+7 495 134-28-57

За что ценят аудит руководители бизнеса и финслужб в 2024 году?

27 марта 2024

За что ценят аудит руководители бизнеса и финслужб в 2024 году?

Дружинина
Дружинина Маргарита

Управляющий партнер АКГ «Правовест Аудит» — 13 место RAEX 2023, выпускница Бизнес-школы СКОЛКОВО

27 марта 2024

Опираясь на опыт 19 лет в аудите и практику 765 аудиторских проверок в год, в данной статье покажем, как аудиторы помогают исправлять ошибки, повышать эффективность в учете и налогах и находят скрытые резервы. Хотя для многих сегодня и вовсе стоит вопрос: «Как не потерять бизнес и личные сбережения?». Узнайте о четырех выгодах аудита для коммерческой организации на живых примерах и важной статистике, где вложения в аудит окупаются в сотни раз.

1. Объективная «картина» в учете для управленческих решений

Верные управленческие решения можно принять только, если владеешь достоверной информацией. Понятно, что у руководителя не обязательно есть причины не доверять финансовой службе компании, но от ошибок никто не застрахован. Так, ошибки могут быть вызваны противоречивостью налогового законодательства и/или организационными моментами.

Кейс 1.

Недавно мы аудировали российскую логистическую компанию, которая резко выросла за последние 2 года, превратившись из малого предприятия в крупный бизнес с миллиардными оборотами.

Оказалось, что система документооборота и внутреннего контроля осталась от малого предприятия и не может обеспечить «порядок в учете» крупной компании: одно дело контролировать 50 сотрудников, когда им можно лично напомнить о сроках сдачи закрывающих документов, проверить подписи уполномоченных лиц в «первичке», проконтролировать сохранность имущества и состояние расчетов с контрагентами и т.п. И совсем другое, когда штат сотрудников более 1000 человек, а перечень клиентов и поставщиков — десятки тысяч....

Аудиторы выявили, что в компании нет жесткого регламента для сотрудников по оформлению документов и представлению их в финансовую службу (как для сотрудников отдела продаж, так и для сотрудников отдела снабжения, сотрудников транспортных цехов и т.п.). Поэтому документы, подтверждающие выручку от оказания услуг и расходы (ГСМ, стоянку, аренду и т.п.), представляются в бухгалтерию с опозданием. Это приводит к постоянным уточнениям бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций и даже данных управленческого учета. Т.е. у руководства компании нет оперативной информации о реальном состоянии бизнеса.

Более того, выяснилось, что и финансовая служба работает «по старинке», формируя отчетность практически вручную: нет необходимых настроек в бухгалтерской программе, декларации не заполняются автоматически — отсюда технические ошибки и нестыковки с контрагентами, не настроен управленческий учет.

Так, только за 2023 год из-за ошибки в декларации, компания занизила налоговую базу по налогу на прибыль на 189 млн руб., а это неуплата налога в сумме около 38 млн руб. и риск уголовной ответственности для руководителя компании (уголовная ответственность может наступить при неуплате 15 млн руб.). На эту же сумму — 189 млн руб. — были искажены данные финансовой отчетности (их забыли отразить в выручке от оказания услуг). В случае необнаружения ошибки в бухгалтерской отчетности, чистая прибыль компании была бы занижена на эти «пропавшие миллионы», а значит и возможные дивиденды собственников компании сократились бы соответственно.

Аудит выявил слабые места учета, системы внутреннего контроля и налоговые риски. Прямые выгоды от аудиторской проверки:

  • 7,5 млн руб. для компании — за счет «экономии» на налоговом штрафе 20% от суммы налога (это та сумма, которую доначислила бы налоговая, если бы ошибку обнаружили инспекторы);
  • устранение риска уголовной ответственности для руководителя компании — бесценно;
  • 151 млн руб. возможных дивидендов для собственников компании (189 млн руб. «потерянной» прибыли — 38 млн руб. налога на прибыль).

При стоимости аудита 1,3 млн руб. вложения в аудит окупились в 122 раза.

И это только текущий результат сразу после нескольких дней аудита. По итогам руководство и финслужба приняли меры по разработке четких регламентов и процедур для сотрудников системы внутреннего контроля, обновили программное обеспечение.

