Организация потеряла право на упрощенную бухгалтерскую отчетность 2024-2025. Инструкция от аудиторов
Организация потеряла право на упрощенную бухгалтерскую отчетность 2024-2025. Инструкция от аудиторов
Ведущий эксперт-консультант по бухучету и налогообложению
Содержание
Как известно, субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации и участники проектов Сколково (за исключением отдельных случаев) имеют право на ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности в упрощенном порядке (п. 4 п. 5 ст. 6 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ " О бухгалтерском учете" (далее — Закон N 402-ФЗ). Но его можно лишиться, если компания утратит статус «малого бизнеса» или станет обязанной проводить аудит. Рассмотрим, что необходимо сделать при утрате права на «учетные льготы».
Обязательный аудит — потеря права на упрощенный бухучет
Преимущества упрощенных способов бухгалтерского учета и отчетности очевидны — они облегчают учетный процесс и экономят средства организаций на ведение бухгалтерского учета.
Напомним, что к упрощенным способам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности относятся: возможность руководителя самостоятельно вести бухучет, отказ от применения некоторых ПБУ и ФСБУ или их упрощенное применение, сдача сокращенного перечня форм бухгалтерской отчетности.
Как уже говорилось, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность, вправе применять субъекты малого предпринимательства (далее СМП), но при условии, что они не являются микрофинансовыми организациями, а также, если их бухгалтерская отчетность не подлежит обязательному аудиту.
К сведению!
Основные критерии отнесения коммерческих организаций к СМП:
- среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек включительно (пп. «а» п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее Закон 209-ФЗ));
- доход от предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном НК РФ, за предшествующий календарный год не превышает 800 млн руб. (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265);
- в структуре уставного капитала (например, для ООО) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, а суммарная доля иностранных организаций и (или) организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, не превышает 49% уставного капитала) (пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Необходимость проведения обязательного аудита в соответствии с законодательством РФ — одна из распространенных причин утраты права на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и упрощенную отчетность для малых предприятий (пп. 1 п. 5 ст. 6 Закон N 402-ФЗ).
Случаи, когда обязательный аудит бухгалтерской отчетности необходим, перечислены в п. 1 ст. ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ), в т.ч. обязательный аудит может требоваться в соответствии с иными Федеральными законами. Например, обязательному аудиту подлежат застройщики, привлекающие средства для строительства многоквартирных домов (ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ).
Ежегодно Минфин РФ актуализирует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) и формирует подробный перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, размещая его на сайте.
В частности, обязательный аудит проводится, если доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности организации по данным налогового учета за предшествовавший отчетному год превышает 800 млн руб. (сумма строк 010 и 020 Листа 02 декларации по налогу на прибыль) или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 400 млн руб. (строка 1600 баланса) (пп. 4 п. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ).
Например, обязательному аудиту за 2025 год подлежит отчетность малых предприятий в форме ООО, у которых по данным за 2024 год в Балансе сумма строки 1600 превысила 400 млн руб., даже если за этот период доход по данным налогового учета менее 800 млн руб. Это означает, что с 2025 года организация теряет свои преимущества по упрощенным способам ведения бухучета и отчетности и у нее возникает обязанность вести полноценный бухгалтерский учет и составлять отчетность в полном объеме. Даже если по итогам 2025 года указанный выше показатель будет ниже этого лимита, обязательный аудит отчетности за 2025 год не отменяется, т.к. Закон N 307-ФЗ ориентируется на данные прошлого отчетного периода. При этом право на упрощенный учет и отчетность за 2024 год у организации сохраняется.
Как видим, по критерию размера выручки организация может иметь статус субъекта малого (не более 800 млн руб.) предпринимательства и при этом подлежать обязательному аудиту по другим критериям законодательства.
Совет: проверьте свои показатели по строке 1600 «Баланс» в отчетности, а также доходы по данным налогового учета за год. Если хотя бы один из данный лимитов превышен — наступило время получить первое аудиторское заключение и задуматься о выборе аудиторской организации.
Что учитывать при выборе аудиторов в Москве и не только — рассказываем здесь >>
К сведению! Отдельного штрафа за непроведение обязательного аудита нет. Но за непредставление в срок аудиторского заключения в ИФНС организацию могут оштрафовать на сумму до 5 000 руб. Штраф для должностного лица — до 500 руб., а если не представлены аудиторские заключения за прошлые годы — до 10 000 руб. (ст. ст. 4.1.2, 15.11, 19.7 КоАП РФ).
