Счетная палата РФ попросит прокуроров проверить работу ОЭЗ
Счетная палата РФ подвела итоги проверки в сфере управления особыми экономическими зонами (ОЭЗ) в части, касающейся эффективности использования средств федерального бюджета и госимущества при создании и функционировании ОЭЗ в 2014-2015 годах. Аудиторы пришли к выводу: более чем 10-летний опыт существования особых экономических зон показывает, что они так и не стали действенным инструментом поддержки национальной экономики. Напомним, Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" вступил в силу в конце августа 2005 года.
По данным аудиторов, строительство объектов инфраструктуры осуществлялось медленно и с нарушением сроков строительства во всех ОЭЗ без исключения. Так, по состоянию на 1 января 2016 года из 758 запланированных к строительству объектов инфраструктуры ОЭЗ введено в эксплуатацию только 526. При этом плановые значения подлежащих вводу в эксплуатацию объектов ежегодно корректируются в связи с переносом сроков строительства объектов на более поздние периоды.
Это не могло не отразиться на стоимости рабочих мест в ОЭЗ. "На территории ОЭЗ за 10 лет создано 18 177 рабочих мест. Давайте соотнесем 121,9 млрд руб., которые вложили из федерального бюджета, 185,9 млрд руб. – вместе с субъектами и 18 177 рабочих мест: разделите, сколько стоит одно рабочее место за 10 лет [почти 17 млн руб. – Ред.]. О какой эффективности здесь можно говорить?", – задала риторический вопрос Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова.
У аудиторов есть претензии и к действующему регулированию. Отмечается, что в настоящее время ответственность регионов по выполнению финансовых обязательств соглашениями о создании ОЭЗ не предусмотрена. В результате по состоянию на 1 января 2016 года обязательства региональных бюджетов не выполнены ориентировочно на 41,7%, или более чем на 45 млрд руб. В то же время, управляющие компании ОЭЗ освоили не все выделенные деньги. На 1 января текущего года объем неиспользованных управляющими компаниями средств федерального бюджета составил 24,8 млрд руб.
В целом, отмечает Счетная палата РФ, по состоянию на 1 января 2015 года объем выручки резидентов ОЭЗ от продажи товаров, работ и услуг был крайне низок и составлял лишь 0,2% от объема валового регионального продукта по 20 регионам, в которых находились действующие ОЭЗ. Информацию о результатах контрольного мероприятия аудиторы направят палатам Федерального Собрания, в Минэкономразвития и Минфин России, Президенту РФ и т. д.
А некоторые итоги проверки, считают в Счетной палате РФ, должны быть направлены в Генеральную прокуратуру РФ. Так, было выявлено, что расходы управляющих компаний на услуги по разработке различных концепций по созданию и управлению ОЭЗ составили 578,7 млн руб. Фактически за счет федерального бюджета осуществлены расходы на оплату консультационных и маркетинговых услуг одной из компаний для ОЭЗ в Псковской области на сумму 112,9 млн руб.
В настоящее время в России существуют 33 ОЭЗ четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, портовые и туристско-рекреационные. Помимо Минэкономразвития России управление ОЭЗ осуществляют 15 акционерных обществ.