В будущем это приведет не только к достоверности оперативной финансовой информации и возможности принимать обоснованные управленческие решения, но и снизит количество конфликтов с контрагентами по оформлению документов, повысит лояльность партнеров компании, а значит и эффективность ее руководства.

Качественный аудит от «Правовест Аудит», а не формальный подход по общим стандартам — это дружеский квалифицированный взгляд со стороны, который помогает получить объективные данные руководству и помощь финансовым службам в моменте.



Кстати, опрос наших клиентов, проведенный в 2023 году показал, что наиболее частая цель проведения аудита как раз убедиться, что все в порядке, устранить сомнение «вдруг что-то не так». Руководители и собственники сегодня хотят иметь четкое подтвержденное представление о происходящем в компании.

Есть и еще много «плюсов» от проведения аудита, например, финансовая отчетность вместе с аудиторским заключением вызывает больше доверия у собственников и инвесторов, для субсидий и побед на тендерах, при кредитовании в банках и т.п. А это дополнительные инвестиции в преимущества бизнеса.



Наша компания «Правовест Аудит» всегда проводит встречу с руководителями и финслужбами, чтобы включить в техзадание на аудит дополнительные вопросы, обозначить глубину, необходимую руководителю или иным службам компании. Например, анализ постановки управленческого учета, причин низкой рентабельности, проверить кадровую документацию и др.

Кейс 2.

В «Правовест Аудит» обратился руководитель и собственник компании по производству кухонной мебели. Он попросил разобраться с причинами низкой рентабельности бизнеса. Эта опция была включена в техническое задание на проведение обязательного аудита.

Анализ деятельности показал, что рост выручки финансируется за счет заемных средств, при этом сумма уплаченных комиссий по факторингу в несколько раз превосходит показатель чистой прибыли. Так, в 2022 г банки заработали на факторинговых операциях компании 62 млн руб., а чистая прибыль компании составила 44 млн руб. Кроме того, выяснилось, что компания внесла существенные изменения в клиентский портфель, уменьшив долю розничных сетей в пользу застройщиков, заказывающих установку кухонь в новые квартиры «под ключ». Этот новый вид деятельности потребовал от компании значительных расходов, связанных с организацией замеров, монтажа, доставки мебели и встроенной техники. В результате в 2023 г коммерческие расходы увеличились на 46 млн руб. относительно 2022 г., а прибыль от продаж даже уменьшилась на 53 млн руб.

Таким образом, на бизнесе клиента его контрагенты зарабатывали больше, чем он сам.

Наши специалисты предложили такие решения:

  • изменить подход к ценообразованию,
  • уйти от котлового метода распределения накладных расходов,
  • учитывать доходы и расходы по каналу сбыта детально,
  • планировать загрузку производственных мощностей для сокращения издержек.

Эти знания и другие меры позволили значительно увеличить рентабельность бизнеса.




2. Контроль над бизнесом и защита от хищений

Если собственник не принимает участия в непосредственном управлении организацией, то некоторые недобросовестные руководители и даже «обычные менеджеры» могут воспользоваться этим. Из нашей обширной практики аудита мы видим множество способов безконтрольно «воспользоваться деньгами» собственника:

  • увести выручку на свою фирму;
  • создать завышенные расходы;
  • заключить ненужные договоры с самим собой (например, договоры займа под «нерыночные» проценты);
  • приобрести что-то у аффилированных лиц по завышенным ценам за «откаты» и др.

Кейс 3.

Аудиторы выявили увод денег собственника на 85 млн руб. (заключались крупные договоры на оказание «ненужных» услуг с сомнительными контрагентами, продукция реализовывалась аффилированным компаниям с убытком, прибыль «переводилась» на них и др.).

Кейс 4.

В другом случае более 13 млн руб. может взыскать учредитель с бывшего гендиректора (руководитель даже подделал учредительные документы, увеличил себе зарплату и выдал компании заем под большие проценты).

В тоже время, и руководителей может «защитить» аудиторское заключение, например, при неожиданном банкротстве компании или претензиях собственника о нанесенных ему убытках неверным исчислением налогов и т.п. Зачастую, именно проведенный аудит и аудиторское заключение законным образом подтверждают, что руководитель, принимая то или иное управленческое решение, сделал все возможное для сохранения денег собственников, не нарушал законодательство и невиновен в убытках.