А по жалобе участника ООО (в случае корпоративного конфликта) на отсутствие аудиторского заключения в составе документов, представляемых перед проведением годового собрания, на котором утверждается отчетность ООО, подлежащая обязательному аудиту, штраф на организацию может составить 500 — 700 тыс. руб. (п.11 ст.15.23.1. КоАП РФ).
Алгоритм «переходного периода»
Объем работы, который предстоит провести в организации в связи с утратой права на упрощенные методы бухучета, зависит от того, насколько широко организация пользовалась «учетными льготами».
1. Если руководитель организации использовал свое право самостоятельно вести бухучет, то при утрате права на упрощенные методы учета он обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо своей организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ). Руководитель может в зависимости от объема учетной работы передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту (п. 7 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, письмо Минфина РФ от 03.02.2017 N 07-01-10/5865).
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО АУДИТ!
Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов.
Рассчитать стоимость аудита2. Организации необходимо внести изменения в учетную политику для целей бухгалтерского учета в связи с необходимостью применения ранее не используемых стандартов бухгалтерского учета или с необходимостью исключения из учетной политики способов учета, допустимых только при упрощенном учете (п. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, п. 10 ПБУ 1/2008). Данные изменения вводятся с начала года и оформляются приказом (распоряжением) руководителя (п. 8, п. 11, п. 12 ПБУ 1/2008).
Так, если организация утратила право на упрощенный учет с 2025 года, то с начала 2025 года организация обязана применять все ПБУ и ФСБУ в полном объеме (конечно, при наличии соответствующих объектов учета).
К сведению! Если организация своевременно не примет мер по изменению учетной политики, то это может привести к искажению бухгалтерской отчетности за периоды неправомерного применения упрощенных способов учета и к необходимости представлять исправленную (пересмотренную) отчетность по правилам ПБУ 22/2010 в случае существенности размера искажений.
Также отметим, что вносить в отчетность изменения после ее утверждения недопустимо (п.9 ст. 13, п. 5 ст. 18 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
Как показывает практика, при переходе к полноценному бухгалтерскому учету у большинства малых предприятий возникает необходимость отразить оценочное обязательство по расходам на оплату отпускных сотрудникам (ПБУ 8/2010), а также отразить отложенный налог на прибыль (ПБУ 18/02), в пояснениях к отчетности раскрыть информацию об аффилированных лицах (ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»). Для строительных компаний, утративших право на упрощенный бухучет, становится обязательным применение ПБУ 2/2008 с признанием выручки по готовности.
Также следует проанализировать применяемые в организации методы формирования первоначальной стоимости основных средств (п. 3 ФСБУ 6/2020, п. 4 ФСБУ 26/2020), порядок оценки материально-производственных запасов (см.п.2, п.14, п.33 ФСБУ 5/2019), порядок признания расходов на приобретение нематериальных активов (см. подп. «б» п. 4 ФСБУ 26/2020) и другие разрешенные отступления от правил оценки и отражения в учете фактов хозяйственной жизни, допустимые для упрощенных способов бухучета и нуждающиеся в изменении при переходе к общим правилам учета.
То есть малому предприятию необходимо провести актуализацию учетной политики для целей бухучета в связи с утратой права на упрощенные способы учета.
3. Организации следует скорректировать состав форм бухгалтерской (финансовой) отчетности и заполнить все надлежащие формы (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложения в виде пояснений к балансу и отчету о финансовых результатах в табличной и текстовой форме). С учетом того, что упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям), при переходе к общим формам организации особое внимание следует обратить на необходимость детализации показателей форм отчетности. С одной стороны, организация определяет ее самостоятельно (п. 3 Приказа Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н), а с другой стороны при определении детализации следует учитывать, что сведения об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно:
- в случае их существенности;
- если без знания о них заинтересованные пользователи не смогут оценить финансовое положение организации или финансовые результаты ее деятельности (п. 11 ПБУ 4/99).
Уровень существенности показателей организация определяет самостоятельно, исходя из величины и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности. С целью детализации показателей форм отчетности допустимо установить как общий критерий существенности, так и индивидуальные критерии для отдельных (наиболее значимых для организации) статей отчетности.
С 1 января 2025 года требования к бухгалтерской отчетности будут определяться новым ФСБУ 4/2023, но и в нем предусмотрены аналогичные положения об обособленном отражении существенных показателей (пп. «д» п.69 ФСБУ 4/2023).
