Контроль за станциями техосмотра хотят передать государству
Такую инициативу1 представило для общественного обсуждения МВД России. Предполагается, что аккредитацию операторов техосмотра будет осуществлять Росаккредитация. На эту же службу планируется возложить полномочия по государственному надзору за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств, а также по контролю за проведением такого осмотра. Кроме того, Росаккредитация займется ведением реестра аккредитованных операторов техосмотра и размещением его в открытом доступе, как и в настоящее время (http://oto-register.autoins.ru/oto/).
Сегодня эти полномочия возложены на Российский союз автостраховщиков (РСА) (ст. 10, ст. 13 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее – закон о техосмотре).
Законопроект предусматривает также ужесточение правил контроля за работой операторов техосмотра. Предусмотрено, к примеру, что в отношении оператора, заявившего о предоставлении или переоформлении аттестата аккредитации, будет проводиться выездная проверка. А в настоящее время – по общему правилу документарная. И только в случае, если у РСА возникнут сомнения в достоверности представленных документов, может быть проведена выездная проверка (ч. 2-4 ст. 22 закона о техосмотре). Срок проведения выездной проверки не изменится – как и сегодня, он будет составлять максимум пять дней (ч. 8 ст. 22 закона о техосмотре). Важно, что в составе инспекторов, проводящих выездную проверку, обязательно должны будут присутствовать сотрудники полиции.
Новые правила могут вступить в силу с 1 января 2017 года.
МВД России поясняет необходимость их принятия тем, что сегодня производственные аспекты деятельности операторов техосмотра фактически остаются вне сферы контроля. Это способствует расширению практики предоставления потребителям некачественных услуг, созданию недобросовестной отраслевой конкуренции, распространению массовой фальсификации сведений о проведении технических осмотров и дискредитации самого института технического осмотра.
На этом фоне, отмечают в МВД России, ухудшается ситуация с аварийностью с участием технически неисправных транспортных средств, особенно легковых машин и мотоциклов. Количество погибших и раненых в таких ДТП за последние четыре года существенно возросло. Число погибших увеличилось за этот период на 256 человек (на 91%), раненых – на 2282 человека (на 156%).
Основными видами неисправностей стали неисправности тормозной системы, внешних световых приборов, рулевого управления, ходовой части и шин.