3. Налоговая безопасность — минимизация риска потери бизнеса и личных сбережений

Бюджету нужны деньги... План роста сбора налогов на 2024 год составил +14%. Налоговый контроль усиливается с каждым годом, доначисления растут как по результатам налоговых проверок, так и при «добровольном» уточнении налогоплательщиками своих обязательств «по просьбе» налоговой инспекции. Под особое внимание попадают успешные компании, способные оплатить доначисления. Причиной претензий инспекторов могут быть контрагенты, которых налоговые органы могут посчитать недобросовестными. Но чтобы спорить с налоговыми органами обосновано и не опасаться за более существенные доначисления, необходима уверенность, что в налоговом учете компании нет ошибок и нарушений.



Данные представлены на основании официальной статистики ФНС и Федресурса. Подробнее >>

Как видно, налоговые ошибки стоят дорого и грозят компании, ее руководителям и собственникам не только финансовыми потерями, но и потерей времени, нервов, возможным приостановлением деятельности. Даже могут повлечь банкротство компании и потерю свободы руководителя/собственника в случае привлечения к уголовной ответственности.

Поэтому уже недостаточно проведения классического финансового аудита, когда проверяют только бухгалтерскую отчетность. Нужно дополнить аудит углубленной проверкой налогового учета или хотя бы тех операций, которые вызывают беспокойство.

Даже если у вас нет сомнений в профессионализме финансовой службы, взгляд со стороны лишним точно не будет. Из нашей аудиторской практики можем сказать, что довольно часто ошибки допускают из-за нехватки времени на отслеживание многочисленных изменений законодательства, некогда контролировать большой объем первичных документов, бухгалтерия загружена «текучкой», а бывает просто «глаз замылился» («всегда так делали», а почему? — уже никто не помнит) и т.п.

Например, самая «популярная» ошибка компаний, выплачивающих премии своим сотрудникам — отсутствие документов, подтверждающих экономическую обоснованность выплаты премий. У многих нет утвержденных показателей премирования и порядка определения размера премий. А это важно для налога на прибыль. Из-за отсутствия документов, которые могли бы составить сотрудники, компания рискует потерять миллионы.

Кейс 5.

У одной из проверяемых нашими аудиторами компаний риск доначисления налога на прибыль «за премии» составил более 22 млн руб. Но этот риск был нейтрализован восстановлением необходимых документов (утвердили положение о премировании сотрудников, восстановили служебные записки руководителей подразделений о соблюдении сотрудниками условий для их премирования и т.п.). В частности, 22 млн одна из выгод от проведения аудита. Эти риски были исправлены до прихода налогового инспектора и остались в бизнесе.

Кейс 6.

Крупная логистическая компания после проведения финансового аудита обратилась в «Правовест Аудит» для проверки налогов (налоговый аудит). Руководитель был обеспокоен, что налоговая инспекция стала уделять повышенное внимание налогоплательщикам данной отрасли. Он хотел проверить, правильно ли компания платит налоги, не грозят ли ей доначисления.

В результате было выявлено, что из-за отсутствия «внутренних» документов налоговая инспекция может доначислить более 174 млн руб. Помимо «традиционных» упущений по оформлению выплаты премий отсутствовали или были неверно оформлены документы, подтверждающие обоснованность расходов на: консультационные и рекламные услуги (в актах на оказанные услуги не были конкретизированы вопросы, по которым предоставлялись консультации, в актах выполненных работ по размещению рекламы на автотранспорте не были конкретизированы автомобили, на которых разместили рекламу, отсутствовали фотоотчеты о размещении рекламы).

Кроме того, руководитель компании самостоятельно управлял служебным автомобилем. При этом в его должностной инструкции не было обязанностей по управлению автомобилем, а в путевых листах он не указывал маршрут пути, подтверждающий, что автомобиль действительно использовался по служебной необходимости.

Данные упущения грозили «потерей» расходов в целях налога на прибыль, а также доначислением НДФЛ, если налоговый орган переквалифицирует служебные поездки в использование служебного автомобиля в личных целях руководителя.

По рекомендации аудиторов компания дооформила необходимые документы для подтверждения экономической обоснованности операций в налоговом учёте, в т.ч. обратилась к поставщикам для получения корректных актов об оказанных услугах и устранила риски на 174 млн руб.

