За нарушение правил пользования маломерными судами могут установить специальную ответственность
Волгоградская областная Дума предлагает ввести в УК РФ специальную норму, устанавливающую наказание за нарушение лицом, управляющим гидроциклом, моторной лодкой, маломерным катером и т. п. Правил пользования маломерными судами на водных объектах России (утв. приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. № 502). Соответствующий законопроект1 направлен на рассмотрение Госдумы. Напомним, маломерным признается судно, длина которого не должна превышать 20 м и общее количество людей на котором не должно превышать 12 (ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).
Так, в случае причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека, судоводителей планируется наказывать ограничением свободы на срок до трех лет либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Более серьезная ответственность предусмотрена за это же деяние, повлекшее смерть человека и иные квалифицированные составы. А самое суровое наказание предполагается установить для лиц, находившихся во время управления таким транспортным средством в состоянии опьянения, чьи действия повлекли по неосторожности смерть двух или более человек. Эти нарушители согласно законопроекту будут привлечены к принудительным работам на срок до пяти лет или лишены свободы на срок до девяти лет.
Напомним, что уголовным законодательством уже предусмотрена ответственность за нарушение ПДД и эксплуатации различных видов транспорта, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или его смерть (ст. 263 УК РФ). Следовательно, судоводители, нарушившие установленные правила, сегодня несут ответственность по общим нормам УК РФ. По мнению законодательного органа, такой порядок является малоэффективным.
Инициатор обосновывает это частыми жалобами граждан на судоводителей маломерных судов, в том числе гидроциклов. В этих обращениях граждане указывают на то, что пренебрежение безопасностью окружающих и создание аварийно опасных ситуаций, угрожающих их жизни, является обычным делом для судоводителей.
Действительно, по данным МЧС России, которые приводятся в пояснительной записке к законопроекту, в прошлом году было зафиксировано 36 аварийных происшествий с маломерными судами. Этот показатель на 24% превышает тот, что был установлен годом ранее (29 происшествий). Из общего количества судов, с которыми произошли происшествия, 11 судов затонули, 18 судов получили повреждения. Погибло в прошлом году по вине водителей маломерных судов 32 человека, что почти в два раза больше аналогичного показателя за 2014 год (17 человек).