Право участников АО и ООО на доступ к информации хотят ограничить
Минюст России вынес на общественное обсуждение законопроект1, которым предлагается изменить правила доступа участников акционерного общества (АО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО) к информации о деятельности общества. Так, в случае одобрения инициативы будет скорректирован перечень документов, которые АО обязано предоставить любому участнику по его требованию (п. 1 ст. 89, п. 1 ст. 91 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах"; далее – закон об АО). В этом перечне останутся такие документы, как договор об учреждении общества, внутренние документы общества, годовые отчеты, списки аффилированных лиц общества и т. д.
Однако правоподтверждающие документы на имущество общества, находящееся на его балансе, будут предоставлены только по требованию акционера (акционеров), имеющих не менее 2% голосующих акций общества. Это же касается договоров (односторонних сделок), являющихся крупными сделками и (или) сделками с заинтересованностью, а также протоколов заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества. При этом если акционер или группа акционеров обладают менее чем 25% голосующих акций, в их требовании должна быть указана деловая цель, с которой запрашиваются документы.
Вправе ли акционер требовать предоставления ему информации о юридических лицах, правопреемником которых стало его общество в результате реорганизации? Ответ – в "Энциклопедии решений. Корпоративное право" интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
А потребовать предоставления бухгалтерской отчетности и протоколов заседаний коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) смогут только акционер или акционеры, имеющие не менее 25% голосующих акций общества. Это правило существует и сегодня (п. 1 ст. 91 закона об АО).
Устанавливается также перечень случаев, когда общество вправе отказать в выдаче документов для ознакомления (за исключением случаев, когда их запрашивает акционер или группа акционеров, обладающие не менее 25% голосующих акций общества):
- в требовании о предоставлении документов, запрашиваемых акционерами с долей голосующих акций не менее 2%, не указана деловая цель запроса документа либо она не является разумной;
- электронная версия запрашиваемого документа размещена на сайте общества в свободном доступе либо была раскрыта на сайте информационных агентств в порядке, предусмотренном законодательством о ценных бумагах для раскрытия информации, и из требования не следует, что необходимо ознакомиться с оригиналом документа;
- запрашиваемый документ содержит коммерчески значимую информацию, распространение которой может нанести ущерб интересам общества либо имеются иные обстоятельства полагать, что лицо, обратившееся с требованием, использует информацию во вред обществу;
- документ запрашивается повторно при условии, что первое требование о его предоставлении было надлежащим образом исполнено обществом;
- документ относится к прошлым периодам деятельности общества (более пяти лет до момента обращения с требованием) и в требовании отсутствует пояснение относительно того, с какой целью заявлено требование о предоставлении данного документа.
Аналогичные основания для отказа в предоставлении документов планируется прописать в ст. 50 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". К слову, предлагаемые поправки не предусматривают дифференциацию перечня предоставляемых документов в зависимости от размера доли участника в уставном капитале, но определенные ограничения все же устанавливают. Так, участники ООО смогут без объяснения цели потребовать предоставления определенного круга документов, а необходимость доступа к прочим документам должны будут обосновать.
Минюст России объясняет инициативу тем, что реализация права на доступ к документам общества связана сегодня с увеличением потенциальных рисков злоупотреблений со стороны миноритарных участников (акционеров), которые не имеют соразмерной материальной заинтересованности в успешных результатах общего дела. Кроме того, существующее регулирование грозит неконтролируемым распространением конфиденциальной информации и затруднениями деятельности общества в результате значительного количества запросов.