Планируется усилить контроль за исполнением программ развития компаний с госучастием
С таким предложением выступил Экспертный совет при Правительстве РФ, который с 2014 года обеспечивает сопровождение разработки и исполнения долгосрочных программ развития и ключевых показателей эффективности компаний с государственным участием. Инициатива появилась по итогам исполнения поручения Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, которое было дано в ноябре 2015 года. Медведев тогда поручил совету проверить отчеты по реализации таких программ.
Эксперты остались недовольны качеством большинства представленных компаниями документов. Так, отмечается, что компании фокусируются на описании исполнения заявленных в программе мероприятий и не всегда анализируют их результаты и влияние на достижение ключевых показателей эффективности. Кроме того, часто фактические значения этих показателей значительно превышают плановые. По мнению Экспертного совета, это говорит либо о недостаточно эффективной системе планирования в компаниях либо о том, что ключевые показатели эффективности были заведомо заниженными.
Некоторые компании вовсе не представили в Экспертный совет необходимую информацию об исполнении долгосрочных программ в полном объеме и в установленный срок.
Для усиления контроля за исполнением программ эксперты предлагают ввести регулярное рассмотрение советами директоров компаний как самих программ, так и ключевых показателей эффективности. Проверка исполнения этого требования может быть возложена на государство.
Кроме того, планируется предусмотреть персональную ответственность топ-менеджмента компаний с госучастием за выполнение показателей эффективности, вплоть до досрочного расторжения трудового договора. "По большинству акционерных обществ проанализировать степень корреляции ключевых показателей эффективности менеджмента с ключевыми показателями эффективности компании сейчас невозможно", – отмечается на сайте Открытого правительства РФ.
Напомним, долгосрочная программа развития компаний с госучастием представляет собой внутренний программный документ, содержащий перечни средств и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей развития организации к поставленным срокам. В программах должны быть указаны объем и источники финансирования этих мероприятий, а также значения показателей текущих и ожидаемых результатов деятельности организации, ее дочерних и зависимых организаций и филиалов (разд. 2 Методических указаний по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов; далее – Методические указания).
Под компаниями с государственным участием при этом понимаются:
- АО с госучастием, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия Российской Федерации или субъекта РФ в совокупности превышает 50%;
- общества с ограниченной ответственностью с государственным участием и иные хозяйственные общества, имеющие аналогичную структуру уставного капитала;
- федеральные государственные унитарные предприятия и государственные унитарные предприятия;
- государственные корпорации (разд. 2 Методических указаний).