КС РФ разъяснил, можно ли прекращать выплату пенсии при ошибочном расчете выслуги лет
Суд разрешил некоторые спорные вопросы, возникающие при назначении пенсии за выслугу лет лицам, прошедшим службу в полиции, Государственной противопожарной службе, ФСКН России, а также в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (Постановление КС РФ от 14 января 2016 г. № 1-П).
Согласно действующему законодательству, правом на пенсию за выслугу лет обладают граждане, которые проходили службу в указанных органах и на день увольнения имеют выслугу 20 лет и более. А в некоторых случаях необходимый общий трудовой стаж должен включать 25 календарных лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет служба в одном из указанных органов (ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей").
КС РФ рассмотрел жалобу жителя Красноярского края, который был уволен из полиции по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Но впоследствии ему прекратили выплачивать пенсию из-за того, что была обнаружена ошибка сотрудника кадрового подразделения. Последний неверно исчислил общий стаж сотрудника при составлении расчета выслуги лет для назначения пенсии. Гражданин счел нарушением своих прав тот факт, что выплата пенсии была прекращена вне зависимости от каких-либо виновных действий с его стороны и прошедшего с момента начала выплаты пенсии времени.
Суд признал ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I частично противоречащей Конституции РФ. Он подчеркнул, что право на пенсионное обеспечение необходимо рассматривать в совокупности с характером и продолжительностью профессиональной деятельности работника, как следует из статьи. Но при этом предполагаемое ею безусловное прекращение выплаты пенсии за выслугу лет при ошибочном расчете стажа не по вине самого госслужащего нарушает конституционные принципы. Речь идет о правовой определенности, справедливости и соразмерности, поддержании доверия граждан к действиям государства, а также балансе конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов.
В связи с этим КС РФ поручил законодателю устранить существующую неопределенность. Кабмин должен будет не позднее 19 июля направить в Госдуму соответствующий законопроект (п. 1 ст. 80 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"; далее – закон о КС РФ).
Отметим, что Суд не уточнил, как именно законодателю следует изменить правила пенсионного обеспечения. Без конкретных ориентиров остались и суды общей юрисдикции, которые обязаны руководствоваться позицией КС РФ до внесения соответствующих поправок в законодательство (ч. 5 ст. 79 закона о КС РФ).