Утверждена Стратегия развития внутреннего водного транспорта
Стратегия рассчитана на период до 2030 года, ключевые мероприятия в этой сфере Правительство РФ определило своим распоряжением1. Отмечается, что в настоящее время популярность внутреннего водного транспорта оставляет желать лучшего: с его помощью осуществляется менее 1,5% общего объема перевозок грузов и грузооборота всех видов транспорта. В то же время, в западных странах этот показатель в несколько раз выше (34% в Нидерландах, 11% в Германии, 10% во Франции и т. д.).
Максимальный объем речных перевозок был достигнут в конце 80-х годов ХХ века, в 1989 году он составлял более 580 млн тонн. К 2015 году он уменьшился в 4,6 раза (124,8 млн тонн по итогам 2014 года). Снизился за период с 1980 по 2014 годы и объем перевозок пассажиров внутренним водным транспортом – с 103 млн до 12,7 млн человек (более чем в восемь раз).
Правительство вместе с тем уверено, что внутренний водный транспорт имеет потенциал. Особенно это важно для тех местностей, где недостаточный уровень доступности других видов транспорта делает перевозки по воде безальтернативным и жизнеобеспечивающим способом сообщения (некоторые районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока).
В рамках Стратегии предусмотрены следующие основные мероприятия:
- улучшение качественных параметров внутренних водных путей;
- переход к 2018 году на полное финансирование за счет средств федерального бюджета содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений по нормативам, утвержденным Правительством РФ;
- реализация проектов строительства новых гидротехнических сооружений для ликвидации "узких мест" на внутренних водных путях (в этих целях планируется строительство вторых ниток шлюзов Волго-Донского водного пути);
- обновление судов технического флота, для чего предполагается построить 825 судов;
- развитие портовой инфраструктуры и т. д.
Определен также ряд мероприятий, который будет способствовать перераспределению грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный, в том числе законодательное ограничение использования большегрузов в городах, где имеются внутренние водные пути.
Планируется, что в результате реализации Стратегии консолидированный рост грузовой базы внутреннего водного транспорта при реализации инновационного сценария развития экономики может составить до 242 млн тонн к 2030 году.
Мероприятия стратегии позволят в том числе снизить нагрузку на автотрассы. Правительство подчеркивает, что четверть автомагистралей федерального значения работают сегодня в режиме перегрузок.