Причем если объекты имеют сходные признаки, информацию о них можно объединить и привести в этих формах в общей сумме с детализацией в пояснениях. Это возможно, если информация о каждом из объектов в отдельности несущественна, но существенна их общая сумма или общая сумма необходима для раскрытия другой информации в отчетности. Несущественную информацию, за рядом исключений, можно в отчетности не раскрывать, даже если такая обязанность установлена федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
Также в отчетности должна приводится иная информация, необходимая пользователям бухгалтерской отчетности для принятия экономических решений, но не раскрытая в бухгалтерском балансе, отчете о финансовых результатах, отчете о целевом использовании средств, отчете об изменениях капитала, отчете о движении денежных средств. Состав и содержание такой информации определяются экономическим субъектом самостоятельно (пп. «и» п.46 ФСБУ 4/2023).
Обратите внимание, для отдельных случаев стандартами учета установлены количественные критерии существенности. Так доходы организации, превышающие 5% от общей суммы доходов за отчётный период, должны представляться в отчёте о финансовых результатах обособленно (п. 18.1 ПБУ 9/99). Аналогичная норма есть в отношении расходов (п. 21.1 ПБУ 10/99).
Отражение изменений учетной политики при утрате права на упрощенные способы учета
Специальных правил по отражению изменения учетной политики при утрате права на упрощенные способы бухгалтерского учета положения по бухгалтерскому учету не содержат. Если соответствующее законодательство РФ и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном п. 15 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (письмо Минфина РФ от 11.02.2016 N 07-01-10/7297).
Последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью (п. 15 ПБУ 1/2008). Когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно). Например, сумма новых показателей не является существенной, либо не может быть получена с достаточной достоверностью без привлечения существенных временных, трудовых и/или финансовых ресурсов.
Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.
Не дайте повода для выездной проверки
Получите максимум пользы от аудита: проверьте отчетность, устраните риски и найдите финансовые резервы
Узнать стоимость аудитаТак, формирование суммы резерва по отпускам работников на дату перехода организации на применение ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» отражается проводкой Дебет 84 Кредит 96.
При первом применении ПБУ 18/02 следует сформировать регистр временных разниц, включив в этот перечень признаваемые в бухгалтерском балансе активы и обязательства организации, а также объекты налогового учета, которые имеют налоговую стоимость, но при этом не признаются в бухгалтерском балансе (балансовая стоимость, налоговая величина, временная разница и соответствующие ОНО (ОНА)). Входящие остатки отражаются проводками ОНО — Дебет 84 Кредит 77, ОНА — Дебет 09 Кредит 84.
Что учесть при первом аудите?
Наша аудиторская практика показывает, что у 98% клиентов, проходивших аудит впервые, выявляются искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности, в т.ч. существенные. Поэтому, если у компании возникла обязанность по проведению обязательного аудита, тем более, если раньше она применяла упрощенные способы бухгалтерского учета и составления отчетности — лучше проводить аудит в несколько этапов, чтобы по итогам года не пришлось исправлять накопленные ошибки и переделывать отчетность. При проведении первого этапа аудита аудиторы сразу проверят правильность перехода на «полноценный» бухучет, в т.ч. проверят входящие остатки.
Все об аудиторских проверках >>
Также отметим, что в техническое задание на аудит можно включить углубленную проверку налогового учета — провести комплексный аудит, чтобы не только получить заключение о достоверности бухгалтерской отчетности, но и выявить возможные налоговые риски или резервы (переплаты по налогам, налоговые преференции, которые можно применить и т.п.).
Налоговый контроль усиливается с каждым годом и суммы доначислений по проверкам растут. Гайд по рискам 2024-2025 >>
За налоговые ошибки в первую очередь отвечают руководители компаний. При неуплате налогов их могут привлечь к материальной, субсидиарной и даже уголовной ответственности (достаточно неуплаты налогов на 18,75 млн руб. за три года). Поэтому профилактика налоговых рисков — это не только финансовая защита компании, но и защита личной ответственности руководителей. Эксперты и налоговые юристы, привлекаемые к проведению проверки, подскажут, как устранить ошибки и минимизировать риски.
При проведении комплексного аудита «Правовест Аудит» дает расширенные финансовые гарантии — «страховку от налоговых претензий» до 30 млн руб. на компенсацию штрафов и пени в случае, если по проверенному периоду налоговый орган произведет обоснованные доначисления. Как работает страховка >>
Получите Аудиторское Заключение
Получите максимум пользы от аудита: вместе с достоверной отчетностью и аудиторским заключением получите консультации аудиторов и налоговых экспертов по волнующим и спорным вопросам
Узнать стоимость аудитаМнение редакции
Причин провести аудит не мало. При этом важно провести именно качественный аудит, который даст максимальную пользу вашей компании, защитит от претензий, раскроет новые возможности для вашего бизнеса.