КС РФ разъяснил, что крымчане и севастопольцы признаются гражданами России вне зависимости от факта их регистрации по месту жительства
КС РФ рассмотрел жалобу гражданина и не счел противоречащей Конституции РФ норму, в соответствии с которой со дня принятия новых субъектов в Россию, то есть Республики Крым и города федерального значения Севастополя, граждане Украины и лица без гражданства признаются гражданами России, если они на этот день постоянно проживали на территории республики или города. Но вместе с тем, Суд разъяснил, что именно подразумевается под постоянным проживанием в связи с тем, что гражданину-заявителю было отказано в российском гражданстве (Постановление КС РФ от 4 октября 2016 г. № 18-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в связи с жалобой А.Г. Оленева").
Суть жалобы и обстоятельства дела заключались в следующем. Заявитель постоянно проживал в городе Севастополе с 7 марта 2012 года по 11 декабря 2014 года, и в том числе по состоянию на дату, с которой по закону может быть признан гражданином России – на 18 марта 2014 года. Факт постоянного проживания был установлен судом.
Но с таким решением не согласилось Управление ФМС по городу Севастополю и также обратилось в суд. Последний признал, что по законодательству Украины под местом постоянного проживания понимается административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает более шести месяцев в году, а гражданин, по данным Управления ФМС по городу Севастополю, по состоянию на 18 марта 2014 года прожил меньший срок.
Суд апелляционной инстанции добавил к этому, что судебное решение, которым установлен факт постоянного проживания лица на территории города Севастополя, не является самостоятельным и безусловным основанием для решения вопроса о признании данного лица гражданином России. Поэтому, по его мнению, оно должно рассматриваться в совокупности с иными достоверными сведениями, свидетельствующими о его постоянном проживании на соответствующей территории.
В итоге гражданин обратился в КС РФ. В жалобе он указал, что Конституции РФ противоречат положения закона, позволяющие уполномоченным органам отказывать в признании гражданином РФ гражданина Украины, не имеющего на день принятия Республики Крым в Российскую Федерацию постоянной регистрации по месту жительства в городе Севастополе, но при наличии судебного решения, подтверждающего факт его постоянного проживания на территории города. Оспаривалась ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
КС РФ разъяснил, что постоянное проживание, в соответствии с указанной нормой, не обязательно должно подтверждаться наличием регистрации по месту жительства. Он подчеркнул, что законодатель намеренно избежал чрезмерного формализма, и поэтому факт постоянного проживания устанавливается на основе совокупности доказательств в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений. Как отметил Суд, для признания гражданином России необходимо подтверждение, что на указанную дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место приоритетных каждодневных жизненных интересов и установило с ней реальную связь или выразило явное стремление к этому.
Отмечается, что если лицо не может предоставить в качестве доказательств какие-либо документы, то факт постоянного проживания подтвердит суд. Также КС РФ указал, что вступившее в законную силу решение суда – это достаточное и безусловное основание для признания лица гражданином России.