случае надо показать в годовой отчетности, даже если протоколы и акты были подписаны в следующем году.
Факт завершения инвентаризации подтверждают Инвентаризационные описи и Акт (ф. 0504835). Для отражения в учете корректировочных записей по результатам инвентаризации дополнительно понадобится Ведомость расхождений (ф. 0504092).
Приведенный выше порядок используйте как при инвентаризации имущества казны, так и при инвентаризации имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.
Пошаговая инструкция по организации и проведению инвентаризации - в Энциклопедии решений
Электронная выписка из ЕГРЮЛ равнозначна бумажной
Письмо ФНС России от 16.03.2017 N ГД-3-14/1814@
На сайте ФНС России функционирует сервис "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа". С его помощью можно получить сведения из реестров в виде выписки либо справки об отсутствии запрашиваемой информации. Данные предоставляются в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью ИФНС.
Выписка и справка формируются в формате PDF, содержащем электронную подпись и ее визуализацию, в том числе при распечатывании. Такая выписка равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью.
О сроке действия выписки из ЕГРЮЛ читайте в Энциклопедии решений
Нет умысла, не будет и штрафа за нецелевку?..
Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 02 сентября 2016 года
Очень часто за нецелевку штрафуют, даже если нарушение совершено неумышленно. Но иногда удается успешно оспорить штраф, ссылаясь на отсутствие умысла на совершение противоправного деяния.
Так, Верховный Суд Республики Саха (Якутия) указал, что субъективная сторона общественно опасного деяния, ответственность за которое установлена ст. 15.14 КоАП РФ, характеризуется только умышленной формой вины. О совершении этого правонарушения только с умышленной формой вины говорится и в письме Минфина России от 27.02.2012 N 02-07-10/534.
Подготовить аргументированные возражения на претензии ревизоров по поводу нецелевого использования бюджетных средств помогут наши эксперты в рамках продукта "Советы экспертов. Проверки, налоги, право"
Еще больше новостей для бухгалтера госсектора читайте в системе ГАРАНТ:
ИФНС не проверяет бухучет, но может составить протокол о бухгалтерских нарушениях
Изменены контрольные соотношения для декларации по НДС
Как рассчитать долю доходов от деятельности по предоставлению гражданам соцуслуг?
Отпуск до или после командировки: разъяснения по НДФЛ
Казенные учреждения должны учитывать деньги на номинальных счетах по КФО 3
По какому КБК зачислять в бюджет проценты на сумму требований к банкроту?
Плата за негативное воздействие: рекомендованы формы документов