Итоги нашей статистики показали, что по выявлению налоговых рисков комплексный аудит с углубленной проверкой налогового учета в 8 раз эффективнее классического финансового аудита, а по выявленным налоговым резервам — более чем в 24 раза. Т.е. при проведении комплексного аудита «с налогами» риски доначисления налогов сводятся к минимуму.



При проведении комплексного аудита эксперты «Правовест Аудит» тестируют компанию на риск назначения выездной налоговой проверки по 12 критериям ФНС, а также проверяют ключевых контрагентов компании на предмет их «налоговой благонадежности».

Кроме того, при проведении комплексного аудита «Правовест Аудит» включает в договор эксклюзивные гарантии: расширенные обязательства по компенсации убытков в случае, если в результате необнаружения ошибки или неверных рекомендаций налоговые органы доначислят налоги по проверенному периоду. Выполнение таких обязательств гарантируются страховым полисом «Ингосстрах». Страховая компания компенсирует пени и штрафы до 30 млн руб., если налоговым юристам «Правовест Аудит» не удастся оспорить налоговые доначисления по проверенному периоду. И у нашей компании уже был страховой случай, где доказано, что страховка реально работает.

Но сегодня также важно защитить себя, так как практика субсидиарной (персональной) ответственности набирает обороты и налоговые доначисления все чаще взыскивают с руководителей и собственников компаний, если сама компания не может погасить такие долги (средняя сумма субсидиарной ответственности, взысканной за налоговые долги компаний по итогам 1 полугодия 2023 года 83 млн руб., Федресурс).

Поэтому налоговая безопасность компании, уверенность что с налогами все в порядке — это личная финансовая безопасность ее собственников и руководителей.

Чтобы дать дополнительную защиту руководителям и главным бухгалтерам от субсидиарной ответственности, «Правовест Аудит» по результатам успешной аудиторской проверки выдает Персональный сертификат о прохождении аудита.



Безупречная налоговая отчетность — спокойствие руководителя и собственников компании, минимизация рисков потери доходов и даже бизнеса из-за налоговых и судебных споров, блокировки счетов и потери деловой репутации надежного контрагента.

В чем отличия формального аудита от аудита с персональным подходом «Правовест Аудит» — рассказываем в нашем телеграм-канале «НАЛОГИ без ОШИБОК_Правовест Аудит» — перейти в телеграм >>

В 93% аудиторских проверок мы находим нарушения и говорим на канале о наиболее значимых, делимся опытом по налоговым спорам и судебной практике. Вы найдете множество полезных материалов, которые помогут дружить с налогами без ошибок и личных рисков. Здесь подробнее о рубриках канала. Подписывайтесь и рекомендуйте нас коллегам для уверенности в налогах и учете!

4. Новые возможности оптимизации платежей и дополнительные оборотные средства

Бывает, что за свое «налоговое спокойствие» компания платит немалые деньги. А руководитель может даже не догадываться об этом. Например, как только компания заявляет НДС к возмещению, бухгалтер получает звонок из налоговой с просьбой убрать вычеты из декларации. И многие бухгалтеры, опасаясь углубленной проверки и не желая тратить время на разбирательства с налоговой просьбу инспектора выполняют.

Мы ежемесячно подводим статистику выявленных аудиторами резервов и в одном из месяцев вошли суммы не принятого к вычету НДС. Сумма «кредитования бюджета» невозмещенным НДС составила — 490 млн руб. И после получения отчета аудиторов клиенты действительно задумались: почему бы не пополнить свои оборотные средства, заявив к вычету «отложенный» налог?

Чтобы заявлять НДС к возмещению или нарушить «безопасную долю» вычетов в декларации по НДС необходима уверенность, что в учете все в порядке и контрагенты, выставившие счета-фактуры НЕ имеют признаков «технических компаний». Проверку ключевых контрагентов или положения о проверке контрагентов компании можно включить в аудит в качестве дополнительной опции.

Суммы, выявленных налоговых рисков и резервов аудиторы и налоговые юристы покажут в «Отчете руководителю» по итогам аудита.



В «Обзоре» для финансовой службы компании будут даны рекомендации по устранению ошибок, предложения налоговых юристов по возможным налоговым резервам (применению налоговых льгот, вычетов и других преференций, предусмотренных НК РФ).

