Михаил Абызов: "Постановление, определяющее, чем должны заниматься общественные советы, не работает"
По действующему законодательству некоторые нормативные правовые акты, разработанные федеральными органами исполнительной власти, не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях созданных при них общественных советов – соответствующий перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 877 (далее – Постановление № 877). Однако на практике эта норма не работает. "За четыре года деятельности общественных советов я не помню ни одного примера, когда по причине отсутствия заключения общественного совета соответствующий проект закона, государственной программы или федеральной целевой программы был бы возвращен из Правительства РФ или Минюста России без регистрации для доработки и представления этого заключения", – отметил Министр РФ Михаил Абызов в ходе прошедшего 17 августа в Общественной палате РФ обсуждения проекта постановления правительства1, существенно корректирующего перечень актов, по которым заключение общественных советов обязательно (далее – Проект).
Проектом предлагается сделать необязательным предварительное рассмотрение общественными советами нормативных актов, включенных в план законопроектной деятельности Правительства РФ на очередной год. Разработчики документа отмечают, что у общественных советов нет возможности детально и внимательно изучить все эти законопроекты. Кроме того, те проекты, которые носят исключительно технический характер, и вовсе не должны рассматриваться общественными советами, основная цель которых – рассмотрение социально значимых вопросов.
Поэтому Проектом предусматривается наделение самих общественных советов правом определять, какие НПА и иные разрабатываемые органами власти документы, а также общественно значимые вопросы, относящиеся к сфере деятельности министерства или ведомства, должны быть предварительно обсуждены на заседаниях общественного совета. Кроме того, предполагается установить, что обязательность обсуждения в общественном совете определенного НПА может быть предусмотрена решением Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства. При этом сохраняется обязательность рассмотрения на заседаниях советов и остальных, предусмотренных Постановлением № 877, документов: актов, разработанных на основании инициатив, набравших 100 тыс. голосов на портале РОИ, государственных программ и федеральных целевых программ, устанавливающих публичные нормативные обязательства и определяющих их размеры актов, а также НПА, предварительное обсуждение которых необходимо по решению Правительства РФ.
Стоит отметить, что мнения по поводу предлагаемых поправок разделились. Представители общественных советов согласны с тем, что они смогут более эффективно работать в случае, если будут самостоятельно определять, по каким актам необходимо дать заключение. При этом они отмечают, что необходимо решить, кем и каким образом будет контролироваться, учитывает ли министерство или ведомство обозначенную в заключении позицию общественного совета. Михаил Абызов согласился с этим мнением и предложил организовать эту работу таким образом: министерство или ведомство должно будет представлять свою позицию по поводу каждого данного общественным советом заключения и размещать ее в открытом доступе, например на своем официальном сайте.
Кроме того, эксперты отметили необходимость определения порядка взаимодействия общественных советов по нормативным актам, затрагивающим смежные отрасли. На сегодняшний день ряд общественных советов инициируют совместные заседания по своей инициативе, однако определенная формализация этого процесса не повредит, отметила член ОП РФ и общественного совета при Минтруде России Елена Тополева-Солдунова.
А вот министерства и ведомства (в Минэкономразвития России – именно оно разработало Проект – поступило 23 официальных отзыва), хотя и не оспаривают необходимость уточнения компетенции и порядка деятельности общественных советов, с предлагаемыми Проектом поправками совершенно не согласны. Так, они считают невозможным включение в Постановление № 877 положения об обязательности рассмотрения на заседаниях общественных советов по их решению общественно значимых вопросов, поскольку указанный документ устанавливает перечень именно документов, принятие которых невозможно без предварительного обсуждения в общественных советах. Также в отзывах министерств и ведомсвт отмечается, что Правительственная комиссия по координации деятельности открытого правительства не наделена полномочием по вынесению решения о предварительном обсуждении проектов НПА и других документов на заседаниях общественных советов, поэтому перед принятием Проекта нужно будет внести изменения в положение о ней.
Кроме того, по мнению органов федеральных органов исполнительной власти, предоставление общественным советам права самим определять, какие документы не могут быть приняты без рассмотрения ими, могут привести к затягиванию такого рассмотрения и невозможности исполнения в срок поручений президента или правительства о подготовке определенных НПА к соответствующей дате.
Представители общественных советов согласны с тем, что такая ситуация недопустима. Поэтому можно подумать об определении предельных сроков рассмотрения актов общественными советами, считает исполнительный директор Аналитического центра "Форум", член Экспертного совета при Правительстве РФ Александр Брагин.
Кроме того, согласились общественники и с замечанием силовых ведомств о том, что некоторые из принимаемых актов либо вообще не должны рассматриваться общественными советами, поскольку требуют в силу специфики специальных знаний, либо могут рассматриваться только в особом порядке, например, если связаны с государственной тайной.
Таким образом, Проект еще будет обсуждаться и дорабатываться. Решающую роль в определении компетенции общественных советов сыграют сами советы, а не министерства и ведомства, пообещал Михаил Абызов.