Общественники предлагают убрать требование о минимальном "возрасте" автобуса для перевозки детских групп
Вопрос об излишней бюрократизации детского туризма за прошедшие январские каникулы напомнил о себе не раз. Он касается, в частности, перевозки группы детей в автобусах. Для этого необходимо, например, привлечь медработника, получить решение ГИБДД о назначении экипажа сопровождения, составить программу маршрута и порядок посадки детей в автобус, а также утвердить список набора пищевых продуктов для детей, таких как сухие пайки и бутилированная вода (п. 4 Правил организованной перевозки группы детей автобусами). При этом с 1 января 2017 года перевозить группы детей можно будет только на автобусах, с года выпуска которых прошло не более 10 лет (п. 3 Правил организованной перевозки группы детей автобусами).
По оценкам Российского союза туриндустрии, на сегодняшний день данному требованию отвечают менее 30% автобусов в регионах. Руководитель Комиссии детско-юношеского и молодежного туризма Общественного совета при Ростуризме Сергей Минделевич рассказал, что покупка хорошего автобуса обойдется по нынешнему курсу в 20-30 млн руб. [речь идет об автобусах иностранного производства, оборудованных туалетом, кондиционером, телевизорами, мягкими креслами и т. д. – Ред.]. "Поэтому, учитывая кризис, к 1 января 2017 года автобусы для перевозки детей вряд ли появятся в нужном количестве", – выразил уверенность эксперт на круглом столе в ОП РФ, состоявшемся вчера. Чтобы число автобусных туров для детей не начало сокращаться через год, он предложил убрать требование о возрасте автобусного парка из Правил организованной перевозки группы детей автобусами (п. 3 Правил организованной перевозки группы детей автобусами).
Претензии со стороны экспертов вызывает и порядок организации детских экскурсий, туристических походов и других мероприятий. Так, по словам члена ОП РФ Елены Суторминой, в некоторых регионах для того, чтобы отправить группу детей в туристическую поездку, нужно получить 64 согласования с различными органами. Заместитель директора ФГБОУ ДОД "Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения" Владимир Омельченко подтвердил, что порой региональные управления Роспотребнадзора требует от руководителя группы предоставить справки о прививках всех детей, планирующих совершить турпоездку, предъявить сухие пайки, а в некоторых регионах – даже получить разрешение на сам факт выезда детей за территорию субъекта РФ и утвердить туристские стоянки (например, п. 2.3 Чрезвычайных требований по обеспечению безопасности, охраны жизни и здоровья детей в период их участия в организованных мероприятиях летнего отдыха, утв. письмом Департамента здравоохранения г. Москвы от 12 июля 2010 г. № 41-18-14953/1). "Место туристской стоянки часто зависит от погодных условий, самочувствия детей и внештатных ситуаций. Поэтому на практике может быть принято решение об организации стоянки в ином, отличном от ранее запланированного места. Как ее можно согласовать заранее?" – задается вопросом Владимир Омельченко. Он оценил также и требование о наличии справок о прививках детей. "Мы понимаем, что эта справка должна быть у каждого ребенка, который ходит в школу. Причем здесь конкретное мероприятие? Если ребенок регулярно участвует в выездных спортивных соревнованиях, ему нужно каждую неделю обращаться к врачу?", – отметил Омельченко.
По мнению общественников, излишняя бюрократия при организации детских туристических поездок во многом связана с тем, что в нашей стране отсутствует головное ведомство, курирующее данное направление. Напомним, сейчас развитием детского туризма одновременно занимаются Минобрнауки России (через систему образования), Минкультуры России и Ростуризм (когда речь идет о коммерческом туризме), Минспорт России (в части спортивного туризма), Роспотребнадзор (в области защиты прав потребителей и установления санитарных правил), а также региональные и муниципальные власти. "Бывает, нормативно-правовые акты одного ведомства в сфере детского туризма противоречат актам другого ведомства. Это печально", – прокомментировала ситуацию Елена Сутормина. Для решения этой проблемы Владимир Омельченко предложил пересмотреть подходы к формированию нормативно-правовой базы в сфере детского туризма, убрав из них лишнюю бюрократию, а также направить разъяснения законодательства в адрес субъектов федерации по вопросам действующих актов.
Узнайте о том, как должна быть обеспечена безопасность туристов, из "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступЕще одной проблемой в развитии детского туризма является высокая стоимость туристических поездок. При этом, по данным Ростуризма, транспортные расходы составляют 50-60% цены тура и с каждым годом стоимость перевозки становится все выше. Так, член президиума правления Российского союза туриндустрии Ольга Санаева рассказала, что с 1 января 2014 года были отменены скидки на железнодорожную перевозку организованных детских групп. "Кроме того, право на бесплатный проезд по России на железной дороге имеют только дети до пяти лет (которые не занимают отдельное место) и до 10 лет в вагонах класса "Люкс". За отдельное место для ребенка в возрасте от 5 до 10 лет придется заплатить в соответствии с детским тарифом. Правом на 50%-ную скидку могут воспользоваться школьники старше 10 лет с 1 января по 31 мая и с 1 сентября по 31 декабря. Таким образом, 17-летний школьник в период учебы может купить билет на поезд за полцены, а 17-летний студент – нет", – пояснила эксперт. "Мы готовы возить всех детей бесплатно. Но вы поймите: мы коммерческая организация и должны платить зарплаты, покупать новые составы, развивать бизнес. Поэтому нам нужна денежная компенсация", – заявил первый заместитель генерального директора АО "Федеральная пассажирская компания" Владимир Каляпин.
Определенные трудности для детского туризма создает и то, что с 30 декабря 2013 года за посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях познавательного туризма взимается плата (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"). "Законодатель не только лишил граждан конституционного права на свободу передвижения, но и "зарубил" весь активный туризм в национальных парках и заповедниках", – считает Сергей Минделевич. Для решения проблемы Правительство РФ подготовило законопроект1, который призван установить случаи пребывания физических лиц на территориях национальных парков бесплатно и без получения соответствующего разрешения. В настоящее время документ принят в первом чтении. "Если и стоит взимать плату на территории национальных парков и природных заповедников, то только за дополнительные услуги – ночлег в обустроенных туристских приютах, посещение бани, экскурсии и т. д. Кроме того, прежде чем думать о плате, нужно разработать туристские маршруты и увеличить количество станций и центров детского туризма", – высказался Владимир Омельченко. Действительно, по информации ОП РФ, за 15 лет количество станций и центров детского туризма сократилось более чем в 2,5 раза.