Замминистра транспорта РФ Валерий Окулов: "Субсидирование авиаперевозок в 2016 году не уменьшится"
"Цикл строительства транспортных объектов и соответствующей инфраструктуры достаточно долгий, поэтому нужно решить, что мы можем сделать для отрасли сегодня, чтобы не допустить ее провала завтра", – заявил замминистра транспорта РФ Валерий Окулов вчера на конференции "Барьеры и точки роста для транспортной отрасли России", организованной газетой "Ведомости". Чиновник рассказал, что из-за снижения покупательской способности падает спрос на услуги авиационной отрасли. При этом аэропорты повысили тарифы на обслуживание самолетов. "Это дополнительная нагрузка на перевозчиков, которая, в конечном счете, ложится на плечи потребителей. Но есть и положительные моменты: вся палитра коммерческого инструментария, которая широко применяется в мире, эффективно внедряется и нашими авиакомпаниями. Я говорю о широкой гамме тарифов с различными условиями: невозвратных тарифах, тарифах без багажа и питания, в один конец и т. д.", – поделился своим наблюдениями Валерий Окулов.
Чиновник рассказал и о поддержке авиационной отрасли со стороны государства. "Субсидирование авиаперевозок в 2016 году не уменьшится. Авиаперевозки – такая отрасль, что если перевозчик начинает "раскатывать" новый маршрут, он тратит очень большие деньги: покупает лайнер, обучает пилотов и членов экипажа. Если государство внезапно прекратит субсидировать перевозки, то отрасль рухнет. Поэтому программы субсидирования должны быть долгосрочными", – объяснил эксперт. По его словам, в 2016 году удалось сохранить все программы субсидирования авиаперевозок: речь идет о полетах на Дальний Восток, в Калининград, Приморский федеральный округ, Крым и другие регионы. "Кроме того, в этом году появилось дополнительное субсидирование перевозок по туристическим направлениям. Всего на транспортные перевозки в 2016 году выделено субсидий в размере 400 млн руб. Инфраструктурные проекты также не сокращаются – мы запланировали введение в эксплуатацию порядка 13 взлетно-посадочных полос, на что предусмотрено 69 млрд руб. из федерального бюджета", – поделился планами Валерий Окулов.
Узнайте, в каких случаях пассажир имеет право расторгнуть договор перевозки, из "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Что касается грузовых перевозок авиационным транспортом, кризис не оказал на них существенного негативного воздействия. "Транзит грузов через аэропорты Толмачево в Новосибирске и Емельяново в Красноярске увеличивается. Инвестиции, которые мы направляли в прошлом на развитие этих грузовых хабов, показали свою эффективность. Вложенные деньги оправдываются не столько сборами за взлет и посадку, сколько платой за заправку и обслуживание авиалайнеров", – рассказал Валерий Окулов. Однако Минтранс России не останавливается на достигнутом и ищет новые пути развития: "Есть один привлекательный поток грузовых авиационных перевозок – между Юго-Восточной Азией и Северной Америкой. Борты из Сингапура, Филиппин и Джакарты по пути в Лос-Анджелес, Сан-Франциско и Сиэтл делают транзитные посадки в Шанхае и Сеуле. При этом Владивосток и Хабаровск расположены более удачно. Для того, чтобы борты останавливались у нас в стране, нужно только уменьшить стоимость керосина и организовать дешевое и качественное наземное обслуживание лайнеров", – считает Валерий Окулов.
Грузовые перевозки по воде в условиях кризиса, напротив, получили свое развитие. "Кризис привел к снижению грузооборота почти на всех видах транспорта, кроме водного. В 2015 году в портах объем перевалки грузов увеличился почти на 6%, при этом загрузка портов составляет порядка 73%. Это хороший показатель", – рассказал заместитель генерального директора по связям с государственными органами промышленной группы "Базовый элемент" Вадим Гераскин. Однако представители отрасли продолжают стремиться к увеличению эффективности их работы. "Сейчас перевозки порожняка – обычное дело. Но этот процесс можно оптимизировать. Например, создать электронную торговую площадку, на которой будут представлены все 1800 собственников составов и их вагоны, так, чтобы грузоотправитель мог через нее выбрать и заказать ближайший свободный вагон. Исключение ненужных порожних вагонов сэкономит 1,5 млрд руб. в год", – подсчитал Вадим Гераскин. Кроме того, эксперт предложил расширить узкие и углубить мелкие места рек: "Последние несколько лет гидрологическая ситуация в России была не самой благоприятной. Так, низкая водность привела к сокращению перевозок внутренним водным транспортом на 45 млн тонн. При этом грузы есть, возможности для роста тоже есть. Сейчас важно эффективно вкладывать средства, чтобы не потратить их впустую", – заключил Вадим Гераскин.
В железнодорожной отрасли ситуация не такая радужная. "По нашим оценкам, в отрасли сейчас 1,5 трлн руб. недофинансирования – столько денег требуется, чтоб привести железнодорожные перевозки в нормальное состояние. Только после этого можно будет думать о развитии", – пожаловался генеральный директор ГК "Локотех" Алексей Белинский. А вот первый заместитель председателя правления по инвестиционно-финансовой политике ГК "Автодор" Иннокентий Алафинов настроен оптимистично: "В 2016 году мы планируем провести ряд конкурсов. У нас уже готов проект по трассе М-1 "Беларусь" и М-3 "Украина". Эксперт рассказал, как меняется поток транспорта на крупных автомагистралях: "Есть несколько дорог, которые одновременно являются и транзитными, и дорогами ежедневного использования. Например, дорога М-4 "Дон", которая ведет из Москвы в сторону Черного моря. На конец 2015 – начало 2016 года мы наблюдаем снижение ее использования для ежедневных нужд. В то же время в летний период 2015 года ее использование резко увеличилось, что говорит о развитии в России внутреннего туризма. И мы ожидаем, что этим летом прирост легкового транспорта будет еще больше. Кроме того, на указанной трассе вырос грузовой трафик, что связано с санкционными режимами и развитием ряда обрабатывающих отраслей пищевой промышленности. По той же причине увеличилось движение грузового транспорта в сторону Белоруссии. По направлению Москва-Санкт-Петербург поток грузового и легкового транспорта практически не изменился". Эксперт пояснил, что ГК "Автодор" регулярно отслеживает изменения структуры автотранспорта по основным магистралям, чтобы следить за их доходностью и устанавливать адекватные тарифы.