Разработаны меры по устранению "фирм-однодневок" из системы госзакупок
Авторство соответствующей законодательной инициативы1 принадлежит депутатам Госдумы Сергею Миронову, Александру Агееву и Ильдару Самиеву. Они отмечают, что сегодня в сфере государственных и муниципальных закупок активно применяется коррупционная схема вывода средств путем участия в тендерах "фирм-однодневок". Такая схема, по мнению парламентариев, доступна подобным организациям по той причине, что контракт на выполнение услуг выигрывает предложивший наименьшую цену за выполнение контракта участник тендера. Но такие подставные фирмы, подчеркивают депутаты, чаще всего не имеют необходимых материальных и трудовых ресурсов.
Получить доступ
Сложившуюся ситуацию инициаторы связывают с тем, что в настоящее время заказчик правомочен не применять установленные законодательством о гозакупках критерии к участнику закупок. Напомним, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает ряд критериев. А именно – цену контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки и квалификацию участников закупки (ст. 32 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Обосновывая свою позицию и необходимость внесения изменений в законодательство, народные избранники приводят статистику. По их данным, размер хищений из госбюджета при госзакупках ежегодно насчитывает порядка 1 трлн руб. При этом отмечается динамика роста данного показателя в течение пятилетнего периода, – с 32 тыс. нарушений в 2010 году он достиг более чем 80 тыс. нарушений в 2015 году. Предполагается, что с учетом указанных нововведений удастся исключить коррупциогенные факторы при заключении госконтрактов и снизить общую сумму хищений из госбюджета при проведении госзакупок.