Таким образом аудит может принести компании дополнительные оборотные средства на миллионы рублей.

Также налоговые юристы АКГ «Правовест Аудит» готовы оказать помощь в возмещении НДС. У нас огромный опыт в этом вопросе, см., например:

Как «взять» из аудиторской проверки только то, что нужно руководителю и собственнику?

Подведем итог. Аудит, если в него включены вопросы, необходимые руководителю и собственнику компании:

  • дает реальное представление о финансовом положении компании и позволяет принимать верные управленческие решения,
  • «страхует» от потери бизнеса, активов и личных средств,
  • позволяет оптимизировать налоговые платежи и решить другие задачи.

Чтобы ожидания собственников и руководителей компаний оправдались, мы проводим экспертную встречу перед заключением договора на аудит и выясняем потребности компании, чтобы включить в техническое задание то, что действительно нужно клиентам.

Иногда руководители без энтузиазма относятся к аудиторским заключениям, считая их «пустой формальностью», а на подробные Обзоры, составляемые преимущественно для руководителей финансовых служб, им жалко тратить время.

Мы понимаем, что руководителям компаний не нужны все подробности бухгалтерского и налогового учета, их интересуют «глобальные» показатели. Поэтому по итогам комплексного аудита в «Правовест Аудит» руководитель проверки обязательно встречается с руководством и собственниками компании для обсуждения результата.

Для руководителя готовят — «Отчет руководителю» — это компактный, наглядный и четко структурированный краткий отчет об итогах аудита с «нормами» и «отклонениями» (как в форме медицинских анализов, когда даже не специалисту понятно, есть ли отклонения от нормы и сумма этих отклонений).



Отчет содержит:

  • суммы искажений бухгалтерской отчетности (с указанием наименования строк),


  • суммы налоговых рисков и резервов,
  • оценку риска назначения выездной налоговой проверки по 12 критериям ФНС с информацией о критериях, создающих риски для компании,


  • оценку эффективности системы внутреннего контроля с «подсвеченными» зонами риска,
  • рекомендации по управленческому учету (если опция включена в договор),
  • сумму рисков по кадровому учету (сумма возможных штрафных санкций за отсутствие тех или иных документов, обязательных для работодателя).

Посмотреть образец Отчета руководителю вы сможете на экспертной встрече

Взглянув на Отчет, руководитель сразу видит все проблемные зоны своей компании. Подробное описание ошибок, искажений, рисков и резервов приводится в «Обзоре», который составляется для руководителя финансовой службы, но на встрече с руководителем компании аудиторы поясняют результаты аудита и обсуждают возможные мероприятия по устранению недочетов и ошибок.

Практика показала, что многие руководители не задумывались, что показатели финансовой отчетности могут влиять на отношение налоговой к их компании и даже провоцировать назначение выездной налоговой проверки. Например, для кого-то «стала открытием» безопасная доля вычетов НДС (89%), некоторых заинтересовало, как посчитали этот показатель, и как пояснить налоговым органам отклонение от нормы. Кто-то удивился, что налоговую может интересовать рентабельность компании и уровень зарплаты работников (тоже возникли вопросы, чем объяснить нарушение «нормативов»). Как правило, все объясняется особенностями деятельности конкретной компании.

Мы сегодня назвали лишь 4 основные выгоды аудита для собственников и руководителей компаний, но на самом деле их значительно больше. Главное провести действительно полезный аудит, когда вложения в аудит — это инвестиции в прибыльность компании и свое финансовое спокойствие. Согласитесь, это неплохие дивиденды?



Занимаем 13 место среди аудиторско-консалтинговых компаний России
Система менеджмента качества соответствует стандарту ISO 9001:2008
Членство в Институте профессиональных бухгалтеров
На основе оценок и отзывов пользователей Яндекса

Мнение редакции

Может ли аудит защитить бизнес и руководство компании? Думаем, что ответ очевиден. Главное — выбрать действительно полезный аудит с дополнительной защитой, гарантиями налоговых юристов и расширенной страховкой от налоговых претензий!

Помощь аудиторов для порядка в учете

Узнать цену
Реклама/www.pravovest-audit.ru
Многоканальный
+7 495 134-28-57